После возобновления семинарии, с июля 1734 года учителем в ней и родителем состоял, около трех лет, один Адам Селлий, иностранец из Дании, лютеранского исповедания, человек любознательный и ученый. В 1735 году, по документам бывшего Духовного правления, в школе обучалось всего тридцать человек. Селлий учил старших воспитанников латинскому языку, а младшие, под его же руководством, обучались у старших начальным предметам: русскому чтению, письму, арифметике, пению. младшим воспитанникам, сверх того, преподавалась живопись. Архимандрит Невского монастыря Петр Смелич был высшим руководителем и попечителем школы. Св. Синод обращал внимание и заботился о Невской школе, так же как и о других духовно-учебных заведениях того времени требовал через С.Петербургское Духовное правление справок о состоянии школы, и эти справки от архимандрита Петра Смелича, тем же путем доходили до св. Синода. Когда, в начала 1736 года, Петр Смелич был переведен во епископа Белогородской епархии, то архимандритом Невского монастыря поставлен ректор Московской академии Стефан Калиновский. Он вызвал в Невскую семинарию учителями из Московской академии двух воспитанников: Григория Кременецкого и Андрея Зертис-Каменского, которые, с апреля 1736 года, начали заниматься с детьми. В этом же году, прежние воспитанники Селлия были уволены из школы, и в нее собраны были по указу Духовного правления, новые, большей частью, из детей священнослужителей. Кременецкий и Каменский, начав свои занятия с чтения и письма, прошли с ними, переходя из класса в класс, грамматическая основы языков русского, латинского, греческого, а также арифметику, и к 1740 году довели их до риторики, которая, по тогдашнему порядку обучения, считалась первым собственно – семинарским классом. Воспитанников, вновь поступивших в школу, начальным предметам обучали, под руководством Кременецкого и Каменского их ученики высшего класса. Императрица Елисавета Петровна, бывши еще великой княжной, при посещении Невского монастыря, всякий раз приглашала к себе двух наставников её иеромонахов Гавриила и Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

XVII в. раскрыта деятельность Патриарха Московского сщмч. Ермогена . Сочинение было поднесено обер-прокурором Святейшего Синода кн. А. Н. Голицыным имп. Александру I, к-рый наградил автора золотой табакеркой. После поездки в Сербию, во время к-рой Б.-К. получил возможность увидеть Юж. Россию, Украину, Молдавию и Сербию, встретиться с видными архиереями: еп. Амвросием (Протасовым) , архиеп. Феоктистом (Мочульским) , еп. Христофором (Сулимой) , митр. Гавриилом (Бодони-Банулеско) , Б.-К. опубликовал кн. «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» (М., 1810). Особое внимание автор уделил описанию храмов и мон-рей: Троицкого собора в Белгороде, доминиканского, кармелитского мон-рей и кафедрального правосл. собора в Каменце-Подольске, Киево-Печерской лавры , киевского греч. муж. мон-ря во имя вмц. Екатерины, Златоверхого во имя арх. Михаила муж. мон-ря , киевских Софийского собора и ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и др. Появление в печати путевых заметок Б.-К. способствовало росту интереса к слав. странам в России. Служа на Украине, Б.-К. активно занимался сбором в местных архивах исторических материалов, к-рые впосл. вошли в собрание кн. Н. Г. Репнина и частично были опубликованы О. М. Бодянским . Собранные документы вместе с др. материалами Б.-К. использовал для создания «Жизнеописания Мазепы» и «Истории Малой России». Огромное место в творчестве Б.-К. занимали жизнеописания. К этому жанру относятся «Деяния знаменитых полководцев и министров, служивших в царствование государя императора Петра Великого» (6 изданий в 1813-1829, изд. на франц. и англ. языках), биографии А. А. Мусина-Пушкина, архиеп. Московского Амвросия (Зертис-Каменского) , Н. Н. Бантыш-Каменского, «Историческое собрание списков кавалеров 4-х российских императорских орденов». Главным научным трудом Б.-К. стал «Словарь достопамятных людей Русской земли», в к-ром опубликована 631 биография. Значительное место в «Словаре» Б.-К. занимают жизнеописания рус. святых (прп. Варлаама Киево-Печерского , прп. Кирилла Белозерского , прп.

