Аммиан с горечью говорит об упадке былого могущества Римского государства и с пренебрежением относится к другим, варварским и неварварским народам, особенно к диким кочевым племенам — гуннам и аланам. Но даже персы, которых он считает могущественным и цивилизованным народом, рисуются историком в самом неприглядном виде. Презрительное и предвзятое отношение писателя к соседним с империей народам — яркое свидетельство его приверженности к консервативным идеалам древнеримского государства и римской миродержавной исключительности. Вместе с тем этнографические и географические экскурсы Аммиана, касающиеся различных стран и народов (Египет, Персия, Малая Азия и др.), отличаются широтой знаний, написаны как по личным наблюдениям, так и на основании ценных источников и отражают уровень науки его времени. Центр тяжести повествования Аммиана лежит в освещении преимущественно политической истории; внутренняя, социально-экономическая жизнь Римского государства IV в. отражена в его труде значительно меньше. Однако данные Марцеллина о разорении провинций, народных восстаниях, варваризации войска, разложении знати, неустойчивости императорской власти и постоянной борьбе за престол показывают с большой жизненной правдой и достоверностью кризис рабовладельческого строя, охвативший как Западную, так и Восточную Римскую империю. Для истории классовой борьбы того периода: движения багаудов и латронов, восстания Прокопия и особенно восстания вестготов на Дунае труд Аммиана Марцеллина — лучший источник из всех ныне существующих. Достоверны данные Марцеллина и по военной истории империи IV в. Раскрытие в сочинении Аммиана Марцеллина (конечно, независимо от воли автора) активной роли народных масс в судьбах Римской империи IV в.,— огромная заслуга историка, достоинство, которое выдвигает этот труд на одно из первых мест среди источников по истории Западной и Восточной Римской империи той эпохи. Оппозиционные настроения по отношению к христианским императорам нашли свое отражение в трудах Евнапия, Олимпиодора и особенно Зосима.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

29. МАРЦЕЛЛИН Римские Папы. Список 29. МАРЦЕЛЛИН. 296—304 (?). Правление Марцеллина приходится на последние годы религиозного мира, который предшествовал волне гонений на христиан, начавшихся по приказу Диоклетиана в 303 г. с целью уничтожить христианство на всей территории Римской империи. Конец III в. был, как мы уже отмечали, периодом энергичной экспансии христианства. Выросли церкви на Востоке, в Африке, в Испании и Галлии. Развивались христианские философия и культ. Знаменательно, что в тот период наименее заметным было развитие римской церкви. О деятельности ее епископов остались лишь очень скупые сведения. Христианство в Риме было разъединено. Все еще действовали общины сторонников Маркиона, также группы приверженцев Новациана. Возрастало влияние манихейства и поклонников Митры, нередко рекрутировавшихся из бывших христиан. Римские епископы не проявляли в этот период большого интереса к развитию христианства в других регионах империи. Мы, например, не знаем, какова была реакция Марцеллина или его преемника на решения известного синода в Эльвире (ок. 300 г.), на котором несколько десятков епископов из Испании — сторонников ригоризма — постановили обязать духовенство соблюдать целибат. Неизвестно также, погиб ли Марцеллин мученической смертью во время террора, развязанного императором Диоклетианом. Из враждебных Риму источников известно, что в IV в. против епископа Марцеллина было выдвинуто обвинение в том, что он изменил христианской вере, передал властям священные книги и объявил о своей лояльности к императору. В катакомбах Присциллы найдены следы могилы Марцеллина, которая была окружена почитанием, что противоречит приведенному выше обвинению. В конце III — начале IV в. в надписях на стенах христианских кладбищ рядом с именем римских епископов впервые появляется титул «папа». Возможно, это объясняется стремлением отличить таким образом законных руководителей римской христианской общины от «еретических» епископов. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441893/

