15. Эти слова из молитвы Азарии, одного из трех юношей, подвергнувшихся испытанию печью огненной, приведены неточно. Текст звучит так: " И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле " (3,32). 16. В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 17. Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26.II.364 г. и правил до 17.IX.375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т.д. 18. " Немного спустя " , т.е. через 2 года. 19. Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 20. Об этом же пишет и Аммиан Марцеллин, XXII. 11. 21. Вероятно, именно этого Иоанна св. Мелетий назначил епископом апамейским. См. V. 4. 22. Об этом пишет и язычник Аммиан Марцеллин в своей " Истории " , XXIII. 1. 23. Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 24. Обращение Юлиана к оракулам - последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т.к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 25. Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор - Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей - самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 26. Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию. |
42. Букв. " говорящих по-гречески монашествующих " (οοε ). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, " эллинистов " , то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, " греческий стиль " жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. Das pachomianische Monchtum und die Anfange klosterlichen Gehorsams. Munsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый " дом " включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley - Los Angelos - London, 1985. P.78-79. 43. Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. " Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г. " . - Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-IX вв. М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. Римская история/Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 44. Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в " человеке Божием " Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества - преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке). Часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41-42. |
По заказу императора Валента другой высокопоставленный чиновник, Евтропий, написал «Бревиарий от основания города» (Breviarium ab urbe condita). Излагая историю эпохи царей и классической республики, Евтропий опирается в основном на Тита Ливия и в меньшей мере на Саллюстия, но обнаруживает большую самостоятельность в представлении императорской эпохи. Главная тема «Бревиария» – рост военной мощи и расширение пределов Римского государства. В основу периодизации эпохи принципата он положил чреду сменявших друг друга императоров. Лучшей эпохой в истории Рима Евтропий считает время правления династии Флавиев, и портрет основателя этой династии Веспасиана наделен у него апологетическими чертами. Святой Константин, которого Евтропий мог знать лично, представлен Евтропием многопланово. Историк не без осуждения пишет о его ответственности за убийство жены Фаусты, сына Криспа и других близких родственников, в то же время он ценит Константина за любовь к наукам, за его заботу о школьном деле, при этом, странным образом, почти вовсе не касаясь его религиозной политики. Нет сведений о том, принадлежал ли Евтропий к Церкви или оставался вне ее, и само его сочинение не дает твердых оснований судить об этом с достоверностью, заметно однако равнодушие историка к религиозным темам; правда, в своих моральных оценках Евтропий обнаруживает зависимость от принципов стоической этики, но это обстоятельство не позволяет еще решительно отвергать его возможное христианство, поскольку многих христианских авторов позднейшей эпохи, особенно на латинском Западе, затронуло влияние стой. Эта его приверженность стоической морали, а также увлекательность его повествования, пересыпанного историческими анекдотами, содействовали его успеху в средневековье. Крупнейший и вполне самостоятельный историк IV века – Аммиан Марцеллин, имя которого можно поставить в один ряд с самыми громкими именами латинской историографии – Ливием, Саллюстием, Тацитом, а поскольку по происхождению и родному языку, хотя он и писал на латыни, Аммиан был антиохийским греком, то и с такими мастерами исторической прозы, как Ксенофонт или Полибий. «История» Аммиана Марцеллина, от которой сохранились лишь последние книги – от 14 до 31, наряду с трудами церковных историков Евсевия, Сократа, Созомена, служит наиболее надежным источником по IV веку. Скомпрометированная в средневековье апологией Юлиана Отступника, под началом которого Марцеллин нес офицерскую службу, она была мало известна до эпохи гуманизма, но обнаруженная в книгохранилище Фульдского монастыря «История» была издана и с этих пор стала одной из самых читаемых книг в кругу гуманистов. |
Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), т. е., младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». Успенский Ф. И. История Византийской империи IV–IX вв. М., 1996, с. 73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику: «Возведенный в расцвете Юности неожиданным скачком из пучины бедствий до высоты власти, он превышал предоставленные ему полномочия и во всех своих действия проявлял невероятную жестокость. Родство с императорской фамилией и принадлежность к роду Констанция возбуждали его надменность, и, будь он сильнее, то мог бы, казалось, отважиться на враждебные действия против виновника своего благополучия». Аммиан Марцеллин. Римская история. Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Спб., 1996, с. 26. 451 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима/ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, т. е. уже здесь обоженного последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преп. Антоний и преп. Пахомий. И «Феодор Освященный, который вслед за Пахо–мием состоял правителем его монастырей вместе с Орсиси–ем, «был человек праведный и пророк»; «судил мысли и дела (братии) по Духу Божию, который был в нем»; «исцелял душевные болезни по Духу Божию, данному ему»; одним словом, «был одет всеми плодами Святого Духа как царской одеждой». Откуда же св. Феодор получил эти дарования? «Феодор Великий, — читаем мы в житии преп. Пахомия, — на которого Господь излил Своего Духа чрез посредничество (par I " entremise) отца нашего Пахомия». Здесь отчетливо уже проведена мысль относительно наследования духовных дарований». Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви. (История духовничества на Востоке). Часть I. (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906, с. 41–42. 452 |
– Что касается исторических свидетельств относительно того, что со времени торжества церкви языческие базилики будто бы нередко превращались в христианские храмы, то таких свидетельств вовсе нет: у древних писателей не повествуется, чтобы общественные базилики превращаемы были в церковные христианские, тогда как часто говорится о пре- вращениях в христианские храмы храмов языческих. Те свидетельства, на которые ссылаются защитники старого мнения или недостоверны, или имеют совсем иной смысл. Ссылаются, наприм., на одно место в похвальной речи Авзония императору Грациану, где говорится: basilica olim negotiis plena, nunc votis pro tuae salutae susceptis». Цестерман доказывает, что под словами: votis pro tuae salutae нельзя разуметь отправления христианского богослужения, но удобнее всего разуметь или поздравительные восклицания, или так называемые tabulae votinae – дощечки с написанными на них благожеланиями цезарю, так как древние имели обыкновение выражать свою верноподданническую преданность посредством выставки в базиликах и других публичных местах подобных дощечек. Ссылаются далее на то, что будто римская церковь Марии великой есть нечто иное, как древняя языческая базилика Sisinini, о которой упоминает Аммиан Марцеллин, и что таковой же была базилика Альбанская у озера Фано. Цестерман, опровергая это, говорит, что церковь Марии великой есть действительно та самая базилика Сисинини, о которой упоминает Аммиан Марцеллин, но что она строена христианами и никогда не была в языческом употреблении, по крайней мере из свидетельства Марцеллина этого не видно 10 . Церковь же Альбанская действительно строена язычниками, но по исследованиям ученых (напр. Каста), произведенным на месте, оказывается, что она прежде была не базиликою, а периптеральным храмом. – На втором мнении, производящем древние христианские храмы от языческих гипетральных храмов, автор останавливается сравнительно очень мало и не дает его полного опровержения. Он признает, что между древними христианскими храмами и храмами греко-римскими вообще и в частности гипетральными действительно есть сходство, даже большее, чем какое можно найти между ними и базиликами, но опять далеко неполное и далеко не такое, на основании которого можно бы было утверждать, что христиане при постройке своих храмов брали за образец храмы языческие. |
17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)). |
Букв. «говорящих по-гречески монашествующих» (μονζοντες &Εαcυτε;λληνιστα). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. «Das pachomianische Monchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams». Münsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. «Pachomius. The Making of Community in Fourth–Century Egypt». Berkeley — Los Angelos — London, 1985. P.78–79. 42 Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». — Успенский Ф.И. «История Византийской империи IV–IX вв». М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. «Римская история». — Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 43 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. «Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке)», часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41–42. 44 |
Исповедь – см.: покаяние. Исповедание грехов совершалось и совершается в христианских храмах по разному, утром и вечером, но обязательно до Божественной литургии. При этом в день Причащения до литургии нельзя есть и пить. Кроме поста необходимы чтение духовных книг, богомыслие и дела милосердия. Перед частной И. каждого священник, прочитав предварительно молитвы, совершает общую И., то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на чинопоследование покаяния, возбуждая покаянное настроение. Дети прибегали к И. с 7-летнего возраста. Историки Византии – писатели светские и духовные, писавшие либо в жанре истории, по периодам или правлениям императоров, либо в ставшем популярным со второй половины VI в. жанре всемирной хроники, когда изложение событий начиналось с первочеловека Адама или следовало как продолжение сочинения предшествующего хрониста. Основные среди них: в III в. – Дексипп (270 г.); в IV в. – Аммиан Марцеллин, рассказывающий о деяниях