Новые враги христианства Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике . Юлиан был сын брата Константина Великого . Он, хотя и был сначала воспитан в христианстве, но, когда стал императором, начал поклоняться идолам и объявил себя язычником и сильно притеснял христиан. Открыв гонение на христиан, Юлиан разрешил иудеям восстановить иерусалимский храм и дал на это средства. Но Господь защитил святую веру. По свидетельству не только христианских, но и языческих писателей, землетрясение и вырывавшиеся из-под земли клубы огня заставили прекратить затеянное Юлианом восстановление Иерусалимского храма. Даже те камни, которые сохранились в глубине земли от прежнего храма, были выброшены, так что в полном смысле не осталось здесь камня на камне. Так вот, язычник Аммиан Марцеллин, современник императора Юлиана и обожатель его, пишет: «страшные клубы пламени, часто исторгавшиеся из основания, делали это место неприступным, сожигая неоднократно работавших; таким образом сие предприятие остановлено стихиею, отгонявшею упорно рабочих» (кн. 23 гл. 1). Современник и соученик Юлиана, св. Григорий Богослов , в слове против Юлиана говорит, что в это время на небе стоял блистающий крест и одежды зрителей запечатлены были крестами. Многие из посторонних зрителей, как пишут о том историки, сбегались смотреть на это зрелище борьбы с таинственною огненною стихиею. Враг христианства должен был сам сознаться в своем бессилии, но не раскаялся в своей злобе. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Юлиана. Умирая, он с горестью воскликнул: «Ты победил меня, Галилеянин» ! (так называл он Господа Иисуса Христа). По смерти Юлиана Отступника, все последующие императоры римской империи заботились об утверждении христианства во всей империи. Но с седьмого века начинаются новые страдания христиан на востоке. В 614 г. персидский царь Хозрой овладел Иерусалимом, отдал иудеям на расправу девяносто тысяч христиан, патриарха Захарию со многими другими христианами увел в плен, сжег храм Воскресения, похитил драгоценности храма и унес в Персию Крест Христов . Через 14 лет, в 628 г, греческий император Ираклий победил персов, возвратил всех пленных христиан, во главе с патриархом Захарией, и св. Крест был с честью возвращен в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Правление В. отличалось веротерпимостью, о чем свидетельствует Аммиан Марцеллин (Ibid. XXX 9. 5). Свт. Амвросий Медиоланский хвалит императора за то, что он предоставил свободу Церкви (Epist. 21. 2-5), и представляет его как врага язычества (Epist. 17. 16). Эдикт В. в Кодексе Феодосия показывает, что политика веротерпимости распространялась на языческие культы и иудаизм (Cod. Theod. XVI 2. 18), но в 372 г. последовал запрет манихейских собраний, а в 373 г. была запрещена практика перекрещиваний в христ. Церкви (Ibid. 6. 1). Это решение гл. обр. коснулось донатистов , перекрещивавших всех своих приверженцев. Покровительство христианству выразилось в том, что В. восстановил привилегии клириков, дарованные имп. Константином Великим , но отмененные в правление Юлиана. При этом было ограничено освобождение клириков от куриальной ответственности, а также запрещено наследование священнослужителями имений вдов и сирот (Ibid. 6. 18-21). Склонный принимать никейское вероисповедание, В. не насаждал его как обязательное для всей Церкви, воздерживался от вмешательства в догматические споры и не оказывал поддержки ни одной из богословских партий ( Socr. Hist. eccl. IV 4; Sozom. Hist. eccl. VI 7). Так, попытка епископов Илария Пиктавийского и Евсевия Верцелльского сместить с Медиоланской кафедры арианствующего еп. Авксентия I оказалась безрезультатной благодаря его прошению к В. о заступничестве. Также безрезультатным оказалось осуждение епископов Валента и Урсакия на Римском Соборе 368 г.: оба они остались на своих кафедрах. После смерти Урсакия император не препятствовал избранию на кафедру Сингидунума арианина Секундиана. С др. стороны, он одобрил избрание в Медиолане по смерти Авксентия никейца Амвросия (374). Следствием политики невмешательства в дела Церкви стало почти повсеместное восстановление никейского Православия на западе Римской империи, т. к. арианство, насаждавшееся здесь при имп. Констанции II , не имело под собой почвы. Ариане сумели удержать за собой только неск. епископских кафедр в Иллирике, в т. ч. Сирмий и Сингидунум. Несмотря на то, что 2-я жена В. Юстина была арианкой, она не имела возможности открыто поддерживать арианство при жизни своего мужа и не оказывала никакого влияния на его религ. политику.

