Неужто вы со своими тяжкими трудами, бдениями, безмолвием и аскезой вовсе не сподобляетесь видений? Если это так, значит, в ваших сердцах живут злые мысли, отделяющие вас от вашего Бога, и потому Он не открывает вам Своих тайн». Когда Олимпий поведал об этом старцам, те изумились и сказали в ответ: «Так оно и есть. Нечистые мысли отделяют человека от Бога». 250 Здесь обращает на себя внимание стремление язычников к видениям, которые никогда понастоящему не привлекали христиан, а также смирение монаха, готового учиться даже у язычника. Первоначальная обитель Макария, как полагают, находилась гдето в районе сохранившегося монастыря ДеирэльБарамус (монастыря «римских братьев»), расположенного у западного края долины. 251 Когда число насельников умножилось, он, вероятно, перешел на более высокое место, находившееся за невысоким кряжем у воеточного ее края, возле монастыря, носящего ныне его имя. 252 Кассиан застал в Скиту уже четыре общины или «Экклесии», 253 третья из которых представлена ныне монастырями близнецами аввы Псоя и Сирским, а четвертая – обитель Иоанна Колова находится в запустении уже несколько столетий (местоположение ее известно). 254 Продолжив свое путешествие вниз по Нилу после визита к Антонию, Закхей и Феодор прибыли в Александрию во время возвращения Афанасия из второй его ссылки, когда первого октября 346 года знать и народ, если верить написанному, проходили сотню миль только для того, чтобы встретить своего епископа. 255 Его возвращение вызвало небывалый прилив религиозного энтузиазма и умножение числа пустынников. 256 Вне всяких сомнений, это относится, в первую очередь, к ближайшим к Александрии Нитрии и Скитской пустыни. Впрочем, это явление затронуло всю долину Нила (мы можем попутно заметить, что в этом же году великий затворник Иоанн Никопольский, вероятно, поселился в своей пещерной келье). 257 Этому способетвовала продолжавшаяся проповедь Афанасия. Около 352 года его услышал только что крещеный семнадцатилетний Аммон. 258 Отосланный от некоего заподозренного в ереси фиваидского монаха, за которым он вознамерился было последовать, Аммон был отправлен в Пбоу на тавеннисиотской лодке вместе с Феофилом и Копром, которые везли Афанасию послания Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

7. Учение преп. Аммона выявляет характер христианской аскетики, которая, в отличие от основных течений аскетики нехристианской, нацелена на преображение плоти, а не на отрицание плоти и ненависть к ней. Так, преп. Аммон поясняет, что у истинных подвижников тела живы и духовны, а у лжепостников, отвергающих духовный пост, тела – мертвы и не духовны. Он учит, что «смертность телесную человек приобретает любовию к тщеславию и стремлением ко всяким житейским наслаждениям» («Церковная жизнь», Архиерейский Синод РПЦЗ, 1992 г., Письмо первое). Глава четвертая. Преподобный Пахомий Великий §1. Жизнеописание Преп. Пахомий Великий родился около 292 года в селении Шенебоске, в Фиваиде, в Верхнем Египте. Родители его были язычниками, и он в молодости был язычником. В период прохождения военной службы преп. Пахомий познакомился с христианами и был поражен их любвеобильностью и благотворительностью. Вернувшись домой, примерно, в 314–315 годах, он принял святое крещение. После этого преп. Пахомий начал проходить аскетическую жизнь под руководством известного в той местности старца Паламона. После 10-ти лет ученичества, преп. Пахомий, бродя по пустынной местности среди развалин селения Тавенниси, услышал голос: «Пахомий, подвизайся на этом месте». Преп. Пахомий, получив благословение старца, со временем устроил общежительный монастырь в той местности. На рубеже конца 320-х – начала 330-х годов киновия преп. Пахомия достигла расцвета и уже не могла вместить всех желающих. Поэтому постепенно преп. Пахомий устроил еще восемь монастырей на берегу Нила, недалеко один от другого. В монастырях был введен одинаковый устав, полученный преподобным от Ангела; все они находились под руководством аввы Пахомия. Стараниями преп. Пахомия на другом берегу Нила был устроен также и женский монастырь, руководительницей коего