Помнишь, слова: Прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господем ( 1Кор. 6: 17 ), – относятся к тому, чтобы быть осторожным против неуместной дремоты и зевания, еже бывает от уныния, по сказанному: «воздрема душа моя от уныния»; уныние бывает оттого, что не презрели мы еще тщетной славы и дорожим мнением человеческим, или хоть и не дорожим, а не отвергли еще его. 50. УНЫНИЕ ОТ ДИАВОЛА Мужайся, и да крепится сердце твое с помощью Божией против уныния и безотчетной печали, которыми враг рода человеческого тайно борет хотящих приблизится ко Господу. Помни и всячески старайся не забывать слово Его: претерпевши же до конца, той спасен будет ( Мф. 10: 22 ). 51. УГОЖДЕНИЕ САМОЛЮБИЮ ЕСТЬ ВТОРАЯ СМЕРТЬ! Воздвизай дух твой на подвиг против многоразличных и неисчислимых борений вражиих, особенно же мнящихся быти приятными самолюбию нашему, в нихже тайно сокрыта смерть вторая, от нее же да избавит нас Всеблагий Господь всесильною Своею помощию за молитвы отцев наших! Мир тебе. 52. О СТРАХЕ БОЖИЕМ И О НЕОБХОДИМОСТИ НЕМЕДЛЕННОГО ПОКАЯНИЯ Господь да простит тебе немощи твои душевные, о них же пишешь, и да утвердит на будущее время не соглашатися со внушениями вражиими, яже вреждают душу и обременяют совесть, удаляя нас от Распеншагося за нас. Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием, и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу. Всякому заботящемуся о своем спасении Господь скорый есть помощник во всякое время, точию да не нерадим о себе и о совести нашей. Мир тебе. 53. ИСКУС ПОЛЕЗЕН Искус вещь хорошая и самая полезная. Бывших во искусе и апостол похваляет, глаголя: искушены быша... скитающеся... лишены, скорбяще, озлоблены. В заключение прибавляет: ихже не бе достоин весь мир ( Евр. 11: 37–38 ). Если и такие не избегли скорбных искушений ради пользы душевной, то нам, немощным, никак не следует отрекаться и избегать Душеполезных искусов. 54. СОЗНАНИЕ СВОЕЙ НЕМОЩИ, САМОУКОРЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ – ТРИ СТУПЕНИ К СМИРЕНИЮ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

но усердно ( 1Пет. 5: 2 ). Хотя сам я и плохо исполняю эту заповедь, а желал бы, чтобы ты лучше моего исполняла оную, потому что ты покрепче меня и поусерднее. А я, как помню себя, от самой юности недуговал леностью и расслаблением, и только Всеблагий Господь всесильным Своим промышлением, как броздами и уздою, востягивал ленивые на благое чеслюти моя. Слава и благодарение вечное неизреченному милосердию Божию, не хотящему смерти грешника, но еже обратитися ему и живу быти. 201. НУЖНО СЛУЖИТЬ И БОГУ И БЛИЖНЕМУ, ПО ЗАПОВЕДИ ХРИСТОВОЙ Помози тебе, Господи, умудряться во спасение в церковном затворе; а вне затвора умудряться в начальственное управление сестрами и делами обители. В Евангельском учении сказано: сие творите, и онаго не оставляйте. Помози тебе, Господи, и то и другое исполнить как следует, по сказанному в Евангелии: возлюбшии Господа Бога... всею душею... и ближняго... яко сам себе ( Мк. 12: 30–31 ). Как буДет дальше, а теперь будто у тебя пока идет Божественное впереди, а затем уже человеческое. А у меня шло, и доселе идет, все напротив, – сперва угождение человеческое, на которое тратится почти все время, а потом уже на Божественное не достает ни досуга, ни времени, ни сил. Да и в малый остаток сего времени заботы не оставляют меня, а мешают молитвенному настроению. Вчера, в Фомино воскресенье, после ранней обедни, в таком расположении читали мне Акафист. Вдруг под окном является странник в сером кафтане или свитке, шапка похожа на священническую (по верхнему дну), а по виду – на монашескую; на левой руке висел костыль загнутый. Пока я изредка посматривал на него, он стоял отворотившись лицом; а как стал я посматривать на него чаще, то он спрятался за дерево, а потом и совсем ушел. Одна тульская мастерица шелками вышила мне на материи небесного цвета три разных дерева: на крайних деревах вышиты кукушка и горлица, а внизу – скоро идущий странник с посохом и с котомками, а впереди его – бегущий суслик. Когда получу эту картину, перешлю ее тебе. Также пришлю и две иконы, как получу от живописца...

