Пообедав, приветствую вас, матери А. и Л., и всех сестер общины вашей, и всем вам желаю мирного жития; понеже взаимный мир повсюду оскудевает, а безтолковое немирствие возрастает; все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, из-за благословенных и благовидных причин, забывая, что кийждо от своих дел или прославится или постыдится. Воистину трудно и сообразить настоящие обстоятельства, и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг от друга. Забываем Евангельское указание, а действуем по одному, почти, самолюбию, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и незаконности. Тесно от обоюду; молчать трудно, и говорить неудобно; и что слышим, всему верить невозможно. Всюду примесь своей воли, или самооправдания, или чего другого, или просто безтолковщины. Молиться потребно в самоукорении, – да не заблудим от пути истинного. Простите многогрешного А. 117. О СКОРБЯХ ПО ПРИНЯТИИ МОНАШЕСТВА Почтенная о Господе мать О! Письмо твое от 18 ноября получил, также и два пропавших через месяц дошли до меня из К. с почтовым штемпелем от 23 октября. Неизвестно, где они валялись. На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя, что ты много без надобности передавала М-м, что видишь или слышишь иногда неверно, а как тебе показалось; за это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем; к тому же, по принятии мантии скорбные искушения более попущаются на человека, чтобы навык брани духовной, и сотворился, и стал искуснее. Тут уже не должно по новоначальному рассуждать, зачем то или другое? А просто терпи, смиряйся и опять терпи, подставляя правую ланиту в духовном смысле, то есть не оправдываясь, а принимая поношение и уничижение: во-первых, за грехи, во-вторых, ради того, что добровольно избрала ты спасительный путь, который называется тернистым, и тесным, и трудным; особенно принявшему мантию неприлично входить в чужие дела и подавать человеческие советы – кому где жить, или куда переходить, или еще непристойнее – поступать двулично, в глаза принимать ласково, а заочно говорить противное. Надобно проверить себя, и душевредного должно удаляться, не давая воли языку и гневу, самооправданию, которые лишают человека пользы душевной, если скоро не опомнитесь. Многогрешный И. А. 118. НАСТАВЛЕНИЕ ПРИ ВРУЧЕНИИ ЧЕТОК О ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ОСУЖДАТЬ ДРУГИХ, А СОЗНАВАТЬ СВОИ ГPEXI

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вполне понимаю многотрудность и великую тяготу твоего положения. Но что делать? Некуда деваться, когда впали в терние будущих неудобств, уязвляющих не только до слез, но и до крови. Призывай в помощь молитвы святого пророка Илии, ревнителя и поборника, могущего понять твое положение. 121. О СЛОВАХ СВЯТОГО ЛЕСТВИЧНИКА, ЧТО ОСТРОУГОЛЬНЫЕ КАМНИ, УДАРЯЯСЬ ДРУГ О ДРУГА, ОКРУГЛЯЮТСЯ (К MOHAXIHE) Что делать? Обедняхом зело, паче же обнищахом, то от болезни, то от немощи, то от простуды, то от безтолковых толков хибарочных; толкусь от утра до вечера, как ты сама видела, а что будет, Бог весть. Думаю, что и ты слыхала пословицу: «Воду толочь, вода и будет». Вот о камнях – так другое написал святой Лествичник. В 6-й степени говорит, что остроугольные камни, друг с другом соударяясь, округляются, и лишаются своей угловатости и остроты. Как ты замечаешь в этом отношении около себя? Стерли ли хоть уголка два у тебя, которые ты думала стереть сама в мнимом безмолвии. Да у самой ведь руки не наляжут. Себя как-то жаль! Ведь от себялюбия и самолюбия вся беда. Они не любят, когда и другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и самую кору. Сделай наблюдение, и сама согласишься с этим. 122. О СВОЕВРЕМЕННОМ УДАЛЕНИИ НА ПОКОЙ ОТ КАЗНАЧЕЙСКОЙ ДОЛЖНОСТИ Будущее един Бог весть. Человецы же елико глаголют, глаголют по соображению обстоятельств, елико слышат или видят. Из такого соображения не перестает выходить заключение, что тебе не следует оставлять предположенного стремления убираться подобру-поздорову, на келейный покой, для душеспасительного упражнения в делах благочестия; а там, елико благоволит Господь сотворити о нас, да сотворит по Своей святой воле. Из Б. стран слышно, что там (двумя игумениями) предположено избрать для вас новую начальницу, и разумеется, что для нового начальства старое казначейство не идет, а должно избраться тоже новое, если состоится это предположение... Как бы то ни было, но мы имеем Евангельский совет – посаждати себя на последнем месте, дабы, если угодно будет Домовладыке повысить кого, было и чести больше; а неугодно будет повысить, человек сей избежит безчестия или, по крайней мере, не подаст повода к нареканиям человеческим. Мудрости потребно во время сие. А кто не имеет мудрости, тот должен, по крайней мере, смиряться, а за смирение просветит его Господь, как должно разумно действовать в затруднительном положении. Мир тебе и всем твоим! 123. ДОЛЖНО ПЕРЕНОСИТЬ СКОРБИ ОТ ПОДЧИНЕННЫХ ТЕРПЕЛИВО

