(11) С.П. Саначин указывает, что проект нового соборного храма (церкви) был сочинён в 1796 г. Вместе с тем, в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского), изданной в г. Москве в 1811 г., говорится, что «план и фасад оной в 1791 году сочинены в Санктпетербурге Архитектором Старовым». Эту же фразу с указанием 1791 г., несколько видоизменив, воспроизвёл в своём исследовании «Казанский Богородицкий девичь монастырь» и Е.А. Малов. (См.: История Российской иерархии, собранная Новгородской Семинарии Ректором, и Богословия Учителем, Антониева монастыря Архимандритом Амвросием. - Часть III. - Москва : «При Синодальной Типографии», 1811. - С. 383.; Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 114.) (12) См.: История Российской иерархии... - С. 383. (13) Саначин С.П. Указ. соч. - С. 113. (14) Там же. (15) См.: Алексеев И. Последний бой Нефёда Кудрявцева (Из истории Казанского Богородицкого монастыря...) [Электронный ресурс]//Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия»: сайт. - URL: (дата обращения: 02.01.2018) (16) См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. 463. (17) История Российской иерархии... - С. 383. (18) Игуменья София (Л.Б. Болховская) являлась одной из шести кавалерственных женщин духовного звания, удостоенных этого ордена за всё время награждения им - с 1714 до 1917 гг. (См.: Ордена Российской Империи/Коллекционное издание. - 2012. - 4 (04/22). - С. 8.) (19) Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 90. (20) См.: Зеленецкий А. Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 12 (22 марта). - Неофициальный отдел. - С. 378 - 382.; - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 408 - 414.; - 15 - 16 (15 - 22 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 472 - 475.; - 18 (8 мая). - Неофициальный отдел. - С. 536 - 542.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

215 А.Н. Львов, «Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.)», СПб. 1900, стр. 76. 218 Н.И. Барсов, «К истории мистицизма в России», – в «Христ. Чтении» 1878 г., I–II, стр. 128–142. 223 Н.И. Ильминский, «Опыты переложения христианских вероучительных книг на инородческие языки. Материал для истории православного русского миссионерства», в «Православном Собеседнике», 1884 и 1885 гг. 230 Н. Полетаев, «Участие митрополита Евгения Болховитинова в составлении „Истории российской иерархии“ Амвросия Орнатского », в «Прав. Собеседнике» 1889 г., IX и X. Священник П.Ф. Николаевский, «Учёные труды преосвященного Евгения Болховитинова , митрополита киевского, по предмету русской церковной истории», – в «Христ. Чтении», 1872 г., VII. С. Пономарёв, «Материалы для биографии митрополита Евгения», – в «Трудах Киевской Дух. Академии» 1867 г., VIII. Д.А. Сперанский, «Опыты митрополита Евгения Болховитинова по составлению полной истории русской церкви», – в «Страннике» 1887 г., т. II. Н. Полетаев, «Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской Церкви», Казань, 1889. 233 Т.В. Барсов, «Святейший Синод в его прошлом», 340–349, – «Полное Собрание Законов», 1819 г., 27.872. 245 «Полное Собрание Законов» 1801 г., 19.835; 1804 г., 21.242. Н. Невзоров. «Исторический очерк управления духовенством военного ведомства в России», СПб. 1885. 247 А.А. Завьялов, «Построение казанского собора в С.-Петербурге» в «С.-Петербургском Духовном Вестнике» 1895 г., 80. 248 «Лучшее архитектурное украшение казанского собора» – в ревельском журнале «Радуга» за 1832 год, изд. (А.И. Бюргера). 249 П.В. Знаменский, «Чтения по ист. русск. Ц.», в «Прав. Собеседнике» 1885 г., I, 5 и др. В.К. Наддер, «Имп. Александра I», т. I, 34. За ними – М. Григоревский, «Религиозный характер императора Александра I в его постепенном развитии», в «Арханг. Епарх. Ведом.». 1899 г., 7–9, стр. 171, 176; и др. 250 Титул «Благословенный» присвоен Александру I по постановлению синода, сената и государственного совета в 1814 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

