Несмотря на важность, которую возбуждаемый нами вопрос имеет для истории церковной вообще и для истории раскола в частности – он почти совсем не исследован. Главным и, в сущности, единственным источником сведений по этому вопросу – до сих пор служит предисловие к служебнику, изданному в 1655 году. Эти сведения частию целиком, частию в извлечении и притом без всякой критики, повторяются во всех последующих сочинениях, касавшихся этого вопроса. Так, они дословно повторяются в «Летописи о многих мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятелей... по преставлении царя Иоанна Васильевича, и о учиненном исправлении книг в царствование благоверного государя царя Алексея Михайловича в 7163 (1655) году», – напечатанной в С.-Петербурге в 1771 году. Коротко повторяются те же сведения: 1) в Словаре историческом о бывших в России писателях духовного чина греко-российские церкви – митр. Евгения (Спб. 1818); 2) у А. В. Горского в статье «о сношениях русской церкви с святогорскими обителями» [прибавл. к твор. св. отцов. М. 1848 г.]; 3) в «Историческом описании св. Троицкия Сергеевы лавры» [М. 1879.изд. общ. истории и древностей росийск., стр. 130–131] и наконец 4) в последнем произведении высокопреосвящ. Макария « Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов». Москва. 1881 1 . Между тем эти сведения далеко не отличаются ни точностью, ни обстоятельностью (как это сознавали и некоторые из упомянутых ученых, напр. высокопреосвящ. Макарий). Так напр., в них ничего не говорилось ни о том, какие рукописи из каких монастырей присланы, когда, кем и при каких условиях были доставлены и проч. Нет речи ни об их достоинствах (за исключением 6–8), ни о пригодности для цели. Настоящая статья имеет целию восполнение этих пробелов на основании указанных под строкою источников. Патриарх Никон , решив начать дело исправления церковно-богослужебных книг, старался собрать для предстоящего дела – как можно больше книг. С этою целью в 1653 году (7161) января 11 по его указу составлена была опись книгам, находившимся в степенных русских монастырях, «того ради, чтобы было ведомо, где которыя книги взяти, книг печатново дела исправления ради».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Армяно-католики представлены одним депутатом в ливанском парламенте. Несториане [ править править код ] Несториане составляют особую христианскую общину. Обычно последователей их церкви называют по национальному признаку ассирийцами, а их церковь — ассирийской. Несторианство — наиболее радикальная ветвь диофизитства — зародилось как богословское учение Церкви Востока и выходцев из неё на территории Византийской империи и особенно широкое распространение получило в Сирии и Месопотамии. Оформляться как отдельное от православия течение оно начало благодаря деятельности константинопольского патриарха Нестория в начале V века н. э. и борьбе с ним миафизитов. Учение Нестория было осуждено православным духовенством как ересь на Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. Ввиду особого почитания Девы Марии Церковью Востока Несторий вначале был осуждён также представителями Церкви Востока, но они отказалась осудить свои литургические особенности, которые также отстаивались Несторием, и представителей Церкви Востока не пригласили на собор. В результате сторонники Нестория бежали на каноническую территорию Церкви Востока, и он считается одним из трёх греческих учителей этой церкви. Но после монгольских завоеваний в XIII—XIV веках несториане сохранились только в Иране, Ираке, Сирии, Ливане, Турции, Индии, США. Основным пунктом догматического расхождения несториан с собственно православием (греко-православием) является их учение о евхаристии, делающее невозможным евхаристическое общение с ними. Но отличается и представление о природе Христа, они являются миафелитами, подобно другим древневосточным церквам, хотя и являются единственной диофизитской конфессией среди них. Они полагают, что до крещения Иоанном Крестителем Христа в нём человеческое естество преобладает над божественным. Мать Христа несториане вне богослужения обычно называют Владычицей Марией, а богородицей их клир называет с оговорками " по человечеству " и " в силу единства " , причём оговорка " по человечеству " строго соответствует Халкидонскому символу веры. Несториане не знакомы с термином Нестория " Христородица " , от которого отрёкся и сам Несторий, как и он не осуждают наименование Владычицы Марии богородицей простым народом. Более того, культ Девы Марии заимствован католиками и Русской православной церковью от духовенства Сирии, Палестины и Церкви Востока. Несторианами миафизиты называют не только собственно несториан, но также католиков и православных.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Лива...

