Я.А. Страхова Скачать epub pdf Современные исследователи, занимаясь историей русских монастырей, чаще всего обращаются к трудам Строева, Зверинского, Радшина, Денисова и других. Но в этот ряд имен необходимо поставить имя митрополита Евгения (Болховитинова) и «Историю Российской Иерархии» (1) История Российской Иерархии. Чч. I-VI., М., 1807–1815]. Уникальность этого труда состоит не только в том, что это первое описание всех российских монастырей, но и в том, что здесь использованы и приведены такие источники, как грамоты. «История Российской Иерархии» состоит из шести частей (томов). Первая часть включает сведения об утверждении в России митрополии, а затем патриархии; сведения об учреждении всех епархий; перечень всех митрополитов и архиереев по епархиям, об отличиях в службе монастырей; о духовных училищах; о российских духовных академиях; о первоклассных семинариях. Остальные пять – это описание российских монастырей. «История Российской Иерархии», традиционно считавшаяся трудом Амвросия Орнатского (именно это имя стоит на титульном листе), на самом деле является плодом совместной работы двух преосвященных: о. Евгения и о. Амвросия. В литературе, исследовавшей историю создания этого труда, долгое время шел спор о степени участия в этой работе Амвросия и Евгения, о принадлежности той или иной статьи им. Несомненно то, что Болховитинову принадлежала инициатива создания «Истории», благодаря его энергии было собрано множество материалов, писалась она под его руководством, его хлопотами издавалась и исправлялась. Здесь же помешены его многочисленные статьи. Мысль о составлении «Истории» возникла у о. Евгения, вероятно, уже в самом начале его ученой деятельности, в Воронеже, тогда же он начал собирать и материалы для нее. Продолжает он эту работу и по приезде в Санкт-Петербург в 1800 г. Пользуясь знакомством с обер-прокурором Св. Синода графом Д.И. Хвостовым и покровительством митрополита Амвросия (Подобедова) , о. Евгений приобретает некоторые копии с документов из синодального архива (2) Полетаев Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Ученые и подвижники. Часть 2 Епископ Амвросий (Орнатский) Достаточно глубокое понимание своеобразного духовного пути владыки Амвросия (Орнатского) можно встретить, пожалуй, лишь в небольшой брошюре, скорее даже статье, историка и собирателя рукописей П.И. Савваитова . Как особое достоинство этой работы можно отметить то, что автор опирается не только на литературные источники биографии преосвященного Амвросия, но и на воспоминания его близких родственников. Достаточно много внимания уделяет П.И. Савваитов проблемам, связанным с переизданием «Истории Российской иерархии», которое и было формальным поводом для удаления епископа Амвросия на покой. Он приводит слова Амвросия из предисловия к «Истории»: «Несмотря на все тщание о издании сей истории… надлежит признаться, что всех вышеупомянутых источников и пособий не доставало во многих статьях оной. Для усовершения сего сочинения необходимо нужно будет патриотическое содействие преосвященных епархиальных, которые, всяк по своей части, удобнее могут дополнить недостатки и исправить погрешности оного. Если сии новые пособия оказаны будут издателю, то он с благодарностью воспользуется ими при втором сей книги издании, которое притом, с своей стороны, обещается он распространить историческими и виографическими сведениями, может быть, вдвое более настоящего». Однако далее Савваитов с горечью замечает, что «видно, надежды на патриотическое содействие не сбылись, и новые пособия не были оказаны издателю, потому что второе издание 1-й части “Истории Российской иерархии”, вышедшее в Москве в 1822 году, не представляет никаких изменений и дополнений против первого издания, кроме исправления погрешностей, указанных еще в первом издании, в конце 1-й части; даже и те “Прибавления”, которые напечатаны были в конце 6-й части этой “Истории”, не внесены во второе издание». Между тем, необходимость именно нового издания, а не перепечатки «Истории», безусловно, назрела. Сам преосвященный Амвросий смотрел на свой труд как на «дело для Церкви и Отечества полезное и уважительное», а довершение его вторым, полнейшим и совершеннейшим, изданием по собранным дополнительным сведениям считал для себя «священнейшею обязанностью», что и приводил как мотив для своего ухода на покой.

http://pravoslavie.ru/jurnal/30883.htm

В. Рудаков Протоиерей, известный археолог и историк. Родился 22-го октября 1794 года; умер 3-го февраля 1866 года. Диев сын священника, воспитанник Костромской духовной семинарии, священник сначала в с. Тетеринском (с 1813 г.), а потом (с 1832 г.) в с. Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 г.) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями и еще с большею любовью Диев отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах…» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая возбудить или развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым , который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки. В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древн. российских и Московское же общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим сочленом (первое даже почетным, в 1832 г.), и св. Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, напр., в 1842 г. к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 г. в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», – местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 г. еп. Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в с. Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов M. Я., называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/mi...

