В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами? Молитвенное правило В правило благочестивого мирянина обычно включаются утренние и вечерние молитвы, глава из Евангелия и две главы из Апостолов. Хорошо прочитывать хотя бы одну кафизму из Псалтири в день, положив закладку. Есть и сокращенное правило для больных, женщин с маленькими детьми и других людей, испытывающих сильную нехватку времени. Это сокращенное правило можно найти в любом Молитвослове. Оптинские старцы писали, что правило молитвенное должно быть по силе. Пусть лучше правило будет минимальным, но ежедневно исполняемым, чем большим, но не под силу. Преподобный Амвросий (Гренков) наставлял: «Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами… Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами совершенного оставления». Иногда враг специально внушает молящемуся увеличить количество молитв и поклонов. Проходит несколько дней, и человек изнемогает, а затем забрасывает не только дополнительные молитвы и поклоны, но и те, которые он делал обычно. Старец Амвросий напоминал в связи с этим: «Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости». Оптинские старцы предупреждали об опасности превозношения слишком большим молитвенным правилом и вообще о превозношении над теми, кто не молится. Потому что такое превозношение губит все труды. На просьбу благословить читать дополнительные акафисты преподобный Амвросий отвечал: «Желаешь читать разные акафисты по усердию? Можешь читать, но с тем, чтобы при этом не мнить о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай».

http://pravoslavie.ru/57597.html

Федор Достоевскии в Оптинои пустыне      Наиболее значительное суждение о Достоевском принадлежит великому Оптинскому старцу иеросхимонаху Амвросию (Гренкову; 1812–1891). Оно было зафиксировано и впервые опубликовано духовным писателем Е.Н. Поселяниным (Погожевым), который, как и К.Н. Леонтьев, был духовным чадом старца Амвросия, неоднократно приезжал в Оптину пустынь, специально собирал материалы по старцу Амвросию. Сразу после кончины старца Амвросия (†10 октября 1891 г.) Е. Поселянин опубликовал в «Душеполезном чтении» очерк «Отец Амвросий: его советы и предсказания», в котором привел слова старца Амвросия о Достоевском после их келейной беседы наедине: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя и отозвался о нем: «Это – кающийся». Это слово старца Амвросия о Достоевском, видимо, было широко известным среди Оптинской братии. Независимо от Е. Поселянина его пересказывает проживавший на покое в Оптиной пустыни архимандрит Агапит (Беловидов; 1843–1921?) в составленном им наиболее полном жизнеописании старца Амвросия: «Любил также старец побеседовать и с мирскими благочестивыми, в особенности образованными, людьми, каковых бывало у него немало. Посещали старца и светские писатели, как, например, Достоевский и В.С. С[оловьев]. О первом из них старец с свойственною ему проницательностью отозвался: «Это – кающийся». Характерно, что оба автора – Е. Поселянин и отец Агапит отмечают точность этой характеристики: «Отец Амвросий постиг сущность смирившейся души писателя», «старец с свойственною ему проницательностью отозвался». Покаяние – начало и основа духовной жизни в христианстве. Акт покаяния является практическим выражением веры, ибо покаяние невозможно без объекта покаяния – Бога. Кающийся – значит сущностно верующий, правоверующий, православный. Глубина покаяния показывает степень облагодатствованности человека. В церковном смысле даже святость подвижника определяется мерою его покаяния. Слова старца Амвросия о Достоевском можно без преувеличения назвать онтологической оценкой («постиг сущность») и высшей духовной «похвалой», когда-либо изреченной о писателе. В периодически возникающей, начатой еще Леонтьевым полемике о православности Достоевского необходимо прежде всего вспомнить это суждение старца Амвросия Оптинского, которое является словом святого преподобного отца Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/100899.html