Папу очень тронули заявления «сыновей Востока», «которые явно и открыто засвидетельствовали о любви к церковному единству», как бы в благодарность за то, что мы, идя следами наших предшественников, непрерывно окружали народы Востока горячим расположением и любовью» 263 . Кроме этой обширной деятельности в отношении славянского и, главное, русского Востока, Пий XI занимался также и делами настоящего Востока, Востока экзотического. Можно сказать, что в эти и последующие годы было затрачено действительно много доброй воли, энергии и средств на дело соединения с Православием против воли и желания православных. В этом трагизм этого начинания и тот невероятный беспорядок, который внес Пий XI в отношения Западной и Восточной церквей и в жизнь славянских православных церквей. В Риме, однако, ничего не замечали. Делали вид, что не видят, как православное море не только не приближалось к Петровой скале, но далеко от нее уходило, оставив на пустынном просторе знаки новых опустошений, произведенных Римом в ограде Православной Церкви. 2 Пока в Риме развивали эту разнообразную деятельность по организации дела единения Востока и Запада, в Польше также не теряли времени. В 1929 году выяснилась полная неудача новоуниатской работы. В «восточный обряд» перешло около десятка ни на что не годных православных священников, которые только осложняли дело унии. Народ вообще не переходил, а только соглашался, чтобы в его присутствии поминали «папу и епископа», и за это требовал компенсаций. Пока была кое-какая церковная земля, которую администрация отдавала униатским приходам, дело еще кое-как шло. Но без житейских благ никто папу признавать не хотел. Католическая церковь тоже на это средств не имела. Папа присылал благословения, иногда немного денег, иногда икону в униатскую церковь (так было на Троицу 1937 г. при освящении униатской церкви в Городло – папа прислал образ Матери Божией непрестанной помощи) 264 . Денег, которые давала польская казна, «не хватало даже на скромное содержание духовенства латинского обряда», – говорил на VI Пинской конференции прелат Станислав Мыстковский. И потому не много можно было отдать на потребности и расходы, связанные с устройством приходских пунктов «восточного обряда». Православное же население, соединенное с римской церковью, не могло платить за духовные услуги; в царское время казначейство выплачивало клиру достаточное вознаграждение. С 1 января 1924 г. по 1928 г. подляшская епископская римо-католическая курия израсходовала на нужды 10 настоятелей «восточного обряда» 93 тысячи злотых 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Советская власть решила уничтожить у людей в России веру в Бога. 1930-е гг. - самый расцвет атеизма, уничтожение священнослужителей и закрытие церквей. До самого последнего момента, до ареста в 1937 г., епископ Афанасий (Федотов) проводил богослужения в Тарбагатайской Никольской церкви. 10 августа 1938 г. властями было принято решение о закрытии Тарбагатайской старообрядческой церкви во имя святителя Николы Чудотворца, в документе говорится: «передать под медицинские нужды населения села Тарбагатай» (ГАРБ. Ф.Р-248. Оп.3. Д. 207. Л. 84.). Церковь до неузнаваемости переоборудовали и разместили врачебный пункт и амбулаторию. В конце XX в. произошла смена государственного политического строя в стране. Советский Союз распался. Новое правительство в России изменило свое отношение к религии. Запрет на веру в Бога был снят. В 2002 г. на здании бывшей церкви, где располагается Тарбагатайская районная поликлиника, старообрядцы Бурятии установили памятную доску. Знаменательное торжество по этому поводу прошло под руководством старообрядческого епископа Силуяна Новосибирского всея Сибири и Дальнего Востока. В 2010 г. митрополит Корнилий Московский и всея Руси, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, обратился к Президенту Республики Бурятии В.В. Наговицыну с прошением о возврате Тарбагатайского Никольского старообрядческого кафедрального храма Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии в лоно Церкви. В 2011 г. в Бурятии отмечались знаменательные события для староверов Сибири и Дальнего Востока, посвященные 100-летию со дня образования епархии Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока и 10-летию прославления в лике святых священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. В дни торжеств в селе Тарбагатай Республики Бурятия, при огромном стечении народа рядом с бывшим кафедральным храмом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии (где до настоящего времени продолжает находиться районная больница) установлен поклонный крест в память служения в этом храме святого священномученика епископа Афанасия Тарбагатайского. Поклонный крест освятил епископ Силуян Новосибирский и всея Сибири в сослужении с епископом Патермуфием Иркутско-Амурским и всего Дальнего Востока.

