Между тем, главным предметом забот Клавдия в 269 г. ста­ла уже не Галлия, но ситуация, сложившаяся на Балканах. Города Томи и Макрионополь, расположенные на западном берегу Чер­ного моря, были атакованы готами, которых с моря плоддерживал флот, насчитывавший более тысячи кораблей. Города эти од­нако устояли, и готы, оставив их в тылу, двинулись дальше на юг. Часть 300-тысячного готского полчища высадилась на азиатском берегу и осадила Кизик, лежавший на берегу Пропонтиды, но и этот город варварам не удалось взять. При проходе через Босфор они потеряли много судов. Тем не менее готское войско опустошало побережье Троады, Фракии, Македонии и Эллады. «Вся Македо­ния была охвачена пламенем, – писал Аммиан Марцеллин, – в течение долгого времени была в осаде Фессалоника, а также Кизик, взят был Анхиал и в то же время Никополь... После многих жестоких поражений с той и другой стороны разрушен был Филиппополь, причем – если верно сообщение историков – убито было в стенах города сто тысяч человек. Пришлые враги свобод­но бродили по Эпиру, Фессалии и всей Греции» (Аммиан Марцеллин, цит. изд., с. 549). У Иордана, лишь вскользь затрагивающего события этого нашествия, содержится однако характерное заме­чание о том, что у Анхиала готы «оставались много дней, восхи­щенные банями на горячих водах.., где из глубины прорывают­ся огненные источники» (Иордан, цит. изд., с. 82). Из Эллады основные силы готов двинулись на север в Верх­нюю Мезию, вглубь Балкан, и встречены были там римскими легионами под командованием императора Клавдия около горо­да Наисса (современного Ниша). Первое сражение закончилось поражением римлян, многократно уступавших числом противни­ку, но преследуя легионы, отступившие в сторону гор, готы вне­запно для себя оказались окруженными римлянами, оправивши­мися после понесенных ими потерь. На поле битвы пало 50 тысяч варваров, тысячи других были взяты в плен и позже проданы на невольничьих рынках. Уцелевшие готы ушли в Македонию. По­беде под Наиссом Клавдий II обязан своим почетным прозвищем «Готский».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

58 Например, Юлий Фирмик Матерн, автор трактата De errore profanarum religionum, написанного около 348 г. и посвященного императорам Констанцию и Константу. 60 Так считал Григорий Назианзин , и Тиллемон справедливо замечает, Mem. vii. 322: «Значительное количество грехов, в которых было виновно большинство христиан, стало причиной того, что Бог даровал этому князю императорскую власть, дабы наказать христиан, – а его злоба стала подобна бичу в руках Божьих, дабы их исправить». 63 Либаний говорит о нем, Epit., р. 582: …μντεων τε τος αρστος χρμενος, αυτς те ν ουδαμν èv τη τχνπ δετερος. Аммиан Марцеллин называет его praesagiorum sciscitationi nimiae deditus, superstitiosus magis quam sacrorum legitimus observator (xxv. 4). См. также: Созомен, v. 2. 65 См. Orat., i. In Constantii laudes; Epist. ad Athenienses, p. 270; Caesares, p. 335 sq. Даже языческие авторы признают его притворство, например, Аммиан Марцеллин, xxi. 2, xxii. 5, и Либаний, оправдывающий его тем, что это было необходимо для его же безопасности, Орр. р. 528, ed. Reiske. 66 Его старший брат Галл, в течение какого-то времени бывший императором в Антиохии, справедливо был смещен Констанцием в 354 г. и обезглавлен за полную бездарность и беспощадную жестокость. 