Вероятно, и нарочно взяты с ним его три служителя, не для услуги ему, но для исповеди в покаянной Сыскного приказа. Императрица писала к обер-прокурору Глебову: « Александр Иванович ! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедывать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». Нам неизвестно, какого рода была эта исповедь; в присутствии Императрицы, Орлова, Глебова и Шишковского, только видно, что Арсений до того простер свою дерзость в объяснениях, что Императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот». Из Симонова монастыря 14 апреля Арсений представлен был в полное присутствие Синода и, при первом допросе, как объявлено было в газетах, «сознался в своей продерзости»; но как полагать надобно, судя по характеру этого подсудимого, «не пощадил уст своих». Его собратия и сочлены присудили его лишить сана архиерейского и расстригши из монашества, предать суду светскому, по которому Ростовский митрополит за оскорбление Величества должен быть казнен смертию. Такой приговор поднесен на утверждение Государыне, но она, как значится в указе синодском, «по великодушию и милосердию своему природному», соизволила освободить Арсения от суда светского и истязания, а повелела оставить ему один только монашеский чин и сослать его в отдаленный монастырь под присмотр настоятеля. Осужденный призван был в Синод для объявления ему и для исполнения указа. По Москве тогда уже разнесся слух, что будут снимать сан с Ростовского митрополита в крестовых патриарших палатах, куда допущено было священство и монашество. Толпы народа, побуждаемые любопытством и состраданием, окружили Синодальный двор, так что и солдаты не могли их разогнать, к тому еще подействовало на встревоженные умы народа, вскоре после того случившееся, внезапное падение церкви Трех Святителей Московских, смежной с крестовою палатой 13 , где осудили Арсения. Арсений предстал на суд, как бы на священнослужение: в архиерейской мантии с источниками, в омофоре, в белом клобуке, с панагиею на персях и с архипастырским посохом в руке. По прочтении ему высочайшего указа, решавшего его участь, члены Синода, один после другого снимали с него священные утвари: кто митрополичий клобук, кто омофор, кто панагию, кто отобрал у него посох и т. д. Взоры всех присутствовавших обращены были на выражение его лица, подмечали все его мановения и слова для того, чтоб донести Императрице, которая желала узнать все подробности, касавшиеся до Арсения при его низложении. Но при таком поразительном действии, Арсений, убежденный в справедливости своей, вместо страха и уныния, обнаружил свое негодование на собратий, и, если только верить преданию современников, предсказал некоторым из судей своих плачевный жребий. Так предвещал он первенствующему члену Синода Димитрию мучительную кончину: задохнуться собственным языком, Амвросию Зертис-Каменскому смерть от мясника: «тебя, яко вола, убиют» произнес он, потом обратясь к юному епископу Псковскому Гедеону, сказал: «ты не увидишь своей епархии» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Малоярославецкий Черноостровский мон-рь. Фотография. 2012 г. Согласно грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 1688 г., в 1687 г. сгорела единственная монастырская деревянная ц. свт. Николая Чудотворца. В 1688 г. кн. К. О. Щербатов пожертвовал обители деревянную ц. во имя того же святого (с приделом вмц. Екатерины) из своего с. Трубина Оболенского у. При освящении придел был переименован в честь вмц. Параскевы. Грамотой патриарха Московского и всея Руси Адриана от 1696 г. мон-рь освобождался от оброка за вотчинные пустоши, что привело к росту его благосостояния. Первоначально настоятели имели должность строителей, а затем игуменов. Первый встречающийся в монастырских актах игум. Геронтий упоминается с 1711 по 1715 г. В 20-х гг. XVIII в. в обители вместо деревянной была построена 2-главая каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая Чудотворца. Еще до окончания строительства, в 1725 г., М. м. был приписан к Донской иконы Божией Матери московскому монастырю , в к-рый из Малоярославца переселилась братия, состоявшая из 7 монахов. На тот момент обитель владела 3 дес. пашни, к-рые обрабатывали сами монахи, небольшим поголовьем