Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла У. Девер. Фотография. 90-е гг. XX в. Девер [англ. Dever] Уильям Джордж (род. 27.11.1933, Луисвилл, шт. Кентукки, США), один из ведущих амер. специалистов в области археологии библейской , сиро-палестинской археологии, истории Др. Израиля. Бакалавр теологии (1955, Миллиган-колледж), магистр семитологии (1959, Ун-т Батлера (Индианаполис)), евр. и греч. языков (1959, Христ. богословская семинария (там же)); д-р философии Гарвардского ун-та (1966, дис. «Керамика конца раннего - начала среднего бронзового века в Сиро-Палестинском регионе (ок. 2150-1850 гг. до Р. Х.)»). Д-р honoris causa Евр. ин-та религии (1997). В 1975-2002 гг. профессор археологии и антропологии Ближ. Востока в Аризонском ун-те (Тусон). Преподавал в Еврейском ун-те (Иерусалим), Христ. богословской семинарии (Индианаполис), Мичиганском ун-те и Ун-те св. Андрея, Негевском ун-те Бен-Гуриона (Беэр-Шева). Д. прошел путь от сотрудника Школы библейской археологии им. Н. Глюка в Иерусалиме (1964-1968) до ее директора (1968-1971). В 1971-1975 гг. руководитель и профессор Института археологических исследований им. У. Ф. Олбрайта в Иерусалиме (ранее Американские школы исследований Востока ). Главный редактор «Ежегодника Американских школ исследования Востока» (1989-1997), член редколлегий мн. археологических журналов и библейских энциклопедий. Один из последних представителей школы У. Ф. Олбрайта , Д. отказался от чрезмерного буквализма в оценке историчности ВЗ; от идеи прямого подтверждения этого текста с помощью археологических открытий. В то же время главная идея школы Олбрайта, рассматривающей текст Библии (по крайней мере с эпохи сложения Единого царства и позднее) в основных чертах как исторический, в работах Д. остается незыблемой. Д.- последовательный критик минимализма в библеистике , убежденный противник «датской школы», трактующей весь ВЗ как литературно-мифологическое и политическое сочинение. В его понимании совр. археология должна быть в состоянии корректировать исторические повествования Библии. Рассказы об Аврааме, Моисее, Иисусе Навине и Соломоне могут отражать исторические воспоминания о людях и местностях.

http://pravenc.ru/text/171535.html

Россияне воссоздают христианские святыни в Египте Москва, 11 февраля 2004 г. Христос и аббат Минас Бавит VI-VII века Впервые после более чем 80-летнего перерыва россияне вновь участвуют в открытии, изучении и воссоздании памятников христианского Востока на территории Египта, сообщает РИА " Новости " . Об этом шла речь на " круглом столе " , который организовали Всероссийский художественный научный реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Центр восточнохристианской культуры. Встреча ученых, реставраторов и студентов МГУ состоялась накануне вечером в музее " Дом Бурганова " . Рассказ специалистов, которые по просьбе Института коптских исследований Египта возрождают древние памятники на Ниле, иллюстрировался снимками еще не опубликованных находок восточнохристианской культуры, сделанных в 1997-2001 годах. Российские реставраторы приглашены раскрыть и воссоздать вновь найденные и уже известные памятники раннехристианской (коптской) живописи  благодаря  своему мастерству и опыту в работе с иконописью византийской школы. В международный опыт реставрации они привносят уникальные отечественные методики и новации. С 1999 года специалисты отдела темперной живописи Центра им. Грабаря Александр Громатюк, Елена Толмачева и Виктор Занозин работают с коптскими иконами V-XVII веков. По словам Александра Громатюка, опыт российских специалистов мог бы пригодиться и в возрождении монументальной живописи. Наблюдая процесс и результаты работы представителей других стран, россияне с болью замечают, как " неделикатное " и " безграмотное " обновление фресок, выдаваемое за научную реставрацию, фактически губит открытые недавно шедевры, уничтожая бесценные (как для исследований, так и с точки зрения эстетики) фрагменты и детали. Центр Грабаря сотрудничает с Институтом египтологии РАН, ведущим археологические раскопки на территории Египта, и Американским исследовательским центром. Проект подразумевает реставрацию храмового комплекса VII-XIII веков (икон, стенописи, резьбы по дереву, флорентийской мозаики) в Каире, где в старом городе возрождают храм аль-Маалака, и в монастырях, расположенных в городах Ахмим, Муаррак, Наклун, Хусейя.