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

И ты, сестра и мать, иди предлежащим тебе путем не озираясь, хотя бы предстояли скорби и встречались препятствия и различные затруднения. В затруднительном положении для своего утверждения всегда повторяй слово Самого Господа: иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин... претерпевши же до конца, той спасен будет ( Мф. 11: 38; 10: 22 ). Евангельский крест твой – Промыслом Божиим возложенная на тебя обязанность заботиться об устроении общины N и живущих в ней сестрах. И так как дело сие сопряжено со многим трудом и не может исправляться без болезновения, телесного и душевного, то и пишу к тебе послание в этом роде, чтобы ободрить дух твой и возбудить к ревностному занятию своим делом. Не раз тебе писал и теперь повторю апостольское слово, что кийждо приимет мзду по своему труду. Большего же труда уже нет, как положить душу свою за ближних, чем доказывается и большая любовь к ним, без которой, если бы человек предал и тело свое на сожжение, не получит никакой пользы. Любовь же покрывает множество грехов – и своих и чужих. Слышу сестра и мать, что здоровье твое не совсем исправно и замечается упадок сил телесных от встречающихся различных прискорбностей душевных. Но мужайся, сестра о Господе, и да крепится сердце твое! Силен Господь подать нам всемощную помощь Свою и облегчить притрудное положение наше, как Сам это объявляет во Святом Своем Евангелии: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф. 11: 28 ). Должно быть, сестра, не в меру ты скорбишь. Собрался я написать тебе краткое письмо, но вышло оно не краткое. Стало быть, так нужно. (Конец утрачен.) 157. НАСТАВЛЕНИЕ ТЩЕСЛАВНЫМ И ГОРДЫМ. О ГУСЯХ И УТКАХ Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей – тщеславия и гордости. Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает: а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Мать N! Наконец-то получил я от тебя письмо со смыслом, без противоречий, и именно от 3 ноября; в прежних же письмах описывала ты, вначале, как будто сознание и самоукорение, а под конец – опять самооправдание и обвинение других, с недовольством. Будем лучше всегда держаться самоукорения – это верный и безопасный путь. Но и в последнем письме есть опять прикровенная затея непостоянства и своеволия, именно – не являться в некоторые дни за трапезой, ради поста. Подражай лучше преподобному Феодору Студиту , который ежедневно был за трапезой, но, между тем, был постник. Да кроме сего, тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь – на неверие, часто тебя борющее, и на оное прежде всего ратовать. Святой Лествичник говорит, что долго сомневаться и пребывать без извещения есть признак славолюбивой души. И Господь во Евангелии ( Ин. 5: 44 ):Како... можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единого Бога, не ищете.Правда, в тебе нет грубого искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистью, неуступчивостью и настойчивостью до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если когда ты и решаешься презирать славу, то это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно, когда что-либо представится тебе мнимополезным и захочешь сделать по-своему. Но главный признак славолюбия, как сказано выше, есть неверие, долгое сомнение, и долгое (или перемежающееся) недоумение о том же. На все это указано врачевство Самим Господом ( Мф. 11: 29 ):научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим;а не сказал: поститеся и обрящете покой души. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, признак которой малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же – и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Потерпи, подожди еще мало, сестра и мати; милостив Господь, повремени, облегчится крест твой, Богом на тебя возложенный! Сама твердо знаешь сказанное Самим Господом во Евангелии: болши сея любве никтоже имать, да аще кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15: 13 ), и паки: милости хощу, а не жертвы ( Мф. 12: 7 ). Недавно мне подарили малую книжицу, в которой я прочел замечательное место из Златоуста, где он пишет так: «Заметь различие добродетелей: милосердие без девства возводило имеющих его на небо, а девство без милосердия не могло сделать этого. Девство – дело доброе и вышеестественное; но и это доброе, великое и возвышенное дело, не будучи соединено с человеколюбием, не может