Не вполне ясен перечень принятых Церковью Востока таинств. К XIV столетию перечислялось семь таинств. Причем первоначально Церковь Востока не признавала непосредственное превращение в евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Но к XIII веку понимание такого превращения не подлежало сомнению. И в этом отношении наблюдалось сближение с остальными православными Церквями. Анализ учения Церкви Востока позволяет утверждать, что диалог с ней православных Церквей был потенциально возможен 11 . Соответственно, и Александр Невский мог гипотетически выстраивать политическую линию взаимодействия с ее адептами, которых было предостаточно в Монгольской империи и в имперской элите в частности. О корректности несторианской идентификации христиан Церкви Востока? Церковь Востока принято идентифицировать с несторианским учением, что не вполне очевидно. Несторий не был в действительности ни создателем богословия Церкви Востока, ни ее основателем. Обычно традиция Церкви апеллирует к авторитету трех учителей – Диодора Тарсийского (ок. 310–394), Феодора Мопсуестийского (350–428) и Нестория (381–451). Причем, влияние Феодора на формирование Церкви Востока было, по-видимому, наиболее значимым. Георгий Флоровский даже заявлял, что Церковь Востока была в действительности Церковью Феодора Мопсуестийского, а не Нестория 12 . Феодор развивал концепцию двух сынов – Сына Божьего и сына человеческого. Объединять как одно лицо Божественный Логос и человека – Иисуса – он считал недопустимым. Иисус есть, по Феодору, подобие Храма, в который вошел и пребывает Бог . Сам же Иисус, как человек, мог сталкиваться со страстями, что не могло иметь место в отношении Божьего Логоса. И только вознесшись, он достиг природной неизменности. По другой трактовке, соединение Божественного и человеческого произошло во время Иисусова крещения. Всё это не имело фундаментальной радикальности, которая бы выводила Церковь Востока за рамки общего христианского пространства. Феодор Мопсуестийский, правда, не избежал анафемствования в Византии. Осуждение состоялось в 523 году, при Юстиниане I, на V Вселенском соборе в Константинополе – уже через 125 лет после смерти богослова. Император желал принятия решения с осуждением радикального диофизитства, распространенного в поместных Церквях. Политическим подтекстом решения являлось усиливающееся противоборство между Византией и Сасанидской империей, с которой и была аффилирована Церковь Востока (несторианская) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока Служба коммуникации ОВЦС, 31.10.2023. 31 октября 2023 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Католикосом-Патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Авой III. Во встрече приняли участие члены официальной делегации Ассирийской Церкви Востока: управляющий Сирийской епархией митрополит Мар Афрем Атнейл; управляющий епархией Ирана, Армении и Грузии епископ Мар Нарсай Беньямин; представитель Ассирийской Церкви Востока в России, член Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока хорепископ Самано Одишо; настоятель храма Ассирийской Церкви Востока в Краснодаре священник Петр Павлов; настоятель общины Ассирийской Церкви Востока в Ростове-на-Дону, член Комиссии по диалогу священник Эфраим Алхас; представитель московской общины Ассирийской Церкви Востока, член Комиссии по диалогу диакон Роланд Биджамов. Со стороны Русской Православной Церкви участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний; сопредседатель Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока епископ Краснослободский и Темниковский Климент; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник ОВЦС, член Комиссии по диалогу С.Г. Алферов. Приветствуя Святейшего Католикоса-Патриарха Мар Аву III и членов сопровождающей его делегации, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил: «С теплым чувством вспоминаю нашу прошлую встречу, которая состоялась в этом же зале в 2022 году и оставила очень добрые впечатления. Посещение России было первым визитом после Вашего возведения на высокий Патриарший престол. И в нынешний визит мы сердечно приветствуем Вас и радуемся, что поводом для приезда является юбилей ассирийской общины в Москве».