скота и имела доход 8 р. в год. Но уже 27 февр. 1727 г. Синод по ходатайству вкладчиков В. С. и Г. С. Батуриных вернул М. м. в «особное» состояние. К 1764 г., согласно ведомости, представленной в Крутицкую духовную консисторию, на территории М. м. помимо храма были расположены каменная надвратная колокольня, деревянные игуменский и братский корпуса, ограда (передняя сторона каменная, другие деревянные), хозяйственные постройки. Земельные владения включали помимо пустошей 3 дес. пашни, 1 дес. огородной земли «на острову» и 2 дес. леса около мон-ря. Часть земель, а также водяную мельницу отдавали в аренду за 27 р. в год. М. м. принадлежали 7 крестьян. В мон-ре проживали всего 3 монаха. Настоятель (1762-1765) игум. Мануил обращался к Крутицкому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) с просьбой не упразднять обитель, а в случае ее обращения в приходскую церковь перевести братию в Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . М. м. не был закрыт в 1764 г., но по изъятии земельных владений и мельницы Коллегией экономии оставлен за штатом, на своем содержании. Для пополнения братства до необходимых по штату 7 чел. из находившихся поблизости упраздненных обителей перевели 4 монахов.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

Ириней Фальковский, знаменитый богослов, в своем Сокращении Богословия изумляющий обширностью взгляда и познаний; до сочинений Макария Европа не имела полнейшего богословского учебника. Памятен для нас и Амвросий Подобедов , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский († 1818), член разных ученых обществ, который в первый раз особенно показал отличный дар красноречия двумя словами над гробом соименного ему Святителя Московского Зертис-Каменского, из которых одно тогда же переведено было на немецкий и французский языки и за тем долго витийствовал с кафедры в присутствии Двора и всякий раз слышал от Царских Особ отличные о себе отзывы. Кроме того, всю жизнь свою он посвящал на мудрое управление паствой и образование духовного юношества. В особенности Санкт-Петербургская Академия должна помнить его просвещенную заботливость об образовании духовных юношей: он дал жизнь ей. Памятен и Августин Виноградский , Архиепископ Московский († 1819), член разных ученых обществ, так много содействовавший сохранению святынь и драгоценностей Московских в нашествие галлов, с таким радушием и отеческой любовью ободрявший русских во дни скорби и с такой живостью чувства, чувства глубокого и пламенного, произносивший речи при разных замечательных случаях. И теперь глубоко трогает сердце, например, речь его, сказанная по случаю годичного поминовения Бородинских воинов. Памятен и Михаил Десницкий , Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, действительный член Российской Академии и других ученых обществ († 1820), неутомимый проповедник, около кафедры которого всегда и везде теснилась паства, чтобы напитаться его духовной пищей, всегда назидательной для души, всегда сладкой для сердца. С благодарностью вспоминают Церковь и Отечество и о преосвещеннейшем Митрополите Киевском, действительном члене Российской Академии и других ученых обществ Евгении Болховитинове , который, между прочим, составил предначертание о преобразовании духовных училищ и занимал почетное место не только между нашими иерархами, но между историками и археологами и сверх того имел степень доктора медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

В 1881 г. Синод указом от 8 мая поручил специальной комиссии заняться изучением материалов, подготовленных Комитетом митр. Иннокентиия. Синодальную комиссию возглавлял сначала архиеп. Сергий (Ляпидевский) , а затем еп. Савва (Тихомиров) . По данным Б.И. Сове , в 1887 г. труды Комиссии были приняты Синодом, однако относящиеся к этому периоду архивные материалы пока не обнаружены и настоящая публикация посвящена деятельности Комитета, созданного митр. Иннокентием (Вениаминовым) . II Ниже публикуются два указа Синода, посвященные работе Комитета. Первый из этих указов 2 был ответом на заявление митр. Иннокентия, обратившего внимание на ряд ошибок в одном из изданий Московской Синодальной типографии 3 . При рассмотрении замечаний митр. Иннокентия выяснилось, что значительная часть ошибок связана с различием орфографических традиций Киевской и Московской типографий. Для введения единообразия Синод поручил митр. Иннокентию организовать особый комитет для пересмотра Евангелия, Апостола, Следованной Псалтири, Служебника, Требника и Часослова. Информация о работе этого Комитета содержится во втором документе – указе Синода от 8 мая 1881 г. Председателем созданного митр. Иннокентием Комитета стал настоятель Собора Василия Блаженного прот. Н.