И вот в ней разводится вошь, что в лесу звери, и я испытываю то неудобство, что не могу свободно ни есть, ни пить из опасения захватить волосы вместе с пищей… Но у меня не только длинная борода, я мало ухаживаю и за головой, редко стригусь и обрезываю ногти, и руки мои часто запачканы чернилами… Я непривлекателен и в образе жизни: по моей грубости, не хожу в театр, а по моей необразованности, не допускаю во дворце представлений, кроме новогодних… Я не люблю цирковых представлений… В моей частной жизни я провожу бессонные ночи на подстилке из соломы и довольствуюсь скромной пищей, едва утоляющей голод. С детских лет я веду войну с моим желудком и не позволяю ему наполняться пищей» . Апологет Юлиана Аммиан Марцеллин так описывает его внешний вид: «Среднего роста; волосы на голове очень гладкие, тонкие и мягкие; густая, подстриженная клином борода; глаза очень приятные, полные огня и выдававшие тонкий ум; красиво искривленные брови; прямой нос; рот несколько крупноватый, с отвисшей нижней губой; толстый и крутой затылок; сильные широкие плечи; от головы и до пяток сложение вполне пропорциональное, почему и был он силен и быстр в беге» . Когда Юлиану исполнилось 23 года, Констанций вызвал его из Афин к себе в Медиолан, удостоил титула цезаря, женил на своей сестре Елене и отправил правителем в Галлию. Сознавая свою неподготовленность к новой для него роли командующего и администратора, он сказал тогда со свойственным ему полупритворным самоуничижением: «Это не мое дело, седло надели на корову!» Он опасался, что таким образом дядя хочет поскорее избавиться от него, что он готовит ему участь его старшего брата Галла, но, быстро усвоив азы военной науки и одержав ряд побед над германцами, он почувствовал себя увереннее и там уже, приблизив к себе людей надежных, перед ними не скрывал своего паганизма. Местом своей резиденции в Галлии Юлиан избрал Лютецию Паризиев, или Париж. Он жил там во дворце, построенном его дедом императором Констанцием Хлором, на левом берегу Сены, соединенном с центральной частью города, расположенной на острове, деревянным мостом. Между тем император Констанций готовился на восточной границе к войне с Ираном. Войск, расквартированных в Азии, не хватало для успеха кампании, и в январе 360 года Констанций отправил к цезарю Юлиану трибуна Деценция с требованием забрать воинов, причем из самых боеспособных частей: вспомогательные отряды галлов, батавов и герулов и еще по 300 солдат из каждого легиона. В результате вооруженные силы, находившиеся под командованием Юлиана, сокращались вдвое. Имелось, однако, обстоятельство, затруднявшее выполнение требования императора: Юлиан уже обещал солдатам вспомогательных частей – германцам и галлам – не отправлять их на Восток, откуда они имели мало надежды возвратиться к своим семьям.

http://pravoslavie.ru/47064.html

Из языческих источников весьма важное значение имеет сочинение Аммиана Марцеллина, в котором он передает о жизни и деятельности Юлиана со времени назначения его цезарем до самой смерти. Постоянный спутник и друг Юлиана, занимавший при нем должность телохранителя и сопровождающий его во всех походах, Аммиан лучше, чем кто-либо, был знаком с Юлианом, как с его общественной деятельностью, так и с его личной жизнью; с другой стороны из всех историков Юлиана он, несомненно, самый правдивый и беспристрастный; относясь, в общем, к Юлиану с большим уважением, он умеет в то же время и критиковать его, когда нужно, например он осуждает суеверие Юлиана, несправедливое отношение его к христианам. Важное значение имеют также сочинения Ливания (письма и речи к Юлиану, особенно надгробная речь Epitaphios). Никто так не понимал идей и стремлений Юлиана, как его бывший учитель и друг, находившийся с ним в постоянной переписке. Но, с другой стороны, Ливаний относится к своему любимому ученику очень пристрастно и, кроме того, в его похвалах Юлиану часто слышатся риторические фигуры, что необходимо принимать во внимание при оценке его свидетельств. Таким же пристрастным отношением к Юлиану отличаются сведения, сообщаемые о нем языческим историком Зосимой. В новейшей литературе об императоре Юлиане, как и в древней, многие сочинения проникнуты тенденциозным стремлением унизить или превознести личность Юлиана. Мы укажем из них только наиболее известные труды: Fr. Strauss, – «Der Romantiker auf dem Throne der Caesaren» Мангейм 1847. Neander, «Der Kaiser Julian and sein Zeitalter». Лейпциг 1813. H. Rendall, – «The emperor Julian; Paganism and Christianity». Кембридж. 