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Спрашиваешь меня, каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей. Еще спрашиваешь – отчего в душе твоей такой мрак? Кроме других причин, оттого, что имея старицу, ты не хотела покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей; а все это, как ты сама сознаешь, плоды гордости. Ты пишешь, что много спишь и в отношении пищи делаешь себе снисхождение. Сознавая в сем немощь свою, укоряй себя, и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей. Иисусову молитву можешь употреблять, особенно при борении дурных помыслов, но только устно. А вместо нее, иногда, и: «Боже, милостив буди мне грешной». Лучше и эту молитву, чем ничего. Еще пишешь, что стоя в церкви однажды возымела сильное желание войти в Царство Небесное и насладиться пением Ангелов! Это тебе, по твоему устроению, не может быть полезно, а скорее противное сему. В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во аде, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и прочем, и молился об избавлении от оных; и другие старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным. В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не сознавала потребности в ней). Всегда так бывает. Когда обладаем добром, то его не ценим; а теперь, по пословице, посиди у моря, подожди погоды; умнее и смиреннее будешь. 63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: «Кто склонен к гордости и самочинию (или, как говорят другие отцы, имеет выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тот должен выбрать себе наставника строгого и непопустительного».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Еще в письме сказано, что ты просишь разрешить оставить навсегда чтение четырех кафисм Псалтири, которые ты обязательно читала. Бог да благословит оставить. Господь ни от кого не требует подвигов сверх сил и возможности. Ты стала жаловаться на слабость головы и притом ты настоятельница, обязанная смотреть за поведением сестер, и за внешними делами и потребностями обители; как же возможно тебе совершать большое правило келейное? Древние отцы и пустынные довольствовались чтением 12 псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чтение духовных книг и молитву Иисусову. Повторяю, ты по привычке поступать так не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда не можешь вполне совершать обычное твое правило, а укори себя и кайся мысленно Господу Богу, а потом, в свое время, и перед духовным отцом, что по немощам телесным и по обязанностям настоятельницы не могла совершать вполне обычного своего правила, и будешь успокаиваться. К оставлению навсегда четырех кафисм есть прибавление, чтобы я взял на себя обязательство вычитывать эти четыре кафисмы. Ежели ты и крепче меня, и то не находишь возможности вычитывать их, где же мне, слабому и едва живому и в безпрестанной молве находящемуся, выполнять это обязательство. Лучше и вернее обоим нам смириться под крепкую руку Божию, и укорять себя за неисправность, и каяться пред Богом в своих немощах. Святой Лествичник приводит слова Псалмопевца: не постихся, не бдех, ни на земли легах, но смирихся и спасе мя Господь; и Сам Господь глаголет во Святом Евангелии: аще... хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф. 19: 17 ). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие, заповедь эта – не судить и не осуждать, как Сам Господь глаголет: Лицемере! Изми прежде бервно из очесе твоего... ( Мф. 7: 5 ). Может быть за тобой и нет этого греха, но пришло мне в голову, я и написал. 