История Флавии Елены, матери Константина Великого, с нашей точки зрения имеет непосредственное отношение к творчеству византийского историка VI века Прокопия Кесарийского. Скандальные описания наиболее пикантных подробностей личной жизни восточноримской императрицы Феодоры до ее знакомства с Юстинианом в «Тайной Истории» Прокопия (Procop. Anec. IX. 10-16; 18; 20-25) напоминают аналогичные описания оргий из биографии императора Гелиогабала, приписанной Элию Лампридию (SHA Heliogabalus V. 3-5; VIII. 6). Данное обстоятельство может свидетельствовать о знакомстве Прокопия Кесарийского или его информаторов с позднеримской исторической литературой IV века. Как полагал Рональд Сайм, биографии римских императоров из «Истории Августов» были тесно связаны с литературным влиянием Аммиана Марцеллина . Таким образом, если Прокопий при написании биографии императрицы Феодоры в «Тайной Истории» вдохновлялся теми или иными фрагментами биографии Гелиогабала Элия Лампридия из «Истории Августов», он мог также заимствовать для описания похождений Феодоры различные эротические эпизоды из утраченной части деяний Аммиана Марцеллина, в которых описывалась молодость императрицы Елены. Если принять гипотезу Тимоти Барнса относительно структуры сочинения Аммиана Марцеллина, можно предположить, что Прокопий заимствовал эти эпизоды из 5-6-й книг труда Аммиана . С нашей точки зрения подобные эпизоды могли содержать скабрезные описания личной жизни императрицы Флавии Елены, матери Константина Великого. Неслучайно языческий историк Зосим, как писатель, подражавший современнику Аммиана Марцеллина, язычнику Евнапию, называет Елену блудницей (Zosim. II. 8. 9), до знакомства с Констанцием Хлором промышлявшей на постоялом дворе своего отца в городе Дрепан Вифинский. О Дрепане как о родине матери Константина Великого упоминает также сам Прокопий в трактате «О постройках» (Procop. De aed. V. 2. 1), что только подтверждает его знакомство с бурной биографией Елены. Именно этой биографией, вероятно, объясняется то, что Елена так и осталась конкубиной Констанция Хлора (Euseb. Chron. 310), о чем свидетельствует его брак per confariationem с дочерью Максимиана Геркулия Феодорой. Диоклетиан задумал организовать тетрархию как политический режим, основанный на принципе меритократии, который к тому же претендовал на особое покровительство древнеримских богов. Гречанке и бывшей гетере Елене не было места в этой системе.

http://bogoslov.ru/article/6175962

трапез II-V вв., известно неск. десятков в рим. катакомбах . Среди них имеются композиции, где участники трапезы (их количество различно, в нек-рых случаях - 7) возлежат вокруг сигмообразного стола полукругом; на столе - хлеба, рыбы, чаши; перед столом или справа и слева - корзины с хлебами, сосуды с вином. Самое раннее изображение трапезы было открыто в 1893 г. в Капелле Грека в катакомбах Присциллы, 2-я пол. II в. или 1-я пол. III в.; сходные композиции представлены в катакомбах Каллиста, 1-я пол. III в.; Сант-Аньезе, 2-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Домитиллы, кон. III - сер. IV в.; Претестата, IV в. Наиболее многочисленны такие изображения в катакомбах Петра и Марцеллина, где их 9. Подобные росписи были распространены и в др. раннехрист. центрах. В росписях в катакомбах Вешера в Александрии (1-я пол. IV в.) исследователи отмечали композиции чуда Умножения хлебов и Брака в Кане Галилейской, сходные с теми, что изображены в катакомбах Каллиста в Риме. Трапезы и связанные с ними эпизоды встречаются также на рельефах раннехрист. саркофагов, на предметах прикладного искусства и литургической утвари: пиксидах слоновой кости, донцах стеклянных сосудов и проч. Трапеза. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. В аркосолиях кубикул с композициями трапез (трижды в катакомбах Петра и Марцеллина) встречаются лат. надписи со словами Irene («мир») и Agape («любовь»). Однако эти надписи не являются безусловным указанием на изображение именно А. Согласно одному из истолкований (Г. Стивенсон), это могли быть имена служанок. Изображение трапезы в катакомбах прежде всего имело поминальный характер, а также связывалось с идеями небесного пира в раю, куда попадает покойный. На такой интерпретации иконографии А. настаивал Дж. Б. де Росси. Й. Вильперт подразделял эти изображения на 3 основных типа: Евхаристия или А., погребальная трапеза, небесная трапеза. Трапеза во многих случаях сопрягалась с литургическими идеями и служила прообразом таинства Причащения, хотя изображений собственно Евхаристии и сложившейся иконографии Причащения апостолов еще не было: в Капелле Грека в катакомбах Присциллы изображается преломление хлеба (лат.