http://mospat.ru/ru/news/90948/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл встретился с Предстоятелем Ассирийской Церкви Востока Служба коммуникации ОВЦС, 16.11.2022. 15 ноября 2022 года в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Католикосом-Патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Авой III. Во встрече приняли участие члены официальной делегации Ассирийской Церкви Востока: епископ Мар Афрем Атнейл, управляющий Сирийской епархией; епископ Мар Нарсай Беньямин, управляющий епархией Ирана, Армении и Грузии; епископ Мар Абрис Тьари, Патриарший викарий в Эрбиле; хорепископ Самано Одишо, представитель Ассирийской Церкви Востока в России; священник Эфраим Алхас, личный помощник Католикоса-Патриарха Мар Авы III; священник Никодим Юханаев, клирик епархии Ирана, Армении и Грузии; священник Петр Павлов, настоятель храма Ассирийской Церкви Востока в Краснодаре; священник Аддай Назлу, клирик епархии Ирана, Армении и Грузии, студент Московской духовной академии и представитель московской общины Ассирийской Церкви Востока; диакон Роланд Биджамов, член и эксперт-консультант Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока. Со стороны Русской Православной Церкви участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний; сопредседатель Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока епископ Краснослободский и Темниковский Климент; секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов). Приветствуя Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Вы впервые посещаете нашу Церковь в качестве Предстоятеля Ассирийской Церкви, но бывали в России раньше. В 2014 году, когда Ваш блаженнопочивший предшественник Католикос-Патриарх Мар Дынха IV был в Москве, Вы его сопровождали. Ваш нынешний визит, уже совсем в другом качестве, имеет важное значение для взаимоотношений наших Церквей».

http://mospat.ru/ru/news/89804/

Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar. The Church of the East: A Concise History. London, New York: Routledge Curson, 2003. Вильгельм Баум и Дитмар Винклер. Церковь Востока: краткая история. Несмотря на сравнительно небольшой объем (215 страниц), эта работа представляет собой очень качественное в научном плане изложение истории Церкви Востока, в котором учитываются все современные исследования по данной теме. Авторы делят историю Церкви Востока на пять основных периодов: сасанидский, арабский, монгольский, османский и современный. Анализируя историю христологического исповедания Церкви Востока, авторы отвергают его зависимость от несторианства. «Как бы мы не относились к учению Нестория, – пишет Винклер, – термин " несторианский " в значении " еретический " по отношению к Церкви Востока несправедлив. Христианство в Персии началось не с Нестория, и разделение с Церковью Римской империи, произошедшее в V веке и названное по имени Нестория, не было догматическим» (с. 30). В работе авторы избегают спорных тем и используют наиболее достоверные и принятые в исторической науке толкования событий. Приблизительно пятую часть книги занимает глава, посвященная языку и литературе Церкви Востока. Отдельные разделы этой главы (написанные профильными специалистами) посвящены арамейским, среднеперсидским, согдийским, тюркским, уйгурским и китайским письменным памятникам. В книге имеется большая структурированная библиография – отдельно представлены общие источники, обзорные работы и работы по темам каждой из глав. Все это делает данную книгу лучшим пособием для изучения истории Церкви Востока. Wilmshurst, David. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913. Luvanium [Leuven]: Peeters, 2000. Дэвид Уилмшерст. Церковные структуры Церкви Востока в 1318-1913 гг. Объемное (ок. 900 страниц) исследование уже упомянутого Д. Уилмшерста посвящено истории, историографии, исторической социологии и исторической георграфии Церкви Востока наиболее «темного» и малоизученного периода – от обращения ильхана Олджейту из христианства в ислам до начала Первой мировой войны.

http://bogoslov.ru/article/6168370

В XIV веке общее количество митрополий Церкви Востока достигло 25, а число епископий — 146. «В таких размерах Сиро–халдейская Церковь в то время не находила себе равной», — отмечает исследователь  . Тем не менее именно в XIV веке влияние Церкви Востока в Персии начало слабеть из–за все усиливающегося враждебного отношения к христианству со стороны монгольских ханов. Решительный удар по христианам Церкви Востока был нанесен Тамерланом, вторгнувшимся в Персию в 1380 году и к концу XIV века практически полностью взявшим под контроль ее территорию. Большинство из тех христиан, что остались в живых после его кровопролитного нашествия, было вынуждено бежать в Курдистан. Там Церковь Востока обосновалась на последующие пять столетий. Вряд ли можно