28 сентября 1869 г. 146. О ПОЕЗДКЕ ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ Если тебя утвердили попечительницей училища, то поздравляю. О последующем сама разумевай, да так и поступай. От поездки в Киев на богомолье вперед так скоро не отказывайся, если кто будет предлагать это. Лучше сперва подумать, потом уже говорить, особенно, когда дело идет о поклонении святым мощам угодников Божиих. Если, бывая в этих местах, мы не получаем пользы душевной, то вина от нас, и потому должно укорять себя, а не винить место или что другое. 14 октября 1869 г. 147. СУДЬБА КАЖДОГО ЗАВИСИТ ОТ БОГА За неудачную судьбу выданной тобой девицы не вини ни себя, ни меня, ни кого-либо другого, потому что судьба каждого человека зависит от Бога, сообразно душевному настроению всякого. Жалуешься на холодность и неохоту к выполнению своих христианских обязанностей. Помни Евангельское слово, что нудится Царствие Небесное, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11: 12 ), и понуждайся по силе и возможности. 24 декабря 1869 г. 148. СОБОРОВАНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг. На будущее же время можно это делать. Это древний православный обычай, который у нас в России сохранился в Москве и Киеве; а на востоке это доныне в общем употреблении. 8 апреля 1870 г. 149. НАДО ПРЕЗИРАТЬ ВРАЖИИ ИСКУШЕНИЯ И МОЛИТЬСЯ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ НИХ Слышно было, что тебе готовили к празднику монастырское одеяние. Если Господь сподобил тебя облещись в сие спасительное одеяние, то да поможет тебе в мире провести наступившие христианские торжества. Не знаю, оставил ли тебя в покое враг и ненавистник всякого блага и мира душевного. Его постоянное дело – везде и во всём мешаться и всех путать и возмущать. Если ты по немощи чувствуешь что-либо подобное, старайся презреть вражии возмутительные внушения и молись Царице Небесной, чтобы избавила тебя от стужений вражеских. 25 декабря 1871 г. 150. НЕИСПРАВНОСТЬ ВОСПОЛНЯЕТСЯ СМИРЕНИЕМ Пишешь, что неисправно живешь. Сколько можешь, старайся исправляться и более всего смиряться пред Богом и пред людьми. Смирение дополнит нашу неисправность. Болезнь старайся переносить безропотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В житии святых Андроника и Афанасии сказано, что никто с таким дерзновением не просит от Господа воздаяния, как дети, говоря так: «Господи, Ты лишил нас благ земных, не лиши небесных». Занимайте, княгиня, почаще ум свой такими размышлениями, и тогда скорбный дух ваш будет получать через это отраду душевную. Примите, княгиня с добрым князем, уверение в моем искреннем благожелании. P.S. О живых же детях ваших усердно молитесь, чтобы Господь устроил о них полезное и спасительное, имиже весть судьбами. [...] апреля 1872 г. 92. ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ. О БЕЗРОПОТНОМ ПЕРЕНЕСЕНИИ СКОРБЕЙ В начале сороковых годов в одной из южных губерний России, Харьковской или Воронежской, не помню, случилось следующее замечательное событие, о котором тогда же одно достоверное лицо письменно сообщило покойному старцу Оптиной Пустыни батюшке отцу Макарию. Жила там вдова, по происхождению своему принадлежавшая к высшему сословию, но вследствие разных обстоятельств доведенная до самого бедственного и стесненного положения, так что она с двумя молодыми дочерями своими терпела великую нужду и горе и, не видя ниоткуда помощи в своем безвыходном положении, стала роптать сперва на людей, потом и на Бога. В таком душевном настроении она заболела и умерла. По смерти матери положение двух сирот стало еще невыносимее. Старшая из них также не удержалась от ропота и также заболела и умерла. Оставшаяся младшая дочь до чрезмерности скорбела как о кончине матери и сестры и о своем одиночестве, так и о своем крайне беспомощном положении. И, наконец, также тяжко заболела. Знакомые ее, принимавшие в ней участие, видя, что приближается ее кончина, предложили ей исповедаться и причаститься Св. Таин, что она и исполнила; а потом завещала и просила всех, чтобы, если она умрет, ее не хоронили до возвращения любимого ею духовника, который в то время по случаю был в отсутствии. Вскоре после сего она и скончалась, но ради исполнения ее просьбы не торопились с ее похоронами, ожидая приезда означенного священника. Проходит день за днем, духовник умершей, задержанный какими-то делами, не возвращался; а между тем, к общему удивлению всех, тело умершей нисколько не подвергалось тлению, и она, хотя охладевшая и бездыханная, более походила на уснувшую, чем на мертвую.