С. 109). Местоположение Нитрийской горы указано в paбome: Whime 1932. К этой горе можно было попасть пройдя путь приблизительно в один день пути по воде от Александрии. О географии, топографии и устройстве Нитрии см.: Читти 2007. С. 60–66. 7 .1 ...озеро, называемое Мариа (греч.  Μαρα) – Мареотское озеро. 7 .4 Употребляют и вино; и продается вино – Как отмечает Читги, «вещь немыслимая для тавеннисиотов» (Читти 2007. С. 64). Вообще об употреблении вина в монашеских общинах того времени см.: Там же. С. 84, прим. 129. 8 .0 Амун (’ Αμον ), также Аммун, Амон. Прп. Амун (†  ок. 350 г.) – один из пионеров древнего монашества в Нитрийской пустыне, где он провел 22 года; умер прежде прп. Антония, в возрасте 62 лет, т. е. не позднее 356 г. Бартелинк считает более правильной форму «Амун»; в русских святцах – Аммон. Амун упоминается в «Житии прп. Антония» (60), в «Истории монахов» (22), в «Церковной истории» Сократа (4.23.3–11; PG 67,509С-512 С) и Созомена (14.1–8; PG 67,900D-901C). 10 .0 Памво  ( Πμβω) – В русских святцах – Памва. Прп. авва Памво, как гласит коптское житие, был в пустыне вторым после Антония Великого . Как и св. Антоний, он был неграмотным простолюдином. Но будучи наставником Длинных братьев (см. ниже), через это связан с оригенистским движением. Его называли αληθινς – «истинный», и вся братия свидетельствовала о его добродетели (то, что эпитет αληθινς опущен в «Лавсаике», как считает Де Вогюэ, – плод антиоригенистской реакции). Коптская версия жития аввы Памво содержится вместе с «Житием Евагрия» во фрагментах коптского синаксария, опубликованного в изд.: АтёИпеаи 1887. Р. 73–124 (франц. nep.: De Vogü 01994. P. 95–102). 10 .1 ...братьев: Диоскора епископа, и Аммония, Евсевия, Евфимия – Речь идет о так называемых Длинных братьях, сыгравших большую роль на первом этапе оригенистской смуты. Гийомон считает не подлежащим сомнению то, что это их имел в виду св. Епифаний Кипрский в «Слове якорном» («Анкорате»), сокрушаясь, что заблуждение Оригена распространилось среди самых выдающихся монахов Erunma (Guillaumonm 1962. Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

39 А не боязнь литературного труда, навязываемая некоторыми исследователями коптам. Мы видели, что у коптов до появления греческой жизни или вообще записанной жизни Пахомия уже существовала довольно обширная литература о нём. 44 Читателю, незнакомому с приемами исторических комбинаций, может показаться действительно странным то обстоятельство, почему Феодор, когда житие Пахомия было уже написано, обращается к братьям с такою речью: «запомните мои слова (а не приготовленное житие)», но во-первых, среди коптов была масса безграмотных людей, для которых имели значение только слова Пахомия, а не написанное житие, а во-вторых, Федор, конечно, желал, чтобы память о Пахомии и его наставлениях сохранилась не в письмени только, но и в сердцах его учеников. 47 А. d. Μ. G., XVII: ils l’ écrivirent. parce qu’ apres avoir fini de leur parier et de glorifier en tout s ses suffrances, p. 259. 48 A. d. Μ. G., XVII: les frères, qui lui servaient d’ interprètes, l’eurent entendu une foule de fois des practique de notre père Pakhäme, ils s’adonnèrent au tout leur coeur à ce qu’il avait dit à son sujet avec certitude, – p. 258. 55 Аммон явился в Пахомиевские обители с особой целью; вручая его попечению Феодору александрийскому, Феодор сказал: «постарайся, чтобы он прекрасно был наставлен в свящ. писаниях: он не останется навсегда в монастыре, но будет служителем церкви Божией (cit. loc.)». Эта особая цель прибытия Аммона в Тавенниси и его будущее предназначение и объясняет нам, почему Феодор сам иногда приходил в дом греков и давал свои объяснения. Для обычной же цели, для какой существовал этот дом, т. е., для приготовления приходящих греков к принятию монашества посредством изучения коптского языка особые посещения Феодором этого дома были излишни. 