— Можно узнать подробнее об этих курсах? — Курсы проводятся по благословению Святейшего Патриарха, организованы при Московской духовной академии , но находятся в Новоспасском монастыре. Священники, обучавшиеся в духовных школах более пяти лет назад, посещают эти курсы, где мы преподаем предметы, которые по большей части не перекликаются с семинарской программой. Мы поставили задачу преподавать то, что сейчас актуально и нужно. Например, предметы «Государственные отношения с исламом», «Современное церковное право». Последняя дисциплина изучает все те акты, которые были приняты Русской Православной Церковью в последнее время на Поместных и Архиерейских Соборах. Кроме этого изучаются более традиционные предметы, например богослужебный устав и литургика. Связано это прежде всего с пожеланием многих священников и архиереев, которые заметили, что в московских храмах есть отклонения в уставе совершения богослужения. — Расскажите о Вашей научной работе. Чем вызван интерес к теме диссертационного исследования? — Почему именно Авраамиев монастырь? Я был наместником Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова Великого. До назначения наместником писал кандидатскую диссертацию в Московской академии об этом монастыре. И пришел к выводу, что о Спасо-Яковлевском монастыре не писал только ленивый. Очень много исследований, особенно Аллы Виденеевой, известного искусствоведа, кандидата исторических наук, сотрудника Ростовского музея. Очень много написала и Вера Вахрина, тоже научный сотрудник Ростовского музея. А Авраамиев Богоявленский монастырь находился в тени, никто почему-то не хотел его исследовать. Хотя по своей значимости, по архитектуре он будет посолиднее, чем Спасо-Яковлевский монастырь, потому что на его территории находится памятник XVI века. А ведь известно, что памятников XVI века на территории города Ростова только три. Это Успенский кафедральный собор, храм Вознесения и Богоявленский собор. Авраамиев Богоявленский монастырь был освящен и построен при Иване Грозном. Этот монастырь практически не был исследован. Публиковались отдельные статьи, но даже монографий не было издано. Кроме того, он самый разрушенный из всех памятников, которые есть в городе Ростове. Надеюсь, мое исследование этого монастыря обратит на него внимание не только научных кругов, но и тех людей, которые занимаются реставрацией, выделением на нее средств. Собор находится в аварийном состоянии. Последняя реставрация проводилась в 1980-х годах Сергеем Баниге, известным реставратором. Он очень многое сделал.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3748983...

К стр. 24 и др. – 8) Соловьев (Сергей Михайлович). «История России», т. I, 1874 г. «История России» Соловьева – монументальный труд. По верному определению проф. Герье «История России есть национальная история: впервые исторический материал был собран и исследован автором с надлежащей полнотою, с соблюдением строго научных приемов, применительно к требованиям современного исторического знания: источник всегда на первом плане, трезвая правда и объективная истина одни руководят пером автора. Вот почему по многим вопросам к этому труду и теперь приходится обращаться как к первоисточнику. К стр. 50:66, – 9) «Критико-литературное обозрение путешественников по России до 1700 г. и их сочинений. Фридриха Аделунга. М. 1864 г. Это произведение есть перевод с немецкого, Ал. Клеванова состоит из двух частей. Здесь, между прочим, на стр. 197 ч. 2-й читаем: описание путешествия п. Макария принадлежит архидиакону Павлу 303 из Алеппо. Нет ничего удивительного, если эта особа преимущественно обращает внимание на то, что касается церковных обрядов и что вообще относится к клиру; впрочем, несмотря на то, в сочинении архид. Павла находим много известий о тогдашней русской политике и даже некоторые исторические сведения и данные для естественной истории». Это сочинение имеется в библиотеке Казанской духовной академии под 64:7/9. К стр. 66. – 10) Арсений, епископ Кирилловский. «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года». Петроград. 1899 года. В настоящее время уже имеется 3-е издание этой книги. В статье Богословской Энциклопедии издателя проф. Лопухина совершенно справедливо замечено, что рассматриваемое сочинение «представляет громадный труд с поразительным богатством исторического материала». В целях облегчения пользования данной книгой в конце ее приложен тщательно составленный «Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в летописи. Сведения расположены по годам, что весьма удобно для справок и дает наглядный очерк течения дел церковных и в связи с ним гражданских за известное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