208. НАДО ПРОСТИТЬ КАЮЩУЮСЯ СЕСТРУ И ПРИНЯТЬ В ОБИТЕЛЬ N писала мне, что одна сестра, долго жившая в обители, по искушению вражию вышла из обители. А при выходе ты, убеждая ее остаться, сказала: «Истину тебе говорю, Евангельское слово, что если будешь опять проситься, – не приму». Теперь эта сестра, опомнившись и увидев свою ошибку, усердно просится опять в обитель. А ты, опираясь на свое слово, не принимаешь ее, несмотря на ее раскаяние и обещание все терпеть. Евангельская заповедь Самого Господа – семьдесят крат седмерицею прощать согрешившему против нас – выше твоего Евангельского слова. На Усекновение Предтечи поется в стихирах об Ироде, что лучше было бы ему, солгавшему, жизнь получити, нежели, истинствовавши, главу Предтечи усекнути. Так и нам не следует отсекати жизни монашеской этой сестры. Себя же укорим за неосмотрительное слово, и при исповеди покаемся в этом. 209. НЕКОТОРЫЕ ОТ МАЛОДУШИЯ БЕГУТ С ТРУДНОГО ПУТИ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Все это время я провожу с немалыми болезненными прижимками; переодевания и переобувания не только утроились, но, кажется, и учетверились. День и ночь в том и время проходит, а нужным и полезным некогда и заняться, все время провожу в одном безчинии и многоглаголании, которым мнюся других утешать, а приходится свою душу огорчать. Одержим есмь слабостью, и душевной и телесной, и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: «Обычай бычий, а ум телячий». Прости, что много лишнего наговорил; благоразумному молчанию не научился я. 207. МОЛИТВА ИИСУСОВА БОЛЕЕ КЕЛЕЙНОГО ПРАВИЛА Вчера вечером получил я письмо от N, которая, по твоему поручению, пишет, чтобы разрешить тебе оставить обычное твое правило на всю твою поездку в N. Бог да благословит оставить обычное правило и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один, по имени Василий, объяснял это так: Держащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, то подстрекаем бывает тщеславием и возношением, когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держащийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем. В «Добротолюбии» означен чин премудрых подвижников, которые ежедневно совершали малое обычное келейное правило, а остальное время дня и ночи употребляли на молитву Иисусову. Но ты, по привычке, вдруг перейти к этому не можешь, по крайней мере, не смущайся, когда неудобно бывает тебе совершать все твое правило, и особенно не заставляй перечитывать одно и то же, когда враг наводит забвение, а иногда оное бывает от усталости и изнеможения, как объясняет Григорий Синаит , что при совершении долгого правила бывают парения и препарения мыслей. Вернее и полезнее укорить себя за невнимание и смириться. Сказано, что от дел не оправдится всяка плоть, а токмо верой Иисусовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Прошу у тебя и у всех гусенят прощения в своей неисправности, ради которой пред многими виноват, более же всего грешен пред Самим Господом, и не знаю, как и с чем явлюсь на суд Божий. А время это заметно приближается, потому что слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жара и холода равно не выношу; в меру только один семнадцатый градус тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар. В пост Сятой Четыредесятницы мужественные хоть на время уединяются, а я, слабый, и в пост и не в пост равно нахожусь в молве народной и не знаю вкуса в уединении, когда как на каждой вечерне читаем в псалме: един есмь аз дóндеже прейду. Также не уединяющиеся пользуются церковной службой, а я, за грехи мои, и этого лишен; не вотще сказано в Писании: комуждо воздается по делом его не только в будущей жизни, но и в настоящей, по слову апостольскому: кийждо еже сеет, тожде и пожнет ( см. Иер. 32: 19 ; Гал. 6: 7 ). Кукушка на подушке с соловьем и канарейка в марте месяце прилетят поздравлять тебя с пустынными именинами. Уведомление опоздало, чтобы посадить птиц на трех деревах, а будут сидеть они на одной обширной березе. Впрочем, не поздно сделать, чтобы кукушка имела во рту зеленую ветвь, соловей – виноградную кисть, а канарейка – письмо. 205. СНОВА О МОЛВЕ СВОЕЙ И СОВЕТ ОБ ИЗБЕЖАНИИ КЛЕВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в истине! Бог да благословит церковный затвор твой, и вхождение твое, и исхождение твое! Ты, хотя по временам, находишься в затворе, а я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большею частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию. Хоть бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из кельи, в двери которой с двух сторон стучат и докучают – принять и потолковать о нужном и не нужном, а слабость моя преклоняет – принять.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Мать N! На письмо твое от 10 октября, которым просила ответа скорейшего и собственноручного; (а я этого числа заболел прошлогодней болезнью, и потому) решился продиктовать тебе несколько слов. Помышлять о совершенном разделении с сестрой оставь до времени: лучше попробуйте жить так: ты живи в каменной келье, а мать N пусть живет в деревянной; и каждая да попечется о спасении своей души, как умеет и как разумеет. Зачем прежде времени обнародовать формальное разделение? Лучше всего попробуйте прежде испытать себя тайно, как предполагаешь теперь в мысли твоей; после виднее будет, на что следует решиться и как поступить. 