32 «Полное Собрание Законов» 1815 г. 26.032. – Священник М. Морошкин. «Иезуиты в России, с царствования Екатерины II и до нашего времени, ч. 2-я. Спб. 1870, стр. 517–528. 34 «Историко-статистические сведения о с.-петербургской епархии», вып. VIII, Спб. 1884, стр. 25. 35 «Беседы в разных местах в в разные времена говоренные членом святейшего синода и комиссии духовных училищ Михаилом, митрополитом новгородским и петербургским, эстляндским и финляндским и святотроицкая Александро-Невской лавры архимандритом и кавалером», тт. I-XVI, Москва, 1845–1857. Некоторые томы имеют такое посвящение: «В прославление сладчайшего имени, Богочеловека Иисуса Христа благоговейно и в внутреннее назидание верующих в Него с священнослужительским усердием посвящаются», – и такой заголовок: «Беседы: труд, пища и покой духа человеческого». 36 Автобиография Фотия напечатана в «Русской Старине» 1894–1896 гг., под названием: «Повествование священно-архимандрита отца Фотия о роде его, воспитании домашнем и училищном, о состоянии и житии в должности учителя в С.-Петербурге и о прочих прикосновенных обстоятельствах и лицах». 37 «Историко-статистические сведения о с.-петербургской епархии», вып. VIII, Спб. 1884, стр. 33–34. 38 А. Н. Львов, «Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.)», Спб. 1900. Стр. 76. 53 Н. Полетаев, «Участие митрополита Евгения Болховитинова в составлении «Истории российской иерархии» Амвросия Орнатского », в Прав. Собеседнике» 1889 г., IX и X. – Священник П. Ф. Николаевский, «Ученые труды преосвященного Евгения Болховитинова , митрополита киевского, по предмету русской церковной истории», – в «Христ Чтении», 1872 г., VII. – С. Пономарев, «Материалы для биографии митрополита Евгения, – в «Трудах Киевской Дух. Академии» 1867 г.. VIII. – Д. А. Сперанский , «Опыты митрополита Евгения Болховитинова по составлению полной истории русской церкви», – в «Страннике» 1887 г.. т. II. – Н. Полетаев, «Труды митрополита киевского Евгения Болховитинова по истории русской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

83 Патриарх Московский и всея Руси, Митрополиты: Новгородский, Казанский, Астраханский, Сибирский, Ростовский, Сырский, Рязанский, Нижегородский и Белгородский. Архиепископы: Вологодский, Смоленский. Псковский, Суздальский, Тверской и Коломенский. Епископ Вятский. («Созерцание Краткого лет 7190–91–92» стр. 171; Срав. «История российской иерархии», епископа Амвросия (Орнатского)) . 84 П. Ф. Николаевский. «Патриаршая область в 17 в.». «Христианское чтение» 1888 г. т. I, Количество городов и монастырей, входивших в состав их видно из росписей тех и других, составленных в 1681 г. См. текст росписей в приложении 1-м. 86 «Акты Исторические», т. 5. 75, стр. 109, «Собрание Государственных Грамот и Договоров» т. 4. 131, прилож. 6-е. 87 Грам. Михаила Феодоровича. 1627 г. («История Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова) , XI т. 218 стр. издан. 1882 г.): Память Патр. Иоасафа тиуну Манойлову и поповскому старосте Панкратию («Акты Археографической экспедиции» т. 3 254); Грам. Алексея Михайловича («Акты Исторические», т. 4 35); Окружное послание п. Никона («Начертание жития и деяний Никона Патриарха Московского и Всея России» архимандрита Аполлоса, стр. 129–132); «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России». кн. 2., Половина 2. М., 1854., отд. 6. стр. 57–61; «Дворцовые разряды» т. 3 стр. 1288, 1428; «Акты Исторические», т. 3 137; «Акты Археографической экспедиции» т. 3 176, и 197, т. 4 18; «Собрание Государственных Грамот и Договоров» 3 т. 138: Улож. Алексея Михайловича гл. 25 ст. 16. 88 Колдунов жгли на кострах (Г. К. Котошихин. «О России в царствование Алексея Михайловича», гл. 7., стр. 34), Б. В. Голицин жаловался, что вынули у него след. (Записки Желябужского стр. 21). При обвинении государственных деятелей в преступлениях, когда не было настоящего повода к их осуждению, но было нужно их удалить от двора, в самодовлеющую вину им поставлялось занятие чародейством и пр., что видно из суда над Матвеевым, Голицыными, С. Медведевым и т. п. ( С. М. Соловьев , т. 14 стр. 135, 187, 301). При Петре I-м судили «жонку» за намерение «вынуть царский след».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