принесение Великорецкого образа в Москву (месяца июля в 29 день). Точно известно, что память и служба, положенные свт. Николаю на 6 декабря, имеют греческое происхождение. Этот праздник – самый древний из названных. К памятям, несомненно установленным в честь свт. Николая на Руси, относятся: принесение чудотворной иконы свт. Николая, именуемой «Зарайская», явление чудотворного образа Великорецкого, принесение Великорецкого образа свт. Николая в Москву. Соответственно основной корпус гимнографии этих праздников написан русскими песнотворцами. В честь Зарайского образа свт. Николая созданы акафист, тропарь и кондак. Праздник принесения Великорецкой иконы в Москву имеет свой тропарь. На память явления Великорецкого образа полагается отдельная служба, на 90% она составлена из оригинальных русских стихир, остальная часть – греческие тексты, заимствованные из декабрьской службы. Вопрос о происхождении праздников и служб в дни перенесения мощей и Рождества свт. Николая на данный момент является открытым. Окончательный ответ на него станет возможным после того, как будет исследован весь корпус греческой и русской гимнографии, посвященной святому. Но сегодня вполне реально сделать предварительный вывод и предположить русское происхождение гимнографии названных праздников. В данной работе мы не будем привлекать гимнографический материал праздника перенесения мощей, но к песнопениям рождественской службы в честь святителя обратимся прежде всего потому, что этот материал менее известен, а точнее – вовсе не известен широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Мы знаем о существовании двух разных служб на Рождество свт. Николая. Одну из них можно считать русской на 30%, другую – на 90%. Когда и где были установлены интересующие нас памяти и составлены к ним праздничные службы? Время установления праздников в честь Зарайской и Великорецкой икон святителя соответствует времени свершения тех событий, о которых они рассказывают. Так, принесение чудотворной иконы свт. Николая «иже от Корсуни в землю рязанскую» произошло в 1225 г. С этого, вероятно, и полагается начало празднованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может быть, и не следует говорить, что схизматики еще в Церкви, — это, во всяком случае, не очень точно и звучит двусмысленно. Вернее сказать: в схизмах продолжает действовать Церковь, — «в ожидании таинственного часа, когда растопится упорствующее сердце в тепле «предваряющей благодати», — и вспыхнет и разгорится воля или жажда соборности и единства… «Значимость» таинств у схизматиков есть таинственный залог их возвращения в кафолическую полноту и единство… Сакраментальное богословие блаженного Августина не было воспринято и византийским богословием не потому, что в нем видели или подозревали что-нибудь чуждое или излишнее. Августина вообще не очень знали на Востоке… В новейшее время на православном Востоке и в России нередко учение о таинствах излагали с римского образца — и это не было еще творческим усвоением августиновской концепции… Современное православное богословие должно осознать и истолковать традиционную каноническую практику Церкви в отношении к еретикам и раскольникам на основе тех общих предпосылок, которые были установлены еще Августином… Нужно твердо запомнить: утверждая «значимость» таинств и самой иерархии в расколах, блаженный Августин нисколько не смягчал и не стирал грани, разграничивающей раскол и соборность. Это не столько каноническая, сколько духовная грань, — соборная любовь в Церкви или сепаратизм и отчуждение в схизмах. И это для Августина — грань спасения… Ибо ведь благодать действует, но не спасает вне соборности… (Кстати заметить, и здесь Августин близко следует за Киприаном, утверждавшим, что не в Церкви и самое мученичество за Христа не пользует…) Вот почему при всей «реальности» и «значимости» схизматической иерархии нельзя говорить в строгом смысле о сохранении «апостольского преемства» за пределами канонической соборности. Этот вопрос с исчерпывающей полнотой и с большим проникновением исследован в замечательной статье покойного К. Г. Тернера «Apostolic Succession» [  ]. И отсюда с несомненностью следует, что не может быть принята так называемая Church-branch-theory. Эта теория слишком благодушно и благополучно изображает раскол христианского мира. Сторонний наблюдатель, может быть, и не сразу различит «схизматические» ветви от самого «кафолического» ствола. И, однако, в существе своем «схизма» не есть только ветвь. Есть еще и воля к схизме… Есть таинственная и даже загадочная область за канонической границей