http://pravoslavie.ru/8911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛЮК [англ. Glueck] Нельсон (1901, Цинциннати, шт. Огайо, США - 1971, там же), один из израильских основоположников археологии библейской , ученик У. Ф. Олбрайта, внесший вклад в полевые исследования Сиро-Палестинского региона (особенно Иордании) и в создание методики территориального обследования (см. ст. География библейская ). Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Н. Глюк. Фотография. 60-е гг. ХХ в. Окончил ун-т в Цинциннати (1920), затем Еврейский объединенный колледж (Hebrew Union College; 1923); получил диплом раввина. В ранний период находился под влиянием директора колледжа Моргенштерна (один из последователей Ю. Велльгаузена , сторонник изучения ВЗ на широком фоне древневост. культуры). Из этой школы Г. вынес представление о сложности и неоднозначности исторической информации, содержащейся в библейских текстах. Отправившись в том же году в Германию, он продолжил образование в Берлине и Йене, где защитил диссертацию на тему о понятии «хесед» (правда) в ВЗ (Йена, 1926). Во время учебы Г. понял большую роль археологического исследования в библеистике. Вскоре Олбрайт предложил Г. возможность реализовать свои интересы при раскопках на Бейт-Мирсиме в качестве работника Американских школ исследования Востока . Г. выработал собственный метод, основанный на тщательном изучении древней палестинской керамики, составлении ее типологии и прослеживании развития одного типа от зарождения до исчезновения, иногда в течение неск. стадий культуры. В 1932-1947 гг. Г. совершил исследовательское путешествие по пустынным районам Трансиордании и пустыни Негев (территория ветхозаветных гос-в Аммона, Эдома и Моава ). Он составил точные планы, описал и сфотографировал ок. 1500 дотоле неизвестных памятников. Его умение датировать объекты по керамическому материалу обеспечило прорыв в исследованиях. Г. удалось заполнить лакуны на археологической карте Сиро-Палестинского региона, отразив на ней результаты сплошного обследования территории, а не только наиболее заметных памятников, т. о., он ввел в археологию библейских территорий абсолютно новую тогда технику сплошного картографирования поселений, к-рые существовали на определенный период.

http://pravenc.ru/text/165177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБ-ЭД-ДРА Археологический памятник раннего бронзового века на юж. оконечности п-ова Эль-Лисан. Важность Б.-эд-Д. для археологии библейской показали исследования 1924 г., проведенные У. Олбрайтом и М. Кайлом. В 1964 г. в Б.-эд-Д. были открыты кладбища бронзового века с богатым инвентарем. В 1965 и 1967 гг. П. Лапп провел раскопки памятника и доказал, что Б.-эд-Д. в эпоху ранней бронзы имел крепостные стены и являлся городом, а не святилищем, как предполагал Олбрайт. Работы продолжили сотрудники Лаппа (У. Раст, Р. Т. Шауб) в составе экспедиции, открывшей ряд соседних с Б.-эд-Д. поселений эпохи бронзы (с 1973 г. 4 сезона раскопок, к-рые вели Американские школы исследований Востока , Смитсоновский ин-т, Вашингтон). Соляные столпы на Мёртвом м. Соляные столпы на Мёртвом м. Б.-эд-Д. обсуждали в связи с проблемой городов «окрестности Иорданской», к-рую избрал себе Лот после отделения от Авраама (Быт 13. 10-13; 19. 28-29) и локализации Содома и Гоморры . Традиция помещала эти города у юж. края Мёртвого м. (Быт 13. 10-13; 14; 19; Philo. De Somniis. 2. 192; De Abrahamo. 140-141), и Олбрайт характеризовал Б.-эд-Д. как их общий центр, считая, что сами библейские города давно скрыты водами моря. Однако открытие в 70-х гг. ХХ в. на юге еще 4 городов с материалами ранней бронзы (Нумейра, Эс-Сафи, Фейфех и Ханазир) дало возможность отнести их к городам «окрестности Иорданской». Позже Раст и др. исследователи отказались от этой идеи, но не отрицали влияние предания о Б.-эд-Д. и Нумейре на процесс складывания библейского повествования о Содоме и Гоморре. Обширные кладбища Б.-эд-Д. стали эталоном для выделения отдельных фаз периода ранней бронзы (ок. 3300-2100 гг. до Р. Х.). Древнейшая фаза (РБ IA) представлена погребениями в шахтных гробницах, где находят сосуды из керамики и базальта, корзины, браслеты из раковин и жен. фигурки из глины, набалдашники булав, деревянные посохи пастухов. Предполагают, что первое кладбище Б.-эд-Д. принадлежало кочевым племенам, к-рые сходились в Б.-эд-Д. специально для похорон и жили там временно. Обилие погребений объясняется тем, что кладбище использовали ок. 100 лет.