67 В своем Misopogon (от μισω и πγων, обращении к ненавистникам бород, то есть к ненавидящим бородатых философов), остроумной апологии к утонченным антиохийцам в защиту своей бороды философа, он хвастается собственной грубостью киника (р. 338 sq.) и с большим удовольствием описывает свои длинные ногти, руки в пятнах чернил, нечесаную и нестриженую бороду, в которой обитают (horribile dictu) некие θηρα. Но вместе с тем не следует забывать, что авторы того времени славили его строгость и целомудрие, возвышавшее его над большинством языческих правителей и еще раз доказывающее невольное влияние христианского аскетизма на его жизнь. Либаний утверждает в своем панегирике, что Юлиан до своей короткой семейной жизни и после смерти своей жены, сестры Констанция, никогда не знал женщины; Мамертин называет свой lectulus «Vestalium toris purior». Добавим сюда свидетельство честного Аммиана Марцеллина и молчание антагонистов–христиан на этот счет. См. Gibbon, с. xxii, note 50; Carwithen and Lyall: Hist, of the Chr. Ch., etc., p. 54. С другой стороны, христиане обвиняли его во всякого рода тайных преступлениях, например, в убийстве детей (Григорий, Orat. iii, p. 91; Феодорит, iii, 26, 27); вероятно, это подозрения, сделанные лишь на основании того, что Юлиан с фанатическим рвением относился к принесению кровавых жертв и прорицаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Дерево это в 232 году мусульманской эры было употреблено на постройку дворца халифа после того, как стояло 1450 лет. Не важно то, действительно-ли это дерево посажено было самим Зороастром, замечает он; но весьма замечательно то, что, по этому преданию, время жизни Зороастра падает на 6-е столетие до нашей эры, потому что 1450 лунных мусульманских годов, прошедших до 232 года мусульманской эры, падают на 560-й год до Р. Хр. На этом и других основаниях, Рёт сближает время явления Зороастровой религии с буддизмом, и высказывает предположение, что распространение Зороастрова учения в Индии вызвало появление буддизма. Взгляд этот высказывался и древними. Аммиан Марцеллин (Amm. Marc. XXIII. 5) также сближает Зороастра с Гистаспом, отцом Дария, хотя другие также издавна сомневались в этом (Agath. II. 24, pag. 117 ed. Hieb.). Но Марцеллин, очевидно, повторяет только позднейшее сказание персов о времени явления Зороастра, смешивавшее Вистаспа Зенд-авесты с Гистаспом, отцом Дария. Что касается до сказаний самих персов, то они крайне неопределенны и сбивчивы. Следуя позднейшим сагам, нужно было бы принять не одного, а нескольких, 6-ть Зороастров; – в позднейших сочинениях говорится даже о целой тысяче Зороастров. Очевидно, Зороастр, из лица исторического, стал позднее догматическим понятием, подобно Будде – Шакъя-Муни. Это – идея пророка, являющегося в известные периоды времени, для сообщения откровенной истины. Странно было-бы искать в таких сказаниях хронологических указаний, да их и нет в определенной форме. Что же касается до предания о кипарисе, вынесенном Зороастром из рая и им самим посаженном, то оно отзывается чисто легендарным характером и напоминает буддийское сказание о ficus religiosa, под которой Шакъя-Муни прозрел и получил свое достоинство Будды. По замечанию Шпигеля, едва-ли позднейшая сага о Зороастре не перенесла на него сказаний о Будде, видоизменив их своеобразно. (См. Avesta В. II. с. 1, XIII). 684 Мнение о происхождении Зороастра из Мидии основано, между прочим, на авторитете Бероза, который, рассказывая о мидийской династии, царствовавшей в Вавилоне, за 2000 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Итак, Иоанн II-й занимал кафедру с 17-го апреля 518 года до половины (приблизительно) февраля 520-го. Епифаний. – В четырех наиболее важных каталогах – хронографии Никифора, Никифора Каллиста, Леунклавия и в одном каталоге Фишера для Епифания стоит 16 л. 3 мес. 544 , – в каталоге Матвея Кигалы – 16 л. 6 мес., где ς« – 6, очевидно, получилось из γ» – 3, в каталоге Филиппа Кипрянина число 20 л. 10 мес. 545 образовалось из перенесенной и испорченной даты Uoahha II -го: 1 г. 10 м. (α»=х»). В летописи Феофана на этот раз, помимо круглого числа в таблицах – 16 л., в тексте помечена подробная дата: 16 л. 3 мес., хотя, быть может, и не принадлежащая самому Феофану 546 . Рукоположение Епифания