349 В халдейском стихе: «зачем Я посылал пророков Моих, когда они остались необращенными; те пророчествовали, – а они не слушали». 351 При постоянно светлом небе Палестины, представление черных туч, одевших горизонт, производило тяжелое, потрясающее впечатление. Это время называлось сетованием природы, а самые тучи – власяницею – обыкновенною одеждою сетующих. 352 – Это слово, кроме этого места, нигде не встречается. Многие производят его от время; LXX перевели: νκα δε επεν λγον – когда прилично сказать слово. Точное значение этого слова установляется по аналогии с созвучным арабским словом поддерживать, укреплять. 354 от вырывать волосы употреблялось о тех, которые, в отчаянии или гневе бросаясь на кого либо, старались вырвать волосы на бороде, – что, по древним обычаям, было знаком крайнего унижения. Еще у римлян выражение barbam vellere равнялось выражению contemnere, profanare. Гораций (Serm. III, 1, 133): vellunt tibi barbam lascivi pueri. – оплевание – Последний знак презрения ( Числ. 12, 14 ; Втор. 25, 9 ). Некоторые в представленных здесь чертах видят судьбу пророков, современных вавилонскому плену; но, чтобы ясно представить значение этого места, нужно сличить его с пророчеством, высказанным в 53 гл. 355 Под образом, представленным в этом стихе, один из толкователей видит предсказание гражданских войн между народами, которые должны окончиться их собственным ослаблением; другие видят здесь символическое изображение гнева Божия, часто представляемого под образом огня пожирающего ( Втор. 32, 22 , Иерем. 17, 4); наконец третьи – преследование самого пророка. – значит не просто зажигать, но выбивать огонь, что у древних народов делалось посредством трения сухих полен, или удара железа о камень. зажигательные стрелы, которыми пользовались, чтобы зажечь заключившийся город. Аммиан Марцеллин вот как описывает зажигательные стрелы древних: «Эта стрела обыкновенно была тростниковая; острие ее спаивалось со стволом посредством железа. Сама стрела имела форму женской прялки с искусно выдолбленным колобком, в котором помещался огонь с горючим каким ни будь материалом. Пущенная из легко натянутого лука (при сильном движении огонь мог потухнуть), она постепенно разгоралась, и, павши на здание, с такою силою возжигала его, что не было никаких средств унять огонь, пока он не истреблял всего до тла». Об этих стрелах упоминает Давид Пс. 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

16 . Алексей Макремволит. Диалог между богатым и бедным: Пер. с греч. М. А. По- ляковской//АдСВ. – 1976. – Вып. 10. 17 . Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministrorum)/Пер. с лат. Гр. Проханова под ред. Л. Писарева . (Казань, 1908). – М.; Рига: Благовест, 1995. – 411 с. 18 . Аммиан Марцелин. История: Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского – К., 1906. – Вып. 1. – XXXII, 283 с.; 1907. – Вып. 2. – 284 с.; 1908. – Вып. 3. – 293 с. 19 . Аммиан Марцеллин. Римская история/Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонина. – СПб.: Алетейя, 2000. – 576 с. 20 . Аммония мниха Повесть о убиенных святых отцах в Синае и Райфе//Памятники древней письменности. – СПб., 1890. – Т. 83. – 29 с. 21 . Анастасий Синаит . Вопросоответы преп. отца Анастасия. – СПб., 1897. – 104 с. (Памятники древней письменности. – Т. 73). 22 . Анасян А. С. Армянские источники о падении Византии/Пер. с древнеарм. С. С. Аревшатяна. [Исслед. и тексты произведений армян. поэтов Абраама Анкирского, Аракела Багешского и Иеремии Челеби Кеомурджяна] – Ереван: АН Арм. ССР, 1957. – 149 с. 23 . Ангелов Д., Тивчев П. Подобрани извори за историята на Византия. 4-о доп. изд. Перевели Г. Батиклиев и др. – София: Наука и изкуство, 1974. – 427 с. 24 . Св. Андрея, архиепископа Критского Великий канон/Пер. с греч. М. М. Богословского //Христианское чтение. – СПб, 1836. – Ч. 1. – С. 129–184. 25 . Св. Андрея, архиепископа Критского Похвальное слово Святителю и Чудотворцу Николаю//Христианское чтение. – СПб., 1834. – Т. 4. – С. 229–243. 