б) В нижеследующем обзоре литературы упоминаются лишь те труды, предметом которых являются либо синодальный период в целом, либо достаточно длительные его отрезки и которые рассматривают церковную жизнь в ее совокупности. Монографии, посвященные исследованию специальных вопросов или отдельных событий этого времени, мы обсудим во 2–м томе. В 1805 г. появилась «Краткая российская церковная история» митрополита Платона Левшина († 1812). Это произведение можно рассматривать как первую попытку научно–критического изложения истории Русской Церкви. Однако автор доводит его лишь до последних лет патриаршества, а в заключение 2–го тома прямо сказано, что о церковной реформе и позднейших событиях XVIII в. митрополит Платон писать вообще не собирался. Он роняет только одно краткое замечание, из которого становится очевидным его отрицательное отношение к петровской реформе: «Какие были причины упразднения патриаршества, оные объяснены в «Духовном регламенте», в испытание коих входить не должно»  . Несколько лет спустя, в 1807–1815 гг., в Москве вышла из печати «История российской иерархии», которая обычно считается произведением епископа Амвросия Орнатского, хотя главным ее составителем был епископ Евгений Болховитинов. В книге дан обзор церковной хронологии, содержатся некоторые документы, а также краткие описания епархий и монастырей. В ней много ошибок, так как авторы публиковали документы, не проверяя их. В 1–м томе (с. 19) лишь кратко упоминается, что по указу царя Петра был основан Святейший Правительствующий Синод, состоявший из епископов и прочих духовных лиц  . Только из чисто библиографических соображений назовем двухтомное сочинение епископа Иннокентия Смирнова «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века»; отнести его к числу научных никак нельзя. Во 2–м томе автор кратко замечает, что после упразднения патриаршей власти управление Церковью «было вручено шести иерархам (!), или Святейшему Синоду. Причины уничтожения патриаршества смотри в «Духовном регламенте» (т. 2. C. 576). Иннокентий не потрудился даже правильно указать количество членов Синода  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Биографию преосвященного белозерского отшельника епископу Пимену была, конечно, известна. Случайно или нет, но в ходе неудач на Салмасской кафедре, он, обращаясь к священноначалию в Петрограде, просил отправить его в какой-нибудь северный монастырь по примеру человека, образ которого жил в семейных преданиях Орнатских. Романо-Васильевский приход и его окрестности в конце XIX − начале XX веков. Что ещё может дополнить представление о родине верненского святителя? И город, и уезд называли тогда с ударением на втором слоге: Чер04;повец, Чер04;повецкий уезд. В районе Васильевского-Романова с запада на восток тянется ряд холмов Андо-Ирминской гряды. Особенность местности позволяла возводить храмы на возвышенных местах. Переходя Шексну, гряда образует пороги, и судоходство здесь стало возможно благодаря строительству шлюзов. Древние горы оставили на пашнях множество камней, которые веками затрудняли местным крестьянам пахать землю, но при строительстве камни шли под фундамент жилищ и храмов. Череповецкий выговор имел свой окрас, и речь, которую епископ Пимен слышал в родном доме от бабушек и тетушек, от сельчан, от товарищей по духовному училищу, имела характерные особенности. Это было волжское «оканье»: «Олександр», «Олексей». В уезде также не произносили -синий, но говорили, смягчая корень: -синёй, -черной , -череповьской, -питерьской. Здесь вместо -дашь, говорили − даси ; вместо идите – -идите. Имелись и местные слова: стамой (упрямый), вожеватый (обходительный), стювать (совестить), голчить (говорить). Прошлой зимой, весной, летом звучало как зимусь, веснусь, летось 45 . Монастырским подворьем Васильевское-Романово перестало быть в 1764 году. Указом императрицы Екатерины II все монастырские земли перешли в собственность государства, а крестьяне, жившие на них, получили название «экономических». В благочиние, которым Захария Белоликов управлял много лет, входило Шухтово-Покровское, где покоились мощи преп. Сергия Шухтовского, а также Чудский погост − родина