314 Из сочинения Астерия приводятся выписки в первых трех словах Афанасия против ариан. Сочинения Астериевы принадлежат еще к первым годам появления арианства. 316 Из них сохранились только отрывки, особенно у антиохийских писателей. Они собраны Фабрицием. Bibl. Graec. Т. IX. p. 135. 318 Первые три книги против Евномия содержат опровержение его апологии, поданной на константинопольском соборе, 360 г., на котором присутствовал сам св. Василий, Это опровержение явилось не позже 364 г. 319 Orat. 2. contr. arian. p. 410. 412. Or. 3. p. 564. Подобным образом Иларий de S. Trinitate Lib. II. c. 4. 320 Epistol. 1–4. ad. Serapionem p. 647–714. Второе и третье послания содержат в себе сокращенное изложение того, что сказано о Божестве Сына Божия в словах против ариан и в 1 посл. к Серапиону о Духе Святом. Позднее о том же предмете писаны: а) книга «О Троице и Св. Духе», сохранившаяся только в латинском переводе. р. 969– 981 (Patrolog. Т. LXII. р. 307. между соч. Вигилия тапсийского), и б) сочинение против македониан, из которого сохранился только отрывок. Montfau с. collect. Patr. Graec. Т. 11. p. 102. 321 Hist, arian. ad monach. p. 343–395. Начала этой истории не достает. По вероятной догадке издателя, не достает именно того, что подробно изложено во второй части первой апологии св. Афанасия. Может быть, это опущение зависело от переписчиков, которые опустили в истории то, что одинаково изложено в апологии. Montfauc. ad mon p. 398. 324 Ammian Marcell 22, 11, язычник, пишет: professions suae oblitus, quae nihil nisi justum suadet et lene, ad delatorum ausa feralia desciscebat. 325 Hist. aceph. p. 494. Et proposuit (Paulus notarius) imperiale praeceptum pro Georgio et domuit multos ob eius vindictam (23 июн. 359). Аммиан Марцеллин в в том же году упоминает об отправлении нотария Павла в Египет для исследования о злоумышленниках, которые будто бы приходили в один языческий храм, в Абидосе, с тайными вопросами к чтимому здесь божеству. – Одно поручение могло быть соединено с другим. Прибавим к этому, что Марцеллиан описывает нотария самым свирепым человеком. XIX, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

326 Он описал деяния сих двух соборов, а по мнению некоторых даже и был на котором-нибудь; ибо описывая их, говорит, что передает περ ρακα κ γνον κριβ ς. Но вероятнее что он видел, только определения того или другого собора. Как он мог решиться выйти из своего уединения, и явиться на лице своим врагам? – De Synod, р. 716. 327 Так именно говорит Аммоний в письме к Феофилу о пр. Феодоре освященном. Act ss. Maii. Т. 3 p. 356. А этим определяется и время описываемого события. 328 S. Pachomii vita. Act. ss. Maii T. 3. p. 330. В последствии, этот Артемий пострадал за имя Христово от Юлиана, искупив кровью вину свою пред Церковью. В его исповедании веры, пред самим Императором, ясно выражается вера Церкви о Сыне Божием. Страдание его описано пр. Иоанном Дамаскиным , и на греч. языке издано Маием ni Spicileg. Rom. Т. IV, р. 340. Память его совершается 28 октября. 329 Luciferi pro s. Athanasio libri duo. Patrolog Т. XIII. p. 817. Время написания этих книг определяется указанием а) на Георгия александрийского и его насилия; б) на войну Констанция с Сапором персидским р. 857, которая началась в конце 359 г. По содержанию сих книг, трудно представить, чтобы они так могли быть восхвалены св. Афанасием, как это представляется в письме его (втором) к Люциферу, известном только на латинском языке, и вышедшем из рук люцифериан. S. Ath. Орр. Т. I. p. 265. Еще невероятнее, чтобы св. Афанасий перевел, или приказал перевести, их на греческий язык, – на котором их и нет. Итак, трудно согласиться с Монфоконом, чтобы письма св. Афанасия к Люциферу дошли до нас в неповрежденном виде. 331 Возвратившись в Александрию, после продолжительного странствования, Георгий не потушил прежней вражды против себя, но еще усилил. Аммиан Марцеллин (Lib. XXII. с. 11) свидетельствует, что особенно раздражили народ угрозы его – разрушить знаменитый храм Сераписов. Проходя, однажды, мимо его, он сказал: долго-ли будет стоять этот гроб? – Сам Юлиан, упрекая александрийцев за убиение Георгия, писал к ним: за какие неправды вознегодовали вы на Георгия? Может быть, за то что он раздражил против вас покойного Констанция, – потом, ввел войско в священный город (Александрию), за то, что военачальник египетский занял святейший храм (языческий), похитив оттуда изображения, приношения и все украшение святилища (Iulian.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