http://sobory.ru/article/?object=52998

VI - нач. VII в., т. е. при Баввае Великом, а отнюдь не в V в., когда Нарсай создавал свой синтез сир. богословия и учения Феодора Мопсуестийского. В рамках такого подхода рецепция Церковью Востока Н. признаётся результатом естественного развития предшествующей сир. богословской традиции ( Селезнёв. 2002; Он же. 2005). Еще одна группа исследователей стремится полностью дистанцировать магистральное направление вероучительного развития Церкви Востока от богословской системы Нестория. В рамках этого подхода предполагается, что Несторий почитался вост. сирийцами лишь в качестве исповедника, а не учителя веры, офиц. же вероучением Церкви Востока в период христологических споров стала богословская система Феодора ( Brock. 1992; Он же (Брок). 1995). Анализ этой проблемы принципиально важен как для реконструкции собственно доктринальной позиции Церкви Востока, так и для решения вопроса о соотношении ее богословия с правосл. вероучением. Последний вопрос приобретает особую актуальность при исследовании христологической позиции прп. Исаака Сирина , принадлежавшего к этой Церкви (см.: Иларион (Алфеев), митр. Духовный мир прп. Исаака Сирина. М., 20084. С. 20-31, 70-78). Сир. первоисточники дают основание разделить процесс рецепции Церковью Востока христологии «греческих учителей», во многом обусловленный сходством экзегетических методов, к-рые были характерны для Антиохийской и Месопотамских школ (несмотря на расхождения в ряде вопросов все эти школы развивали букв. толкование Свящ. Писания и основанную на нем типологию), на 2 основных этапа (подробнее см.: Заболотный. 2016). Первый из них включал богословский синтез ранней сир. традиции и христологии Феодора Мопсуестийского, осуществленный Нарсаем. Завершился этот этап офиц. принятием Церковью Востока на Соборе 485/6 г. вероучительного определения, составленного в духе «феодорианства» ( Chabot. Synod. orient. P. 54-55). Проводя четкое различие между человеком Иисусом, рожденным от Пресв. Девы Марии, и воспринявшим его Сыном Божиим, Нарсай не являлся сторонником Н.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

Когда Урмийская миссия приехала туда, то ассирийцы находились под гнетом мусульман, они были очень унижены и обижены той жизнью, которую они вели, их менталитет менялся. Как подчеркивает Ольга Ходоковская в книге о Пимене, который позже стал начальником Урмийской миссии, ассирийцы очень были рады, что русские пришли к ним на землю. Потому что благодаря именно Русской Церкви, мы можем обрести Спасение, мы можем найти помощь. Какую же помощь ассирийцы нашли? Обрели они Истину. Так же, как Истину обрел я и многие другие ассирийцы, мы не стесняемся об этом говорить. Нашли мы разными путями, благодаря, естественно, Господу. Я ходил в Ассирийскую Церковь Востока, но до этого моя жизнь складывалась по-разному. – Не могли бы вы немножко рассказать, что из себя представляет Ассирийская Церковь Востока? – Ассирийская Церковь Востока – это очень интересная Церковь. В нее входили все жители Востока: в ней были арабы, ассирийцы, евреи и православные. – Те, которые на территории Персии проживали. – Те, которые на территории Персии, в Ктесифоне и других разных городах. – То есть, это очень древняя Церковь. – Это очень древняя Церковь, да. Она входила в часть Антиохийской Церкви. То есть там был католикос, который подчинялся Антиохийскому Патриарху. Отношения были прекрасные. Несмотря на то, что географически местоположение было не столь удобное, были войны, но Церковь жила. И как она являлась Телом Христа, так она была жива. И как Христос говорит: «Создам Церковь Свою, и не одолеют её врата ада», – так и Церковь Христова, Церковь Востока, эта часть Антиохийской Церкви не была отделена, она жила и существовала, и никто не смог победить её. Но важно подчеркнуть, что в 431 году произошел собор, осудили Нестория, на ассирийском языке говорят «Nestorius». Это человек, который почитается святым в этой Церкви. В Церкви Востока есть и литургия этого человека. Несторий осужден Церковью, и каждый почитающий этого человека также осужден Церковью – нашей святой Православной Церковью. И так как я нашел Истину в этой Церкви, я свидетельствую, что это та Истина, благодаря которой мы спасаемся, благодаря которой мы можем понимать, что вообще происходит рядом с нами.

http://pravmir.ru/put-k-bogu-istoriya-pr...