римских императоров с 354 до 378 гг.; Евнапий из Сард – о периоде 270–404 гг.; в V в. – Олимпиодор Фиванский – о периоде 407–425 гг., ПрискПанийский из Фракии – о периоде 433–472 гг., Малх Филадельфиец – о периоде 306–480 гг.; Кандид Исавр – от 457 до 491 гг.; язычник Зосим – о периоде с 285 до 410 гг.; в VI в. – Марцеллин Комит, скомпилировавший латинскую хронику испанского епископа Идация и доведший изложение с 379 г. до начала VI в.; анонимные сирийские составители «Эдесской хроники» (540 г.); сирийский клирик, учитель Йешу Стилит с его хроникой истории Месопотамии до 507–518 гг.; другой сириец, Иоанн Малала (в пер. с сирийск. «Ритор»), – о событиях от сотворения мира до 574 г.; столичный чиновник, преподаватель Иоанн Лид, составивший историю императорской администрации; Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565 г.), написавший 8 книг о войнах императора Юстиниана I с персами, вандалами и готами до 554 г., а также создавший трактат о многочисленных постройках этого императора и памфлет против него, известный как «Тайная история»; константинопольский ритор и адвокат Агафий Миринейский, или Схоластик (ок. |
После всего вышесказанного не остается не малейшего сомнения в том, что древняя церковь не признавала верховного владычества римских пап и не только не сочувствовала их славолюбивым притязаниям, но всячески противилась, когда замечала стремление пап к верховному владычеству в Церкви. Против папских притязаний вооружались даже светские писатели того времени, видя в стремлении пап к верховному владычеству не иное что, как средство к удовлетворению земных наслаждений. Так языческий историк IV века Аммиан Марцеллин писал, что честолюбие подстрекало к соперничеству за престол Римский. «Взявши во внимание пышность Рима, я,– говорит Марцеллин,– не стану оспаривать, чтобы ищущие этого престола не стали всячески домогаться его. Одежда у них великолепная, иначе не выезжают, как на колеснице, едят сладко, и стол их превосходит царский; приношение матрон обогащают их». Тут же историк противоставляет жизни пап «жизнь некоторых провинциальных епископов, которые по всей воздержности, бедности одеяния и скромности поведения действительно достойны Бога вечного и его истинных поклонников». Если же древняя церковь не признавала верховного владычества римских пап; то одного этого уже достаточно для вас, чтобы окончательно и бесповоротно отвергнуть нечестивое католическое учение о главенстве папы в Церкви Христовой. Ведь древняя церковь – это церковь мужей апостольских, слышавших Божественное учение из уст самих апостолов; церковь святых и богоносных отцов и учителей; церковь Вселенских Соборов. Кому же следовать нам? Святым ли отцам древней церкви или католическим богословам, оправдывающим главенство своих пап? И если ныне католические богословы доказывают, что главенство пап установлено Самим Христом, то не выходит ли из их слов, что древняя церковь не признавала папского главенства и поступала противно словам и учению Спасителя? Равным образом, если Западная церковь предала анафеме Восточную церковь, не желавшую подчиниться папам, то не предала ли она тем самым анафеме и всю древнюю церковь с ее святыми отцами и Вселенскими Соборами, которые также не признавали верховного владычества римских пап? Конечно, так. |
После всего вышесказанного не остается ни малейшего сомнения в том, что древняя Церковь не признавала верховного владычества римских пап и не только не сочувствовала их славолюбивым притязаниям, но всячески противилась, когда замечала стремление пап к верховному владычеству в Церкви. Против папских притязаний вооружались даже светские писатели того времени, видя в стремлении пап к верховному владычеству не иное что, как средство к удовлетворению земных наслаждений. Так языческий историк IV века Аммиан Марцеллин писал, что честолюбие подстрекало к соперничеству за престол Римский. «Взявши во внимание пышность Рима, я, – говорит Марцеллин, – не стану оспаривать, чтобы ищущие этого престола не стали всячески домогаться его. Одежда у них великолепная, иначе не выезжают, как на колеснице, едят сладко, и стол их превосходит царский; приношения матрон обогащают их». Тут же историк противоставляет жизни пап «жизнь некоторых провинциальных епископов, которые по всей воздержности, бедности одеяния и скромности поведения действительно достойны Бога вечного и его истинных поклонников». Если же древняя Церковь не признавала верховного владычества римских пап, то одного этого уже достаточно для нас, чтобы окончательно и бесповоротно отвергнуть нечестивое католическое учение о главенстве папы в Церкви Христовой. Ведь древняя Церковь – это Церковь мужей апостольских, слышавших Божественное учение из уст самих апостолов, – Церковь святых и богоносных отцов и учителей, – Церковь Вселенских Соборов. Кому же следовать нам? Святым ли Отцам древней Церкви, или католическим богословам, оправдывающим главенство своих пап? И если ныне католические богословы доказывают, что главенство пап установлено Самим Христом, то не выходит ли из их слов, что древняя Церковь, не признавая папского главенства, поступала противно словам и учению Спасителя? Равным образом, если Западная Церковь предала анафеме Церковь Восточную, не желавшую подчиниться папам, то не предала ли она тем самым анафеме и всю древнюю Церковь с её святыми отцами и Вселенскими Соборами, которые также не признавали верховного владычества римских пап? Конечно, так. |
| |