И. Надеждин. Комитет занимался предварительной работой по пересмотру и исправлению отдельных богослужебных книг. Итогом деятельности стало восемь специальных обзоров, в которых были проанализированы служебные Псалтирь, Евангелие, Апостол, Требник, последование Утрени и Вечерни, Литургия, Литургия Преждеосвященных даров и молитвословия из Следованной Псалтири. Наиболее полными являются наши сведения о предполагаемом исправлении текста Псалтири. Переданные Синоду материалы были предварительно опубликованы в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, где в 1872–1877 годах печаталась статья члена Комитета свящ. Михаила Боголюбского «Замечания на текст Псалтири по переводу LXX и славянскому» 4 . Этот текст состоит из введения, описывающего общие принципы исправления Псалтири, и комментариев к каждому псалму. Свою задачу автор видит в прояснении текста славянской Псалтири, которая «представляет собой не мало неясного и неудобопонятного» [Боголюбский 1872. I: 236]. Среди более ранних попыток исправления текста Псалтири он называет переводы Авраамия Фирсова и Амвросия Зертис-Каменского. По мнению свящ. М. Боголюбского, недостатком этих переводов является то, что их авторы ориентируются на еврейский текст, в то время как православная традиция опирается на Септуагинту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

24 августа поступило предписание из Святейшего Синода «с крайнейшей поспешностью» приступить к уборке в сундуки драгоценных церковных и ризничных и редко употребляемых вещей . Однако из-за сопротивления наместника иеромонаха Иосифа данному распоряжению только 27 августа удалось приступить к сбору вещей. Были взяты богослужебные Евангелия, драгоценная утварь и облачения, серебряные лампады, паникадило, подсвечники и все, что можно было взять из золотых, серебряных и жемчужных вещей. «Образа со всем украшением оставлены из опасения, как уверяет отец архимандрит Иоанн, чтобы народ не встревожить» (см. публикацию, л. 1). Возможно, настоятель распорядился не снимать драгоценные ризы с икон и не убирать сами иконы, памятуя о зверском убийстве во время Чумного бунта 1771 г. около стен Донского монастыря архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского), который приказал снять Боголюбскую икону у Варварских ворот. Действительно, в то время из жителей Москвы составлялись добровольные ночные дозоры для удостоверения в том, что чтимые Москвой святые иконы не Таким образом, и чудотворная храмовая Донская икона Божией Матери в драгоценной ризе осталась в монастыре. Для вывоза церковного имущества с архиерейского подворья в Донской монастырь было прислано 5 троек лошадей, монастырских же лошадей настоятель приказал оставить, чтобы в случае крайней опасности вывезти на них оставшееся ризничное имущество. Архимандрит Иоанн вместе с другими настоятелями монастырей выехал 31 августа вечером на 5 повозках в Кремль, и, соединившись с ризницами прочих монастырей, отправился в Вологду, в Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Практически все штатные служители Донского монастыря остались при своих семействах. Руководство обозом московских монастырей было поручено члену Синодальной конторы архимандриту Заиконоспасского монастыря Симеону. Описание путешествия настоятеля в Вологду и возвращение в Москву содержится в воспоминаниях иеродиакона (тогда еще монаха) Германа, сопровождавшего настоятеля (см. публикацию, л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6033388/