1879 – сочинение с богатыми библиографическими указаниями. A. Naville, – «Julien l " Apostat et sa philosophie du polytheisme». Paris. 1877. Небольшое сочинение, выясняющее религиозно-философские воззрения Юлиана по его сочинениям. Rhode. – «Gesch. der Jeaction Kaiser Julians». Jena. 1877. E. Lame – «Julien l " Apostat». Paris. 1861.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так свт. Филарет Московский пишет: «По догадкам Бохарта и Гроция, это есть тот Ур, который Аммиан Марцеллин указывает между Тигром и Низибисом, из которого путь в землю Ханаанскую точно должен быть чрез Харран». Подобным образом археологически все поселения, основанные предками Авраама, были расположены именно на севере Месопотамии, и с югом их не связывает ни одно предание. Напротив, исламские предания связывают место рождения Авраама с предгорьями Арарата, что вполне логично вытекает из описания книги Бытия. Точно так же, по свидетельству А. Лопухина , «некоторые толкователи, как древние, так и новые, отождествляли Ур с греческой Эдесой, новейшей Урфой, которая повидмому, некогда называлась Орра. Этот город лежащий в верхней Месопотамии, приобрел большую известность в христианское времена в качестве столицы того царя Авгаря, который, по преданию, писал письмо ко Христу, и даже доселе сохраняет следы предания об Авраме в названиях своей мечети и озера». Подобного же мнения придерживался известный историк С. Х. Гордон. Более того, с точки зрения этимологии, имена патриархов «типично аморейские и в более поздние времена встречаются редко. В документах из Мари упоминается о миграциях, передвижениях аморейско-сутийских племенах между Евфратом и Сирией». А это опять уводит нас в этот же регион Северного Междуречья. Да и сам Авраам, когда посылал раба в город Нахора, назвал Сирию Месопатамскую «землей, где я родился» ( Быт. 24, 4, 10 ). Если мы обратимся к повествованию Иосифа Флавия, то увидим, что «Аран умер в Халдее, именно в городе Уре, называемом халдейским, оставив после себя сына Лота, и дочерей Сарру и Мельху. Могилу его показывают до сих пор». «Но раскопками установлено, что люди перестали жить в Уре, открытом Вулли, уже где-то в III в. до Р.Х., а Иосиф жил в I в. по Р. Х. И, следовательно, имел в виду вовсе не Ур, раскопанный сэром Вулли. Могилу Арана арабы и и по сей день показывают, но не в Ираке, а в районе города Эдессы (нынешняя Урфа). Они же утверждают, что древнипх Харран назван в честь того же Арана, показывают колодцы Авраама и так далее… Совпадение шумерского «Ур» с еврейским словом не только не говорит в пользу их тождественности, но, с точки зрения лингвистики, свидетельствует о том, что они не имеют ничего общего.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Чрезвычайно большими потрясениями сопровождалось появление в Европе гуннов. Они своим движением потеснили к Дунаю другие народы. Мы видели, как императору Феодосию Великому удалось на некоторое время предотвратить грозную опасность и устроить дела на дунайской границе. Гуннская орда с подчиненными ей народами распространилась от Волги до Дуная и некоторое время не угрожала римским провинциям. Гунны разделены были на племена, враждовавшие между собой и находившиеся под властью отдельных ханов. Весьма вероятно, что часть их, переходя за Дунай, принимала участие вместе с готами в набегах на римские области. Но до конца первой половины V в. история гуннов остается весьма мало известной (Как выражается Аммиан Марцеллин, «monumentis yetenbus leviter nota»). Имя гуннов приобретает всемирно-историческое значение с тех пор, как один из ханов по имени Ругила перешел за Дунай, занял Паннонию и вступил в непосредственные сношения с императорами Запада и Востока. Основателем могущества гуннов был Аттила, принявший власть после Ругилы около 433 