181 Под безрассудной частью души неоплатоники разумели какую-то искони существующую силу, действующую порывисто, слепо, разрушительно на вещество, которое хотя тоже искони существует, но само по себе неподвижно и бездейственно. Эта безумная сила в действиях своих умеряется и устрояется вечным разумом. См. трактат Плутарха ΠερEQ o( ι;’) τEQ o( η;˜) ς EQ o( ε;’) ν ΤιμαEQ o( o( ω;) ψυχογονας. Лучшее издание, афинское, принадлежит недавно умершему даровитому корфусскому профессору Мавроммати (см. Ж. М. Н. П. 1851 г., статью «Об открытии греческого ученого Мавроммати»). 183 О любостяжании тут говорится по поводу казни Феодора (по Аммиану XXIX. 7). Валент в этом случае был руководим, между прочим, и любостяжанием (Маи 269). 184 Аммиан (XXIX, 2, 22; 1, 7) и Зосим (IV, 13, 14, 15) описывают казни, которым подверглись философы и литераторы, кто по вине, кто по подозрению, за то, что гадали о верховной власти (Мюл.). 185 Из этого отрывка видно, что уже во время Эвнапия существовали разные мнения о происхождении гуннов. Вопрос этот и до сих пор удовлетворительно не решен. 189 TEQ o( τEQ o( ω;˜) ν στρωμμτων EQ o( α;’) π EQ o( α;’) μφτερα θυσανοειδEQ o( ς. По верному объяснению Валезия, эти στρμματα суть покрывала, с обеих сторон мохнатые, tapetes utrimque villosi, которые одним словом называются EQ o( α;’) μφμαλλοι; им противополагаются EQ o( ε;) τερμαλλοι – покрывала или ковры, с одной стороны мохнатые. 190 Валезий объясняет βασιλικEQ o( παρσημα EQ o( ε;’; ´) χοντες так: мальчики носили придворный мундир, insignia regia gerebant, или cultu regio vestiti, носили les couleurs du roi, как записанные в царскую свиту. Но боннское издание держится Кантокларова signa regia gerebant, а Маи и Мюллер – builas regias ferentes. 191 Сношения между империей и аравитянами встречаем уже в III в.; аравийская конница в войске империи едва ли не впервые тут упоминается к концу IV в.; о нападениях ее на готов говорит и Зосим (IV. 22) который хвалит быстроту и покорность аравийских коней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вера - это сущностная возможность человека, поэтому ее существование необходимо и универсально» (Избранное. Теология культуры. М., 1995. С. 215). Постижение В. Христ. религию иногда называют христ. В., что показывает особую значимость В. в жизни как отдельного человека, так и всей Церкви. Подлинная жизнь христианина в сущности и начинается с В., в к-рой происходит его встреча с Богом. В.- живая реальность; она не сводится к акту принятия того, что почти не поддается доказательству и поэтому переходит в область В. Акт В.- особый целостный акт, в к-ром личность находит свое наиболее полное выражение. В., как и религия (от лат. religaro - связывать), соединяет человека с Богом, преодолевая то разделение, к-рое было вызвано грехом. После грехопадения человеку приходится руководствоваться в своей жизни «верою, а не видением» (2 Кор 5. 7), т. к. «видение» для грешника оказывается затемненным,- «теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор 13. 12). Созерцание «лицом к лицу» в этой жизни недоступно; оно откроется лишь в эсхатологической перспективе. Именно поэтому блаженными для Христа становятся «невидевшие и уверовавшие» (Ин 20. 29); тот, кто уверует в Него, «имеет жизнь вечную» (Ин 6. 47); верующий в Него, «если и умрет, оживет» (Ин 11. 25). Моисей изводит воду из скалы в Хориве. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Моисей изводит воду из скалы в Хориве. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Свое основание В. находит в Божественном образе, заключенном в человеке. Хотя побудительные начала к В. имеются и в окружающем мире, ибо «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18. 2), на основании чего ап. Павел настойчиво призывает язычников искать в нем Бога, «ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим 1. 19-20), однако В., обеспечивающая онтологическую, а не психологическую или чувственно-рассудочную связь, способна выполнять свою основную функцию только в том случае, если связуемые ею реальности подобны друг другу.

