В это время м. Арсений продолжал свое служение на Ростовской кафедре. В половине марта 1763 г., возвратясь в свои покои от вечерни, он сказал своему келейнику: «не запирай ворот на ночь! Гости будут ко мне в полночь». Келейник недоумевал, каких гостей ожидает преосвященный. Но в самую полночь является к нему Гвардейский офицер Дурново и подает синодальный указ следующего содержания: «14 сего марта определено ваше преосвященство, чрез нарочно отправленного гвардии обер-офицера привезть в Москву, а при том отъезде ризницы и людей, кроме трех нужнейших вашему преосвященству, с собою не брать, и имеющиеся в кельях вашего преосвященства письма, кроме печатных книг, собрав в одно место, вашего и того обер-офицера печатью запечатав, взять оному обер-офицеру в Москву». По приезде в Москву 14 апреля Арсений уже содержался под крепкою стражею в Симоновом монастыре, как государственный преступник. В тот же день императрица писала обер-прокурору Глебову: « Александр Иванович ! Нынешнюю ночь привезли враля, котораго исповедывать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Неизвестно, какого рода была эта исповедь; в присутствии императрицы, Орлова, Глебова и Шишковскаго Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что императрица зажала себе уши, а ему «заклепили рот». После исповеди в императорском дворце Арсений под караулом препровожден был в полное присутствие Синода и при допросе, как объявлено было в московской газете (14 апреля 1763 г.), «сознался в своей продерзости». Его собратия и сочлены присудили его к лишению архиерейского сана и монашества и затем к смертной казни за оскорбление Ея Величества. Такой приговор поднесен был государыне для конфирмации, но она, как значится в Синодском указе, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от казни и повелела оставить ему монашеский чин и сослать в отдаленный монастырь под строгий надзор настоятеля. Подсудимый опять призван был в Синод для объявления ему высочайшей конфирмации. Он явился в Синодское присутствие, как бы на священнослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре, в белом клобуке, с панагиею на персях и с архипастырским посохом в руке. По прочтении высочайшей конфирмации члены Синода, один после другого, снимали с митрополита Арсения архиерейские принадлежности, кто митрополичий клобук, кто мантию, кто омофор, кто панагию, кто другие принадлежности. Во время совершения этого печального акта Арсений, убежденный в справедливости своих протестов, обнаружил полное негодование к своим собратиям – членам Синода и предсказал некоторым из них плачевный жребий. Так первенствующему члену Синода Димитрию предрек, что задохнется собственным языком, Амвросию Зертис-Каменскому предрек смерть от мясника. Лишенному архиерейства подано было простое монашеское одеяние и была взята с него подписка, что впредь ни под каким видом не будет именоваться и писаться не только архиереем, но даже иеромонахом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

   Святитель страшился за судьбу монастырей, опасался их совершенного исчезновения в России. Если дела и далее пойдут в том же духе, то, – предрекал он, – " тако нашему государству приходить будет не токмо со всеми академиями, но и с чинами или на раскольничье, или на лютеранское или кальвинское или наатеистское государство».    Протесты встревоженного архипастыря доведены были до сведения императрицы. Екатерина вознегодовала и возненавидела «мятежного» архиерея, называла его " лицемером, пронырливым и властолюбивым бешеным вралём»; и, наконец, велела его судить Синоду. Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 годав Москве. Синод приговорил его к лишению архиерейского сана. Главным судьей был давний недоброжелатель подсудимого Новгородский митрополит Димитрий.    