Господи, Ты дивно во святых сияешь, Мощь Свою и милость через них являешь, Словно Солнце в сонме лучезарном звездным, Путь Ты озаряешь кротким и смиренным. Мудрость им даруешь, мудрых посрамляя, Бедных и убогих благом наделяя. Многих одарил Ты сим небесным даром, Во святых прославил молодых и старых, Нет ни каст, ни классов там, где только милость, Во Христе все души чистые сроднились, Трепетно прильнули ко своей Святыне, – Именно таких Ты и зовешь святыми. Гнев и ложь отвергнуть Ты зовешь нас, Боже, Чтобы мы сияли, с Ангелами схожи; Чтобы, лучезарны, кротки и чисты, Перлы их небесной зрели красоты. И святой Сильвестр был таким же точно, Нам Твое являя имя непорочно. 2. Преп. Серафим Саровский . Один из величайших русских подвижников, прозорливцев и чудотворцев. Родился в 1759 году, преставился в 1833 году. Отличался великим смирением. В то время когда его прославлял весь он называл себя «убогим Серафимом». 3. Св. Феодотия, мать святых братьев Космы и Дамиана, бессребреников и чудотворцев. Проводила богоугодную жизнь и на такую жизнь наставила и своих сыновей. 4. Преп. Аммон. Великий подвижник V века. Был настоятелем Тавеннисиотского монастыря в верхнем Египте. Под его руководством подвизалось около 3000 монахов. Имел благодатный дар чудотворения и прозорливости. Когда один монах обратился к нему за советом, он ему сказал: «Будь похож на преступника в темнице. Как он непрестанно спрашивает: когда придет судия? – так и ты спрашивай себя со страхом». Рассуждение Как ты ответишь тем, кто утверждает: «Не может Христос Чудотворец вместиться в нашу логику?» Ответь просто: «Вместитесь вы в Его [логику]». Ведь в Его логику вмещается вся вечность и всё благородство времени; так что, если захотите, [там] найдется место и для вас. Если бочка не входит в наперсток – наперсток войдет в бочку. Блаженный Климент Александрийский говорит: «Философы суть дети до тех пор, пока не станут они [взрослыми] людьми через Христа... ибо истина – никогда не есть одно только мышление». Христос пришел, чтобы исправить людей, а значит – и человеческую логику. Он – наше Слово [в серб, букв.: Логос. – Ред.] и наша Логика. Поэтому мы должны сообразовывать наш разум с Ним, а не Его [приспосабливать] к нашему разуму. Он – корректив нашего разума. Ведь не солнце сверяется с нашими часами, а наши часы – с солнцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Александр, пр. обители Неусыпающих, † 430 г., 23 февр. и 3 июля. Александр пресвитер муч., 13 мар. Александр муч. и другой того же имени † 303 г., 15 марта. Александр муч. † около 250 года, 10 апреля. Александр, пр. Ошевенский, † 1479г., 20 апреля. Александр муч. † 298 г., 13 мая. Александр муч. (с Фалалеем) † 284 г., 20 мая. Александр муч. † III в., 29 мая. Александр Куштский, пр., † 1439 г., 9 июня. Александр муч. † 311 г., 10 июня. Александр преп. † 431 г., 3 июля. Александр из 45 муч. в Никополе † 319 г., 10 июля. Александр муч. † 296 г., 11 авг. Александр, епископ Команский, † 251 г., 12 августа. Александр, патр. Констант., † 340 г., 30 августа. Александр Свирский , пр., † 1533 г., 30 августа. Александр Невский † 1263 года, 30 августа и 23 ноября. Александр Иерусалимский 251 г., 12 декабря. Алексий, митр. Московский, † 1378 г., 12 февраля, 20 мая и 5 октября. Алексий, человек Божий, † 411 г., 17 марта. Алексий муч. † 730 г., 9 августа. Алексии, затворник Печерский, † XIII века, 21 сентября. Алим (или Ахим) из Маккавеев, 1 августа. Алипий, иконописец Печерский, † XII века, 17 августа. Алипий столпник † 640 г., 26 нояб. Алфей муч. в Сицилии 251 года, 10 мая. Ама муч. † 346 г., 9 июня. Алфей Апостол, 26 мая. Аманд муч. (с Фидием), 320 г., 15 сентября. Амвросий Медиоланский † 397 года, 7 декабря. Аммоний исповедн. IV века, 20 мая. Аммоний Печерский XII века, 28 авг. Аммоний (с Вавилой), 4 сент. Аммон, настоятель Тавеннисиотской обители V в., 2 января. Аммон преп. † около 350 года, 4 октября. Амос