http://pravenc.ru/text/77304.html

Школьные учебники в Пакистане содержат призывы к убийствам христиан, утверждают эксперты Пешевар, 10 октября 2013 г. Теракт 22 сентября 2013 унес жизни 80 людей. Этот день назван черным днем в истории Пакистана Развитие событий в Пакистане вскрывает рост антихристианских настроений в стране: так, радикальная идеология, открыто пропагандируемая в самых широких кругах общества этой страны, проникла и в учебники начальной школы, где «джихад» описывается как «убийство врагов ислама», а «мученичество» достигается путем уничтожения христиан, пишет Linga. Согласно отчету Института медийных исследований Ближнего Востока, пособия, используемые в учебно-воспитательном процессе начальной школы Пакистана, содержат в себе призывы к убийству христиан, что описывается как «высшая цель», к которой ученикам «предписано» стремиться. Д-р Туфейль Ахмад, директор отдела южноазиатских исследований Института, подготовивший резонансный отчет, подчеркивает тот факт, что внедрение террористической составляющей курса в школьную программу происходит на фоне непрекращающейся череды актов насилия, направленных против религиозных меньшинств. Напомним, что пакистанская группировка Jundul Hafsa взяла на себя ответственность за подрыв католического храма Всех Святых 22 сентября этого года. В своем обращении к СМИ представитель Jundul Hafsa Ахмад Маруват заявил: «Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех не-мусульман, проживающих на пакистанских землях». Анализируя сложившуюся в стране социально-политическую ситуацию, д-р Ахмад замечает: «В Пакистане, где радикальные исламистские группировки ведут целенаправленную борьбу против христиан, индусов и других исламских течений (таких как шиизм и ахмадизм), официальные и неофициальные СМИ, политические деятели и религиозные авторитеты пытаются " легализовать " в рамках религиозной доктрины притеснение религиозных меньшинств – даже через государственную политику и школьную программу… это, естественным образом, приводит к новым всплескам межрелигиозной розни». В связи со сложившейся обстановкой, американское агентство WorldNetDaily приводит следующие слова одного из предводителей региональных политических группировок Шах Фарамана: «Джихад – часть нашей доктрины. И мы не отступим».            скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/64795.html

Статистика Пушкарев Сергей Германович родился в Старооскольском уезде Курской губернии 8 августа 1888 года. Его родители - Герман Иосифович (нотариус в Курске и землевладелец) и Александра Ивановна, урожденная Шатилова. Сергей Пушкарев окончил Курскую гимназию с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где учился с 1907 по 1910 год. В 1911-1914 годах был студентом Гейдельбергского и Лейпцигского университетов. Вернулся в Харьков в 1915 году и в 1917-м был оставлен при кафедре русской истории - по предложению профессора М. В. Клочкова - для подготовки к профессуре. С 1917 по 1919 год готовился к магистерским экзаменам. В июне 1919 года С. Г. Пушкарев поступил в Добровольческую армию, в пехоту. Был тяжело ранен, потом служил на бронепоезде и в ноябре 1920 года был эвакуирован с армией генерала Врангеля в Турцию. Оттуда он в конце 1921 года переехал в Прагу, где получил от Русской учебной коллегии стипендию для научной работы. Готовился к магистерским экзаменам под руководством профессора И. И. Лаппо. Выдержал их в 1924 году и получил звание приват-доцента. Был избран членом Русской учебной коллегии. Преподавал в Русском свободном университете в качестве доцента. Кроме того, был приглашен в члены Чешского славянского института (основанного при Чешской Академии