Дальнейшая история оставшихся рукописей оказалась еще более запутанной. Еще в февр. 1948 г. митр. Афанасий показал купленные свитки амер. исследователю Дж. Треверу из Американской школы исследования Востока , располагавшейся в Вост. Иерусалиме. Тот при содействии У. Браунли сфотографировал 3 из 4 свитков (из-за хрупкости ркп. «Апокрифа на Книгу Бытия» отснять ее было невозможно). Тревер убедил митрополита переправить свитки из соображений безопасности за границу. В кон. марта 1948 г. митр. Афанасий вывез в США копию «Большого свитка Книги прор. Исаии» (1QIsa), «Комментарий на Книгу прор. Аввакума», «Устав общины» и «Апокриф на Книгу Бытия». Здесь он в течение неск. лет пытался продать свитки (процесс затянулся из-за неясности юридического статуса рукописей, а также из-за нежелания владельца продавать их евреям, т. к. как минимум один член ассир. общины погиб при бомбежке Старого города во время Войны за независимость). 1 июня 1954 г. митр. Афанасий опубликовал объявление о продаже свитков в «Уолл-стрит джорнел», и сын Сукеника И. Ядин анонимно через амер. посредника выкупил оставшиеся 4 свитка за 250 тыс. долл. Все рукописи, обнаруженные бедуинами в 1947 г. в пещере 1Q, оказались, т. о., собственностью государства Израиль (где вскоре был построен «Храм Книги» в Музее Израиля для хранения и демонстрации этих 7 свитков). Археологическое исследование района Хирбет-Кумран началось лишь после окончания войны, в ходе которой западный берег р. Иордан, где расположены развалины Кумрана и близлежащие пещеры, перешел под контроль Иордании. В 1949 г. солдат иорданской армии (по др. версии, бельгийский солдат из контингента войск ООН) сумел идентифицировать пещеру 1Q, после чего Иорданское управление древностями и иерусалимская Французская школа библеистики и археологии организовали раскопки (при содействии Американской школы исследований Востока). В ходе работ помимо дополнительных фрагментов 7 рукописей, найденных еще бедуинами, в пещере 1Q были обнаружены фрагменты 70 документов. После открытия в Хирбет-Кумране керамики, идентичной той, к-рая была обнаружена в пещере 1Q, археологи во главе с директором Французской школы библеистики и археологии доминиканцем Р. де Во начали раскопки (см. в ст. Кумран ). Работы (так же как и исследование купленных позже у бедуинов рукописей) производились под эгидой Иорданского управления древностями, возглавляемого в то время британцем Дж. Л. Хардингом.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Стенли Л. Яки - заслуженный профессор университета Ситон-холл, Нью-Джерси. Дэвид М. Найт - профессор истории и философии науки Даремского университета. Джеймс Латтис - преподаватель университета Висконсин-Мэдисон Томас М. Леннон - профессор философии университета Западного Онтарио, Канада. Дэвид Н. Ливингстон - профессор географии и интеллектуальной истории Королевского университета в Белфасте, Северная Ирландия. Крейг Шон Макконнел - департамент истории науки университета Висконсин-Мэдисон. Эмерсон Томас Макмаллин - профессор истории Южного университета Джорджии. Стивен С. Мейер - профессор философии Уитворт-колледжа, Вашингтон Сара Майлз - декан постдипломной программы и профессор истории и биологии Восточного колледжа, Пенсильвания. Джеймс Р. Мур - лектор по истории науки и технологии Открытого университета Милтон Кейнса, Англия. Марк А. Нолл - профессор христианской мысли Уитон-колледжа, Иллинойс. Дэвид Р. Олдройд - профессор школы науки и исследований технологии университета Нового Южного Уэльса, Сидней. Ричард Ольсон - профессор истории колледжа Харви Мадда, Клермонт, Калифорния. Маргарет Дж. Ослер - профессор истории университета Калгари, Канада. Уэйд Е. Пикрен - директор архива и библиотеки Американской психологической ассоциации. Джон Полкинхорн - президент и член Королевского колледжа Кембриджского университета. Лоренс М. Принцип - лектор по химии университета Джона Хопкинса, Мэриленд. Джон Х. Робертс - профессор истории университета Висконсин-Стивенс Пойнт. Ира Робинсон - профессор исследований иудаизма университета Конкордии, Канада. Дэвид Б. Рудерман - профессор современной еврейской истории университета Пенсильвании. Николас А. Рапке - профессор института истории науки университета Георга-Августа в Геттингене, Германия. Колин А. Рассел - заслуженный профессор истории науки и технологии Открытого университета, Бедфорд, Англия. Лайза Сарасон - профессор истории государственного университета Орегона. Роберт Дж. Шадевальд - писатель, Бернсвилль, Миннесота. Сара Шедулер Генат - ученый центра истории физики Американского института физики, Мэриленд.

