Ученые и подвижники. Часть 2 Епископ Амвросий (Орнатский) Достаточно глубокое понимание своеобразного духовного пути владыки Амвросия (Орнатского) можно встретить, пожалуй, лишь в небольшой брошюре, скорее даже статье, историка и собирателя рукописей П.И. Савваитова . Как особое достоинство этой работы можно отметить то, что автор опирается не только на литературные источники биографии преосвященного Амвросия, но и на воспоминания его близких родственников. Достаточно много внимания уделяет П.И. Савваитов проблемам, связанным с переизданием «Истории Российской иерархии», которое и было формальным поводом для удаления епископа Амвросия на покой. Он приводит слова Амвросия из предисловия к «Истории»: «Несмотря на все тщание о издании сей истории… надлежит признаться, что всех вышеупомянутых источников и пособий не доставало во многих статьях оной. Для усовершения сего сочинения необходимо нужно будет патриотическое содействие преосвященных епархиальных, которые, всяк по своей части, удобнее могут дополнить недостатки и исправить погрешности оного. Если сии новые пособия оказаны будут издателю, то он с благодарностью воспользуется ими при втором сей книги издании, которое притом, с своей стороны, обещается он распространить историческими и виографическими сведениями, может быть, вдвое более настоящего». Однако далее Савваитов с горечью замечает, что «видно, надежды на патриотическое содействие не сбылись, и новые пособия не были оказаны издателю, потому что второе издание 1-й части “Истории Российской иерархии”, вышедшее в Москве в 1822 году, не представляет никаких изменений и дополнений против первого издания, кроме исправления погрешностей, указанных еще в первом издании, в конце 1-й части; даже и те “Прибавления”, которые напечатаны были в конце 6-й части этой “Истории”, не внесены во второе издание». Между тем, необходимость именно нового издания, а не перепечатки «Истории», безусловно, назрела. Сам преосвященный Амвросий смотрел на свой труд как на «дело для Церкви и Отечества полезное и уважительное», а довершение его вторым, полнейшим и совершеннейшим, изданием по собранным дополнительным сведениям считал для себя «священнейшею обязанностью», что и приводил как мотив для своего ухода на покой.

http://pravoslavie.ru/30883.html

В. Рудаков Протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах…» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым , который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки. В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», – местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/mi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ († 24.08.1608, Псков), еп. Псковский и Изборский. В 1587-1594 гг. был игуменом псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . В 1594 г. хиротонисан во епископа Псковского и Изборского. (Утверждение еп. Амвросия (Орнатского) и П. М. Строева о том, что Г. до хиротонии являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве, ошибочно.) В 90-х гг. XVI в. Псковская кафедра вслед. затяжной Ливонской войны (1558-1583), в частности осады города и Псково-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря войсками кор. Стефана Батория (1581), по-видимому, находилась в тяжелом материальном положении. В 1597/98 г. Г. и псковичи решили позолотить купол псковского кафедрального собора во имя Св. Троицы, но «не возмогоша». Псковичей поддержал воцарившийся в 1598 г. Борис Феодорович Годунов, к-рый выделил на украшение собора 2300 р. При Г. в память об избавлении города и Псково-Печерского мон-ря от осады польско-литов. войск был учрежден крестный ход из мон-ря в Псков (обет об установлении крестного хода в 7-ю неделю по Пасхе в случае избавления дали иноки мон-ря во время осады). 24 мая 1601 г. Г. отправил в Печерский мон-рь чины празднования, относящиеся к службам в Пскове и к встрече хода в городе, а также дал распоряжение игум. Псково-Печерского мон-ря Иоакиму написать устав праздничного монастырского богослужения и чин самого хода. 4 июня работа была закончена. Г. одобрил труд игум. Иоакима и установил, чтобы за трапезой в мон-ре в тот день читалось «в Повести печерской о нахождении литовскаго краля ко Пскову» (Цит. по: Малков. С. 168). Г. покровительствовал Псково-Печерскому мон-рю, считая, что одно лишь погребение в его пещерах освобождает от грехов. Н. И. Серебрянский полагал, что Г. сам сделал запись в «Повести о Печерьском монастыри, иже в Пъскове» об одном исцелении или по крайней мере свидетельствовал это чудо ( Серебрянский. С. 166). В апр. 1602 г. мон. Псково-Печерского мон-ря Григорий «понуждением и благословением» Г. взялся за написание новой редакции жития блгв. кн. псковского Всеволода (Гавриила) Мстиславича (РНБ. Q.I.70. Л. 69; см.: Серебрянский. С. 180; Охотникова В. И. Григорий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 173). При Г. продолжалась работа местных летописцев. В кон. XVI - нач. XVII в. в Пскове и др. городах епархии активно переписывались книги, мн. рукописи имеют подробные, летописного характера выходные записи (напр., список Слов на все недели Постной Триоди - РГБ. Егор. 95. Л. 481-482).