В Кремлевских Патриарших Крестовых палатах при стечении большой толпы народа, заполонившей Синодальный двор, состоялось снятие сана с осужденного. Народпришел не из одного любопытства, но и от сострадания к гонимому святителю. Когда с осужденного срывали святительское облачение, он предсказал совершавшимнад ним эту позорную церемонию плачевный конец. Митрополиту Димитрию он сказал, что тот задохнется собственным языком. Крутицкому архиепископу Амвросию(Зертис-Каменскому), своему прежнему другу, он предсказал смерть от руки мясника: «Тебя, яко вола, убиют», а епископу Псковскому Гедеону (Криновскому)предрек: «Ты не увидишь своей епархии». Так все и исполнилось впоследствии: митрополит Димитрий умер в 1767 году от опухоли языка, архиепископ Амвросий былубит в 1771 году в Москве во время холерного бунта, а епископ Гедеон, вскоре после суда удалённый в свою епархию, умер по дороге, не доехав до Пскова. 4июня в Кремле рухнула церковь Трех Святителей Московских, смежная с Крестовой палатой, в которой судили опального архиерея.    Между тем, лишенный сана исповедник, в одеянии простого монаха, был под караулом отвезен на Север, в Николо-Корельский монастырь, в тот самый, где взаточении скончался ар­хиепископ Феодосий (Яновский), переименованный в Федоса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Число придворных проповедников, сделавшихся известными лично императрице, было довольно значительно. Так из архивных документов Святейшего Синода мы видим, что во время высочайшего присутствия в Москве в 1742 году, там проповедывали: нарочно для того вызванный из Киева архимандрит Сильвестр Кулябка, впоследствии митрополит Новгородский и с.-Петербургский; архимандриты Иларион Савинский, Афанасий Антонович, Герман Варушевич, Платон Малиновский, Иероним Волчанский, Антоний Нарожницкий, – лица, впоследствии сделавшиеся епископами, разных епархий; кроме того в это же время в высочайшем присутствии в Москве проповедовали около двенадцати приходских и полковых священников и протопопов, и даже один диакон – Стефан Савицкий. С переездом двора из Москвы в С.-Петербурге обнаружилась трудность в приискании способных проповедников на месте. Когда Св. Синоде представил об этом императрице, она указала вызвать в Петербург учителя московской академии Арсения Могилянского, произведенного по этому случаю в архимандрита Троицко-Сергеевой лавры и в члены Св. Синода, – впоследствии митрополита киевского; брата его священника успенской церкви в Москве Евстафия Могилянского; иеромонаха Симона Тодорского, избранного в законоучителя к великому князю, наследнику престола; архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, знаменитого впоследствии московского архиепископа. Из духовенства собственно петербургского проповедовали в это время в присутствии императрицы: архимандрит александро-невского монастыря Гавриил Кременецкий; законоучитель шляхетного кадетского корпуса Гавриил Краснопольский, священники и даже диакон петропавловского кафедрального собора – Флеров. Кроме этих лиц по указаниям библиографии из времен императрицы Елизаветы известны проповеди следующих лиц: саввинского архимандрита Илариона Григоровича, впоследствии епископа крутицкого и члена Св. Синода; иеромонаха Иоасафа Хотунцевского; архимандрита Афанасия Топольского, ректора харьковского коллегиума; Арсения Мацеевича , впоследствии митрополита ростовского 15 ; священников: Иоаана Козловича, И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

1722 г. В 1723 г. в ведение архиеп. Леонида поступила Московская канцелярия синодального правления, которая уже 27 июля 1726 г. была упразднена с передачей большей части функций в Московскую дикастерию. 29 мая 1737 г. сгорели здание Крутицкого подворья, денежная казна и документы. В 1739 г. архиеп. Леонид организовал Крутицкую епархиальную семинарию при вяземском во имя св. Иоанна Предтечи монастыре (Вязьма с 1709 принадлежала Смоленской епархии, часть Вяземского у. осталась в составе Сарской архиепископии) на 30 учеников, на содержание которых собирали по копейке с каждого прихода Крутицкой епархии. В 1744 г. семинария была перенесена в Крутицкий архиерейский дом в Москве, в 1751 г.