http://pravenc.ru/text/153939.html

Что такое Болгария сегодня: страна роз, золотых песков и доступной недвижимости или, может, это страна преподобного Иоанна Рыльского и святого Климента Охридского? Ротонда святого Георгия и руины резиденции императора Константина I Великого      Должно быть, верно и то, и другое… В продолжении разговора о Болгарии мы публикуем заметки журналиста христианского радио IamRadio о Софии. Вместо вступления Зеленая листва деревьев, режущая глаз ясность дня, открытый простор и снежная шапка горы Витоши — вот оно весеннее приветствие Софии прибывшим в столицу Болгарии петербуржцам. Таксисты громко зазывают приезжих на болгарском. Поразительное чувство родного и одновременно чужого, понятного, но иного. Мартин Хайдеггер прав: «Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек». И это твое обитание сталкивается с пониманием того, что вокруг что-то изменилось, но в то же время осталось главное. Остался фундамент, расположение комнат, а стены дома стали другого цвета, лица обитателей изменились, жесты стали темпераментнее, а походка неспешнее. Эта бережно передаваемая приезжим неспешность, точно рука уставшего путника, положенная на плечо: не беги, постой. Путь далек и узок. Здесь и сейчас мы присутствуем в нашем доме, претерпевшем многие беды. Беды были разными. История Балкан напоена кровью. Сердика-София София — сердце Болгарии — раньше так и называлась: Сердика. Софией она стала благодаря собору святой Софии где-то с XIII века, а в официальных грамотах болгарских царей — с конца XIV. Собор святой Софии — один из старейших в стране храмов базиличного типа, который был воздвигнут при императоре Юстиниане I Великом в 537 году, на месте церкви начала III века. Именно здесь в 343 (или в 344) году прошел Сардикийский собор, считающийся своего рода продолжением Первого Вселенского собора. Тогда это была фактически граница Западной и Восточной Римских империй, место проведения собора было определено по инициативе двух императоров, сыновей Константина Великого — православного Константа и Констанция II, того, кто симпатизировал арианам и о котором Аммиан Марцеллин писал: «Он окружил маленький домик, который служил ему обычно местом ночного отдыха, глубоким рвом, через который был перекинут разборный мостик; отходя ко сну, он уносил с собой разобранные балки и доски этого моста, а утром опять водворял их на место, чтобы иметь возможность выйти». Сардикийский же собор известен еще и тем, что на нем присутствовал Афанасий Великий, которого пыталась осудить арианская партия.

