Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это не намеренно, а как светский человек, от рассеянности, смешав два разговора вместе, бывший в известной комнате и другой где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)... Пример сему и у нас был. Господин Муравьев (А.Н.), бывши в Скиту в двух келлиях разных, в одной видел переплётное мастерство, а в другой токарный станок, и после спутал в одну келлию и так напечатал в своей книжке. Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: «Может быть, это не так», – и оставляйте дело в среднем смысле. 115. СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Служебные дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение. Что делать? В настоящее время – неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитого самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всём единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему, видит вещи по-своему и действует с настойчивостью тоже по-своему, – когда в силах, то открыто, более же политически и ухищренно. И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие по человеческим расчетам. В первом случае забывается слово Апостола: «Мняйся ведети что, не уразуме, якоже подобает (Ср.: 1Кор.8:2 ); и еще: «Имут ревность, но не по разуму (Ср.: Рим.10:2 ), а в последнем случае – слово Псалмопевца: «Бог разсыпа кости человекоугодников ( Пс.52:6 ). Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Ср.: Мф. 10: 16 ), то есть, видя несправедливое действие [кого-либо], вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели не во всём, а хотя в главном или в чём возможно; подобно как змия, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти главу. Вообще ныне время такое – хотя бы в чем-нибудь достигать благонамеренной цели. А в отношении главного предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив – одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, с таким не должно прибегать к словесным объяснениям: они напрасны, а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет – хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению – вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности. 116. ДОНОСЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

18 декабря 1879 г. 22. ВОЗДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМО. СВОБОДА ЧАСТО ВРЕДИТ Пишешь о том, что у вас там делается, например, о чайных претензиях. Старинная пословица: с кем поживешь, так и прослывешь. Ежели сорокалетняя избалованная N., и притом с неполным здоровьем, чтобы много не отстать от других, пила прошлый пост чай без сахара, то нет ничего удивительного, если молодые деревенские девушки, не привыкшие много к чаю, совсем его и не пили. Правда, что чай в монастыре привыкших к оному немало облегчает, но зато много вредит тем, которые его прежде не пили. Такие так к чаю пристращаются, что и меры в оном не знают. А всем известно, что первозданные Адам и Ева чрез вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому всеми святыми отцами и предписывается начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения. Чтобы возбранение чаю не так тяжело казалось малодушным, то любящим есть щи возбранено до времени употреблять и щи. По-видимому, вещь малая или дело маловажное, но, в сущности, оно очень важно. Через такое испытание, по-видимому, и не совсем уместное, явно доказывается отсечение своей воли и искреннее послушание, свидетельствуемое евангельским словом Самого Господа: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Ср.: Мф. 16: 24 ). Отвергнуться себя – значит отвергнуть хотения своей воли и своих разумений. Взять крест – значит нести тяжесть послушания, так как Сам Христос был послушлив, до смерти крестной (Ср.: Флп.2:8 ). Всё это пишу, чтобы подтвердить строгое, но мудрое распоряжение Того, от Кого оно произошло. Есть малороссийская пословица: про то первый знает. Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных и совсем погубила. А мы ведь решились искать спасения, то и да держимся всего, приводящего к спасению, а отводящего от оного всячески да удаляемся. Я пил и пью теперь чай, как больной, иногда и не вовремя; но очень сожалею, что прежде ел и пил без особенной надобности, когда можно было бы и воздержаться с большей пользой душевной. Может быть, и не был бы так нездоров и болен; а то от чайной испарины не раз простужался. Впрочем, ты, N., чай пей, только дело духовное разумей; а молодым, и особенно простым, полезно и воздержаться по многим причинам. Первая из этих причин есть та, что предположено было устроить общину на строгих правилах, так как послабление во многих обителях было поводом ко многим непозволительным слабостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