26 . Андрея, архиепископа Критского Трактат о поклонении иконам//Христианское чтение. – СПб., 1902. – Кн. 1. – С. 247–269. 27 . Анна Комнина. Алексиада: Всуп. ст., пер. и коммент. Я. Н. Любарского. – М.: Наука, 1965. – 688 с. (СПб.: Алетейя, 1996. – 704 с.). 28 . Анна Комнина. Сокращенное сказание о делах царя Алексея Комнина. – СПб., 1859 (ВИПДА. – Т 1). 29 . Аноним Византийский. Инструкции по полиоркетике//Военная мысль античности: Сочинения древнегреческих и византийских авторов. – М.: АСТ.; СПб.: Terra Fantastica, 2002. – С. 537–583.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, мало-помалу, полиции префекта удалось восстановить внешний порядок. Год спустя Валентиниан, полагая, что наступило достаточное успокоение, дозволил Урсину и другим изгнанникам возвратиться в Рим 687 . 15 сентября 367 года состоялся торжественный въезд антипапы при кликах его сторонников, не замедливших возобновить смятение, так что обманутый в своем доверии император дал новый приказ об его высылке (16 ноября). На место префекта Вивенция был назначен Веттий Агорий Претекстат, человек, заслуживший себе уважение своей приветливостью и незаурядной образованностью, хотя он был из язычников, и притом очень ревностных. Надписи, где упоминается о нем и об его супруге Аконии Павлине 688 , восхваляют его почтение к богам и красноречиво перечисляют его жреческие титулы. Рассказывают, что, когда папа Дамас убеждал его обратиться в христианство, он ответил ему: «Я охотно крещусь, если меня сделают римским епископом» 689 . В том же духе рассуждал и Аммиан Марцеллин, и именно по поводу соперничества Урсина. Он находит вполне естественным, что такой пост, каков пост столичного епископа, находит соискателей-соперников, «ибо, – говорит он, – добившись этого места, можно спокойно пользоваться доходами, обеспеченными щедростью матрон, выезжать в колеснице, одеваться в пышные одежды и давать пиршества, превосходящие своей роскошью императорский стол». Он добавляет, что было бы лучше подражать бедности и простоте некоторых провинциальных епископов, добродетели которых служат рекомендацией христианству 690 . Аммиан не один сокрушался о возрастании богатств в римском клире. Бл. Иероним энергично заклеймил те вопиющие злоупотребления, какие стали проникать в лоно римской церкви вследствие увеличения её богатств. Но вернемся к схизматикам. Базилика Либерия оставалась в их руках. Дамас заставил «защитника» своей церкви потребовать её возвращения, и Валентиниан, не желавший беспорядков в Риме, приказал вернуть ему это здание 691 . В то же время пресвитеры, руководившие собраниями приверженцев Урсина, были изгнаны 692 . Однако прошло довольно много времени, пока возбуждение улеглось. По воскресным и праздничным дням схизматики собирались на кладбищах и в предместьях и справляли службу, как могли, обходясь без клира. Церковь св. Агнесы на Нументанской дороге была местом сборищ диссидентов. Однажды там произошло страшное побоище, в котором урсиниане потерпели поражение и были рассеяны. Пришлось запретить виновникам смуты не только жительство в Риме, но и в предместьях его, на расстоянии 20 миль в окружности 693 . Урсин был отправлен в Галлию. Впоследствии ему и некоторым его сторонникам дозволили жить в северной Италии 694 , но с запрещением приближаться к Риму. Императорские рескрипты, касающиеся этого дела, представляют Валентиниана в постоянном раздвоении между опасением слишком энергично вступиться в религиозную распрю и между заботой об общественном спокойствии, которое очень трудно было охранить среди праздного и беспокойного населения древней столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Кто мог подразумеваться под варварами в 28-м правиле Халкидона? Предварительно приведём статистические данные. Слово βρβαρος получило максимальное распространение в IV в., согласно статистике TLG on-line (общее число случаев — 18 588). Эпитет «варварский» обозначал не только народ или регион, но