Болотов, казалось, не забывал ни строки из всего, когда-либо им читанного. Он знал до двадцати языков живых и мертвых, европейских и восточных, и знал не кое как, чтобы только разбирать их грамоту, а до тонкостей их стиля и диалектологии, с их историей и литературой. Таким же специалистом являлся он по части хронологии – тут он едва ли знал себе соперников в России. Для хронологии необходима астрономия; и В. В. стал астрономом; астрономия покоится на математике – и он стал математиком. Такие же специальные сведения он проявлял и в исторической географии, и в науке о древностях народов Востока, греков и римлян, и в церковной археологии и иконографии, и в метрологии; и вместе он же был блестящим догматиком и историком догмата, умевшим схватить самые неуловимые тонкости богословских систем, изложить их коротко, точно и до осязательности ясно, указать их смысл и значение. Благодаря такой эрудиции, он мог выступать, и выступал без заносчивости, но смело, со своим самостоятельным мнением против величайших научных авторитетов в любой области своего предмета. Среди трудов В. В. нет посвященных специально византийской истории 5 ; но много ценных отдельных замечаний и частных выводов, относящихся к нашей науке, находится почти во всех его статьях. Уже в диссертации его «Учение Оригена о св. Троице» (помимо важной роли, которая принадлежит Оригену в истории византийского богословия вообще) есть отдел: «Историческая судьба учения Оригена о св. Троице», где на стр. 388 – 435 разбирается история отношений к Оригену восточного богословия до V собора включительно. Далее, статьи «Из церковной истории Египта» об изданиях Ревилью: «Рассказы Диоскора о халкидонском соборе» 6 и «Архимандрит тавеннисиотов Виктор при Константинопольском дворе в 431 г.» 7 имеют для византиниста важность прежде всего потому, что, доказывая неподлинность разбираемых памятников в прямом смысле слова, они предостерегают от слепого доверия к ним, как источникам истории III и IV собора; а в примечаниях к вып. 1 находится немало детальных «очерков и набросков», уже прямо о взаимоотношениях православной и монофизитской партий в империи в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Если эти службы могли казаться небольшими («молитв мало», возражает Пахомий ангелу), то по сравнению лишь с молитвенным правилом отшельников, включавшим в (с. 232) себе (для одного раза, в один прием) всю Псалтирь да еще несколько книг Св. Писания (напр., «двух больших пророков»). Правила пр. Пахомия в позднейших редакциях    Как простота и несистематичность рассмотренного «Устава» пр. Пахомия, так и ореол небесного происхождения, которым окружает его предание, достаточно ручаются за то, что в нем мы имеем дело с самым первоначальным уставом Пахомиевых монастырей, в происхождении которого от самого преподобного нет никаких оснований сомневаться. Но нельзя того же сказать о другом, более обширном сборнике Пахомиевых правил. Этот сборник известен ныне в трех редакциях. 1) «Правила (Regula) св. Пахомия», переведенные на лат. яз. бл. Иеронимом (ок. 404 г.) для монахов-латинян Пахомиева монастыря Метания (μετανοια — покаяние) в Каноне (на зап. рукаве Нила). «Иеронимовский сборник правил св. Пахомия (в количестве 194) есть лишь отрывочное обобщение тех явлений, какие были заметны в жизни киновии Пахомиевой приблизительно полвека спустя по смерти Пахомия: так напр. о наказаниях монахам за нарушение правил иноческих в Иеронимовском уставе говорится очень много, а в «Житиях» первоначальников общежития мало. Вообще «Правила» бл. Иеронима дают далеко не столь привлекательную картину жизни в Тавенниси, как «Жития» и Лавсаик. 2) Другая редакция «Правил» пр. Пахомия короче этой первой: правил в ней 128; некоторые изложены яснее, чем у бл. Иеронима. 3) Самая краткая редакция «Правил» заключает их только 50, причем правила кратки (особенно в отделе о наказаниях), более отрицательного характера и вообще производит впечатление большой древности. Но несомненная принадлежность первой редакции бл. Иерониму делает ее наиболее надежным документом (почему ею мы и будем пользоваься). (с. 233) Правила пр. Пахомия, переведенные бл. Иеронимом    Свой перевод правил пр. Пахомия бл. Иероним снабдил кратким предисловием, в котором дает общий очерк жизни в Пахомиевых монастырях его времени и который помогает уразумению правил, по местам очень неясных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После прихода Феодора алекс. в тавеннисийские обители для Пахомия излишни стали, какие бы то ни было, переводчики, потому что, по единогласному свидетельству греческой 43 и мемфисской редакций 44 , Пахомий сам научился говорить по-гречески. Но самые лучшие сведения о положении этих греческих пришельцев в пахомиевской обители дает письмо Аммона, впоследствии епископа антинойского. 