Церкви, где еще совершаются таинства, где сердца так часто горят и пламенеют и в вере, и в любви, и в подвиге… Это нужно признать, но нужно помнить и то, что граница реальна, что единения нет…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Если теперь сопоставить текст этих мест в разбираемом нами сочинении Леонтия с текстом приведенных в его: Contra Monoph. апокрифов, то не останется никакого сомнения в том, что пред нами одн и те же мысли, одна и та же речь и, стало быть, одни и те же сочинения Аполлинария только под разнымии заглавиями, в одном случае – подлинными, в другом – подложными 1240 . В особенности же обращают на себя внимание две выдержки из сочинений Аполлинария, сделанных его учеником Тимофеем: первая, находящаяся в с. 1961А, («сказал он, т. е. Аполлинарий, в слове, начало которого: γιον», весьма сходна с подложным посланием Юлия: περ τς ν Χριστνσεως (с. 1865В, 1873В), чем и удостоверяется факт принадлежности этого послания Аполлинарию. Вторая, находящаяся в с. 1972А, ( το ατοQ#8161;, т. е. Аполлинария, κ τ ς κατ μρος πστεως), во многом сходна с подложным посланием Григория Чудотворца , заглавие котораго: κ τ κατ μρος πστει (с. 1873CD), чем и подтверждается несомненность подлога в этом случае. Вообще же, данное сочинение Леонтия: Advers. fraud. apollin. представляет из себя капитальнейшую работу по критике подложных сочинений и в этом отношении имеет громадную ценность. Эта ценность увеличивается еще тем, что, обнаруживая аполлинаристические подлоги, оно вместе с тем восстанавливает текст подлинных сочинений Аполлинария, в большинстве утраченных. Правда, в этом сочинении очень ощутительно сказывается недостаток собственной критической аргументации автора, вследствие чего сочинение кажется сводом одного сырого материала, но если мы вспомним, что Леонтий имеет в виду этим сочинением дополнить и подтвердить те мысли и положения, которые он высказал в сочин. Contra Monoph, то никакого недостатка здесь не усмотрим, а должны будем признать его самой целесообразной иллюстрацией к уже поставленному и развитому вопросу. Этот вопрос о подложных сочинениях Леонтий, очевидно, считал самым важным в своей полемической деятельности и в то же время самым трудным для разрешения. Мало того, что этот вопрос детально был исследован им в указанных двух сочинениях, он не может пройти мимо него и в De sectis, или в «Схолиях».

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Е. Грачева: Владыка, внесены поправки к «Закону об антитеррористической деятельности». Законодательная инициатива предполагает, в частности, формулирование требований к антитеррористической защищенности религиозных организаций. Что подразумевают эти поправки в закон и как они будут применяться на деле? Митрополит Иларион: Насколько мне известно, предполагается, что каждый объект религиозного назначения будет исследован с точки зрения возможных последствий террористического акта. Каждому такому объекту будет присвоена одна из трех категорий. Первая категория — это храмы и другие религиозные объекты, где в случае террористического акта жертвами могут стать более тысячи человек, то есть это самые крупные церкви, монастыри, мечети. Вторая и третья категории — храмы, вмещающие меньшее число людей. Любые меры, направленные на защиту людей от терроризма, сейчас востребованы и необходимы, потому что терроризм — это чума XXI века, с которой все должны бороться, в том числе и законодательными средствами. Мы должны создать такую ситуацию в стране для всех — верующих и неверующих, чтобы минимизировать ущерб, который людям могут нанести террористы. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: В Евангелии есть строки «и враги человеку — домашние его». Поясните, о чем идет речь в данном отрывке? Митрополит Иларион: Эти слова произнес Господь Иисус Христос, когда предупреждал Своих учеников о том, с какими трудностями они могут столкнуться. Буквально слова эти заимствованы из книги пророка Михея из 7 главы, где говорится: «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (Мих. 7:6). Христос перефразировал слова пророка, говоря, прежде всего, о ситуации, в которой могут оказаться люди, принявшие христианство, Его учение, если их родственники восстанут против сделанного ими выбора. В такой ситуации может оказаться, в принципе, любой человек: родители могут быть против выбора своих детей, муж может оказаться против выбора, сделанного женой, или же дети могут оказаться против выбора родителей. В этой ситуации Господь говорит о том, что верности нашим ближним мы всегда должны предпочитать верность Христу, то есть на первое место всегда ставить любовь к Нему.