считать оправданным мнение некоторых отечественных ученых о том, что «основной причиной упадка Сиро–халдейской Церкви следует признать отрыв ее от Вселенской Церкви, благодаря чему она утеряла тот животворящий источник, из которого могла бы черпать силы и энергию для своего возрождения»  . Во–первых, «отрыв от Вселенской Церкви» произошел в V веке, а «упадок» — только в XIV. Во–вторых, было немало Церквей, которые не утратили единства с Вселенской Церковью, но судьба их оказалась столь же печальной. Сиро–халдейская Церковь — лишь одна из Церквей Православного Востока, чья история была во многом обусловлена завоеваниями, сделанными после возникновения ислама в VII веке сначала арабами, затем монголами и наконец турками. Подобная же участь постигла древние великие Патриархаты (не отрывавшиеся от Вселенской Церкви), — Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Константинопольский, — от былого величия которых оставалась лишь слабая тень к середине второго тысячелетия. В то же время нельзя не признать, что изолированная позиция Церкви Востока, отсутствие у нее постоянных живых контактов с другими Церквами не могла пойти ей на пользу. В XV—XIX столетиях Церковь Востока страдала не только от внешних, но и от внутренних проблем. Предметом постоянных внутренних противоречий стала наследственная система передачи епископской власти, утвердившаяся в Средние века во многих епархиях Церкви Востока. Верховная власть Патриарха–Католикоса также передавалась по наследству — чаще всего от дяди к племяннику. Эта система, упраздненная не более четверти века назад, не устраивала многих в Церкви Востока, потому в XVI веке в ней появляется параллельная линия Католикосов: наряду с линией, ведущей свое начало от древних Католикосов Селевкие–Ктесифонских («линия А» по терминологии В. В. Болотова)  , возникает другая («линия Б»), сохранившаяся до наших дней  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

В XIV веке общее количество митрополий Церкви Востока достигло 25, а число епископий – 146. «В таких размерах Сиро-халдейская Церковь в то время не находила себе равной», – отмечает исследователь 60 . Тем не менее именно в XIV веке влияние Церкви Востока в Персии начало слабеть из-за все усиливающегося враждебного отношения к христианству со стороны монгольских ханов. Решительный удар по христианам Церкви Востока был нанесен Тамерланом, вторгнувшимся в Персию в 1380 году и к концу XIV века практически полностью взявшим под контроль ее территорию. Большинство из тех христиан, что остались в живых после его кровопролитного нашествия, было вынуждено бежать в Курдистан. Там Церковь Востока обосновалась на последующие пять столетий. Вряд ли можно считать оправданным мнение некоторых отечественных ученых о том, что «основной причиной упадка Сиро-халдейской Церкви следует признать отрыв ее от Вселенской Церкви, благодаря чему она утеряла тот животворящий источник, из которого могла бы черпать силы и энергию для своего возрождения» 61 . Во-первых, «отрыв от Вселенской Церкви» произошел в V веке, а «упадок» – только в XIV. Во-вторых, было немало Церквей, которые не утратили единства с Вселенской Церковью, но судьба их оказалась столь же печальной. Сиро-халдейская Церковь – лишь одна из Церквей Православного Востока, чья история была во многом обусловлена завоеваниями, сделанными после возникновения ислама в VII веке сначала арабами, затем монголами и наконец турками. Подобная же участь постигла древние великие Патриархаты (не отрывавшиеся от Вселенской Церкви), – Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и Константинопольский, – от былого величия которых оставалась лишь слабая тень к середине второго тысячелетия. В то же время нельзя не признать, что изолированная позиция Церкви Востока, отсутствие у нее постоянных живых контактов с другими Церквами не могла пойти ей на пользу. В XV-XIX столетиях Церковь Востока страдала не только от внешних, но и от внутренних проблем. Предметом постоянных внутренних противоречий стала наследственная система передачи епископской власти, утвердившаяся в Средние века во многих епархиях Церкви Востока. Верховная власть Патриарха-Католикоса также передавалась по наследству – чаще всего от дяди к племяннику. Эта система, упраздненная не более четверти века назад, не устраивала многих в Церкви Востока, потому в XVI веке в ней появляется параллельная линия Католикосов: наряду с линией, ведущей свое начало от древних Католикосов Селевкие-Ктесифонских («линия А» по терминологии В. В. Болотова ) 62 , возникает другая («линия Б»), сохранившаяся до наших дней 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Введение. Исаак Ниневийский как духовный писатель церкви Востока Мар Исаак говорит языком небесных существ… Юханна ибн-Барси, Католикос Востока Глубоко проник он