П. Г. Чистяков Перенесение Иерусалимской иконы Богоматери из Бронниц в Малахово: опыт интерпретации устной истории (208) 57. Православный собеседник 2013 год Выпуск 3 (24) Пленарное заседание митрополит Анастасий (Меткин) Приветственное слово гостям и участникам XII научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (5) И. П. Ермолаев Вопрос об участии Казани в борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 г. (7) Н. Ю. Сухова Подготовка и аттестация научно-богословских кадров в Казанской духовной академии в конце XIX–haчaлe XX в.: проблемы и достижения (15) Секция церковной филологии Е. И. Аюпова Преподавание церковнославянского языка: лексические трудности (34) А. И. Бовсуновская Естественнонаучные изыскания в переводе «Богословия» Иоанна Дамаскина (XVII в) (41) Г. П. Гадомская, А. К. Гадомский Идеографическое описание русской, украинской и польской религиозной лексики в современной теолингвистике (46) иеромонах Амвросий (Горновский), Н. Г. Николаева Перевод «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского): традиционное и индивидуальное в языке и стиле (62) иеромонах Филарет (Кузьмин) Экстралингвистические аспекты перевода Богословия Иоанна Дамаскина кружком князя А. М. Курбского (71) Г. А. Николаев Древнерусские письменные церковные памятники в исследованиях казанских историков языка (81) А. Е. поляков Корпус церковнославянских текстов в составе НКРЯ: результаты и перспективы (89) Ю. Ю. Полякова Религионимы со значением «весенний праздник» в русском и польском языках (98) А. Г. Саркисян О некоторых случаях дисфункционального использования библейских крылатых слов в русском языке (97) О. В. Чевела «К вопросу о «втором южнославянском влиянии»: стиль «плетение словес» и принципы расширения текста в памятниках поздней афонской редакции» (113) О. В. Чевела Проблемы преподавания церковно-греческого языка в условиях реформы духовного образования (120) А. Ю. Чернышева Сингулярное речевое поведение в православной культуре (128)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При еп. Амвросии в Горицком монастыре велось масштабное строительство. В 1760 г. на освящение перестроенного Успенского собора обители были приглашены настоятели всех муж. мон-рей Переславской епархии. Между собором и Всехсвятской ц. возводилась т. н. Гефсимания (2-этажная галерея), внутреннее устройство к-рой воспроизводило в т. ч. пещерную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Иерусалиме; однако ее постройка не была завершена. 7 марта 1761 г. еп. Амвросий переведен на Крутицкую кафедру . 19 окт. 1761 г. на Переславскую кафедру определен настоятель Никитского мон-ря и ректор Переславской ДС архим. Сильвестр (Страгородский), 23 дек. того же года состоялась его архиерейская хиротония. Еп. Сильвестр выехал из С.-Петербурга в Переславль не ранее кон. февр. 1762 г., до этого он управлял епархией, переписываясь с созданной в Переславле 7 янв. 1762 г. по его распоряжению особой конторой. Контора направляла еп. Сильвестру на утверждение дела, затем резолюции архиерея передавала епархиальным учреждениям. 8 сент. того же года еп. Сильвестр выехал из Переславля для встречи имп. Екатерины II Алексеевны , в кон. года отправился в Москву для участия в работе Комиссии об учреждении штатов, а в 1763 г. был назначен присутствующим в Московской Синодальной конторе. В отсутствие еп. Сильвестра на кафедре он продолжал управлять епархией с помощью вновь учрежденной в Переславле конторы. Вскоре после вступления на Переславскую кафедру еп. Сильвестр возвратил Переславлю-Залесскому статус адм. центра епархии и перенес в Горицкий мон-рь консисторию и ее архив. В 1762 г. Александровский заказ преобразован в духовное правление. В 1763 г. в состав Можайского духовного правления вошла территория упраздненного тогда же Гжатского духовного правления, центр объединенного правления находился в Колоцком Успенском мужском мон-ре (см. ст. Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь ). С введением в 1764 г. штатов Переславская епархия была отнесена к 3-му классу, число служащих консистории значительно сократилось, ряд мон-рей был упразднен. В том же году к Переславской епархии из Тверской перешел Клинский у. с 37 церквами, а от Переславской епархии к Крутицкой кафедре - Можайск с 46 церквами, Колоцким и Лужецким мон-рями. После этого Гжатское духовное правление было восстановлено. 12 марта 1764 г. еп. Сильвестр отменил распоряжение еп. Амвросия (Зертис-Каменского) о запрещении вступать в брак представителям духовного сословия без получения разрешения консистории, а также без предварительной проверки их грамотности и умения петь. Еп. Сильвестр принимал меры для борьбы со взяточничеством представителей епархиальной администрации. В 1764 г. еп. Сильвестр подал в Синод прошение об увольнении на покой в один из мон-рей, однако прошение не было удовлетворено. 4 февр. 1768 г. он был переведен на Крутицкую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