произошло 25-го февраля 520 – года, по свидетельству той же летописи, и в этом случае, быть может, не подлинному 547 , но за то подтверждаемому другим надежным источником. Существует донесение одного из легатов папы Гормизды – по имени Диоскора – о рукоположении Епифания. В нем сказано, что оно отправлено на четвертый день после этого рукоположения, а получено в Риме в 7-я иды апреля, т. е. 7-го числа этого месяца 548 . Месяц или полтора – приблизительно постоянный срок для пути от Константинополя в Рим или обратно 549 . Считая от 25-го февраля 16 л. 3 мес. вперед, годом и месяцем смерти Епифания нужно признать начало июня 536 г. В летописи Феофана названо даже число месяца – 5-е июня, но только не 536-го, а 537-го года 550 . Этот же год показан, у Виктора Тунунского и, по-видимому, у Зонары 551 . Только у одного Марцеллина стоит 535-й год 552 . Таким образом, для принятия каждого из трех годов: 535, 536, 537 есть свои основания. Выбраться из этой путаницы довольно трудно. Заранее скажем, что наиболее отвечающей действительности нужно признать дату Марцеллина, значительные основания для чего заключаются уже в сказанном выше о компетентности хронологических показаний этого летописца, и что подтверждается другими, заслуживающими доверия, источниками. Но тогда – как объяснить ошибки в показаниях Виктора, Феофана, Зонары и каталогов? Ошибка у первого достаточно понятна из сказанного о его хронике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Да и война эта кончилась вовсе не в 496 году, а в 497, как видно из хроники же Марцеллина 517 . Во всяком случае, свидетельство Феодора Чтеца нужно признать не имеющим такого значения для хронологии Евфимия, какое ему придают Купер и Ле-Кень. Нужны другие, более ясные показания. Их мы находим у Марцеллина, Виктора Тунунскаго, Феофана и Кедрина. Первый говорит о низложении Евфимия под 495 г., второй – под 496 г.; в летописи Феофана о низложении идет речь под 488 г. от Р. Хр. алекс. эры (495–496), а о ссылке под 489 (496–497); у Кедрина замечено, что низложение случилось в 5-й год Анастасия, т. е. в 488 г. Феофанова счисления 518 . Способ помирить эти разногласия дает рассказ Феофана об обстоятельствах низложения и ссылки Евфимия и возведения Македония. Из этого рассказа видно, что между низложением Евфимия и его ссылкой прошел значительный промежуток времени, в который Македоний уже успел сделаться патриархом. Вероятно, Евфимий, лишенный кафедры, продолжал жить в Константинополе; и он, быть может, там и остался бы, если бы не волнения среди столичного населения, поднимавшиеся в пользу его и заставившие Анастасия поэтому удалить Евфимия, как повод к этим волнениям 519 . Отсюда легко примирить показания Виктора и Марцеллина, из которых первый последним годом Евфимия считает 496-й год, а последний – 495-й; Виктор мог разуметь его ссылку, а Марцеллин – низложение. (Это тем более вероятно, что и в помянутом месте летописи Феофана эти события отнесены к двум годам). Кедрин, который в данном месте, видимо, следовал Феофану, имел ввиду тоже только, как и Марцеллин, низложение Евфимия. Такая двойственность показаний лишает нас возможности приблизительно указать месяц низложения и ссылки Евфимия и делает почти бесценным свидетельство каталогов, что Евфимий занимал кафедру 6л. 6м., так как остается неизвестным, докуда считают время каталоги: до низложения ли Евфимия на соборе или до его высылки из Константинополя? Остается прибегнуть к догадкам. Принимая во внимание хронологию следующих патриархов, лучше допустить, что каталоги считают время до высылки Евфимия: во все время после низложения его не переставали все-таки считать патриархом, как это видно из поведения по отношению к нему Македония пред самым отправлением его в ссылку 520 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Краткое сообщение об этом событии сохранил Зосим (V, 26), несколько полнее – Орозий (VII, 37, 4–17), расцветивший свое изложение своеобразной риторикой, упомянули о нем блаж. Августин 910 и хронисты: Марцеллин Комит, Исидор, Проспер. 