Российское византиноведение: Итоги и перспективы. М., 1994. Удальцова З.В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. I. Основные черты развития ранневизантийского государства (324–610) Источники Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана/Пер. М.В. Левченко. М., 1996 (репр.). Аммиан Марцеллин. Римская история/Пер. Ю.А. Кулаковского . СПб., 1994 (2-е изд.). Византийские историки: Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Рязань, 2003. Восточные отцы и учители Церкви IV века: Антология/Ред. Ила-рион (Алфеев). Долгопрудный, 1998–1999. 2 т. – Восточные отцы и учители Церкви V века/Ред. Иларион (Алфеев) . Долгопрудный, 2000. Дигесты Юстиниана/Пер. с лат. под ред. Л.Л. Кофанова. М., 2002–2006 (2 изд.: 2008-). 8 т. Творения аввы Евагрия : Аскетические и богословские трактаты/Пер. А.И. Сидорова . М., 1994. Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. И.В. Кривушина. СПб., 2001–2005.3 т. Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Евсевий Памфил . Жизнь Константина. М., 1998 (переизд.). Житие преподобного отца нашего Феодора, архимандрита Сикеон-ского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер. Д.Е. Афиногенова. М., 2005. Зосим . Новая история/Пер. Н.Н. Болгова. Белгород, 2010. Избранные новеллы Юстиниана/Пер. В.А. Сметанина. Екатеринбург, 2005. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе/Изд. В.М. Истрин . М., 1994 (репр.). Иордан . О происхождении и деяниях гетов (Getica)/Пер. Е.Ч. Скржин-ской. СПб., 1997 (2 изд.). Преп. Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, graec. 694)/Пер. А.Г. Дунаев. М, 2002. Марцеллин Комит . Хроника/Пер. Н.Н. Болгова. Белгород, 2010. О стратегии: Византийский военный трактат VI в./Пер. В.В. Кучма. СПб., 2007. Олимпидор Фиванский . История/Пер. Е.Ч. Скржинской. СПб., 1999 (2 изд.). От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э./Пер. С.С. Аверинцева . М, 1994 (2 изд.). Орозий Павел . История против язычников/Пер. В.М. Тюленева. СПб., 2001–2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1018 Zacharias.4, 7, р. 32. – Отрывки из послания Амфилохия сохранены в хронике Михаила Сирийца (Chabot. II 145–147). 1019 Выселению Тимофея из Гангр содействовал и тамошний епископ. Тимофей получал из Александрии и Египта большие средства, которые раздавал бедным местной общины и тем умалял значение местного епископа. Такового сообщение монофизита Захарии. – Zacharias. 4, 11, p. 38. 1020 Zachar.4, 9, p. 3–35. – Когда пришел приказ удалить Тимофея из Александрии, он бежал в баптистерий главного храма и был вытащен силою. 1021 Ib. 4, 12, р. 38–25. –Письмо Тимофея против учений Нестория и Евтихия с приведением в заключении текстов из писаний богословов прежнего времени. 1024 Письма папы к Аспару не сохранились, но в упоминаниях об Аспаре он ставит его наряду с императором... Certus enim sum, quod clementissimus imperator et vir magnificus Patricius cum omni coetu illustrium potestatum (Ep. 449); apud clementissimum principem, quam apud magnificentissimum virum Patricium nosta scripta testantur (Ер. 150). 1026 Jord.Rom. § 333. Зенон сопоставлен с Аттилой, как враг империи, и то обстоятельство, что оба эти человека умерли раньше Маркиана, выставлено как особое благополучие последнего. 1027 Johan. Lyd.De mag. 1, 16 – определяет численность экскувитов в 300 человек и приписывает сформирование этого отряда Льву. Ему следует Моммзен (Hermes, XXIV, стр. 225). Но самое имя экскувитов в смысле термина гораздо древнее, и об экскувитах как телохранителях во дворце не раз упоминает Аммиан Марцеллин. 1028 Национальное имя зятя Льва передается различно: ’Αρικμσας – у Евстафия, Tαρασικοδρρα – у Кандида Исавра, Στρακοδσοσος – у Малалы, Кωδισσες – Chron. Pasch., Тρασκαλισταος – у Теофраста. 1031 Прокопий передает рассказ, что Майориан, подготавливая войну с Гензерихом, проник к нему в Карфаген как член посольства, изменив свой вид и перекрасив волосы. Он видел все, даже арсенал Гензериха в Карфагене, и благополучно вернулся. Proc., b. v. 1, 7. 1035 Ib. frg. 32. –Тациан занимал пост префекта города в первый год правления Маркиана. Theoph . 162, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1047 В 348 г. у вестготов начались преследования христиан со стороны одного из самых могущественных вождей Атанариха. Готы-ариане ушли во главе с Ульфилой на территорию империи, и Константин поселил их в Нижней Мезии, около Никополя. Еще одна готская община христиан поселилась во Фракии. Довольно значительная часть изгнанников поселилась близ Антиохии и на Евфрате. 1048 Ульфила (Вульфила) родился ок. 311 г., возможно, в семье пленников из Малой Азии. Однако его семья вполне сжилась с новой средой, о чем говорит явно германское имя Ульфилы. До 30 лет Ульфила был лектором одной из церквей в земле готов. Ок. 341 г. он принимал участие в посольстве, направленном готами к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был избран епископом готов и рукоположен Евсевием Никомедийским. Вернувшись на родину, Ульфила стал проповедовать. В 348 г., во время гонений, он вывел своих последователей в Мезию, где им была предоставлена земля: готы-ариане создали там общину, во главе которой стоял Ульфила, а после его смерти – его преемники. В 360 г. Ульфила принимал участие в синоде ариан в Константинополе. После того как православие стало доминировать над арианством, Ульфила пытался уговорить императора Феодосия созвать собор для решения спора между православием и арианством. Императору, видимо, была близка эта идея: несмотря на закон 381 г., запрещающий арианам диспуты по вопросам веры, Феодосий созвал в 383 г. синод в Константинополе для примирения арианства с православием. На синод был приглашен Ульфила. Здесь он и умер летом 383 г. Наиболее важным делом Ульфилы, сделавшим его знаменитым, стал его перевод Священного Писания на готский язык. 1050 Многие историки (Аммиан Марцеллин, Зосим) называли готов скифами. Но наиболее ясно выразился греческий историк Дексипп, который был организатором защиты Афин от готов в 267 г. Он пишет: «Скифами... называют готов» (fr. 16 а). 1051 В период правления Валериана и Галлиена готы часто нападали на приграничные области империи (так, в 257–258 гг. готы напали на Вифинию, где разграбили все крупнейшие города, в 263 г. они вторглись в провинции Азия и Вифиния, разорили Эфес). В данном фрагменте речь идет о походе 267 г., когда готы разорили Афины, разграбили другие греческие города (Коринф, Спарту), а затем переправились в Малую Азию. Войска готов в Греции и Фракии были разбиты Галлиеном и его полководцем Марцианом. Но появление нового узурпатора заставило Галлиена с войском вернуться в Италию, поэтому готы в Малой Азии смогли уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1255 Об этом сюжете рассказывают также Феодорит (III, 20) и Сократ Схоластик (III, 20). По словам Сократа, речь идет о восстановлении храма Соломона в Иерусалиме, разрушенного в 70 г. н.э. во время взятия города Титом. Землетрясение разрушило восстанавливаемый храм якобы вскоре после пророчества епископа Иерусалимского Кирилла, говорившего о том, что наступило время, когда от этого храма не останется камня на камне. 1256 Об этом см. также Феодорит, III, 12–13. О смерти Юлиана-дяди и Феликса сообщает и Иоанн Златоуст во 2 Слове о св. Вавиле, и Аммиан Марцеллин (XXIII, 1). Причина наказания, по мнению историков, – не столько в отречении от христианства, сколько в том, что эти люди участвовали в конфискации церковных имуществ. Феодорит утверждает, что перед смертью Юлиан-дядя умолял племянника вернуть драгоценные сосуды церкви, но тот его не послушался. 1257 Иерусалим был переименован Адрианом в Элию Капитолину в 135 г. после подавления восстания Бар-Кохбы. 1262 Подобным образом описывается смерть Юлиана и другими авторами. Феодорит (III, 28) приводит более распространенную в христианской историко-литературной традиции версию слов императора: вместо «насыться» он произнес фразу «Ты победил, Галилеянин!». 1264 Сначала выбор пал на префекта претория Востока Саллюстия Секунда, однако тот отказался, сославшись на свою немощь и старость. В момент избрания Флавию Иовиану было 32 года. Всего он правил с июня 363 по 17 февраля 364 г. Он не был идеальным христианином, как изображает его, например, Феодорит (IV, 1), и в позднейшей христианской литературе нередко критиковался за аморальность. 