стала его сестра. Монастыри преп. Пахомия находились в замкнутой ограде, внутри которой были келлии для иноков, живших вместе по роду их труда. Монахи занимались как физическим трудом, так и умственным, они обязаны были выучивать наизусть Псалтирь и Новый Завет . Велико было старание преп. Пахомия о том, чтобы ученики его всегда преуспевали в иночестве. Он часто посещал монастыри и делал наблюдения, и если замечал что-либо требовавшее исправления, то говорил об этом с отеческой любовию. В монастыри преп. Пахомия, помимо египтян, стало поступать много иностранцев – римлян и особенно греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Бог, “если и решит озлобить согрешивших, однако, и спустя недолгое время, смилуется Это, думаю, значит раскаяваться о злобах . Опровергая же нерассудительность отчаявшихся в спасении, пророк говорит: кто весть, раскается ли, и оставит за собою благословение и прочее, то есть даст обращающимся участие в благословении, так что снова будут приносить Ему возлияние и жертву, — радуясь ивеселясь, воспевать благодарственные песни”. — Творения святогоотца нашего Кирилла Александрийского. Ч. 9. Сергиев Посад, 1896. С. 358. Ср. Рим 5:9. «Сказав, что любовь Божия оказывается излитою в нас чрез Духа, которого мы имеем в себе как дар от Бога, показывает еще и величие этой любви из того, что Христос умер за нас немощных, то есть грешников, но, что еще хуже, за нечестивых, хотя едва кто и за праведника умрет. Итак — это переизбыток любви — умереть за грешников и нечестивых. Слово “по времени” значит — в приличное и предопределенное время; ибо Господь умер тогда, как пришло приличное время А спасенным от гнева дарует и блага — по великой любви Своей». — Блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского Толкование на Послания святого апостола Павла. М., 1993. С. 33. Обычное проявление смирения у древних великих старцев. См., например, Достопамятные сказания. С. 175. Великий авва всегда тщательно следил за благочинием течения жизни своей многочисленной братии. Д. Гёринг, издатель “Послания Аммона”, считает, что Аммон здесь путает Вау с обителью Тавенниси, где в это время должен был постоянно находиться преподобный Пахомий. Однако описываемые события происходили, скорее всего, уже после основания Вау (или Певоу ), ибо эта обитель стала “штаб-квартирой” преподобного Пахомия. См. Rousseau Ph . Pachomius. P. 75. Ср. также суждение архимандрита Палладия (Указ. соч. С. 86): “Множество иноков, рассеянных по многим обителям, было единым иноческим братством. Святитель Пахомий часто посещал все монастыри. Сам он стал жить в центральном монастыре Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

В наставлении своем блж. Авва, убеждая жить по заповедям Божиим, сперва предлагает увещания начальникам общежитий и старцам келий: «не преставай, говорит, увещевать каждую душу, вверенную тебе, учи святой жизни, будь сам примером добрых дел, сильно берегись одного любить, а другого ненавидеть, ко всем будь одинаков, чтобы не возненавидел Бог того, кого ты любишь...» Младших убеждает повиноваться старшим. Обращаясь ко всем, пишет: «надобно наблюдать, чтобы не сказал кто, обманутый глупою мыслию: когда умру, что оставлю братиям в дар! Глупейший! где тебе это предписано? Не все ли святые, служа Богу, отреклись от всякого имущества временного? Не принесли ли, по деяниям апостольским, все, что имели, к ногам апостолов?» Св. Авва редко говорит своими словами, но самою большею частью повторяет слова Свящ. Писания. На юг от Нитрийской пустыни была пустыня Скитская; по сыпучим пескам ходили к ней только по указанию звезд. Здесь проводил отшельническую жизнь Авва Исаия ; это было в тоже время, как жил прп. Орсисий, при жизни великого святителя Александрийской Церкви Афанасия: так пишет о нем блж. епископ Аммон, в письме к Феофану Александрийскому 878 . О нем с уважением говорили Руфин 879 и Палладий 880 , и несколько изречений его записано между достопамятными изречениями отцов. Здесь Авва Исаия говорит: «ничего нет полезнее для новаго монаха, как поношение: что дерево поливаемое, то и новый монах, которого