http://pravenc.ru/text/63076.html

Что касается Амбрёнской церкви, которая смогла спасти от сарацинских набегов части мощей своего патрона, то они были вывезены из нее гугенотами в 1585 г. Но поскольку голова святого хранилась в церкови Диня, то в 1764 г. Амбрён получил частицу этой реликвии с мощами святых Винкентия и Домнина 6 . 2. Когда и как было создано житие Святого Марцеллина Вопрос о том, когда было написано житие, до сих пор остается открытым. С уверенностью можно сказать только одно: это сочинение не могло появиться позднее VIII в., так как именно этим временем датируется рукопись Latin F. v. I хранящаяся в Санкт-Петербурге в Российской Национальной библиотеке 7 . С другой стороны житие не могло быть написано в IV столетии хотя бы потому, что в это время составлялись только Acta на основе различных судебных протоколов. Спустя долгое время именно Acta стали основным источником для многих житий. Часть исследователей полагает, что житие святого Марцеллина появилось в начале VI в. 8 ; другие считают, что оно могло быть написано уже в V столетии 9 . Определенные указания на то, как и когда могло появиться житие, можно попытаться извлечь на основании авторских ремарок, некоторое количество их встречается в тексте. Присутствие в тексте личности автора, говорящего о многих вещах от первого лица, – отличительная особенность жития святого Марцеллина. Некоторые из замечаний, оставленных анонимным писателем, представляют особый интерес и показывают, как создавалось житие и какими источниками он пользовался. Автор специально прибыл в Амбрён для того, чтобы собрать свидетельства о святом Марцеллине (V. Marc., Præf.). При этом в своих изысканиях он пользовался как письменными памятниками, так и устной традицией. Он обнаружил письмо святого Евсевия, епископа Верцелльского, в котором тот говорит о Марцеллине, при этом еще не называя его святым. Много сведений автор жития почерпнул, обращаясь к свидетелям чудесного вмешательства святого. Как уверяет сам анонимный писатель, он предпочитал обращаться к людям пожилым, так как стремился восстановить предание о Марцеллине во всей его чистоте. Интересно, что в редакции жития, представленной в рукописи Latin F. v. I несколько раз попадаются слова inquit или ait (говорит) там, где нет прямой речи. Допустимо предположить, что эти слова попали в текст, будучи по ошибке переписаны из черновых записей, куда автор заносил рассказы очевидцев чудес Марцеллина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Находясь всецело в кругу античных идей, Аммиан Марцеллин проявляет в то же время двойственное отношение к христианству. В труде этого историка критическое отношение к церковной иерархии с ее бесконечными внутренними раздорами уживается с уважением к самой христианской религии и веротерпимостью. Аммиан Марцеллин создает необычайно реалистическую картину, бичуя пороки высшего духовенства в Риме. Его рассказ достигает редкой обличительной силы, когда он описывает борьбу за папский престол, во время которой претенденты поднимают на восстание чернь и проливают потоки крови. Роскоши и суетному тщеславию высших церковных сановников Аммиан Марцеллин противопоставляет бедность и смирение провинциальных священников. Осуждая распри между христианами, связанные с развитием ересей, Аммиан Марцеллин вместе с тем и без всякого сочувствия говорит о столкновениях христиан с язычниками. Сторонник веротерпимости, считающий нормальным сосуществование и культа Адониса, и древнеегипетских культов, и христианства, Аммиан рассматривает последнее как одну из равноправных религий. Иисус Христос для него не бог, а один из учителей мудрости, основатель новой религии, «соперник Юпитера» . Политические идеалы Аммиана складывались под влиянием как современной ему социально-политической борьбы, так и учения античных философов. Он приверженец сильной и справедливой монархической власти, опирающейся на мудрых помощников и чуждой личного произвола. Власть, по его мнению, есть не что иное, как забота о благосостоянии другого. Добрый правитель должен ограничивать свое имущество, бороться с порывами страстей и гнева, знать, что воспоминания о жестокости — плохая опора для годов старости. Отвлеченный идеал правителя, нарисованный Аммианом, находился в таком вопиющем противоречии с действительностью, что этот контраст прекрасно осознавался самим историком. И сила Аммиана Марцеллина — не в позитивной конструкции идеальной политической власти, а в страстном обличении существующего политического строя. Повествование Аммиана Марцеллина достигает поистине огромного эмоционального накала, когда он рассказывает о злодеяниях и пороках таких императоров, как Валент и Валентиниан I. Обличительные инвективы против них, впрочем, уже не были опасны для историка, писавшего свой труд в правление Феодосия I, когда критика предшествующего царствования поощрялась новым правительством.