м., окруженном деревянной оградой, стояли каменный Введенский храм (1708), 2 деревянные церкви, настоятельская и 5 братских келий, ледник, «магазеин», поварня, ограда. В обители проживали иеромонах, пономарь, псаломщик, «конорхист», 2 «хлебных» монаха, 2 белых священника, диакон, 4 трудника, которым «денежного и хлебного жалования» не выдавалось; жили они «в обществе от мирского подаяния, ибо за тою пустынею крестьян и протчих людей нет, а токмо имеетца земли 10 четвертей, которою владеют объявленные белые попы и дьякон» ( Никишов. 2011. С. 102-103). В описании 1755 г. упомянуты каменный Введенский храм и деревянная ветхая Введенская ц., не имевшая утвари. 19 апр. 1763 г. белёвский архим. Иустин сообщал Сарскому и Подонскому архиеп. Амвросию (Зертис-Каменскому) , что постройки пустыни «все пришли в крайнюю ветхость» и «священнослужение церкви исправляется с крайней опасностию». Архим. Иустин писал, что московский купец И. Фёдоров намеревается вместо ветхих церквей построить каменный храм в честь Вознесения Господня с Введенским и Знаменским приделами, и просил архиерейского благословения ( Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст.//Тульские ГВ. 1872. 83. С. 1453). Архиеп. Амвросий одобрил это начинание, но к строительству так и не приступили. В 1764 г. М. Ж. м. был упразднен. В каменном Введенском храме, ставшем приходским, служили священник, диакон, дьячок и пономарь, а деревянную Введенскую ц. перевезли в с. Петровское Одоевского у. Тульской губ. В 1765 г. монастырские постройки предполагалось передать в ведение Воронежского пехотного полка. В 1776 г. М. Ж. м. был возобновлен как внештатная пустынь, в нее из сгоревшего Шаровкина Успенского мон-ря Калужской губ. перевели 7 насельников со строителем иером. Исаакием (Акимовым; † 1790). Братия обнаружила пустынь разоренной, в обветшавшем Введенском соборе отсутствовал антиминс. После ремонтных работ 1 нояб. 1780 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Самуил (Миславский) освятил новый антиминс. Решением Синода к «приходу» возобновленной пустыни были приписаны земли с вотчинными крестьянами отставного поручика кавалергардского полка барона П.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

В селе Быково исстари стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова. Впервые, в письменных источниках, о ней упоминается в 1628 году. В 1704 году на средства дворцового приказа была построена и освящена каменная церковь во имя Рождества Христова с колокольней. В 1771 году генерал–поручик и кавалер М.М. Измайлов написал доношение архиепископу Московскому и Каширскому Амвросию (Зертис–Каменскому) о том, что в его поместье: «Колокольня у церкви во имя Рождества Христова в ветхом состоянии и ее надо разобрать… которая от строения давнишних лет во многих местах расселась и опасна, чтоб сама собой не упала». В 1775 году действительный тайный советник, сенатор и кавалер М.М. Измайлов просил у архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешения починить иконостас. Через год обратился священник с просьбой «перекрыть кровлю на церкви во имя Рождества Христова». 15 мая 1780 года умерла жена М.М. Измайлова – Мария Александровна Измайлова, урожденная Нарышкина. Ее похоронили в Донском монастыре в трапезе. Михаил Михайлович задумал в память об усопшей супруге возвести новый большой храм на месте обветшавшего. В 1783 году он просил у архиепископа Платона разрешения устроить в проектируемом храме придел во имя преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы покойной супруги, а на время строительства храма Рождества Христова «построить временную часовню для богомолья, живущим в упомянутом селе». Из ответа Владыки Платона узнаем, что «фасад и план нами апробированы»; имя архитектора и автора постройки в документах не обозначено. Церковную утварь из старого храма владелец усадьбы «переместил в имеющиеся в том селе моем праздные каменные палаты… возможное для богомолия крестьянам в оных же производить служение». Уже в декабре 1783 года строительство храма во имя Рождества Христова в имении генерал–аншефа М.М. Измайлова было завершено, и в конце месяца он был освящен. В 1788 году тайный советник и кавалер Измайлов просил митрополита Платона разрешить освятить новопостроенный верхний храм в селе Быково во имя Владимирской иконы Божией Матери. В прошении упоминались размещенные в местном ряду иконостаса иконы святых – небесных покровителей храмосоздателя и его покойной супруги: Архангела Михаила и преподобной Марии Египетской.

