15. Эти слова из молитвы Азарии, одного из трех юношей, подвергнувшихся испытанию печью огненной, приведены неточно. Текст звучит так: " И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле " (3,32). 16. В конце IV века этот день отмечался 3 сентября и был одним из самых торжественных праздников в Антиохии. 17. Валентиниан родился в Цибалисе на р. Сава в Паннонии. Был выбран императором 26.II.364 г. и правил до 17.IX.375 г. Несмотря на свои христианские убеждения, он достаточно снисходительно относился и к язычеству, считая его религией крестьян, пастухов и т.д. 18. " Немного спустя " , т.е. через 2 года. 19. Возможно, это был Роман, трибун щитоносцев, которого, по сообщению Аммиана Марцеллина, Юлиан сослал вместе с трибуном Викентием. 20. Об этом же пишет и Аммиан Марцеллин, XXII. 11. 21. Вероятно, именно этого Иоанна св. Мелетий назначил епископом апамейским. См. V. 4. 22. Об этом пишет и язычник Аммиан Марцеллин в своей " Истории " , XXIII. 1. 23. Согласно одной из точек зрения на это событие, восстановление храма прекратилось в связи с сильными грозами и бурями. 24. Обращение Юлиана к оракулам - последний пример того, когда к ним обращались за помощью лица подобного ранга. К оракулу Аполлона на Делосе обращались лишь в летние месяцы, т.к. считалось, что зимой бог находится в Патаре. Оракул Додоны в Эпире был одним из старейших, см. Одиссея, песнь XIV: Сам же пошел, мне сказали, в Додону затем, чтоб оракул Темно-сенистого Диева дуба его научил там... (пер. В.А. Жуковского). 25. Эти примеры свидетельствуют о знании Феодоритом определенных произведений классической литературы и его отношении к их героям. Философ Сократ противопоставлен Критию, одному из самых неудачливых политиков Эллады, Пифагор - Фаларису, сицилийскому тирану, Нерей - самому некрасивому человеку в мире, Терситу. 26. Либаний, род. в 314 г. в Антиохии, один из самых выдающихся ораторов поздней античности. Оставил интересную автобиографию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/989/...

42. Букв. " говорящих по-гречески монашествующих " (οοε ). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, " эллинистов " , то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, " греческий стиль " жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. Das pachomianische Monchtum und die Anfange klosterlichen Gehorsams. Munsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый " дом " включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley - Los Angelos - London, 1985. P.78-79. 43. Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. " Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г. " . - Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-IX вв. М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. Римская история/Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 44. Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в " человеке Божием " Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества - преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке). Часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41-42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

По заказу императора Валента другой высокопоставленный чиновник, Евтропий, написал «Бревиарий от основания горо­да» (Breviarium ab urbe condita). Излагая историю эпохи царей и классической республики, Евтропий опирается в основном на Тита Ливия и в меньшей мере на Саллюстия, но обнаружи­вает большую самостоятельность в представлении император­ской эпохи. Главная тема «Бревиария» – рост военной мощи и расширение пределов Римского государства. В основу перио­дизации эпохи принципата он положил чреду сменявших друг друга императоров. Лучшей эпохой в истории Рима Евтропий считает время правления династии Флавиев, и портрет осно­вателя этой династии Веспасиана наделен у него апологети­ческими чертами. Святой Константин, которого Евтропий мог знать лично, представлен Евтропием многопланово. Историк не без осуждения пишет о его ответственности за убийство жены Фаусты, сына Криспа и других близких родственников, в то же время он ценит Константина за любовь к наукам, за его заботу о школьном деле, при этом, странным образом, поч­ти вовсе не касаясь его религиозной политики. Нет сведений о том, принадлежал ли Евтропий к Церкви или оставался вне ее, и само его сочинение не дает твердых оснований судить об этом с достоверностью, заметно однако равнодушие истори­ка к религиозным темам; правда, в своих моральных оценках Евтропий обнаруживает зависимость от принципов стоиче­ской этики, но это обстоятельство не позволяет еще решитель­но отвергать его возможное христианство, поскольку многих христианских авторов позднейшей эпохи, особенно на латин­ском Западе, затронуло влияние стой. Эта его приверженность стоической морали, а также увлекательность его повествова­ния, пересыпанного историческими анекдотами, содействова­ли его успеху в средневековье. Крупнейший и вполне самостоятельный историк IV века – Аммиан Марцеллин, имя которого можно поставить в один ряд с самыми громкими именами латинской историографии – Ливи­ем, Саллюстием, Тацитом, а поскольку по происхождению и род­ному языку, хотя он и писал на латыни, Аммиан был антиохий­ским греком, то и с такими мастерами исторической прозы, как Ксенофонт или Полибий. «История» Аммиана Марцеллина, от которой сохранились лишь последние книги – от 14 до 31, наря­ду с трудами церковных историков Евсевия, Сократа, Созомена, служит наиболее надежным источником по IV веку. Скомпроме­тированная в средневековье апологией Юлиана Отступника, под началом которого Марцеллин нес офицерскую службу, она была мало известна до эпохи гуманизма, но обнаруженная в книгохра­нилище Фульдского монастыря «История» была издана и с этих пор стала одной из самых читаемых книг в кругу гуманистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), т. е., младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». Успенский Ф. И. История Византийской империи IV–IX вв. М., 1996, с. 73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику: «Возведенный в расцвете Юности неожиданным скачком из пучины бедствий до высоты власти, он превышал предоставленные ему полномочия и во всех своих действия проявлял невероятную жестокость. Родство с императорской фамилией и принадлежность к роду Констанция возбуждали его надменность, и, будь он сильнее, то мог бы, казалось, отважиться на враждебные действия против виновника своего благополучия». Аммиан Марцеллин. Римская история. Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Спб., 1996, с. 26. 451 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима/ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, т. е. уже здесь обоженного последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преп. Антоний и преп. Пахомий. И «Феодор Освященный, который вслед за Пахо–мием состоял правителем его монастырей вместе с Орсиси–ем, «был человек праведный и пророк»; «судил мысли и дела (братии) по Духу Божию, который был в нем»; «исцелял душевные болезни по Духу Божию, данному ему»; одним словом, «был одет всеми плодами Святого Духа как царской одеждой». Откуда же св. Феодор получил эти дарования? «Феодор Великий, — читаем мы в житии преп. Пахомия, — на которого Господь излил Своего Духа чрез посредничество (par I " entremise) отца нашего Пахомия». Здесь отчетливо уже проведена мысль относительно наследования духовных дарований». Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви. (История духовничества на Востоке). Часть I. (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906, с. 41–42. 452

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

– Что касается исторических свидетельств относительно того, что со времени торжества церкви языческие базилики будто бы нередко превращались в христианские храмы, то таких свидетельств вовсе нет: у древних писателей не повествуется, чтобы общественные базилики превращаемы были в церковные христианские, тогда как часто говорится о пре- вращениях в христианские храмы храмов языческих. Те свидетельства, на которые ссылаются защитники старого мнения или недостоверны, или имеют совсем иной смысл. Ссылаются, наприм., на одно место в похвальной речи Авзония императору Грациану, где говорится: basilica olim negotiis plena, nunc votis pro tuae salutae susceptis». Цестерман доказывает, что под словами: votis pro tuae salutae нельзя разуметь отправления христианского богослужения, но удобнее всего разуметь или поздравительные восклицания, или так называемые tabulae votinae – дощечки с написанными на них благожеланиями цезарю, так как древние имели обыкновение выражать свою верноподданническую преданность посредством выставки в базиликах и других публичных местах подобных дощечек. Ссылаются далее на то, что будто римская церковь Марии великой есть нечто иное, как древняя языческая базилика Sisinini, о которой упоминает Аммиан Марцеллин, и что таковой же была базилика Альбанская у озера Фано. Цестерман, опровергая это, говорит, что церковь Марии великой есть действительно та самая базилика Сисинини, о которой упоминает Аммиан Марцеллин, но что она строена христианами и никогда не была в языческом употреблении, по крайней мере из свидетельства Марцеллина этого не видно 10 . Церковь же Альбанская действительно строена язычниками, но по исследованиям ученых (напр. Каста), произведенным на месте, оказывается, что она прежде была не базиликою, а периптеральным храмом. – На втором мнении, производящем древние христианские храмы от языческих гипетральных храмов, автор останавливается сравнительно очень мало и не дает его полного опровержения. Он признает, что между древними христианскими храмами и храмами греко-римскими вообще и в частности гипетральными действительно есть сходство, даже большее, чем какое можно найти между ними и базиликами, но опять далеко неполное и далеко не такое, на основании которого можно бы было утверждать, что христиане при постройке своих храмов брали за образец храмы языческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