Третий старец, о. Амвросий (из духовной семьи Гренковых, 1812–1891), обладал дарами провидения, исцеления и глубокого понимания человеческой души. Ему тоже приходилось переводить, но он прежде всего не книжник, а сердцевед, наставник. Его скит находился в сосновом бору – это несколько домиков и хибарок, которые напоминают скворечники; они живописно лепятся около небольшой церкви со стволом-колокольней. И сюда со всех сторон России стекались к нему «всех чинов и званий люди» (Аполлон Майков). Оптина Пустынь прославлена, но написано о ней мало. Кое-что я заимствую здесь из книги о. С. Четверикова 655 . По устным рассказам, одна крестьянка со слезами просила о. Амвросия научить ее, чем кормить порученных ей господских индюшек, и старец дал ей соответствующее наставление. Когда ему говорили, зачем он теряет с нею время, он отвечал: «Да ведь в этих индюшках вся ее жизнь!». О. Амвросий – евангельский человек, для которого не существовало моральных прописей, он был равно открыт для всех, и в каждом человеке он провидел образ и подобие Божие. С простой «бабой» он говорил об индюшках; но совсем о другом, о «последних вещах», он беседовал с Достоевским, Вл. Соловьевым, Леонтьевым. Христианство старцев евангельское – свободное, любящее, но и церковно-православное. Их поучениям, беседам предшествовала дисциплина, аскеза по строгим уставам и заветам византийских подвижников. Они судили людей «не по букве», а в духе истины, но всегда – в пределах исторической церкви, не нарушая догматов, канонов и традиции. При этом старцы не всегда выполняли приказы свыше. Так, о. Леониду запретили принимать посетителей, но он дверей своей кельи не запер и сказал настоятелю: «Что хотите, то и делайте со мною! Хоть в Сибирь меня пошлите, я останусь тем же Леонидом!». Старцу Амвросию уже ни в чем не мешали. Утром он отвечал на письма и потом до позднего времени принимал посетителей. В церкви он редко бывал, и келейники прочитывали ему утреннее и вечернее «правило». «Он был довольно высокого роста, немного сгорбленный, худощавый, бледный, с довольно длинной, редкой бородой, с живыми, добрыми и проницательными небольшими глазами, в ватном подряснике и в ватной камилавке на голове, с четками в руках. Когда он снимал камилавку, открывался большой умный лоб, увеличиваемый лысиной».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

412. КАК ХЛОПОТАТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ ОБ ОТКРЫТИИ ОБЩИНЫ Достопочтеннейший о Господе! Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это делать, а лучше попроси М.И., чтобы он съездил туда. А ты, коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь запутать его, а М.И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья; а больше вести это дело через М.И., которому такие дела более подручны. Приветствую мать М. и сестер общины. Хотя дело об открытии общины замедляется, но силен Господь подать благополучный конец. Поэтому не скорбите и не малодушествуйте, а будьте благонадежны, уповая на милость Божию, и молясь усердно. Я уже не раз говорил тебе и писал, что доброму и благому делу предшествует или последует скорбное искушение. Испрашивая на тебя, на мать М. и на общину, а вместе и на семейство мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеросхимонах Амвросий 419 413. КАК УСТРОИТЬ ЛУЧШИЙ ЗВОН. О ВЫБОРЕ СВЯЩЕННИКА Христос воскресе! Достопочтеннейший о Господе N! Письмо твое получил. Пишешь, что церковная утварь и колокола для обители вашей в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50-ти пудов; только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они, большей частью, переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный. Еще пишешь, что у вас отыскивается во священники хороший студент, и женатый, 30 лет; немного моложав. Но так как он известный человек и вам нравится, то, если владыка согласится на утверждение его, тогда воля Божия да будет в этом. Хорошо бы было, если бы он, прежде посвящения, побывал у нас. Мы бы с ним поговорили, и монастырские книги ему подарили. Знакомство это будет не лишнее. Если и после 15 апреля дело об общине не придет из Синода в Орел, тогда попроси М.И. съездить в Петербург, и дай ему денег на дорогу и на подмазку, чтобы скорее выслали дело ваше, по пословице: «Сухая ложка рот дерет».