http://bogoslov.ru/article/324381

Митрополит Иларион: Я уверен в том, что не следует разрешать усыновлять детей трансгендерам или однополым парам, или лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, потому что, как известно, дурной пример заразителен. Думаю, что будет большой ошибкой, если Россия пойдет по пути, по которому пошли некоторые западные страны, приравняв однополое сожительство к браку, позволив однополым парам усыновлять детей. Я знаю людей, которые имеют гомосексуальные наклонности, но при этом состоят в браке, у них есть дети и вполне благополучные семьи. Сейчас на Западе фактически восторжествовала точка зрения, согласно которой сексуальная ориентация — это то, что является для человека врожденным, и то, что нужно всячески стимулировать именно в том виде, в каком человек это осознает. Но многие исследования показывают, что это не так. И есть альтернативные точки зрения ученых, которые говорят, что сексуальная ориентация — это то, что складывается в раннем детстве, может быть, в юности под воздействием самого разного рода факторов. В этом отношении позиция Церкви не только не является антинаучной, но, наоборот, она подкрепляется очень многими научными данными исследований, а наш пастырский опыт работы с людьми, имеющими гомосексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином. Е. Грачева: Психологами тоже давно установлено, что мужчина, живущий в семье с одной женщиной, психически более здоров. Последний соцопрос в США показал, что так называемое поколение Z — это подростки, которые родились в период 1999-2015 годы, это группа наименее религиозна. Они считают себя либо атеистами, либо агностикам, либо неверующими. И параллельно с этим приходят новости о том, что все больше штатов в США вводят религиозное образование в школах. Вы видите связь между этими двумя новостями? Митрополит Иларион: Какую-то связь, я думаю, можно в этом усмотреть, потому что та либеральная идеология, которая привела к фактическому изгнанию Бога из школ, по мнению многих аналитиков, является виновницей тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются американские школы. Я думаю, что руководство одного за другим американских штатов задумывается о необходимости введения религии в школьную программу, свидетельствует о серьезном отношении к религиозному фактору в сфере образования. И то, о чем мы часто говорим в наших передачах, в том числе применительно к России, что безграмотность в религиозных вопросах является питательной средой для терроризма, экстремизма, это сейчас понимает все больше людей и на Западе.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5151224...