епископа Амвросия (Орнатского) . До всего рукой подать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В 1872 году он был командирован в Москву для рассмотрения в архивах местных ставропигиальных монастырей актов на принадлежащие им недвижимые имущества; при этом ему поручено было также извлечь из дел Московской синодальной конторы сведения о доходах, угодьях и капиталах московских ставропигиальных монастырей. После назначения на должность товарища обер-прокурора Синода Толстой занялся историческими изысканиями в архиве Синода и издал «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода. (1721–1871)» (СПб., 1872). Существует мнение, что в этом издании были использованы материалы, собранные архимандритом Феофаном (Александровым) в процессе работы над новой редакцией «Истории» епископа Амвросия (Орнатского). Однако последнее издание носит чисто справочный характер и содержит только имена, названия и даты без каких-либо дополнительных исторических сведений. В дальнейшем развитии русской церковно-исторической науки это направление имело своих замечательных последователей. П.М. Строев посвятил практически всю жизнь составлению «Списков иерархов и настоятелей монастырей» (1876) и «Библиологического словаря» (1882). Обе работы, гигантские по объему изученного материала, вышли в свет уже после смерти автора и до сих пор являются настольными книгами множества историков и филологов. То же можно сказать и об огромной работе Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии» (1882). Общеизвестны труды А.В. Горского и К.И. Невоструева и других выдающихся подвижников на ниве описания рукописей – все они так или иначе ведут начало от исполненной истинно монашеского смирения историографической школы митрополита Евгения (Болховитинова). Даже Е.Е. Голубинский, которому, пожалуй, из всех русских церковных историографов в наибольшей мере были присущи полемический, публицистических пафос и стремление отстаивать не всегда бесспорную концепцию, отдал дань более бесстрастному «справочному» направлению в своей работе «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903).

http://pravoslavie.ru/30883.html

В августе на станции Тюрлем был замучен епископ Амвросий (Гудко), живший на покое в Свияжском монастыре. Летом в Смоленске убили епископа Вяземского Макария (Гневушева). Вместе с ним расстреляли еще 13 человек. Тогда же был арестован и казнен епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Та же участь постигла епископов Вольского Германа (Косолапова) и Кирилловского Варсонофия (Лебедева). 23 августа в Москве расстреляли Селенгинского епископа Ефрема (Кузнецова), а вместе с ним всероссийски известного церковного и общественного деятеля, миссионера, протоиерея Иоанна Восторгова и бывших сановников: министров внутренних дел Н. А. Маклакова и А. Н. Хвостова, председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова, сенатора С. П. Белецкого, а также ксендза Лютостанского с братом. В этот же день в Петербурге расстреляли настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского и двух его сыновей, служивших в гвардии. И это только наиболее известные из жертв красного террора 1918 года, во время которого погибло за веру около 15 тысяч человек – представителей духовенства и мирян. 26 октября 1918 года святитель Тихон направил Совету народных комиссаров послание, приуроченное к годовщине захвата власти большевиками: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности. Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения… Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не помещались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В «летописи храма», помещённой на иконе «Преподобнаго Отца нашего Исаакия обители Далматския», которую воспроизвёл в 1879 г. Е.А. Малов, содержался практически идентичный вышеизложенному текст: «В αчи году, маия 30 дня на память преподобнаго отца нашего Исаакия Далматскаго заложена вновь соборная церковь во имя явления иконы Казанския Богородицы при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Императора Павла Петровича всея России и Наследника Его Благовернаго Государя и Великаго Князя Александра Павловича и Благовернаго Государя и Великаго князя Константина Павловича по отпусте св[ятой] литургии [...]».