поносят и который переносит поношение» 881 . Иоанн, Антиохийский патриарх, перечисляя душеспасительные книги, написанные святыми старцами скитскими, поставляет между ними книгу «святого Исаии» 882 . Ныне известны следующие писания св. Аввы Исаии : а) 29 слов в латинском переводе XVI века, греческий текст их еще не издан; изданные же на греческом 19 глав составляют извлечение из слов Аввы Исаии 883 ; б) 68 правил для новоначальных иноков 884 , в) Воскресное чтение передает в русском переводе Аввы Исаии к блажен. Феодоре – изречения святых жен 885 . Содержание слов следующее: 1) Заповеди для братьев, живших с ним; 2) об уме естественном. 3) Наставление юным братиям; 4) как поступать во время пути? 5) Что должно наблюдать тем, которые хотят жить вместе в мире? 6) Те, которые хотят быть в покое, не должны быть любопытны и не должны, оставляя память о грехах своих, проводить время в бесполезных занятиях. 7) О добродетелях. 8) Изречения Аввы Исаии . 9) К отрекшимся от мира. 10) К ним же. 11) О зерне горчичном. 12) О вине. 13) К стремящимся к совершенству. 14) Плачь. 15) Об отречении от мира. 16) О том же. 17) О радости души, служащей Богу. 18) О забвении обид. 19) О болезнях души. 20) О смирении. 21) О покаянии. 22) О делах нового человека. 23) О совершенстве. 24) О покое. 25) К ученику своему Авве Петру. 26) Изречения Аввы Исаии , замеченные аввою Петром. 27) На слова: внемли себе. 28) О ветвях греха. 29 Плачь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10. Аммон пробыл среди пахомиевских иноков с середины 352 до середины 355 г. 11. Учитывая тот факт, что послание Аммона писалось спустя почти полвека после описываемых событий, нельзя не удивляться его точной памяти. 12. Это слово (ε) указывает преимущественно на феномен древне-Церковного " женского аскетизма " . Евсевий Кесарийский, повествуя об императоре Константине Великом, пишет: " Особенно великой чести удостаивал он людей, предавших всю свою жизнь любомудрию по Боге, а перед святейшим сонмом вечных девственниц Божиих едва не благоговел, будучи убежден, что в душах их живет Сам Бог, Которому они посвятили себя " . - Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С.154-155. 13. Святитель Афанасий был возвращен из ссылки (второй) в 346 г., был восторженно встречен своей паствой и пребывал в Александрии до 356 г., когда последовала его третья ссылка. См. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. T.IV. М., 1994. С.65-66. См. также: Fialon E. Saint Athanase. Etude litteraire. Paris, 1877. P.157-160. Сам он в " Истории ариан " описывает этот период своей архипастырской деятельности так: " Такое было соревнование в добродетели, что каждое жилище, каждый дом, по добротолюбию обитающих и по молитве к Богу, можно было почесть церковию " . - Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. T.II. М., 1994. С.124. 14. " Крещение названо " банею пакибытия и обновления " , потому что здесь человек совершенно перерождается, обновляется и становится совершенно новым творением, а не внешним только образом очищается от грехов " . - Троицкий М. Послания святого апостола Павла к Тимофею и Титу. Казань, 1884. С.247. 15. Название этого храма по-разному приводится в трех рукописях (не только εου, но и εεου, ε); о нем упоминается еще раз в связи с Феодором Александрийцем, но, помимо " Послания Аммона " , этот храм в других источниках не встречается. 16. Из обширнейшей, судя по всему, переписки святителя Афанасия с пахомиевскими иноками сохранилось только " Послание к авве Орсисию " , в котором он выражает свою скорбь по поводу кончины преподобного Феодора. См. Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. T.III. М., 1994. С.361-362. Отмечается, что общежительная форма монашества, классическим выражением которой были пахомиевские киновии, особо интересовала святителя Афанасия как архипастыря, и он оказывал тавеннисиотам преимущественное покровительство. См. Barnard L.W. Athanasius and Pachomians//Studia Patristica. Vol.XXXII. 1997. P.4. Преподобный Феодор Освященный, происходящий из богатой христианской семьи, был более тесно связан со святителем Афанасием и александрийским клиром, чем преподобный Пахомий, поддерживая с ними постоянные контакты. См. Goehring J.E. New Frontiers in Pachomian Studies//The Roots of Egyptian Christianity/Ed. by B.A. Pearson and J.E. Goehring. Philadelphia, 1992. P.244-245.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