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Касательно обстоятельств, о которых сочла ты неудобным писать мне, скажу тебе, что если святые апостолы Павел и Варнава спорили и прекословили между собой, как пишется в Деяниях Апостольских, так что один от другого разлучились, то нет ничего удивительного, если ты подобное увидишь или услышишь в том месте, где ты находишься. Время наше – время борьбы и подвигов; и разногласиям подобает быти, – как говорит Апостол, – да искусни явятся (Ср.: 1Кор.11:19 ). 4 ноября 1879 г. 19. ЗА ЖЕРТВУ ВОЗДАЯНИЕ ОТ БОГА, А НЕ ОТ ЛЮДЕЙ Пишешь, что не только не было освящения храма, но и не знаете, будет ли теперь; а как бы не осталось до весны, потому что еще иконы не получены из Москвы. Может быть, это и просто так сделалось. А думаю аз, грешный, не промыслительно ли это так устроилось к твоему вразумлению, чтобы ты вперед не думала, – как распорядился кто в чём-либо, так оно и делается. Нет, сестра, не всегда так делается, как распорядишься, а большей частью с пожданием и разными препятствиями, чтобы одни научались терпению и долготерпению, а другие, видя это, не спешили и не дерзали судить и осуждать, кого не следует. Касательно же сомнительных помыслов, повторяю то же, что и прежде писал. Кто жертвует что-либо Бога ради, тот и получит от Бога воздаяние, а не от людей. Сказано: «Господь праведен и преподобен» (Ср.: Втор.32:4 ) и «воздаст комуждо по делом его» ( Пс.61:13 ), как всеведующий и всемогущий и Судия праведнейший, и на Страшном Суде пред всеми объявит: «Понеже послужисте меньшей братии Моей, Мне послужисте» (Ср.: Мф. 25: 40 ). Против других суждений имей и содержи в памяти Евангельское слово: «Аще дело сие от человек, то разорится; аще ли же от Бога, разориться не может» (Ср.: Деян. 5: 38–39 ). Сама видишь, что дело общины не разоряется, а, хотя с трудом и разными препятствиями, мало-помалу устрояется, подтверждая святоотеческое слово: «Всякому доброму делу или предшествует, или последует скорбное искушение». 22 ноября 1879 г. 20. МОНАХУ ПОЛЕЗНО БОЛЕТЬ В письме от 21 ноября пишешь, что у тебя из погреба украли кадку с яблоками.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Думаешь в мае месяце посетить нашу обитель. Если будешь здорова и будет для тебя удобно сделать это, то не мешает побывать у нас. Тогда при личном свидании удобнее будет переговорить с тобой о всём, нужном для тебя. А теперь мне писать тебе не имею времени. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. 13 марта 1880 г. 166. ВНЕШНЯЯ ДОЛЖНОСТЬ НЕ ДОЛЖНА ПРЕПЯТСТВОВАТЬ СОБРАННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ. О НЕВЕРИИ И ХУЛЬНЫХ ПОМЫСЛАХ. ОБ ОТНОШЕНИИ К БОГУ. НАСТРОЕНИЕ ДУХА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕГДА РОВНОЕ На последнее твое письмо от 9 октября по недосугу отвечаю вкратце. Пишешь, что тебе предлагают место управлять домом гостиницы с меблированными комнатами с жалованием пятьдесят рублей в месяц на готовом содержании. Но ты опасаешься принять это по причине слабого здоровья, а во-вторых, боишься потерять собранность мыслей, о которой ты много лет трудилась. Попробуй сперва принять должность эту на год, а потом и видно будет, – можешь ли ты проходить оную без вреда душевного. Живя при этой должности, старайся всегда быть в церкви, как теперь ходишь, или по крайней мере быть в будни у обедни ранней или поздней по удобству дел. Также старайся уделять времечко и для домашней молитвы в своей комнате. Для этого имей хорошую прислугу, хотя бы и подороже ценой, чтобы заменяла тебя в потребное время. Помоги тебе, Господи, приобретать прибыль внешнюю и вместе не лишаться пользы душевной. В последнем письме пишешь о своей борьбе с сомнением и неверием. Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этой бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать. Св. Димитрий Ростовский пишет: «Перестанем судить и осуждать ближнего, и хульных помыслов не убоимся, равно помыслов неверия и сомнения». Ты объясняешь о прежнем своем духовном настроении, что ты относилась ко Христу, как к другу, объясняя Ему свои нужды. Но такое настроение духа лютеранское, а не православное, и не смиренное, а высокое. Православное же отношение ко Господу должно быть самое смиренное. Св. Исаак Сирин пишет, что мы должны к Господу припадать в таком смирении, считая себя за земляных червяков и подобно им ползающих, и произносить молитву ко Господу в детской простоте, как лепечущие дети, а не с высокомудрием».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его» ( Пс. 36: 3–7 ). Псаломские слова насели землю, и упасешися в богастве ея относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Повинися Господеви, и умоли его означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Насладися Господеви означает: не находи ни в чём ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» ( Пс. 118: 165 ). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: «Не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Ср.: Лк.6:37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени. О N. своей пишешь, что ей немало повредила жизнь в Г. Я ей уже об этом писал; но она тогда отпёрлась; не знаю, как теперь она сознает это или не сознает. Впрочем, надеемся, что силен Господь сотворить о ней по воле Своей святой. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евой изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: «Да рекут избавленные Господом» (Ср.: Пс.106:2 ). А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всём дерзаем, оправдывая себя какой-то прямотой, тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно. Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетённых страстями не узрит Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всеблагий Господь да избавит нас от врагов видимых и невидимых и да подаст нам терпение и мужество к борению и к перенесению всего скорбного и оскорбительного. Поговеть можно бы съездить в Лавру, да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же о. С., у которого и NN. исповедалась: так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, всё равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать. Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу, как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие. Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо. Опущенные поклоны можно выполнять и в другие часы и дни и даже после года. Духовнику должно сказать, когда выполнишь их или что их исполняешь. Мир тебе и питомцам твоим! 11 февраля 1870 г. 193. НАДО МИРИТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ Если есть благословная вина и решишься поехать в Петербург к N., то можно по одному разу побывать и у трех известных особ ради объяснения и примирения. Сестре можешь сказать, что ты недовольна была на нее за свою часть, которую они с мужем не хотели во время заплатить, а теперь оставляешь это на Суд Божий. N. можешь поблагодарить за прежнюю дружбу, но не можешь продолжать ее по причине ее нескромности: сказать это, как сумеешь помягче. Госпожу N. также можешь поблагодарить за то, что она считает для тебя одолжением, прибавив, что о поступке зятя твоего теперь нет надобности разъяснять. Словом, побывай у всех трех ради умиротворения, предварив всех, что теперь тебе тяжело вести с кем-либо переписку. Мир тебе и всей с тобой живущей разнообразной мелюзге!