«История российской иерархии»: преосвященного Амвросия Орнатского, епископа Пензенского и Саратовского Источник История Российской иерархии: Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Известная с именем преосвященного Амвросия Орнатского «История российской иерархии» представляет собою, по замечанию одного русского критика 1 «одно из тех классических сочинений, относительно которых и время не оказывает своего разрушающего влияния.» Хотя это сочинение и не может быть названо в строгом смысле историей, а скорее сборником приведенных в систему материалов и справочных сведений, но эта-то его особенность и придает ему наибольшую ценность и значение, делая его незаменимой справочной книгой, далеко не потерявшей своего значения и доселе, несмотря на то, что со времени издания последней (шестой) части этого сочинения (в 1815 г.) прошло уже 78 лет. Личность преосвященного Амвросия Орнатского , которому в заглавии «Истории российской иерархии» приписывается сочинение (собственно собрание) ее, в высокой степени замечательна. Преосвященный Амвросий, в мире Андрей Антипович 2 , был сын диакона Чудского погоста 3 Череповецкого у. Новгородской г. Родился он в 1778 году. В 1788 г., десяти лет от роду, он был отдан в Кирилло-Белоозерское училище, в 1792 г. перешел в Александро-Невскую семинарию, в которой и окончил курс в 1800 г. По окончании курса он был сделан учителем Новгородской семинарии, в которой в 1805 г. занял должность инспектора и префекта, а в 1808 г. ректора. В 1805 г. он принял монашество и в 1808 году был возведен в сан архимандрита второклассного Новгородского Антониева, а в 1811 г. – Новгородского же первоклассного Юрьева монастыря. В это время Амвросий сблизился с викарием Новгородской митрополии епископом Старорусским, впоследствии митрополитом Киевским, Евгением Болховитиновым 4 , бывшим викарием в Новгороде с 1804 по 1808 г. Сближение Амвросия со знаменитым ученым и было причиной появления «Истории российской иерархии», которая была предпринята Амвросием по мысли и совету и продолжалась при непосредственном участии и наблюдении преосвящ. Евгения. В Новгороде же в последствии (12 июля 1816 г.) Амвросии отпевал тело поэта Державина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере августа 2013 На родине священномученика Имя протоиерея Философа Николаевича Орнатского (†1918) неотделимо от Петербурга-Петрограда. Его заслуги перед религиозной жизнью столицы империи предреволюционных лет известны. Есть в городе места, которые по праву можно назвать Петербургом Орнатского, но география жизни выдающегося пастыря включает и те места, откуда он был родом. Имя протоиерея Философа Николаевича Орнатского (†1918) неотделимо от Петербурга-Петрограда. Его заслуги перед религиозной жизнью столицы империи предреволюционных лет известны. Есть в городе места, которые по праву можно назвать Петербургом Орнатского, но география жизни выдающегося пастыря включает и те места, откуда он был родом. Двоюродный прадед редкой независимости характера В тридцати пяти километрах севернее города Череповца, в 6 км к западу от старого тракта, соединяющего Череповец с Кирилловым и Кирилло-Белозерским монастырем, находился погост под названием Новая Именно здесь малая родина священномученика Философа; его любовь к родному пепелищу и отеческим гробам начиналась здесь. Протоиерей Философ Орнатский появился на свет в семье священника новоёрговской Богоявленской церкви 21 мая (по ст. стилю) 1860 года. Обычная, ничем не примечательная родословная сельского священнического рода — таких в России были тысячи — отмечена замечательным родством. Прадед отца Философа по отцовской линии — священник Иосиф Петрович — приходился двоюродным братом епископу Пензенскому Амвросию (Орнатскому, 1778–1827), автору трудов по истории Русской Церкви, прежде всего — многотомной «Истории Российской иерархии». (Родных братьев и сестер у епископа Амвросия не было, но его биографы упоминают о многочисленной родне, обращавшейся к нему за помощью в период его пребывания на покое в Кирилло-Белозерском монастыре.) По фамилии своего именитого дяди сын Иосифа Петровича — Платон, а также сыновья другого двоюродного брата, Михаила Петровича, стали называться Орнатскими. Это произошло по воле самого преосвященного Амвросия, о чем свидетельствуют воспоминания потомков по линии Михаила Петровича. У них доныне сохранились письменные воспоминания, удостоверяющие родство и передачу фамилии. Тут необходимо отметить, что великорусское сельское духовенство того времени родовых фамилий не имело. Сам будущий преосвященный именовался в Кирилловском духовном училище Чудским — по названию погоста, где служил его отец, и лишь по выходе из Александро-Невской академии стал Орнатским. 