пророк, 15 июня. Амилий, Апостол из 70-ти, 4 янв. и 31 октября. Амфилохий, епископ Волынский, † 1122 г., 28 августа. Амфилохий, пр. Глушицкий, † 1452 г., 12 октября. Амфилохий Иконийский † 395 года, 23 ноября. Амфиан муч. † 306 г., 2 апреля. Анания, Апостол из LXX, 4 янв. и 1 октября. Анания муч. † 344 года, 17 апреля (с Симеоном Персидск.). Анания иконописец † 1581 года, 17 июня. Анания отрок, 17 декабря. Анастасий Персянин муч. † 622 г., 22 января. Анастасий Печерский † XI в., 22 янв. и 21 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В арабском переводе известны 20 писем Великого Антония; семь из них – те же самые, которые читаются в древнем латинском переводе, только расположены в другом порядке; так второе латинское соответствует шестому арабскому. Древний список 20 арабских писем Антония, писан, как сказано в конце его, египетским иноком Авраамом в 800 году; и, следовательно, сам по себе ручается за подлинность всех писем. К этим несомненным письмам надобно присоединить и то краткое письмо прп. Антония к авве Феодору Тавеннисиотскому, которое сохранил списком Аммон в письме к Феофилу епископу Александрийскому. 97 . В арабском переводе сохранились еще 80 правил, 20 слов, увещания и изложение мыслей преподобного Антония. Первые (правила) те же самые, которые Венедикт Анианский еще в VIII веке помещал на латинском языке в своем собрании иноческих правил 98 ; 20 кратких слов о вере в Господа, о страхе Божиим и проч., не различаясь по духу от писем, оправдываются в своей подлинности общим преданием Восточным; прочие наставления – одного и того же духа – простого, Евангельского и частью содержат в себе те мысли и ответы прп. Антония, которые издавна известны по древним греческим памятникам 99 . К этому надобно присоединить то обширное слово к инокам, которое сохранил св. Афанасий 100 . 93 Афанасий Vita S. Anton. E. 2. ισηλθεν ις τν κκλσιαν κα συνευη τοτε το υαγγελιον ναγινοσκεσθαι κα ηκουσε του Κυριου λεγοντος τω πλουσιω Η. τ. α. с. 3. ως δε παλιν εισελθων ις το κηριακν, κουσε εν Τ. Ευαγγελιω. κ. τ. α. В беседах с знавшими один только греческий язык он пользовался переводчиком; один из таковых был Евлогий, который говорит у Палладия: τοτων τν λων λγων ρμηνες ατς γγονα, το μακαρου ντωνου λληνιστ μ εδτος. Другой переводчик – Исаак; Иероним об Иларионе: repertis ibi duobus monachis Isaac et Pellisiano, quorum Isaac interpres Antonii fuerat (Vita Hilarionis c. 30). 95 Photii Bibl. cod. 148. Повествование известно ныне в древн. латинск. переводе Пелагия; здесь сказано: «сказал авва Антоний: «думаю, что тело имеет в себе самом естественное движение». См. § 4 1-го латинск. письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В наставлении своем блж. Авва, убеждая жить по заповедям Божиим, сперва предлагает увещания начальникам общежитий и старцам келий: «не преставай, говорит, увещевать каждую душу, вверенную тебе, учи святой жизни, будь сам примером добрых дел, сильно берегись одного любить, а другого ненавидеть, ко всем будь одинаков, чтобы не возненавидел Бог того, кого ты любишь...» Младших убеждает повиноваться старшим. Обращаясь ко всем, пишет: «надобно наблюдать, чтобы не сказал кто, обманутый глупою мыслию: когда умру, что оставлю братиям в дар! Глупейший! где тебе это предписано? Не все ли святые, служа Богу, отреклись от всякого имущества временного? Не принесли ли, по деяниям апостольским, все, что имели, к ногам апостолов?» Св. Авва редко говорит своими словами, но самою большею частью повторяет слова Свящ. Писания. На юг от Нитрийской пустыни была пустыня Скитская; по сыпучим пескам ходили к ней только по указанию звезд. Здесь проводил отшельническую жизнь Авва Исаия ; это было в тоже время, как жил прп. Орсисий, при жизни великого святителя Александрийской Церкви Афанасия: так пишет о нем блж. епископ Аммон, в письме к Феофану Александрийскому 878 . О нем с уважением говорили Руфин 879 и Палладий 880 , и