49. Бог, " если и решит озлобить согрешивших, однако, и спустя недолгое время, смилуется [...] Это, думаю, значит раскаяваться о злобах. Опровергая же нерассудительность отчаявшихся в спасении, пророк говорит: кто весть, раскается ли, и оставит за собою благословение и прочее, то есть даст обращающимся участие в благословении, так что снова будут приносить Ему возлияние и жертву, - радуясь и веселясь, воспевать благодарственные песни " . - Творения святого отца нашего Кирилла Александрийского. Ч.9. Сергиев Посад, 1896. С.358. 50. Ср. Рим.5:9. " Сказав, что любовь Божия оказывается излитою в нас чрез Духа, которого мы имеем в себе как дар от Бога, показывает еще и величие этой любви из того, что Христос умер за нас немощных, то есть грешников, но, что еще хуже, за нечестивых, хотя едва кто и за праведника умрет. Итак - это переизбыток любви - умереть за грешников и нечестивых. Слово " по времени " значит - в приличное и предопределенное время; ибо Господь умер тогда, как пришло приличное время [...] А спасенным от гнева дарует и блага - по великой любви Своей " . - Блаженного Феофилакта Архиепископа Болгарского Толкование на Послания святого апостола Павла. М., 1993. С.33. 51. Обычное проявление смирения у древних великих старцев. См., например. Достопамятные сказания. С.175. 52. Великий авва всегда тщательно следил за благочинием течения жизни своей многочисленной братии. Д. Гёринг, издатель " Послания Аммона " , считает, что Аммон здесь путает Вау с обителью Тавенниси, где в это время должен был постоянно находиться преподобный Пахомий. Однако описываемые события происходили, скорее всего, уже после основания Вау (или Певоу), ибо эта обитель стала " штаб-квартирой " преподобного Пахомия. См. Rousseau Ph. Pachomius. P.75. Ср. также суждение архимандрита Палладия (Указ. соч. С.86). " Множество иноков, рассеянных по многим обителям, было единым иноческим братством. Святитель Пахомий часто посещал все монастыри. Сам он стал жить в центральном монастыре Певоу, где сосредотачивалось общее управление всех монастырей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

40 Феодор Александриец был смотрителем греческого дома в монастыре Вау, а Авсоний вторствующим ( δευτερεοντι) при нем, то есть его помощником; см.: «Древние иноческие уставы, собранные святителем Феофаном Затворником ». М., 1994. С.100. 41 Как и во всем древнем монашестве, Священному Писанию в пахомиевских монастырях уделялось особо важное место в духовном воспитании и преуспеянии насельников. См. Veilleux A. «La liturgie dans le cenobitisme pachomien au quatrième siècle». P.262–275. Вообще, книжное дело было поставлено здесь на должную высоту: было достаточное количество опытных писцов. «Трудились они с успехом: монастырские книгохранилища увеличивались, и каждый инок мог найти для себя пищу духовную. Чтение книг в киновии процветало, умственный кругозор каждого инока расширялся, духовная жизнь монахов делалась богаче, осмысленнее. Чтение книг обставлено было правилами, направленными к сохранению книг и вообще к порядку в этом важном деле». – Архимандрит Палладий. Указ. соч. С.70. Повеление преподобного Феодора «торопить» ( επειξον) Аммона связано с тем, что он прозрел в молодом послушнике бущего клирика и архипастыря ( της εκκλησας του Τχεου λειτουργς), для которого знание Священного Писания подразумевалось. 42 Букв. «говорящих по-гречески монашествующих» ( μονζοντες λληνιστα). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. «Das pachomianische Monchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams». Münsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. «Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt». Berkeley – Los Angelos – London, 1985. P.78–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/poslanie...