http://pravenc.ru/text/77492.html

Подчиненные же обязаны власти повиноваться, зная, что власть от Бога устроена. Ибо святый апостол Павел говорит: несть власть аще не от Бога, и противляйся власти, Божию повелению противляется ( Рим.13:1 ). И так одно только то должны рассуждать, что судии, по слову Божию, суть мстители злое творящим. Но христиане не тако за гнев, яко за совесть, убеждаемому силою Бога, предписывающего им закон, обязаны к повиновению. Второе должны иметь почтение: понеже не почтение власти относится к непочтению Бога: ибо они служители суть Божии, сверх же всего того намерения их полезныя часто могут давать вид противной, и так преступая оныя, будете терять пользу вашу. Не будьте продерзатели, и себе угодницы. Бог вам повелевает; князю людей твоих да не речеши зла ( Деян.23:5 ). Боже! Исполни в нас намерения Твои, дабы и властители и подчиненные поступали согласно закону твоему, чтоб делатели винограда твоего впредь не были столько, как нынешнее Евангелие изъясняет, неблагодарны пред Тобою. Аминь. (Собрание поучений, изд. от св. Синода, ч. II л. 58–69). X. Амвросий Подобедов, митроп. С.-Петербургский (1742–1818) Амвросий, в мире Андрей Подобедов, родился в 1742 г. Отец его был священником в погосте Стогове Владимирской епархии и позаботился дать сыну образовании, по своему званию. После домашнего приготовления, он определил его в Троицкую семинарию, где Андрей воспитывался под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила (Петрова) и Платона (Левшина) . По окончании курса в 1764 г., Андрей Подобедов оставлен был учителем там же, а по принятии монашества с именем Амвросия, в 1768 г., переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию в звание проповедника, которое проходил с отличною похвалою, в течение трех лет. Но особенную славу доставили ему две проповеди, сказанные в звании префекта академии, одна — при погребении архиепископа московского Амвросия Зертис-Каменского, убитого во время чумы в Москве, в 1771 г., возмутившимся народом, а другая — при годичном поминовении его. Первая была напечатана по Высочайшему повелению и сделалась известною даже в Западной Европе; вторая же считалась еще лучше и проводима была как образец церковного красноречия. В 1775 г., в день рождения В. К. Наталии Алексеевны, первой супруги Павла I, Амвросий говорил проповедь о значении христианского благочестия, где доказывал, что оно служит к утверждению царств и престолов, к созиданию народного благосостояния и к ограждению общего благополучия. Екатерина II, в присутствии которой она была сказана, признала проповедника достойным епископской кафедры и наградила его бриллиантовым крестом. Чрез три года Амвросий был посвящен в епископа севского, викария московской епархии; в 1785 г., назначен на самостоятельную епархию в Казань, а в 1799 г. перемещен в Петербург, с званием митрополита С.-Петербургского и Новгородского. Как архипастырь, Амвросий ревностно занимался в своих епархиях учреждением школ для детей духовенства и проповеданием слова Божия пасомым.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Митрополит Амвросий Подобедов сам имел всегдашней своей заботой умножение духовных училищ и улучшение способов духовного образования. Сын священника владимирской губернии, получивший образование в Троицкой лаврской семинарии и в ней же, по окончании курса, остававшийся некоторое время учителем, он в 1768 году, двадцати шести лет, принял монашество и стал быстро делать свою карьеру. Будучи учителем и префектом московской академии, он в 1771 году своей проповедью «о пагубных действиях суеверия», сказанной в донском монастыре при погребении убитого взбунтовавшеюся толпой во время чумы в Москве московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, обратил на себя высочайшее внимание. По повелению императрицы Екатерины II проповедь эта была напечатана, а потом несколько раз была перепечатываема и переведена на языки немецкий и французский 191 . Вслед за тем Амвросий был назначен вскоре и ректором. В 1775 году своею проповедью в день рождения первой супруги тогдашнего наследника престола, Павла Петровича, Натальи Алексеевны, Амвросий окончательно завоевал симпатию присутствовавшей в церкви императрицы и её августейшего сына. Государыня пожаловала ему тогда алмазный крест 192 . В 1778 году он был хиротонисан во епископа севского, викария московской митрополии, причём императрица удостоила своим присутствием его хиротонию, 5 июля, в Сергиевой