http://sobory.ru/article/?object=01404

В заключении, для уяснения содержания слова Амвросия Подобедова при погребении Амвросия Зертис-Каменского, считаем нужным сказать несколько слов об обстоятельствах смерти последнего. В 1771 г. в Москве появилась чума, и вследствие беспечности народа, не соблюдающего меры предосторожности, указанных правительством, ежедневно уносила множество жертв. Пущен был слух будто в сновидении одному старцу было открыто, что Москва за то карается мором, что пред образом Божией Матери, именуемой Боголюбскою, при Варварских воротах никто никогда не пел молебнов и не поставлял свечей. Народ, желая избыть беды, устремился к образу, приходское духовенство с своими аналоями — для отправления молебнов, и здесь, у самой иконы, больные соприкасались с здоровыми, и зараза распространялась с чрезвычайною быстротою. Чтобы прекратить собрания эти, Амвросий, как архипастырь, сделал распоряжение снять икону с ворот, а кружку с деньгами запечатать консисторскою печатью. Тот час разнесся слух, будто икону Божией Матери у Варварских ворот грабят; при церквах ударили в набат, народ сбежался к иконе, предполагая, что сам архиерей придет забрать икону. Злоба против него давно уже была возбуждена в народе недовольными, которых было много среди раскольников, за строгие меры против раскола. Теперь представлялся случай выместить на архипастыре свою злобу; но его не оказалось при иконе; бросились в его квартиру, но и там его не было. Узнав, что он уехал в Донской монастырь, мятежники на другой день отправились туда и взяли его из церкви, вывели за ограду монастыря и так избили его, что он тут же и скончался. Тело его оставалось за оградою до другого дня в окровавленном виде, и только на следующий день, 17 сентября, оно было приготовлено для погребения и внесено в церковь. 1. Слово на день Святыя Пасхи Претекшее время святого поста, по предназначению матери нашея, Христовы Церкви, было для нас поприщем сетования и скорби о грехах наших, коих пагубныя следствия срадавшем за оные. Мы зрели в самых празднествах сего поста доказательство важности падения нашего, когда с благоговением прославляли главизну спасения нашего, в день воплощения Сына Божия, истощившего Себя до восприятия на Себе плоти человеческия.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

15 дек. 1763 г. имп. Екатерина II упразднила Раскольническую контору, учрежденную в 1725 г. для сбора двойной подушной подати и налога с бород. На основе записки М. от 12 нояб. 1764 г. был издан имп. указ, которым старообрядцам-поповцам предлагалось присоединиться к офиц. Русской Церкви, а для непримиримых предусматривалось возвращение двойной подушной подати. По предложению М. 17 дек. 1764 г. Синод предписал епархиальным архиереям освободить всех «раскольников», к-рых удерживали в мон-рях для обращения в Православие. 11 мая 1765 г. М. в предложении Синоду повторил тезисы по раскольническому вопросу, ранее направленные императрице. 23 окт. 1765 г. Н. И. Панин объявил М. решение имп. Екатерины напечатать «увещание раскольникам» и предложил это сделать в типографиях Москвы и С.-Петербурга. Редактором публикации был назначен иером. Платон (Левшин) . Согласно рапортам архиереев, стали происходить обращения «раскольников», хотя и единичные. Однако позиция М. в отношении старообрядцев встретила протест митр. С.-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) , архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) и еп. Афанасия (Волховского) . При М. произошла одна из важнейших реформ в истории РПЦ - секуляризация церковных имений, которая разрабатывалась с 1762 г. В 1763 г. в соответствии с докладом «о духовных имениях» в ведении Сената была воссоздана Коллегия экономии. Она должна была управлять бывш. духовными имениями вместе с крестьянами, вести хозяйственный учет и финансирование по штатам. 26 февр. 1764 г. был издан Манифест о секуляризации имений Синода, архиерейских домов и мон-рей и введении штатов в великорусских губерниях Российской империи. С открытым протестом 6 марта 1763 г. обратился в Синод только митр. Ростовский сщмч. Арсений (Мацеевич) . 25 авг. 1766 г. М. предложил Синоду распространить секуляризацию вотчин мон-рей и архиерейских домов и на Малороссию по примеру великорусских губерний якобы в связи с беспорядками в управлении имениями. 15 сент. 1766 г. Синод вынужден был принять указ о секуляризации церковных земель Левобережной Украины (осуществлен после получения данных о церковном имуществе в 1786). М. предлагал передать доходы мон-рей на нужды белого духовенства и из его представителей избирать кандидатов на епископские кафедры.