911 Все свидетельства единогласны в том, что вторгшиеся с Радагайсом варвары потерпели страшный разгром. Хронисты и Орозий упоминают о продаже в рабство огромного множества пленных по невероятно низкой, по тем временам, цене. У Зосима есть замечание, подтверждающее свидетельство Олимпиодора: στε μηδενα σχεδν κ τοτων περισωϑναι, πλν λαχστους, οσους ατος τ Ρωμαων προσεϑηκε συμμαχςχ. Прием варваров на службу в римскую армию мог в ту пору совершаться в различной форме. Издавна уже варвары, свободно или по принуждению, поступали в одиночку или группами в регулярные полки империи. В роковой 378 год, ознаменовавшийся переходом в придунайские провинции вестготов, готские контингенты во множестве состояли на службе, между прочим, в полках, расположенных далеко от Дуная, на восточных границах империи. Аммиан Марцеллин с признанием отмечает заслугу командовавшего в тех пределах генерала по имени Юлий. Узнав о событиях во Фракии, Юлий отдал секретный приказ всем начальникам частей перебить в определенный день всех готов, состоявших под их командой. Приказ был исполнен «без шума и замедления, и восточные провинции были этим исторгнуты из великих опасностей», как выражается Аммиан. 912 Этот эпизод не изменил условий на будущее время, и варвары по-прежнему во множестве служили в римских войсках. Варваризация армии особенно усилилась при Феодосии. 913 Другой вид службы варваров в имперской армии – поставка военных отрядов под командой национальных вождей в силу договора между империей и представителем целого племени или его части. Империя давала племени территорию для поселения в ее пределах с возложением обязательства поставки военных контингентов определенной численности под римские знамена, за что государство со своей стороны уплачивало оговоренную сумму денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Провозглашенный августом в ходе военного мятежа, Юлиан не сразу обнаружил свои действительные религиозные взгляды, опасаясь реакции легионеров-христиан. 6 января 361 г., в празд­ник Богоявления, он присутствовал за богослужением, но уже летом 361 г. писал своему другу, философу Максиму: «Мы слу­жим богам открыто, сопутствующее мне войско предано их куль­ту. Мы публично приносим в жертву быков и многими гекатом­бами воздаем богам благодарность» 224 . Большинство офицеров и солдат составляли, очевидно, язычники или люди, равнодуш­ные к религии. Вступив в Константинополь и овладев верховной властью в империи, Юлиан участвовал в погребении своего дяди и пред­шественника Констанция в церкви Двенадцати апостолов, облаченный в траурные одежды, которые он повелел надеть на себя всем жителям столицы. И это был, очевидно, послед­ний раз, когда он присутствовал за богослужением в христи­анском храме. Первым делом Юлиан распорядился образовать трибунал во главе с назначенным им префектом претория Секундом Саллю­стием для производства следствия по обвинению в преступлениях тех приближенных к Констанцию сановников, которые действо­вали против него или против его брата Галла, а также обвинен­ных в иных государственных преступлениях. Трибунал заседал в Халкидоне. По его приговору «Аподемий, который... усердно старался погубить Сильвана и Галла, и нотарий Павел, по про­звищу Катена... были сожжены живыми... Кроме этих лиц был приговорен к смертной казни Евсевий, который состоял началь­ником опочивальни Констанция. То был гордый и жестокий человек» 225 . Одобряя эти смертные приговоры, почитатель Юлиа­на Марцеллин выражает однако сожаление о казни комита госу­дарственного казначейства Урсула: его смерть, «оплакивала... сама