г. Это был исключительный человек как по своим природным дарованиям, так и по страшным следам, оставленным им в истории. Он был мал ростом, широкоплечий, с большой головой. Имел маленькие глаза, темный цвет лица, плоский нос, редкую бороду. В его медленной походке и важных движениях выражалось сознание силы. Его жестокость с побежденными не знала границ, его называли «бичом Божиим» знавшие его и сохранившие о нем память народы. Гунны верили в его божественное предзнаменование и шли за ним без рассуждений. Соединив под свою власть все племена гуннов, он подчинил себе многочисленные народы германского, скифского и частью славянского происхождения и образовал обширное царство, обнимавшее Среднюю Европу от Волги до Рейна. Много римлян, греков, германцев и славян было на службе у Аттилы, который ценил ум и знания и умел привлекать к себе нужных людей. Первый большой поход предпринял Аттила против Восточной империи. С одной стороны, в 441 г. конные отряды его направились через Армению в Месопотамию и Сирию и навели страх на персов и сирийцев; с другой – он сделал набег на Фракию, Македонию и Иллирию, разрушил множество городов, между прочим, Срем, Ниш, Сардику. Посланные императором Феодосием II войска были разбиты гуннами три раза; они не встречали теперь сопротивления до стен Константинополя и принудили императора купить у них мир весьма дорогой ценой. Гуннам уступлена была для поселения значительная область на юг от Дуная и дано обязательство вносить ежегодную обременительную дань в 2100 ф. золота.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В языках раннехристианской письменности лат. слова martyr и martyrium, заимствованные из греческого языка не позднее 2-й пол. II в., впервые засвидетельствованы в текстах, происходящих из рим. Африки. Среди них - Акты Сцилийских мучеников, пострадавших в 180 г. в Карфагене (Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen et al. Mil., 1987. P. 102-104), и «Страсти Перпетуи и Фелицитаты», казненных там же в 203 г. (Ibid. P. 107-147; Heffernan Th. J. The Passion of Perpetua and Felicity. Oxf.; N. Y., 2012. P. 104-124). Оба термина неоднократно встречаются в произведениях Тертуллиана , самое раннее из к-рых, соч. «К мученикам» (Ad martyras), было написано предположительно в 197 г. При этом в сочинениях того же автора, адресованных не христианам, а язычникам («Апологетик», «К язычникам», «К Скапуле»), данные термины не употребляются (подробнее см.: Hoppenbrouwers. 1961. P. 7-24, 78-81; Sordi. 2004. P. 29). Впосл. св. Иларий Пиктавийский (IV в.) обыгрывал греческое значение слова martyr, интерпретируя подвиг М. как свидетельство о вечности Бога ( Hilar. Pict. In Matth. IV 9); блж. Августин (354-430) в проповедях объяснял первоначальное значение слова μρτυς - «свидетель» (testis - Aug. Serm. 286. 1; 328. 2). В светской лат. лит-ре слово martyr впервые использовал Аммиан Марцеллин (ок. 330 - ок. 400) ( Amm. Marc. Res gestae. XXII 11. 10; XXVII 7. 6). Из латыни слово перешло в романские (итал. martire; франц. martyr), германские (нем. Märtyrer; англ. martyr) и кельт. языки (ирл. mairtíreach; валлийский merthyr). В коптский ( marturos) и арм. () языки для обозначения М. также было заимствовано греч. слово μρτυς, причем с утратой его первоначального значения (арм. народная этимология, очевидно, воспринимала это заимствование как дериват от слова - «сражение»). В арм. языке заимствование было вскоре вытеснено автохтонным словом (букв.- «свидетель»), к-рое приобрело христ. коннотацию, вероятно, по аналогии с греческим или сирийским (реликт первоначального обозначения М. можно видеть в слове (?) - «часовня», от греч. μαρτριον - «мартирий»). Подобным образом и в груз. языке общепринятым обозначением М. служит слово (букв.- «свидетель»), хотя в средневековой лит-ре (часто как 2-й эпитет к одному и тому же святому) можно встретить и заимствование из греч.- (возможно, к нему также восходит название мон-ря Мартвили ). В эфиоп. языке ( геэз ) для обозначения М. использовалось слово ä   образованное от глагола ä   - «слушать», но также «свидетельствовать» ( Nosnitsin D., Fiaccadori G. Martyrdom//EncAeth. Vol. 3. P. 802-803).