1265 Согласно условиям мирного договора, римляне теряли 5 пограничных провинций и 18 важнейших крепостей. Они также обязывались не помогать армянскому царю Аршаку в войне с персами. Мир был заключен сроком на 30 лет. 1266 Иовиан издал указы о возвращении епископов из ссылки, о передаче церквей никейской партии (Феодорит, IV, 2), о восстановлении снабжения церквей хлебом (IV, 4). 1267 По утверждению Феодорита (IV, 2), Иовиан сам обратился к Афанасию, прося его изложить Никейское толкование веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1358 Консул 500 года, вместе с Ипатием действовал в 503 году на театре войны с персами. Малала (Chron. 404), называет его фригийцем по происхождению. 1360 ξειν δ ποσχμενος τονς τς πρερβυτρας Ρμης τ περ τς δξης τν ερν καταστσοντας. Exc. de ins. p. 144. 1362 Моммзен в своих разъяснениях этого свидетельства Иоанна Антиохийского (Hermes, VI (1872), с. 354, примеч. 1), видит в этих телегах артиллерию, ссылаясь на свидетельство Вегеция, (Epit.r. m. 2, 25). Но со времен Вегеция прошло более ста лет, состав армии и тактика изменились, в особенности на этом театре войны, и в таборе армии Ипатия нельзя видеть ничего, кроме обычного у готов carrago, о котором сообщает Аммиан Марцеллин в рассказе о битве с готами. (3, 258 (31, 7, 7)). 1363 Такую цифру дает Иоанн Антиохийский (Exc. de insid. p. 146), у Марцеллина иначе: nongenta pondo auri exceptis regalibus muneribus, pro pretio tunc accepit Hypatii iam mille centum auri libris cum Uranio captivo sibi a suis in Sozopoli ablatis. – Итак, за Ипатия было уплачено 2 тысячи фунтов золота (Chron. min. II 99). Моммзен в своем разборе отрывка Иоанна Антиохийского (Hermes, VI, 350, п. 3) полагает, что у Марцеллина стояло Lauri pondera – pondus в смысле кентенария. 1365 Территория сабиров недостаточно определенно показана у Прокопия. Проф. К. П. Патканов извлек из одного новоизданного списка географии Моисея Хоренского (Журн. Мин. Нар. Просв. 1883, март. С. 31) следующее свидетельство о местожительстве сабиров: «К востоку (от гуннов, живших севернее Дербента – Вараджана) живут сабиры до реки Талта (Атель – Волга), отделяющей азиатскую Сарматию от Скифии, то же, что Апахтар или Туркестан. Царь их зовется хаган, а царица, жена хана, – хатун». 1367 Theod. Lect.II 36. – Македоний сохранил до самой смерти враждебное чувство к Анастасию. По сообщению Феодора Чтеца , один из верных Македонию людей, по имени Феодор, имел видение по смерти Македония. Ему явился Македоний и приказал передать царю такие слова: «Я ухожу к моим отцам, веру которых я сохранил до конца, и не перестану умолять Господа, пока ты не придешь, чтобы нам предстать на суд».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

1.47) 32 . В то же время Флавий пишет о деятельности Иоанна Крестителя 33 и казни ап. Иакова (коего ап. Павел именует «братом Господним»; см.: Гал. 1:19 ) 34 , чем весьма важен для истории раннего христианства. Таким образом, ряд нехристианских писателей 1–2 вв. определенно, хотя и малоинформативно, свидетельствуют о Христе. В этой связи М. Кубланов отмечает, что «тезис о «молчании века», единодушном будто бы молчании нехристианских авторов этой поры о начальном христианстве, утратил значение, которое ему придавалось». Отметим также документ из Британского музея, известный как «Письмо Мара бар Серапиона» (позднее 73 г.; самые поздние датировки – 2–3 вв. 35 ). Это письмо сирийского языческого мудреца по имени Мара бар Серапион сыну Серапиону 36 . Автор, находившийся в заключении, ободряет сына в поисках мудрости и указывает, что немилость судьбы падает на тех, кто преследует мудрых людей. Для примера он приводит гибель Сократа, Пифагора и «мудрого Царя», убитого иудеями (т.е. Христа): «Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, Митреум в катакомбах под церковью Сан Клементе. Рим море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки – он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки – он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении». Наиболее выдающимся византийским историком 4 в. был антиохийский грек Аммиан Марцеллин (ок. 330–400) – выразитель взглядов языческой оппозиции, противник гонений христианских императоров на родовитую патрицианскую знать, приверженец Юлиана Отступника и сторонник восстановления язычества 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