Справедливость, обличая императора», которому он в про­шлом оказал ряд услуг, «в несправедливости» 226 . К смертной каз­ни были приговорены и другие высокопоставленные чиновни­ки: бывшие магистры оффиций Палладий и Флоренций, префект претория Тавр, комит императорской казны Евагрий, заведую­щий дворцом Сатурнин, нотарий Пирин. Приговоренный заоч­но к смерти бывший префект претория Флоренций скрывался, пока не дождался смерти Юлиана. Затем император произвел новые назначения, значительно сократив придворные штаты и уменьшив расходы на содержа­ние двора. В связи с этим Марцеллин рассказывает о таком эпи­зоде: «Юлиан приказал позвать брадобрея постричь ему волосы. К нему вошел какой-то парадно одетый господин. Увидев его, Юлиан изумился и сказал: «Я приказал позвать не придворного кассира, а брадобрея». На вопрос императора о том, какое воз­награждение он получает за свое ремесло, последовал ответ: по двадцати рационов хлеба ежедневно, столько же рационов фура­жа для лошадей, так называемый capita, большой годичный оклад, а кроме того, много богатых подачек. Обратив на это внимание, Юлиан отправил в отставку всех таких людей, а также поваров и других подобных... как людей мало ему нужных и разрешил им идти, куда хотят» 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

8. Гунны в Европе и начало переселения народов Толчком к великому переселению народов, потрясшему Римскую империю, послужила гуннская агрессия против готов, повлекшая за собой катастрофу для государства Германариха. Это были кочевники, ранее не известные ни готам, ни римля­нам, самый вид которых, несущий на себе монголоидные чер­ты, ошеломлял и ужасал европейцев. Выразительный портрет гунна с характеристикой образа жизни этого народа набросал современник нашествия Аммиан Марцеллин. В этом портрете историк, слышавший фантастические рассказы о гуннах из уст готов или аланов, разбитых этими выходцами из Азии и, воз­можно, пытавшихся загладить позор поражения гротескными преувеличениями, выводившими победителей за границу чело­веческого рода, перемешивает правду с вымыслом: «Племя гун­нов, – пишет он, – ... обитает за Меотийским болотом (то есть за Азовским морем. – В.Ц.) в сторону Ледовитого океана и пре­восходит своей дикостью всякую меру» 310 . Редкий волосяной покров на лицах гуннских мужчин, свой­ственный монголоидам, Марцеллин объясняет как следствие выдуманного обычая: «Так как при самом рождении на свет младенца ему глубоко прорезают щеки острым оружием, что­бы тем задержать своевременное появление волос на зарубце­вавшихся надрезах, то они доживают до старости без бороды, безобразные, похожие на скопцов. Члены тела у них мускули­стые и крепкие, шеи толстые, они имеют чудовищный и страш­ный вид, так что их можно принять за двуногих зверей или упо­добить тем грубо отесанным наподобие человека чурбанам, которые ставят на краях мостов. При столь диком безобразии человеческого облика, они так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной ко вкусу человека пище; они питаются корнями диких трав и полусырым мясом всякого ско­та, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть» 311 . Комментируя этот пассаж, Л.Н. Гумилев остроумно заме­чает: «А что они едят зимой? Когда нет ни кореньев, ни трав? И как можно пережить сибирскую зиму без огня?» 