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Аммиан Марцеллин написал на латинском языке исторический труд, известный под названием Res Gestae – «Деяния», задуманный как продолжение знаменитого исторического сочинения Тацита. «Деяния» охватывают период от правления императора Нервы до конца 4 в. и датируются примерно 80–90–ми гг. 4 в. Сохранилось 18 книг труда Аммиана Марцеллина (кн. 14–31), посвященных событиям 353–378 гг., современником и участником которых был автор. Аммиан, повествуя о правлении Констанция II в период 353–361 гг., упоминал христиан или церковные события лишь вскользь, для него это второстепенная тема. Историк был тесно связан с римской государственной системой, принадлежал к числу мелких военных и чиновников. Приведенные факты, прямо или косвенно относящиеся к Церкви, и скрытая информация Res Gestae способны заметно помочь в лучшем понимании церковно-государственных связей того времени. Осуждая распри между христианами, связанные с развитием ересей, Аммиан Марцеллин вместе с тем без всякого сочувствия говорит и о столкновениях язычников с христианами. Историк выступает против гонений на языческую науку и философию, возобновленных после краха реформ Юлиана Отступника, осуждает правительство за инспирированные им процессы, во время которых языческих философов ложно обвиняли в чародействе, протестует против уничтожения, по приказу императора Валента, книг античных авторов, захваченных в домах осужденных язычников. В труде Аммиана Марцеллина дана галерея портретов различных политических деятелей – Юлиана Отступника, Валента, Валентиниана I и др. Будучи сторонником веротерпимости, для которого вполне нормально сосуществование и культа Адониса, и древнеегипетских культов, и христианства, Аммиан рассматривает последнее как одну из равноправных религий. Иисус Христос для него не Бог, а один из учителей мудрости, основатель новой религии, «соперник Юпитера». Среди нецерковных писателей 40–60–х гг. 4 в. можно упомянуть также Юлиана Отступника, ритора Либания (у которого учились красноречию Иоанн Златоуст , Василий Великий и Григорий Назианзин ), Фирмика и пр. Информационная ценность этих источников ограниченна, однако они помогают понять общее умонастроение той эпохи и сообщают отдельные факты, дающие возможность дополнить картину отношений императора и Церкви в 330–360 гг. Неоплатоник Евнапий (345/6–414 или 420) из лидийских Сард, историк и ритор, труд которого στορα τς μετ Δξιππον να κδσεως περ πρσβεων θνν πρς ωμαους, охватывающий период времени с 270 по 414 г., известен только в эксцерптах патриарха Фотия 38 , был сторонником идеи восстановления язычества и необходимости противодействия распространению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3309. Возможно, это указание на так называемую «хижину Ромула», расположенную на Палатинском холме. 3310. Альмон – река в Лации, впадающая в Тибр. Ср. у Овидия (fast. 4. 337–340). 3311. Свт. Амвросий, возможно, брал сведения из Геродота (см.: hist. 1. 131). 3312. Император Констанций крестился перед смертью. См у Сократа Схоластика (hist eccl. 2. 47). 3313. Речь идет об императоре Грациане, убитом 25 августа 383 г. 3314. Потерпев поражение в битве при Фарсале 9 августа 48 г., Помпей бежал в Египет и был убит возле г. Каноп по приказу Птолемея XIII его приближенными, в числе которых был евнух Потин. 3315. Имеется в виду Кир Великий (VI в. до н. э.), основатель государства персов, покоривший Мидию, Лидию, Элам и другие области. 3316. Кир Великий погиб от руки царицы массагетов Томирис, отомстившей за смерть сына. 3317. Гамилькар – имя нескольких карфагенских полководцев. Вероятно, имеется в виду Гамилькар, сын Магона, разбитый в сражении при Гимере в 480 г. до н. э. (см.: Геродот, hist. 7. 166). 3318. Юлиан сжег свой флот, лишив себя и свою армию возможности вернуться (см.: Аммиан Марцеллин, res gest. 24. 7). 3319. Письмо написано в декабре 388 г. в Аквилее (см. примеч. к epist. ex. с. 1) и подверглось редактуре перед включением его в «Собрание писем». Отправленный императору текст сохранился также как письмо epist. ех. с. 1а с некоторыми разночтениями (см.: Zelzer. P. XX–XXIII; Liebeschuetz. Ρ. 95–111). Об этих событиях рассказывает Павлин, см.: uita А. 22–23. 