Новому ректору дан совет иметь «в учении умеренность» и «в трудах раздох» 3627 . Иеромонах Сильвестр, в мире Симеон Игнатьевич Страгородский, был сын Царскосельского придворного священника, родился в 1725-м году и своею крестною матерью имел великую княжну, впоследствии Императрицу Елисавсту Петровну. С 1735-го года поступить в Невскую Семинарию, осиротел, заболел глазами и в 1743-м году должен был выйти из Семинарии. Но, получив облегчение от болезни, вернулся в Семинарию, окончил ее курс и был в 1745-м году оставлен в ней учителем. В 1748-м году принял пострижение с именем Сергия. Ректором он был недолго. По расстроенному здоровью он взял в июне 1757-го года отпуск на год, вернулся, но снова взял отпуск уже на 2 года и, по ходатайству епископа Переяславского Амвросия (Зертис-Каменского), 5-го марта 1760-го года произведен во архимандрита Переяславль-Залесского Никитского Монастыря. По-видимому, с отпуска 1757-го года он уже не вступал в должность ректора: у Богданова он отмечен «отбывшим от Семинарии» в 1757-м году. 23-го декабря 1761-го года он был хиротонисан во епископа Переяславского, в 1768-м году переведен на Крутицкую кафедру, в 1771-м году вышел на покой в Угрешский Монастырь, в 1785-м году перешел в Новый Иерусалим, в 1788-м году назначен управляющим Андроньевым Монастырем, в котором и скончался 19-го октября 1802-го года 3628 . По отбытии из Семинарии иеромонаха Сергия «правление принял» префект, иеромонах Иоанникий (Святковский), а когда и он выбыл в 1758-м году из Семинарии, то « философический учитель», иеромонах Гавриил (Огинский), после же назначения иеромонаха Гавриила в 1762-м году в Архангельскую епархию, – «философический учитель», иеромонах Арсений (Верещагин), после него, с 1764-го года, иеромонах Исаия (Германовсгай), по-лучивший вместе с этим звание префекта, который, наконец, в 1766-м году был назначен ректором 3629 . Иеромонах Арсений перешел, по-видимому, в Тверь, где он в 1767-м году числится префектом, а потом и ректором Семинарии. В 1773-м году он был хиротонисан во епископа Архангелогородского, с 1775-го года был переведен на Тверскую кафедру, в 1783-м году – в Ростов и скончался архиепископом Ярославским в 1799-м году, 23-го декабря. Погребен в большой церкви Калязинского Троицкого Монастыря 3630 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1047 В дальнейшем текст «Наставления царю» патриарха Никона цитируется мной по ркп.: РГАДА, ф. 27. оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а – 393 об. Листы по указанной рукописи проставляются в круглых скобках после цитаты и пометы «Наставление царю». 1057 13 декабря 1666 г. от имени патриарха Иоасафа и Собора составлен наказ на имя архимандрита нижегородского Печерского монастыря Иосифа, который должен был сопровождал патриарха Никона в ссылку; архимандриту предписывалось по приезде в Ферапонтов монастырь забрать у Никона архиерейскую мантию и посох и выслал в Москву – Дело 1897, 310 – 311 74). 1063 Адрианова-Перетц 1947, 93. У протопопа Аввакума, когда «звериные» метафоры употребляются по отношению к «людям Божиим» и собственным детям, преобразуются и получают иное эмоциональное содержание – Герасимова 1993, 81. 1074 Милосердие (милосердствие, милосердство) – сочувствие, сострадание; милостивый (милостивный) – милосердный, сострадающий, тот, кто склонен прощать, оказывать снисхождение – СРЯ 9, 151 – 152, 153. Милость – милосердие, благорасполо- жение; радость, веселье; сожаление, жалость – Срезневский 2/1, 137 – 139. Щедрость – милосердие, милость, чистосердечие, простота сердца – Срезневский 3/2, 1608. 1084 Новый текст на каменной таблице, выполненный в технике масляной живописи по дереву при архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском) (1748 – 1753), вызывал в памяти читателя ряд событий, предшествовавших Крестной смерти и Воскресению Спасителя; эта надпись из Воскресенского собора сохранилась до наших дней: «Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим Святым местам с верою поклонитися, но ради разстояния дальняго онаго дойти не могущая, созерцай семо вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестиваго христианства в воспоминание тебе спасительных Страстей, смерти и тридневнаго Воскресения, в храме сем Ново-Иерусалимском представляет» – цит. по изд.: Зеленская 2003, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последователи раскола старались о сохранении типа старинной русской церкви. Церковь Преображения в Новгороде, существовавшая еще до введения христианства в России, представляла простую деревянную постройку. Посреди её, на потолке, висел фонарь. Выговская молельня представляла также обыкновенную часовню, без дорогих украшений, с образами в одних медных окладах; посреди её, с потолка, спускалась лампада. Раскольники предпочитали молиться в часовнях, часто в обыкновенных домах. Со времени Никона явилось благолепие в православных церквах; миткальные ризи и оловянные сосуды стали исчезать. У последователей раскола, иногда очень богатых, сохранилась прежняя обрядовая простота. Православный священник, со времени Никона ставший официальным лицом, не мог больше быть безграмотным. У раскольников сохранились «попы» – слово «священник» было