56 Что же касается до нового доказательства, приведенного Троицким, на 92 стр. своего исследования в пользу оригинальности греческого жития (о 3-м лице), то оно основывается на каком-то непонятном недоразумении. Насколько греческий автор стремится выставить своё «мы», настолько это «мы» исчезает в коптском документе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господи, Ты дивно во святых сияешь, Мощь Свою и милость через них являешь, Словно Солнце в сонме лучезарном звездным, Путь Ты озаряешь кротким и смиренным. Мудрость им даруешь, мудрых посрамляя, Бедных и убогих благом наделяя. Многих одарил Ты сим небесным даром, Во святых прославил молодых и старых, Нет ни каст, ни классов там, где только милость, Во Христе все души чистые сроднились, Трепетно прильнули ко своей Святыне, – Именно таких Ты и зовешь святыми. Гнев и ложь отвергнуть Ты зовешь нас, Боже, Чтобы мы сияли, с Ангелами схожи; Чтобы, лучезарны, кротки и чисты, Перлы их небесной зрели красоты. И святой Сильвестр был таким же точно, Нам Твое являя имя непорочно. 2. Преп. Серафим Саровский . Один из величайших русских подвижников, прозорливцев и чудотворцев. Родился в 1759 году, преставился в 1833 году. Отличался великим смирением. В то время когда его прославлял весь он называл себя «убогим Серафимом». 3. Св. Феодотия, мать святых братьев Космы и Дамиана, бессребреников и чудотворцев. Проводила богоугодную жизнь и на такую жизнь наставила и своих сыновей. 4. Преп. Аммон. Великий подвижник V века. Был настоятелем Тавеннисиотского монастыря в верхнем Египте. Под его руководством подвизалось около 3000 монахов. Имел благодатный дар чудотворения и прозорливости. Когда один монах обратился к нему за советом, он ему сказал: «Будь похож на преступника в темнице. Как он непрестанно спрашивает: когда придет судия? – так и ты спрашивай себя со страхом». Рассуждение Как ты ответишь тем, кто утверждает: «Не может Христос Чудотворец вместиться в нашу логику?» Ответь просто: «Вместитесь вы в Его [логику]». Ведь в Его логику вмещается вся вечность и всё благородство времени; так что, если захотите, [там] найдется место и для вас. Если бочка не входит в наперсток – наперсток войдет в бочку. Блаженный Климент Александрийский говорит: «Философы суть дети до тех пор, пока не станут они [взрослыми] людьми через Христа... ибо истина – никогда не есть одно только мышление». Христос пришел, чтобы исправить людей, а значит – и человеческую логику. Он – наше Слово [в серб, букв.: Логос. – Ред.] и наша Логика. Поэтому мы должны сообразовывать наш разум с Ним, а не Его [приспосабливать] к нашему разуму. Он – корректив нашего разума. Ведь не солнце сверяется с нашими часами, а наши часы – с солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

И со всех сторон [земли] услышал я голоса глаголющие: " Здесь истина " . И увидел я многих [людей], следующих за каждым голосом, которые во мраке вели друг друга. И только на востоке вселенной увидел я высоко расположенный светильник, сияющий, как утренняя звезда. Оттуда услышал я голос, рекший мне: " Не обольщайся теми, кто влечет тебя во тьму, но следуй этому свету. Ибо в нем истина " . Сразу же услышал я [и еще один] голос, рекший: " Светильник этот, который ты видишь сияющим подобно утренней звезде, будет некогда сиять для тебя ярче солнца. Ибо он есть проповедь Евангелия Христова, возвещаемого во святой Его Церкви, в которой ты крещен. Зовущий [оттуда] есть Христос, и Он - в Александре, епископе Александрийской церкви Другие голоса во мраке суть голоса ересей. Бес, руководящий каждой из них, своим голосом призывает многих и вводит их в заблуждение " . А затем увидел я множество [мужей] в сияющих одеждах, притекающих к светильнику, и восхвалил Бога. Презрев желавших ввести меня в заблуждение, я поселился с человеком Божиим Паламоном, подражателем святых. [Я пребывал с ним] до тех пор, пока Ангел Господень, представ предо мною, изрек: " Возгревай приходящих к тебе тем огнем, который Бог возжег в тебе " . И руководимый этим Ангелом, я устроил, при помощи Божией, эти монастыри " Знай, [Аммон], что и Афанасий, епископ Александрийской церкви, исполнен Духа Святаго (Деян.7:55) 13. Когда Афанасий был поставлен во епископа, Пахомий говорил всем нам: " Благие мужи не ставят под сомнение решение Божие о нем под предлогом молодости его и не усердствуют в том, чтобы разделить Церковь Божию Мне же Святой Дух сказал: " Я воздвиг его столпом и светильником для Церкви " " . Также [Пахомий еще говорил]: " Многие скорби и клеветы от людей ожидают его ради благочестия во Христе. Но, препобедив всякое искушение и укрепляемый Им до конца, он будет возвещать церквям истину Евангелия " . 