пустыни под Петербургом, и пожаловала новохиротонисанному драгоценную панагию, полное архиерейское облачение и 8.000 рублей. В 1781 году Амвросий был назначен епископом крутицким, в 1785 году – архиепископом казанским. Павел, воцарившись, украсил его орденами, которые только что стали жаловаться духовным особам, наконец, водворил его на петербургской кафедре, после удаления петербургского митрополита Гавриила Петрова в Новгород и накануне своей кончины пожаловал его митрополитом. Восхвалявший в своих церковных речах великую Екатерину при её жизни и, без сомнения, хорошо осведомлённый о взаимном расположении царицы и её наследника, Амвросий в речи при погребении Екатерины говорил Павлу, что тот предопределён от века самим Богом «в достойное наследие» своей великой матери, чтобы «недоконченное ею исправить», и что в него «прелияны с кровию все дарования и добродетели» его матери и в нём они процветут ещё более 193 . Похвалы были выражены так искусно, что должны были быть приняты за выражение искренних чувств. Первые дни александрова царствования были тяжелы для митрополита Амвросия. Он ощутительно чувствовал холодность к нему молодого императора, со дня на день всё больше грустил, сделался «скучен и уединён», ходили слухи, что и его ждёт судьба его предместника: невольное удаление на покой. Но, обладая драгоценной для практической жизни способностью терпеливо сносить всякие удары самолюбию, он покорно вынес холод зимы, дождался весны и остался на своём посту, пока уже в глубокой старости, когда сделался болезненно-капризным, не был вынужден всё-таки уйти на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

214 В 1790 г. в Москве, под присмотром Н. Н. Бантыш-Каменского, с соизволения архиепископа Астраханского Никифора, была изготовлена богатая митра для Астраханского Успенского кафедрального собора (см. http:astr-eparkh.narod.ruuspen_s.htm). Н. Н. Бантыш-Каменский (1737–1814) род. в 1737 г., происходил из молдавского дворянского рода; замечательный деятель русской науки, историк, библиограф, археограф, племянник по матери Московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского, † 1771). Образование получил в Киевской, а затем в Московской Духовной Академии и в Московском университете. Автор множества ученых работ по истории, описаний, переводов, составитель учебника латинского языка, издатель учебных пособий для духовных семинарий. С 1800 г. был управляющим Архивом коллегии иностранных дел. В 1812 г. вывез Архив из Москвы в Нижний Новгород; во время пожара 1812 г. здание Архива сохранилось, а собственный дом его «вместе со всем добром и книгами» сгорел. Вернувшись в Москву, жил во флигеле здания Архива. † 1814 г. 218 Это орден вошел в состав государственный наград России в царствование Павла I, с 1797 г., и архиепископ Никифор был первым из духовных лиц, награжденных им. Заметим, что награждение епископов орденами, введенное Павлом I, не встретило сочувствия у русских иерархов. Митрополит Гавриил (Петров) решительно отказался от пожалования кавалерством католического Мальтийского ордена; Платон (Левшин) умолял императора, своего воспитанника, дозволить ему, православному архиерею, умереть архиереем, а не кавалером. Архиепископ Никифор, очевидно, не придал императорскому отличию особого значения. 219 Иоанн Каподистирия – греческий и русский государственный деятель, родом с Керкиры; в 1802–1803 гг. участвовал в управлении Ионическими островами; в 1827–1831 гг. – первый председатель правительства Греции. † 1831. 220 Адмирал Федор Ушаков (1745–1817) был прославлен Русской Церковью в лике местночтимых святых в 2000 г. 221 Βροκ νη Λ.  ργα, Βιογραφικ Σχεδρια. С. 377–379; Соловьев М.Проповеди Никифора Феотоки. С. 83–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Ближайшим помощником П. в обустройстве Тамбовской епархии стали члены консистории настоятель (1755-1763, 1774-1779) Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовского мужского монастыря архим. Тихон и настоятель Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Варсонофий († после 1761). На должность секретаря консистории П. пригласил И. Бантыш-Каменского (1739-1787), родственника Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) . 24 сент. 1758 г. экономом архиерейского дома П. назначил строителя (1751-1758) Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Исаакия. Строителем Саровской обители П. поставил иером. Ефрема (Короткова) , дав ему наказ хранить общежительный устав первоначальника иеросхим. Иоанна (Попова) «как зеницу ока». Когда в сент. 1761 г. архим. Исаакий возглавил Козловский во имя Святой Троицы монастырь , П. направил ему послание-устав с регламентацией богослужебной жизни ( Казанский. 