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Очевидным преувеличением является и утверждение Марцеллина, что гун­ны «никогда... не укрываются в какие бы то ни было здания; напротив, они избегают их как гробниц... У них нельзя встре­тить даже покрытого камышом шалаша... Тело они прикрыва­ют одеждой льняной или сшитой из шкурок лесных мышей» 313 . По поводу мышей Гумилев, пылкий защитник достоинства кочевых народов, которых он называет авелями в противоположность оседлым каинам, пишет, иронизируя: «Мыши, шкуры которых идут на одежды, – белки, горностаи, а то и соболя. Из шкур сус­ликов и тушканчиков тулуп не сшить» 314 . «Нет у них разницы, – продолжает Аммиан Марцеллин свой рассказ об экзотическом племени, – между домашним платьем и выходной одеждой; один раз надетая на тело туника грязного цвета снимается или заменяется другой не раньше, чем она расползется в лохмотья от долговременного гниения» 315 . Похоже, судя по известным обыча­ям степняков позднейших эпох, в этом своем наблюдении исто­рик близок к истине. Подобно скифам и аланам, гунны воспринимались грека­ми и римлянами в образе своего рода кентавров: «Они слов­но приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, занимаются сво­ими обычными занятиями. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то на совещание они едут сидя на конях» 316 . Впрочем, чуть ниже Мар­целлин пишет, что ночи они проводят все-таки не верхом на коне, а в кибитках: «Никто у них не пашет и никогда не кос­нулся сох. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно веч­ные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, соединяются с мужьями, рожают, кормят детей» 317 . При всем стремлении создать отталкивающий образ извергов человеческого рода, Аммиан Марцеллин отдает должное воин­скому искусству и храбрости гуннов, благодаря которым они одержали верх над превосходившими их числом готами, а еще раньше также и над аланами: «Не знают они над собой строгой царской власти, но, довольствуясь случайным предводительством у кого-нибудь из своих старейшин, сокрушают все, что попадает на пути...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аврелий. Пусть донатисты назовут имена своих 18 депутатов. Примиан: Я согласен с распоряжением председателя. Началось чтение подписей и при каждом отдельном имени донатисты заявляли, – знают епископа этого имени или нет. При имени Виктора, епископа либертинского, возникло небольшое прение. С одной стороны, православные заявляли, что Януарий, донатистами названный епископом либертинским, не епископ, так как он не имеет ни общества, ни церкви 577 ; с другой стороны, донатисты укоряли православных, в том, что они в одном диоцезе имеют до четырёх епископов, желая устрашить донатистов численностью 578 . Потом многие из вызванных православных епископов заявили, что в их диоцезе нет ни одного донатистского епископа. Между вызванными епископами встретился и такой, который прежде был донатистским клириком. Алипий по этому поводу заметил, что и другие донатисты могут последовать его примеру. Когда был вызван Виктор, епископ муститский, то он заметил, что в его обществе два донатистских епископа: Фелициан муститский и Донат туррийский. Алипий. Фелициан находится ли в общении с Примианом? Петилиан. Этот вопрос не относится к делу. Марцеллин. Я согласен с Петилианом. Дальше, при чтении подписей, оказалось, что между присутствующими донатистами был один дьякон Примиана, по имени Габетдеум, который уже несколько раз говорил на соборе 579 . Фортуниан. Я удивляюсь тому, как осмелился дьякон говорить на соборе, когда только епископы имеют право присутствовать на соборе. Марцеллин. Дьякон только даёт показания, знает ли он епископов, имена которых прочитывались; в рассуждение же он не будет вмешиваться. Чтение подписей продолжалось и чтецам избрали помощников. От православных были избраны Девтерий и Реститут, от донатистов–Виктор и Марианиан. Когда был назван Севериан, епископ герамунский, то он заявил: В моём диоцезе никогда но было донатистов, и показание Адеодата. что донатисты силой были изгнаны оттуда, ложь 580 . Когда был ь вызнан Алипий епископ тагастский, то он заявил: Если бы мы могли радоваться древнему единению в Тагасте то могли бы радоваться этому единению и в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010