93. О РАДОСТИ ВОЗВРАЩЕНИЯ К СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ Сестры о Господе! Давно собирался писать вам, но никак не приходилось: то немощи, то недосуг никак не дозволяли сего сделать. Теперь поздравляю вас паки сошедшихся вкупе на общее житие. Пожили вы немного врозь, а через это пришлось вам перечувствовать. Примите это обе за урок себе, каждая усматривая свою пользу душевную из того, что жили врозь, и что живете теперь вместе. Ни та, ни другая не допускайте в себе самооправдания, а начните дело пользы (каждая) с познания своих немощей и с самоукорения; а в продолжение имейте в виду то, чтобы одна другой нимало не мешала в деле спасения, имея пред очами всегда страх Божий и праведного обличителя – свою собственную совесть, которой монаху не должно попирать ни в каком случае. Обе укоряйте себя и за то, что погорячились и много толковали при переходе из кельи Ч. Можно бы было это сделать и без горячности и поскромнее: тогда было бы полезнее обеим сторонам. Зазрите себя в этом и вперед будьте осторожнее. 94. УМЕРЕННОМУ ДЕЛАНИЮ ЦЕНЫ НЕТ Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! То уже горе ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего от 5 марта. Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духовным, а молитвенное правило ослабить. Но в Евангелии повелевается сие творить и оного не оставлять. Этому правилу и последуй, держась всегда середины и умеренности, в том и другом случае. Тогда и положение твое, и расположение душевное уравняются. Святой Исаак Сирин говорит, что умеренному и притрудному деланию цены несть. Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, то есть от внушения и подстрекания бесовского происходящими; поэтому, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят; избегая чего попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совершенно ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения. 95. ОБ ИСКУШЕНИИ НА МОЛИТВЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В нас какая-то смесь: мнимся и Промысл Божий признавать, и других не перестаем обвинять, аки бы препятствующих и сопротивляющихся нашим предприятиям. Когда мы резко говорим о других, то это ничего; извиняем себя тем, что мы говорим просто, дружелюбно, от ревности ко благу. Если же слышим, что другой сказал что-либо вопреки нас, тогда негодуем и возводим это до великих степеней клеветы, забывая проповедуемое Православной Церковью , что кийждо от своих дел или прославится, или постыдится, и кийждо сам о себе воздаст слово Богу. Дружелюбник твой думал, что нам легко все сделать: скажем, и сейчас нас послушают. А на деле вышло не так. Мы сказали о нем, а нам возразили: «Что же он тут смущается и хочет выходить? Где же он найдет место лучше здешнего?» Что оставалось делать, как только замолчать, передавая дело это Промыслу Божию! Сверх того, я вспоминаю, что покойный старец батюшка отец Макарий в предсмертной своей болезни указал мне на трех человек, объявить им его волю, чтобы они жили в здешней обители мирно; в числе троих, означенных старцем, и твой дружелюбник. Он толкует это по-своему, а я никак не могу действовать вопреки воле старца, видя на опыте, что один из троих, решившись оставить нашу обитель, три места переменил, и в четвертом не обретает покоя. Поверь мне, что от всей души желаю благоустроения вашей обители, но не могу действовать против своего сознания и вопреки указанию покойного старца. Если воля Божия будет изменить это указание, то это иное дело. Простые же человеческие хотения, как бы ни казались благовидными и благонамеренными, не только не созидаются, но и разрушаются, как сказано в Деяниях святых апостолов: аще будет от человек... дело сие (несть от Бога) разорится ( Деян. 5: 38 ). Впрочем, ты, брате, терпи, и жди, и надейся на лучшее, только от Промысла Божия, а не от своих кое-каких предположений. Если желаешь только кое-чего, то вполне хорошего не дождешься. Мы имеем Бога, Промыслителя, Всесовершенного, Всеблагого, Всемогущего, из небытия в бытие произведшего целый мир, видимый и невидимый, и искупившего нас, падших, Своей Кровью.