несколько изречений его записано между достопамятными изречениями отцов. Здесь Авва Исаия говорит: «ничего нет полезнее для новаго монаха, как поношение: что дерево поливаемое, то и новый монах, которого поносят и который переносит поношение» 881 . Иоанн, Антиохийский патриарх, перечисляя душеспасительные книги, написанные святыми старцами скитскими, поставляет между ними книгу «святого Исаии» 882 . Ныне известны следующие писания св. Аввы Исаии : а) 29 слов в латинском переводе XVI века, греческий текст их еще не издан; изданные же на греческом 19 глав составляют извлечение из слов Аввы Исаии 883 ; б) 68 правил для новоначальных иноков 884 , в) Воскресное чтение передает в русском переводе Аввы Исаии к блажен. Феодоре – изречения святых жен 885 . Содержание слов следующее: 1) Заповеди для братьев, живших с ним; 2) об уме естественном. 3) Наставление юным братиям; 4) как поступать во время пути? 5) Что должно наблюдать тем, которые хотят жить вместе в мире? 6) Те, которые хотят быть в покое, не должны быть любопытны и не должны, оставляя память о грехах своих, проводить время в бесполезных занятиях. 7) О добродетелях. 8) Изречения Аввы Исаии . 9) К отрекшимся от мира. 10) К ним же. 11) О зерне горчичном. 12) О вине. 13) К стремящимся к совершенству. 14) Плачь. 15) Об отречении от мира. 16) О том же. 17) О радости души, служащей Богу. 18) О забвении обид. 19) О болезнях души. 20) О смирении. 21) О покаянии. 22) О делах нового человека. 23) О совершенстве. 24) О покое. 25) К ученику своему Авве Петру. 26) Изречения Аввы Исаии , замеченные аввою Петром. 27) На слова: внемли себе. 28) О ветвях греха. 29 Плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аммон, или Амой (по греческому тексту канона), преп. Египетский, друг Арсения Великого , жил в 5 веке. (Cotel. Monum. eccl. gr. I. 390. Vitae patrum p. 568, 608.) Аммон, или Аммона, (μμονς) Был настоятелем тавеннисиотской обители в верхнем Египте и скончался мирно в начале 5-го века. Под его управлением находилось около трех тысяч иноков, когда его обитель посещал прп. Палладий. (Палл. 18. Act SS. iann. II. р.722). Аммун, или Аммон, первый отшельник Нитрийский. (4 окт.). Аммонава. Подвизался недалеко от Пелузы. По его ходатайству окрестные отшельники освобождены от подати, которой хотел обложить их областной правитель. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 401). Анина. (Преподобный Анин (Анания) Халкидонский, Евфратский, монах) (18 марта). Антиох, преп., из обители пр. Саввы, свидетель избиения препп. отцов сарацинами около 614 года, оставивший описание сего события в письме к Евстафию, настоятелю обители Атталийской, близ Анкиры, и 130 поучений. (Act. SS. 22 iann. 422). Антоний Великий, монахов первонаставник. (17 янв.). Ануф. (5 июня). Аноим преп., ученик Саввы Освященного. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Аполлос. (31 марта, где он назван Аполлонием). Арис, подвижник Египетский. (Cotelerii Моп. Eccl. gr. I. р. 300). Арсений Великий, «держава безмолвия». (8 мая). Афродисий, «столп воздержания», ученик преп. Саввы. (Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы). Ахилла, отшельник скитский, современник Арсения Великого (5 века), Исаии, Витимия, Амоя. (Cotel. I. 387). Афанасий, Афонский. (5 июля). Афинодор. Ученик Пахомия Великого (15 мая), терпением в болезни служивший назидательным примером всей братии. (Act SS. 14 maii. n. 52.) Афр, ученик преп. Ора Нитрийского, образец послушания, 4 века. (Act SS. iul. IV. 216). Вавила преп., из Тарса Киликийского, современник Иоанна Мосха (ум. 620). Пролог 22 февр. Василий некий, из послушания, живый во гроб вселившийся. Вассиан, «пастырь, дом премудрости». (10 окт.). Венедикт, «небо, высотою жительства». (14 марта). Вениамин «твердый», отшельник Нитрийский. Тяжкая болезнь не ослабила в нем терпения, и усилила дар целения, ум. ок. 392. (Pallad. с. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Это одно из “классических мест” в Новом Завете, которое в святоотеческой письменности часто приводится для обозначения сути духовной брани. Данные слова сказаны Апостолом “для того, чтобы мы научились, что не от плоти и крови исходят те пороки, которые мы рассматриваем, как вызываемые плотию, но подсказываются нам некоторыми духами непотребными”. — Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 17. С. 374. « Скверною плоти называет он (Феод[орит]) как плотские грехи, так и все “беззаконные дела” , телом совершаемые. Скверною же духа — греховные мысли, чувства и расположения, главное же корень всего — самоугодие или самость». — Творения иже во святых отца нашего ФеофанаЗатворника. Толкования Посланийапостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 245. “Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, [горячей] веры и благого и совершенного устремления к Богу. Ибо как мы стараемся соблюсти, словно храм Божий, от явных грехов внешнего человека, то есть тело так мы должны, подвизаясь, стараться соблюсти и внутреннего человека, то есть душу, от всякого осквернения нечистыми помыслами”. — Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997. С. 107. Очищение от тайных предполагает внутренние, сокровенные грехи и страсти, а под чуждими подразумеваются, вероятно, бесовские “приражения” извне. “Мы, верующие в Бога, молим его сохранить нас от чуждых , то есть злых и лживых духов, как образно говорит пророческое слово одного из верующих в Него”. — Св. Иустин Философ и Мученик . Творения. М., 1995. С. 178–179. Фраза ›oj mšcri тоа parÒntoj ™ndhmon тщ sèmati eÙršstei тщ Kur…J может иметь и тот смысл, что Феодор еще был жив, когда Аммон писал свое послание (в старом переводе: “Феодор Александриец еще доселе не разлучился с плотию, и угождает Господу”), но это менее вероятно. Феодор Александриец, обратившись в христианство в 17 лет, был крещен святителем Афанасием и 12 лет проходил служение чтеца. После этого Феодор стал тавеннисиотом и исполнял послушание переводчика при преподобном Пахомии, высоко ценившим его подвижническую жизнь и ясный ум. Когда преподобный Пахомий “сам несколько усвоил греческий язык”, то “для ближайшего руководства монахами иностранцами избрал Феодора Александрийца, как более всех преуспевшего в подвигах монашеских и усвоившего в достаточной степени и коптский язык. Феодор ревностно заботился о спасении вверенных его попечению монахов. Еще при жизни Пахомия он три года (по новейшим сведениям 13 лет — А. С .) был начальником монахов иностранного происхождения. Он оставался в этой должности и по смерти святителя Пахомия, при его преемниках авве Орсисии и Феодоре Освященном”. — Архимандрит Палладий . Указ. соч. С. 94. Если же предположить, что Феодор Александриец еще здравствовал, когда Аммон писал свое послание, то ему должно было быть более 90 лет.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

Главным руководителем (с. 223) монастыря, конечно, был сам Пахомий, а главным орудием управления в руках его были беседы с иноками. Кроме частных бесед прп. Пахомий говорил три общих поучения в течение недели: одно в субботу и два в воскресенье. В среду и пятницу говорили поучения своим монахам начальники домов. Пища в непостные дни состояла из сыра, яиц 1024 , овощей вареных, похлебки из них; по средам и пятницам многие совсем не ели; иные вкушали пищу раз в два дня. Все ели не более раза в день – одни в 6 часу, другие – в 7, 8, 9, 10, 11, или вечером с появлением звезд. Такую картину жизни в Тавеннисиотском монастыре дают «Жития» прп. Пахомия, сохранившиеся в разных редакциях – греческой, латинской, копотской (на двух наречиях – мемфисском и фивском), эфиопской и арабской; большая часть этих сведение находится в коптском житии, сохранившемся в рукописи X в. 1025 . С этой картиной вполне сходится описание Руфина и Палладия. Это описание относится к тому времени, когда в Тавенниси было