17-ти-летним юношей он пришел в обитель тавенниситов и здесь провел три года, занимаясь изучением Св. Писания. Он помещен был в дом Феодора Александрийского, где обитали греческие монахи, числом 20. Сам начальник дома и ближайший помощник, некто Авзониий, вели с ним дело истолкования св. Писания, и лишь изредка Феодор, ученик Пахомия, являлся к ним и отвечал на разные недоумения и вопросы обучавшихся, при чем Феодор алекс. переводил его ответы Аммону 45 . Отсюда следует, что: 1) все греческие монахи, находившиеся в пахомиевских обителях, жили только в одном доме, стоявшем под главенством Феодора александрийского; 2) что Феодор и его помощник Авзоний вовсе не были постоянными переводчиками для начальствующих над киновитскими монахами и в 3) что они сами обучали приходивших к ним греков и только по временам и по требованию обстоятельств 46 служили истолкователями их слов и разъяснений для лиц, не знавших коптского языка 47 . Данные, заключающиеся в известиях коптского жития о происхождении первой биографии Пахомия, приводят нас к совершенно другим заключениям. Уже самое название «братья» в устах коптов, всегда презрительно и недоверчиво относившихся к иностранцам 48 , должно указывать на авторство коптов. Далее, Феодор свою речь о необходимости почтить память Пахомия держал в Певоу и здесь же, а не в доме иностранцев, находившемся в Тавенниси, появилось первое жиле Пахомия, как показывают слова его к братьям, сказанные в том же Певоу: «запомните и пр.». И, наконец, – самое важное, – авторы первого жития были постоянными переводчиками, прислуживавшими Феодору в его непрерывных сношениях с приходящими из чужих стран людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

София, Магнавра, Манганы, Влахернский храм Богоматери, Влахерны, Мамма, храм Св. Апостолов, акведук, цистерны. Констанца – город в Италии. Консул – высшая гражданская должность в римской Республике (см.: Рим). Два К., управлявшие государством, избирались на год, по имени К. в Римской империи велось летоисчисление. Во времена Империи К. – высокий почетный титул, ношение которого было сопряжено с тяжелыми повинностями по устройству за свой счет зрелищ, торжеств, развлечений, раздач денег народу в первую неделю января. В поздней Римской империи и ранней Византии консулат стал чисто формальным, не связанным с реальной властью, смена К. происходила до 10 раз в году. Очередному К. вручалась спортула и заказывался диптих из слоновой кости, на котором писалось объявление о его назначении. С 541 г. Юстиниан I прекратил назначение К., но и после его смерти некоторые императоры объявляли себя К. Этот почетный титул был окончательно упразднен в IX в. См.: ипат. Контакарион – книга для Божественной литургии, содержащая контакионы, которые пели в течение служб церковного года. Контакион – тропарь, содержащий краткое содержание сюжетов церковного празднования. Контарат – кондарат. Контарий (контарион) – толстое крепкое копье, кавалерийская пика, согласно военным трактатам Х в., длиной 3,6 м (иногда византинисты называют ее большую длину – от 5,5 до 6,7 м). Иногда К. имел на конце трезубую насадку (тривеллий) или наконечник серповидной формы. Ср.: риктарий (риптарий). Контоманика – туника с короткими рукавами. Контор – копейщик из числа катафрактов. Контос – или просто конт, то же, что контарий. Контостефаны – знатный род, представители которого играли большую роль в истории Византии XII в. Контуверний – группа солдат численностью от 4–5 до 10–16 человек, связанных между собой отношениями родства, дружбы, знакомства, а также фактом близкого расположения в боевом строю, в маршевой колонне и в условиях лагерной стоянки, где они должны были иметь общую палатку и питаться из одного котла. Ср.: паратаксия. Конфедерация – 1) союз, объединение каких-либо организаций, например, монастырей (см.: Фиваида, Нитрия, Скит, Тавенниси, Латра, Гана, Метеора); 2) постоянный союз государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, объединяющихся с целью координации своей деятельности по некоторым вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разве они одни в то время пасли овец и ходили по пустыне с стадами? – Но поскольку они одни были заботливы, и естественный сон побеждали опасением подстерегающих волков, то первые удостоились слышать о том, что совершилось вблизи; а спящий Иерусалим не знал о том. Посему и вы бодрствуйте, содевая свое спасение со страхом и трепетом, и памятуя о том, что Господь всяческих, от Которого всякая плоть приимет воздаяние за все содеянное ею, явившись по воскресении, говорил Апостолу Петру: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы Моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? Глагола Ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя» ( Ин. 21:15–19 ). И в третий раз еще заповедал Он ему пасти овец; – и тем на всех нас возложил долг тщательно пасти овец Господних, в надежде в день пришествия Его, за сей труд пасения получить то, что Он обетовал в Евангелии: «Отче, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною» ( Ин. 17:24 ); и опять: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ). Будем же взирать на обетование сие, чтоб уверены будучи в воздаянии, легче и охотнее поднимали мы всякий труд, ходя, как ходил Господь, обетователь наград. 18 . Вы также, вторствующие в домах, держитесь смирения и кротости и законом общей жизни считайте заповеди старцев, чтоб, соблюдая их, сохранить вам души свои, уподобляясь Тому, Кто сказал: «Душа Моя в руку Твоею выну» ( Пс. 118:109 ). – И исполняя написанное: «Сын да прославляет Отца». – За это обрадованы будете вы, плодами трудов своих. Без трудов же и плодов никто не будет обрадован общением с Господом. Только имея плод о Господе, можете вы соделаться наследниками и сонаследниками Ему. 19 . И вам всем, братья, состоящие в подчинении, по чину свободного порабощения, говорю: «Да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящии: и вы подобни человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

247 . Устав относительно сих монастырей содержит только один пункт, – 193-й. Он гласит: «Никто не должен ходить к инокиням для посещения, разве кто имеет там мать, или сестру, или мать детей своих. Если кому будет настоять крайняя нужда видеть их, с тем посылать старца, приставленного к ним: повидают их и вместе возвратятся. 248 . Никто не должен ходить туда кроме показанных выше, так: сначала скажут Авве монастыря, а тот пошлет к старцам, определенным к монастырю дев, чтоб они сходили с ними повидать дев. И повидают тех, коих нужно в присутствии их, со всяким благоговеинством и страхом Божиим. – О мирских вещах не должны они говорить. 24) Епитимии 249 . Немощи человеческие столь велики, что самые благотворные учреждения для иных остаются бесплодными, или не всегда и не во всем плодоносными. Это же имело место и в учрежденных пр. Пахомием Киновиях, с премудрым уставом, действенно направленным к целям иночествования. То по ослаблению внимания, то по разленению, то по вражескому искушению нередко случались и в них падения с нарушением не только монастырских правил, но и Божеских заповедей. Как такие падения были не в конец, но или тут же сопровождались раскаянием и желанием исправления, или обещали исправление впереди, то не всякого падшего законно было тотчас изгонять из сообщества Святых, но надлежало употреблять меры исправления и вразумления, чтоб, если оказывалась необходимость изгнать кого, изгонять его по удостоверении, что нет более надежды на его исправление. На это пр. Пахомий обращал особенное внимание, и как сам сострадательно и любовно относился он к падавшим, так и преемникам своим и всем настоятелям внушал со всем усердием заниматься врачеванием немощных. Так это и делалось. Из мер, какие принимались к исправлению падавших и утверждению их в сей исправности, составились правила наказания или епитимии, о которых часто поминается в уставе. 250 . Мерам исправительным подвергались все падавшие, и ни одно нарушение или опущение не оставалось без взыскания. Тяжесть епитимии определялась, с одной стороны, важностью нарушенного правила, а с другой, чувствами раскаяния. То было общим законом, что проступившийся в чем-либо, как только замечал свою ошибку, не дожидая обличения, должен был встать, сознать свою погрешность и просить прощения. За этим следовали или простое замечание или выговор более или менее строгий, увещание или и наказание. «Кто мимо идет какую-либо из заповедей, пусть без всякого промедления приносит покаяние в небрежности, да возможет получить Царствие Небесное» (п. 194).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