нововведение. Иконы чтились раскольниками только старые. За такие иконы давали большие деньги. Даже в позднейшее время ставить икону за стекло считалось раскольниками грехом. Как ни удалился раскол впоследствии от своей первоначальной щепетильной преданности старине, но даже при Ковылине в монастыре московской Федосеевской общины не было образов за стеклами. Запрет новизны простирался даже на мелочи: в госпитале рогожской общины еще в нынешнем столетии не было железных кроватей – это было «новшество». Последователи раскола употребляли все старание, чтобы добыть более икон старинного письма. Во время чумного возмущения в Москве, вызванного преимущественно раскольниками, последние воспользовались обстоятельствами, чтобы запастись большим числом старинных икон. Пользуясь нерасположением в среде москвичей к архиеп. Амвросию Зертис-Каменскому (он сек розгами и плетьми священно-и церковнослужителей 68 и вообще был крутого нрава), раскольники тайным подстрекательством возбудили народ против архиепископа, и когда чернь нашла бежавшего в сером мирском кафтане в Донской монастырь архиепископа и, вытащив его из-за иконостаса, по указанию мальчика, заметившего торчавшую полу его кафтана, побила митрополита каменьями, раскольники беспоповской секты воспользовались смятением, чтобы ворваться в Чудов монастырь и захватить все бывшие там древние иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

В Москве он был, как государственный преступник, заключен под крепкой стражей в Симонове монастыре. Арсений был допрошен во дворце в присутствии императрицы. При этом он говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому „заклепали рот“. 14 апреля состоялось заседание Синода, на котором допрашивали Арсения. Вероятно, и тут он не стеснялся в выражениях. Его присудили к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, суду светскому, которому надлежало за оскорбление Величества осудить Арсения на смертную казнь. Императрица приказала освободить его от светского суда, и, оставив ему монашеский чин, сослать в дальний монастырь. Арсений был призван в заседание Синода для исполнения над ним указа. По Москве распространился слух, что будут снимать сан с Ростовского митрополита в Крестовых патриарших палатах. Туда допущены были лишь монахи и белое духовенство. Толпы же народа запрудили пространство вокруг Синодального двора, так что и солдаты не могли их разогнать. Конечно, не одно любопытство, но и сострадание руководило этим народом. Впечатление, произведенное этим событием, было еще усилено вскоре затем случившимся происшествием: 4 июня внезапно упала смежная с той Крестовой палатой, где осудили Арсения, церковь Трех Святителей Московских. Арсений явился на последний над ним земной суд, как на служение. На нем была архиерейская с источниками мантия, омофор, белый клобук, на груди панагия, в руке он держал архиерейский посох. Когда был прочтен указ, лишавший его сана – один за другим члены Синода стали снимать с него облачение: один – митрополичий клобук, другой – омофор, третий отобрал посох. Все жадно следили за ним, выражением лица его, словами его, чтобы донести императрице, которая чрезвычайно интересовалась всеми подробностями этого дела. Негодующий митрополит тут же предсказал разоблачавшим его архиереям их плачевную участь. Димитрию Сеченову он предсказал, что тот задохнется собственным языком; Амвросию Зертис-Каменскому – смерть от руки мясника: „тебя, яко вола, убиют“; епископу Псковскому Гедеону: „ты не увидишь своей епархии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» – архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. В центре ансамбля – храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова – напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители – село Скудельничье (Микулино), к северо-западу – горы Фавор и Ермон. У стен монастыря – березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, – в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским собором в 1666 году и сослан на север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 году царь Федор Алексеевич и его тетка царевна Татьяна Михайловна. Федор Алексеевич же и возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву патриарх скончался. Исполнилось и желание патриарха живым или мертвым вернуться в свою любимую обитель. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. К большому сожалению, в 30-е годы советские власти вскрыли гроб патриарха Никона, и местонахождение его останков до настоящего времени неизвестно. После смерти царя Федора Алексеевича, при котором все здание Воскресенского собора было доведено до сводов, строительство продолжалось при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и 18 января 1685 года собор был освящен патриархом Иоакимом. В 1686 году державные ктиторы Воскресенского собора даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья. Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. Строительство монастыря завершилось при императрице Елизавете Петровне. В ее царствование после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749–1759 годах был возобновлен и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского).

