Новой игуменьей КБМ стала Назарета (в миру - Надежда Дмитриевна Шванвичева) (1762 - 1840), которая в скором времени - 10 ноября 1809 г., подобно своей предшественнице, удостоилась награждения орденом Святой Великомученицы Екатерины 2-й степени(114). «2 октября 1807 года, - сообщал А.Ф. Зеленецкий, - указом Св[ятейшего] Синода на имя Казанского архиепископа Павла велено: на открывшейся во второклассном Казанском женском монастыре игуменской вакансии быть настоятельницей Тверской епархии третьеклассного Рождественского монастыря игумении Назарете».(115) Как отмечалось в составленном протоиереем Г.И. Драницыным (1764 - 1831) «Кратком описании Рождественского девичьего Тверского монастыря и его достопамятностей», изданном в 1852 г. в г. Москве, «в непродолжительное управление Назареты благосостояние Рождественского девичьего монастыря видимо возвысилось». При этом далее указывалось, что: «Начавши так успешно устроение Тверского Рождественского Монастыря, Игуменья Назарета должна была оставить его, будучи переведена также Игуменьею в Казанский женский Богородицкий Монастырь».(116) Вместе с ней в КБМ прибыла бывшая фрейлина Императрицы Екатерины II - монахиня Тверского Рождественского девичьего монастыря Павлия (Павла) (в миру - Мария Васильевна Шкурина) (1755 - 1824), которая, по свидетельству А.Ф. Зеленецкого, «состояла здесь при покупке воска на свечи и при промене свеч»(117). При игуменье Назарете (Н.Д. Шванвичевой), в архиерейство архиепископа Казанского и Свияжского Павла (П.С. Зернова) (1742 - 1815), и состоялось долгожданное освящение второго Казанского собора КБМ. Совершено оно было, как уже сообщалось выше, «1808 года, Маия 30, в день Исаакия Далматскаго».(118) «Храм во имя Казанской Божией Матери в монастыре девичьем, - отмечал Е.А. Малов, - по своей архитектуре есть одно из лучших зданий во всей Казанской епархии».(119) «Длина церкви с олтарём, - сообщалось в " Истории Российской иерархии " архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), - 23 сажени; ширина с колонадою, над коею находятся фронтоны, до 20 сажен; вышина от земли по крест средней большой главы 23 сажени; с трёх сторон порталы с колонадами, каждой длиною до 10 сажен и с шестью колоннами Ионическаго ордена, поддерживающими огромные каменные фронтоны; большой лантерн, украшенной снаружи колонадою Коринфскаго ордена, изнутри пилястрами того же ордена, возвышается на четырёх столбах, внутри церкви находящихся. В ней два олтаря: один средний большой церкви и придельной во имя Александра Невскаго [...]».(120)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1016 В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2–е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018 Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. 1019 Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. 1020 Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след. 1021

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О Виссарионе Нечаеве: ПБЭ. 3. Стб. 514–516; Корсунский И. Преосв. Виссарион, еп. Костромской. М., 1886; об Анастасии Добрадине: Церк. вед. 1913. 18/19. Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). В течение синодального периода к лику святых были причислены следующие епископы XVIII в.: Ростовский — Димитрий Туптало, Иркутский — Иннокентий Кульчицкий, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский (см. § 25 в т. 2). О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Mönchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском: Жмакин В., в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 455 и след. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 (Иннокентию Борисову); БВ. 1913. 1 (Игнатию Брянчанинову). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер—Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 458 и след.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Об Алексии см.: РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. 1011 Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. 1012 Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский-Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский , митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский , митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 466. Anm. 1015 Никанор. 1. С. 110; Сборник. 113. 1. С. 66–70; Евлогий. С. 108; Савва. 9. С. 200 (о Леонтии Лебединском). Бывали и епископы, не слишком охотно участвовавшие в архиерейских богослужениях, например, Казанский архиепископ Иона Павлинский (Сборник. 113. 1. С. 52 и след.) или Астраханский епископ Афанасий Дроздов (Савва. 8. С. 83). 1017 О Феофане имеется довольно обширная литература, наиболее подробна работа: Корсунский И. Преосв. Феофан, еп. Владимирский и Суздальский. М., 1895; см. также: Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 178–193 (2-е изд. 1952. S. 160–173); idem. Russisches Monchtum (1953). S. 441 и след. Об Амвросии Орнатском : Жмакин В. , в: Русс. ст. 1883. 7. С. 129–178; РБС (лит.); Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 454 и след. Ср. ниже § 23. 1018