наук). Был членом ученого совета Русского заграничного исторического архива в Праге, находившегося в ведении Чешского министерства иностранных дел. Пушкарев входил также в состав Научно-исследовательского объединения, издававшего свои " Записки " . Принимал участие и в Русском историческом обществе в Праге. На заседаниях этого общества он прочел два доклада: " Принципы торговой и промышленной политики Петра Великого " и " Посошков и его значение в истории русской культуры " . За эти и последующие годы Пушкарев напечатал целый ряд научных работ. 2 сентября 1927 года Пушкарев женился на Юлии Тихоновне Поповой (скончалась в Америке 19 августа 1961 года). В 1929 году у них родился сын Борис. Весной 1939 года Прага была оккупирована немецкой армией. Чешский университет был закрыт. Русский свободный университет попал под немецкий контроль. Весной 1945 года Советская армия подошла к Праге с востока, а американская приближалась с запада. Пушкареву с семьей удалось уйти в американскую зону. Во время пребывания в лагерях перемещенных лиц Пушкарев был директором и преподавателем средней школы для русских детей. В 1949 году УНРРА начала перевозку беженцев из немецких лагерей в Америку. Пушкаревы приехали в Нью-Хэвен 21 июля 1949 года. В 1950 году Сергей Германович был назначен преподавателем русского языка в Йельском университете (Yale University). Выйдя на пенсию в 1953 году, он продолжал при университете заниматься историческими исследованиями до 1976 года. Пушкарев скончался 22 января 1984 года на 96-м году жизни. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/650

1960-1980-е годы стали временем оживления интереса к вопросам библейской археологии и в остальных европейских странах, однако здесь уже четко прошло размежевание между светскими исследователями древнего Востока и теологами. Среди них следует особо отметить итальянцев, прославившихся в послевоенное время раскопками не только знаменитой Эблы, но и других памятников библейского ареала - например, Иерихона. Чрезвычайно разносторонним ученым, принадлежавшим к европейской школе библейской археологии, был Ролан де Во, французский монах, проживший большую часть своей жизни во Святой Земле и посвятивший эту жизнь археологическому подтверждению Священного Писания. Как исследователь он был чрезвычайно многогранен: раскапывал Иерусалим и многие другие поселения в Святой Земле, был в числе первых ученых - кумрановедов, как администратор занимался организацией систематических археологических исследований Палестины, кроме множества публикаций в периодических изданиях, в 1971-73 годах выпустил двухтомник Histoire ancienne d " Israel, где подвел итог многолетним археологическим трудам, принимал деятельное участие в развернувшихся в 1970-80-х годах бурных дебатах о будущем библейской археологии, как самостоятельной науки. К американской школе принадлежат библейские археологи всей Северной Америки, не только США, но и Канады. Сформировалась эта школа в начале XX века под сильным влиянием американского протестантизма, и в начале своей деятельности главной целью полагала собирание археологических сведений, подтверждающих Библию. Несмотря на существование в США светских археологии и востоковедения, созданные в 1900 году американские школы Восточных исследований (ASOR) деятельность свою начинали в русле библеистики. После Второй Мировой войны одним из главных направлений в американской библейской археологии стало исследование рукописей Мертвого моря. Из наиболее известных американских кумрановедов следует назвать М. Берроуза и Ф.М. Кросса-старшего. Особое внимание библейские археологи из США уделяли теме, столь долго разрабатывавшейся В.Ф.