http://patriarchia.ru/db/text/5359055.ht...

Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (Мф. 1:1). «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» (Откр. 20:12)) В настоящий день недельный пришли сюда в церковь два учителя с двумя книгами, чтобы поучить нас, слушатели мои возлюбленные! Два учителя: один вселенский – святой евангелист Матфей, другой всероссийский – святой Петр, митрополит и чудотворец Московский. Оба раскрыли свои книги на пользу нашу: вселенский учитель, святой Матфей, раскрыл книгу рождения человеческого: «Авраам родил, Исаак родил, Иаков родил», – и прочее. Учитель же всероссийский, святой Петр, разогнул книгу смерти человеческой, ибо в этот день составил нам празднество своего преставления. Это есть также книга родства, ибо временная смерть, или блаженная кончина, родила преподобному жизнь вечную. Пусть каждый читает ту книгу, какую хочет, я же прочитаю отчасти ту и другую. Какие же слова мне прочесть в них? Прочту следующие: в книге рождения человеческого я прочитаю слово о суете временной и смертной жизни сей, а в книге смерти человеческой прочитаю слово о блаженстве небесной бессмертной жизни, которое получил святой Петр после своей кончины. И прочитаю не только для себя, но чтобы слышали и получили пользу все, «при Господнем содействии и подкреплении слова». Любовь же вашу прошу внимательно послушать. «Родословная» В Родословной Иисуса Христа мы имеем две части: первую о праотцах, из племени которых родился Христос, и другую о Приснодеве Матери, от Которой Христос родился. Род Христов, идущий от племени праотцев, исследован, рассказан и описан, рождение же Христа от девствующей Матери неисследуемо, несказанно, доныне пребывает неописанным и вовеки будет непостижимым. Именно о нем сказал пророк: «Род же Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Эту вторую часть мы отложим до наступающего праздника Рождества Христова, первую же рассмотрим ныне. Вникая в эти слова первой главы книги родства Иисуса Христа, мы можем найти в них нечто сокровенное, могущее поучать и быть полезным для нас, но не всем известное. Кто, слушая одни только читаемые в ней имена, подумает, что получит от них какую-либо пользу для себя? Но он получит ее, если поищет с прилежанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еще одним важным аргументом является обнаружение гена гемофилии в некоторых образцах. Из исторических документов известно, что цесаревич Алексей страдал гемофилией, которая ему передалась по материнской линии. И исследование костных останков ребенка мужского пола подтвердило наличие этой болезни. Также установлено, что носителями болезни были Александра Федоровна и великая княжна Анастасия.   Шрам увидят через век - Много дискуссий было и по другим признакам, позволяющим говорить о принадлежности останков членам царской семьи. Например, после нападения на Николая Александровича в Японии в 1891 году на его голове остался след. Александр Бастрыкин: Этот вопрос был тщательно исследован антропологами, медиками и другими специалистами в ходе нового расследования. И то, что обнаружили антропологи, в дальнейшем подтвердилось при проведении томографических и редких рентгенографических исследований при стократном увеличении. За прошедшее более двух десятилетий время наука и техника шагнули значительно вперед. В ходе возобновленного следствия с применением высокотехнологического оборудования, в том числе новейшей томографической техники, которая в десятки раз точнее исследует объекты, специалистам удалось определить эти повреждения на черепе N 4. Эти изменения костной ткани черепа, как утверждают эксперты, свидетельствуют о давних прижизненных заживших переломах вблизи лобно-теменного шва справа. Они как раз могли быть причинены рубящим предметом. И, как известно, на шляпе Николая Александровича, находящейся в Эрмитаже, также имеются следы от удара саблей. Почему раньше не исследовалась информация о том, что у Николая Александровича были проблемы с позвоночником, что отражалось на походке? Александр Бастрыкин: Эти данные были установлены и ранее в рамках судебно-медицинских экспертиз. В этот раз следствием в совокупности оценивались результаты экспертных исследований и историко-архивные документы. Действительно, экспертиза нашла на останках, принадлежащих Николаю II, возрастные, дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике. И есть свидетельства самого Николая Александровича, подтверждающие это. В своем дневнике буквально в последние недели жизни он пишет, что испытывает сильные боли в ногах и спине, и отмечает, что не вставал с кровати около шести дней. Даже с сожалением отмечает, что день рождения своей любимой жены Аликс он провел в кровати из-за сильных болей в ногах и других местах.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/21/carsko...