- в московский Покровский мон-рь (впосл. имела неофиц. наименование Покровская, мон-рь назывался училищным). Настоятели мон-ря являлись, как правило, ректорами семинарии. После восстановления в 1747 г. Московской епархии имп. Елизавета Петровна 20 марта 1748 г. постановила перевести Крутицкого архиеп. Платона (Малиновского) на Московскую кафедру. 14 апр. 1748 г. был издан указ о назначении Платона архиепископом Московским и Севским. Сарским и Подонским архиепископом стал свт. Иларион (Григорович), в 1748-1752, 1754-1759 гг. он являлся присутствующим членом Московской синодальной конторы. Манифест о секуляризации монастырских земель от 26 февр. 1764 г. привел к упразднению 16 мон-рей в Крутицкой епархии (10 мужских и 6 женских). Были преобразованы в приходские церкви муж. мон-ри: Мещовский Драгошанский Троицкий, Боровский Высоцкий Покровский, Успенский Гремячев, Рождества Пресв. Богородицы в с. Анастасове, Мосальский Боровенский Успенский, перемышльский Резванский Николаевский, ливенский Сергиевский, мценский Петропавловский, Серпейская Городеченская и белёвская Жабынская пустыни. Упразднены жен. мон-ри: боровский Рождественский, козельский Вознесенский, мещовский Афанасиевский, перемышльский Рождественский, лихвинский Афанасиевский и можайский Петровский. До 1764 г. архиереи в документах именовались и как Крутицкие, и как Сарско-Подонские, последний титул был официальным. Епархия фигурировала и как Крутицкая, и как Сарская, консистория официально именовалась только как Крутицкая, как и Крутицкий архиерейский дом, или архиерейское подворье. Имп. указом от 6 июля 1764 г. титул Сарского и Подонского еп. Амвросия (Зертис-Каменского) был заменен титулом «Крутицкий и Можайский».

http://pravenc.ru/text/2462071.html

1 дек. 1892 г. Г.-П. прочел студентам МДА лекцию «Антука» (en tout cas - на все случаи), подвергнув резкой критике стремление правительства использовать духовенство для сиюминутных целей, загруженность священства бюрократической отчетностью и непродуманность реформы семинарского образования при обер-прокуроре Святейшего Синода Н. А. Протасове . Помимо научной деятельности Г.-П. служил в Сергиевско-Посадской думе уполномоченным, с 20 авг. 1888 г.- городским головой. Боролся с чиновничьим произволом, в т. ч. с помощью обличительных сатирических памфлетов. Создал проекты организации всероссийского взаимного страхования и финансового контроля. Похоронен на кладбище МДА в Сергиевском посаде. Арх.: РГБ ОР. Ф. 172. К. 123. Ед. хр. 33; К. 161. Ед. хр. 33; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1015, 5056. Соч.: Описание Св. Земли//ДЧ. 1866. 12. С. 319-332; История Тридентского Собора//ЧОЛДП. 1868. Кн. 5. С. 1-104; 1869. Кн. 6. С. 105-215; О трудах архим. Михаила [(Лузина)]//ПО. 1873. 2. С. 289-310; 4. С. 658-693; Неск. слов о ст. преосв. еп. Феофана [(Говорова)] «По поводу издания свящ. книг ВЗ в рус. переводе»//Там же. 1875. 11. С. 505-540; О недоумениях, вызванных рус. переводом свящ. книг ВЗ//Там же. 1877. 1. С. 69-104; 2. С. 260-284; 4. С. 681-702; Псалтырь в новом слав. переводе Амвросия [(Зертис-Каменского)], архиеп. Московского (с введ. и прим. Г.)//Там же. 1878. 1. С. 1-16; 2. С. 17-32; 3. С. 33-64; 5/6. С. 65-128; 7. С. 129-160; 8. С. 161-192 (отд. изд.: М., 1878); О евр. рукописи Пятокнижия XII в. (из б-ки МДА). Слав. Псалтырь XVIII в., переведенная с евр.//Тр. III Междунар. съезда ориенталистов в С.-Петербурге в 1876 г. СПб., 1879-1880. Т. 1. С. 591-594; Нар. Библия во времена Христа Спасителя//ПрТСО. 1880. Ч. 26. С. 1070-1085; 2-я кн. Моисея «Исход» в переводе и с объяснениями//ВиР. 1890. Т. 1. Ч. 1. 1.С. 16-34; 3. С. 115-133; 5. С. 253-273; 7. С. 373-397; 9. С. 513-531; 11. С. 625-651; Ч. 2. 14. С. 57-72; 17. С. 269-282; 18. С. 337-357; 21. С. 534-554; 22. С. 579-597; 24. С. 707-721; 1891. Т. 1. Ч. 1. 2. С. 73-94; 6. С. 327-344; 10. С. 563-576; 11. С. 617-636; Ч. 2. 13. С. 1-21; Антука (En tout cas). Серг. П., 1894; Отрывки из «Скорбной летописи городского головы». Серг. П., 1891. Вып. 1.

