Тебя смущает то, что у тебя прочие благословляются на дела разные. Так как ты назначена старшей сестрой, то ничтоже сумняся говори – Бог благословит! – на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевного вреда или внешнего какого-либо ущерба. В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться со старшими сестрами, а где требуется – и с основателями обители. Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов; это поздненько, по крайней мере, нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни. Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящего порядка. Следует в простые дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу; или – щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи – холодное, щи, лапшу, и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае. Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине. Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 419. СНОВА О НЕУДОБСТВАХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЯХ Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Недавно послал тебе письмо, но вероятно ты его еще не получила, и опять пишешь о неудобствах, какие ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в Житиях святых отцов, особенно русских, что все новые обители устроялись с большими затруднениями, так что нередко все братия бывали по два дня без пищи, а после все устроилось, и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями. Б.В. и В.Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот через это и затруднение вышло; у них есть леса; когда устроится продажа, тогда и дела поправятся, с Божией помощью. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: «Стерпится – слюбится». Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А.З. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и сверх того, будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить. Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди: не всегда это принимается к делу. Писано мне было, что им советуют взять человека для присмотра и прогулок с N., но как это будет и будет ли, еще неизвестно. А тебе советую держаться золотой средины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и благой совестью. Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного; внешние же неудобства надобно потерпеть. Многогрешный иеромонах Амвросий. 27 апреля 1865 г. 196. БУДЬ ОСМОТРИТЕЛЬНОЙ Благодарю тебя за поздравление меня, грешного, с минувшим днем моего Ангела и за благожелания твои. Спрашиваешь, как тебе быть с приглашением Кир-х непременно прийти к ним на целый день. Лучше уклониться. Боишься нарекания на NN. Но тебе и по обязанности твоей невозможно принять это предложение. Если уйдешь на целый день, на кого же оставишь детей? Особенно при болезни NN. ты этим только стеснишь других, и тобой будут недовольны. Если повторятся приглашения, можешь прямо сказать, что по обязанности своей не можешь на долгое время оставить детей. Из этого нарекания не может выйти, а если пойдешь, то скорее может выйти путаница, как ты и сама сознаешь, что там каждое слово надо обдумать и обдумать, а при всяких толках и расспросах незаметно можно увлечься.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Старец Амвросий и стал таким руководителем, знатоком венных движений человеческого сердца, любвеобильным наставником, телем духовных сокровищ, которые он приобрел великими трудами. Так исполнились слова старца Иллариона, сказанные им более двадцати лет назад Александру Гренкову, тогда еще молодому человеку: «Иди в Оптину. Ты там нужен». И действительно, теперь отец Амвросий был крайне нужен в Оптиной пустыни, потому что никто из монашествующих, кроме него, не мог стать на место отца Макария. С течение времени слухи о духовной опытности и мудрости отца Амвросия все более распространялись, все более возрастало число обращавшихся к нему. Те, кто первоначально смотрели на него с недоверием, стали изменять свое мнение о нем. Постепенно его имя стало известно и в богатых палатах, и в бедных жилищах. Расширялся круг лиц, пользовавшихся духовными советами и руководством отца Амвросия как среди братий обители, так и среди приезжавших в Оптину пустынь монашествующих и светских лиц. С утра до вечера он только и жил заботой о ближних и никогда никому не отказывал в совете и помощи. Сколько людей он привел к Богу своими благодатными советами и своей сострадательной любовью! Он жил жизнью других людей, радовался их радостями и печалился их печалями. Все, приходившие к нему, богатые и бедные, ученые и простые люди, чувствовали себя перед ним «простыми смертными». С отеческой любовью принимал старец тех, кого терзали горести, печали, уныние, кто стоял на распутье. Он принимал и тех, кто был обуреваем сомнениями и жил вне Церкви. В каком бы угнетенном состоянии, и с какими бы стонами мук и печали не приходили к отцу Амвросию, он с открытым сердцем выслушивал их скорби и давал нужные советы и наставления. Он твердо верил, что все страдания мира, как бы жестоки и сильны они не были, не могут победить Божественной любви, в лучах которой они исчезают! Сколько утешения, успокоения и отрады вливали в души приходивших к старцу людей его беседы и молитвы, его благодатные наставления! Иногда даже от одной встречи со старцем посетители получали большую пользу для своей души. Страдание их утихало прежде, чем он начинал говорить, тихое и благодатное успокоение наполняло их души.