Далее собиралось вече, или «собор (екклисия) народа», созываемое колокольным звоном по воле губернатора, архиепископа или руководителей народных партий в смутное время. На вече, собиравшемся под открытым небом, всякий имел право голоса; но неискусных ораторов провожали насмешками. В отношении городских вольностей Салоники не стояли одиноко: вспомним Янину, Монемвасию, латинские Патры, малоазиатскую Филадельфию и Адрианополь; но вопрос этот мало разработан и идеализацией г. Сафы скорее затемнен. Материал о самоуправлении Салоник собран и исследован в книге г. Тафрали. К середине XIV в. социальная вражда в Салониках достигла большой остроты и особенно сказывалась в вопиющем неправосудии, ростовщичестве и необеспеченности личной безопасности. Напрасно патриоты, как Хумн и Кидони, архиепископы Палама и особенно Кавасила, взывали к знатным и богатым, убеждая прекратить насилия и не разорять бедняков. В связи с политическими событиями торговля и кредит переживали тяжкий кризис. Разразились на этой почве народные восстания 1342 и 1345 гг., особенно кровавым было последнее. Социальное движение осложнилось богословским. В XIV в. Афон был охвачен учением игумена Симеона – «нового богослова», Григория Синаита и других аскетов об очищении души тихою молитвою, дарующей мистическую благодать явленного апостолам Фаворского света. Затворившись в келье и затаив дыхание, устремив взор на сердце или даже на собственный пуп, молчальник-исихаст должен был повторять про себя «Господи, помилуй», пока не почувствует бесконечное наслаждение. Все это, конечно, была лишь практика, над которой стояла теория спасения созерцанием по учению святых отцов; но практика факирская, занесенная из Индии, быстро приобревшая приверженцев среди монашества и одновременно резких обличителей, вызвавшая насмешки индифферентных. Умам, воспитанным в аристотелевской схоластике, не был понятен этот афонский мистицизм, которого идейные корни восходили к византийским толкованиям Платона, а жизненное оправдание и сила лежали в болезненном, но почти всеобщем отвращении от современности, жалкой и безутешной.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Однако российский период его биографии исследован мало, и эта лакуна не позволяет историкам составить более полную картину религиозных исканий интеллигенции первой четверти ХХ века, ярким представителем которой был А. В. Ельчанинов. Заполнить зияние тем более важно, что отец Александр был среди тех представителей мыслящей элиты своего времени, кто трудно и противоречиво в кризисный период истории России и Церкви шел дорогой, которую протоиерей Сергий Булгаков назвал «путем из Афин к Иерусалиму Небесному». Тема получает еще большую актуальность в наше время, когда в российском обществе идет процесс, удивительными алгоритмами повторяющий то, что в свое время другой современник отца Александра философ Н. А. Бердяев «с точки зрения вечности» назвал «русским религиозным возрождением». Важно это и потому, что после 17 мая 2007 года, когда состоялось поистине «Торжество Православия» и в русло Матери Церкви вновь влились струи протоки, надолго отторгнутой ураганом истории, нам необходимо обратиться к тому горькому и славному времени, когда лучшие представители России одни – мученически отстаивали веру предков на страдающей Родине, другие – хранили негасимую свечу веры в далеком изгнании. Биография А. В. Ельчанинова тесным образом связана с именами видных представителей русского Серебряного века и религиозного возрождения России того времени. Среди его близких друзей были Павел Флоренский , Владимир Эрн, Валентин Свенцицкий , Сергей Булгаков , которые, кроме рано умершего В. Ф. Эрна, стали духовными пастырями, в период гонений разделившими трагическую судьбу со своими чадами. Отец Павел и отец Валентин остались в России и со своим народом испили до дна горькую чашу страданий. Отец Александр и отец Сергий скончались в эмиграции, самоотверженно окормляя русских изгнанников. После появления в печати романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в широких кругах стала модной оптимистическая фраза «Рукописи не горят». Однако повторяющие ее не упоминают, что сказана она персонажем романа Воландом, князем тьмы, явившимся в совдеповскую Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010