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В книге 1928 года «Памятники усадебного искусства» мы встречаем фотографию хорошо сохранившейся на тот момент каменной церкви Всемилостивого Спаса в Тишково, а также усадебных построек конца XVIII века. На 1928 год в Тишково еще были целы, кроме церкви, два восьмигранных столба, восьмиугольный флигель, остатки оранжереи с овальным залом, службы, пилоны, парковые трехарочные ворота с круглыми башнями…Однако всего через несколько лет после публикации, в 1930-е годы, все эти постройки, в том числе и редкая по архитектуре церковь с элементами западной готики, были разобраны. Кирпичи от уничтоженного храма пошли на строительство цехов фабрики «Серп и молот» в городе Пушкино и на фундаменты первых корпусов дома отдыха «Тишково». Храмоздателем церкви Всемилостивого Спаса был Петр Александрович Собакин, представитель знатной дворянской фамилии. Другим знаменитым владельцем Тишково был Михаил Григорьевич Собакин – тайный советник, сенатор, поэт, который известен и малодушным поведением в час вспыхнувшего в 1771 году в Москве Чумного бунта. Незадолго до этого Екатерина IIhaзhaчuлa Собакина помощником П.Д. Еропкина в борьбе с эпидемией, но в критический момент, когда разъяренная толпа уже грабила Чудов монастырь, он заперся в своем доме, не укрыл у себя московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), которому мятежники угрожали расправой. Об этом событии писал автор мемуаров «Жизнь и приключения Андрея Болотова. Описанные самим им для своих потомков»: «О таковом смятении и бунте услышав, владыка (Амвросий) немедленно поехал из Чудова со мною и в моей карете к Михаилу Григорьевичу Собакину в надежде там переночевать, яко у холостого человека. Мы застали его больного в постели и от набатов в великий страх пришедшего. Мы принуждены были его оставить». Впоследствии императрица отстранила Собакина от службы, а через год он умер. Собакины владели усадьбой в Тишково с 1792 по 1812 годы, а потом у села появился новый хозяин – святой доктор Федор Петрович Гааз. Фридрих Иосиф (таким было его настоящее имя) родился недалеко от немецкого города Кельн в 1780 году. Его дед был врачом, а отец – аптекарем. В России молодой доктор оказался случайно: вылечил бывшего в Европе русского вельможу Репнина и по его настойчивому приглашению переехал в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=04533

137. ДОБРОТА (τ κλλος, decor, forma, pulchritudo, καλλον, species, excellentia, gloria, — краса, красота. «Подаждь доброте моей силу» (Пс. 29, 8); «красен добротою» (Пс. 44, 8), или, по переводу Псалтири Амвросия Зертис–Каменского, М., 1878, «краснейший», по переводу Тремеллия, Hannoveriae, 1624 (=Berlin, 1878) — «multo pulchrior», по Синодскому переводу — «Ты прекраснее»; «возжелает царь доброты (а по Синодскому переводу — красоты) твоея» (Пс. 44, 12); «доброту (καλλονν, по Синод, пер. — красу) Иаковлю» (Пс. 46, 5); «и доброту (по Тремеллию — gloriam, по Синод. пер. — славу) их» (Пс. 77, 61)» (Петр Гильтебрандт (Рязанский). — Справочный и объяснительный словарь к Псалтири СПб., 1898, стр. 115). 138. Игнатий Богоносец, — Послание к Магнезийцам, 7, 1 (Funk, — Apost. Väter, 2–te Aufl., Tübingen, 1906, S. 88 11–16). — Выдержка в тексте сделана по памяти. Справившись теперь с текстом, я вижу, что сделанный перевод, хотя и наиболее вероятен, но не обязателен. Место, обсуждаемое нами, гласит: «Одна молитва, один ум, одна надежда в любви, в непостигаемой радости, — т. е. Иисус Христос, ο μεινоν, οθν εστιν». Слово μεινον может получать специальные значения καλλτερος, φελιμτερος, δυναττερος, επιτηδειτερος и даже заменять недостающую сравнительную степень от αγαθς (см. Ανθιμος Γζης, Λεξικν Ελληνικν στ. 240). 139. Макарий Великий, — беседа 17, 3 (Migne, — Patrolog. (нрзб.), Т. 34, col. 6, 25). 140. id. 17, 4 (Migne, — id.). 141. Ср. стр. (нрзб.)71, 534, 539. 142. Еп. Феофан Затворник. 143. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. Пер. с греческого. СПб., 1871, стр. 320, 1. 144. id., стр. 324, 12. 145. id., стр. 355, 12. 146. id., 372, 12. 147. id., 25, 27. 148. «Дух Божий явно почивший на отце Серафиме Саровском в беседе его о цели христианской жизни с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым» (из рукописного воспоминания Н. А. Мотовилова, гл. VI.) рукопись эта, открытая С. Нилусом, напечатана в книге: Сергей Нилус, — Великое в малом. Изд. 2–е, Царское Село, 1905, стр. 197–199. (Есть нов. изд.)