159 . Недельные столовщики ничего себе особого из пищи не готовили, равно как и те, кои готовили варево. Они вкушали пищу после других, и сами себе прислуживали (п. 35, 44, 76). 15) Сон 160 . Как видели уже, братия, совершив шесть вечерних молитв в доме, расходились по келиям спать (п. 126). В полночь пробуждал их недельный на ночное молитвословие, после которого они уже не давали себе спать. Таким образом, половина ночи отдавалась сну, а половина посвящаема была бдению в молитве и богомыслии. 161 . Ангел заповедал: «Спать братия не должны лежа, но пусть устроят себе седалища с отлогими задниками и спят на них сидя, постлавши постель свою». То же повелевает и 87-й пункт устава: «Для спанья никто не должен иметь другой кровати, кроме седалища с наклонною назад спинкою, которое дано ему будет». К сему прибавляется в след. правиле, 88-м: «Кроме псаты, т.е. рогожи, на это седалище отнюдь не должно постилать что-либо другое для спанья.» 162 . Ангел повелел также: «На ночь братия должны оставаться в льняных левитонах и препоясанные; и без милоти не должны они спать». Вероятно, оставался на них и кукуллий, никогда не скидавшийся. 163 . В келиях, как повелел Ангел, обычно помещалось по три брата; им предписывалось, отшедши ко сну, не заводить речей друг с другом. Это же они должны были соблюдать и когда оставались на ночь в поле и располагались спать вместе, или когда в душное время выходили спать на доматы (плоские кровли) (п. 87). 164 . Если случится кому проснуться прежде времени вставания, правило говорит ему: «Пусть молится; и если чувствует жажду, а настает день поста, пусть воздержится и не пьет» (п. 87). 165 . Никто не должен на ночь запирать келию, которая и иметь не должна того, чем бы ее можно было запирать. В сем, впрочем, отношении Авва монастыря может иному сделать снисхождение, из уважения к летам или состоянию здоровья (п. 107). Видно не во всякой келии было по три брата; бывало и по одному. На это наводят и другие пункты устава. 16) Внутренняя жизнь: созидание духа истиною

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

2. Устав Тавеннисиотского общежития Из житий пр. Пахомия, Орсисия и Феодора Освященного уже довольно выяснились заведенные пр. Пахомием порядки иночествования общежительного. Главное предначертание для этих порядков дано св. Ангелом на дщице. Последующее развитие их в подробностях сделано пр. Пахомием по руководству того предначертания и по внушению свыше особенному, которого нередко сподоблялся он при разных случайностях. Пр. Пахомий не писал предварительно общего плана для общежитий, а заводил порядки, как встречалась нужда. Правила рождались тотчас, как представлялся случай, требовавший их. Таким образом, жизнь общежительная сформировалась вполне еще при жизни пр. Пахомия; но нет ничего дивного, что и после него иное требовало новых правил, которые и были даваемы бл. Орсисием и Феодором Освященным. В оставшемся от Орсисия наставлении инокам есть два-три правила, слово в слово приводимые и в уставе. Эти правила и можно относить к Орсисию. Если же эти относить, то почему ими одними ограничим участие Орсисия в заведении порядков? Если далее бл. Орсисий давал правила, то тем более прилично это сказать о пр. Феодоре Освященном, столь многими дарами Духа Святого обогащенном. – Итак, за несомненное можно положить, что все общежительные порядки иночествования окончательно заведены и утверждены правилами всеми тремя великими Аввами: Пахомием, Орсисием и Феодором. Оттого устав в иных списках так и озаглавливался: устав трех великих старцев. Этот устав, писанный, не обнимает всех порядков общежития, заведенных в Тавеннисиотских обителях. Может быть, при жизни пр. Пахомия, кроме правил, начертанных Ангелом на дщице, ничего писанного и не было. Весь устав был в пр. Пахомие и действовал на практике, будучи исполняем теми, на коих возлагаемо было блюдение заведенных порядков. Впоследствии, стали записывать то сторонние посетители, то свои для памяти. В записи не соблюдался какой-либо порядок, а что приходило когда на ум или представлялось важным, то и записывалось. Так прилагалось правило к правилу, и составился сборник правил, составляющих дошедший до нас писаный устав пр. Пахомия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Обязательным условием жизни тавеннисиотских