1849. С. 21-37). Для управления приписным к Саровской пуст. Санаксарским в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырем П. избрал саровского мон. прп. Феодора (Ушакова) , к-рого после долгих уговоров 13 дек. 1762 г. в Тамбове рукоположил во иерея. По прибытии в епархию П. увидел, что строившийся кафедральный 2-этажный Преображенский собор (1694-1783) находится в «плачевном состоянии» (крыша протекала, иконостас от сырости обветшал). Епископ составил план восстановительных работ, на к-рые испрашивал в Синоде 10 тыс. р., но безуспешно (Выписка. 1901. С. 114). На собственные средства архиерею все же удалось осуществить нек-рые ремонтные работы. В 1763-1767 гг. в Тамбове вместо сгоревшей деревянной Покровской ц. был возведен одноименный каменный собор. За 8 лет пребывания П. в епархии было построено более 10 храмов. Считается, что П. стоял у истоков Тамбовской ДС, открытой в 1779 г., при его преемнике свт. Феодосии (Голосницком) (подробнее см.: Феодосий (Васнев), еп. Тамбовская ДС: Предыстория учреждения и первые годы деятельности: (1779-1802)//Вестн. ТГУ. 2009. Вып. 3(71). С. 399-402).

http://pravenc.ru/text/2579852.html

Амвросий был сын священника посада Стогова, Переяславского уезда, учился в Троицкой Лаврской семинарии, по окончании курса был в ней учителем в низших классах, принял монашество, а потом переведен был на должность учителя в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию. Возвышению его способствовало сказанное им слово над гробом убиенного в 1771 году, во время народного возмущения в Москве по случаю чумы, Московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, которое сделало его известным Императрице Екатерине Он вскоре назначен был сначала префектом, а потом и ректором Славяно-Греко-Латинской Академии. Через четыре года после чумы он имел случай говорить проповедь в присутствии Императрицы Екатерины II, прибывшей в Москву для празднований Кучук-Кайнаржисского мира. Проповедь понравилась Императрице. Согласно выраженному Императрицею желанию видеть Амвросия в омофоре, он, спустя несколько времени (5 июля 1778 г.), посвящен был в Троицкой лавре в сан епископа Севского, викария Московского. Государыня, присутствовавшая на его хиротонии, пожаловала ему богатую архиерейскую ризницу, бриллиантовую панагию и три тысячи рублей – сумму очень значительную для того времени. Вскоре Амвросий с Севской переведен был на самостоятельную Крутицкую кафедру, а за упразднением последней в 1785 году, назначен был в Казань, где снискал общую любовь населения и заслужил славу искусного церковного администратора и хозяина. Он отличался особенною любовию к строительному делу и знанием его. В 1795 году Амвросий был вызван для присутствования в Св. Синоде и неизменно пользовался милостями Императрицы Екатерины II, пожаловавшей ему алмазный Крест для ношения на клобуке и пожизненную пенсию в две тысячи рублей, до самой кончины Государыни. При Императоре Павле I Амвросий также отличен был особым вниманием Государя, которому он устроил между прочим торжественную встречу в Казани, когда туда прибыл Государь вместе со старшими сыновьями Александром и Константином. В октябре 1799 года Амвросий был назначен управляющим Петербургскою епархиею, в звании архиепископа и Первоприсутствующего в Св. Синоде. Накануне своей кончины Император Павел Петрович прислал Амвросию белый клобук. В звании митрополита Петербургского и Первоприсутствующего в Св. Синоде Амвросий оставался и в царствование Императора Александра I, до 1818 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Митрополит Амвросий был сыном священника, родился 30 ноября 1742 г. в погосте Стогове Переславского уезда Владимирской губернии и был назван Андреем. До 14 лет воспитывался дома, а с 1757 г. обучался в Троицкой лаврской семинарии. По окончании курса он с 1764 г. проходил в той же семинарии разные учительские должности до риторики, 17 ноября 1765 г. сделан был библиотекарем и катихизатором в семинарии, а 12 июня 1767 г. – учителем еврейского языка. 