Но скоро слава Пахомия привлекает к нему и небезызвестных в Египте отшельников (напр., пр. Корнилия). С своими иноками пр. построил и содержал в соседнем велении церковь, а когда братии собралось до 100, построил и в монастыре церковь, причем в субботу иноки были на богослужении в сельской церкви, а в воскресенье пресвитер приходил в монастырь и здесь совершал литургию. Священного сана и сам Пахомий не принимал, и другим в своей обители не позволял принимать в предотвращение гордости. Монастырь состоял из нескольких домов, в каждом из которых был начальник и помощник («вторствующий»); иноки занимались разными мастерствами, особенно выделыванием рогож; все это доставляло монастырю порядочные средства, но, конечно, вырученные деньги шли на общие нужды и благотворительность(были в распоряжении особого эконома); между иноками же были такие, которые не могли отличить золота от серебра (поступившие в монастырь с родителями). Главным руководителем (с. 223) монастыря, конечно, был сам Пахомий, а главным орудием управления в руках его были беседы с иноками. Кроме частных бесед пр. Пахомий говорил три общих поучения в течение недели: одно в субботу и два в воскресенье. В среду и пятницу говорили поучения своим монахам начальники домов. Пища в непостные дни состояла из сыра, яиц, овощей вареных, похлебки из них; по средам и пятницам многие совсем не ели; иные вкушали пищу раз в два дня. Все ели не более раза в день — одни в 6 часу, другие – в 7, 8, 9, 10, 11, или вечером с появлением звезд. Такую картину жизни в Тавеннисиотском монастыре дают «Жития» пр. Пахомия, сохранившиеся в разных редакциях – греческой, латинской, копотской (на двух наречиях – мемфисском и фивском), эфиопской и арабской; большая часть этих сведение находится в коптском житии, сохранившемся в рукописи X в.. С этой картиной вполне сходится описание Руфина и Палладия. Это описание относится к тому времени, когда в Тавенниси было уже ок. 3 т. монахов и ими управлял пр. Аммон. (кон. IV в.): «иноки принимали пищу с лицем покрытым, опустив глаза вниз, чтобы не видеть, как есть близ сидящий брат; за трапезой все хранили такое строгое молчание, что, казалось, находишься в пустыне; за трапезу садились только для виду, чтобы скрыть свое подвижничество; одни раз или два подносили к устам руку, взявши хлеба или маслин, или чего-либо другого, что было предложено на трапезе, и вкусив от каждого яства по одному разу, тем и были довольны; другие, съевши немного хлеба, ни до чего больше не дотрагивались, а иные довольствовались только ложками тремя кашицы (ζωμου )».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С самого начала монахам, имевшим опыт киновийной жизни в Нитрии, была свойственна тенденция удаляться в Келлий и вести там отшельническую жизнь. Тенденция эта видимо противоречила идеалам Пахомия или Василия, считавших киновию пожизненным призванием. Это своего рода приготовление к тому, что мы видим в Палеетине в следующем столетии. Подобным духом исполнен и рассказ о разговоре Аммона и Антония, который представляется скорее не историческим эпизодом, но изъявлением названного столкновения идеалов. «Я несу большее бремя трудов, нежели ты, сказал Аммон. – Почему же твое имя меж людьми пользуется большею славой?» Антоний отвечал: «Потому что я больше люблю Бога». 229 В Келлиях также была своя церковь и свой пресвитер, который, возможно, являлся членом нитрийского братетва. Однако мы не знаем, когда именно он там появился. Когда в «Послании Аммона» вскоре после 370 года говорится о «Исидоре, пресвитере отшельников Нитрийской горы», вполне возможно, что под ним разумеется пресвитер Келлий. 230 Мы определенно знаем только то, что именно так (пресвитер Келлий) именовался Макарий Александрийский . 