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Историк не жалеет самых сильных эпитетов для обличения политики Валента и Валентиниана I. Одновременно он рассыпается в похвалах Феодосию I, всячески прославляя его подвиги. Аммиан Марцеллин — выразитель взглядов языческой оппозиции: он протестует против гонений «христианских» императоров на родовитую патрицианскую знать. При этом вероисповедные мотивы у него не играют первостепенной роли, более существенными являются политические симпатии или антипатии к тому или иному правителю. Сам историк рисует потрясающую картину падения нравов римской аристократии, делая это порою с огромным обличительным пафосом и, судя по живости картины, списывая непосредственно с натуры . По-иному относится Аммиан к городской знати средней руки, к куриалам. Он оплакивает упадок курий, и осуждает насильственное прикрепление к ним куриалов. Сочувственное отношение Аммиана к куриалам его родного города Антиохии было столь велико, что историк встал на их сторону во время конфликта с императором Юлианом из-за снижения цен на продукты, которое хотел провести Юлиан, заигрывая с народом Антиохии . Все это заставляет предположить, что Аммиан Марцеллин, выходец из среды антиохийской муниципальной знати, в известной степени отражал настроения куриалов, стоявших в оппозиции к высшей аристократии и правлению некоторых императоров, особенно Валента и Валентиниана I. Обличение Аммианом Марцеллином пороков высшей знати сочетается с глубоко презрительным отношением к народным массам. Особенно резкие нападки вызывает у Аммиана Марцеллина люмпен-пролетарская беднота Рима, которую он не отделяет от ремесленников, мелких торговцев и работников различных специальностей. Вслед за разоблачением упадка нравов знати Аммиан столь же яростно бичует пороки «праздной и ленивой римской черни». О рабах Аммиан Марцеллин обычно говорит лишь попутно. Для него рабство — бытовое явление, недостойное особого упоминания. В труде Аммиана Марцеллина с большой впечатляющей силой воссоздается картина острейшей социальной борьбы, охватившей в IV в. как Восточную, так и Западную империи. К движению латронов и к другим народным восстаниям Аммиан Марцеллин относится с непримиримой, поистине классовой ненавистью, называя их участников «остервеневшей от голода и отчаяния толпой» .

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Макарий Египетский “ – автор Бесед – „был автором и фрагментов“ 1863 ... Против принадлежности „фрагментов“ именно пр. Макарию Египетскому , по мнению Floss’a, не должны говорить упоминания в первом из них („fol. 1, b“...): об ужасном землетрясении, о двукратном солнечном затмении в полдень, об опустошении римских пределов нашествием Персов и варваров, – потому что намёки на „жестокие войны Персов того времени“ находятся „в Беседах“ самого „Св. Макария Египетского (XV, 46 и XXVII, 22)“, да и вообще „те времена, как довольно известно, были знамениты опаснейшими столкновениями“ культурных народов „с варварами“. Что же касается солнечного затмения, то, по указываемому Floss’oм свидетельству „Аммиана Марцеллина (ХХ, 3)“, таковое было в „360 г.“, продолжаясь „а primo aurorae exortu adusque meridiem“, и привело людей в ужасный страх 1864 . По другому свидетельству „того же“ Марцеллина („XVII, 7“), отмечаемому Floss’oм, было страшное „землетрясение в 358 г.“, „колебавшее многие города и горы по Македении, Азии и Понту“ и „в 9-й день kal. Sept. разрушившее славнейший в Вифинии город Никомидию“. О судьбе последней, согласно с Марцеллином, свидетельствуют: „Созомен (hist. eccl. IV, 16), Аврелий Виктор (in Marco Caes. с. 16), Сократ (hist. eccl. II, 39), Идаций (in Fastis)“. „Землетрясение“, по словам Марцеллина („XXII, 13“), повторилось „в 362 г.“, когда „IIII Non. Dec. перед вечером была разрушена и остальная часть Никомидии, а также и значительная часть Никеи“. Третье по счёту „землетрясение“, именно „в 368 г., по свидетельству Идация (in Fastis), в конец опустошило никейскую область d. V id. Oct.“ 1865 . – Все указанные годы падают на время жизни пр. Макария Егип. и потому им естественно могли быть отмечены. В первом же „фрагменте“ („fol. 4, а“) встречается речь и о скором пришествии антихриста, так-как уже налицо – все те признаки, наличность которых должна была предуказывать собою это... Упоминание об антихристе и его скором пришествии опять совместимо с веком пр. Макария, если припомним взгляды по данному вопросу „церковных писателей“ того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