220–227; примечание бар. Ровена к переводу Дестуниса «Персидских войн» Прокопия, b. р. 1, 20, примеч. 14, стр. 281–283. 839 О близком знакомстве Хосрова с христианством и непосредственном интересе к нему сохранил свидетельство Иоанн Эфесский, 6, 20 р. 247–248. На востоке ходило сказание, будто Хосров перед самой смертью принял крещение, втайне от магов. Его занесли в свои повествования Иоанн Эфесский и Себеос (стр. 30). 841 Evagr. 5, 7; Johan. Ephes. 2, 18–2, p. 2 60–64. Армянский историк Асохик сохранил не только имя вождя, но и точную дату события: взятие Двина Варданом произошло 30 марта 571 года. 579 Иоанн был родом из селения Сирима в округе Кинегии, входившем в территорию Антиохии. Evagr. 4, 38. 580 Ib. 4, 40. – Эта проповедь была предназначена к публикации, но смерть Юсти­ниана сделала это излишним, с. 41. Михаил Сириец сохранил письмо к Юстиниану от собора 195 епископов, соб­равшихся в Антиохии, где им был объявлен эдикт императора о нетленности тела Христова. Епископы отказались принять его и в очень ученой форме изложили свои аргументы. Вероятно, редакция ответа принадлежит Анастасию. Mich. Syr. IX 34, p. 273–281. 849 Theoph. Byz. с. 4, p. 271 – утверждает, что у Хосрова было 40 тысяч конницы и 100 тысяч пехоты. 853 Феофан Византийский, в противоречии с другими источниками, дает другое имя вождю, посланному на смену Маркиана. Он называет его Феодором, сыном Юстиниана, по прозвищу Циром, Τζριν. Theoph. Byz. с. 4, p. 271 М. 854 Вероятно, то был сын того Архелая, который действовал с Велизарием в Африке. – Иоанн Эфесский объясняет причину гнева Юстина тем, что Маркиан не казнил Мундара. 858 Аммиан Марцеллин 3, 85 (27, 12, 3) дает сведения об этой крепости, которую называет Агабана. Прокопий поминает о ссылке в «Замок Забвения» царя Кавада, которому удалось, однако, бежать оттуда при помощи жены (b. р. 1, 6). Феофилакт Симокатта знает ее под именем Гелигерд. 861 Johan. Biclar. s. a. Just. VII–mo; Justinus imperator gravi infirmitate concutitur, quae infirmités ab allis qnidem cerebri motio, ab aliis daemonum vexatio putabatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

226 Августин, например, в Tract, in Joann., xxv, с. 10, жалуется, что в церковь каждый день приходят люди, ищущие Иисуса не ради Иисуса, но ради земной выгоды. См. похожие жалобы Евсевия, Vita Const., 1. iv, с. 54. 227 Аммиан Марцеллин живо описывает экстравагантную и безвкусную роскошь римской аристократии IV века; Гиббон с удовольствием перевел это описание и откомментировал его в 31–й главе своей книги. 228 Homil. in Matt., 63, §4 (tom, vii, p. 533), см. также Hom, in 1Cor. 21 , §6, и многие другие места его проповедей. См. также Neander, Chrysostomus, i, p. 10 sqq.; и Is. Taylor, Anc. Christianity, vol. ii, supplement, p. xxx, sqq. 233 Milman, Hist, of Ancient Christianity, p. 440 (Am. ed.). Ср. с очерком о дворе Аркадия у Монфокона (Montfaucon), в последнем томе его Opera Chrys., а также Müller, De genio, moribus, et luxu aevi Theodosiani, Copenh., 1798, в основном на основании трудов Златоуста. 236 V. Const., iii, 15, где Евсевий, завершая рассказ об императорско–епископском пире, «превосходившем всяческое описание», говорит: Χρστου βασιλεας δοξεν αν τις φαντασιοσθαι εκνα, ναρ τ εναι λλ " οχ παρ το γινμενον. 238 Август принял должность Pontifex Maximus после смерти Лепида, в 742 г. от основания города, после чего эта должность оставалась за императором, хотя обычно вверялась ему постановлением сената. Раньше верховного жреца выбирал народ; он избирался на всю жизнь, не мог занимать гражданские должности, не должен был покидать Италию, прикасаться к мертвым телам и вступать в брак повторно; он жил в старом царском дворце, regia. Сам Август исполнял обязанности верховного жреца как деспот, но с большой осторожностью. Он увеличил количество жрецов, избирал дев–весталок, определял авторитетность пророчеств (vaticinia), очистил Сивиллины книги от апокрифических вставок, продолжил реформу календаря, начатую Цезарем, переименовал месяц Sextiiis в Augustus в свою честь, как Quintiiis, месяц рождения Юлия Цезаря, был ранее переименован в Julius. См. Charles Merivale, Hist, of the Romans under the Empire, vol. iii (Lond., 1851), p, 478 sqq. (Этот труд, который заканчивается там, где начинается труд Гиббона, был переиздан в 7 томах в Нью–Йорке в 1863 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