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Ты жалуешься на мрак душевный. На это отвечаю тебе словами преподобного Макария Египетского который говорит, что тело человеческое создано из земли; а для земли, чтобы она произращала плоды, потребны не одна весна и лето, а также осень и зима, и еще не всегда ясная погода, а потребен и дождь, попеременно. Если бы всегда была жаркая погода, тогда бы всё погорело; если бы всегда был дождь, тогда бы всё попрело. Также потребны не только сильные ветры, но по временам и самые бури, чтобы проносили гнилые и заразительные застои воздуха в гнилых местах. Подобные потрясения потребны для человека христианина, носящего земляное тело, с которым связана его бессмертная душа. Без таких потрясений христианин не только не может приносить духовных плодов, но может погибнуть от возношения, что и случилось с падшими ангелами. И так лучше будем смиряться при наших немощах и неисправности нашей, прося помилования от Господа единым Его милосердием. Многогрешный иеромонах Амвросий. Мир тебе! P.S. О себе скажу, что здоровье постоянно слабое, и почти постоянно простужаюсь, а особенно нехорошо и тяжело себя чувствую в осеннюю переменную погоду. 13 октября 1880 г. 167. О МОЛИТВЕ ПРИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ Письмо твое от 31 января получил, в котором пишешь, что у тебя появилась сильная головная боль, и такая, что, по объяснению доктора, боишься, как бы не потерять сознание. Не беспокойся – этого не будет. Съезди в Афонскую часовню, отслужи там молебен св. великомученику Пантелеимону, возьми масла из лампадки у его мощей и этим маслом мажь свою больную голову на ночь. При этом и дома обращайся с молитвою почаще к [целителю] Пантелеимону и проси его помощи. Господь даст – и пройдет. Наступающую св. Четыредесятницу желаю всем вам провести с душевной пользой. 7 февраля 1882 г. 168. ЛЕЧИТЬСЯ – НЕ ГРЕХ. ОТ СКОРБЕЙ НИКУДА НЕ УЙДЕШЬ Два письма от тебя, первое от 28 июня, а второе от 23 июля, получил. По немощи же и по крайнему недосугу замедлил отвечать тебе на них. Спрашиваешь меня, грешного, в обыкновенных болезнях ждать ли всегда чудесного исцеления, молитвенно прибегая к помощи Божией, и не грешно ли пользоваться и простыми средствами. Греха в этом никакого нет, потому что всё от Господа Бога – и лечебные средства, и самые лекаря. И не в том состоит грех , что человек прибегает к врачебным пособиям, а в том, если больной всю надежду на выздоровление полагает в одном враче и врачебных средствах, забывая притом, что всё зависит от всеблагого и всемогущего Бога, который Един, ихже хочет, живит или мертвит (Ср.: Ин.5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это, как евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. К утешению и назиданию вашему прочтите и в Евангелии от Матфея главы с начала пятой до одиннадцатой. Пишете, что по слабости глаз не можете заниматься тонким рукоделием, и просите меня назначить вам какое-нибудь послушание. От скуки можете вязать чулки или иное что подобное. Наконец, пишете, что в прошедший Успенский пост по совету моему вы говели и приобщились Святых Таин и что исполнение этого христианского долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, поготовившись, приступить к сему Божественному и спасительному Таинству. По заповеди церковной православные христиане должны приобщаться Святых Таин во все четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться, кроме постов, и в большие промежутки, как например, между Успенским и Рождественским постом. Призывая на вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный иеромонах Амвросий. 22 ноября 1869 г. 192. КАК ПОСТУПАТЬ В СКОРБЯХ. ОБ ИСПОВЕДИ Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую желает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме. Приветствую о Господе скорбного А.И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеимону и преподобному Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему прибегать к святителю Николаю, священномученику Фоке и Иоанну Воину. Зло всегда забегало вперед, но не одолевало, разве только где попускал Господь и попустит к пользе нашей душевной и к испытанию христианского терпения. Только А.И. в настоящее время особенно полезно читать три псалма: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся» ( Пс.26 ); второй: «Живый в помощи Вышняго» ( Пс.90 ); третий: «Терпя потерпех Господа» ( Пс.39 ). Не вотще сказано в Писании: «Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное» (Ср.: Деян.14:22 ), и: «Враги человеку домашнии его» (Ср.: Мф. 10: 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