28 января следователя уехали из Ростова, поручивши Арсению окончить допросы тех свидетелей и исцеленных, которые не были разысканы ими, как, например, княгиня Вяземская, отлучившаяся в Москву. Вскоре и те были допрошены и подтвердили исцеления. 10 марта Синод сделал такое определение: в виду доказанной нетленности тела святителя Димитрия и происходящих от него многих чудесных исцелений, просить государыню, чтобы огласить таковое за совершенные святые мощи и переложить в новую раку, а преосвященному Димитрию – совершать память, как Угоднику Божию, 21 сентября, в день открытия его мощей, служить пред мощами его всенощное бдение и молебны, а также составить и службу. Государыне представили экстракт из записи чудесных исцелений, упомянуто было о нескольких случаях исцеления слепых, бесноватых и горячечных. В день Святой Пасхи 1 апреля после обедни Синод в полном своем составе приносил поздравление свое государыне во дворце и поднес ей свой доклад о прославлении памяти Угодника. Доклад был ею утвержден, но относительно переложения мощей в новую грибницу она приказала ждать особого указа. У государыни, всегда благоговейно настроенной, теперь возникло особенное желание быть самой в Ростове при торжестве перенесения мощей. 9 апреля послан был указ об этом во все епархии. 15 апреля он получен в Ростове. Его читали в Ростовском соборе при народном стечении и отправили тут же молебен. Указ читан при народном стечении и в Яковлевском монастыре. В виду важности предстоящего торжества в Синоде предприняты меры к составлению службы, жития святителя Димитрия и объявления в народе о прославлении его памяти. О скромном при жизни святителе Димитрии Ростовском сведений сохранилось мало. Амвросию Зертис-Каменскому, члену Св. Синода и епископу Переяславскому, удалось отыскать речь св. Димитрия при вступлении его на паству Ростовскую, духовное завещание и несколько строк его жизнеописания. При такой недостаточности письменного материала для составления его жития, сделали из Синода запрос в Ростовскую духовную консисторию, не находится ли там каких-нибудь известий о бывшем местном митрополите. Но и в Ростове ничего не отыскалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1763 г. А. был предан суду Синода. Отвечая на поставленные судом вопросы, А. заявил: «В доношении своем 6 марта ничего к оскорблению Ее Императорского Величества быть не уповал, а все то писал по ревности и совести, чтобы не быть двоедушным». В докладной записке Синода императрице предлагалось: «Архиерейства и клобука лишить и послать в отдаленный монастырь под крепкое смотрение и бумаги, и чернил ему не давать» (РГИА. Ф. 796. Оп. 44. 364). 28 апр. императрица утвердила решение Синода о лишении А. сана и ссылке в мон-рь. При этом Екатерина указывала: «От гражданского же суда и истязания мы, по человеколюбию, его освобождаем». В процедуре снятия сана, состоявшейся в Синодальной палате в Московском Кремле, участвовали все члены Синода во главе с обер-прокурором А. С. Козловским . По преданию (изложенному в работе М. С. Попова), когда синодальный ризничий снимал с А. архиерейское облачение, святитель укорял участвовавших в суде архиереев, предсказав их кончину. Митр. Димитрию (Сеченову) он предрек: «Ты задохнешься от своего собственного языка» (митр. Димитрий скончался от апоплексического удара); еп. Амвросию (Зертис-Каменскому) - «Яко вол, ножем зарезан будеши», что произошло в 1771 г. при холерном бунте. Местом ссылки А. был назначен Корельский во имя свт. Николая мон-рь (на берегу Белого м., близ Архангельска), где его поселили в тесной келье под алтарными сводами Успенской ц. 3 дня в неделю святитель трудился на «черных работах», рубил дрова, носил воду; по мон-рю и в храм разрешалось ходить лишь в сопровождении 4 солдат конвоя. В апр. 1763 г. по разрешению Синода из Ростова в Корельский мон-рь были доставлены личные вещи А.: мантия, 3 рясы, теплая одежда, посуда, очки, книги и др. Братия и игумен обители относились к А. с почтением, архим. Антоний сослужил с ним литургию как с архиереем, монахи брали у него благословение и слушали его проповеди, караульные солдаты почитали его как страдальца. Сщмч. Арсений (Мацеевич), митр. Ростовский. Икона, написанная к прославлению священномученика в Ярославской епархии.