248 Прокопий был схвачен в Филиппополе Фракийском. 249 Голова Прокопия была послана Валентом II в подарок Валентиниану I, находившемуся в Галлии. 250 Аномей Евдоксий. 251 Истр — Дунай. 252 Речь идет о нашествии вестготов на дунайские провинции в 366—369 гг., которое было успешно отражено Валентом. 253 Грациан, сын Валентиниана I от Северы, родился 18 апреля 359 г., а Валентиниан II, сын Валентиниана I от Юстины — 2 июля 371 г. 254 Флавий Грациан стал августом 24 августа 367 г. 255 Герма — город на азиатском побережье Геллеспонта. 256 Война с сарматами и с германскими племенами аламан и франков продолжалась до 374 г. 257 Писидия — римская провинция на юге Малой Азии. 258 Ликия — область на юго-западном побережье Малой Азии. 259 Маркиониты — последователи Маркиона 85-ок.180 , ересиарха, который приписывал сотворение мира не Богу, а более низшему существу — Демиургу, врагу Христа, «благого бога». Фотиниане — последователи Фотина см. II.29 . Маркеллиане — последователи Маркелла Анкирского см. I.36; II.21 . 260 Севасты — административный центр провинции Первая Армения. 261 Эти события, прежде всего Сицилийский собор, на котором умеренные ариане признали Никейский символ, были реакцией на господство в имперской церкви радикальных ариан — акакиан и аномеев. Эта тенденция была поддержана и Тианским собором Coзoмeh.VI.12 . Однако Тарский собор, где должно было произойти окончательное объединение умеренных ариан с православными на платформе последних, не состоялся из-за противодействия императора Валента. 262 Указ о низложении Афанасия Александрийского и о передаче православных церквей арианам. 263 Видимо в 368 г. По другим данным — в 365 366 гг. 264 Евдоксий умер в 369 г. 265 Залив в восточной части Пропонтиды Мраморного моря . 266 В 371 г. 267 Апостол Фома — один из двенадцати апостолов, проповедовавший Евангелие в восточных странах, в частности в Индии. 268 Речь идет о деле Феодора, обвиненного в стремлении к верховной власти и казненного вместе с множеством предполагаемых сторонников. См. об этом Аммиан Марцеллин. XXIX. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

267 Этот параграф цитировали на Халкидонском соборе, см.: Schwartz. II. 1. 1. Р. 22, 8; II. 4. Р. 123, 1. 269 В синод, переводе: «по благодати Божией». Чтение, приводимое свт. Амвросием, также встречается в греческих рукописях. 276 Противопоставление между простотой веры и изысками красноречия неоднократно встречается у свт. Амвросия, ср.: expl. ps. 12, 47. 24; exp. ps. 118, 11. 2 и др.; см.: Moreschini. Р. 165, not. 4. 277 Этот параграф, так же как и следующий, несколько раз цитировали на Эфесском соборе (см.: Schwartz. I. 1. 2. Р. 42, 26–43, 8; I. 1. 7. Р. 92, 23–32) и на Халкедонском соборе (II. 1. 1. Р. 22:17), см.: Faller. Р. 84, not. 288 С этого места до середины параграфа 96 текст цитировался на II Константинопольском соборе 553 г., см.: Fallen Р. 91–92, not. 301 Морескини отмечает, что безумец «сказал в сердце своём», то есть подумал, а еретики говорят вслух, см.: Moreschini. Р. 181, not. 2. 306 Второй книгой свт. Амвросий заканчивал своё изложение «О вере» и здесь начиналась заключительная часть сочинения. 313 Блж. Иероним возражал против подобного толкования свт. Амвросия, см.: in Hiezech. 11, praef.; nom. hebr. 51. 24; 57. 30; 80. 19. 314 Возможно, это косвенное указание на смерть под Адрианополем в августе 378 г. императора Валента, противника Никейской веры. 315 Война, на которую отправлялся Грациан, была против восставших готов, поселившихся на территории Римской империи с разрешения властей. 318 В 376 г. готам было предоставлено право проживать в пределах Римской империи на правах конфедератов, они приняли на себя обязательство охранять границы Империи. См. об этих событиях: Аммиан Марцеллин, resgest. 31. 319 Отсылка к языческой практике ауспиций, наблюдением за полётом птиц, для предсказания исхода сражения. Читать далее Источник: Собрание творений: на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012-./Т. 5. - [сост. Н.А. Кулькова]. - 2015. - 519 с./О вере. 21-419 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010