и язык , на что характерно указывает Приск, с восторгом рассказывавший, как его поприветствовал на греческом языке скиф, носитель варварского языка . Понимание епископа Никодима (Милаша) хорошо соотносится с данными современной исторической науки. При буквальном понимании и анализе выражений ν τος βαρβαρικος и τν προειρημνων διοικσεων становится ясно, что подразумеваются Церкви «варварских народов» прежде всего в границах диоцезов. Прежде чем перейти к детальному разбору его предположения, надо оценить, насколько справедливо деление всех людей на ромеев, или эллинов, и варваров . Согласно современной компетентной оценке, такое деление представляло собой часть «позднего римского национализма», а Аммиан Марцеллин (ок. 330 г. – после 395 г.) является одним из самых ранних авторов, который представил образ варвара в отрицательном свете . Но и до Аммиана Марцеллина в речениях семи мудрецов встречаем: «Он (Фалес) говорил, что в трёх вещах нужно иметь счастье: во-первых, что он оказался человеком, а не диким зверем; затем, что он муж, а не женщина; и в-третьих, что он эллин, а не варвар» . Несмотря на то, что Православная Церковь стремилась заменить оппозицию «ромей — варвар» на оппозицию «христианин — язычник», данное противопоставление сохранялось больше на культурном, чем на духовном уровне, и варварами обычно считались все народы, жившие за пределами ромейской ойкумены . В результате сложилось устойчивое отождествление варвара с язычником . Но есть и противоположное: варвар — христианин (мученик Варвар при императоре Юлиане получил своё имя как христианское от епископа Кириака) . Неслучайно император Юлиан Отступник называл евангелиста Иоанна варваром . Интересно понимание императора Льва Мудрого, который проводит различие между ромеем и варваром-эллином, каждый из которых по-своему принимает учение апостола Павла .

http://bogoslov.ru/article/6170934

Если же они, получая за труды свои плату, кормятся тем, что древние написали, то этим самым они показывают себя настолько корыстолюбивыми, что готовы на все из-за нескольких драхм. До сих пор было много причин не посещать храмов богов, и висящий отовсюду страх оправдывал скрытность по отношению к истинным мыслям о богах; теперь же, так как боги даровали нам свободу, мне кажется нелепым учить людей тому, что они сами не считают здравым. Но, если они считают мудрыми тех писателей, которых они объясняют и толкуют, то пусть прежде всего они подражают их благочестивым чувствам по отношению к богам; если же они полагают, что почитаемые боги ложны, то пусть идут в церкви галилеян объяснять Матфея и Луку... Таков общий закон для начальников и учителей... Хотя было бы справедливо лечить (упорствующих) против их воли, как поступают с сумасшедшими; однако да будет прощение всем, подверженным этой болезни. Ибо, по моему мнению, безумцев надо учить, а не наказывать " . Аммиан Марцеллин, друг Юлиана и сотоварищ по его походам, вкратце так говорит об этом эдикте: " (Юлиан) запретил христианам обучать риторике и грамматике, если они не перейдут к почитанию богов " , т. е., другими словами, не сделаются язычниками. Некоторые полагают, на основании указаний христианских писателей, что Юлиан издал второй указ, запрещавший христианам не только учить, но и учиться в школах. Св. Августин, например, писал: " Разве Юлиан, который запретил христианам учить и учиться наукам (liberales litteras), не преследовал церковь? " Но текста этого второго указа до нас не дошло, поэтому его могло и не быть; тем более, что и первый указ о запрещении христианам преподавания косвенно влек за собой и запрещение христианам учиться. После его опубликования христиане должны были посылать своих детей в грамматические и риторические школы с языческим преподаванием, от чего большинство христиан воздерживалось, так как опасалось, что через одно или два поколения языческого преподавания христианская молодежь может возвратиться к язычеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/434241/