http://pravenc.ru/text/76190.html

И он был прав в своих предчувствиях. Платон очень рано, еще в свой Тверской период (с 1770 г.) и особенно после гибели (1771 г.) архиеп. Амвросия Зертис-Каменского и Пугачевского восстания (1773—1774 г.), начал остро бояться роли хотя бы только и синодального возглавителя церкви и связанной с этим государственной ответственности. И стал еще во цвете лет помышлять — воспользоваться архиерейской привилегией ухода «на покой». Узнав о подаче Платоном такого прошения Екатерине, Павел Петрович в солидарности с своей супругой Марией Федоровной (и она, еще как София-Доротея Вюртембергская, была тоже ученицей Платона), написал ему очень дружеское письмо: " …Сие намерение оставить место свое не только меня удивило, но и опечалило, как любящего свое отечество и друга Вашего… Не знаю, преуспею ли в моем предприятии — отвратить Вас от Вашего намерения, но иного во мне быть не может, как сообразного Вашему добру, ибо Вас люблю и есть Ваш верный друг». И дальше все время Павел Петрович ценит и укрепляет свою дружбу к своему законоучителю. Вот его письмо от 1777 г.: «Сообщу Вам хорошую весть. Услышал Господь в день печали, послал помощь от святого и от Сиона заступил. Я имею большую надежду о беременности жены моей. Зная Ваши сантименты ко мне и патриотические Ваши расположения, сообщаю Вам сие, дабы Вы вместе со мной порадовались. Продолжайте не сомневаться о дружбе моей к Вам и будьте уверены, что я есть и буду Ваш верный Павел». Через несколько месяцев рождается Александр Павлович. Павел снова пишет Платону: «Поделите со мной радость мою Вы, участвующий во всем том, что меня касаться может, Вы, знающий чувства мои и притом расположение мое к отечеству моему».    С какими мыслями митр. Платон пережил кончину Екатерины II и воцарение 42-летнего, но «несовершеннолетнего» по отсутствию государственного опыта, Павла I, это тайна его сердца. Но Платону известна была искренняя религиозность Павла, и он мог вдохновляться некоторыми надеждами на лучшее для церкви.    При коронации Павла, последний был в полном военном параде со шпагой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Никону на суде. Арсений выслушал приговор стоя, после чего синодский ризничий начал снимать с Арсения архиерейские одежды и знаки сана. При этом, как и Никон громил восточных патриархов, так и Арсений откровенно укорял своих собратий, предрекая прозорливо их судьбу. Предание говорит: «был неустрашим и отдавал архиереям клобук и прочее с выговором, весьма им досадительным, и всякому пророчески, как Сеченову так и другому Амвросию: «вот увидите как умрете». Еще накануне этого заседания Дмитрий (Сеченов) видел тяжелый сон. Ему явился иерарх, подобный Арсению, и на латинском языке произнес обвинительный приговор: «Как наши отцы, в числе которых есть и святые, жертвуя церкви разные земные стяжания, предавали проклятию похитителей этих стяжаний, так и я грешный и недостойный епископ церкви Христовой не моими устами, а устами моих отцов, тебе — похитителю церковных стяжаний возвещаю анафему и внезапную смерть». И когда разоблачали Арсения, он Дмитрию Сеченову действительно предсказал «ты задохнешься от своего собственного языка». Через четыре года (в 1767 г.) Дмитрий действительно скоропостижно скончался от апоплексического удара.    Гедеону (Криновскому) Псковскому Арсений сказал: «а ты не увидишь своей епархии». И молодой Гедеон (всего 36 лет) скоропостижно скончался по дороге, не доехав до Пскова. Земляка своего Амвросия (Зертис-Каменского), нередко гостившего у Арсения в Ростове, последний горько упрекнул: «ты же ядый хлеб со мной, возвеличил на мя запинание. И яко вол ножом зарезан будешь». Это и случилось в Москве при холерном бунте в 1771 г. Слабый и старый Тимофей (Щербацкий) Московский неудержимо плакал при этом.    Прямо из Крестовой палаты в монашеской одежде повезли Арсения в Ферапонтов монастырь — место заключения патр. Никона. Но вдогонку послан дополнительный указ везти еще севернее — в Карельский Никольский монастырь Архангельской округи, где скончался в ссылке и Феодосий Яновский.    