5 Письмо графа к Старцу: «Многоуважаемый батюшка отец Амвросий! Приношу вам двойную признательность и за себя, и за жену. – Святое ваше воспоминание и от вас наставление мы оба принимаем всегда с одинаковой благодарностью и радостью. Хотел бы сказать – и с одинаковой пользой; но на сей раз скорей могу надеяться на пользу для жены. Она всегда с готовностью и любовью в точности исполняет наставления от уважаемых ею духовных лиц, когда сии наставления малы и определительны и не превышают ее сил. Я же завтра отправляюсь в Петербург и опасаюсь, как бы слово ваше (пока я там буду) не заглохло во мне от печали и суетствий века и града сего. – Не знаю, батюшка, благословили ли бы вы сию поездку, для меня затруднительную. Но откладывать более нельзя, и мне остается убедительно просить святых ваших молитв. По возвращении, если вам угодно, тотчас приступим к напечатанию Слова «О покаянии» из преподобного Марка. Испрашивая святых ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный и покорнейший слуга граф А. Толстой. Москва, 18 октября 1866 года». 12 Некоторые выражения, встречающиеся в этом отделении, не совсем обычные, составляют прямой ответ на факты и выражения, приводимые в письме к о. Амвросию. 14 К сведению читателей: этот болящий Василий родился от православных родителей, но с малых лет жил у дяди – торговца и раскольника, вследствие чего, во всю свою жизнь, ни разу не исповедался и не причащался Св. Таин. По совету же старца Амвросия, к которому он писал письмо, пожелал сие исполнить, но в письме к Старцу писал только о своей болезни, а о том, что никогда не исповедовался и не сообщался Св. Таин, не упоминал. 19 Настоящее письмо напечатано в «Собрании писем иеросхимонаха Макария»; но так как редакция его принадлежит о. Амвросию, то оно перепечатывается и здесь с дополнением. Письма 226–228 написаны к одному лицу. 20 Это о Ржевском о. Матвее Константиновском, ученики которого в прежнем его Бежецком приходе продолжали без него проходить благочестивую жизнь. – Прим. о Ераста (Вытропского)

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Спать ложился батюшка всегда одетым, летом в балахон, а зимой в ватный подрясник, опоясанный непременно кожаным поясом. На голове имел всегда шапку монашескую, а в руках четки. Снимал только сапоги, оставаясь в одних чулках. Богу известно, как проводил старец ночные часы. Только по приходе к нему на утреннее правило келейники замечали, что во время ночи он переменил несколько фланелевых рубашек; из чего можно видеть, что непрерывного сна не имел. Тем заканчивались суточные труды старца. На следующий день его опять ожидали те же беспрерывные толки» 289 . Накануне воскресных и праздничных дней в келиях старца Амвросия служилось бдение. Эти бдения были особенно любимы и скитянами, и многими близкими к старцу посетителями. При этом, чтобы не тесниться всем в комнате, певчие стояли в передней, а когда бдения стали еще более многолюдными, – в коридоре при растворенных дверях. В комнате старца были только служащий иеромонах и несколько человек из более важных гостей: например, очень любил эти службы граф Александр Петрович Толстой (он приезжал в скит в 1864, 1865 и 1866 годах и гостил по несколько дней в келии отца Климента). Сам старец во время бдения при чтении паремий, кафизм и канона исповедовал в комнате отца Иосифа. Если исповедников не было, старец сидел и иногда даже лежал, внимая всему, что поется и читается. Константин Николаевич Леонтьев писал из Иоанно-Предтеченского скита в июле 1887 года: «Очень часто у отца Амвросия бывают в келии домашние всенощные; почти всегда не выстаиваю, а высиживаю их в креслах... Отец Амвросий так иногда и лежит даже от слабости во время службы» 290 . Утром старец с келейниками вставал от сна за час до литургии, которая в скиту начиналась в шесть часов. По прочтении часов с изобразительными он отпускал келейников в храм, оставаясь в безмолвии. Возвратившиеся из храма келейники заставали его сидящим на кровати с поджатыми ногами и читающим книгу. Читая, он имел обыкновение подчеркивать некоторые места. Он прочитывал что-нибудь пришедшим из книги и, благословив, отпускал пить чай. Потом он диктовал письмоводителю ответы на письма. Вскоре коридор и хибарка наполнялись посетителями, начинались стук, звон, говор, и все это делалось в праздники, как и в будни, до вечера. Посетителей в такие дни было больше, чем обычно, и старец уставал сильнее, чем