После пения Трисвятого митрополит Антоний возложил на Преосвященного Серафима крест и две панагии – дары Святейшего Патриарха Кирилла. По окончании Литургии на амвоне председатель Отдела внешних церковных связей вручил новоизбранному Предстоятелю Японской Церкви митрополичью мантию голубого цвета, белый клобук и жезл. Затем он огласил   поздравительный адрес  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и передал в дар Преосвященному Серафиму архиерейское облачение. Синод одобрил отчет о деятельности в 2023 году Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, который представил на заседании митрополит Волоколамский Антоний, являющийся председателем Комиссии. Заслушав доклад председателя ОВЦС о  визите  в Россию Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока Мар Авы III, Священный Синод выразил удовлетворение в связи с состоявшимся визитом. Была констатирована важность дальнейшего развития дружественных отношений между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока, в том числе реализации совместных проектов в рамках Двусторонней комиссии по диалогу. Католикос-Патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Ава III по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла посетил Россию 24 октября – 1 ноября. 31 октября в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  состоялась встреча  высокого гостя с Предстоятелем Русской Православной Церкви. Обсуждалось текущее взаимодействие между Московским Патриархатом и Ассирийской Церковью Востока, а также планы по его дальнейшему развитию. Во внимание к личному вкладу в укрепление двусторонних отношений между Ассирийской Церковью Востока и Московским Патриархатом Святейший Католикос Мар Ава III был удостоен награды Русской Православной Церкви – ордена Славы и Чести (I степени). В Москве Католикос Мар Ава III возглавил торжества в честь 25-летия открытия храма Пресвятой Девы Марии (Мар Марьям) – представительства Ассирийской Церкви Востока в России. Он также посетил пределы Владимирской митрополии. В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошла встреча Католикоса-Патриарха Мар Авы III с членами профессорско-преподавательской корпорации и студентами.

http://mospat.ru/ru/news/91190/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока 28 мая 2014 года в Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял Предстоятеля Ассирийской Церкви Востока Мар Дынху IV с сопровождающей его делегацией, которые совершают официальный визит в Россию по приглашению Предстоятеля Русской Православной Церкви. В состав делегации входят митрополит Багдадский Мар Георгий Слива, митрополит Индии Мар Ефрем Мукен, епископ Калифорнийский Мар Ава Ройел – секретарь Священного Синода Ассирийской Церкви Востока, епископ Северного Ирака и России Мар Исаак Иосиф. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС священник Александр Васютин, а также настоятель ассирийского храма Пресвятой Девы Марии в Москве священник Самано Одишо. Состоялась теплая беседа, открывая которую, Святейший Владыка сказал: «Я сердечно приветствую Вас, Ваше Святейшество, и досточтимую делегацию Ассирийской Церкви Востока, которая Вас сопровождает. Россия – это место, где многие представители ассирийского народа нашли спасение от геноцида и последующих тяжелых обстоятельств в эпоху заката Османской империи. Мы знаем, как страдает Ваш народ и вообще христиане на Ближнем Востоке в настоящее время. До интервенции против Ирака я посещал эту страну и имел возможность встретиться с государственными и церковными деятелями, познакомиться с церковной жизнью христиан в Ираке. Кроме Багдада, я побывал в Мосуле, где посетил храмы, принадлежащие Ассирийской Церкви Востока и другим христианским конфессиям. Видел, как спокойно и мирно протекала жизнь христиан. Поэтому я имею личный опыт соприкосновения с прежней, мирной жизнью в Ираке. Тем сильнее и с большей горечью воспринимаю я сегодня трагедию христиан в этой стране, откуда почти каждый день поступает информация о все новых жертвах. Мы знаем, какое большое количество христиан покинуло Ирак и в каких трудных условиях находятся те, кто там остался.