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вы просите меня назначить вам имя. В Святой Церкви повторяется мудрое слово: по имени да будет и житие твое. В настоящем обстоятельстве проявляется мера вашей веры в искании настоящей истины. И поэтому и имя ваше да будет Вера, в память святой мученицы Веры, празднуемой 17 сентября. Советую вам перед присоединением исповедать искренно и чистосердечно всё, что было в жизни вашей противозаконного, начиная с шести лет и доселе, – не только дела, но и сердечные расположения. Это необходимо нужно, потому что были примеры, что некоторые, перед присоединением не открыв всего, что было на совести, впоследствии испытали мысленную брань неуместных сомнений. Сам Господь да благословит вас на душеспасительное ваше предприятие, Сам да укрепит вас, и да утвердит, и да оснует (Ср.: 1Пет.5:10 ), по апостольскому слову. 104. ПИСЬМО ФРАНЦУЖЕНКИ И ОТВЕТ СТАРЦА АМВРОСИЯ Перевод от французского Многоуважаемый и добрый отец! Простите мою смелость, что я решаюсь написать вам несколько строк. Я слышала об вас, что вы истинный человек Божий, и потому я позволяю себе испросить чрез это письмо ваших добрых советов, в которых очень нуждаюсь. Бес гордости владеет мною в такой степени, что не дает мне исполнять обязанность как следует. Что должна я делать, чтобы от него избавиться? Несколько лет тому я была опасно больна, и тогда я обещала Богу, что, если он сохранит мне жизнь и возвратит мое здоровье, я буду вести себя так, чтобы Господь мог забыть прошедшие грехи мои. Но увы! Этого обещания, данного мною тогда на смертном одре, я не сдержала. Господь сохранил жизнь, а я вместо воздаяния сделалась еще хуже, чем прежде; и потому Бог меня наказывает и поражает меня в том, что мне дороже всего. У меня жил друг, очень дорогой мне; он был католический священник. И Бог, Который даровал мне этого друга, отнял его у меня: он умер от чахотки в Неаполе, и упреки совести меня преследуют. Я не знаю, какая причина его болезни, потому что он ничего не открыл мне об этом. Не перехвачены ли были письма мои к нему? Или не сердился ли он на меня? Почему он мне ничего не открыл [о своей болезни]? Вот вопрос, который я постоянно предлагаю себе и который меня непрестанно мучит. Иногда я боюсь, что сойду с ума, потому что какой-то голос мне говорит, что он мне писал. Но где его письма? От кого их требовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В нашу обитель приехал на покой Томский архиерей Петр. 31 октября 1883 г. 54. О ВИДЕНИЯХ И ПСАЛМЕ: ЖИВЫЙ В ПОМОЩИ ВЫШНЯГО Жаль NN. Как пишешь, обстоятельства его нехороши. Но неложно слово Священного Писания, что каждый из нас нередко под благовидными предлогами связует себя пленицами своих прегрешений (Ср.: Притч.5:22 ). Впрочем, благость Божия скорбными обстоятельствами приводит нас к полезному и душеполезному и спасительному. Дивны дела Господни! Матушка N. велела тебе написать бывшее наяву видение одной сестре. В прошлом году в нашей стране были два подобных случая, но оба оказались ложными. Одну такую ясновидицу из N. общины отвезли домой к родным, опасаясь, чтобы не сделала чего над собой. Более подробно о сем буду писать самой матушке. Тебе желательно знать, как праздновались именины 7 декабря. Дня за три приходил ко мне отец игумен, и мы решили не праздновать именин по-прежнему. Впрочем, служба церковная была по-прежнему. Было бдение, и отец игумен служил обедню в Скиту. Вдруг неожиданно к обедне приходит Преосвященный Петр и два архимандрита, из коих один – наш благочинный и два настоятеля. И весь этот священный собор после обедни зашли ко мне с поздравлением. Я принял их в своей келлии сперва стоя, а потом и сидя на кровати по-обычному. Гостям было немного тесновато, так что отцу игумену не приходилось где и сесть почетно, приставили задом стул к столу, и отец игумен сидел, некоторым образом, как бы почетно. Подан был чай. Преосвященный Петр очень просто держал себя в обращении и за чаем интересно рассказывал о житии и бытии на Американских островах, как тамошние простодушные алеуты живут и какую претерпевают скудость и лишения. Особенно интересен был его рассказ, как там небольшие рыбы, но проворные и увертливые, у которых в два ряда зубы, сражаются с китом и одолевают его. Рыбы эти по-тамошнему называются касатками. Когда кит заплывает в какой-либо залив, где неудобно ему показывать свою силу, тут увертливые касатки начинают угрызать его с боков и отскакивать от него прочь; а если бы спереди, то он бы их проглотил, а сзади хвостом вдребезги разбил.