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г. В Палестине велись раскопки святых мест на принадлежавших разным конфессиям участках земли, особенно активны были ин-ты, созданные монашескими орденами. Библейская школа доминиканцев (Ф. М. Абель , Л. Венсан , А. Лагранж) с 10-х гг. XX в. вела в Иерусалиме раскопки базилик эпохи имп. Константина, в 20-30-х гг. изучала «вымостку» Антониевой башни и карту-мозаику из Мааина. Итал. ученые-францисканцы (Библейская францисканская школа) начали в 90-х гг. XIX - 10-х гг. XX в. работы в Назарете, Капернауме, Айн-Кареме и древнейших мон-рях, а позже внесли вклад в изучение пустынь Иордании. С ними соперничали основанный в 1865 г. англикан. Палестинский исследовательский фонд, особенно активный в 1934-1948 гг., Американские школы исследования Востока и экспедиции главных ун-тов США (Йельского, Принстонского). В числе их достижений - работы Дж. У. Кроуфута в Герасе (1928-1930, Британская археологическая школа в Иерусалиме); открытия в Дура-Европос и Антиохии на Оронте. К изучению А. х. Палестины и Сирии стремились и российские ученые, до Октябрьской революции 1917 г. опиравшиеся на Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1847) и Палестинское православное об-во . Становление метода Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Дно стекляной чаши с золотой росписью, украшающей локулу в катакомбах Памфилия в Риме. IV в. Развитие метода А. х. в 1-й пол. XX в. отставало от полевых работ. Стратиграфический и типологический подходы осваивали медленно, раскопки ограничивали «очисткой» древней архитектуры, ее обмерами, копированием мозаик и надписей; часто уничтожались средневек. слои (визант., копт. и др.). А. х. оставалась «ведомственной» наукой католич. Церкви, профессионально занимались ею в основном священнослужители, ее изучали в церковных учебных заведениях, большинство светских ученых ею пренебрегали. Рим. школа опиралась на архаичную и противоречивую методику, католич. традиция требовала следовать при анализе определенной иерархии источников: предпочтение отдавалось письменной традиции (библейской, патрологической и др.), А. х. лишь дополняла ее. Это вело зачастую к ошибочным выводам и датировкам. Считалось, что возникновение христианства должно было отчетливо отразиться в древностях I в., в действительности христ. элементы оставались неразличимы в среде античности. А. х. подтверждает их несомненное выделение начиная с 80-х гг. II в.

http://pravenc.ru/text/археологии ...

Библейская археология как аналитическая дисциплина С середины XIX века, когда начались систематические археологические исследования в Палестине и библейских странах Ближнего Востока, перед библейской археологией стояли две задачи: во-первых, полевые экспедиции и раскопки для открытия новых артефактов ; во-вторых, осмысление найденных артефактов в связи с повествованием Священного Писания . Русские исследователи имели возможность вести полевые исследования только до революции 1917г., причем раскопки проводились в основном на «русском участке» в Иерусалиме – архимандритом Антонином (Капустиным) и сотрудниками Русского археологического института в Константинополе. Нередко русские ученые ограничивались археологическими разведками: места раскопок, проводимых западными экспедициями в Палестине, Заиорданье и Сирии, посещали профессора А.А.Олесницкий 1 , М.Д.Муретов 2 , сотрудники Императорского православного палестинского общества 3 и Русского археологического института в Константинополе. 4 Основная заслуга русской дореволюционной школы библейской археологии заключалась не в раскопках, а в решении второй научной задачи – в аналитическом осмыслении открытых западными исследователями артефактов в свете библейского текста и древних письменных источников. Именно такой методологии придерживались в своих работах профессора духовных академий А.А.Олесницкий 5 , В.П.Рыбинский 6 , И.Г.Троицкий 7 , А.П.Лопухин 8 . После 1917 года в России исследования, связанные с библейской археологией, прекратились. Светская археология в СССР вплоть до окончания Второй мировой войны уделяла мало внимания археологии стран библейского ареала. В западной науке, напротив, первая половина XX века характерна блестящей деятельностью отдельных исследователей, финансировавшихся религиозными организациями и при этом всегда стремившиеся проанализировать свои находки в соотнесении с библейским повествованием. Большое количество раскопок в Палестине и других библейских странах на счету американского ученого Уильяма Фоксвелла Олбрайта (William Foxwell Albright, 1891–1971) и его последователей – Эрнеста Райта (Ernest Wright), Нельсона