http://pravoslavie.ru/72626.html

Литература для изучения времени Юлиана Ф. И. Успенский. История Византийской империи Источники Juliani Imperatoris quae supersunt, rec. Hetrlein 2 vol. Lipsiae, 1875—1876. Juliani Imp-ris librorum contra christianos rec. Neumann, Teubner, 1880. Libanii sophistae orationes et declamationes. Jo. Jac. Reiske, Altenburgi, 1791 — 1797. Ammiani Marcellini rerum libri, rec. Gardthausen. Lips., 1874—1875. Кулаковский и Сонни. Аммиан Марцеллин. Перев. с латинского. Вып. I, II. Киев, 1906—1907. Zosimi comitls et ex advocati fisci historia ed. Mendelssohn. Lipsiae, 1887. Teubn. Церковные историки Сократ, Созомен и Феодорит. Gregorii Theologl vulgo Nazianzeni (ap. Migne), Cyriili Alexandrini contra impium Julianum (ap. Migne). Chabot. Cronigie de Michel le Syrien, patriarche Jacobite d. Antioche. 1. Paris, 1899. Пособия Tillemont. Memoires pour servir a 1 " histoire ecclesiastique. II ed. Paris, 1701 — 1712. Vol. VII. Vie de 1 " empereur Julien. Amsterdam, 1735, I—II partie. (Вероятно, De la Bletterie, которого сочинение цитируется по парижск. изд. 1946 г.) Затем из обширной литературы об Юлиане, которая указана в сочинении Miicke, Fl. C1. Julianus. 2 Bande. Gotha, 1867—1869, и в книге Vollert. Kaiser Jukianus religiose und philosophische Ueberzeugung. Gutersloh, 1899, укажем лишь некоторые издания. Talbot. Oevres completes de I " empereur Julien. Traduction nouvelle. Paris, 1863. Hecker. Zur Geschichte des Kaisers Julianus. Eine Quellenstudie. Kreuznach, 1886. Оценка источников. Schwarz. De vita et scriptis Juliani imperatoris. Bonnae, 1888 (для хронологии). Gardner. Julian the philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Cristianity. London, 1895. Realencyklopadie fur protest. Theologie. Herzog-Hauck. Том IX появился в 1901 г. С. 609—610, обзор и классификация литературы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442742/

В.Я. Саврей Именной указатель Август, император – 36 Августин Блаженный , святой – 126, 142, 156, 190, 200 Авель – 72 Аверинцев С. С. – 194 Авраам – 70, 75, 101 Адам – 154, 174 Акила – 38 Александр Александрийский , святой, епископ – 160 Александр Македонский – 10, 22, 23, 26, 34, 50, 67, 149, 202 Александр Полигистор – 42 Альбин – 68, 105 Аль-Газади – 194 Амвросий, меценат – 121, 130 Аммиан Марцеллин – 21 Аммоний Саккас – 29, 31, 33, 122, 123, 125 Антиох из Аскалона – 28, 55, 67 Антиох I Селевк – 35 Антисфен – 133 Антоний Великий , преподобный – 42, 43, 172, 173 Антонин Каракалла – 81 Антонины – 29 Апис – 21, 36 Аполлон – 149 Аполлоний Родосский – 25 Аполлос – 81 Аполлофан – 123 Арий – 61, 83 Арий Дидим – 55 Аристобул – 13, 54 Аристотель – 26, 28, 54, 55, 66, 67 Артапан – 53 Асклепий – 36 Асклепий Самосский – 25 Асмус В. , прот. – 194 Афанасий Великий , святитель, епископ Александрийский – 17, 83, 160, 169, 170, 172–179, 182, 188 Афинагор Афинский – 102, 131 Бальтазар Х. У. фон – 194 Бард и Гюстав – 80 Бауэр В. – 40 Белый А. – 194 Беме Якоб – 194 Берос, халдейский жрец – 35 Берхман Р. – 29–31 Бигг Чарльз – 105 Болос из Менд – 27 Болотов В. В. – 45, 166, 200 Боннар А.– 45 Бычков В. В. – 194 Вайс X. – 185 Валентин – 41 Вардесан – 149 Варнава (-Псевдо) – 102 Василид – 149 Василий Великий , святитель, епископ Кесарийский – 17, 84, 88, 135, 183, 185–187, 190–192, 200 Вебер М. – 15 Веспасиан, император – 49 Викентий Леринский, преподобный – 159 Вышеславцев Б. П. – 197 Гадамер Х.-Г. – 45 Гарнак А. – 80 Гегезий – 27 Гегель Г. В. Ф. – 106, 136, 193, 199 Гелиос – 36 Гекатей – 53 Геракл – 72 Гераклит Понтийский – 59, 69 Геренний – 122 Гермес – 35, 56, 69 Гермес Трисмегист – 35 Герофил – 26 Гесиод – 24, 54 Глубоковский H. H. – 74 Григорий Богослов (Назианзин), святой – 17, 83, 88, 169, 183,185,187–192, 200 Григорий Неокесарийский Чудотворец, святой – 87, 91, 92, 121, 145, 184 Григорий Нисский , святой – 17, 183, 185, 187, 190, 191, 200 Гомер – 13, 24, 26, 54, 55 Гудэнаф Э. – 37