Желаешь ли быть благодарным пред Господом? Освящай силы твои служением Господу: не ленись, не отказывайся по зову храма приходить в храм для возношения хвалы и благодарения Господу. Посвящай Господу то, чем Он благословил тебя; принеси Ему плоды трудов твоих, да ниспошлет Он вновь благословение на труды твои. Не пренебрегай богатством благости Его, и кротости, и долготерпения, как будто не знаешь ты, что благость Божия ведет тебя к покаянию (ср.: Рим. 2, 4 ). Наделяй брата бедного, чем можешь: в лице брата Господь примет от тебя дар твой, как благоприятную жертву благодарности к Нему. Господь Сам говорит нам: понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших: Мне сотвористе ( Мф. 25, 40 ). Чудеса божественного промысла Спустя пятьдесят лет после явления Святого Креста царю Константину на престол Римской империи вступил Иулиан Богоотступник. Воспитанный в христианской вере, он перешел на сторону язычников и стал гнать христиан. Господь Иисус Христос предсказал об Иерусалимском храме ученикам, что камня на камне не останется от него – все будет разрушено, и на месте святом будет стоять мерзость запустения (см.: Мф. 24, 2–15 ). Иулиан дал распоряжение иудеям восстановить иудейский храм и приказал выдать им деньги из общественной казны, а правителю Палестины повелел содействовать построению храма. Множество рабочих императора приступили к делу, но, как пишет современник Аммиан Марцеллин, язычник, придворный Иулиана, «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом, сие предприятие было остановлено стихией, отгонявшей рабочих». Об этом свидетельствуют и иудейские писатели. Раввин Бен-Иехайя в V веке писал об этом следующее: огонь исторгался с такой силой, что при этом железные части здания расплавились, и бесчисленные иудеи были сожжены. Он видел в этом чудо, но объяснял это неблаговолением Божиим, потому что храм восстанавливался по указу царя-язычника. Но и храм Соломонов строился мастерами-язычниками, и второй иудейский храм после плена вавилонского строился по указу царя персидского – язычника. Об этом дивном событии с торжеством говорят в IV столетии святые великие отцы Церкви. Современник и соученик Иулиана святой Григорий Богослов в «Слове» против Иулиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест, и одежды зрителей запечатлены были крестами; святой Иоанн Златоуст спустя двадцать лет очень красноречиво изобразил это чудесное событие в своем «Рассуждении против иудеев и язычников». О нем же свидетельствуют и другие отцы Церкви, равно и христианские историки V века, поэтому в действительности его сомневаться нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И в силу традиции, сохранявшей дух оппозиционности по отношению к светской власти первохристиан, и в силу процесса христианизации Римской империи, постепенно ставившего церковь в положение государства в государстве, и в силу переходных процессов в недрах римского общества, когда государство еще олицетворяло античный уклад, а церковь , формируясь в новых условиях, всё более связывалась с укладом протофеодальным, и, наконец, в силу самой противоположности светского и духовного – столкновение между двумя общественными институтами Поздней Античности – церковью и государством-в IV в. было неизбежным. Однако борьба между ними велась не за победу одного над другим, а за выявление наиболее удобной и выгодной формы союза между ними, ибо основные цели церкви и государства совпадали, и главной из них было обеспечить наиболее эффективное функционирование всей позднеримской цивилизации в столь сложную и противоречивую эпоху. Поиски таких форм союза велись на протяжении всего IV в. и вылились в появление двух доктрин отношений церкви и государства – цезарепапизма и папизма. Доктрина цезарепапизма в известном смысле была наследием языческого понимания роли религии в государстве, и первые ее признаки отчетливо проявились сразу после легализации христианства. Константин видел в христианстве