12 февраля 1768 г. Подобедов постригся в монашество с именем Амвросия, 23 марта рукоположен в иеродиакона и 22 сентября того же года – в иеромонаха. С пострижением в монашество деятельность о. Амвросия переходит в Московскую академию. С августа 1768 г. он занимал в академии должность проповедника, а в сентябре 1771 г. сделан префектом и учителем философии. В это же время он приобрел известность как проповедник. Его проповедь , сказанная в 1771 г. в Донском монастыре при погребении убитого взволновавшеюся чернью во время чумы московского архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), по повелению императрицы, была напечатана и переведена на немецкий и французский языки. В 1774 г. 18 августа он назначен был ректором Московской академии и архимандритом Заиконо­спасского монастыря. В 1775 г. он сделался лично известным императрице: 14 июня, в день рождения великой княгини Натальи Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, архимандрит Амвросий в присутствии императрицы произнес проповедь. Императрица одобрила, наградила проповедника бриллиантовым крестом и велела при первой епископской вакансии представить его кандидатом. В 1778 г. он представлен был на Севскую кафедру. 15 апреля императрица утвердила избрание и приказала вызвать его для хиротонии в С.-Петербург. 27-го было наречение, а 5 июля он был хиротонисован в епископа Севского и Брянского, викария Московской митрополии. На хиротонии присутствовала императрица; Амвросий благодарил ее краткою речью и был награжден бриллиантовою панагиею, богатым архиерейским облачением и деньгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Пионером в деле духовно-учебной реформы был «известный своей многосторонней ученостью» префект петербургской александро-невской академии (семинарии), архимандрит Евгений Болховитинов 13 . Он был сын священника, уроженец воронежской епархии, в детстве пел в архиерейском хоре, начал учение в воронежской семинарии, высшее образование получил в Москве, в академии, в пору ее расцвета под крылом митрополита Платона, причем, с разрешения митрополита, посещал и университет, затем был некоторое время учителем и префектом в родной воронежской семинарии, в Воронеже принял священство и получил протоиерейство, потом после вдовства и смерти всех троих детей, решил принять монашество, в 1800 году перешел в Петербург, здесь был пострижен и назначен префектом в академию. Ему было в это время 33 года. В Москве он оставил по себе хорошую память в учено-исторических сферах, в Воронеже занимался описанием воронежской губернии, мечтал написать «историю России», поддерживал свои ученые московские знакомства и все это сделало его имя более или менее известным, так что в Петербурге он не был принят, как чужой. Как археолог и историк, он хорошо был знаком с прошлым духовной школы, как педагог и учитель, знал в совершенстве современное ее положение и близко принимал к сердцу ее нужды и ее судьбу. Под влиянием благодетельной реформы светской школы он, по собственным его словам, и «натолковал» первенствовавшему в синоде петербургскому митрополиту Амвросию идею о необходимости реформы духовной школы. Митрополит Амвросий Подобедов сам имел всегдашнею своею заботой умножение духовных училищ и улучшение способов духовного образования. Сын священника владимирской губернии, получивший образование в троицкой лаврской семинарии и в ней же, по окончании курса, остававшийся некоторое время учителем, он в 1768 году, двадцати шести лет, принял монашество и стал быстро делать свою карьеру. Будучи учителем и префектом московской академии, он в 1771 году своею проповедью «о пагубных действиях суеверия», сказанною в донском монастыре при погребении убитого взбунтовавшеюся толпой во время чумы в Москве московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, обратил на себя высочайшее внимание. По повелению императрицы Екатерины II проповедь эта была напечатана, а потом несколько раз была перепечатываема и переведена на языки немецкий и французский 14 . Вслед затем Амвросий был назначен вскоре и ректором. В 1775 году своею проповедью в день рождения первой супруги тогдашнего наследника престола, Павла Петровича, Натальи Алексеевны, Амвросий окончательно завоевал симпатии присутствовавшей в церкви императрицы и ее августейшего сына. Государыня пожаловала ему тогда алмазный крест 15 . В 1778 году он был хиротонисан во епископа севского, викария московской митрополии, причем императрица удостоила своим присутствием его хиротонию, 5 июля, в сергиевой пустыни под Петербургом, и пожаловала новохиротонисанному драгоценную панагию, полное архиерейское облачение и 3,000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010