http://pravenc.ru/text/150359.html

Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Событие входа И. Х. в Иерусалим вызвало недовольство иудейских учителей, весь город пришел в движение (Мф 21. 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что народ приветствовал Христа, потому что был потрясен совершившимся накануне чудом воскрешения Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие с последовавшим за ним изгнанием торгующих из храма. Иудейские первосвященники, книжники и старейшины из синедриона решают предать И. Х. суду, чтобы затем выдать на казнь рим. властям (Мф 26. 1-5; Мк 14. 1-2). В это время, по Евангелию от Луки, «вошел… сатана в Иуду», к-рый договорился с первосвященниками о предательстве (Лк 22. 1-3; ср.: Мф 26. 14-16). Согласно Мк 14. 3-14; Мф 26. 6-13, в Вифании, когда И. Х. находился в доме Симона прокаженного , женщина совершает помазание, пророчески символизирующее предстоящие страдание и смерть Учителя. Накануне праздника Пасхи И. X. в кругу 12 апостолов на Тайной вечери устанавливает таинство Евхаристии (Мф 26. 26-29; Мк 14. 22-25; ср.: Лк 22. 15-20; о времени совершения Тайной вечери и о согласовании повествований синоптиков и евангелиста Иоанна см. в ст. Евхаристия ). Во время трапезы Господь предсказывает, что один из учеников предаст Его, и, преломив хлеб и благословив его, подает ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 22-23; Мф 26. 26-28: «...изливаемая во оставление грехов»). Установительные слова в Евангелии от Луки: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19b); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20) (об особенностях повествования в Евангелии от Луки см. в ст. Евхаристия ). Евангелист Иоанн относит к этому событие умовения И. Х. ног учеников как поданный Им пример взаимного служения (Ин 13. 1-17; см. Умовение ног ).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДАМ [Евр.    ,   - букв. красный, связано с   - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18). А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр.  ,   - это не только «ребро» (как в синодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр.  ,  ) от слова «муж» (  ,  ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

http://pravenc.ru/text/63452.html

   6. В место же, где будет происходить собеседование, пусть никто насильно не вторгается из вас, братия мои. Вообще, если можно, избегайте даже и проходить около того места, чтобы не дать какого-либо толчка к спору или распре, чтобы не представился для того какой-нибудь предлог, и чтобы не нашли здесь повода к распре те, которые ищут повода. А кто не боится Бога или не обращает внимания на наши просьбы, пусть убоится, по крайней мере, угроз со стороны гражданской власти. Читали вы публично выставленное распоряжение сановного мужа [Марцеллина, представителя на соборе императора Гонория]. Издано оно не для вас, разумеется, боящихся Бога и не пренебрегающих наставлениями епископов ваших, но для того, чтобы кто-нибудь не забылся и не пренебрег этим. Пусть же каждый наблюдает за собой, чтобы не случилось с ним того, что говорит апостол: «противящийся власти противится Божию установлению... Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим.13:2-3). Будем избегать раздоров и всяких поводов к раздору. Но, может быть, вы скажете: мы постараемся быть внимательны к себе и чем помешаем вам? Но партия православных, к счастию, достаточно сильная (partes forte uberes pietalis). Мы будем разсуждать за вас, а вы молитесь за нас, при этом поддерживайте свои молитвы, как мы и раньше увещевали вас о том, постом и милостыней. Прибавьте к ним (молитвам) крылья, коими поднимаются они к Богу. Так поступая, будете, быть может, вы даже более полезны нам, чем мы вам. Ведь никто из нас в этом предстоящем собеседовании [т.е. в собеседовании с донатистами] не надеется на свои силы. На Бога вся надежда наша. Не лучше же мы апостола, который просит молиться за него. «Молитесь, — говорит он, — о мне, дабы мне дано было слово» (Еф.6:18-19). Итак, просите за нас Того, в Ком мы полагаем надежду нашу, чтобы и вам порадоваться о беседе нашей. Помните это, братия, умоляем вас. Именем Самого Господа, Виновника, Насадителя и Покровителя мира, просим, чтобы вы молились Ему в мире, мирно просили Его. Помните, что вы — дети Того, Кто сказал: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Благоволи воззреть на сие милостивым и светлым оком и прими, как Ты сподобил принять дары отрока Твоего праведного Авеля и жертву патриарха нашего Авраама, и то, что принес Тебе первосвященник Твой Мелхиседек, святое жертвоприношение, непорочную жертву. Усердно просим Тебя, всемогущий Боже, повели, да будет принесено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лице божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело † и Кровь † Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати, через Христа Господа нашего. 