14. После этого Феодор был вместе с Пахомием в упомянутом выше монастыре тавеннисиотов в Тентиритском номе Здесь, предавшись своим ночным молитвам и отягощаемый сном, он начал прогуливаться по монастырю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

30 А не боязнь литературного труда, навязываемая некоторыми исследователями коптам. Мы видели, что у коптов до появления греческой жизни или вообще записанной жизни Пахомия уже существовала довольно обширная литература о нем. 35 Читателю, незнакомому с приемами исторических комбиваний может показаться действительно странным то обстоятельство, почему Феодор, когда житие Пахомия было уже написано, обращается к братьям с такою речью: «запомните мои слова (а не приготовленное житие)». Но, во-первых, среди коптов была масса безграмотных людей, для которых имели значения только слова Пахомия, а не написанное житие, А во-вторых, Феодор, конечно, желал, чтобы память о Пахомии и его наставлениях сохранилась не в письменном виде только, но и в сердцах его учеников. 38 A d. М. G. 17 ils l’ ecrivirent. рагсе qu’ apres avoir fini de Jeur parler et de glorifier en tout s ses suffrances, p. 259. 39 A. d. M. G. 17: les freres, qui lui servaient d’ interpretes, l’ eurent entendu une foule de fois des practique de notre pere Pakhame, ils s’adon nerent au tout leur coeur a ce qu’il avait dit a son sujet avec certitude, – p. 258. 46 Аммон явился в Пахомиевские обители с особой целью; вручая его попечению Феодору александрийскому, Феодор сказал: «Постарайся, чтобы он прекрасно был наставлен в священ. писаниях: он не останется навсегда в монастыре, но будет служителем церкви Божией (cit. loc). Эта сосбая цель прибытия Аммона в Тавенниси и его будущее предназначение и объясняет нам, почему Феодор сам иногда приходил в дом греков и давал свои объяснения. Для обычной же цели, для какой существовал этот дом, т.е. для приготовления приходящих греков к принятию монашества посредством изучения коптского языка особые посещения Феодором этого дома были излишни. 47 Что же касается до нового доказательства, приведенного Троицким на 92 стр. своего исследования в пользу оригинальности греческого жития (о 3-м лице), то оно основывается на каком-то непонятном недоразумении. Насколько греческий автор стремится выставить свое «мы», настолько это «мы» изчезает в коптском документе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Пища в непостные дни состояла из сыра, яиц [ 439 ], овощей вареных, похлебки из них; по средам и пятницам многие совсем не ели; иные вкушали пищу раз в два дня. Все ели не более раза в день — одни в 6 часу, другие — в 7, 8, 9, 10, 11, или вечером с появлением звезд. Такую картину жизни в Тавеннисиотском монастыре дают «Жития» прп. Пахомия, сохранившиеся в разных редакциях — греческой, латинской, коптской (на двух наречиях — мемфисском и фивском), эфиопской и арабской; большая часть этих сведение находится в коптском житии, сохранившемся в рукописи Х в. [ 440 ]. С этой картиной вполне сходится описание Руфина и Палладия. Это описание относится к тому времени, когда в Тавенниси было уже ок. 3 тыс. монахов и ими управлял прп. Аммон. (кон. IV b.): «иноки принимали пищу с лицем покрытым, опустив глаза вниз, чтобы не видеть, как есть близ сидящий брат; за трапезой все хранили такое строгое молчание, что, казалось, находишься в пустыне; за трапезу садились только для виду, чтобы скрыть свое подвижничество; одни раз или два подносили к устам руку, взявши хлеба или маслин, или чего-либо другого, что