ввести даже в преддверие брачного чертога» («Беседа о пророке Илии»), и паки сказано в Писании: блажен, иже имать семя в Сионе, то есть чада духовная в Горнем Иерусалиме. Это не раз я тебе писал и теперь повторяю то же с тем намерением, чтобы облегчить скорбение твое при затруднительных обстоятельствах. В трудностях своих поминай, к утешению своему, апостольское слово: кийждо приимет мзду по своему труду. Силен Господь утешить нас, малодушествующих, утешительным окончанием дел, которые совершаются теперь со многими препятствиями. Слышу, что ты опять уехала в N на суд с кирпичным подрядчиком; не знаю, как и чем кончилось у вас судебное дело, а только вспоминаю при сем не вотще сказанное в Евангелии слово: аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два. И аще кто хощет судитися с тобою и взяти твою одежду, отдай ему и срачицу. Везде потребно терпение и долготерпение, а для сего потребно милосердие, человеколюбие и снисхождение к ближнему, одним словом, потребна любовь, которая долготерпит. Поэтому возмогай о Господе, боголюбивая сестра, и в державе крепости Его. (Конец утрачен.) Слышу, что последствие бывшей с тобой болезни доселе продолжается, и ты от этого немного унываешь и упадаешь духом и недалека от роптания, по причине некоторых случаев и обстоятельств по обители. При скорбном и затруднительном положении, к успокоению своему, да поминаем слова богодуховенного пророка Давида, глаголющаго: многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь, и паки: По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою ( Пс. 93: 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Чадце недоумевающее, мать N! Не скорби, что вы с монахиней N скоро уехали от нас; и у нас бы без толку пробыли, потому что я был нездоров и никого не мог принимать. Письма твои от 30 мая и 2 июня получил. Представлять лицо духовного отца в церкви и на молитве келейной не только неблаговременно, но и противозаконно и вредно. Это просто благовидное искушение вражее, которого нужно избегать всячески. Первая и главная заповедь Евангельская: возлюбиши Господа Бога... всем сердцем... и всею душею... и всею мыслию ( Мф. 22: 37 ). Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая; так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхого человека. Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах «Помилуй мя, грешную», это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобой без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово – «грешную» – с должным понятием. 96. НУЖНО МОЛИТЬСЯ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ДУШЕВНЫХ НЕМОЩЕЙ Мать N! Чадце парящее, мечтающее и увлекающееся! Ты безпокоишься – получил ли я твои письма от 30 мая, 3, 7 и 9 июня, и читаю ли оные! Я уже писал тебе, что читаю все, хотя и не вдруг по получении, от немощи и недосуга, а отдохнув. Опять ехать к нам теперь тебе неблаговременно по многим причинам: моя немощь и недосуг, и нарекание за трату денег от брата! (полезнее ему жить в деревне, нежели за границей). Лучше вместо поездки к нам позаботься дома о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верой и смирением Врачу душ и телес, – да исцелит внутренние и невидимые немощи наши. Един Он всесилен уврачевать тайные страсти наши, потому что доброненавистник поставил тайные сети на пути духовного отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упразднит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и мы сами, разумевая козни вражии, да отвергаем вредное и душевредное; полезное же да содержим. Можно вспоминать отца духовного, но не в церкви и не на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси обращением к Богу и призыванием Его Всесильной помощи и помилования и избавления от вредной примеси.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Иеромонах Климент (в миру Константин Карлович Зедергольм, 1830–1878), церковный писатель и переводчик, письмоводитель старца Амвросия (Гренкова) , стал другом и духовным наставником («катехизатором») Леонтьева в 1874 году, с первого его приезда в Оптину. Они находились в постоянном общении, переписывались. (К сожалению, в настоящий момент известно лишь одно письмо Леонтьева к Клименту, написанное незадолго до смерти последнего.) Старец Амвросий, не имевший возможности уделять много внимания новому духовному сыну, поручил Леонтьева, которому «нужно еще тогда было кое-чему доучиваться» 5 , своему близкому