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Об Орнатском: Ист. в. 1910. 122. С. 1210 и след. Орнатский был убит весной 1918 г. в Петербурге агентами большевистских властей. Он являлся председателем «Общества религиозно–нравственного просвещения» (Польский М. Новые мученики российские. Первое собрание материалов. Джорданвиль (США), 1949. С. 184–186). Надо упомянуть еще следующих представителей петербургского приходского духовенства, занимавшихся социальной и благотворительной деятельностью: талантливого проповедника протоиерея М. Я. Предтеченского (1833–1883) (Родосский. С. 380 и след.); протоиерея Д. А. Тихомирова († 1887), известного своими публичными лекциями апологетического характера в Соляном городке (Петербург) (Родосский. С. 490); протоиерея В. М. Гиляровского († 1902), замечательного петербургского проповедника в течение почти 50 лет (Родосский. С. 105; Венгеров. 1); протоиерея Д. Я. Никитина († 1900), получившего известность благодаря своей борьбе с сектой «пашковцев» в 70–х гг. (Родосский. С. 299 и след.). 1297 О В. П. Нечаеве, впоследствии епископе Костромском (1891–1898), см.: ПБЭ. 3. Стб. 514–516. Об Амвросии Ключареве: Венгеров. 1. С. 481–485; его некролог в: Ист. в. 1901. 86. С. 379; Виноградов В. Страж мира христианского во второй половине XIX в. Сергиев Посад, 1912. Его проповеди выходили многочисленными изданиями; см. 2 том, раздел о проповеди. 1298 Отчет… за 1908–1909 г. С. 25–29. Его главные произведения: Полное собрание сочинений (до 1890 г.). Кронштадт; СПб., 1890–1892. 3 т.; 2–е изд. 1893–1895 и последующие издания; Моя жизнь во Христе: Дневник. СПб., б. г. (несколько изданий); Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта. СПб., 1900. Весьма обширная литература об Иоанне Кронштадтском приведена у Семенова–Тян–Шанского. Отец Иоанн Кронштадтский. Нью–Йорк, 1955 (здесь также список сочинений самого отца Иоанна); Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1936–1941. 2 т.; A Treasury of Russian Spirituality. P. 346–416. Ср.: Никанор. Записки, в: Русс. арх. 1906. 3. С. 37 и интересные заметки американского посла в Петербурге Э. Вайта: White A. D. Aus meinem Diplomatenleben. Leipzig, 1906. S. 199; Савва. Хроника. 6. С. 114 (запись от 17 декабря 1883 г. об исцелении больных Иоанном Кронштадтским); Родосский. С. 432 и след.; Hauptmann P. Johann von Kronstadt — der große Hirte der russischen Kirche, в: Kirche im Osten. 3 (1960). 1299

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Обильные плоды эта школа принесла и на поприще публикации документов по русской церковной и светской истории в деятельности Археографической комиссии, Отделения русского языка и словесности Академии наук, обществ истории и древностей российских, любителей древней письменности, любителей русской словесности, любителей духовного просвещения, в археографической деятельности духовных академий. Большинством их изданий и по сей день пользуются как церковные, так и светские историки, филологи и специалисты по другим гуманитарным наукам, ибо исторический документ имеет свою непреходящую ценность в любую эпоху. Савваитов П.И. Преосвященный Амвросий (Орнатский), епископ Пензенский и Саратовский. Биографический и библиографический очерк. СПб., 1869. Срезневский И.И. Воспоминания о научной деятельности Евгения, митрополита Киевского//Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. т. 5. Вып. 1. СПб., 1868. с. 22–23. Цит. По: Полетаев Н.И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб. 1892. Переписка митрополита Киевского Евгения с государственным канцлером графом Николаем Петровичем Румянцевым и с некоторыми другими современниками (с 1813 по 1825 год включительно). Воронеж, 1868. Письмо от 20 февраля 1820 г. С. 29. Кирилло-Белозерский монастырь состоит собственно из двух монастырей: так называемого Большого и Ивановского; они обнесены каменною оградою, которая составляет в окружности 324 сажени – это внутренний монастырь. За ним помещаются монастырские служебные дворы, кладовые, амбары, сады и огороды. Все это, вместе с внутренним монастырем, обнесено другою высокою каменною же оградою, которая составляет в окружности 716 сажен. – Прим. П.И. Савваитова. См.: Последние обстоятельства жизни преосвященного Амвросия (Орнатского), епископа Пензенского и Саратовского, во время его пребывания на покое в Кирилло-Белозерском монастыре. М., 1847. См.: Русский биографический словарь: В 25-и т./Под ред. А.А. Половцова, Н.П. Чулкова и др. СПб, 1896–1913.