http://pravenc.ru/text/162076.html

Москва. Симонов мужской монастырь. Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Церковь Спаса Всемилостивого /// Объект утрачен Вид древней Спасской церкви происхождения честных древ, и западных святых врат снаружи. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1893 года» http://andcvet.narod.ru/Simon/simon.htm Т. ?? Карта и ближайшие объекты В Симоновом монастыре к началу XX века существовало шесть храмов, из них два надвратных. Над древними западными вратами находился небольшой храм Всемилостивого Спаса, сооружение которого было связано с военными событиями конца XVI в. В 1591 г. монастырь оказался на пути войск крымского хана Казы-Гирея, и огнем стоявших на стенах пушек участвовал в отражении набега. В память этого события и был в 1593 г. сооружен Спасский храм. Ежегодно 1 августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды. Храм и его иконостас подвергались поновленням, но были сохранены старинные Царские врата и некоторые иконы, в том числе образ Успения Пресвятой Богородицы XVI века. Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Во всех документах ранее XIX века посвящение храма над западными вратами, в полном или кратком варианте наименования, обозначалось: во имя Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Точно так же надвратная церковь именовалась в наиболее ранних публикациях XIX века, в текстах Амвросия (Орнатского) и Н.Д. Иванчина-Писарева. Впервые в просмотренных нами документах она была названа Спасской в «Летописи Симонова монастыря» в записях, относящихся к лету 1833 года. В работах К. Тромонина и В.В. Пассека, вышедших почти одновременно и во многом очень близких по тексту, церковь называлась уже и по-старому, и по-новому. Во всех последующих изданиях II половины XIX - начала XX века надвратная церковь преимущественно именовалась уже Спасской. С чем было связано такое переименование, сказать трудно: достоверных архивных сведений об организации нового придела или о переименовании старого храма пока не обнаружено. Впрочем, в работе симоновского архимандрита Евстафия переименование объясняется так: «По значению соборного храма его в честь Успения Богородицы... именовался всегда в грамотах: монастырь Пречистый Богородицы, что на Симонове; впрочем, со времени освящения церкви над вратами во имя Всемилостивого Спаса стал в письменности именоваться Спасским на Симонове или Спасоси-моновым, а давно, по крайней мере с половины 17 ст. зовется Симоновым. И.К. Кондратьев несколько переосмысливает предыдущее сообщение, так что по приведённому тексту получается, что именование храма во имя Всемилостивого Спаса существовало уже в первой половине XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=39880

протоиерей Михаил Диев (22.10.1794–03.02.1866) История Русской Православной Церкви протоиерей Михаил Диев Археолог, историк и этнограф Костромского края, член Московского общества истории и древностей российских. Биография Родился в Нерехте в семье священника. Воспитанник Костромской духовной семинарии. По окончании обучения был священником сначала в селе Тетеринском (с 1813 года), а затем (с 1832 года) в селе Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 года) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями Диев с большим энтузиазмом отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах...» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым, который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки. В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древностей российских и Московское общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим членом (первое даже почетным, в 1832 году), и Священный Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, например, в 1842 году к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 году в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 году епископ Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в село Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов М. Я. Диева, называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМ Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Галактион и Герасим Вологодские. Икона. 1-я пол.-сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) († 1178, Вологда), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель вологодского во имя Св. Троицы муж. мон-ря на Кайсаровом ручье. Основной источник сведений о Г.- Сказание о чудесах святого, созданное ок. 1666 г.; описанные в нем чудотворения относятся к 1-й пол.- сер. XVII в., т. е. к времени восстановления мон-ря после разгрома Вологды в 1612 г. польско-литов. отрядами. Списки Сказания немногочисленны: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (ГИМ. Увар. 107. 1°. Л. 69-81 об., нач. XVIII в., содержит 25 чудес; 19 авг. считалось днем пришествия Г. в Вологду), «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского - ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807-1811 гг.). Ионе Керженскому была известна «особенная книжица древняго письма», в к-рой чудеса святого излагались в 37 статьях, выбранные «вкратце» из нее чудеса он внес в «Алфавит». Во вступлении к Сказанию сообщается, что древнее Житие Г. сгорело во время разорения Вологды польско-литов. отрядами. Ссылаясь на запись в «старых вологодских летописцах», Сказание повествует о том, что святой пришел из Киева на р. Вологду в 1147 г. И. М. Верюжскому был известен список Сказания из б-ки вологодского Софийского собора, в к-ром местом монашеского пострига Г. назван Глушенский мон-рь близ Киева, по предположению еп. Амвросия (Орнатского) , речь идет о Гнилецкой Успенской пуст. близ Киево-Печерского мон-ря. В 1-й редакции «Летописца» И. Слободского (1716) сказано, что Г. был пострижеником Глушицкого мон-ря, что является анахронизмом (мон-рь основан в XV в.).