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Общий указатель 875 А Аарон 145 Аввакум, пророк 77; 121 Августин Гиппонский 9; 13; 16; 59; 60; 62; 63; 68; 74; 84; 86; 93; 96 (сноска 495); 101; 109–110; 115; 133 (сноска 700); 137; 140; 142; 162 Авдий, пророк 24; 76; 78; 112–121; 129–130 Авель 136 Авит 46 (сноска 233); 87 Авраам 102; 139; 151 Аврелий Виктор 102 Аврелий Карфагенский 111; авторитет 24; 35; 53; 91; 92; 118; 120–121; 126; 163 Аггей, пророк 77; 121 агиография, агиографический 9; 34; 64; 105; 162 агнец 100; 138; 149; 152–153 ад 22; 139 Адам 136; 141; 157; 159 Азелла 27; 30; 112 Акакий Кесарийский 72–73; 104 Аквилея 19; 21; 45; 47; 50; 52 Аквитания 98 Акила 122 Аларих 57 Александрия 31; 47; 95; 148 Алипий 62 аллегория, аллегоризм 79; 81; 127; 131; 163 аллилуйя 81; 99 алтарь 63 Альбин 36 Амвросий Медиоланский 9; 63; 71 (сноска 380); 87; 93; 104; 132; 133 (сноска 700); 137; 142 Аммиан Марцеллин 14; 102 Амос, пророк 57; 78–79; 121 Амфилохий Иконийский 25; Анастасий I, папа Римский 13; 48–49; 50–53; 97; 110 анахорет 23 ангелы 79; 139; 144; 159 Антиохия 22–25; 30; 70; 76; 89; 106–107; 126 антихрист 86; 148 Антоний Египетский 21; 106 антропоморфиты, антропоморфитство 38 Апокалипсис 155–157 апокриф 121 Аполлинарий Лаодикийский, аполлинаристы 25–26; 72; 79; 82–84; 104; 125; 134–135 апостолы 20; 84; 100; 105; 118–121; 126; 133; 143–147; 150; 157; 163 Арий, арианс, арианство 24 (сноска 105); 51; 89–90; 103; 132; 134; 151 Аркадий, император 41; 47; 100 Арнобий Старший 104 Арсений, преподобный 31 Архелай 32; 41 аскет, аскетизм, аскетика (см. также «монашество», «подвижничество») 9; 21–24; 28; 34; 36; 55; 64; 92–93; 95; 106–109; 112; 161–162; 164 Атарвий 37 Афанасий Александрийский 21; 90; 106 Афины 22 Африка 57–60; 116; 148 Б Беда Достопочтенный 63; 75; 85; 114 безбрачие 99 безгрешность 60; 101; 137; 140; 141; 163 бессмертие 158; 159 бесы (см. также «демоны») 160 библеистика 9; 12; 64; 118; 131; 162 Библия 9; 11; 31; 64; 71–72; 76; 86; 109; 118–119; 125; 131; 161–162 благодать 59–60; 102; 140; 142; 144; 157; 163 блаженство 123; 159; 160

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

331 Повествования о св. Ефреме, собраны Ассеманон при сочинениях Ефрема: похвальное слово Григория Нисск., известия Созомена и др. Греков (S. Ephraemi Op. grae Т. 1, р. 1–51), два древние сирские повествования о восточ. Менологи (S. Ephraemi Op. Syr. T. 3. Assemani Bibl. Oriest. I, 25–55). Пространное сирское жизнеописание составлено без сомнения не позже V-ro в. 334 Св. Ефрем в обличения о себе: «Предки мои, благополучные в жизни, были земледельцы; родители мои ведя такую же жизнь, были бедны по состоянию и происхождению». Сирский биограф (Op. Syr. Т. 3, р. 24), говорит, что отец Ефрема был языческий жрец, и за любовь Ефрема к вере Христовой, выгнал его из дома; может быть это было и так и уже впоследствии отец его принял христианство . Менологи Мелхитов и Маронитов говорят, что Ефрем крестился на 18 году. Сам Ефрем: «еще в молодых летах дал обет Крещения». 340 Завещание прп. Ефрема: «Благословен град, в котором вы живете, Эдесса – матерь мудрых, благословенный живыми устами Сына чрез ученика его. Да пребудет на вас это благословение, пока придет святый. Св. Григорий: «влекло его туда желание поклониться тамошней святыне, а прежде сего желание найти ученого мужа, от которого бы мог получить или которому сообщить плод видения». О погребении Фаддея в Эдессе у Ассемана, В. О. Т. 3. Р. 2, р. 8–10. 343 Вероятно, это есть то пространное толкование на кн. Бытия, которое на сирском языке читается нераздельно с толкованиями Иакова Эдесского. Сам Ефрем в кратком толковании на кн. Бытия говорит, что он пишет его после пространного. И то, что говорит Василий Великий о словах Ефрема, находится в том пространном толковании, а не в кратком. 