http://pravoslavie.ru/30883.html

От него остался полный устав общежития и несколько аскетических сочинений: Взаимные должности общего монашеского жития (1816 г.), Душевное врачество (1817), Напоминание иноку в начале его подвигов (1822). Рассуждение о видениях (1823) и службы Арсению коневскому, Сергию и Герману валаамским и коневской Б. Матери. Его коневский общежительный устав игуменом Даниилом введен был в 1824 г. в Оптину пустынь калужской епархии, недавно устроенную после долгого запустения трудами строителя Аврамия, старца весьма уважаемого в калужской епархии. Из местных калужских архиереев особенно деятельное участие в устроении монастырской жизни принимал епископ Филарет Амфитеатров , покровительствовавший Оптиной пустыни более других монастырей; как любитель безмолвной пустынной жизни, в 1821 г. в восполнение к ее общежитию, он устроил при ней еще пустынный скит для желающих скитского жительства на месте уединенных подвигов схимника Иоанникия, умершего в 1815 г., и вызвал в этот скит дружину отшельников из рославльских лесов смоленской епархии. – В Глинской пустыни курской епархии был введен строгий общежительный устав игуменом Филаретом, старцем духовной жизни; устав этот был применен к правилам Афонской горы и был утвержден св. Синодом. После того Филарет составил еще три устава для женских обителей. – В орловской епархии строгостью жизни и монастырских порядков была известна Площанская пустынь при строителе Серафиме; здесь между прочим подвизался тогда в схимничестве старец Афанасий, один из учеников Паисия величковского . Между иноками разных монастырей было много истинных подвижников, жизнь которых напоминает древние времена подвижничества св. мужей, прославляемых церковью. Так, в Задонском монастыре таким же почти благоговением в народе, как старец Серафим Саровский , пользовался Георгий Машурин (из военных), проведший 16 лет в суровом затворе, в посте и молитвах († 1836 г.). В Кирилловом монастыре сохраняется благоговейная память о подвижнической жизни уволенного сюда на покой (в 1825 г.) пензенского епископа Амвросия Орнатского , знаменитого автора Истории Российской иерархии: два года он жил здесь в тесной келлии в совершенном уединении, питаясь одной только просфорою, невидимый никем, – только по ночам некоторые видали его издали стоящим на церковной паперти с воздетыми к небу руками († 1827 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Отчасти биографические сведения о Русских святых, отчасти же очень важные для нас в нашем исследовании сведения о церквах и о приделах в церквах, посвященных Русским святым, находятся в Истории Российской иерархии, принадлежащей префекту и ректору Новгородской Семинарии, бывшему потом председательствующим Московской духовной цензуры и епископом Старорусским и Пензенским,  Амвросию Орнатскому (и на более или менее значительную часть негласному его сотруднику митрополиту Киевскому  Евгению Болховитинову . История иерархии состоит из шести частей. В 1-й части, напечатанной в первый раз в Московской Синодальной типографии в 1807-м году и буквально перепечатанной там же в 1822-м году, содержатся: общее обозрение начала, продолжения и настоящего (для автора) состояния иерархии Российской и частные сведения обо всех епархиях, наличных и прежде бывших, с каталогами архиереев; о соборах, относящихся к иерархии Российской церкви; о святых мужах, прославившихся в Российской церкви; о преимуществах в облачениях, священнодействии и других случаях духовных особ; о духовных Российских училищах. В частях 2-й-6-й, напечатанных в той же Московской Синодальной типографии, в продолжение 1810–1815 годов, содержится описание Русских монастырей, именно – во 2-й части: лавр и ставропигиальных монастырей; в остальных частях: всех прочих монастырей в алфавитном порядке). Для второй из сейчас указанных целей служит до некоторой степени книга Александра Ратшина: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва, 1852. Для общих справок по агиологии или науке, учению, о святых служит книга преосв. Сергия, архиепископа Владимирского: Полный месяцеслов Востока, состоящая из двух томов, из которых первый носит частнейшее название: Восточная агиология, а второй – Святой Восток. Первое издание: Москва, 1875–1876; второе издание: Владимир, 1901. Греческие книги, на которые мы нарочито ссылаемся в речах о канонизации святых в Греческой церкви, суть: Συναξαριστς τν δδεκα μηνν το νιαυτο (Соборник житий святых двенадцати месяцев года), представляющий собою пролог, читаемый на всенощной, по 6-й песни канона, обработанный из древних прологов известным необыкновенным книготрудолюбцем, монахом одного из Афонских монастырей, или, как он обыкновенно называется, -святогорцем Никодимом (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