http://bogoslov.ru/article/293744

В XIX веке богословы не использовали естественные науки в апологетических целях, а в недавнем прошлом они при защите религиозного мировоззрения опирались на самые последние научные данные. Это стало возможным потому, что новейшие открытия опровергли многие тезисы антирелигиозной пропаганды и наука подошла к решению и подтверждению многих вопросов, поставленных и решенных христианством на религиозном уровне. Такое изменение в отношении науки и богословия объясняется следующим. В XIX в. наука была арелигиозной, что давало возможность использовать ее результаты в антирелигиозных целях. А в XX веке, особенно в его второй половине, человечество на основе научных изысканий было вынуждено признать, что «Библия все–таки права» хотя бы как исторический документ. Еще в 50–х годах марксистский журнал «Вопросы философии» вынужден был признать, что новые условия благоприятствуют примирению веры и знания  . Наука XX в. признает начало Вселенной (философы иногда уточняют: начало известной нам части Вселенной). Геология с палеонтологией подтвердили библейскую последовательность творения  . Признана историческая обоснованность Библии, и поэтому Келлер назвал книгу, посвященную археологии Ближнего Востока, «А Библия все–таки права»; воззрения мифологической школы, отрицавшей историчность Иисуса Христа, отвергнуты наукой. Исследования Туринской плащаницы, проведенные современными методами, подтвердили Евангельское повествование о крестных страданиях и воскресении Христа; ничего не опровергая, они дополнили его некоторыми деталями  . Английские и американские ученые в результате очень тонких химико–генетических исследований пришли к выводу о существовании единой для всего человечества Праматери — Евы  . В новом свете предстали проблемы детерминизма, причинности, пространства, времени и многие другие. Сейчас никто не говорит всерьез, как в начале шестидесятых годов, о необходимости разрабатывать научные основы морали; всем ясно, что это блеф, — мораль нельзя измерить числом. Наука движется противоречиво, зигзагообразно, постоянно опровергая и уточняя себя, и чем более она углубляется в познание Природы, тем более превращает человека в царя этой Природы. Царь–то он царь, но царь, впавший во грехи, эгоистический, стремящийся к плотским наслаждениям и комфорту, к господству над себе подобными. Он губит природу и, как указывал еще в двадцатых годах прошлого века Ж. Б. Ламарк, готовит погибель себе и своему потомству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В XIX веке богословы не использовали естественные науки в апологетических целях, а в недавнем прошлом они при защите религиозного мировоззрения опирались на самые последние научные данные. Это стало возможным потому, что новейшие открытия опровергли многие тезисы антирелигиозной пропаганды и наука подошла к решению и подтверждению многих вопросов, поставленных и решенных христианством на религиозном уровне. Такое изменение в отношении науки и богословия объясняется следующим. В XIX в. наука была арелигиозной, что давало возможность использовать ее результаты в антирелигиозных целях. А в XX веке, особенно в его второй половине, человечество на основе научных изысканий было вынуждено признать, что «Библия все-таки права», хотя бы как исторический документ. Еще в 50-х годах марксистский журнал «Вопросы философии» вынужден был признать, что новые условия благоприятствуют примирению веры и знания 69 . Наука XX в. признает начало Вселенной (философы иногда уточняют: начало известной нам части Вселенной). Геология с палеонтологией подтвердили библейскую последовательность творения 70 . Признана историческая обоснованность Библии, и поэтому Келлер назвал книгу, посвященную археологии Ближнего Востока, «А Библия все-таки права»; воззрения мифологической школы, отрицавшей историчность Иисуса Христа, отвергнуты наукой. Исследования Туринской плащаницы, проведенные современными методами, подтвердили Евангельское