17/ Созомен Схоластик ( Ермий Созомен Саламанский) (л. 56, 56 об.) (в списке НБ РК просто «Созомен») – греческий церковный историк V в., автор единственного дошедшего до нашего времени сочинения – «Церковной истории», оконченной предположительно в 40-х гг. V в. 18/Руфин (Тиранний; Tyrannius Rufinus; также известен как Руфин Аквилейский – Rufinus Aquileiensis) (л. 56) (345–410) – римский писатель. Среди сочинений Руфина следует отметить перевод на латинский язык «Церковной истории» Евсевия Кесарийского , к девяти книгам которой переводчик добавил две свои книги, продолжив повествование с 324 г. до смерти императора Феодосия в 395 г. («Historia ecclesiastica»). 19/Филосторгий (Φιλοστργιος, лат. Philostorgius) (л. 56, 56 об.) (368–433) – греческий церковный историк-арианин, автор «Церковной истории», служащей хронологическим продолжением «Церковной истории» Евсевия, то есть начинающейся с середины царствования Константина Великого и доведенной до 425 г. В полном виде «История» Филосторгия не сохранилась, в настоящее время существует лишь ее сокращение, сделанное патриархом Фотием (ср. у Феофана Прокоповича : «Филосторгий в сокращении истории церковной, книга 7, число 9» – л. 56). Первое издание этого сокращения «Historia ecclesiastica» вышло в 1643 г. в Женеве, с латинским переводом – в Париже в 1673 г. 20/Никифор Каллист Ксанфопул (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Никифор Ксантопул») – патриарх Константинопольский в 1350–1362 гг., автор «Церковной истории», описывающей события от Рождества Христова до 610 г. 21/Аммиан Марцеллин (Ammianus Marcellinus) (л. 56 об.) (в списке НБ РК «Аммиан Маркеллин») (ок. 330 – ок. 400) – римский историк, грек по происхождению, автор «Деяний» («Res gestae»), задуманных как продолжение «Анналов» и «Историй» Тацита. Из 31 книги «Деяний» до нашего времени дошли лишь книги 14–31, описывающие события с 353 по 378 гг. 22/Юлиан Отступник, Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus Apostata) (лл. 6 об., 55 об., 56 об., 57) (в списке НБ РК «Апостат Иулиан» (л. 56 об.), «Иулиян Апостат» (там же) или «Иулиан Отступник» (лл. 6 об., 55 об.), а также «Иулиан» (л. 57) и «Иулиян» (лл. 56, 57)) (331–363) – римский император в 361–363 гг. В качестве автора Феофан Прокопович упоминает Юлиана только на лл. 56 об.–57, где ссылается на одно из изданий его писем (какое именно, нами не установлено; перечень изданий см. в журн.: Вестник древней истории. 1970. 1. С. 235). Феофан Прокопович цитирует в русском переводе фразу из сохранившегося фрагмента письма к жрецу (ср.: Вестник древней истории. 1970. 3. С. 232), а также имеет в виду обещание восстановить «святой город Иерусалим», данное императором осенью 362 г. в послании «К иудейским общинам» (у Феофана Прокоповича – «в послании к иудеом» (л. 57)).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Букв. «говорящих по-гречески монашествующих» (μονζοντες &Εαcυτε;λληνιστα). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. «Das pachomianische Monchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams». Münsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. «Pachomius. The Making of Community in Fourth–Century Egypt». Berkeley — Los Angelos — London, 1985. P.78–79. 42 Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». — Успенский Ф.И. «История Византийской империи IV–IX вв». М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. «Римская история». — Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 43 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. «Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке)», часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41–42. 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Исповедь – см.: покаяние. Исповедание грехов совершалось и совершается в христианских храмах по разному, утром и вечером, но обязательно до Божественной литургии. При этом в день Причащения до литургии нельзя есть и пить. Кроме поста необходимы чтение духовных книг, богомыслие и дела милосердия. Перед частной И. каждого священник, прочитав предварительно молитвы, совершает общую И., то есть беседует о грехах со всеми собравшимися на чинопоследование покаяния, возбуждая покаянное настроение. Дети прибегали к И. с 7-летнего возраста. Историки Византии – писатели светские и духовные, писавшие либо в жанре истории, по периодам или правлениям императоров, либо в ставшем популярным со второй половины VI в. жанре всемирной хроники, когда изложение событий начиналось с первочеловека Адама или следовало как продолжение сочинения предшествующего хрониста. Основные среди них: в III в. – Дексипп (270 г.); в IV в. – Аммиан Марцеллин, рассказывающий о деяниях римских императоров с 354 до 378 гг.; Евнапий из Сард – о периоде 270–404 гг.; в V в. – Олимпиодор Фиванский – о периоде 407–425 гг., ПрискПанийский из Фракии – о периоде 433–472 гг., Малх Филадельфиец – о периоде 306–480 гг.; Кандид Исавр – от 457 до 491 гг.; язычник Зосим – о периоде с 285 до 410 гг.; в VI в. – Марцеллин Комит, скомпилировавший латинскую хронику испанского епископа Идация и доведший изложение с 379 г. до начала VI в.; анонимные сирийские составители «Эдесской хроники» (540 г.); сирийский