Глюка (Nelson Glueck) и др. Руководствуясь текстом Священного Писания , как компасом, Н. Глюк открыл более 1000 объектов в Прииорданье и еще 500 – в пустыне Негев, 9 подтвердив тем самым точность библейского описания множества событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мёртвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исаии Только в последнее время большинство учёных пришли к согласию, что найденная в районе развалин Кумрана библиотека представляет собой набор разнообразных текстов, возникших в различных религиозных кругах палестинских иудеев. Поскольку данный тезис крайне важен для привлечения свитков Мёртвого моря к анализу мессианской концепции книги Исаии в межзаветный период 3 , необходимо подробнее остановиться на истории исследований кумранских манускриптов и развернувшейся вокруг них в XX веке жаркой научной полемике. 1.1. История открытия В феврале или марте 1947 года (по иным источникам – ещё в 1946 году) два юноши-бедуина из племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие стадо коз и овец в Иудейской пустыне в районе Вади Кумран (в двух километрах западнее Мёртвого моря и в 13 километрах южнее Иерихона), обнаружили в одной из пещер свитки из старой кожи, завёрнутые в льняную ткань 4 . По версии подростков, они наткнулись на эту пещеру случайно, проходя мимо в поисках убежавшей козы. Желая узнать, не упала ли коза в пещеру, они бросили туда камень и услышали звук разбивающейся посуды. В надежде, что это клад, они забрались внутрь, но ничего там не нашли, кроме кожаных свитков. Впрочем, такова версия событий в изложении самих бедуинов. Большинство учёных сейчас считает её неточной – предполагается, что бедуины целенаправленно осматривали пещеры в поисках предметов старины 5 . Вначале юноши пытались нарезать из кожи ремни для сандалий, но материал оказался слишком ветхим. Рассмотрев на свитках непонятные письмена, они через своих родственников предложили странные рукописи антиквару и вскоре первые семь свитков попали к учёным. Четыре манускрипта купил у антиквара иерусалимский митрополит Сирийской (несторианской) церкви Афанасий, другие три – профессор Еврейского университета Э. Л. Сукеник (Е. L. Sukenik). Митрополит Афанасий, желая понять, что за рукописи попали к нему, показал их специалистам из Американской школы восточных исследований, которые установили их двухтысячелетний возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

1. История кумранских открытий и исследований В феврале или марте 1947 года два юноши-бедуина из племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие стадо коз и овец в Иудейской пустыне в районе Вади Кумран (в двух километрах западнее Мертвого моря и в 13 километрах южнее Иерихона), обнаружили в одной из пещер свитки из старой кожи, завернутые в льняную ткань. По версии подростков, они наткнулись на эту пещеру случайно, проходя мимо в поисках убежавшей козы. Желая узнать, не упала ли коза в пещеру, они бросили туда камень и услышали звук разбивающейся посуды. В надежде, что это клад, они забрались внутрь, но ничего там не нашли, кроме кожаных свитков. (Сейчас большинство ученых сейчас считает эту версию событий неточной – предполагается, что бедуины целенаправленно осматривали пещеры в поисках предметов старины). Вначале юноши пытались нарезать из кожи ремни для сандалий, но материал оказался слишком ветхим. Рассмотрев на свитках непонятные письмена, они через своих родственников предложили странные рукописи антиквару и вскоре первые семь свитков попали к ученым. Четыре манускрипта купил у антиквара иерусалимский митрополит Сирийской (несторианской) церкви Афанасий, другие три – профессор Еврейского университета Э. Л. Сукеник (Е. L. Sukenik). Митрополит Афанасий, желая понять, что за рукописи попали к нему, показал их специалистам из Американской школы восточных исследований, которые установили их двухтысячелетний возраст и 11 апреля 1948 года объявили в прессе о находке. Вскоре о том же заявил и Э. Сукеник. Митрополит Афанасий вывез рукописи в США, где в 1955 году продал их представителю государства Израиль за 250 тысяч долларов, и рукописи вернулись на родину. Первые семь найденных рукописей были: Великий свиток книги Исаии (1QIs a ), Малый свиток книги Исаии (1QIs b ), Устав общины (1QS), Комментарий на книгу Аввакума (1QpHab), Благодарственные гимны (1QH), Свиток войны (1QM) и Апокриф книги Бытия (1QapGen). Сейчас они представлены в иерусалимском «Музее книги», построенном специально для хранения и исследования рукописей Мертвого моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Уильям Г. Девер, Аарон Берк Скачать