http://pravenc.ru/text/166271.html

Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. Нач. XX в. Указом Синода от 8 нояб. 1744 г. П.-З. Г. м. стал кафедральной обителью Переславской и Дмитровской епархии. Большая часть братии была переведена в другие обители, а монастырские здания приспособлены под архиерейскую резиденцию. В сер. XVIII в., при архиеп. Амвросии (Зертис-Каменском) , монастырский комплекс был существенно перестроен, причем уничтожено неск. старинных зданий, в т. ч. упоминаемая в документах 3-главая ц. св. Иоанна Предтечи. Строительными работами руководили молодые архитекторы И. И. Жуков, К. И. Бланк, И. Я. Яковлев, И. Ф. Метлин из «команды» московского зодчего Д. В. Ухтомского , в мастерской которого, вероятно, и был создан новый облик монастырского ансамбля. После упразднения Переславской епархии, в 1788 г., монастырские храмы стали приходскими, богатая ризница отправлена в Москву, остальное имущество обители передано в Московскую, С.-Петербургскую и Владимирскую епархии. В «Описании монастырей...» 1817 г. упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». Нек-рое время на территории П.-З. Г. м. находились суд и другие казенные учреждения, а также богадельня. В кон. XIX в. здания мон-ря были выставлены на продажу. Их выкупило местное купечество и передало Переславскому ДУ, занимавшему территорию обители в 1881-1918 гг. Долгое время смотрителем уч-ща был видный церковный историк прот. А. И. Свирелин. В 1887 г. большой урон строениям П.-З. Г. м. нанес ураган. В 1904 г. монастырь пребывал в запустении: «...громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» ( Потапов. 1904). В мае 1919 г. с целью спасти церковные древности от разорения и конфискации по инициативе начальника милиции М.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

ПЕТРОВСКАЯ, пуст. муж. существовавшая некогда в 40 верстах от уездного города Суздаля, с церковью Петра и Павла. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, женский, в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на берегу реки Тезы, в 15 верстах от Шуи. Время основания этой обители неизвестно; в первый же раз упоминается о ней в 1632 году. Здесь церковь Благовещения Богородицы, огромная, пятиглавая, существует с 1675 года; в ней иконостас сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого. – В 1764 году монастырь сей упразднен и церковь обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-ДУНИЛОВСКИЙ, муж. в Суздальском уезде, в селе Дунилов, на реке Тезе, в 15 верстах от Шуи. Основан был в XVII в. боярином Лопухиным, отцом царицы Евдокии Феодоровны, первой супруги Петра Великого, и упразднен в 1764 году. Церковь сей обители обращена в Единоверческую. ВОСКРЕСЕНСКИЙ, женский, существовавший некогда в уездном городе Муроме, и обращенный в 1764 году в приходскую церковь . О времени основания его сведений нет. Здесь были две каменные церкви. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, бывший в уездном городе Муром, на посаде. Подробного известия об этой обители нет. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, мужеский в 10 верстах от уездного города Мурома, на берегу реки Юшны, в простонародии называемой Ушною , или Ушеною почему и монастырь именовался прежде Борисоглебским Ушенским. Здесь три каменные церкви. Неизвестно, когда обитель эта была основана, упоминается же о ней еще в первой половине XIV века; упразднена она в 1764 году. – В монастыре сем погребен князь Муромский, Василий Ярославич, правнук св. Давида (Петра) Муромского. ПЕРЕМИЛОВСКАЯ-ТРОИЦКАЯ, пуст. муж., существовавшая в 20 верстах от уездного города Мурома, с церковью Живоначальной Троицы, обращенною в приходскую. О сей обители никаких подробностей неизвестно. ГОРИЦКИЙ пли ГОРИЙСКИЙ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Он основан около 1392 года св. Евфросинией, супругой В. К. Димитрия Донского, и был с 1744 года