опору своей власти и стремился придать этой религии статус государственного института, подвластного императорской власти и служащего ей. Он без колебаний вмешивался в дела церкви, созывал и распускал церковные соборы, способствовал избранию угодных власти кандидатов на епископские кафедры и смещал неугодных. Хотя в своих юридических действиях император скрупулезно избегал узурпации епископских полномочий. Определенным вкладом в формирование доктрины цезарепапизма явилось произведение Евсевия Кесарииского «Жизнь Константина», в котором император описан как представитель бога на земле, назначенный им претворить божественный план для человечества. Однако наиболее полное воплощение доктрина цезарепапизма получила во время правления Констанция П. Этот император возвел вмешательство в дела церкви в ранг государственной политики и, поступая с епископами более бестактно, чем Константин, сделал из этого вмешательства систему. Констанция нередко называют богословом на престоле, и наиболее точно его позицию по отношению к церкви характеризуют слова, вложенные в его уста Александрийским епископом Афанасием: «Что я повелеваю, пусть и будет считаться каноном». Деятельность Констанция, в целом направленная на обеспечение единства церкви, выливалась в ссылки и смещения неугодных епископов, в принуждение их принимать угодные ему решения, в беспрестанные созывы и роспуски церковных соборов. «Целые ватаги епископов, – пишет Аммиан Марцеллин, – разъезжали туда и сюда, пользуясь государственной почтой, на так называемые синоды в заботах наладить весь культ по своим решениям. Государственной почте он причинил этим страшный урон» (История. XXI, 16, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В отношении христианства Валентиниан действовал довольно сдержанно. Он снова разрешил христианским учителям преподавать в школах, подтвердил христианские иммунитеты и привилегии и запретил ставить воинов-христиан на посты около языческих храмов, а также постановил не принуждать христиан к участию, в гладиаторских играх. Однако, по выражению Г. Буассье, Валентиниан I «никогда не соглашался давать христианам привилегии, противные интересам государства», и издал ряд законов, ограничивающих их права. Так, было ограничено право убежища, возвращены в курии лица, вступившие в клир, чтобы избежать муниципальных обязанностей, обложены налогом клирики, занимавшиеся торговлей и, наконец, был издан уже упоминавшийся закон, запрещавший клирикам посещать дома вдов и сирот и объявлявший недействительными, их завещания в пользу духовных лиц. Язычество при Валентиниане I не подвергалось каким-либо серьезным ограничениям и притеснениям, и политика по отношению к древней религии определялась в первую очередь заботой императора о внутреннем мире в государстве и идеей веротерпимости. Хотя Валентиниан отобрал у языческих храмов имущество, возвращенное им Юлианом, он не отдал его прежним владельцам христианским церквам, а присоединил всё к государственным владениям. Подтвердив легальный статус язычества, Валентиниан тем не менее возобновил упраздненные Юлианом законы против тайных жертвоприношений, гаданий, предсказаний судьбы и приказал строго применять их, а также приравнял магические обряды к тяжким преступлениям. В целом же религиозная политика Валентиниана I вызывала одобрение как христиан, так и язычников. Аммиан Марцеллин характеризует ее, такими словами: «Славу его правления составляет та сдержанность, с какой он относился к религиозным раздорам; никого он не задевал, не издавал повелений почитать то или другое и не заставлял своих подданных по строгому принуждению склоняться перед тем, во что верил сам, и эти дела он оставил в том положении, в каком их застал» (История XXX, 9, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В стычке 26 июня 363 г. Юлиан получил три ранения: в руку, грудь и печень. Последняя рана была смертельной. По некоторым сообщениям, раны были нанесены солдатом его собственной армии, чем-то