было предложено на трапезе, и вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны; другие, съевши немного хлеба, ни до чего больше не дотрагивались, а иные довольствовались только ложками тремя кашицы (ζωμο)» [ 441 ]. В Четыредесятницу тавеннисийские иноки, по словам Палладия, не употребляли вареной пищи; сверх того, иные налагали тогда на себя еще особые подвиги: одни принимали пищу вечером, другие чрез 5 дней., иные всю ночь стояли на молитве, а днем сидели за рукоделием [ 442 ]. Таковы были внешняя сторона и история Пахомиевых монастырей. Внутренняя организация, сообщенная прп. Пахомием своим монастырям, значительно расходилась со всем строем жизни как отшельнической, так и выше перечисленных нижне-египетских монастырей анахоретского типа. Основой здесь была власть, регламентация и кара (епитимия), начала, которыми отшельники в своем духовном руководительстве отказывались пользоваться, а анахоретские монастыри применяли в самом ограниченном размере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

VI в. V. Монашество и мон-ри Стремление к молитвенному уединению с особенной силой проявилось в первые века христианства именно в Египте. О тех, кто предпочел «отдать себя всецело жизни по добродетели», говорил уже Ориген (In Rom. I 2. 9-14). Коптский синаксарь упоминает молодого александрийца Павла Фивейского , избравшего в сер. III в. уединенный образ жизни в пустыне (Vita S. Pauli//PL. 23. Col. 17-28); в юности его посещал там основатель монашества прп. Антоний Великий (251-355/6). Наиболее известными обителями были Нитрия и Скит , начало к-рому положил прп. Макарий Египетский . Наряду с анахоретами (отшельниками) и еремитами (пустынниками), последователями прп. Антония, вскоре появились и киновии - очаги общежительного монашества, отцом к-рого является прп. Пахомий . Его Тавеннисийский мон-рь в Фиваиде (основан ок. 315-320) стал образцом для множества подобных обителей. Всего Пахомий основал 9 муж. и один жен. мон-рь. После его смерти др. обители основывались во всех частях Египта и в Эфиопии. Из Египта (где к нач. V в. насчитывалось ок. 7 тыс. монахов) монашество распространилось в Палестине, Сирии, М. Азии и на Западе. Можно уверенно утверждать, что монашество стало величайшим даром Александрийского Патриархата христианству. Окрестности Александрии Окрестности Александрии Александрия находилась в постоянном общении как с отдельными подвижниками, так и с мон-рями. Прп. Антоний, познакомившийся в пустыне с Афанасием Великим, посещал столицу Египта, чтобы укрепить верующих в гонение Максимина и во время арианских волнений (Житие св. Антония. 46. 1, 69-72). Один из его учеников, св. Иларион , выходец из Палестины, учился в Александрии, где и принял крещение; он вновь посетил город в 362 г., остановившись в мон-ре Брухий. Прп. Пахомий был весьма привязан к свт. Афанасию, живо интересуясь жизнью в Александрии; незадолго до своей смерти он послал в город Феодора Освященного поздравить святителя с возвращением на Александрийский престол. Для прибывавших к нему в Фиваиду жителей Александрии и др. мест, где не говорили по-коптски, прп. Пахомий учредил особую общину во главе с Феодором , бывш. чтецом АПЦ Александрийцем, избравшим монашескую стезю под влиянием свт. Афанасия, был Аммон , буд. епископ. Прп. Макарий Градский, получивший прозвание по своему происхождению (Городской, т. е. уроженец Александрии), монашествовал в разных обителях, в т. ч. Нитрийской и Скитской. Фиваидские монахи посещали Александрию и с хозяйственными целями (продажа избытков урожая и того, что производилось в мон-рях), и для оказания милостыни, напр. раздачи зерна бедным и заключенным города. Монахи прибывали в Александрию поодиночке и группами, когда считали, что верующим грозила к.-л. опасность,- так поступал прп. Антоний, так случалось и много позже, во времена мон. Евагрия . Нек-рые мон-ри находились и в самом городе: напр., Брухий, мон-рь аввы Палладия на зап. окраине Александрии, в месте, называемом Литазомен, или мон-рь «близ моста св. Петра».