1504 Еще помяни, Господи, рабов и рабынь Твоих NN (illorum et illarum, таких-то), которые с знамением веры предварили нас и спят сном мира. Молим (Тебя), Господи 1505 , даруй им и всем покоящимся во Христе место прохлады, света и мира, через Христа Господа нашего 1506 . И нам, грешным рабам Твоим, надеющимся на множество милости Твоей, благоволи даровать некоторую часть и общение с Твоими святыми Апостолами и мучениками – с Иоанном, Стефаном, Матфием, Варнавой, Игнатием, Александром, Марцеллином, Петром, Фелицитатой, Перпетуей, Агатой, Луцией, Агнесой, Цецилией, Анастасией; и со всеми святыми Твоими, общение с которыми, просим (Тебя), даруй нам не как воздаяние за заслуги наши, но как милость Твою, через Христа Господа нашего, – Через Которого Ты, Господи, всегда творишь все эти блага, освящаешь †, животворишь †, благословляешь † и подаешь нам. Через † Него и с † Ним и в † Нем Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Святого Духа, всякая честь и слава во все веки веков. Аминь. Помолимся. Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, мы дерзаем говорить: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение 1507 , но избавь нас от лукавого. Избавь нас, просим (Тебя), Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и по ходатайству блаженной и славной Приснодевы Богородицы Марии и блаженных Апостолов Твоих Петра и Павла и Андрея...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Быm. XI. 27–32 27. Вот род Фарры. Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. 28. И умер Аран пред лицем Фарры, отца своего, в земле рождения своего, в Уре, городе Халдейском. 29. Аврам и Нахор взяли себе жен: имя жены Аврамовой Сара; имя жены Нахоровой Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. 30. Сара же была неплодна и бездетна. 31. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтоб идти в землю Ханаанскую; но дошедши до Харрана, они остановились там. 32. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.Умер Аран пред лицем Фарры, отца своего. То есть сын умер еще при жизни отца. О сей смерти многое рассказывают, но все такое, что не подтверждается Св. Писанием. Некоторые раввины говорят, что Аран сожжен, поскольку не хотел поклониться огню; другие – что он погиб, спасая идолов из отеческого дома, зажженного Аврамом; иные – что, видев Аврама, за непоклонение огню брошенного в огонь, но чудесно спасенного, Аран неудачно подвергнул себя такому же опыту (см. Hieron. Quaesfc. Heb. In Gen.). Епифаний (de HaresL. I) думает, что редкая в древности смерть сына прежде отца была наказанием Фарры за идолопоклонство. В Уре Халдейском. Имя Ура, которое значит огонь, подало евреям случай к баснословным сказаниям о Аране и Авраме. Но оно есть в настоящем повествовании имя города, которого должно искать на восточной стороне Евфрата ( Hab.XXIV. 2 ). Из многих городов сего имени, по догадкам Бохарта и Греция, это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин (LXXV, с. 26) указывает между Тигром и Низибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть чрез Харран. Имя Халдеев употребляется здесь не так, как существовавшее во времена Фарры или Аврама, но так, как более другого известное во времена Моисея, ибо оно происходит от Хазада, племянника Аврамова ( Быm. XXII. 22 ). У св. писателей оно иногда смешивается с именем Месопотамии ( Дeяh. VII. 2. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В горнице, где мы собрались (ν τ περ ο μεν συνηγμνοι), было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились ( Деян.20:7–12 ). Раннехристианская трапеза. Фреска в катакомбах Петра и Марцеллина. Рим.2 -я пол. III в. – 1-я пол. IV в. Событие происходит в тот момент, когда община собралась для преломления хлеба, то есть для совершения Евхаристии. В первохристианской Церкви Евхаристии совершались в частных домах ( Деян.2:46 ), куда христиане собирались по приглашению их хозяев. В данном случае дело происходило «в горнице», то есть в помещении на верхнем этаже. Наличие в комнате большого количества людей потребовало обилия светильников, которые горели и коптили, что, в свою очередь, требовало, чтобы окна были открытыми. На одном из таких окон и сидел юноша, которого разморило, пока Павел беседовал до полуночи 63 . Рассказ проливает свет на то, как совершалось евхаристическое собрание в древней Церкви. Оно начиналось с вечера и могло длиться до утра. Преломление хлеба (собственно Евхаристия) происходит в данном рассказе не под утро, когда пора расходиться, а глубокой ночью. Беседа Павла предшествует ей и продолжается после нее. Ап. Павел. Мозаика кафоликона монастыря Хора (Кахрие-джами), Константинополь. Ок. 1316–1321 гг. Некоторые ученые предполагают, что евхаристическое собрание, описанное у Луки, совершалось не в ночь с субботы на воскресенье, а в ночь с воскресенья на понедельник, и что оно не было связано с воспоминанием воскресения Христова, а было специальным собранием верующих для встречи с Павлом, который планировал отъезжать на следующий день. Основанием для этого является предположение, что Павел вел счет дней не в соответствии с иудейской традицией, в которой день начинался с заката, а в соответствии с римским календарем, в котором день начинался с рассвета (в подтверждение этого указывают на Деян.3:1; 4:3–5, 10:3, 23:12, 31–32 ) 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Дан.8:3 . Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен сто­ит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднял­ся по­сле. По объяснению ангела Гавриила, овен с двумя рогами означает «царей мидийского и персидского» ( Дан.8:20 ), т. е. Мидо-Персидское царство, олицетворяемое в своих царях (ср. ( Дан.2:38, 8:21–22 ) – большой рог между глазами козла – первый царь греческий, а четыре других рога у того же животного – «четыре царства, имеющие восстать из этого народа». Животное – образ целого народа). Состоявшее из двух народностей, но в сущности нераздельное, Мидо-Персидское царство начало свою историю, как именно Мидийское: при Киаксаре персы были в подчинении у мидян. Но при Кире персидском отношения между народностями изменяются: власть переходит к персам (ср. Эсф.1:3 ), создавшим мировую монархию. Эта историческая последовательность в преобладании более сильных персов над мидянами и обозначается в видении той подробностью, что «высший (рог) поднялся после». Что касается представления мидо-персидского царства под образом овна, то оно, соответствуя персидской символике (см. толкование Дан.7:2–3 )и еще у Амония Марцеллина, по словам которого, персидский царь, стоя во главе войска, как его предводитель, носил вместо диадемы голову барана), характеризует мидо-персидскую монархию со стороны ее прочного материального благосостояния, крепости, соединенной с малоподвижностью и неповоротливостью. Дан.8:4 . Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять про­тив него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величал­ся. С появлением «высшего рога» овен начал проявлять свою силу: он бодал (образ преобладания – Иез.34:21 ), и никто из зверей не мог устоять пред ним. И действительно, за воцарением Кира последовал целый ряд предпринятых с целью завоевания походов персидских царей на запад (малоазийские города, Сирия, Вавилон), север (народы понтийские и скифские) и на юг (Египет). Дан.8:5 . Я вниматель­но смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дорога в очах Господних смерть святых Его! О, Господи! я раб Твой, я раб Твой и сын рабы Твоей. Мученики Марцеллин и Маркелл были пригвождены с разных сторон к одному и тому же кресту и радостно пели 132-й псалом: Как хорошо и как приятно Жить братьям вместе! Неважно, были они монахами или нет, но судьба, соединив их, одновременно привела в вечную обитель, и они приготовились войти в нее с песнопением. Во времена императора Максимиана в Кизике приняли мученичество Стратоник и Селевк. Когда их жарили на раскаленных досках, они пели 26-й псалом: Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Можно сколько угодно сомневаться в подлинности таких сообщений, но было бы заблуждением отвергать сам дух «житийных преданий», свидетельствующих о том, что последние дни и часы мучеников не были скованы страхом, не сопровождались безнадежностью. Несмотря на весь трагизм их положения, они, благодаря своей непоколебимой вере, были убеждены, что их смерть – только переход в иную, вечную жизнь. Они не сомневались в том, что кончаются их земные невзгоды и для тех, кто искренне верует, кто не омрачил свое пребывание на земле преступлениями, наступает новое время. В среде ранних христиан существовало глубокое убеждение в том, что на муки за веру нужно идти с радостью. Когда апостолов избили, они радовались, что «за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:11 ). Апостол Павел был «готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян.21:13 ). Святой Игнатий считал великим благом «быть поднятым из мира к Богу» ( Рим.2:2 ). Евсевий Кесарийский рассказывает о мучениках в Фиваиде, которые с таким «ликованием, смехом и радостью принимали последний смертный приговор, что [даже] пели и возносили гимны и благодарения Богу до самого последнего дыхания» (Церковная история VIII 9, 5). Некоторые ученые считают, что в тексте «Второго послания к Тимофею» ( 2Тим.2:11–13 ), написанного апостолом Павлом в 67 году в римской тюрьме в ожидании казни, вставлен известный современникам гимн о мученичестве:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010