http://aquaviva.ru/journal/na-rodine-svy...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Устав преподобного Кирилла Белозерского чудотворца Приводится по изданию: Древнерусские иноческие уставы. (Сост. Т.В.Суздальцева). М.: Северный паломник, 2001. С. 34-38. В этом издании воспроиздедена VI часть «Истории Российской иерархии» еп. Амвросия (Орнатского). Коментарии и пояснения в круглых скобках – еп. Амвросия. Преподобный Кирилл Устав свой заимствовал от обителей Преп. Феодосия, общих житий начальника и Саввы Освященнаго. О сем сидетельство имеется в житии Преп. Иосифа Волоколамского, где между прочим о сем повествуется так: «И придоша [Преп. Иосиф с старцем Герасимом и Кассианном — прим. А.О.] в Лавру Преп. Кирилла Чудотворца, иже на Беле озере пречестен монастырь общежительнаго предания его. Видя же Преподобный чин и устроение церковное по уставу и по преданию святых отец Феодосия и Саввы, иже во Иерусалиме святыя Лавры, вся благообразно и по чину бываема и в братстве единение, и любовь, и кротость, и безмолвие, и внимание божественных словес и послушание ко Игумену нерассудное (безпрекословное). Бяше же в том монастыри от начальства святаго места того Преп. Чудотворца Кирилла предано никакоже что свое нарицати, но вся Божия: и одежда, обуща, и брашно и питие всем равное в трапезе с благословением наставника и особно по келлиям ничтоже имети, ни пищи, ни пития, разве (кроме) великия нужды и старости, и немощи и вся благообразно зело и по совету Наставника своего и Преимущих старцев». В Монастыре Кирилло-Белозерском и в Новгородской Софийской библиотеке находятся еще списки Келарского устава касательно времени и чина священнослужения, трапезы и монастырской Экономии. Обстоятельный устав преп. Кирилла до нас не дошел; а сокращенно он помещен он в Четьи Минеи в житии его Июня под 9 числом, который здесь и предлагается.

http://sedmitza.ru/text/443478.html

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А. И. Раздорский. О дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря     После выхода в свет в 1912 г. брошюры настоятельницы курского Троицкого женского монастыря игуменьи Емилии (Лебедевой) в курской краеведческой и церковно-исторической литературе закрепилось мнение, что первое упоминание об этой обители относится к 1623 г. Именно эта дата указана на сайте монастыря , а также на сайтах Курской епархии и Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви . Приводится она и в Википедии , а также в «Большой российской энциклопедии» (в подготовленном С. Г. Мереминским разделе «Религия» статьи «Курская область») . Игуменья Емилия в начале своего очерка об истории Троицкой обители указывает: «Из краткого описания монастырей г.г. Павловского, Ратшина и др[угих] видно, что в 1623 году монастырь уже существовал: “на посаде за большим острогом”. Об этом же упоминает митрополит Амвросий в своей книге “История российской иерархии”» . Обратимся к работам, на которые ссылается игуменья. В фундаментальном труде архимандрита (позднее епископа) Амвросия (Орнатского) , впервые опубликованном в шести частях в 1807–1815 гг., о времени существования и дате первого упоминания курского Троицкого женского монастыря вообще ничего не говорится . Заметим, что никакой информации по этому вопросу нет и в описаниях монастырей Российской империи, опубликованных в первой половине XIX в., которые долгое время служили одними из основных источников справочной информации о русских обителях . В книге художника, церковного археолога, исследователя и копировщика древних рукописных книг А. М. Ратшина, вышедшей в 1852 г., про монастырь сказано, что «о времени основания его сведений нет; а известно только, что он в нач[але] XVII века уже существовал» . Искомую дату находим только в книге А. А. Павловского «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону», изданной в 1907 г. Про курский Троицкий женский монастырь в ней говорится: «Когда и кем он основан, неизвестно. Но уже в 1623 году монастырь существовал» . Никаких ссылок на источник сведений об указанной дате автор не привел. Этого, впрочем, не требовал и жанр книги, представляющей собой популярный справочник-путеводитель компилятивного характера, предназначенный главным образом для паломников. Добавим также, что сам Павловский профессиональным историком не являлся. Он подвизался на литературном поприще — сочинял пьесы и путевые очерки, а также составлял разного рода путеводители и «спутники» для путешествующих по святым местам России, Палестины и Афона.