epub pdf Узнать больше об Израиле? Или Израиль? Обзор Уильяма Г. Девера Уильям Девер – почетный профессор ближневосточной археологии и антропологии Аризонского университета. До этого он четыре года занимал пост директора Американской школы восточных исследований в Иерусалиме (ныне Институт археологических исследований Олбрайта). Профессор Девер, всемирно известный археолог, проводил раскопки многочисленных объектов в Иордании и Израиле. Руководил крупными раскопками в Гезере с 1966 по 1971 год. Его самая последняя книга «Жизни простых людей в Древнем Израиле» вышла в 2012 году («Eerdmans»). Невозможно подытожить последнюю книгу Израиля Финкельштейна «Забытое царство» в кратком обзоре, потому что ее многочисленные ошибки, искажения, чрезмерные упрощения и противоречия делают ее слишком громоздкой. Специалисты знают об этих недостатках, поскольку все основные взгляды Финкельштейна были опубликованы в других источниках. Здесь я могу только предупредить неопытных читателей журнала BAR (Biblical Archeology Review, „Дайджест библейской археологии “), что эта книга на самом деле не про здравое историческое исследование: всё-фикция. Финкельштейн – волшебник,создающий «потерянное королевство» с помощью ловкости рук, намеревающийся убедить читателей в том, что иллюзия- реальна, и ожидающий от них восхищения умом мага. Финкельштейн когда-то был учёным-новатором, автором новых методов; теперь он стал шоуменом. Трагическая трата таланта, энергии и обаяния – и ущерб нашей научной дисциплине. Эта книга-такое хорошее чтиво, настолько драматичное и хитросплетённое, что мне – специалисту – понадобилось некоторое время, чтобы понять его до конца. Например, Финкельштейн реконструирует раннее израильское «святилище» в Шило (где он проводил раскопки), чтобы придать ему необходимое значение в период становления Израиля (стр. 23–27; 49:50). Он приводит три аргумента: (1) Хотя теперь он признает, что не нашел археологических доказательств (как он утверждал в своем первоначальном отчете о раскопках на Шило), библейская «культурная память», тем не менее, требует, чтобы там было такое культовое место. (2) В раннем железном веке (1200 – 1000 годы до н. э. – период становления Израиля) не было «ни одного жилого помещения» в Шило, только – общественные здания. (3) Позднее Шило был уничтожен, как и упоминается в еврейской Библии .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/o-knige...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛБРАЙТ [англ. Albright] Уильям Фоксуэлл (24.05.1891, Кокимбо, Чили - 19.09.1971, Балтимор, Мэриленд), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской . Основной его труд - «От каменного века к христианству: монотеизм и исторический процесс» (1940; From the Stone Age to Christianity: Monotheism and the Historical Process). О. род. в семье амер. христ. миссионеров, вернувшихся в США в 1903 г.; старший из 6 детей. Окончил ун-т В. Айовы. В 1916 г. получил стипендию в ун-те Джонса Хопкинса (Балтимор, Мэрилэнд), где изучал историю Древнего мира, древние и современные языки (греческий, латынь, древнееврейский, аккадский, немецкий и французский). В этот период большое влияние на О. оказал проф. семитской филологии П. Хаупт. В 1916 г. О. сдал экзамен и получил степень доктора за дис. «Ассирийский эпос о потопе» (The Assyrian Deluge Epic). В 1918 г. О., инвалид с детства, призван в армию США. Вскоре, по возвращении из армии, он впервые посетил Палестину. В 1927 г. получил звание профессора в ун-те Джонса Хопкинса, оставался именным профессором с 1929 по 1958 г., вплоть до ухода на пенсию. Занимал должность директора Американской школы исследований Востока в Иерусалиме (1920-1929, 1933-1936). Перу О. принадлежат неск. монографий и более тысячи научных статей. Основные монографии: «Яхве и боги Ханаана», «Археология Палестины: от Каменного века до христианства», «Библейский период от Авраама до Ездры». О. был редактором серии «Anchor Bible Series» книг, посвященных прор. Иеремии, Евангелию от Матфея и Откровению Иоанна Богослова. Важнейшим вкладом О. в науку считается формирование нового подхода в изучении библейской археологии, объектом к-рой он рассматривал все библейские страны, от Индии до Испании и от юга России до юга Аравии, их историю начиная с 10-го тыс. до Р. Х. (или ранее) и до наст. времени. Опираясь на новейшую методологию анализа текста, О. настаивал на привлечении археологического, в частности палестинского, материала для исследования истории Др. Израиля в широком контексте истории древнего Ближ. Востока.

http://pravenc.ru/text/Олбрайтом.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010