ученику. Из книги Леонтьева «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни», написанной через год после смерти друга, известно, что общение их не было благостным. Леонтьев постоянно спорил со своим «катехизатором», заставляя того опасаться за чистоту его воззрений. Предметом спора становилось отношение к католичеству, русскому старообрядчеству, возможно, и к современному богословию, которым Леонтьев начинал интересоваться. Живя в 1850-е годы, как и К. Зедергольм, в Москве, Леонтьев принадлежал к совершенно иному кружку. В воспоминаниях об Ап. Григорьеве (1869) он писал о том, что его отношение к славянофилам первоначально было сформировано под влиянием либерального кружка гр. Е. В. Салиас де Турнемир, в который он был введен И. С. Тургеневым 6 . «Биографически» у Леонтьева была возможность познакомиться с Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю. Ф. Самариным еще тогда, но в ту пору ему, по его выражению, претил «морализм» старших славянофилов. В 1874 г. он вспоминал: «Я видал Хомякова и Погодина, но они мне не нравились тогда: они мне казались такими моральными людьми, а я морали тогда не любил. – Сочинениям их я не находил в душе моей ни малейшего отголоска» 7 . Мимолетная встреча с И. Аксаковым в 1856 году в Крыму не оставила в его жизни особого следа 8 , хотя и пригодилась при возобновлении знакомства в 1874 году. А позднее, в начале 1860-х годов, когда Леонтьев пережил свое первое обращение – перемену воззрений, – возможность личного общения с московскими славянофилами была упущена. Киреевских и Хомякова уже не было в живых. Несомненно, Леонтьева, всегда внимательного к подробностям и краскам, обрадовала возможность через рассказы о. Климента прикоснуться к тому пласту русской жизни, мимо которого он когда-то прошел. Отметим попутно, что Леонтьев в 1870-х годах, вернувшись в Калужскую губернию, познакомился с детьми И. В. Киреевского, а еще позднее, в Москве, с дочерью философа – М. И. Бологовской, оказавшейся его соседкой по дому в Денежном переулке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Сестра о Господе, мать! Двадцать пятого августа получил от тебя письмо, на которое отвечаю вкратце, потому что 8-го августа я заболел, и был очень болен, да и теперь не оправился еще от своей болезни; так слаб, что от обычных своих занятий очень сильно утомляюсь. По этой причине, то есть по болезни моей, следует тебе и приезд твой к нам отложить до первого хорошего зимнего пути; тогда спишемся. А теперь не приезжай... Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобой голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет, – и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли; а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на которое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией. 423. О БЛАГОРАЗУМНОМ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ИМУЩЕСТВА Сестра о Господе, мать! Пишешь, что процентов с твоих билетов тебе для прожития не достает, и просишь моего совета – не разменять ли тебе билеты? При этом рассчитываешь, сколько еще проживешь: в одном письме пишешь, что проживешь, может быть, только три года, а в другом – что более пяти лет не проживешь. Напрасно располагаешь продолжением своей жизни, которая зависит от мановения воли Божией и Единому Господу известна; и напрасно на таких погрешительных и неверных догадках и предположениях основываешь денежные свои расчеты и назначения, сколько после себя оставишь монастырю. При скудости твоих средств и при болезненном твоем положении очень неблагоразумно заблаговременно заботиться о благотворении монастырю. Если проживешь более назначенного тобой срока, а между тем распорядишься и вторым твоим билетом, то, прожив первый, чем же ты, больная и немощная, будешь содержаться. Поэтому советую тебе заблаговременно не делать назначения монастырю; сколько останется после тебя из твоего капитала, то и останется в пользу обители. А для того, чтобы не вышло путаниц из того, что билет твой именной, достаточно сделать на нем подпись своего имени, фамилии и звания, и засвидетельствовать эту подпись у нотариуса. Через такую подпись именной билет делается безымянным. Для расходов же твоих достаточно тебе разменять один билет на несколько мелких билетов, которые, при надобности, удобно разменивать на деньги; а на остальную часть капитала будешь пользоваться процентами. 