http://predanie.ru/book/183910-stolp-i-u...

См.: Голубинский Е.Е. Воспоминания//Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е Е. Голубинского . М., 1998. С. 206; Извлечение из Всеподданнейшего отчетаобер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1881 год. СПб., 1882. С. 137.) 191 (Новый Иерусалим – Ново-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный 1-го класса, общежительный мужской монастырь. Основан в 1656 г. Патриархом Никоном для воссоздания в России образа Святой Земли. Окрестности монастыря получили новые, библейские, названия. После опалы и смерти Патриарха Никона монастырь благоустраивался на пожертвования Царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В 1690–1694 гг. под руководством зодчего Я.Г. Бухвостова деревянные монастырские стеныи башню заменили на каменные. В 1720-х гг. монастырь пережил упадок. Возобновлен в 1744–1756 гг. по указу Императрицы Елизаветы Петровны усилиями архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), наместника Ново-Иерусалимского монастыря (1748), архитектором Ф. Растрелли. В дальнейшем монастырь получал большие вклады от Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I. В монастыре было пять храмов с 39 престолами.1. Собор Воскресения Христова с 29 приделами, холодный, сооружен в 1658–1685 гг. (внутри – точное воспроизведение храма Гроба Господняв Иерусалиме). Возобновлен в 1874 г. В приделе св. Иоанна Предтечи был погребен Патриарх Никон, здесь же находились его вериги и келейная икона Божией Матери. В соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», присланная в 1663 г. Патриарху Никону с Афона, и частица мощей мц. Татианы, подаренная в 1691 г. Царевной Татьяной Михайловной. 2. Храм Рождества Христова, сооруженный в 1686–1692 гг. по образу вифлеемской базилики (IV в.), с приделами: Обрезания Господня, Поклонения волхвов, Бегства в Египет, Избиения младенцев, в трапезной части – прп. Сергия Радонежского и мц. Татианы. 3. Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим, сооруженный в 1694–1697 гг. 4. Храм Трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (конец XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В этом докладе 8 октября 1744 г. Св. Синод между прочим писал, что оная «книга церкви святой для защищения, а на противных ея безумствующих раскольников в обличение и на подкрепление претыкающихся зело полезна». Высочайшей резолюцией «быть по сему» государыня утвердила доклад Синода, который за сим сделал распоряжение о немедленном напечатании книги в московской синодальной типографии, которая оную и напечатала в 1745 г. 74 . В 1744 году Св. Синод признал необходимым напечатанный в киево-печерской типографии 1624 году «Номоканон» достоверно и всетщательно освидетельствовать с правилами св. Апостол и Богоносных отец и в чем будет надлежательно исправить». Труд этот Св. Синод поручил тогдашнему Заиконоспасского училищного монастыря архимандриту и ректору Порфирию Крайскому с тем, что «когда оный номоканон будет освидетельствован и совершенно во всем исправлен, тогда при доношении объявить Св. Синоду немедленно». Архимандрит Порфирий просил Св. Синод освободить его от исполнения сего поручения по той причине, что он уже нес одно поручение, состоя по назначению Св. Синода членом следственной в Москве комиссии о раскольниках. Св. Синод освободил Порфирия, и освидетельствование поручил произвести Александро-Невской семинарии ректору иеромонаху Гавриилу (Кременецкому) и префекту иеромонаху Амвросию (Зертис-Каменскому). Означенные лица замедлили данным им 30 сентября 1745 г. поручением; по этому Синод в ноябре 1745 г. потребовал от них представления по поручению Св. Синода «буде же всего неисполнено» донести что, и когда именно сделано, и как скоро может быть исполнено возложенное на них поручение. На это требование Св. Синода означенные лица ответили, что они «со всяким прилежанием» трудятся над исполнением даннаго поручения», «и по большей части, в чем возможно исполнили оное, а когда и остатка совершенное учинится исполнение», о том в свое время придет донесение Синоду, «как же скоро то может статься, утверждать нельзя: первое ради всегдашних школьных их упражнений и недосугов, второе, ради случающихся разных посторонних благословных препятствий». На этом и остановилось дело. Уже в 1769 году, как значится в синодальном журнале от 12-го апреля, бывший ректор Александро-Невской семинарии, в то время уже синодальный член, преосвященный Гавриил, архиепископ С.