42 Валериан – единственный из императоров Рима, попавший в плен на войне и умерший там. Он вел войну с персидским царем Шапуром и в 260 году вследствие измены, попал в плен к персам, которые обращались с ним самым недостойным образом. Царь Шапур I использовал его спину, как скамейку, когда садился на лошадь. После длительного унижения таким способом, Валериан предложил огромный выкуп за свое освобождение. В ответ Шапур влил ему в глотку расплавленное золото. 43 Аврелиан – Луций Домиций Аврелиан (Lucius Domitius Aurelianus), более известный как Аврелиан  – римский император в 270–275 гг. Аврелиан планировал гонения на христиан. Убит заговорщиками во время похода на Восток. 44 Арий (256–336) – Александрийский пресвитер, знаменитый ересиарх, с его именем связано возникновение в IV в. лжеучения – арианства. Бербер по происхождению. Арианство расходилось с основным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу. Арианство возникло и, первоначально распространившись в восточных провинциях Римской империи, стало государственной версией христианства при преемниках Константина и государственной религией германских государств вплоть до VI века. 45 К главе 345: Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23 гл. 1). Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов , в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами. По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи. 46 Гульфила, он же Ульфила, Вульфила (лат. Gulfilas, Ulfilas, Ulphilas, Vulfilas; ок. 311–381 гг.) – арианский епископ готов, создавший готскую письменность и перевод на госткий язык Святого Писания. Ветхий Завет перевел с Септуагинты, Новый Завет – с греческого языка. Переводы отличаются большой близостью к текстам, с которых они были сделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

4 Rufinos Aquileiensis/Historia Monachorum; Aegypt.mon. hist. in ecclesiae graec. monum. 3, 175. «Venimus ad civitatem quondam Thebaidis», – говорит Руфин, говоря об Оксиринхе. 5 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845 (далее – Достопамятные сказания. – Ред.). 6 Аммиан Марцеллин. Деяния в тридцати одной книге. Lib. 22. «В Фиваиде много городов; славнее других Гермополь, Коптос и Антиноя, которую имп. Адриан постро­ил в честь любимца своего Антиноя». По основателю своему Антиноя называется Адрианополем. Так и св. Амон под определениями собора 394 г. подписался: «Амон Адрианопольский», тогда как Феофил, архиеп. Александрийский, писал послание к Амону, еп. Фиваиды. О епископах Фиваиды см.: Le Quien . Oriens christianus in quatuor patriarchates digestus, in quo exhibentur Ecclesiae patriarchae caeterique praesules totius Orientis. 3 vols. Paris, 1740. V. II (далее – Le Quien. Oriens christianus. – Ред .). Норов называет еп. Амона, которого гробница стоит в мечети, мучеником (Норов А.С. Пу­тешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.: В 2 ч. СПб., 1840). Но это не согласно с действительностью. Аммон епископ, скончавшийся мученически при Диоклитиане, был епископом Лятополя или Асны ( Le Quien . Oriens christianus). 7 В русском переводе Лавсаика ( Палладий Еленопольский . «Лавсаик» , или Пове­ствование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850 (далее – Палладий Елено­польский. «Лавсаик» . – Ред.)), как и в латинском, Амматалида. Это ошибка: два слова, нарицательное и личное, соединены в одно. Амма – мать, обыкновенное коптское название уважаемым подвижницам. У Палладия Питирим о св. Исидоре: «Она и вам и мне Амма» и Палладий прибавил: «Так называются там духовные матери» (см.: Пал­ладий Еленопольский. «Лавсаик» ). У Гераклида (гл. 48) Талида названа Аматою. У Лю- дольфа Амат – раба Амата, Вагед – раба единственного, т. е. Сына Божия ( Ludolfi . Ad soam historiam aethiopicam commentaries). 9 По старинному славянскому переводу: «ризу нову или мантию или ослоги никогдаже взяти восхоте».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