клирик, учитель Йешу Стилит с его хроникой истории Месопотамии до 507–518 гг.; другой сириец, Иоанн Малала (в пер. с сирийск. «Ритор»), – о событиях от сотворения мира до 574 г.; столичный чиновник, преподаватель Иоанн Лид, составивший историю императорской администрации; Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565 г.), написавший 8 книг о войнах императора Юстиниана I с персами, вандалами и готами до 554 г., а также создавший трактат о многочисленных постройках этого императора и памфлет против него, известный как «Тайная история»; константинопольский ритор и адвокат Агафий Миринейский, или Схоластик (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После всего вышесказанного не остается не малейшего сомнения в том, что древняя церковь не признавала верховного владычества римских пап и не только не сочувствовала их славолюбивым притязаниям, но всячески противилась, когда замечала стремление пап к верховному владычеству в Церкви. Против папских притязаний вооружались даже светские писатели того времени, видя в стремлении пап к верховному владычеству не иное что, как средство к удовлетворению земных наслаждений. Так языческий историк IV века Аммиан Марцеллин писал, что честолюбие подстрекало к соперничеству за престол Римский. «Взявши во внимание пышность Рима, я,– говорит Марцеллин,– не стану оспаривать, чтобы ищущие этого престола не стали всячески домогаться его. Одежда у них великолепная, иначе не выезжают, как на колеснице, едят сладко, и стол их превосходит царский; приношение матрон обогащают их». Тут же историк противоставляет жизни пап «жизнь некоторых провинциальных епископов, которые по всей воздержности, бедности одеяния и скромности поведения действительно достойны Бога вечного и его истинных поклонников». Если же древняя церковь не признавала верховного владычества римских пап; то одного этого уже достаточно для вас, чтобы окончательно и бесповоротно отвергнуть нечестивое католическое учение о главенстве папы в Церкви Христовой. Ведь древняя церковь – это церковь мужей апостольских, слышавших Божественное учение из уст самих апостолов; церковь святых и богоносных отцов и учителей; церковь Вселенских Соборов. Кому же следовать нам? Святым ли отцам древней церкви или католическим богословам, оправдывающим главенство своих пап? И если ныне католические богословы доказывают, что главенство пап установлено Самим Христом, то не выходит ли из их слов, что древняя церковь не признавала папского главенства и поступала противно словам и учению Спасителя? Равным образом, если Западная церковь предала анафеме Восточную церковь, не желавшую подчиниться папам, то не предала ли она тем самым анафеме и всю древнюю церковь с ее святыми отцами и Вселенскими Соборами, которые также не признавали верховного владычества римских пап? Конечно, так.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

После всего вышесказанного не остается ни малейшего сомнения в том, что древняя Церковь не признавала верховного владычества римских пап и не только не сочувствовала их славолюбивым притязаниям, но всячески противилась, когда замечала стремление пап к верховному владычеству в Церкви. Против папских притязаний вооружались даже светские писатели того времени, видя в стремлении пап к верховному владычеству не иное что, как средство к удовлетворению земных наслаждений. Так языческий историк IV века Аммиан Марцеллин писал, что честолюбие подстрекало к соперничеству за престол Римский. «Взявши во внимание пышность Рима, я, – говорит Марцеллин, – не стану оспаривать, чтобы ищущие этого престола не стали всячески домогаться его. Одежда у них великолепная, иначе не выезжают, как на колеснице, едят сладко, и стол их превосходит царский; приношения матрон обогащают их». Тут же историк противоставляет жизни пап «жизнь некоторых провинциальных епископов, которые по всей воздержности, бедности одеяния и скромности поведения действительно достойны Бога вечного и его истинных поклонников». Если же древняя Церковь не признавала верховного владычества римских пап, то одного этого уже достаточно для нас, чтобы окончательно и бесповоротно отвергнуть нечестивое католическое учение о главенстве папы в Церкви Христовой. Ведь древняя Церковь – это Церковь мужей апостольских, слышавших Божественное учение из уст самих апостолов, – Церковь святых и богоносных отцов и учителей, – Церковь Вселенских Соборов. Кому же следовать нам? Святым ли Отцам древней Церкви, или католическим богословам, оправдывающим главенство своих пап? И если ныне католические богословы доказывают, что главенство пап установлено Самим Христом, то не выходит ли из их слов, что древняя Церковь, не признавая папского главенства, поступала противно словам и учению Спасителя? Равным образом, если Западная Церковь предала анафеме Церковь Восточную, не желавшую подчиниться папам, то не предала ли она тем самым анафеме и всю древнюю Церковь с её святыми отцами и Вселенскими Соборами, которые также не признавали верховного владычества римских пап? Конечно, так.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010