346 Сир. жизнеоп. р. 50. Это песнопение св. Ефрема дошло до нас только в отрывке у жизнеописателя его. Тот же биограф, приводит слова из другой песни св. Ефрема против Вардесана, также не дошедшей до нас. 347 Deside Op. Syr. р. 207. Здесь у св. Ефрема разумеются опустошения Персов, разрушивших в 359 г. Амиду и другие крепости. Страшное положение Амиды во время осады, и самую осаду подробно описывает очевидец Аммиан Марцеллин XIX, 1–9. «Воздвигнуты брани Персами и варварами, и опустошена наша страна, чтобы мы убоясь Бога, пришли в раскаяние: но это нас не переменило», говорит св. Ефрем в другом сочинении. Т. I, р. 68–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Авель – второй сын Адама, убитый Каином, в Новом Завете считается первомучеником Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа Аврелий Марк Антоний (121–180) – рим. император с 161 Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – публицист, общ. деятель, идеолог славянофильства Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – публицист, историк, поэт, представитель раннего славянофильства Аларих I (ок. 370 – кон. 410) – король вестготов с 395, разграбивших под его предводительством Рим в 410 Александрийский епископ – см. Афанасий Великий Алексей Михайлович (1629–1676) – рус. царь с 1645 Алексий Святой (90-е гг. XIII в. – 1378) – рус. митрополит с 1354, автор многих богословских трудов, переводчик Нового Завета Алкуин Флакк Альбин (ок. 735–804) – англосакс. ученый друг и советник Карла Великого, автор многих богословских трудов Аллегри – см. Корреджо Аллейс (Аллиес, Аллайс) Томас Вильям (1813–1903) – англ. историк, англиканский священник, в 1850 перешедший в католичество. Один из зачинателей т.н. «оксфордского движения» Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) – король англосакс. королевства Уэссекс с 871 Аммиан Марцеллин (Амман; ок. 330 – ок. 400) – рим. историк, автор «Деяний» Анахарсис – скиф, побывавший в Афинах во времена Солона; причислен к семи греческим мудрецам Андрей – апостол; ученик Христа Анна – библейская пророчица Анна – мать преподобного Самуила, в ее молитве впервые упоминается имя Христа Анна – первосвященник Иудейский Ансгар (Ансгариус; 801–865) – фр. священник, миссионер, прозванный «апостолом Севера» за распространение христианства в Сев. Германии, Дании, Швеции Аполлос (Аполоний) – еврей-христианин из Александрии, игравший видную роль в истории ап. Павла. Протестантские проповедники предполагали в нем автора Послания «К Евреям» Арий (ок. 260–336) – пресвитер Александрийский, основоположник арианства, проповедовавший догмат о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Арианство частично было усвоено европейским католицизмом Ариосто Лудовико (1474–1533) – итал. поэт

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В пространном Православном Катехизисе свидетельство Св. Афанасия полагается в основание исчисления Св. книг Ветхого Завета. Память Св. Афанасия совершается 18-го числа января и 2-го мая. Некоторые из творений Св. Афанасия переведены на русский язык и изданы в ежемесячных книжках Христианского Чтения. II. Св. Кирилл Иерусалимский Жизнь Св. Кирилла Св. Кирилл, Архиепископ Иерусалимский, сперва был диаконом, и потом пресвитером в Иерусалиме, и в царствование Констанция поставлен епископом. Он был близок к Св. Афанасию местом своего служения, духом благочестия и самыми бедствиями своей жизни. При Констанции он два раза изгоняем был из своей паствы по проискам и клеветам арианина Акакия, епископа Кесарии Палестинской. В вину ему, кроме Православия, поставляемо было то, что он во время голода расточил для бедных сокровища Церкви, и не пощадил для сего даже богатой ризы, завещанной Иерусалимскому храму Константином Великим . Возвращенный при Юлиане, он снова был заточен при Валенте, и возвращен Феодосием Великим. Глубоким старцем он присутствовал на 2-м Вселенском Соборе, который именовал его благочестивейшим, и защитником веры Православной. Он скончался в 386 году на 70-м году своей жизни. Память его совершается 18-го марта. События в Иерусалиме, ознаменовавшие епископство Св. Кирилла Бог благословил его епископство двумя достопамятными знамениями. В правление Констанция он, вместе со всеми жителями Иерусалима, был свидетелем явления на небеси знамения светоносного креста, который от Голгофы простирался до горы Елеонской, о чем Св. Кирилл тогда же писал Императору Констанцию. Другое знамение было при Юлиане. С намерением осмеять Христиан, Юлиан призвал иудеев восстановить ветхозаветный храм в Иерусалиме. Напрасно Св. Кирилл напоминал пророчество Спасителя, что в основаниях храма не останется камня на камене. Иудеи со всею ревностью приступили к делу; разрыли оставшиеся на месте храма развалины, хотели полагать основание, как клубки огня, выходившего из вырытых ими рвов, привели в ужас и разогнали строителей; землетрясение разметало приготовленные материалы, и таким образом снова оправдались над Иерусалимом слова Богочеловека. Это событие засвидетельствовали не только современные писатели Церкви, но и очевидец, писатель языческий Аммиан Марцеллин.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Другие труды против христианства менее важны. Диалог Philopatris , или «Патриот», приписывался насмешнику и сатирику Лукиану (ум. ок. 200) и издавался вместе с его произведениями, но он значительно хуже по стилю и, вероятно, относится к правлению Юлиана или даже более позднему периоду 119 , так как автор выступает против учения церкви о Троице и об исхождении Духа от Отца, – хотя аргументов не приводит, а только высмеивает его. Это фривольное осмеяние характера христиан и их учений в форме диалога между Критием, убежденным язычником, и Трифоном, эпикурейцем, который представляет христианство. Христиане описываются в нем как равнодушные к правительству, опасные для общества и радующиеся общественным бедствиям. Апостол Павел назван полулысым длинноносым галилеянином, который путешествовал по воздуху на третье небо ( 2Кор. 12:1–4 ). Последний известный представитель неоплатонизма, Прокл из Афин (ум. в 487), защищал платоническое учение о вечности мира и, не упоминая о христианстве, критиковал библейское учение о сотворении мира и конце света; он привел восемнадцать доводов против него, которые опроверг в VII веке христианский философ Иоанн Филопон. Последние языческие историки, Евнапий и Зосима, жившие в первой половине V века, нападали на христианство косвенно, односторонне представляя историю Римской империи со времен Константина и обвиняя в ее упадке христианскую религию; Аммиан Марцеллин (ум. ок. 300), напротив, с вызывающей уважение беспристрастностью описывает и светлые, и темные стороны императоров–христиан и отступника Юлиана 120 . §10. Языческая апологетическая литература После смерти Юлиана большинство языческих авторов, особенно самые талантливые и уважаемые из них, ограничивались защитой своей религии и стали в силу своего положения сторонниками веротерпимости; конечно же, они требовали терпимого отношения к религиозному синкретизму, который в своей более прохладной форме выродился в философское равнодушие. Среди этих авторов следует упомянуть Фемистия, учителя риторики, сенатора и префекта Константинополя, а позже наставника юного императора Аркадия; аврелия Симмаха, оратора, сенатора и префекта Рима при Грациане и Валентиниане II, красноречиво просившего о восстановлении жертвенника Виктории; и прежде всего – оратора Либания, друга и поклонника Юлиана, преподававшего в Константинополе, Никомедии и Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010