кафедральным Переславской Епархии. Здесь четыре каменные церкви: 1) Успения Богородицы – храм великолепный, с иконостасом весьма высокой работы и отличного рисунка; церковь эта построена, вместо прежней, между 1753–1761 г. старанием епископа Переславского Амвросия Зертис-Каменского, бывшего впоследствии архиепископом в Москве, и имеет два придела: Благовещения и Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; 2) Всех Святых, с трапезою; 3) Богоявления Господня, на колокольне, начатая постройкой во второй половине прошедшего столетия епископом Геннадием Кратинским, а доконченная по смерти его и освященная около 1777 года епископом Феофилактом Горским, который и другие здешние храмы украсил внутренним стенным писанием; 4) Николая Чудотворца, над св. вратами. – Монастырь упразднен в 1764 году и оставался Архиерейским домом до 1788 г.; по уничтожении же епархии главная церковь обращена в городской собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1048 В дальнейшем текст «Наставления царю» патриарха Никона цитируется мной по РКП.: РГАДА, ф. 27. оп. 1, л. 140, ч. 1, л. 298а–393об. Листы по указанной рукописи проставляются в круглых скобках после цитаты и пометы «Наставление царю». 1058 13 декабря 1666 г. от имени патриарха Иоасафа и Собора составлен наказ на имя архимандрита нижегородского Печерского монастыря Иосифа, который должен был сопровождать патриарха Никона в ссылку; архимандриту предписывалось по приезде в Ферапонтов монастырь забрать у Никона архиерейскую мантию и посох и выслать в Москву – Дело 1897, 310–311 74). 1064 Адриянова-Перетц 1947, 93. У протопопа Аввакума, когда «звериные» метафоры употребляются по отношению к «людям Божиим» и собственным детям, преобразуются и получают иное эмоциональное содержание – Герасимова 1993, 81. 1075 Милосердие (милосердствие, милосердство) – сочувствие, сострадание; милостивый (милостивный) – милосердный, сострадающий, тот, кто склонен прощать, оказывать снисхождение – СРЯ 9, 151–152, 153. Милость – милосердие, благорасположение; радость, веселье; сожаление, жалость – Срезневский 2/1, 137–139. Щедрость – милосердие, милость, чистосердечие, простота сердца – Срезневский 3/2, 1608. 1085 Новый текст на каменной таблице, выполненный а технике масляной живописи по дереву при архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском) (1748–1753), вызывал в памяти читателя ряд событий, предшествовавших Крестной смерти и Воскресению Спасителя; эта надпись из Воскресенского собора сохранилась до наших дней: «Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим Святым местам с верою поклонитися, но ради разстояния дальняго онаго дойти не могущая, созерцай семо вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестиваго христианства в воспоминание тебе спасительных Страстей, смерти и тридневнаго Воскресения, в храме сем Ново-Иерусалимском представляет» – цит. по изд.: Зеленская 2003, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Что касается языка, то у всех проповедников заметно увлечение риторическою фигуральностию, часто слишком изысканною и однообразною. В конструкции, хотя не всегда, заметен латинизм: расстановка слов и длинота периодов, запутанных вводимыми предложениями, напоминают школьную латынь. К красотам языка причисляли и употребление иностранных слов, которые употреблялись часто в официальных бумагах. В поучениях того времени попадаются и такие образы и обороты речи: «посмотри на солдат не токмо, когда в ордер баталии устрояются, но и когда в экзерцициях воинских обращаются, каково чинно, каково с бережением регулы, каково по науке их артикула прохождение и возвращение, каково по гласу командующего соотвечание, словом, дивная армония! Слова: экономия, инструкция, потентаты, экстракты, эксперимент, кондиция, презерватика, Иоав — фельдмаршал Давида — часты. Длиннота поучений московских проповедников как и киевских, чрезвычайная, так что для