И он предпочел подобное изречение, ввиду вероломства язычников, поскольку считалось, что весь этот город был наполнен идолопоклонническими культами. Марцеллин же сам, однако, был настолько одарен простотой голубя, что повсюду предупреждал хитрость змия. И так, как он был всем для всех, чтобы над всеми одержать победу, настал однажды день, когда среди гостей оказался один язычник, приглашенный на трапезу святого священника. Марцеллин вступил с ним в приветливую беседу, чтобы не показать неприязненного отношения к тому, что почитатель демонов принимает участие в святой трапезе, и, желая, чтобы он присоединился к остальным верующим. Прежде всего, он сказал ему: «Поскольку, сын мой, нам не позволено участвовать в совместной трапезе с язычниками, мне удивительно, как ты дерзнул так настойчиво сохранять волчий дух в овечьем стаде, когда уже весь город спасен по Божьему внушению». И так как тот был утомлен или смущен, он ответил, как говорят, следующим образом: «Я слышал, что ты творишь много чудесного, но если ты не сделаешь чего-либо подобного в моем присутствии, то вовсе не сможешь сравняться с Аполлоном, нашим величайшим богом». (8.) И когда он бормотал это по наущению дьявольского духа, слуга, на которого была возложена задача виночерпия, подавая полный кубок в разгар пиршества, опрокинул его на этого язычника. Выпавшая из его руки чаша разбилась на мелкие части. И когда побледневший служитель попытался собрать осколки, этот язычник сказал: «Да проявится здесь, о Марцеллин, твое искусство, если это возможно. Если ты сможешь восстановить этот кубок, мы поверим, что дела соответствуют тому, что молва говорит о тебе». Благочестивейший пастырь ответил на эти слова: «Хотя твоя дурная вера, о язычник, этого не заслуживает, я полагаю, однако, что здесь достаточно будет силы Христа». И вот служитель тут же принес осколки Марцеллину. Громким голосом, так, чтобы все его слышали, подняв глаза к небу, он сказал: «О Господь Иисус Христос , которому все подвластно и в услужении у которого находится мир, которому покорны создания, наделенные чувствами, и подчиняются те, что их лишены, сделай этот кубок целым, таким же, каким он был ранее».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аврелий. Кто сомневается в верности числа православных епископов, тот пусть отправится в провинции и там на месте удостоверится. Нужно прочитать имена и вызвать на лицо только тех епископов, относительно присутствуя которых сомневается противная партия. Емерит. Необходимо видеть лично каждого из православных епископов. Августин. Мы заботимся о том, чтобы не было никакого беспорядка. А потому я снова повторяю наше предложение, чтобы были вызваны только те, относительно епископского сана которых будет сомнение 574 . Емерит. До сих пор не было никакого беспорядка и нет основания ожидать его от собрания священников. Здесь не толпа толпе противопоставляется. Петилиан. Ты, Августин, следовательно признаёшь, что шум был произведён теми, которых мы требуем явиться лично. Августин. Нет. Но я сомневаюсь, что будет порядок тогда, когда спор будет вестись между двумя многочисленными партиями. Аврелий. Как думает об этом председатель? Марцеллин. Конечно, при незначительном числе присутствующих, рассуждения могут вестись спокойнее; но я готов вызвать тех, относительно присутствия и подписи которых сомневаются, чтобы потом приступить к делу. Адеодат. Пусть каждая партия расположится на одной стороне, тогда замешательство будет устранено 575 . Алипий. Я согласен с мнением Адеодата, но лучше отложить это до завтрашнего дня. Сего дня скорее, не теряя времени, нужно переходить к рассуждениям о спорных вопросах. Марцеллин. Я согласен с мнением Адеодата. Петилиан. Рассуждения нужно отложить до другого дня. Адеодат. Я согласен с этим. Алипий. Нужно скорее начинать рассуждения о деле. Председатель, созвавши православных в одно место 576 , приказал перезвать всех, подписавшихся под полномочием. Перекличка началась. Марцеллин. Чтобы предустранить всякое замешательство, пусть каждый православный епископ, донатистами признанный за епископа, с своим товарищем по кафедре из донатистов немедленно уходят из залы собрания, если только этот епископ не депутат; только депутаты должны участвовать в рассуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010