(40) Ровно через десять лет после закладки состоялось освящение собора: как отмечалось в «Истории Российской иерархии» архимандрита Амвросия (А.А. Орнатского) - «1808 года, Маия 30, в день Исаакия Далматскаго, в которой день было и заложение храма сего».(41) Выбор даты закладки собора представляется не случайным, так как именно в день памяти преподобного Исаакия Далматского - 30 мая 1672 г. - родился прадед Императора Павла I Петровича - Император Пётр I Алексеевич (1672 - 1725), весьма почитавший сего святого. По этой причине преподобный Исаакий Далматский особо почитался и его потомками, что нашло заметное отражение в государственно-церковной жизни и религиозной практике. Как известно, впоследствии - 30 мая 1858 г. - в г. Санкт-Петербурге в присутствии Императора Александра II Николаевича и членов императорской фамилии был торжественно освящён новый (четвёртый) Исаакиевский собор - кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии. В качестве одной из наиболее примечательных икон КБМ Е.А. Малов упоминал «новый образ Преподобнаго Отца нашего Исаакия обители Далматския с летописью храма», помещавшийся во втором Казанском соборе КБМ «на восточной стороне, у южного столба в выемке». «Он в медном, посеребреном по краям только, окладе, - указывал он. - Вверху на окладе слово " Бог " . Преподобный со свитком в левой руке со словами: " плод же духовный есть любы, радость " и проч. Преподобный стоит пред церковью или обителью».(42) «Другая половина иконы» содержала «летопись» с «выпуклыми» словами. «Летопись и икона, - добавлял Е.А. Малов, - на медной доске, но чтобы слова летописи лучше и яснее читались, доска покрашена тёмноголубою краскою, а слова летописи посеребрены. Рама этого образа деревянная вызолоченная со стеклом».(43)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

В середине 19 в. церковно-исторические кафедры академий разделили на 4 отдельных кафедры: библейской истории, общецерковной истории, истории Русской Церкви и новой истории западных Церквей. В 1869 г. история Церкви была включена в учебные планы историко-филологических факультетов светских учебных заведений. Уже в первой четверти века церковно-историческая наука обрела под собой твердую почву благодаря тому, что в основу исторических исследований авторы стали полагать самостоятельный анализ рукописных исследований. Крупнейший историк начала столетия митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) родился в 1767 г. в Воронеже, получил образование в Московской духовной академии. Хиротонисанный во епископа Старорусского в 1804 г., он занимал впоследствии Вологодскую, Калужскую, Псковскую, а с 1822 г. – Киевскую кафедру. Скончался в 1837 г. Митрополит Евгений был преданным науке ученым, история и археология были любимыми предметами его занятий. Во всех городах, где ему пришлось служить, он тщательно изучал местные архивы и библиотеки, собирал и издавал археографические памятники. Результатом его тщательных текстологических, археологических изысканий стали «История княжества Псковского с историей псковской иерархии», «Описание Воронежской губернии», «Исторические сведения о Вологодской иерархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях», «Описание монастырей Вологодского края», «Описание Киево-Софийского собора с историей киевской иерархии», «Жизнеописание епископа Тихона Воронежского» и еще целый ряд исторических исследований по различным темам. Чрезвычайно ценными справочными пособиями, не утратившими значения в настоящее время, являются два его библиографических словаря: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (1818) и «Словарь светских писателей», изданный посмертно в 1840 г. Самый значительный труд митрополита Евгения «История российской иерархии» в шести частях вышел под именем архимандрита Амвросия (Орнатского) , позже епископа Пензенского. Отец Амвросий был только помощником митрополита Евгения в составлении этого труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010