повествование о крестных страданиях и воскресении Христа; ничего не опровергая, они дополнили его некоторыми деталями 71 . Английские и американские ученые в результате очень тонких химико-генетических исследований пришли к выводу о существовании единой для всего человечества Праматери – Евы 72 . В новом свете предстали проблемы детерминизма, причинности, пространства, времени и многие другие. Сейчас никто не говорит всерьез, как в начале шестидесятых годов, о необходимости разрабатывать научные основы морали; всем ясно, что это блеф, – мораль нельзя измерить числом. Наука движется противоречиво, зигзагообразно, постоянно опровергая и уточняя себя, и чем более она углубляется в познание Природы, тем более превращает человека в царя этой Природы. Царь-то он царь, но царь, впавший во грехи, эгоистический, стремящийся к плотским наслаждениям и комфорту, к господству над себе подобными. Он губит природу и, как указывал еще в двадцатых годах прошлого века Ж. Б. Ламарк, готовит погибель себе и своему потомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Третий пересмотр древней хронологии Передней Азии//ВДИ. 1946, 4. С. 26–32; Олбрайт В. Косвенный синхронизм между Египтом и Месопотамией ок. 1730 г. до н. э.//ВДИ. 1947, 1. С. 36–45). Известным учеником Олбрайта был уже упоминавшийся Н. Глюк, директор Американской школы исследования Востока в Иерусалиме, профессор Union Hebrew College в Цинциннати (США). Еще в 30-е гг. XX в. Глюк совершил обзорную археологическую разведку всего Заиорданья, т. е. нынешней Иордании (см.: Glueck N. Explorations in Eastern Palestine III//BASOR. 1936, 64. P. 9–10; 1937. 65. P. 8–29; Glueck N. An Aerial Reconnaissance in Southern Transjordan//BASOR. 1937, 66. P. 27–28; 67. P. 19–26), однако больше всего он известен многолетними раскопками в Эцион-Гевере (см.: Glueck N. The Other Side of the Jordan. New Haven, 1945). Современником Глюка был Дж. Райт, разрабатывавший не только обычные для библейской археологии темы соотношения текстов Священного Писания с археологическими данными (см.: Wright G. The Literary and Historical Problem of Joshua 10 and Judges 1//JNES. 1946. V. 5, 2. P. 105–114; Wright G. Archaeology and Old Testament Studies//JBL. 1958. V. 77, p.l. P. 39–51) и реконструкции Соломонова Храма (см.: Wright G. Solomon’s Temple Resurrected//BA. 1941, V. 4, 2. P. 17–31; Wright G. The Significance of the Temple in the Ancient Near East. Part 3: The Temple in Palestine-Syria//BA. 1944. V. 7, 4. P. 65–77; Wright G. Dr. Waterman’s View Concerning the Solomonic Temple//JNES. 1948. V. 7, 1. P. 53), но и исследовавший памятники более древних эпох (см.: Wright G. Palestine in the Chalcolithic Age//BASOR. 1937, 66. P. 21–25; Wright G. Iron: The Date of Its Introduction into Common Use in Palestine//AJA. 1939. V. 43, 3. P. 458–463). Принимал участие Райт и в дискуссиях о будущем библейской археологии (см.: Wright G. Biblical Archaeology Today//New Directions in Biblical Archaeology/Eds.: D. Freedman, J. Greenfield. Garden City, 1971. P. 167–186; Wright G. What Archaeology Can and Cannot Do//BA. 1971. V. 34, 3. P. 70–76; Wright G. The «New» Archaeology//BA. 1974. V. 37, 3–4. P. 104–115). Из довоенных американских археологов-библеистов необходимо также упомянуть К. Гордона, подвизавшегося на ниве древневосточной палеографии (см.: Gordon С . The Story of Jacob and Laban in the Light of the Nuzi Tablets//BASOR. 1937, 66. P. 25–27; Gordon C. Lachish Letter IV//BASOR. 1937, 67. P. 30–32) и проложившего, по сути дела, путь для издания древневосточных текстов в их связи с текстами Ветхого Завета (см.: Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament/Ed.: J. Pritchard. 3rd ed. Princeton, 1969). Это издание и по сей день является настольной книгой всякого библеиста, так как в нем собраны тексты, современные Ветхому Завету и раскрывающие перед читателем мир, в котором происходили события священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010