http://pravenc.ru/text/164545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРОВИЧИ археографы; выходцы из малороссийского дворянского рода. Иоанн Иванович (26.09.1792, мест. Пропойск Могилёвской губ.-1.11.1852, С.-Петербург), прот., историк, филолог. Род. в семье протоиерея, настоятеля гомельского собора во имя апостолов Петра и Павла. Получил первоначальное домашнее образование, в 1811 г. окончил Могилёвскую ДС, был определен учителем греч. и лат. языков в Могилёвское ДУ. Во время каникул И. И. гостил у отца в Гомеле, познакомился с гр. Н. П. Румянцевым , к-рый в 1815 г. на свой счет отправил его продолжать образование в СПбДА. В 1819 г. И. И. окончил академию со степенью канд. богословия за соч. «Опыт о посадниках новгородских, из древних русских летописей». Вернулся в Гомель, 28 авг. 1820 г. Могилёвским архиеп. Даниилом (Натток-Михайловским) был рукоположен во иерея, через неск. дней возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем собора во имя апостолов Петра и Павла в Гомеле и ректором уездного и приходского гомельских уч-щ. Преподавал греч. и лат. языки, всеобщую и рус. географию и др. предметы. В 1829 г. И. И. был переведен соборным протоиереем и ректором духовных уч-щ в Витебск, вскоре назначен законоучителем витебской гимназии. По протекции обер-священника Главного штаба протопр. Н. Музовского в 1831 г. перемещен в С.-Петербург, назначен протоиереем лейб-гвардии Финляндского полка. В 1838 г. переведен в домовую церковь Аничковского дворца. Прот. Иоанн Григорович. Гравюра А. С. Янова. Кон. XIX в. Прот. Иоанн Григорович. Гравюра А. С. Янова. Кон. XIX в. И. И. активно работал в церковных и светских архивах Могилёва и Мстиславля. В дополнение к «Истории Российской иерархии» архим. Амвросия (Орнатского) написал соч. «Белорусская иерархия». Труд был окончен в 1824 г., но опубликовать его не удалось, рукопись долгое время хранилась в архиве Святейшего Синода (изд. в 1992 в переводе на белорус. язык). И. И. собирал и издавал древние грамоты Западного края. При поддержке гр. Румянцева составлял «Белорусский архив древних грамот», ставший первым и одним из лучших белорус. археографических сборников. Задумал 3 части, но издал только 1-ю в 1824 г. Собранные документы для 2-й части напечатать не удалось (в 1958 рукопись была обнаружена в ГА Красноярского края, сейчас находится в Белорус. гос. архиве-музее лит-ры и искусства (Ф. 796. Оп. 1. Д. 8763)). В 1-ю часть вошли документы XV-XVIII вв., найденные И. И.; в основном они касались истории Могилёва и его окрестностей, в т. ч. среди них встречаются документы мон-рей и храмов. 2-я часть охватывала XIII-XVIII вв., в ней появились материалы, присланные из архивов Вильны, Полоцка, Витебска, Румянцевского музея. Ко 2-й части была приложена генеалогическая таблица князей Мстиславских. Документы на польск., лат. и греч. языках даны с переводом на русский.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Преподобные Даниил Шужгорский (в земном поклоне), Иродион Илоезерский и Филипп Ирапский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) (XVI в.?), прп. (пам. 21 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шужгорский, основатель Преображенского Шужгорского (Спасского на Шужгоре) мон-ря, располагавшегося в 50 верстах к юго-западу от Белозера (совр. Белозерск, Вологодская обл.) и относившегося к Новгородской епархии. Сведения о Д. крайне скудны. По данным еп. Амвросия (Орнатского) , он был родом из «стран московских», принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре . Временем основания Д. Шужгорского мон-ря считается XVI в. Ок. 1739 г. в доношении в Вологодскую духовную консисторию упоминались несвидетельствованные мощи Д., покоившиеся в Шужгорском монастыре, к к-рым стекались на богомолье «разных чинов люди». Монастырь был упразднен в 1764 г., в кон. XIX в. на его месте существовал Спасо-Шужгорский погост. В XIX в. мощи Д. покоились под спудом в каменной Спасо-Преображенской ц. за правым клиросом. Один из приделов церкви, построенной в 1775 г., был посвящен прп. Даниилу Столпнику (возможно, небесному покровителю Д.). В наст. время храм руинирован, могила преподобного не сохранилась. По данным еп. Сергия (Спасского) , память Д. содержалась в рукописных Кайдаловских святцах (кон. XVII в. (?) или 1868 г.) под 2 авг. В кон. XIX в. Е. Е. Голубинский поместил имя Д. в «Списке усопших, на самом деле почитаемых». Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых (празднование установлено ок. 1831, возобновлено в 1981). В совр. Минее под 21 сент. помещены 2 молитвы Д. (Минея (МП). Сентябрь. С. 608-609).