http://mospat.ru/ru/news/51435/

См. Тексты Кумрана, вып. 1, М.,1971. Комментарии на кн. Хаввакука (Аввакума) (10рНав), 81 Мир вокруг. 82 Ужас вокруг. 83 В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971. 84 Седекии. 85 См. В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический, М., 1971 86 Память пророка Иезекииля Церковь празднует 21 июля/3 августа. 87 Вихрь. 88 Слово «малое» содержит намек на то, что полное, великое Богоявление еще впереди. 89 Ели жир и одевались в шерсть 90 См. свт. Иоанн Златоуст. Обозрение книг Ветхого Завета, Творения, т. IV. 91 Нисан — месяц, падающий на наши март и апрель. 92 Блж. Иероним. Послание к Павлину об изучении Писания. 93 См. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 94 Мидраш — назидательное сказание, основанное на рассказе о действительных событиях. 95 Геродот. История, 1, 191. 96 О периоде возвращения из Плена см. Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 97 Память пророка Аггея Церковь отмечает 16/29 декабря. 98 Память пророка Захарии Церковь отмечает 8/21 февраля. 99 Ефа — мера веса. 100 См. схему на с. 407, ч. 3. 101 Память пророка Малахии Церковь отмечает 3/16 января. 102 В персидской религии была тенденция к монотеизму, хотя враг Агурамазды считался также извечным. Уже после Р. X. последователи этой религии пришли к единобожию. 103 Память пророка Ионы Церковь отмечает 22 сентября/5 октября. 104 Возможно, однако, что рассказ о покаянии ниневитян содержит отголосок настроений в Ассирии накануне ее гибели в 612 г. 105 Этот псалом положен в основу 6–го ирмоса канона утрени. 106 Новый перевод Книги Ионы см. в книге «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973. 107 См. об этом Б. А. Тураев. История Древнего Востока, т. II. 108 См. «Поэзия и проза Древнего Востока», М., 1973. 109 Созвездия Медведицы, Ориона и Плеяд. 110 Новый русский перевод Екклесиаста И. Дьяконова см. в книге «Поэзия и проза Древнего Востока»., М., 1973. 111 См. Псалмы 43 (с. 263), 67 (ч. 1, с. 378), 106 (ч. 2, с. 322), 135 (ч. 2, с. 150) 112 См. Псалмы 43 (с. 263), 67 (ч. 1, с. 378), 106 (ч. 2, с. 322), 135 (ч. 2, с. 150) 113

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью , основанной Несторием, – пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока Мар Апрем. – Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием 20 . Инкриминированное Несторию учение о «двух сынах» никогда не было официальной доктриной этой Церкви. Последнее подтверждается исповеданием веры Церкви Востока, сформулированным Католикосом Акакием в 486 году: Что касается воплощения Христова, наша вера должна состоять в исповедании двух естеств: Божества и человечества. Но Божество, пребывающее с его свойствами, и человечество – с его, мы объединяем в одном прославлении. И единое поклонение подобает различию естеств, по причине совершенной их связи и нераздельности Божества и человечества. А кто думает или учит других, что страдание или изменение приражается Божеству нашего Господа, или не соблюдает относительно единства лица нашего Спасителя исповедания Бога совершенного и человека совершенного, да будет анафема 21 . Настаивая на «единстве лица» в Иисусе Христе, богословы Церкви Востока в своей полемике с «монофизитами» (к которым они причисляли Кирилла Александрийского ) подчеркивали важность четкого различения между двумя естествами во Христе – божественным и человеческим. Делая акцент на двух естествах, восточно-сирийские богословы говорили и о двух qnome-unocmacяx в Иисусе Христе. Термин qnoma означал индивидуальное проявление общего естества (kyana) и в этом смысле использовался для перевода греческого слова «ипостась». Хотя сам термин «ипостась» употреблялся в разных значениях грекоязычными авторами, тем не менее после III Вселенского Собора о двух «ипостасях» во Христе никто из греческих богословов не говорил. IV Вселенский Собор (Халкидонский) принял формулу «одна ипостась в двух естествах», после чего восточно-сирийское выражение «две qnome» стало восприниматься как прямой вызов Халкидону. Необходимо отметить, что Халкидонский Собор был отвергнут не только Церковью Востока, но и сирийскими «монофизитами», последователями Севира Антиохийского. Это было не в последнюю очередь связано с трудностью перевода халкидонской «одной ипостаси в двух естествах» на сирийский язык. Сирийские богословы говорили о естествах и их qnomë поэтому Севир считал, что одна qnoma-unocmacь предполагает одно куапа-естество, тогда как диофизитские авторы говорили о двух куапе-естествах и их двух qnome-unocmacяx 22 . В соответствии с этим словоупотреблением восточно-сирийский Католикос Ишояб II (628–646) объяснял, почему его Церковь отвергла халкидонское вероопределение:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010