монахов, как видно из Устава, была частая и подробная исповедь у старца (духовника). Новоначальный должен был открывать все свои мысли и намерения: и греховные, и добрые. Запрещалось в чем-либо доверять своим помыслам до тех пор, пока не одобрит или не осудит их духовник. Поскольку в первых монастырях практически не было монахов-пресвитеров, то роль духовников выполняли простые монахи-старцы, умудренные опытами духовной брани, отмеченные особыми благодатными дарами и определенные на это послушание главным аввою монастыря. Поначалу это были ближайшие ученики преп. Пахомия, которых он ставил во главе многих своих монастырей . Уход из монастыря по Уставу преп. Пахомия Великого Что же касается правил ухода из монашества, если только их можно так назвать, то сначала они были очень просты . Еще при жизни преп. Пахомия были случаи, когда от него уходили нерадивые и самовольные монахи, которые не только сами сворачивали с истинного пути, но и других, более ревностных, сбивали своим плохим примером. Обычно причиной ухода было открытое неповиновение, ропот, осуждение или другие тяжкие проступки. Нарушителей долго терпели и пытались исправить и вразумить . Из монастыря изгонялись только самые неисправимые и упорные в своих дурных привычках . За некоторые провинности были установлены специальные исправительные наказания. Поскольку таких провинностей было много, то и система наказаний была хорошо продумана. В зависимости от тяжести проступка определялась и мера наказания. Были и телесные наказания. Все они имели целью духовное исправление согрешающего. В уставе преп. Пахомия было определено, что побег из монастыря приравнивается к добровольной погибели: «Если убежит кто, и смотритель раньше трех часов (после свершившегося) не донесет авве, то будет виновен в погибели брата , разве только опять найдет его» . В монастырях преп. Пахомия при каждом доме были смотрители, они-то и были блюстители братий. Они должны были не просто смотреть за братиями, но, главное, быть во всем для них примером. И если бывало так, что кто-то убегал из монастыря, то отвечал за него смотритель: он нес епитимию за убежавшего брата .

http://pravoslavie.ru/30899.html

СЛОВО 26, ГЛАВА 248 нн Душе свойственно размышлять и познавать грех свой, и, познавши оный, вразумляться, подобающим образом раскаиваться, исправлять все должное, и стараться уменьшать и совершенно прекращать зло, и исполнять добродетели с благим рассуждением, и принимать просвещение, приходящее от Ангела, которого получила при крещении и который охраняет, наставляет и просвещает ее в богоугодном и обличает ее, чтобы удалялась от дел, ненавистных Богу. Душа же некрещеная не получила такого Ангела, а потому она слепа и не чувствует содеваемых ею величайших грехов, но упорствует, и неразумно радуется о злых своих делах, и вовсе не помышляет о них, не сокрушается, не умиляется, чтобы слезами омыть себя, и не вразумляется великими злостраданиями, как это бывает с душою крещеною. Новогреч. перевод " Лествицы " Афанасия Критского, с. 419 СЛОВО 27, ГЛАВА 29 оо Некоторые удаляются в безмолвие, потому что считают невозможным, видя снеди, пития, одежды, лица и тому подобное, удерживать свои пожелания и отсекать оные. Новогреч. перевод " Лествицы " Афанасия Критского, с. 432 СЛОВО 27, ГЛАВА 32 пп Илия Критский так разрешает этот вопрос: " Тавеннисиотяне были монахи общежительные, скитяне же - безмолвники. А безмолвие - великое дело и виновно бывает большего преуспеяния могущим вместить оное. Не хочет же Лествичник говорить об этом ради немощнейших; то есть чтобы они безвременно не стремились к безмолвию. Ибо по учению преподобных отцев, не все могут вступать в безмолвие, но только обученные и утвердившиеся в монашеском житии, и оказавшиеся благоискусными в духовной брани, и восходящие из общежития, как опытные воины, на высшее поприще - на безмолвное житие, которое и считается верхом подвижничества и жительством совершенных. Патрология, т. 88. с. 1117 СЛОВО 27, ГЛАВА 47 рр Стоя однажды на молитве с великим усердием и благоговением, я восхищен был умом, и обрелся с Ангелами, которые посреди Бога и людей, и Его молят о них, а их просвещают и укрепляют в богоугодном. И приблизился ко мне Ангел Господень, просвещал меня и объяснял мне те великие и сокровенные таинства, которые я жаждал и желал узнать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/682/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010