231 Макарий почил в 393 году в возрасте около ста лет. 232 Он принадлежал к самому первому поколению монашествующих, опыт которых отрезвлял их более молодых преемников. В миру, в бытность свою в Александрии, Макарий был торговцем лакомствами [τραγματα πιπρσκων]. 233 Обратившись в христианство в возрасте сорока лет, 234 он превосходил всех остальных своими аскетическими подвигами. Узнав, что тавеннисиоты не едят в четыредесятницу вареного, он семь лет не вкушал приготовленной на огне пищи. 235 Желая одолеть сон, он бодрствовал в течение двадцати дней, после чего уступил ему как требованию природы. 236 Както Макарий раздавил укусившего его комара и, раскаявшись в овладевших им мстительных чувствах, шесть месяцев провел нагим на скитском болоте, «где жили комары величиною с ос, которые прокусывали кожу даже у вепрей». Он вернулся в свою келью таким опухшим и изъеденным, что братия смогла узнать его только по голосу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Судя по всему, автор Vita Prima пытался связать в цельное повествование фрагменты традиции, лишенные связующих звеньев. Нет ничего удивительного, что некоторые эпизоды этого повествования вызывают у нас вопросы, на которые мы, к сожалению, не можем дать ответа. Рассказ автора Жития о духовной брани Пахомия вызывает в памяти брань, которую вел Антоний (язык повествования также свидетельствует о его знакомстве с Vita Antonii): внутренний конфликт с самим собой, борьба с демонами, приступающими извне, победное возрастание, при котором исполненная чудесного стадия совершенной веры постепенно уступает место покою совершенного знания, благодаря которому Пахомий «мог в чистоте сердца своего словно в зеркале созерцать Невидимого Бога». 57 Здесь автор Жития подводит нас к историческому моменту: «В ту пору, когда Пахомий вместе с братьями собирал на острове тростник для своего рукоделия, он стал молиться, желая узнать совершенную Божию Волю, и увидел перед собою Ангела Господня (это первое видение Пахомия), который сказал ему: «Воля Божия в том, чтобы ты служил роду человеческому и воссоединял людей с Богом». 58 Итак, если Антоний ищет совершенства, то Пахомий хочет прознать и исполнить совершенную Волю Божию. Скорее всего, это видение имело место около 320 года. Более ранняя его датировка заставила бы нас сократить до минимума годы обучения Пахомия у Паламона и годы его самостоятельного подвижничества в Тавенниси. О том, что происходило впоследствии, вы узнаете из следующей лекции. Пока же мы лишь отметим, что киновийная жизнь, зачинателем которой был Пахомий, восходила к отшельничеству. Она переняла и его язык так, что через какоето время словами «монах» и «монастырь» вопреки их исходному значению – стали называть не только анахорета и его келью, но также киновита и его обитель. Немногим ранее или позднее того же знаменательного 313 года богатый юноша, рано потерявший родителей и живший в Дельте, женился, поддавшись уговорам своего Дяди. Всю брачную ночь он убеждал свою супругу в том, что им следует предпочесть брачным отношениям целомудренную жизнь. Она согласилась с ним при условии, что они станут жить под одною крышей как брат и сестра. Так они провели восемнадцать лет, зарабатывая себе на жизнь выращиванием бальзама, пока, наконец, и ей не открылся подлинный смысл уединенной жизни. Он оставил ее в доме и поселился в построенных им «внутри горы Нитрийской» двух «куполообразных» кельях (θλοι), приходя два раза в год в свой прежний дом, чтобы свидеться со своей супругой. Это произошло немногим позже 330 года, поскольку Аммон (Амун) прожил в пустыне 22 года, когда же он скончался, Антоний, умерший в 356 году, видел, как душа его возносится на небо. 59

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010