в будни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда некоторые из духовных дочерей его спрашивали, к кому благословит он обращаться после его кончины, он одним указывал на о. Амвросия, другим на своего иеромонаха Илариона. Первый долго болел и сначала об его духовных дарованиях знали немногие посторонние лица. Посетители же о. Макария, встречая постоянно, около 20 лет, келейником при нем о. Илариона, по большей части, стали, по кончине о. Макария, относиться к о. Илариону, как к старцу. ( " Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита " .). Часть 3 О позднейшем скитоначальнике иеромонахе Иларионе известно, как о верном и опытном в духовной жизни ученике старца Макария. По кончине последнего он был духовным отцом Киреевской и был ею очень почитаем. Когда в 1874 г. о. Иларион скончался, начальником скита стал молодой еще иеромонах Анатолий (Зерцалов), учившийся в калужской духовной семинарии, ученик старцев Макария и Амвросия. Он — по словам прот. Четверикова — говорил о себе, что двадцать лет молил Бога дать ему простоту, и, наконец, вымолил ее. " Его " , пишет о. Четвериков, " считают опытным делателем Иисусовой молитвы. Когда впоследствии старцем Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община, о. Анатолий стал ближайшим помощником старца в деле устроения этой обители и в духовном руководительстве сестер. Имеются в печати его письма к монахиням, проникнутые особенным, восторженным, каким-то " пасхальным " одушевлением, и в этих письмах он постоянно напоминает о необходимости неустанной внутренней Иисусовой молитвы и указывает, как можно научиться и преуспеть в этой молитве. Будучи весьма скромным, он обладал чувством высокого личного достоинства и во всяком обществе умел быть одинаково общительным, занимательным и учительным. Шамординские сестры сохранили о нем самое светлое воспоминание, как о своем мудром и любвеобильном старце. Со старцем Амвросием у него всегда были самые искренние и близкие сыновние духовные отношения " . Отец Анатолий скончался в январе 1894 г. Старец иеросхимонах Амвросий (Гренков) был сыном причетника тамбовской епархии; род.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Я хоть и сам слаб, и слабо живу, но ублажаю твердо и воздержанно и подвижно живущих. И Сам Господь призывает на вечный покой труждающихся и обремененных. 31 декабря 1879 г. 23. ГДЕ БОГ? Слава Богу! И Меня Господь сподобил сегодня причаститься Пречистых и Божественных Таин Христовых. Велико милосердие Сына Божия к нам, грешным! Глаголет бо во Святом Евангелии: «Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф. 9: 13 ). Не для праведных пришел Господь на землю, но для спасения грешных. Сего ради да дерзаем, грешнии, о покаянии; но и да не забываем сказанное евангельской грешнице: «иди, и ктому не согрешай» ( Ин. 8: 11 ). Мне не приходится почти совсем читать книг. Вчера раскрыл книгу святого Димитрия Ростовского , и открылось место, где сказано: «Идеже любовь, тамо и Бог; идеже правда, тамо Бог; идеже целомудренное, чистое и непорочное житие – и тамо Бог . Идеже сих несть, и Бога несть тамо». Да помним сие и да держимся присутствия Божия при нас, всячески удаляясь противного и неугодного Богу. Мир вам и духови вашему. Многогрешный иеромонах Амвросий. И мир всем! Живым и умирающим. Живыми и мертвыми обладает Господь. 9 марта 1880 г. 24. РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОСВЯЩАТЬ ДЕТЕЙ БОГУ Пишешь, что ты только против невольного монашества, а против произвольного не претендуешь. Невольное монашество не должно быть, а если иногда бывает, то по особенному исключению. Апостол пишет о родителях, что «вдаяй браку свою деву добре творит: а не вдаяй лучше творит (Ср.: 1Кор.7:38 ). Поэтому посвящение Богу детей и родителями не отвергается. Во-вторых, некоторые дети вначале и сами желали поступить в монашество, а потом, рассеявшись, стали пятиться назад, – то неужели Промысл Божий и люди, содействующие к исполнению первого их желания, сколько-нибудь виновны, как и благоразумные родители, всеми способами старающиеся привлечь детей к учению и нехотящих, как сказано о некоторых в псалмах: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» ( Пс. 31: 9 ). Думаю, что N. оттого и больна, что пятится и уклоняется от своего первого желания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010