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Летом в теплые дни выходил он благословлять на воздух, и появление его было истинною радостию для всех, томившихся ожиданием. От самого крыльца хибарки устроены были на столбиках жерди, по одну сторону которых стоял народ, а по другую шел согбенный старец, преподавая всем по ряду благословение, и, временем останавливаясь, давал по вопросам ответы. За оградку к старцу, без его позволения и благословения, зайти никто не смел. Преподав через силу благословение, старец направлялся к себе для отдохновения. Народ, по обычаю, толпился около него; подымался шум и суматоха; некоторые хватались за края его одежды, чтобы сказать “словечко”. Старец едва выбирался из толпы, нередко оставляя в руках народа и верхнюю свою меховую ряску, которую уже после келейники приносили ему... Бывали, хотя весьма редко, и такие дни, в которые старец после обеда вовсе не отдыхал, может быть потому, что чувствовал в себе довольно сил... Тогда он звал к себе писаря и диктовал кому-нибудь письмо. Таким образом, у него минуты одной не проходило в праздности. После краткого полуденного отдыха, часа в три, старец был опять на ногах, и, если чувствовал здоровье свое порядочным, опять шел к посетителям толковать; если же был слаб, принимал народ в келье отца Иосифа, лежа на его койке. Тут он среди толков с народом и чай пил часов в пять вечера. И опять, и опять принимал и толковал, толковал и принимал. Часов в восемь старец ужинал, – подавалось на стол то же, что и в обед. И среди ужина келейники кое о ком и кое о чем спрашивали старца, а он не переставал отвечать. Вскоре после ужина, если силы старца окончательно изнемогали, он ограничивался преподанием всем общего благословения. Если же силы еще не совсем оставляли его, то опять начинались обычные прием и толки, которые и продолжались иногда часов до одиннадцати ночи. Среди толков с народом в зимнее время, не выходя из келии, старец... часто получал сильную простуду от одного холодного воздуха, если посетители, не обогревшись, входили к нему прямо с улицы. ...За всеми уследить было нельзя. Несмотря на крайнее обессиление и болезненность старца, день всегда заключался вечерним молитвенным правилом, состоявшим из малого повечерия, канона Ангелу Хранителю и вечерних молитв. От целодневных почти беспрерывных докладов келейники, то и дело притом приводившие к старцу и выводившие посетителей, едва стояли на ногах; однако попеременно читали означенные молитвословия. Часто, несмотря на усиленное напряжение, глаза слипались, уста смыкались и чтец от налегавшей дремоты то и дело спотыкался в чтении, а сам старец временем лежал на койке почти без чувств. По окончании правила он, по обычаю, у предстоящих испрашивал прощения, елика согреших делом, словом и помышлением. В заключение келейники принимали от старца благословение и направлялись к выходу. Зазвонят иногда часы. Слабым, едва слышным голосом спросит старец: “Сколько это?”. Ответят: “Двенадцать”. – “Опоздали”, – скажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Делай как хочешь; но я думаю, что тебе неполезно оставить за собой эти деньги (100 рублей), а следует отдать их нуждающимся. Если ты на это согласна, то я пришлю тебе адрес двух девиц в Мценске, у которых престарелые родители и которые находятся в крайности и терпят горькую нужду; если хочешь, можешь послать им деньги (100 рублей), полученные тобой от благотворителей. Советую послать этим девицам эти деньги немедленно и не отлагая, или все вдруг, или хоть в два раза, чтобы избавить душу от безрассудной тяготы. 380. О РАЗГОВОРЕ С МАТУШКОЙ ИГУМЕНИЕЙ. О САМОВОЛЬНОМ ПОСЛУШАНИИ. О ПРАВИЛЬНОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ Пишешь, что начинаешь понемногу испытывать скорби монашеской жизни, и подверглась гонению, хотя малому. Какое это гонение, и в чем состоят твои скорби, ты не объясняешь, а в прежних письмах упоминала. Что в угодность матушке игумении и как бы в утешение ей судить и осуждать тех, с кем она имела неудовольствие. Но в Евангелии сказано ( Мф. 7:1–2 ): Не судите, да не судими будете. И опять: в нюже меру мерите, возмерится вам. Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было; и в разговорах с матушкой игуменией будь осторожна: изъявляй ей свое участие, что сожалеете о скорбной ее жизни; а о других иной раз можете промолчать, или отвечать так: «Об этом не знаю что и сказать»; или выразиться так, чтобы для всех было безобидно, а для тебя безвредно. Умудряйся сама, и придумывай себе, как в каком случае отвечать матушке игумении, чтобы ее не оскорбить, и самой не грешить... Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить, или посуду мыть, тайно, вопреки игумении? Никак не советую делать это. Преподобный Варсонофий, в ответах авве Дорофею , говорит: «Не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, – вот что приводит к преуспеянию». Пишешь: «Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010