683 По словам Барония, ad а. 357, зависть Феликса была Далилой, которая лишила католического Самсона (Либерия) его силы. 684 Аммиан Марцеллин, 1. xxvii, с. 3: «Constat in basilica Sicinini (Sicinii), ubi ritus Christiani est conventiculum, uno die cxxxvii, reperta cadavera peremtorum». Далее он говорит о помпезности и роскоши Римских епископов, из-за чего их место желали занять так страстно, и противопоставляет эту роскошь простоте и самоотречению сельских священников. Рассказ подтверждается Августином, Brevic. Coll. с. Donat., с. 16, и Иеронимом, Chron. an. 367. Сократ, iv, 29, говорит о нескольких столкновениях, где погибло много людей. 685 Оппоненты обвиняли его в слишком фамильярных отношениях с римскими дамами. Но такое же обвинение выдвигалось и против его друга Иеронима, так как он очень ревностно распространял аскетический образ жизни среди римских матрон. 686 См. о Дамасе его труды, изданы Merenda, Rome, 1754, несколько посланий Иеронима, Tillemont, tom, viii, 386, и Butler, Lives of the Saints, sub Dec. 11 th . 687 He путать с расколом мелетиан в Александрии, который относится к предыдущему периоду. См. т. II, §58. 689 Этот Люцифер был ортодоксом–фанатиком, позже он сам вступил в конфликт с Афанасием в Александрии и создал собственную секту люцифериан, которая придерживалась строгих принципов церковной чистоты. См. Сократ, iii, 9; Созомен, iii, 15; Walch, Ketzerhist. iii, 338 sqq. 691 Созомен, vii, с. 10. Историк говорит, что пение псалмов в такой ситуации противоречило римским обычаям. 692 В начале этой речи Златоуст говорит, что прошло пять лет с тех пор, как Мелетий ушел к Иисусу. Он умер в 381 г., следовательно, речь должна была быть произнесена в 386 или 387 г. 693 Феодорит, H. Е., 1. ν, с. 35. Доктор Куртц (J. R. Kurtz) в своем обширном труде об истории церкви (Handbuch der Kirchengesch., vol. i, part ii, §181, p. 129) ошибочно говорит об уступке Александра, который из любви к миру призвал свою паству признать мелетианского епископа Флавиана. Но Флавиан умер за несколько лет до того (в 404), а сам Александр был вторым преемником Флавиана, после распутного Порфирия. Феодорит ничего не знает о его добровольном отречении. Трудом Куртца следует пользоваться осторожно, так как он часто неточен и слишком много верит второстепенным источникам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

—80— венками в руках могут означать и венцы христианские. Это всё вы видите в подземелье. Это всё так ясно и трогательно. Катакомбный характер живописи в христианском доме четвёртого века – несомненно факт замечательный, показывающий всю органичность и непрерывность в развитии Церкви. В то время как в Египетских и Сирийских пустынях зерно христианской проповеди уже переходило в своё „другое” и давало новые всемирно-исторические ростки – здесь в Риме ещё живут катакомбами, зерно остаётся „самим собой” и можно сказать в делийском доме мы видим в последний раз его последние сверкающие оболочки в самый канун общего трансформирования таинственной сердцевины зерна в новые исторические произрастания. Но эти последние видения, первоначального христианства – так же свежи и радостны как, в катакомбах, ибо так же, как в катакомбах, запечатлены вольной и светлой жертвой, обагрены чистой кровью мучеников. Этим самым открытое подземелье вырастает из простого археологического памятника в религиозную святыню. „Акты”, дошедшие до нас в очень различных редакциях, из которых самая древняя относится к шестому веку, так передают мученичество свв. Иоанна и Павла, связанное с целийском домом – и этот рассказ, кроме своей „натуральности”, подтверждается археологически открытием о. Германа, исторически находится в соответствии с сведениями, сообщаемыми языческими историками. Иоанн и Павел были офицерами дворцовой стражи – protectores lateris Augusti. Занимали по-видимому высокие места, ибо об них поимённо упоминает языческий историк Аммиан Марцеллин. Бывали на востоке с Константином Великим , но вообще жили в Риме, служа при дворе той Констанции племянницы или внучки Константина, которая вела очень благочестивую, почти монашескую, жизнь вблизи катакомб св. Агнесы на поментанской дороге, по смерти своей была похоронена в Мавзолее Констанции, дочери Константина, совсем не святой и жестокой, и память её, чистая и святая, превратила этот полуязыческий памятник в христианскую церковь – он и теперь зовётся Santa