1881 г. 30. О ВРАЖДЕ ПРОТИВ ВЛАСТЕЙ. СМЫСЛ ИСКУШЕНИЙ Слава Богу, что N. обстоятельства поправляются. Жаль только безрассудно удалившихся. Впрочем, ежели они без призвания и произволения жили в обители, то хорошего ожидать от них невозможно было. Рано или поздно они должны были забунтовать и произвести возмущение, подобно современным нигилистам, которые не довольствуются тем, что сами не верят ни в Бога и ни во что святое, но и другим хотят делать зло и всячески усиливаются произвести общее возмущение восстанием своим против предержащей власти, тогда как в слове Божием сказано: «Несть бо власть аще не от Бога. Сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляяйся власти, Божию повелению противляется: противляющиися же себе грех приемлют» (Ср.: Рим. 13: 1–2 ). Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо, да испытывается: один бедностью, другой болезнью, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры и надежды и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится или еще пригвожден к земному; чтобы человек-христианин через подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все дела наши суетны, как единогласно утверждают богомудрые и богоносные отцы. Передай от меня N. благожелательное приветствие и скажи ей так: N.! Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно... Я сегодня развернул книгу блаженного Диадоха , и открылось место, где сказано: «Древних христиан мучили; а теперь милостью Божиею дарован мир Церкви, и нужно потерпеть мучения хоть через различные болезни, а также и через разные вражеские помыслы, и через уничижение человеческое, и через другие прискорбные обстоятельства, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «Терпя потерпех Господа, и внят ми» ( Пс. 39: 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Приветствую также празднственным поздравлением всех детей, прыгунью В., брата С., Н., Д. и особенно питерского С. Смиривыйся до рабия зрака Сын Божий да поможет ему не только хорошо учиться, но и хорошо смиряться. Если же только хорошо учиться, да и при этом нерассудно гордиться, – дело никуда не годится. Одно хорошее учение без смирения – точно на одной ноге хождение. Хотя хромые ходят и на одной ноге с помощью костыля, да такое уж и хождение; мало того, что с большой нуждой ходят, но часто и претыкаются, и восприемлют нередко болезненные язвы. Кто желает быть всегда мирен и спокоен душой, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения. 23 декабря 1867 г. 103. КАТОЛИЧКЕ. О ЗАБЛУЖДЕНИЯХ РИМСКОЙ ЦЕРКВИ Получил ваше письмо, в котором вы, совершенно не зная меня, выразили великое доверие. За такое расположение душевное Сам Господь убеждает верующих: «Блажени не видевшии и веровавше» ( Ин. 20: 29 ). Пишете, что вы римско-католического исповедания, но по чувствам – православная и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу, и желали бы получить решение на это от меня, грешного. На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому, что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин. 6: 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть, по сказанному от Апостола: «Един Господь, едина вера, едино Крещение» ( Еф. 4: 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть восточная и западная Церкви, составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между восточной и западной Церковью. Подробно теперь высказать не время, но мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Ежели дозволявшии или присвояющии себе право судить находили недостатки и неправильности в Самом Господе, источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином, и хуже того (См. Мф. 27: 63 ; Ин. 8: 48 ), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей! Всего лучше, спасительнее для нас последовать заповеди Апостола, глаголющего: «Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога» ( 1Кор. 4: 5 ). Я верую и надеюсь, что NN. сведет свои концы как следует и получит мзду от Господа по своему труду; а ты получишь свое мздовоздаяние за свое благотворение, если более не будешь принимать душевредных внушений. 31 декабря 1880 г. 27. СПАСЕНИЕ НАШЕ МЕЖДУ СТРАХОМ И НАДЕЖДОЙ Я уже тебе не раз писал, что пока христианин живет на земле, спасение его, по слову преподобного Петра Дамаскина , находится между страхом и надеждой; а ты всё еще ищешь полного удовлетворения на земле, и притом от места и от людей, тогда как Сам Господь глаголет во Евангелии: «В мире скорбни будете» ( Ин.16:33 ). Слова эти ясно показывают, что в каком бы месте христианин ни жил, без какой-либо скорби быть не может. Только одно успокоение в исполнении заповедей евангельских и апостольских, как сказано в псалмах: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» ( Пс. 118: 165 ). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь никого не судить и не осуждать. «Кийждо бо от своих дел прославится или постыдится» на Страшном Суде Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Ради самоукорения не должно приискивать случаев, в которых невиновны, тем более когда это не успокаивает нас, а лишь в большее приводит смущение. Причина явная и готовая к самоукорению – грехи наши и гордость, если тотчас не открываются другие причины. Притом надобно помышлять, что в каждом деле и поступке недостаточно одной благонамеренности, а потребны благоразумное искусство и основательное обсуждение дела. Вот тут-то много поводов и найдется к самоукорению и смирению, а не к смущению, которым обнаруживается тайная гордость. Смирение всегда сознает себя скудным искусства и умения поступать, как