http://pravenc.ru/text/171196.html

Состоялось заседание архиерейского совета Санкт-Петербургской митрополии декабря 2017 В состав совета входят: архиепископ Петергофский Амвросий , епископы Царскосельский Маркелл , Кронштадтский Назарий , Выборгский и Приозерский Игнатий , Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав , Гатчинский и Лужский Митрофан , секретарь архиерейского совета протоиерей Сергий Куксевич .  Рассматривались вопросы текущей церковной жизни митрополии. Глава Санкт-Петербургской митрополии рассказал о постановлении Архиерейского Собора 2017 года, касающемся митрополий Русской Православной Церкви, а также о необходимости образования в Санкт-Петербургской митрополии советов, общих для всех епархий митрополии, по всем профильным направлениям церковного служения. Владыка Варсонофий подчеркнул, что необходимо в ближайшее время создать такие советы. В своем сообщении митрополит Варсонофий обратил внимание на важную дату - в 2018 году исполняется 100 лет со дня кончины священномученика Философа Орнатского. Правящий архиерей напомнил о визитах Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Санкт-Петербургской митрополии в 2017 году и отметил, что они являются стимулом для развития церковной и общественной жизни региона. В своем сообщении епископ Выборгский и Приозерский Игнатий рассказал о проходивших в Выборгской епархии мероприятиях, приуроченных к 125-летию со дня ее учреждения. Были рассмотрены предстоящие в 2018 году юбилейные праздничные мероприятия Тихвинской епархии : 570-летии со дня рождения преподобного Александра Свирского; 510-летия явления преподобному Александру Свирскому Святой Троицы; 350-летии окончания строительства храма Захарии и Елизаветы Александро-Свирского мужского монастыря ; 300-летии храма преподобного Иоанна Дамаскина Александро-Свирского мужского монастыря; 270-летие Спасо-Преображенского кафедрального собора Тихвина; 20-летии второго обретения мощей преподобного Александра Свирского; 100-летии расстрела последнего настоятеля Александро-Свирского монастыря архимандрита Евгения (Трофимова) и 150-летии со дня его рождения;185-летии со дня освящение храма преподобного Алексия, человека Божия, Свято-Успенского девичьего монастыря (памятник федерального значения). ИА " Вода живая " , 11.12.17 Поделиться Упоминания в новостях 4 апреля 2024 3 апреля 2024 28 марта 2024 28 марта 2024 25 марта 2024 22 июля 2020 13 марта 2020 3 сентября 2019 27 июля 2018 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 февраля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 13 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Само собою, разумеется, что при таком характере Амвросия отношения между ним и пензенским обществом и его представителями сразу уже стали натянутыми, а с течением времени обострились до последней степени. Целая бездна отделяла его от светского общества Пензы, и скоро Амвросий совершенно разошелся с ним. Во время богослужения он не терпел никаких вольностей, ни каких беспорядков: все присутствовавшие в храме, к какому бы классу общества они ни принадлежали, должны были стоять неподвижно и не позволять себе ни разговоров. ни переходов с места на место, ни иных каких либо вольностей: резкий и всенародный выговор архиерея тотчас же полагал конец всякому такому нарушению благочиния в храме 5 . С губернскою властью Амвросий вскоре же разошелся окончательно и бесповоротно. Губернская власть позволяла себе иногда притеснения в отношении к духовному ведомству, а Амвросий слишком близко принимал к сердцу интересы церкви и духовенства и отстаивал их с обычной своей энергией. Притом же губернатором в Пензе был в то время человек (Лубяновский) далеко не стоявший на высоте своего звания, и Амвросий с своей обычной резкостью не стеснялся в своих проповедях всенародно критиковать действия губернатора, даже в его присутствии дошло до того, что губернатор перестал посещать архиерея, старался встречаться с ним как можно реже и даже в собор являлся только в высокоторжественные дни, да и там старался стать так, чтобы не попасть под взоры архиерея. Разумеется, губернатор не мог простить Амвросию всего этого и, не будучи в состоянии бороться с ним в открытой борьбе, так как действия Амвросия в существе всегда были законны и справедливы, тогда как губернатор знал за собою не мало грехов, повел против него подпольную борьбу, действуя против него доносами, интригами и разными досаждениями ему. Амвросий же, хотя и знал это, никогда не прибегал ни к каким тайным, а тем более незаконным средствам, а вел всегда борьбу с губернатором открыто, так что сочувствие всех непредубежденных людей в Пензе невольно склонялось на сторону Амвросия, несмотря на всю резкость большей части его поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010