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

95 В письме 284 СВ. Василий упоминает об определении Собора Александрийского, присланному к нему от Афанасия. Вероятно, еще во время Юлиана. 98 Сократ 4. 12. – Силуана навещал Василий вместе с Евстафием во время его заточения. См. письмо 223. К Феофилу он питал дружбу всегда. Письмо 245. 110 Письмо это находится между Василиевыми под числом 47. Но оно. Очевидно, писано не Василием, ибо пишущий упоминает о письмах, полученных им от клира Кесарийского. Жалуется на свою старость. Это, очевидно, тот же Григорий Епископ Назианский. 111 Как усердно благодарил его за то Григорий. Друг Василиев, можно видеть из письма его к Евсевию, посланного с отцом. Greg. Naz. Ep. 29. 115 В Каппадокии, до разделения ее, известны следующие епархии: Фермская, Нисская, Тианская, К трская, Назианская, Ко нийская, Парнасская, Доарская. См. Sequien, Oriens Christ. T. 1. 120 Письм. 258. О Магнусеях, приверженных Зороастровой религии, пишет и Вардесан ( во 2 ст.), что они не только в Персии, но и переходя в другие страны, именно Мидию, Египет, Фригию и Галатию, упорно сохраняли свои верования и обычаи. Praep. Euang L 6 p 275. 121 Св. Григорий говорит: «…сам Св. Василий особенно хранил правило, что умеренность во всем есть совершенство». Твор. Св. Отцов Т. IV. Стр. 116. Это правило встречается и в письмах Св. Василия, например в письме 8. πν μτρον ριςον. 122 Письмо Василия 48. Особенно он негодовал на Епископа Назианского. Григор. Назианзена сл. 1 8 стр 139. 136 Так Иннокентий просил себе пресвитера. Письмо 81. Город Сатала у него же себе просил Пимения в Епископа. Письмо 102. Св. Амфилохий, Е. Иконийский, сам избранный из клира Кесарийского, просил из того же клира на один из престолов Исаврийских. Письмо 217. 137 Вероятно, это было предметом тайных, предварительных сношений с Мелетием, который находился тогда в Армении. Письмо 57. 156 Нисса находилась в десяти милях от Кесарии, близ Команы Каппадокийской. Greg. Nyss. T.II p. 220. О невольном посвящении Григория, см. в письме Василия 225. 160 Характер Модеста весьма с невыгодной стороны описывает и современный языческий историк Аммиан Марцеллиан. I. 29 c. t. I. 30, c. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

99 ЕЭ, IV, 859–860. Аммиан Марцеллин называет Бустру «огромным» городом (Римская история, XIV, 8, 13). 105 Эпитет «сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них» довольно часто встречается в раннехристианской литературе II-V вв. н. э., но относится всегда исключительно к Богу Отцу. 110 Евсевий Кесарийский рассказывает в своей «Церковной истории» о переписке Христа с эдесским царем Авгаром и даже приводит копии их писем (I, 13). Декрет папы Геласия называет эту переписку апокрифической (см. Приложение 1–2 57–58]). Евсевий также сообщает, что после вознесения Христа апостол Фома отправил для проповеди евангелия к Авгару одного из семидесяти учеников Христовых – Фаддея. Сохранился, кроме того, сирийский апокриф о царе Авгаре (см.: Мещерская Ε. Η. Легенда об Авгаре – раннесирийский литературный памятник. М., 1984.) 112 Показателен в этом отношении следующий пассаж из «Панегирика святому апостолу Варфоломею» Феодора Студита : «Petrus docet nationes, sed Bartholomaeus consequenter paria investigat. Petri speciosi pedes bona evangelizantis, sed et Bartholomaei aeque gloriosi, sublimia de Deo loquentis. Petrus prodigia magna, sed et Bartholomaeus facit miracula valida. Petrus deorsum capite crucifigitur, sed et Bartholomaeus e diverso poenas sustinens, postquam vivus decoriatus est, capite plectitur» (Цитирую по «Vita et Martyrium...». P. 29.) 113 В древности народы Индостана совершенно не знали верблюда. Он получил распространение там уже во времена мусульманского владычества, а в Бирме оставался неизвестен вплоть до середины XIX в. См.: Риттер К. Географическое распространение верблюда в Старом свете. М. 1854. С. 237. 114 См., например, у Цезаря в «Записках о Галльской войне»: «Вся Галлия на три части разделяется...» Или еще более сходно у римского грамматика IV в. Сервия Мавра в его комментариях к «Энеиде»: «Есть три Аравии – Нижняя, Каменистая и Счастливая». 115 Smith W. India.//The Dictionary of the Bible, v. II. London, 1864. См., также: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Christ., 1. iii, c. 30, §42). Он был против повторного крещения и признавал действенность католических таинств, но он был также против обмирщения католической церкви и ее смешения с государством и был сторонником строгой донатистской дисциплины. Из его трудов сохранился только один, Liber regularum, или De Septem regulis, нечто вроде библейской герменевтики или учебника для правильного понимания библейских таинств. Он был издан Gallandi, в его Bibliotheca Veterum Patrum, tom. viii, p. 107–129. Августин подробно говорит об этих наставлениях в своем труде De doctrina Christiana, lib. iii, с. 30 sqq. (Opera, ed. Bened., tom. iii, p. 57 sqq.). По–видимому, Тихоний умер до конца IV века. См. о нем в Tillemont, Mémoires, tom. vi, p. 81 sq., и статью Α. Vogel, в Herzog, Real-Encyclopaedic vol. xvi, p. 534–536. 679 Августин возражает против его формулировок в De doctr. Christ., iii, 32 (tom. iii, 58): «Secunda [régula Tichonii] est de Domini corpore bipartito; non enim revera Domini corpus est, quod cum illo non erit in aeternum; sed dicendum fuit de Domini corpore vero atque permixto, aut vero atque simulat ο, vel quid aliud; quia non solum in aeternum, verum etiam nunc hypocrites non cum illo esse dicendi sunt, quamvis in ejus esse videantur ecclesia, unde poterat ista régula et sie appellari, ut diceretur de permixta ecclesia». См. также Baur, К. G. vom 4 – 6 Jahrh., p. 224. 680 Аммиан Марцеллин намекает на последний вариант: «Damasus et Ursinus supra humanum modum ad rapiendam episcopatus sedem ardentes scissis studiis asperrimo conflictabantur», etc. 681 Об этом рассказывает даже святой Иероним (см. выше, §53, примечание), подтверждая заявление Аммиана. 682 Афанасий (Historia Arianorum ad Monachos, §75, Opera ed. Bened., i, p. 389) и Сократ (H. Ε., ii, 37) решительно осуждают его как арианина. Однако этот еретик и антипапа попал в римский перечень святых мучеников. Григорий XIII устроил расследование по этому поводу, которое привело к внезапному обнаружению его останков с надписью: «Папа и мученик».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