3320. В молитве перед Богом. 3321. В г. Каллиник на Евфрате (ныне Аль–Ракка). 3322. Praevaricatio, собственно, означает «тайное содействие противоположной стороне в судебном процессе». 3323. Labarum – императорское знамя с изображением креста и инициалов Иисуса Христа было введено императором Константином Великим. 3324. После победы Мария и Катула над кимврами и тевтонами при Верцел­лах в 101 г. до н. э. 3325. См.: Аммиан Марцеллин. res gest. 23. 1. 2; Сократ, hist. eccl. 3. 20; Созомен, hist. eccl. 5. 22. 3326. Риторическое преуменьшение, Каллиник, занимавший выгодное географическое положение, был важным торговым центром и мощной крепостью, ср. Аммиан Марцеллин, res gest. 23. 3. 7.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

450 Кодекс Феодосия XII, I, 50, XIII, I, 4. – Делая отступление от своих привычек, Юлиан, вместо презрительного выражения «galilaei», употребляет здесь слово «christiani», которое в этом тексте, как показал Годфруа (Godefroy), равносильно выражению «clerici». 453 Кодекс Феодосия I, XXVII, 1, и прибавление Sirmond’a 1 и 17. Сравн. Humbert, art. Episcopalis audientia, в Dict. des antiquites, t. II, p. 697. 470 Св. Григорий Назианзен говорит, что в молодости он с усердием посещал школы словесности с целью сделаться способным опровергать школы софистов, «избегать хитросплетений их доводов» и сделать «ложные науки как бы вспомогательными для истинных наук». De vita sua 112–118. 483 Гиерофанты – старшие жрецы богини Деметры. Которые посвящали в элевзинские таинства и были руководителями во всех торжествах в честь этой богини. 486 Феодорит, кажется, держится этого мнения, разделявшегося многими, когда меру о возвращении христиан приписывают желанию Юлиана снискать расположение всех. Hist. Eccl, III, 2. 490 Княз Юлиан. Юлиан, Ер.10. – Мне кажется, Аммиан Марцеллин (XXII, 11) отступает от своего обычного беспристрастия, когда говорит, что император готов был поступить жестоко. Но был удержан с трудом своими приближенными и написал александрийцам письмо, наполненное жестокими порицаниями и страшными угрозами. 491 Юлиан, Ер.10. – Мне кажется, Аммиан Марцеллин (XXII, 11) отступает от своего обычного беспристрастия, когда говорит, что император готов был поступить жестоко. Но был удержан с трудом своими приближенными и написал александрийцам письмо, наполненное жестокими порицаниями и страшными угрозами. 506 Аммиан Марцеллин XXII, 4. Смотр. о страданиях воинов Иоанна и Павла, книгу P. Germano, la Casa celimontana dei ss. martiri Giovanni e Paolo, Home, 1894. 507 Смотр. о страданиях воинов Иоанна и Павла, книгу P. Germano, la Casa celimontana dei ss. martiri Giovanni e Paolo, Home, 1894. 508 Св. Григорий Назианз., Oratio IV, 74. Жители Антиохии так же обвиняли Юлиана в том, что он «разрушил мир»: Misopogon 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ценные сведения по истории Рима рубежа 1 и 2 столетий содержатся в письмах консула 100 г., и потом правителя Вифинии Гая Плиния Младшего, адресованных императору Траяну и своим друзьям. В этих письмах много достоверных сведений об имперской столице и о провинциальной жизни. Из них мы почерпаем ясное представление о положении Христиан во времена Траяна и в правление Домициана, о юридическом обосновании гонений и о порядке судебного разбирательства дел по обвинению в исповедании Христа. Уже в иную эпоху, в конце 4 столетия, вышли «Деяния», писавшего на латинском языке, антиохийского грека Аммиана Марцеллина, приближенного императора Юлиана Отступника. Подражая Тациту, Аммиан написал продолжение его «Истории», начав повествование с правления Нервы и завершив его 378 г. Первые 13 книг «Деяний» утрачены, но и сохранившиеся книги, исключительно, информативны, в особенности, когда Аммиан описывает события, участником или свидетелем которых он был, а он, в качестве легионера, участвовал в войнах против алеманов и персов. В сочинении чувствуется хороший знаток военного дела. Помимо