-Петербургский, предложил об отданном в 1745 году ему с бывшим тогда в семинарии префектом, ныне синодальным же членом, преосвященным Амвросием, архиепископом московским, для исправления печатанном в киево-печерской типографии в 1624 году Номоканоне, пояснил, что и в чем оный Номоканон не исправен, о том сделана выписка в особой книжице. Но сему предложение Св. Синод рассудил означенный Номоканон и о неисправностях оного книжицу принять и предложить к рассуждению в то время, когда переведенные Пандекты будут рассматриваться 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В 1778-1779 гг. Б. издавал экономический ж. «Сельский житель», в 1780-1789 гг.- «Экономический магазин», печатавшийся в типографии и на средства Н. И. Новикова , с к-рым Б. познакомился в Москве в 1779 г. К Новикову, публиковавшему сочинения Б., последний относился с симпатией, однако на попытки привлечь его в масонское об-во отвечал решительным отказом. О своем отношении к масонству Б. писал, что испытывал «отвращение как от сего ордена, так и от всех других подобных тому тайных связей и обществ» (Записки. Т. 2. С. 220). Журналы (как и сочинения) Б. печатал анонимно, хотя являлся вместе с сыном Павлом переводчиком и автором материалов. «Экономический магазин» содержит свыше 4 тыс. статей по земледелию, лесоводству, садоводству, минералогии, фармацевтике и др. областям практических знаний. Б. получил европ. известность, в 1794 г. был избран почетным членом Саксонского королевского экономического об-ва в Лейпциге. В 1796 г., после смерти императрицы, Б. вышел в отставку и в нач. 1797 г. вернулся в Дворяниново, где до конца жизни занимался научными и лит. трудами. Среди его многочисленных начинаний были организация первого в России детского театра и впервые примененный метод лечебной физиотерапии (описан в его кн. «Краткие и на опытности основанные замечания о електрицизме и о способности електрических машин к помоганию от различных болезней», 1803). Б. писал картины маслом и акварелью (хранятся в Гос. Эрмитаже, Русском музее и ГИМ) и сочинял духовную музыку. Похоронен по завещанию в с. Русятино (около Дворянинова). А. Т. Болотов за работой в Бородичке в 1789–1790 гг. Гравюра Л. Серякова по рисунку П. А. Болотова А. Т. Болотов за работой в Бородичке в 1789–1790 гг. Гравюра Л. Серякова по рисунку П. А. Болотова Наиболее известный лит. труд Б.- «Записки», к-рые представляют собой подробную летопись его жизни, в опубликованной части доведены до 1795 г. и заключают в себе разнообразный и во многом уникальный материал по истории России в XVIII в., в т. ч. о положении провинциального приходского духовенства, быте и образе жизни имп. Петра III и его окружения, московском бунте 1771 г., убийстве архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и др. Лейтмотивом «Записок» являются размышления автора о Промысле Господнем, отвращающем от «ложного благополучия», и о воле Божией, проявляющейся во всех событиях. Благодарными размышлениями о Творце Б. завершал повествование о каждой «эпохе» своей жизни. Своеобразным продолжением «Записок» является кн. «Памятник претекших времен, или Краткие исторические записки о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах» (М., 1875. 2 ч.), в к-рой Б. рассказывает о событиях 1796 г. и царствовании имп. Павла I .

http://pravenc.ru/text/149697.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010