Хозяйственному Арсению не запретили взять с собой келейника, повара и весь его московский скарб и посуду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Святитель страшился за судьбу монастырей, опасался их совершенного исчезновения в России. Если дела и далее пойдут в том же духе, то, предрекал он, «тако нашему государству приходить будет не токмо со всеми академиями, но и с чинами или на раскольничье, или на лютеранское, или кальвинское, или на атеистское государство». Протесты встревоженного архипастыря были доведены до сведения императрицы. Екатерина вознегодовала и возненавидела «мятежного» архиерея, называла его «лицемером, пронырливым и властолюбивым бешеным вралем» и, наконец, велела его судить Синоду. Суд над митрополитом Арсением состоялся 14 апреля 1763 г. в Москве. Синод приговорил его к лишению архиерейского сана. Главным судьей был давний недоброжелатель подсудимого новгородский митрополит Димитрий (Сеченов). После вынесения приговора в кремлевских патриарших Крестовых палатах при стечении большой толпы народа, заполонившей синодальный двор, состоялось снятие сана с осужденного. Народ пришел не из одного любопытства, но и от сострадания к гонимому святителю. Когда с осужденного срывали святительское облачение, он предсказал совершавшим над ним эту позорную церемонию плачевный конец. Митрополиту Димитрию он сказал, что тот задохнется собственным языком. Крутицкому архиепископу Амвросию (Зертис-Каменскому), своему прежнему другу, он предсказал смерть от руки мясника: «Тебя, яко вола, убиют», а епископу Псковскому Гедеону (Криновскому) предрек: «Ты не увидишь своей епархии». Так все и исполнилось впоследствии. Митрополит Димитрий умер в 1767 г. от опухоли языка. Архиепископ Амвросий был убит в 1771 г. в Москве во время холерного бунта, а епископ Гедеон, вскоре после суда удаленный в свою епархию, умер по дороге, не доехав до Пскова. 4 июня в Кремле рухнула церковь Трех Святителей Московских, смежная с Крестовой палатой, в которой судили опального архиерея. Между тем лишенный сана исповедник в одеянии простого монаха под караулом был отвезен на север, в Николо-Корельский монастырь, в тот самый, где в заточении скончался архиепископ Феодосий (Яновский), переименованный в Федоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вскоре после вступления ее на престол – в начале 1742 года – высочайшим указом Святейшему Синоду повелено было, чтобы в высочайшем присутствии в придворной и других церквах, где случится быть Высочайшим особам, по вся воскресные и праздничные дни нарочитым духовным персонам чинить проповедание слова Божия. Вследствие этого указа у нас возник особый класс священнослужителей, дотоле несуществовавший в России, особая придворная должность – придворные проповедники. В должность эту были избираемы наиболее даровитые и образованные лица из рядового, белого и черного, духовенства: члены Святейшего Синода и вообще архиереи, жившие в столицах, могли по своему усмотрению, проповедовать, когда хотели, но к тому не обязывались. Число придворных проповедников, сделавшихся известными лично императрице, было довольно значительно. Так из архивных документов Святейшего Синода мы видим, что во время высочайшего присутствия в Москве в 1742 году, там проповедовали: нарочно для того вызванный из Киева архимандрит Сильвестр Кулябка, впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский; архимандриты: Иларион Савинский, Афанасий Антонович, Герман Барушевич, Платон Малиновский, Иероним Волчанский, Антоний Нарожницкий, – лица, впоследствии сделавшиеся епископами разных епархий; кроме того в это же время в высочайшем присутствии в Москве проповедовали около двенадцати приходских и полковых священников и протопопов, и даже один диакон – Стефан Савицкий. С переездом двора из Москвы в С.-Петербург обнаружилась трудность в приискании способных проповедников на месте. Когда Св. Синод представил об этом императрице, она указала вызвать в Петербург учителя московской академии Арсения Могилянского, произведенного по этому случаю в архимандрита Троицко-Сергиевской лавры и в члены Св. Синода, – впоследствии митрополита Киевского; брата его священника Успенской церкви в Москве Евстафия Могилянского; иеромонаха Симона Тодорского, избранного в законоучителя к великому князю, наследнику престола; архимандрита Амвросия Зертис-Каменского, знаменитого впоследствии московского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОЖАЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Петропавловский собор (Старо-Никольский) (XV в., перестроен в 1852) и Ново-Никольский собор (1779–1814) Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. 