http://pravenc.ru/text/82070.html

В Нитрии аскеты могли жить поодиночке, парами или группами. Мы черпаем свои сведения из источников, написанных только через полстолетия (это Палладий и Historia Monachorum); 214 однако то, что они сообщают нам, вероятно, приложимо и к тому времени, когда монахов здесь было сравнительно немного. Руфин в своей «Церковной истории» 215 сообщает (речь идет примерно о 373 годе), что здесь находилось не менее трех тысяч монашествующих. Через двадцать лет Палладий говорит уже о пяти тысячах монахов. Согласно Historia Monachorum они занимали около пятидесяти «обителей» (μονο) разных размеров, в которых могли жить как двоетрое, так и несколько сотен монахов. Так, в палладиевом «Диалоге о жизни святого Иоанна Златоустог о» (Dialogus de Vita Sancti Joannis Chrysostomi) мы читаем об обителях с 210 и со 150 монахами. " 216 Здесь уже не могло идти и речи о том, чтобы жить на «расстоянии крика» друг от друга. Если бы в девятом часу вы оказались в центре [Келлий], вы услышали бы пение псалмов, доносящееся изо всех обителей и решили бы, что находитесь в Раю. Здесь, в центре, находилась единственная «экклесия» это слово так же как и в Сирии, повидимому, обозначало всю совокупность церковнообщинных строений, а не одно только место богослужения (которое Афанасий называет κυριακν, откуда происходит и наше « церковь »). По всей видимости, по субботам и воскресеньям на общее богослужение и общую трапезу сюда сходились все монахи. За оградой стояли три пальмы, с которых свисали плети для наказания провинившихся монахов, грабителей и какихто иных нарушителей. Семь пекарен обеспечивали хлебом как Нитрию, так и Келлий. Здесь же находился и странноприимный дом, в котором страннику дозволялось неделю жить «без дела», после чего он получал работу в саду, в пекарне или на поварне; грамотным давали читать книги и оставляли их в одиночестве до полудня. Странники порою проводили здесь по дватри года. На Нитрийской горе существовали свои врачи и пирожники (pastrycooks πλακουντριοι в русском переводе «Лавсаика» «аптекари» прим. пер.), здесь употреблялось и продавалось вино – вещь немыслимая для тавеннисиотов. 217 Помимо традиционного для монастырей производства канатов здесь занимались и льном, что в очередной раз напоминает нам о близости этих мест к плодородным землям Дельты (так, в ВадиэльНатрун подобное занятие было бы невозможным). Этим же ремеслом, скорее всего, занимались и в тавеннисиотской общине: Аммон рассказывает о доме в Пбоу, в котором жило двадцать два ткача. 218

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

В арабском переводе известны 20 писем Великого Антония; семь из них – те же самые, которые читаются в древнем латинском переводе, только расположены в другом порядке; так второе латинское соответствует шестому арабскому. Древний список 20 арабских писем Антония, писан, как сказано в конце его, египетским иноком Авраамом в 800 году; и, следовательно, сам по себе ручается за подлинность всех писем. К этим несомненным письмам надобно присоединить и то краткое письмо прп. Антония к авве Феодору Тавеннисиотскому, которое сохранил списком Аммон в письме к Феофилу епископу Александрийскому. 97 . В арабском переводе сохранились еще 80 правил, 20 слов, увещания и изложение мыслей преподобного Антония. Первые (правила) те же самые, которые Венедикт Анианский еще в VIII веке помещал на латинском языке в своем собрании иноческих правил 98 ; 20 кратких слов о вере в Господа, о страхе Божиим и проч., не различаясь по духу от писем, оправдываются в своей подлинности общим преданием Восточным; прочие наставления – одного и того же духа – простого, Евангельского и частью содержат в себе те мысли и ответы прп. Антония, которые издавна известны по древним греческим памятникам 99 . К этому надобно присоединить то обширное слово к инокам, которое сохранил св. Афанасий 100 . 93 Афанасий Vita S. Anton. E. 2. ισηλθεν ις τν κκλσιαν κα συνευη τοτε το υαγγελιον ναγινοσκεσθαι κα ηκουσε του Κυριου λεγοντος τω πλουσιω Η. τ. α. с. 3. ως δε παλιν εισελθων ις το κηριακν, κουσε εν Τ. Ευαγγελιω. κ. τ. α. В беседах с знавшими один только греческий язык он пользовался переводчиком; один из таковых был Евлогий, который говорит у Палладия: τοτων τν λων λγων ρμηνες ατς γγονα, το μακαρου ντωνου λληνιστ μ εδτος. Другой переводчик – Исаак; Иероним об Иларионе: repertis ibi duobus monachis Isaac et Pellisiano, quorum Isaac interpres Antonii fuerat (Vita Hilarionis c. 30). 95 Photii Bibl. cod. 148. Повествование известно ныне в древн. латинск. переводе Пелагия; здесь сказано: «сказал авва Антоний: «думаю, что тело имеет в себе самом естественное движение». См. § 4 1-го латинск. письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОН ТАВЕННИСИОТ († ок. 400), прп. (пам. 26 янв.). В греч. и лат. версиях «Истории монахов» А. Т. назван настоятелем (греч. πατρ μοναχν, лат. pater monachorum - отец монахов) 3000 тавеннисиотских иноков в Фиваиде , вероятно одного или неск. пахомиевских мон-рей. Источники подчеркивают аскетическое воздержание и смирение А. Т. и его братии. Память, приводимую в греч. синаксарях на 26 янв., относят либо к этому подвижнику, либо к ученику прп. Антония Аммону , еп. Оксиринхскому. Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. внесена под 26 янв. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 420). Ист.: Hist. mon. Aeg. P. 39-40; Rufinus. Hist. mon. 3 (рус. пер.: Руфин. Жизнь отцов. С. 31-32); Созомен. Церк. ист. VI 28. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114538.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010