уже ок. 3 т. монахов и ими управлял прп. Аммон. (кон. IV в.): «иноки принимали пищу с лицем покрытым, опустив глаза вниз, чтобы не видеть, как есть близ сидящий брат; за трапезой все хранили такое строгое молчание, что, казалось, находишься в пустыне; за трапезу садились только для виду, чтобы скрыть свое подвижничество; одни раз или два подносили к устам руку, взявши хлеба или маслин, или чего-либо другого, что было предложено на трапезе, и вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны; другие, съевши немного хлеба, ни до чего больше не дотрагивались, а иные довольствовались только ложками тремя кашицы ( ζωμου ) " 1026 . В Четыредесятницу тавеннисийские иноки, по словам Палладия, не употребляли вареной пищи; сверх того, иные налагали тогда на себя еще особые подвиги: одни принимали пищу вечером, другие чрез 5 дней., иные всю ночь стояли на молитве, а днем сидели за рукоделием 1027 . Когда к прп. Пахомию пришла сестра его Мария, он, отказавшись видеть ее, чрез привратника посоветовал ей поселиться в уединении на значительном расстоянии от Тавенниси, на другой стороне Нила, где построил для нее жилище; около последнего скоро возник женский (с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

170. Если встречалось недоумение по темноте места или кажущемуся несогласию его с другими местами, они не тотчас беспокоили вопросом о нем старших, но наперед сами старались решить его, неоднократно принимаясь за обсуждение остановившего их места, и в молитве испрашивая просвещения свыше. 171. Когда удостоверялись, что не достает своих сил к решению возникших недоумений, обращались к смотрителю дома, или к Авве, во время собеседований,—и те решали. Случаи такие поминаются в житии великих старцев Тавоннисиотских. Аммон свидетельствует, что в первый раз, будучи введен в место собеседования, оп увидел, что пр. Феодор был занят именно таким решением недоумений. 172. Богомыслие есть ближайшее и могущественнейшее средство для воспитания ума в ведении Бога и Божественных вещей; но ему без руководства быть нельзя. В Тавеннисиотских обителях таким руководством служили, во первых, беседы Аввы и смотрителей домов. Они и Писание разъясняли и научали каждого, как самому вести сие дело. 173. Смотрители, обязанные поучать братий, как жить свято (п. 188), вели беседы к ним каждую неделю три раза утром, в дни же поста, т. е. в среду и пяток, было от них по два поучения, утром и вечером. Утром ли, или вечером говорили они поучения, всегда говорили после домашних молитв. Никто из братий отсутствовать не должен, был, и все собравшееся слушали со вниманием, стоя или сидя в своем порядке (п. 20. 21. 115. 138). 174. Аввы монастырей вели свои беседы особо от смотрительских. Правило не указывает, сколько раз и когда это делалось; вероятно, это зависело от усмотрения самих Авв. Пр. Пахомий говорил поучения каждый вечер, а иногда и после ночной молитвы. Часто говаривал их и пр. Феодор. Им подражали, конечно, и последующее Аввы, пока не охладел дух ревности. Историк восточного подвижничества (Vies des peres) говорить, что Аввы говорили обычно — одно поучение в субботу и два в воскресение. 175. Для собрания на беседы Аввы давался знак, услышав который все оставляли келии и спешили на место собрания; в келии никто не мог оставаться (п. 23). Местом собрания не была Церковь; Аммон поминает о беседах пр. Феодора под каким то деревом. Братия сидели, разместившись, но порядку домов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