1. Переславль-Залесской епархии, существовало в 1746-1753 гг.; 2. Московской епархии, существует (с перерывами) с 1862 г. Названо по г. Можайску (ныне районный центр Московской области ). 1. Указом имп. Елизаветы Петровны от 16 июля 1744 г. была учреждена Переславская епархия, к к-рой от Московской епархии были отчислены Можайск и Можайский у. 30 марта 1745 г. в викарного епископа Переславской епархии без титула (по др. данным, с титулом «епископ Можайский»; сведения о хиротонии во епископа Боголюбовского, викария Переславской епархии, малодостоверны) был хиротонисан архим. Серапион (Лятошевич). За богослужением он поминался как «боголюбивый епископ Серапион, викарий архиепископа Переяславского и Дмитровского». Местопребыванием ему был определен переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь . В 1745-1753 гг. еп. Серапион управлял Иосифовым Волоколамским (Волоцким) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем . 16 февр. 1746 г. он получил титул «епископ Можайский и Волоколамский». В 1752-1753 гг. еп. Серапион был «коадъютором» Переславской епархии и проживал в Переславле-Залесском. В 1753 г. был назначен на Переславскую кафедру, после чего М. в. долгое время не замещалось. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 6 июля 1764 г. титул Сарский и Подонский у еп. Амвросия (Зертис-Каменского ; впоследствии архиепископ) был изменен на «Крутицкий и Можайский», Можайск стал 2-м кафедральным городом Крутицкой епархии (см. Крутицкая кафедра ). В 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена, Можайск с его уездом был передан в ведение Московских архиереев. В 1792-1862 гг. мон-рями и церквами Можайска и Можайского у. управляли епископы Дмитровские, викарии Московской епархии (см. Дмитровское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

Кроме Иосифа, епископа воронежского, бывшего настоятеля Андроникова и в нем погребенного, кроме епископа Пахомия, также в нем погребенного, заслуживает воспоминания последний в сем веке настоятель сего монастыря, самостоятельно управлявший им, епископ Сильвестр Строгородский. Сильвестр Строгородский родился в 1722 году, в Царском Селе, от придворного священника. Елисавета Петровна, быв великою княжной (13 лет), воспринимала его от купели. Он обучался в Александроневской семинарии, а по смерти родителей жил при александроневском префекте Амвросие Зертис-Каменском. Окончив курс наук, проходил в семинарии учительские должности в разных классах и в Александроневском монастыре пострижен под именем Сергия; с 1748 г. по 1753 г. был там учителем риторики и потом до 1756 года префектом и в сем звании переменил свое имя на Сильвестра, по особенному благоволению к нему и приказу Сильвестра, архиепископа с.-петербургского. В 1756 году был ректором той же семинарии, а в следующем году произведен в архимандрита Переславского-Никитского монастыря, в 1761 г. декабря 3-го сделан переславским преосвященным, в правление епархией увеличил семинарскую библиотеку книгами, обратил внимание на физический семинарский кабинет, умножил его инструментами. В 1763 году пожалован членом синодальной конторы. В 1768 г. февраля 4 переведен в Крутицкую епархию, а в 1771 г. марта 14, по прошению, уволен на покой по ипохондрии в Угрешский монастырь; потом вскоре, по причине чумы, обратившей Угрешу в госпиталь, переведен в Воскресенский монастырь, а в 1788 г. февраля 22 в Андроников, где скончался 19 октября 1802 года, на 80 году жизни. Им сделано описание Воскресенского монастыря, напечатанное в новых ежемесячных сочинениях С.-Петербургской Академии Наук ч. IV, 1786; написаны правила монашеского жития, напечатанные по его кончине в Петербурге при святейшем синоде в 1805 году. В отношении к управлению Андрониковым монастырем хотя некоторые упрекают его за то, что он приказал срубить в монастыре несколько вековых деревьев, 132 хотя он в продолжение 14 лет не умножил монастырской казны, 133 но устроение и украшение монастыря особенно вышеупомянутыми жертвователями падают на время его правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010