в божественные тайныи и составил книги о жизни в Боге и об отшельничестве. Ишоденах, епископ Басры Преподобный Исаак Ниневийский , или Исаак Сирин , принадлежал к Церкви Востока, канонические границы которой в его время приблизительно совпадали с границами прежней Персидской империи Сасанидов (ныне Ирак и Иран). Эта Церковь признавала только первые два Вселенских Собора – Никейский 325 года и Константинопольский 381 года. Последующие Вселенские Соборы (в частности, Ефесский 431 года, Халкидонский 451 года и Константинопольский 553 года) Церковь Востока отвергала, считая, что их христологическая доктрина противоречит традиционной для нее христологии. В настоящей вводной главе мы скажем несколько слов об этой Церкви, об особенностях ее исторического развития, а также о ее христологии, которую впоследствии отождествили с несторианством. Затем мы рассмотрим сведения о жизни Исаака Сирина и о его писаниях, после чего укажем на сирийских и греческих авторов, оказавших на него прямое или косвенное влияние. Ранняя история Церкви Востока История Церкви Востока восходит к апостольским временам 11 . По преданию, апостолы Фома и Фаддей проповедовали в Персии, где христианство распространялось сначала среди иудеев, а затем и среди самих персов, последователей зороастрийской религии. В III-IV столетиях христиане Персии страдали от жестоких гонений: особенно тяжелыми были гонения Вахрама II (276–292) и Шапура II (310–379) 12 . В течение нескольких столетий Церковь Востока имела лишь спорадические контакты с христианами «страны ромеев» (Восточной Римской империи). На Поместном Соборе 410 года в Селевкии-Ктесифоне Церковь Востока, ранее входившая в состав Антиохийской Церкви, провозгласила самостоятельность, и епископ Селевкии-Ктесифона стал главой всех христиан Персии. Решение Собора утвердил шах Ездегерд I (399–420), лояльно относившийся к христианам. На Соборе в Маркабте в 424 году полномочия епископа Селевкие-Ктесифонского как главы Персидской Церкви были подтверждены и расширены. Впоследствии глава персидских христиан стал именоваться Католикосом-Патриархом Востока 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кивот (Ковчег) Божий — один из прообразов Пресвятой Богородицы. Слова о «руке скверных» приводят на память ветхозаветные эпизоды: страшные бедствия, постигшие филистимлян, осмелившихся похитить Ковчег Завета ( 1Цар.5-6 ), и гибель Озы, неосторожно коснувшегося Ковчега ( 2Цар.6:6-7 ). Благоговейный, исполненный любви страх должен пронизывать наше отношение к Божеству и к Вместилищу Бога — Пресвятой Богородице. Этот ирмос (задостойник) написан прп. Иоанном Дамаскиным. Рождество Христово (25 декабря/7 января) Тропарь, глас 4й Рождество Твое, Христе Боже наш,/возсия мирови свет разума:/в нем бо звездам служащии/звездою учахуся,/Тебе кланятися Солнцу правды,/и Тебе ведети с высоты Востока./Господи, слава Тебе! Звездам служащии — то есть звездопоклонники, звездочеты — восточные волхвы. Звездою учахуся — были научены звездой. Тебе ведети с высоты Востока — в Тебе познавать Восход с высоты — восходящее Солнце правды. Тебе ведети с высоты Востока… Востоком свыше называет Спасителя св. прав. Захария, отец Иоанна Предтечи: Посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк.1:78-79 ). Восток здесь — не название страны света, а солнечный восход — Восходящее Солнце, Господь Иисус Христос. Обратите внимание на сочетание противоположных смыслов в самом выражении с высоты Востока (Восток свыше): обычное, земное солнце восходит снизу вверх (восток, восход), а Солнце правды, Христос, сходит с высоты (свыше). Свет разума — свет истинного знания, мудрости, истины (греч. γνωσις — гнозис — познание, знание, узнавание). Тебе ведети с высоты Востока… Это выражение обычно воспринимается грамматически (а потому и по смыслу) неверно: Тебе ведети (откуда?) с высоты Востока: волхвы со своего далекого востока благодаря звезде научились познанию Христа. В действительности грамматика и смысл фразы другие: Тебе ведети (Тебя познать как кого?) с высоты Востока (как Восток с высоты). Кондак, глас 3й Дева днесь Пресущественнаго раждает,/и земля вертеп Неприступному приносит;/Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою путешествуют;/нас бо ради родйся/Отроча младо, Превечный Бог.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