должно; впрочем, всегда успокаивает себя сознанием своей худости и благонамеренностью, которой прежде всего ищет Бог от человека. Смирение заботится о возможном совершении и достижении своих целей, собственно, в делах внешних, и чуждо неуместной настойчивости. Сам я хоть и непричастен сему, но вопрошающим обязан высказать истину. Объяснять, кому следует, свое душевное устроение весьма полезно, и доставляет внутреннее облегчение; но нужно войти во вкус сего собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений. Не должно думать, чтобы мы могли сделать кого-либо несчастным или благополучным. Это принадлежит только Богу и собственной воле человека, если благоразумен пребывает перед Сотворшим его. 125. КАК И ЧЕМ УМЕРЯТЬ СЕБЯ Вы спрашиваете, чем себя умерять в своих действиях? – Смирением, самоукоренением, покаянием и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, чтобы уклоняться прежде от зла, а потом уже стараться творить благо. В подобных случаях, например, какие были между вами за детей, если не удержите себя в границах умеренности, можно после опять помягче объясниться, что польза детей заставила вас крупно поговорить. Такое объяснение потребно по рассмотрении вообще с людьми, не понимающими христианского смирения и обычая примиряться испрашиванием прощения; а иногда и это не нужно, но [нужно] самоукорение. 126. О ПОКАЯНИИ И ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ Если бы Господь по милосердию Своему не даровал нам Таинства Покаяния, врачующего многие немощи наши, то куда бы деваться нам, неисправным, присно готовым нарушать обеты Святого Крещения? Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени. Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней преблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Пример сего видим в первенствующей Церкви. Когда Самария была крещена благовестником Филиппом, одним из семи диаконов, то апостолы послали двух из среды своей утверждать в вере новообращенных в Самарии, сообщая им Духа Святаго. Чувствуют и протестанты потребность сего Таинства, потому что у них сохранилось название конфирмации или утверждения в вере; но как Таинство сие может быть только сообщено одним епископом или если через священника, то посредством мира, освященного молитвою архиерейскою, посему у лютеран некому преподать дары Святаго Духа новообращенным. Хотя между лютеранами есть одна партия, которая мнит иметь епископов, но мнение это несправедливо и ложно, как обличал сие в недавнее время один лютеранин же из англичан. Человек этот получил духовное образование и должен был занять место помощника мнимоепископского; но он прежде пожелал узнать, действительно ли лютеранское епископское рукоположение ведет непрерывное свое преемство от апостолов, и в продолжение трех лет он с большим старанием исследовал исторически предмет сей. Что же он нашел чрез это исследование? Нашел, что все мнимосвященные лютеране не что иное, как миряне – собственное выражение исследователя. Потому что при последней перемене католицизма на протестантизм один только епископ согласился принять лютеранское учение; но сей епископ всегда по болезни уклонялся от посвящения других, по свидетельству исследователя, рассуждая справедливо, что к новому вероучению нейдет старое священство. Поэтому меньшие духовные лица лютеранские вынуждены были сочинить некоторую формулу и по ней поставляли себе одинаково епископов и священников в продолжение ста лет. Но всякое неправое дело само собою и обличается. Священники, одинаково поставляемые, как и епископы, стали по времени считать себя равными им в правах, по каковой причине лютеранская формула посвящения потребовала исправления и прибавления, что такой-то поставляется для священнического служения. Вот история лютеранского епископства! Означенный же исследователь, исследуя начало лютеранского рукоположения, с тем вместе исследовал и вероучения: латинское, армянское и православное и присоединился к последнему как сохраняющему вероучение свое неизменным и неповрежденным от нововведений со времен апостольских («Духовная беседа», 1858, 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Господь глаголет о Себе в Евангелии: «Аз есмь путь и истина и живот» ( Ин. 14: 6 ). Молитесь искренно и с верой всеблагому Господу, чтобы извёл вас на истинный путь спасения. Призывая на вас и на супругу вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 106. ПЕРЕД СУДОМ БОЖИИМ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ НЕ ХАРАКТЕРЫ, А НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛИ 13 Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания. Я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего. Иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсужденные, особенно ошибки свои: или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются или порицаются; но на Суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру и окружающие его обстоятельства. Прочтите в «Лествице» слово 26, отделение 28 и в книге аввы Дорофея поучение 10, страницы 126–127. 107. О НЕМОЩАХ, ОТКРЫВАЕМЫХ НАСТАВНИКУ Когда вы пишете мне о каких-либо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращение. Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренно исповедают свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки. Сильно не упрекайте себя и за холодность, особенно этим не смущайтесь: во-первых, вы человек и, естественно, подлежите изменению в устроении душевном, во-вторых, попущается это и промыслительно, чтобы вы не осуждали других за холодность и равнодушие в подобных случаях. 108. ОБЯЗАННОСТИ ВОСПРИЕМНИКОВ От восприятия младенцев при Крещении не должно настойчиво уклоняться. Нас судить будет Бог Всеведущий, Которому вполне известно, сколько могут назидать духовных детей восприемники в настоящее время. Впрочем, обязаны они часто молиться за детей своих, чтобы Господь, имиже весть судьбами, удержал их на пути благочестия и не попустил совершенно заблудить от стезей спасения; и вообще молитва за близких нами должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем. 109. СЕМЕЙНЫЕ ТЯГОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Испрашиваешь моего грешного совета и благословения вступить в законный брак с избранной тобой невестой. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения и мать имеет хорошего, некропотливого характера, то и можешь вступить с ней в брак. 222. КАКУЮ ДОЛЖНО ВЫБИРАТЬ НЕВЕСТУ Ежели сын здоров и не обещался в монахи, и желает жениться, то и можно, Бог благословит. А чтобы была посмиреннее, то смотри. Если мать невесты смиренна, то и невеста должна быть смиренна, потому что по старинной пословице: яблочко от яблоньки недалеко откатывается. 223. О ПЬЯНИЦЕ-МУЖЕ ДОЛЖНО МОЛИТЬСЯ Пишешь ты, что муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься, бьешь его, когда он бывает в нетрезвом виде. Боем ничего не выбьешь, а хуже в досаду его приведешь. А ты лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну, Крестителю Господню, и мученику Вонифатию, чтобы всеблагий Господь за молитвами Своих угодников отвратил его от пути погибельного, имиже весть Сам судьбами, и возвратил его на путь трезвой воздержной жизни. 224. МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА КАЗНЕННЫХ Ответ касательно поминовения [Каракозова]. Если он нелицемерно раскаялся и принес пред Господом и пред духовником искреннее осознание и исповедание всех своих согрешений, то справедливо слово Г. А. П., что, без сомнения, можно его поминать, как бы его ни похоронили. Вся важность не в образе погребения, а в том, с каким душевным настроением отошел он из сей жизни. Если он только для виду и из каких-либо человеческих предположений принес только наружное раскаяние, то какая ему будет польза от церковного поминовения. Но нам совершенно неизвестно, раскаялся ли он искренно или нет и даже приобщался ли; пусть разузнают те, кто об этом заботится, а потом пусть поступают сообразно с тем, что узнают. А что он лишен погребения и что получил конец такой позорной смертью и подобное – всё это при искреннем раскаянии может послужить ему к облегчению тяжкой вины преступления; другим же послужит это к вразумлению, чтобы так не забывались и так далеко не простирали своей дерзости. Господь всеблагий волей и неволей да вразумит нас всех и имиже весть судьбами да помилует произволяющих. 225. ПРЕДСКАЗАНИЕ МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Приветствую о Господе братца вашего и, испрашивая на обоих вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием и глубокоуважением и любовью о Христе. 161. О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПИСЕМ СТАРЦА О. МАКАРИЯ 16 В минувшем декабре получил от вас письмо и тогда уже хотел отвечать вам, а потом показалось мне, что ответ вам уже и послан; но по справке оказалось, что и доселе письмо ваше лежит без ответа. Простите такой неисправности моей! Человек я весьма болезненный, так что почти никогда не выхожу из своей келлии, и при постоянных моих недугах немало обременен посетителями. На получаемые же мной письма хотя и не отказываюсь отвечать по возможности, но делать это своевременно, исправно и удовлетворительно не имею ни сил, ни времени, и потому нуждаюсь в снисходительности тех, которые обращаются к моей худости. Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении. Советую вам достать себе книгу: «Письма блаженной памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Макария к мирским особам». (Книгу эту можно купить в книжной лавке «Русская Грамота», на углу Никитской и Моховой, в доме Университета.) Читайте эти письма. Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений. От себя могу вам сказать лишь немногое. В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах Святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления и затем со своей стороны делать всё, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же всё предоставить на волю Божию и на Его Промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось. Пишете о разногласии вашем с супругом вашим о некоторых предметах. По временам можете, в спокойном духе, сказать ему, что найдете полезным, и усердно молитесь за него и за детей ваших, чтобы Господь устроил о них полезное, якоже Сам весть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010