рассказа о войнах и политических событий, его труд содержит множество сведений географического и этнографического характера. Ученик Тацита, Аммиан обнаруживает особо пристальный интерес к характеристике личных качеств портретируемых им императоров, стремится проникнуть в их внутреннюю жизнь, понять психологические мотивы их действий. В эпоху Христианизации империи, Аммиан остался язычником, но о Христианах и о Христианской церкви он высказывался с уважением. Идеализируя Юлиана Отступника, как высоко эрудированного и мужественного человека, он, в то же время, укоряет его за религиозную нетерпимость к Христианам. Одним из выдающихся Христианских писателей первой половины 4 века был, писавший на греческом языке, Евсевий Кесарийский , который заслужил имя отца церковной истории. Ему действительно принадлежит первый, из сохранившихся, трудов по истории церкви, основанный на утраченных трудах предшественников, на живых воспоминаниях его старших современников, на его собственном опыте участия в церковной жизни с конца 3 столетия. Евсевий, работая над «Церковной историей», пользовался книгами и документами, которые хранились в крупных церковных библиотеках его времени и в императорском архиве, опирался, в частности, на утраченный церковно-исторический труд Егезиппа. «Церковная история» Евсевия, исключительно, достоверная книга; она знакомит читателя с важнейшими церковными событиями от эпохи мужей апостольских, из которых особенно полно и ярко охарактеризован священномученик Поликарп Смирнский , до 324 г. – кануна никейского собора. Евсевий был плодовитым писателем, автором многих разнотемных сочинений. Среди них, для исторической науки особую ценность представляет «Жизнь царя Константина», к которому Евсевий был приближен, и, посвященный ему, панегирик. В жизнеописании равноапостольного императора много эпизодов, не известных из других источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Саввы, гл. 70–72; Zacharias, 9, 8, p. 176–179. 131 Прокопий, h. а., 27, 6, – видит причину расположения Феодоры к Арсению в его большом богатстве. 132 Впоследствии, в указе от 551 года, Novella 129, Юстиниан облегчил положение самаритян; но позднее, в 569 г., самаритяне были вновь ограничены в правах Юстином. Nov. 144. 138 Называю Мундом то самое лицо, которому в первом томе давал имя Мундон. Mundo – его называет комит Марцеллин в своей хронике, во всех же греческих источниках он зовется Μονδος. Так как Марцеллин мог иметь с ним и личное знакомство, то это побудило меня принять сначала его форму имени этого человека. 142 В географическом обзоре империи, принадлежащем времени Юстиниана, Synecdemus Иерокла, числится провинция Паннония с обозначением, что ее правитель носит титул презида (γεμν) и имеет два города: Сирмий и Бассиану – изд. Burckhardt’a vv. 651,7–9. – Но Сирмий не принадлежал империи при Юстиниане. 144 Ситтой называет его Прокопий, Tzitta – комит Марцеллин, Малала и Новелла XXII, в указе Кодекса он назван Zeta. В изданном г. Лопаревым Житии св. Феодора, основателя монастыря Хоры (Зап. клас. отд. И. Р. А. О., т. 1, 1904, приложение) Ситта носит римское имя Урсикий. Но во всяком случае это не есть его «настоящее имя», как полагал г. Адонц (Армения в эпоху Юстиниана, СПб., 1909, стр. 138), а переименование, которым не пользовался сам Юстиниан, называвший его в официальном языке указов Zeta и Sitta. 146 Юстиниан счел нужным отметить, что он не ослабил других армий, так как были сформированы новые полки. 152 Notitia diga., Oriens, 8, 49; 31, 62, b. p. 1, 15, 18–25; b. g, 4, 13. Цанны участвовали в походе Юлиана в Персию в виде целого полка, legio Ziannorum, как называет его Аммиан Марцеллин, 25, 1, 19. 155 Novella I (от 1 января 535 г.), praef. – Tzani nunc primura sub Romanorum facti república inter subiectos habeantur. В августе того же года, Nov. XXVIII, praef. – Deinde Tzannorura succedit provincia, nunc primum a nobis Romanis acquisita et civitates et ipsa alias quidem modo factas suscipiens, alias autem quantum fuerit faciendas susceptura.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010