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Трудно при этом себе представить, чтобы стремление молодого юноши к увеселениям, как и всей вообще семинарской молодежи, сдерживалось в пределах умеренности, если бы не было обуздываемо строгостью тогдашнего семинарского начальства. Покойный старец вспоминал о бывшем в его время семинарском ректоре, молодом архимандрите Иоанне, который и скончался в молодых летах в Тамбове, кажется от холеры. Человек был очень умный, дальновидный, благоразумно строгий и весьма искусный в обращении с наставниками и воспитанниками. Бывало, если узнает, что кто-либо из наставников опаздывает к классным занятиям, заранее придет в класс сам. «Где-же, – спросит, – наставник?» На ответ учеников: «Еще не приходил», – скажет: «Послать!» А сам ходит по классу. Придет наставник, как водится, несколько смущенный. Ректор, как будто нисколько не замечая его смущения, встретит его очень вежливо, также и скажет ему что-либо очень вежливое и приветливое и тотчас удалится из класса, давая наставнику разуметь, что час занятия настал. С воспитанниками обращался он также тихо, не гневался, ни на кого не шумел и никому из них не делал худых отметок по поведению, а только придет, бывало, в класс и проговорит им такую, например, внушительную речь (говорил он несколько в нос): «Я знаю всех вас очень хорошо; знаю все ваши способности и все ваши наклонности. Я уже не буду обличать хороших учеников, а вот вам для примера из низших». Называет фамилию: такой-то! Тот встает. Ректор при всех начинает говорить: ты склонен к тому-то и к тому-то. Подымает другого ученика и ему говорит в обличение: а ты имеешь наклонность вот к чему и вот к чему. Потом прибавит: «Они по-товарищески сознаются вам». Действительно, обличаемые сознавались, что ректор сказал сущую правду. После сего если какой воспитанник начнет лениться, или уроки перестанет готовить, или в класс не ходит, скажет ему только ректор: «Смотри! Обличу при всех!» – так откуда только прилежание бралось! Вообще этого о. ректора, по словам старца Амвросия, трепетали все, и наставники и ученики, а в числе последних, конечно, и молодой Гренков.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Макария находились в глубокой скорби по поводу его кончины, один из его духовных сыновей К. К. Зедергольм писал своему брату: «Доселе мне кажется, что с батюшкою о. Макарием скончалось все утешение мое. Обращаюсь к о. Амвросию, истинному ученику батюшки, проникнутому его духом». Господь благоволил поставить горящий светильник на подсвечнике, чтобы он освещал и показывал путь многим блуждающим во тьме. И действительно, этот свет настолько стал видим, что к о. Амвросию начали стекаться люди со всех уголков России. Все они, обремененные тяжелым трудом над восстановлением в себе искаженно образа Божия и очищения своего сердца от страстей, нуждались в помощи более искусного и умудренного духовным опытом руководителя.    Старец Амвросий и стал таким руководителем, знатоком сокровенных движений человеческого сердца, любвеобильным наставником, обладателем духовных сокровищ, которые он приобрел великими трудами. Так исполнились слова троекуровского старца Илариона, сказанные им двадцать один год назад Александру Гренкову, тогда еще молодому человеку: «Иди в Оптину. Ты там нужен». И действительно, теперь он был крайне нужен в Оптиной пустыни, потому что никто из монашествующих в обители, кроме него, не мог стать на место о. Макария.    С течением времени слухи о духовной опытности и мудрости о. Амвросия все более и более распространялись, и число обращавшихся к нему все более возрастало. Смотревшие первоначально на о. Амвросия с недоверием стали изменять о нем свое мнение. Так, одна знатная женщина, бывшая духовной дочерью о. Макария, после его смерти не желала идти к о. Амвросию и иногда даже порицала его. Однажды, случайно встретившись с ним и получив духовное назидание, она была поражена этой беседой и впоследствии говорила: «Я знала обоих, но чувствую, что о. Амвросий еще выше о. Макария».    Постепенно имя его стало известно и в богатых палатах, и в бедных хижинах. Все более и более расширялся круг лиц, пользовавшихся духовными советами и руководством о. Амвросия как среди братии обители, так и среди приезжавших в Оптину пустынь монашествующих и светских лиц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