p. 177. ed» Paris 1669 p. 1. p. 177. Kinkel. Gescii. der bild. Kiinste. I. taf. 7. e. Lubhe. Gesch. dor Plastic 1. s. 274. Kraus. Roma sott. p. 325 (неполное изображение); его же: Christi. Kunst. р. 117 (также неполно). Буслаев, общ. пон. о русск. иконописи. См. Сборник общ. древне-русск. иск. при Моск. публ. музее 1866 г. стр. 46. 66 В помещенной здесь надписи читаем: Hic depositus est Иши. Bassus, т. с. qui. vixit, annis. XLII. men. II. in. ipsa, praefectura, urbi, neofitus. iit. ad. Deum. VIII. Cal. sept. Evsebio. et. Vpatio. coss. «Здесь положен Юний Васс, который жил 42 года и 2 месяца. Во время своей префектуры в городе (Риме) он отошел, как неофит (новокрещенный) к Богу в 8-й день сентябрьских календ при консулах Евсевии и Ипатии (т. е. 23 августа 359 г.»). Знатная фамилия Бассов, как видно из слов Пруденция (Prudent. Symmach. I.558), была в числе первых фамилий патрициев, принявших христианство . Современник Юния Басса, Аммиан Марцеллин, сообщает также, что он умер вскоре после своего возведения в звание префекта римскаго. Kraus Нота sott. s. 324. 68 Было бы, конечно, несправедливо » предполагать, что изображение Бога Отца под формою человеческою впервые появилось только в 9-згь веке, как утверждают Эмери Давид и Рауль Рошетт: оно было известно по крайней мере в 4–5 в. Примеры: па саркофагах из катакомб Людины и Агнесы, где Бог изображен под образом старца, принимающего жертву Каина и Авеля; также на известном лютеранском саркофаге, на право от входа,– в группе св. Троицы и др. Martigny. Dix. des ant. chr. art. «Sarcophagea» p. 597, также art. «Dieu» p. 209. Там же примеры других подобных изображении. 73 В этом изображении мы имеем между прочим апологию православного способа крещения чрез погружение. Насколько нам известно, нет ни одного памятника древности, где бы можно было видеть обряд крещения чрез обливание или окропление. Сохранившиеся доселе вантистерии, напр. Латеранский в Риме, Флорентинскии, Пизский и др. составляют новое обличение католичества. Правда, католицизм постарался замаскировать истинное значение этих зданий: огромные резервуары в них, служившие для принятия крещаемых, заложены в настоящее время камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010