На Ферраро-Флорентийском Соборе присутствовали представители несторианских общин о-ва Кипр во главе с Тимофеем, архиеп. Тарса. О воссоединении несториан с Римско-католической Церковью было объявлено в декрете «Benedictus sit Deus» (7 авг. 1445). В это время перспектива унии не вызывала интереса у несторианских иерархов, но их позиция изменилась к сер. XVI в., во многом из-за тяжелого положения Церкви Востока (изоляция, сокращение паствы, притеснения со стороны мусульман (курдов, турок и персов), внутренние конфликты). В 1553 г. Иоанн Сулака, настоятель мон-ря Раббан-Хормизд (близ Мосула; совр. Ирак), избранный на кафедру католикоса Церкви Востока, прибыл в Рим, подписал исповедание веры, принял епископское рукоположение и был назначен «патриархом халдеев». Однако избрание Иоанна Сулаки поддержали не все несторианские епископы, и в Церкви Востока возникли параллельные иерархии. Почти 300 лет продолжалось соперничество между сторонниками разных католикосов, многие из к-рых добивались признания от Папского престола (между 1681 и 1828 в Церкви Востока были 3 католикоса, пребывавшие в монастыре Раббан-Хормизд, в сел. Кочаныс (обл. Хаккяри; совр. Турция) и в г. Диярбакыр; все католикосы, жившие в Диярбакыре, находились в унии с Римом, как и нек-рые представители др. иерархий). В этот период уния поддерживалась гл. обр. усилиями католических миссионеров из ордена капуцинов. Положение Церкви Востока стабилизировалось лишь в XIX в., после слияния 2 иерархий и присвоения Иоанну VIII Хормизду (1830-1838) титула «Халдейский патриарх Вавилона». В связи с этим окончательно оформилось разделение между Халдейской католической Церковью , которая находится в унии с Римом, и Ассирийской Церковью Востока. В XVI в. христ. общины в Юго-Зап. Индии (совр. штат Керала), находившиеся в юрисдикции Церкви Востока, воссоединились с Римско-католической Церковью благодаря деятельности миссионеров, гл. обр. иезуитов. Переход инд. христиан в юрисдикцию католич. архиепископа Гоа был подтвержден решением Диамперского Собора (1599); участники Собора во главе с архиеп. Алейшу ди Менезишем также распространили на индийские христ. общины действие правил Тридентского Собора. Подчинение инд. христиан католич. иерархам, проводившим латинизацию богослужения и церковной дисциплины, вызвало сопротивление традиционных лидеров христ. общин. В 1653 г. часть инд. христиан во главе с архидиак. Фомой отказалась подчиняться католич. церковным властям и впосл. приняла епископа, принадлежавшего к Сирийской яковитской Церкви (эти общины стали основой монофизитской Маланкарской Церкви ). Из Рима в Индию были направлены миссионеры-кармелиты, к-рым удалось сгладить конфликт и вернуть в унию значительную часть отпавших. Униатские общины в Индии стали именоваться Сиро-Малабарской католической Церковью (самостоятельная церковная иерархия восстановлена в 1923; в 1930 некоторые общины Маланкарской Церкви, принявшие унию, образовали Сиро-Маланкарскую католическую Церковь ).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Миссия очень хорошо развивалась. На 1905 год она имела двух епископов (этнических ассирийцев) и более 60 священников и диаконов, располагала около 40 храмами и 60 школами с 2000 учащихся. Но, к сожалению, после начала Первой мировой войны, а затем и революции в России она начала сталкиваться с большими проблемами. Последовали мусульманские гонения, и многие ассирийцы бежали в Россию, другие в Ирак, но многие погибли. Тем не менее, до 1962 года был ассирийский православный епископ как преемник Урмийской миссии, который окормлял православных ассирийцев в диаспоре, – сам он жил уже в США. Лично я не являюсь потомком тех православных ассирийцев, которые обратились благодаря Урмийской миссии, до обретения Православия я ходил в Ассирийскую церковь Востока. Отец Георгий: Не могли бы вы немножко рассказать, что она собой представляет? Авдий: Ассирийская церковь Востока – это очень интересная церковь. В нее входили все жители Востока: арабы, ассирийцы, православные евреи и представители некоторых других народов, которые проживали на территории Персии, в Ктесифоне и других городах. Это очень древняя церковь. Она входила в Антиохийскую Церковь. Ее католикос подчинялся Антиохийскому патриарху. Отношения были прекрасные. Несмотря на то, что географически ее местоположение было не очень удобное, были войны, гонения, церковь жила. И эта церковь Востока была частью древней единой Церкви, она не была отделена от христиан в других странах, и никто не смог победить ее. В Ассирийской церкви Востока Несторий до сих пор почитается святым Но в 431 году произошел III Вселенский Собор, осудивший Нестория, – на ассирийском языке его имя произносят как Nestorius. К сожалению, впоследствии, хотя и не сразу, значительная часть церкви Востока последовала за учением Нестория, что стало причиной ее отделения от единства со всей остальной Церковью, признавшей III Вселенский Собор. В Ассирийской церкви Востока Несторий до сих пор почитается святым, также почитаются учителя Нестория – Феодор Мопсуестийский и Диодор Тарсийский, осужденные V Вселенским Собором. Они внесли свой вклад в богословие Нестория. Это богословие включает несколько положений.

http://pravoslavie.ru/90327.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010