…рисуют себе синюю птицу… – Имеется в виду название и образ-символ одноименной драмы М. Метерлинка (1862–1949). Бочкари и овчинники – ремесленники, мастера по выделке деревянной посуды и овчин. …то – кацапы… – Малороссийское прозвище русских. …мечты… о толстовских колониях… – Имеются в виду попытки сторонников толстовской идеи опрощения и сближения с народом создать поселения-коммуны. …перед самим Куропаткиным… – А. Н. Куропаткин (1848–1925) – русский военачальник, генерал; участвовал в завоевании Средней Азии. В 1898–1904 гг. – военный министр. Аркадия – область в центральной части Пелопоннесса (Греция); традиционно изображалась райской страной с патриархальной простотой нравов. В переносном значении – счастливая страна. Питаясь кусочками сухого курта и айраком… – Пища кочевников: домашний овечий сыр и кислое молоко. Первые земледельцы Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1909, 17 апреля. Мы едем будто в стране Авраама… – Авраам – легендарный праотец еврейского народа; был скотоводом. Все правда в Талмуде… – Талмуд – собрание догматических, религиозно-этических и правовых положений иудаизма. Сложился в IV b. до н. э. – V b. н. э. У Чертова озера Впервые опубликовано: «Русские ведомости», 1910, 25 марта. Дрожина – продольный брус у повозки. …запел агент Зингера, вояжер… – торговый представитель электротехнической компании США «Зингер», основанной в 1863 г., ведущей торговлю швейными машинами, текстильным оборудованием, мебелью и др. Спас-Чекряк Впервые опубликовано: М. Пришвин. Заворошка. Отклики жизни. М., 1913. …приходилось говорить о певце былин… – Речь идет об Иване Трофимовиче Рябинине (1844–1909), сказителе былин, жителе деревни Гарницы Онежской губернии. …старец отец Амвросий… – старец (то есть наставник) Оптина монастыря близ г. Козельска, Калужской губернии, Амвросий (в миру А. М. Гренко; 1812–1894), руководитель монастырского издательства, один из прототипов старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Амвон – возвышение в храме для проповедника. Царские врата – двери алтаря.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Сила советов отца Илариона особенно ясно высказалась над А. М. Гренковым. В 1839 году он, будучи преподавателем Липецкого духовного училища, почувствовав жажду уйти из мира, отправился за благословением к о. Илариону. Тот сказал ему: «Иди прямо в Оптину». А. М. Гренков получил монашеское воспитание под непосредственным руководством опытных старцев Льва и Макария и стал сам знаменитым старцем Оптиной пустыни, известным впоследствии под именем о. Амвросия; в келье его всегда висело изображение о. Илариона. Очень, очень часто советы отца Илариона вовремя предохраняли людей от угрожавших им бед. Иногда он присылал к кому-нибудь совет поскорее исповедоваться и причаститься Св. Тайн, а потом оказывалось, что эти люди были на пороге смерти и, без его предупреждения, умерли бы без покаяния. За неплатеж процентов имение г-жи Г. должно было идти в продажу. Несмотря на беспутицу, она поехала в Троекурово просить помощи и совета в своем горе у о. Илариона. Старец, в это время говевший, против своего обыкновения принял ее и сказал: «Все хорошо будет. Живи, Бог даст, деньги скоро будут – заплатишь». Вернувшись домой, она узнала, что имение назначено к описи. После слов старца, этот конец поразил ее до того, что она усомнилась в его словах. Но тут же ей доложили, что крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую собрали между собой. Вскоре от старца пришло письмо, помеченное днем ее приезда домой, содержание которого было следующее: «Что за маловерие! Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного». В другой раз, встречая г-жу А., старец сказал ей: «Вам бы еще помедлить дома, а то у вас теперь небывалые дорогие гости». Оказалось, что к ней приезжал родной брат, которого она не видала 10 лет. Прозорливость старца, отца Илариона, засвидетельствована несомненными явлениями. И если люди, обращаясь к нему за советами, шли наперекор им, тяжелыми последствиями приходилось убеждаться им в мудрости его слов. Одному ефремовскому помещику, Макаренкову, собиравшемуся ехать из Троекурова домой зимними сумерками, – старец советовал переждать до утра, но тот не послушался, простился и поехал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спрашиваешь, как приучить питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность твоего дела. Особенно мудрено советовать издали когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день, а из ночи – ночь, а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с обстоятельствами, делай, что можешь, призывая помощь Божию и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти. В благие минуты можешь сказать питомице, что она как христианка, кроме журналов, должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора: что можно родиться из пыли и что люди обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать. Когда в будни нельзя бывать в Церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения о себе Промысла Божия. О справедливом завещании Слышу, что вы написали духовное завещание, в котором назначили двум сыновьям большую часть капитала а двум другим сыновьям меньшую. При написании духовного завещания следовало бы вам попомнить апостольское слово: «подражатели бывайте Богу, яко чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ); потому что Бог и пришедшим в единодесятый час повелел дать ровную часть с работавшими от двенадцатого часа жизни, не помянув, яко незлобивый, противление и прогневание последних. Тем более что Сам Господь в Евангельском учении увещевает всех, глаголя: «аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ). Рассудите хорошенько это великое слово Господне при настоящем вашем болезненном положении: не придет ли вам благое желание изменить духовное завещание ваше, назначив всем детям части поровну...