424. ОБ УДОБСТВЕ ИМЕТЬ КЕЛЕЙНИЦУ. О ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ. ЕЩЕ О НЕВЕРИИ СНАМ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Поздравляю вас с наступающим великим и всерадостным праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом...Мир и благоволение Божие в человецех, возвещенные Святыми Ангелами при рождении Изволившего воплотитися Сына Божия, да осенит вас со всеми о Христе сестрами обители вашей, как во сретении, так и в продолжении наступающих праздничных дней. Меня же, грешного, прошу поминать как в сии торжественные дни, так и во всякое время. Здоровье мое все больше и больше слабеет. Силы мои стали очень хилы и дела мои не спорятся. Испрашиваю на вас и на обитель вашу мир и Божие благословение. 416. О ВЫБОРЕ СЕСТЕР ОБЩИНЫ Письмо твое получил. Пишешь, что некоторых сестер, означенных в записке, не находится у вас. Вместо их можно приискать других, по усмотрению твоему, способных к делу и благонравных, так как времени еще довольно. Приезд твой с сестрами отложен до весны, потому что господа Ш-ские зиму пробудут в Крыму, да и храм в П-ом еще не освящен. Весной удобнее будет и ехать. Поэтому неспеша ты и приискивай людей. Опять напиши мне, кого найдешь, означенных в записке и неозначенных в записке, чтобы было девять человек с тобой; а если найдутся хорошие и благонадежные, то можно больше. Просит меня монахиня М. М-на принять ее к Ш-ским. Ежели она благонадежна, то можно и ее взять. 417. ОБ ОТПУСКЕ СЕСТЕР И О ВРЕМЕНИ ВЫЕЗДА Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Вместе с письмом твоим одновременно посылаю письмо к вашей игумений, чтобы она отпустила с миром тебя и других сестер, пожелающих с тобой ехать. Выезжайте в половине мая, или после половины мая, вскорости. Мир тебе и другим сестрам и Божие благословение! 418. О НЕУДОБСТВАХ НА НОВОМ МЕСТЕ; О СКУКЕ И НЕУСТРОЙСТВЕ; О ВРЕМЕНИ ЦЕРКОВНОЙ СЛУЖБЫ; О ПИЩЕ Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Письмо твое получил. Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин, так как обитель новая, только начинается, и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многого недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае, прежде нужно потерпеть и не унывать, и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Господь доселе промышлял о тебе, и далее силен это сотворить, подая потребное к жизни. Переходить в другое место – эту мысль выкинь из головы; куда ты ни пойди, то же и в другом месте будешь, с твоим обычным расположением склонного к тоске духа твоего. Это – первое; второе же – где ты ни живи, от данного обета и ответственности по оному избавиться невозможно; свидетели тому и Ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должного и в случае неисправности стараться каяться в том, со смирением, без самооправдания. Тогда силен Господь и нам, немощным, явить Свою милость и даровать наследие в Царствии Небесном, по сказанному во Евангелии ( Мф. 11:12 ): Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают оное. Особенно же пред матушкой игуменией понуждайся смиряться, и не толкуй ее поступков и обращения с тобой так превратно или горделиво, что будто бы она поступает с тобой по памятозлобию; я думаю, что просто, во-первых, как начальница, а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину. Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее, и Богу приятнее. Сонные мечты, устрашающие тебя О-гою, более происходят от твоего недовольства и гневного расположения духа, а не оттого, отчего ты думаешь. Ближе всего в ней гнездится тщеславная ревность, чтобы ты более с ней занималась, нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся подобные вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не обращай внимания. Впрочем, дальше виднее будет, а может быть, и без того будут перемены. 366. ВЕЛИКАЯ МУКА ОЖИДАЕТ НАС, ЕСЛИ ОТВЕРГНЕМСЯ ДАННЫХ ОБЕТОВ Теперь не хотим потерпеть малой и маловременной скорби, а как там, после смерти, стерпим скорбь безконечную, мучение невыразимое, если отвергнемся обетов, недавно нами данных! Верю всему, что тебе трудно, очень трудно – и от болезни, и от плохой прислуги, но ведь вдруг все исправить нельзя; потерпи несколько, а между тем поищем возможности избавиться от N досаждающей. Ее и теперь можно отослать, но с кем же останешься одна в большом доме? Пока говори ей, что держать ее не будешь, если будет чудить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010