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить посильную милостыню. Всё это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами – бывает не только благо, но и добро зело. Правда, все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что многими скорбями подобает нам внити во Царствие Божие ( Деян. 14: 22 ), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому всеблагий Господь всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел сей, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит Апостол: «Егоже любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет. Аще ли без наказания есте, прелюбодейчищи убо есте, а не сынове (Ср.: Евр.12:6,8 ). Велика вам послана скорбь, но утешайте себя тем, что через эту скорбь вы включены в число сынов Божиих по безмерной любви Божией к вам. Поэтому храните великое сие достоинство христианское, покоряясь воле Божией не только безропотно, но и со благодарением. Вы хотели только утешаться сыном вашим в этой жизни временно; Господь же устроил так, чтобы вы утешались им в будущей жизни вечно в бесконечные веки. Наконец, вы можете иметь отрадные чувства и в том, что у покойного М. вашего остались дети, которых вы можете воспитывать и утешаться ими, как детьми. Они будут для вас вместе и внуки, и близкие дети. Всеми мерами старайтесь утолять скорбь вашу, чтобы она не переходила пределов христианских, и всеблагий Господь явит вам милость Свою и пошлет вам утешение духовное. Кто знает, каков бы был ваш М., если бы продлилась жизнь его. Теперь же вполне можете быть уверены, что он навсегда останется хорош. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 21 марта 1867 г. 84. О РАЗБОРЧИВОМ ЧТЕНИИ ДУХОВНЫХ КНИГ. О ХРИСТИАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. О СТРАХЕ ТРУДНОГО РОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ Простите, что по слабости здоровья не мог отвечать на ваше письмо тотчас же, хотя и очень желал того, будучи убеждаем вами именем общего нашего отца, покойного батюшки отца Макария. Молитва его да покроет нас обоих, и за его духовное ходатайство да вразумит нас Господь на всё душеполезное и спасительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

27 января 1879 г. 17. ВНЕШНЕЕ БЛАГОПРИЛИЧИЕ ПРИВОДИТ К БЛАГОМУ СТРОЕНИЮ ПОМЫСЛОВ Очень рад я, что милостью Божией благополучно совершили вы свое путешествие и возвратились в N. Пишешь, что вам в N показалось знойно и пыльно, как и прежде. Но потерпеть зной и жар и другие неудобства имеет немалое духовное значение. А широкий и пространный путь в Евангелии весьма не одобряется и более всего. А тесный путь и прискорбный весьма ублажается, так как вводит в жизнь вечную. Сегодня, 23-го, после ранней обедни провожают со звоном из Оптиной нашего Калужского владыку, а я под этот звон диктую тебе письмо сие. Звон церковный обыкновенно называется и благовестом, предвещает благую весть, чтобы христиане правоверующие собирались в храмы Божии и возносили там усердные и смиренные молитвы, исповедая перед Ним свои немощи и согрешения и прося помилования и прощения, а вместе ниспослания помощи к исправлению. Говорить, стоя на церковных службах, или обзрать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то по крайней мере телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же с сохранения очей и ушей и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: «От уст твоих сужду ти» ( Лк.19:22 ), то есть что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно. Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас, и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, имиже приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа» ( Пс. 102: 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010