2705Аврелиан. Около 271 Антоний становится аскетом 285305 Диоклетиан Около 285 Антоний поселяется на развалинах воинского укрепления. 293 Первая тетрархия 303 Эдикт против христиан Около 304 Родился Памво. 306 Константин провозглашается в Йорке императором Антоний выходит из затвора. .Около 308 Иларион поселяется возле Газы Около 311. Антоний приходит в Александрию, чтобы поддержать исповедников. Возле него поселяются другие монахи. Мученическая кончина папы Петра. Аммон избирает жизнь аскета. 313 Антоний уходит на Внутреннюю Гору. Крещение Пахомия. Общие события Египет Палестина 324 Константин становится единовластным правителем. Около 320 Пахомий устраивает в Тавенниси обитель. Начиная примерно с 330 появление монастырей в Палестине, напр., обители Епифания в Висандуке близ Элеутерополя. Около 321 К Пахомию присоединяется Феодор 325 Никейский собор (Сын единосущен и совечен Отцу). 328 Афанасий становится папой. 335 Освящение храма Воскресения Хриаоеа в Иерусалиме. Основание Пбоу? 337 Император Константин крещен на смертном одре. Констанций (арианстеующий правитель Востока); Констант (правитель Запада). 330 Афанасий в Фиваиде. 335 Собор в Тире. Первое изгаание Афанасия. 337 Пахомий переходит в обитель Пбоу, которая становится центром монашеской общины. Возвращение Афанасия. 338 Антоний посещает Александрию и Нитрию. Основание Келлий. 339–46 Второе изгнание Афанасия. Аммон удаляется в Нитрию? Пахомианские обители Панололя. 343 Сардийский собор разделение Востока и Запада. Около 341 Найденный Ангонием Великим в пустыне Павел Фивейский умирает. Около 345 Рождение Руфина и Иеронима. 345 Латолольский синод. 346 Кончина Пахомия Возвращение Афанасия. Иоанн Ликопольский уходит в затвор. 350 Констант убит. Около 350 Кирилл избран епископом Иерусалимским. Общие события Египет Палестина 351 Орсисий передает управление тавеннисиотами Феодору. 356 Антоний умирает. Афанасий скрывается от преследований. 353 Констанций становится единовластным правителем. 356 Иларион покидает Палеестину

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Неужто вы со своими тяжкими трудами, бдениями, безмолвием и аскезой вовсе не сподобляетесь видений? Если это так, значит, в ваших сердцах живут злые мысли, отделяющие вас от вашего Бога, и потому Он не открывает вам Своих тайн». Когда Олимпий поведал об этом старцам, те изумились и сказали в ответ: «Так оно и есть. Нечистые мысли отделяют человека от Бога». 250 Здесь обращает на себя внимание стремление язычников к видениям, которые никогда понастоящему не привлекали христиан, а также смирение монаха, готового учиться даже у язычника. Первоначальная обитель Макария, как полагают, находилась гдето в районе сохранившегося монастыря ДеирэльБарамус (монастыря «римских братьев»), расположенного у западного края долины. 251 Когда число насельников умножилось, он, вероятно, перешел на более высокое место, находившееся за невысоким кряжем у воеточного ее края, возле монастыря, носящего ныне его имя. 252 Кассиан застал в Скиту уже четыре общины или «Экклесии», 253 третья из которых представлена ныне монастырями близнецами аввы Псоя и Сирским, а четвертая – обитель Иоанна Колова находится в запустении уже несколько столетий (местоположение ее известно). 254 Продолжив свое путешествие вниз по Нилу после визита к Антонию, Закхей и Феодор прибыли в Александрию во время возвращения Афанасия из второй его ссылки, когда первого октября 346 года знать и народ, если верить написанному, проходили сотню миль только для того, чтобы встретить своего епископа. 255 Его возвращение вызвало небывалый прилив религиозного энтузиазма и умножение числа пустынников. 256 Вне всяких сомнений, это относится, в первую очередь, к ближайшим к Александрии Нитрии и Скитской пустыни. Впрочем, это явление затронуло всю долину Нила (мы можем попутно заметить, что в этом же году великий затворник Иоанн Никопольский, вероятно, поселился в своей пещерной келье). 257 Этому способетвовала продолжавшаяся проповедь Афанасия. Около 352 года его услышал только что крещеный семнадцатилетний Аммон. 258 Отосланный от некоего заподозренного в ереси фиваидского монаха, за которым он вознамерился было последовать, Аммон был отправлен в Пбоу на тавеннисиотской лодке вместе с Феофилом и Копром, которые везли Афанасию послания Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010