А такая путаница не даст покоя душе вашей в будущем веке. Вот как думаю аз грешный, так и пишу вам убогий мой совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Однажды пришел к старцу бедный помещик Летошнев, содержавший свою семью доходом с огорода и пчельника, которые из-за засухи пропадали, и сказал, что он боится умереть с голоду. “Не скорби, Иван Феодорович, — отвечал старец, — а молись Богу! Я помолюсь. Вот тебе благословенный хлебец, ты с ним обойди огород. Иди с Богом, Он утешит. Только веруй!” Он побежал домой, а его догоняла от Троекурова дождевая туча; и едва он обошел огород, полил обильный дождь. В этот год он получил двойной доход. VI. Духовные дары. Кончина Много сохранилось рассказов о тех исцелениях, которые совершались по молитвам отца Илариона. И, наоборот, поносившие старца бывали часто жестоко наказаны за презрение к праведнику. Один петербургский богач, проезжая чрез Троекурово, полюбопытствовал посмотреть на о. Илариона. Было 9 часов утра, старец совершал свое обычное правило и отказал посетителю. Оскорбленный тем, что келейник предложил ждать до окончания молитв, то есть до полудня, — богач сильно рассердился на старца и ушел в гневе. Как только он ушел, старец позвал келейника и сказал ему: “Даст Бог, воротится; догони его и дай эту просфору”. Келейник застал богача у церковной ограды, державшегося за нее руками, и спросил, что он тут делает. “Доведи меня до лошадей, — сказал тот, — у меня что-то в глазах стало темно”. Келейник довел его до коляски, и в минуту, как он подал ослепшему просфору от имени о. Илариона, тот прозрел. Он возблагодарил Бога, раскаялся в своем осуждении и заехал к старцу, к которому всю жизнь остался привязан, и впоследствии вручил ему очень значительное пожертвование. Сила советов отца Илариона особенно ясно выказалась над А. М. Гренковым. В 1839 г. он, будучи преподавателем Липецкого духовного училища, почувствовав жажду уйти из мира, отправился за благословением к о. Илариону. Тот сказал ему: “Иди прямо в Оптину”. А. М. Гренков получил монашеское воспитание под непосредственным руководством опытных старцев Льва и Макария и стал сам знаменитым старцем Оптиной пустыни, известным впоследствии под именем о. Амвросия. В келлии его всегда висело изображение о. Илариона.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

15 августа 1893 г. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. По не только этот бесценный вклад внес в русскую культуру П.М. Третьяков. Он постоянно помогал русским художникам и деятелям науки. Так, при его финансовой помощи была организована и состоялась экспедиция H.H. Миклухо-Маклая к папуасам и сделаны научные открытия, получившие всемирное признание. Невозможно здесь перечислить и описать заслуги всех старообрядческих купцов, предпринимателей и меценатов, потрудившихся на благо российской экономики и культуры. Это Рахмановы и Пимоновы, Шибаевы и Бахрушины, Егоровы и Алексеевы, Бугровы и Трындины, Зимины и Шелапутины... Мы рассмотрели лишь наиболее известных и крупных предпринимателей и меценатов, живших, в основном, в Москве или Петербурге (хотя, конечно, список этот очень далек от полноты), а ведь сколько еще им подобных развивало свою деятельность в русской провинции – в Центральной и Южной России, на Волге и на Урале, в Прибалтике и в Сибири, на Севере и в Закавказье! Не только «малая», но и «большая» русская культура находится перед ними в неоплатном долгу. 8. Тема церковного раскола и старообрядчества в русской культуре Несмотря на то, что со времени никоновских и петровских реформ русское общество оказалось расколотым как в религиозном, так и в культурном плане, две культуры, развивавшиеся параллельно и редко соприкасавшиеся, все же не были абсолютно замкнуты в себе и порою оказывали друг на друга определенное влияние. При этом влияние старообрядчества на русскую культуру XIX – начала XX вв. до выхода Указа о веротерпимости 1905 г. хотя и было существенным, но носило подспудный характер. Староверы всегда представляли собой мощную силу, с которой власти не могли не считаться. Немецкий путешественник барон Август Гакстхаузен, посетивший Россию в середине XIX в., писал: «Староверы имеют большое нравственное влияние на Россию и на правительство. При каждом новом законе, в вопросах церкви, внутренней политики, при предположениях каких-либо улучшений или изменений, – всегда ставится втайне вопрос: что скажут на это староверы?» Но, прежде всего, необычайно велик был нравственный авторитет староверов среди широких масс простого русского народа. Рукопись знаменитого оптинского старца Амвросия (Гренкова) , относящаяся к 1850-м гг., красноречиво свидетельствует об истинном масштабе влияния старообрядчества на духовную жизнь простого народа. Резко выступая против отмены правительственных репрессий и предоставления староверам свободы вероисповедания, Амвросий пишет, что в условиях свободы «число их (староверов. – К. К.) в один год удвоится, а в несколько лет умножится так, что из простого православного народа мало останется не поврежденных расколом» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010