первыми московскими типографщиками//Там же. 1823. Ч. 5. 4. С. 318-326; О криптографической надписи на колоколе, находящемся в Саввине Сторожевском Звенигородском мон-ре//Там же. 1823. Ч. 5. 1. C. 106-107; Азбука, сост. В. Ф. Бурцовым//Там же. Ч. 6. 11. С. 314-327; Записка о выезде в Россию правнуков А. М. Курбского//Там же. 1824. Ч. 12. 19. С. 1-6; Биогр. сведения о жизни, ученых трудах и собрании рос. древностей гр. А. И. Мусин-Пушкина//Зап. и тр. ОИДР. 1824. Ч. 2. Кн. 2. С. 3-48; «Повести древних лет, яже содеяшася в Великом Новгороде о посаднике Добрыне»//Сев. архив. 1827. Ч. 26. 6. С. 196-200; Ист. и топографическое описание муж. общежит. мон-ря св. чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. М., 1837, 1893 4. Рассуждение о поединках в России вообще и в особенности о судебных//Рус. ист. сб. ОИДР. 1838. Т. 1. Кн. 4. С. 3-38; Записки важные и мелочные//Летописи Тихонравова. 1861. Т. 3. Кн. 6. Отд. 2. С. 81-116; Переписка прот. Иоанна Григоровича с гр. Н. П. Румянцевым//ЧОИДР. 1864. Кн. 2. Отд. 1. С. 54-57. Примеч. 25 [письма К. к прот. И. Григоровичу]; Письмо к преосв. Амвросию [(Орнатскому)]//РА. 1869. Вып. 10. Стб. 1715-1717; Переписка митр. Киевского Евгения [(Болховитинова)] с гос. канцлером гр. Н. П. Румянцевым и некоторыми др. современниками: (С 1813 по 1825 г. включ.). Воронеж, Вып. 2. С. 53, 54, 60, 78, 97-98, 90, 101; Переписка А. Х. Востокова/Примеч.: И. И. Срезневский//СбОРЯС. 1873. Т. 5. Вып. 2. С. 30-34, 36-41, 42-48; Переписка гос. канцлера гр. Н. П. Румянцева с московскими учеными/Предисл., примеч., указ.: Е. В. Барсов//ЧОИДР. 1882. Кн. 1 (по указ.). Лит.: Погодин М. П. [Некролог К.]//Молва. М., 1832. Ч. 3. 32. С. 125-126; То же//Моск. телеграф. М., 1834. Ч. 55. С. 192; он же. Судьбы археологии в России//ЖМНП. 1869. Ч. 145. 9. Отд. наук. С. 37-39; Бессонов П. А. К. Ф. Калайдович: Биогр. очерк. М., 1861-1862. 2 т.; Ефремов П. А. Библиогр. заметка к «Материалам для жизнеописания К. Ф. Калайдовича»//Наше время. 1863.

http://pravenc.ru/text/1319911.html

Платона – первый систематический курс, долго служивший руководством в духовных школах. С конца XVIII же столетия начали появляться первые труды знаменитого русского историка и археолога Евгения Болховитинова : «Жизнь св. Тихона Воронежского» (1796), «О древнем богослужебном пении и особенно пении Российской церкви», «Описание Воронежской губернии» (1800), исследование о папской власти (1800), «Историческое изображение Грузии» (1802), «О соборах Российской церкви» (1803), «О духоборцах» и «Историческое обозрение духовных училищ», напечатанное в I т. Истории Российской иерархии. Преобразование духовных школ еще более оживило духовную науку и церковное витийство. В первое время по преобразовании главными деятелями на поприще проповедничества оставались еще питомцы старой духовной школы, – викарий Платона Августин, Амвросий Протасов Тульский, потом Казанский и Тверской († 1831), ученый Ириней Фальковский, оставивший до 1300 проповедей, и другие. По русской истории самым капитальным трудом был совместный труд ректора новгородской семинарии Амвросия Орнатского (после епископа Пензенского, – † 1827) и Евгения: «История Российской иерархии» в 6 частях (1807–1816 гг.) – необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Одно время в начале своей деятельности он принимался было за составление полной систематической русской церковной истории, но, вероятно увидав, что за такой труд еще рано приниматься, оставил его в рукописи недоконченным. Во всех епархиях, где он служил: в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве – везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так, появились его «Разговоры о древностях Новгорода», материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статья о пермских древностях, «История княжества Псковского», «Летопись Изборска», «Описание Киево-Софийского собора» и Киево-Печерской лавры и другие; много лет он работал над составлением своих знаменитых «Словарей российских писателей» 47 светских и духовного чина. Он вел обширную переписку и сношения почти со всеми русскими учеными и библиографами, и с известным тогдашним меценатом русских ученых графом Н.П. Румянцевым. Его заметками о Кормчей пользовался в своем «Обозрении Кормчей» барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были грамоты кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбского, Хождение Даниила и другие. Ученые общества, университеты, академия наук наперерыв приглашали его в число своих членов. Сперанский считал его в свое время первым русским историком, как Филарета первым русским богословом и проповедником. Филарет Московский

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010