http://pravenc.ru/text/2562888.html

Переславская ДС была открыта в переславском Даниловом мон-ре по указу еп. Серапиона (Лятошевича) от 20 марта 1753 г. Ректором должны были назначить настоятеля обители, но при учреждении семинарии архим. Панкратий (Черныский) был переведен в Иосифо-Волоцкий мон-рь; до назначения в 1755 г. архим. Гермогена настоятелем Данилова мон-ря обителью управлял казначей иером. Арсений ( Малицкий. 1912. Вып. 1. С. 228). В сент. 1753 г. переславских семинаристов (61 чел.) перевели из Троицкой ДС в Переславскую. Первым учителем стал выпускник Славяно-латинской академии Д. Ф. Дьячков (31 янв. 1754 уволен за «житие... недобропорядочное, пьянственное»). Очевидно, с целью подготовки буд. семинаристов еп. Серапион указом от 24 сент. 1753 г. обязал всех священно- и церковнослужителей обучать грамоте и письму малолетних сыновей и родственников муж. пола «со всяким к их обучению прилежанием под опасением за неисполнение истязания». С 28 нояб. 1753 по 1757 г. ректором Переславской ДС был настоятель Никитского мон-ря архим. Нифонт (Червинский). В апр. 1757 г. настоятелем Данилова мон-ря и ректором Переславской ДС назначен архим. Каллистрат. Сменивший его на посту ректора в 1761 г. архим. Сильвестр (Страгородский; в прошлом ректор Александро-Невской ДС в С.-Петербурге) был настоятелем Никитского мон-ря. Переславская и Угличская епархия Переславская и Угличская епархия Первоначально ученики были разделены на класс грамматики, класс риторики и класс, в к-ром обучались взрослые дети священно- и церковнослужителей, не прошедшие назначенного еп. Амвросием приказом от 23 нояб. 1754 г. испытания по чтению, церковному пению и др. дисциплинам (т. н. российский класс или русская школа). В июле 1758 г. в Переславской ДС (в т. ч. в «русской школе») обучались 92 чел. Согласно указу еп. Амвросия (Зертис-Каменского) от 18 сент. 1759 г., в Переславской ДС открыт класс богословия (высший), который, вероятно, прекратил существование после 1760 г. Еп. Амвросий заботился о пополнении семинарской б-ки. В частности, в 1760 г. он приобрел для нее «142 латинских книги разного наименования». По инициативе архиерея в том же году в особой школе при Переславской ДС введено преподавание рисования и живописи «для нужнопотребного церковного дела» (Там же. С. 264, 266). Живописная школа комплектовалась за счет перевода в нее наименее способных семинаристов. В 1760 г. еп. Амвросий поднял вопрос о постройке собственного семинарского здания (2 деревянных здания для семинаристов появились в 1763).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010