произнесения проповеди требовалось более часа времени. Проповеди, сказанные в высочайшем присутствии кого-либо из членов царской фамилии, категорического характера и любопытны по живости изложения (Флоринского Кирилла, Кранского Порфирия, Козловича Иоанна и Золотого Иосифа). Выдержки, как образчики — толкования Св. Писания нравственного приспособления библейской истории, приспособления истории языческой, изложения патетическго, обличения, полемики в истории М. С. Г. Л. Акад. Смирнова. Из проповедников московской академии, коих поучения дошли до нас, известны: Гавриил Бужинский иеромонах с 1708г., Димитрий 1738–9гг., Сеченов — ясность слога и сила обличения, Гедеон Антонский (1740–44гг.), Лаврентий Ясинский 1745 г., Гедеон Криновский (1752–54гг.) — отменная ясность в мыслях, живость воображения, точность в выражениях, сила доказательств, почерпаемых более из движений сердца, нежели из сухих умствований и вообще в произношении, по отзыву м. Евгения, Макарий Петрович Серб (1759–60гг.) — сила чувства и красноречие, (2 том 1786г.). Амвросий Подобедов (1768–71гг.), проповедь его при погребении Амвросия Зертис Каменского, убитого чернью в чуму 1772 г. в два года имела 4 издания и была переведена на французский и немецкий языки. Многия из поучений, сочиненных проповедниками академии, вошли в состав полного собрания поучений на все воскресные и праздничные дни, изд. в 3х томах Св. Синодом в 1775 году Мая 20. Церковная проповедь в царствование Елисаветы Петровны

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Но не одним Апостолом Христовых речены слова сии. Ибо что касается до будущей участи всех человек, то Спаситель в лице Апостолов Своих говорил всем: яже вам глаголю, рек Он, всем глаголю ( Мк.13:37 ). Правда, мы не подвержены уже ныне такому гонению за Христа и Евангелие, какому подвержены были святые Апостолы. Ибо мы живем уже в мире, просвещенном верою Христовою и среди царствующего повсюду благочестия. Но есть благочестивым другия внутренния гонения от духов злобы поднебесных; есть страдания своего духа от плоти: есть невидимые кресты и распинания сердцу от страстей. Свидетелем сему святый Апостол Павел, который, при всей своей святости, признается, что за премногая откровения дадеся ему пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости ему деет, да не превозносится ( 2Кор.12:7 ). Он чувствовал сам в себе и во уделах своих ин закон, противу воюющ закону ума его и пленяющь законом греховным, сущим во удех его ( Рим.7:23 ). Он говорит, что и все, иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Галат. 5:24 ). И так убегать сих страданий и сего креста, не желая подвергать душу свою претерпению оных, есть тоже, что, желая спасти душу свою, погублять оную. А чтобы действительно спасти оную, то надобно погубить в ней все то, что есть в ней плотяного, страстного, похотливого, прилепленного к миру сему и к мирским вещам. Христос возлюби церковь, говорит святый Апостол Павел, не с тем, чтобы она оставалась неочищенною от пороков, но да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю, себе славну церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф. 5:25, 26 и 27). Видяще убо сие, благословении слушатели, да отвергаемся поставлять спасение, сиречь блаженство души нашея, в благах земных и в угождении диаволу, миру, плоти, страстям и похотям своим. Противу искушений диавола и мира станем препоясани чресла наша истиною Божиею, облечемся в броню правды, и приимем щит веры, в немже возможем вся стрелы лукаваго разженныя угасити (( Еф. 6:14, 15 и 16). Противу искушений плоти и страстей да помышляем всегда пример Иисуса Христа, за нас пострадавшего и умершего на кресте. Умертвим сами плоти нашея мудрование, и таким образом, по-видимому, погубляя душу нашу, спасем оную. Аминь. 3. Слово при погребении Амвросия м. Московского (Зертис-Каменского)

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010