http://sedmitza.ru/lib/text/10369625/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 17.02.1612, или 1622, или 1592, каргопольский в честь Успения Божией Матери мон-рь), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших), Власатый, Каргопольский, основатель (возобновитель?) Успенского мон-ря в Каргополе. Сведения об И. содержатся гл. обр. в позднем «Историческом описании» каргопольского Успенского монастыря (ГИМ. Барс. 698. Л. 148 об.-156 об., XIX в.), а также на хранившейся в этой обители памятной доске нач. XIX в. (ныне находится в КИАМЗ (Инв. 200 ДЖ)). В надписи на памятной доске сообщается, что в постриге И. был наречен Ионой, преставился 17 февр. 1612 г., день его тезоименитства - 7 янв. (празднование Собору св. Иоанна Предтечи); погребен «на горе», в 1646 г. над местом его погребения поставили деревянную ц. в честь Успения Божией Матери (списки «Описания о российских святых» называют др. даты преставления святого - 7130 (1622) и 7100 (1592); последняя дата, очевидно, недописана в части десятков и единиц). Согласно «Историческому описанию», И. был основателем Успенской пуст. на окраине Каргополя, на левом берегу Онеги. Агиографы (Н. Озерецковский, К. А. Докучаев-Басков и др.) датировали это событие 1578 г. (Докучаев-Басков отверг предположение еп. Амвросия (Орнатского) об основании Успенского монастыря в XIV в. (ИРИ. Т. 4. С. 354). Однако возможно, что мон-рь, основанный в XIV в., со временем запустел и И. поселился на его месте.) В 1593 г. Успенская пуст. упоминается во вкладной книге каргопольского Преображенского монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) ( Докучаев-Басков. 1890. С. 113). При И. в пустыни не было храма. Сообщение в «Описании о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 244) о том, что И. являлся «трудником в девичьем монастыре», вызывает сомнение, поскольку Успенская пуст. была преобразована в жен. мон-рь в 1649 г. (др. жен. обителей в Каргополе не было). Могила И. находилась в монастырской Успенской ц. Докучаев-Басков (1890. С. 124) указывает, что в 1719 г. в нижнем (Михайловском) храме монастырского каменного Успенского собора «против левого клироса» имелось надгробие И., дальнейшая судьба к-рого неизвестна.

http://pravenc.ru/text/468985.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Молебен на могиле прп. Димитрия Цилибинского. Фотография. 2006 г. (XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский. Точное время жизни святого неизвестно. Сведения о нем, отразившиеся в изданных в XIX - нач. XX в. справочных трудах по агиографии, рус. мон-рям и церковной иерархии, имели источником устные предания, зафиксированные в XIX в., и запись в несохранившемся синодике 7173 (1664/65) г., свидетельствовавшую о том, что к 1664/65 г. над местом погребения святого стояла часовня с гробницей, и о существовании местного почитания Д. в сер. XVII в. Согласно преданию, в 28 верстах к юго-западу от г. Яренска (ныне село), на левом берегу р. Вычегды, Д. основал Цилибинскую Михаило-Архангельскую пуст. (К нач. XIX в. на месте пустыни находилось с. Цилибское (Цилиб, Цилибинское), к сер. XX в.- дер. Цилиба (ныне нежилая, в Ленском р-не Архангельской обл.).) Д. построил там храм, «выкопав под храмом пещеру... подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее для совершения богослужения и для проповеди слова Божия в окрестных селениях» ( Верюжский. С. 348). По сообщению еп. Амвросия (Орнатского) , Д. был иеромонахом. Д. почитается как ученик Пермского еп. св. Стефана, проповедовавшего христианство язычникам Вычегодской Перми. По мнению прот. И. Верюжского, Д. был из тех зырян, обращенных в христианство свт. Стефаном и принявших священство, о которых говорит Житие первого Пермского епископа. В обоснование этого предположения агиограф указывал на освящение храма во имя арх. Михаила в основанной Д. пустыни (такое же посвящение имел кафедральный храм в Усть-Выми, возведенный по инициативе свт. Стефана). Кроме того, места близ дер. Цилибы предание связывало с именем свт. Стефана - здесь его особенно чтили. В Свято-Троицкой ц. в расположенном на др. берегу Вычегды, напротив Цилибы, с. Вожем (храм построен в 1772, закрыт в 1931) хранилась икона Св. Троицы, по преданию оставленная в этих местах свт. Стефаном. Икону трижды уносили на противоположный берег Вычегды в свою приходскую ц. в честь Рождества Христова в с. Цилибском представители купеческого рода Осколковых (род известен в Цилибском с 1608), но икона опять являлась в Вожеме. В 1802 г. еп. Арсений (Тодорский) перенес икону в вологодский кафедральный собор (ныне она хранится в ВГИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/178019.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010