обиженным им. Согласно другим слухам, смерть Юлиана была на самом деле самоубийством: поняв, что положение его армии безнадежно, он искал смерти в бою и кинулся на вражеское копье. Из всех его современников лишь его друг, знаменитый оратор Ливаний, сообщает, что его убил христианин, однако и он признает, что это лишь предположение. Языческий историк Аммиан Марцеллин пишет о смерти Юлиана как о трагическом несчастном случае, вызванном неосторожностью. Один из телохранителей Юлиана уверял, что император был убит завистливым злым духом. Так же противоречивы сведения относительно последних слов Юлиана. Современный ему источник сообщает, что император, собрав свою кровь в пригоршню, бросил ее в солнце со словами к своему богу: «Будь удовлетворен!» Около 450 г. Феодорит Киррский записал, что перед смертью Юлиан воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» Невзлюбив насмешки антиохийцев, Юлиан просил, чтобы его похоронили в Тарсе. Вся тщетность его усилий по возрождению язычества была явлена в том, что сразу после его смерти армия провозгласила императором престарелого генерала Иовиана - христианина-никейца. Однако время меняет все, и голос императора-отступника стал слышнее после его смерти: его письма и сочинения весьма широко распространились. Более чем пятьдесят лет спустя после гибели Юлиана св. Кирилл Александрийский счел необходимым написать пространный ответ на трактат Юлиана «Против галилеян». В памяти язычников Юлиан остался идеальным героем, по прозванию «благословенный». В своей прощальной речи, произнесенной в конце 365 г., Ливаний утверждал, что Юлиан на небесах был возведен в божественный сан и что молящиеся ему верные язычники уже получали помощь и поддержку. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/434715/

Давыдова 1990 – Давыдова Л. И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. – III в. н. э. Каталог выставки. Л., 1990. Дашевская 1958 – Дашевская О. Д. К вопросу о локализации трех скифских крепостей, упоминаемых Страбоном//ВДИ. 1958. 2. С. 143–150. Дашевская 1970 – Дашевская О. Д. О происхождении названия города Каркинитиды//ВДИ. 1970. 2. С. 121–128. ДГ – Древнейшие государства на территории СССР.       Материалы и исследования. Москва. Десятчиков 1973 –Десятчиков Ю. М. Сатархи//ВДИ. 1973. 1. С. 131–144. Десятчиков 1977 –Десятчиков Ю. М. Ариафарн, царь сираков//История и культура античного мира. М., 1977. С. 45–48. Дитмар 1980 –Дитмар А. Б. География в античное время (Очерк      развития физико-географических идей). М., 1980. Доватур 1957 – Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957. Доватур и др. 1982 – Доватур А. И., Каллистов Д. Я, Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. М., 1982 (Древнейшие источники по истории народов СССР). ДР – Древняя Русь в свете зарубежных источников/Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. Дюмезиль 1976 – Дюмезилъ Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976. Дюмезиль 1990 – Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990. Ельницкий 1961 – Ельницкий Л. А. Знания древних о северных странах. М., 1961. Ельницкий 1977 – Ельницкий Л. А. Скифия евразийских степей. Новосибирск, 1977. Ермолова 1999 – Ермолова И. Е. Аммиан Марцеллин и античная традиция о Северном Причерноморье//ДГ, 1996–1997 гг. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. М., 1999. С. 336–347. Жебелев 1915, I – Жебелев С. А. Фукидид и его творение//Фукидид. История/Пер. Ф. Мищенка в переработке, с примечаниями и вступительным очерком С. Жебелева. Т. I. М., 1915. С. XIII–LXIX. Жебелев 1915, II – Жебелев С. А. Творчество Фукидида//Фукидид. История/Пер. Ф. Мищенка в переработке, с примечаниями и вступительным очерком Жебелева. Т. II. М., 1915. С. V–LXXXVI. Жебелев 1922 – Жебелев С. А. Демосфен. Пг., 1922. Жебелев 1953 – Жебелев С. А. Северное Причерноморье: Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. М.; Л., 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010