Письмо твое, от 20 июня, получил и в ответе на оное могу сказать тебе только то, что ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой. Отец Пимен, слава Богу, здоров теперь, а после кончины отца архимандрита немного поболел. Матушке твоей N передай от меня поклон. Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. 348. ЖИТЬ ПО-МОНАСТЫРСКИ НАДО В КРОТОСТИ И СМИРЕНИИ Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить по-монастырски – в кротости и смирении, чтобы смотреть свои немощи и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то же самое после натворит, – от чего избави нас Боже. 349. ПЛАНЫ НЕОПЫТНОГО В МОНАСТЫРСКОЙ ЖИЗНИ Пишешь, что ничего не желаешь, а только, чтобы быть всегда одной, видеть свои грехи, никогда не рассеиваться мыслями, во всем отсекать свою волю, и прочее. Да, немного ты хочешь. Другими словами, – желаешь вдруг сделаться безстрастной. А о будущем, как бы тебе не последовало сильного искушения, очень не заботься. Живи в настоящем хорошо. 350. ДЕТИ ОБЯЗАНЫ ПОЧИТАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: старцу пакости не твори. Кольми паче дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим. Келью, где ни приищете в монастыре, для меня все равно; лишь для вас было бы покойно и удобно, по возможности. К зиме – и по тесноте или недостатку келий в монастыре – и за ценою не следует стоять; а проводив зиму, там будет видно, так как летом тепло. Старица слаба, надобно бы позаботиться и о духовном завещании; попроси у кого-нибудь формы для того, и спиши копию, если придется. 351. МАЛОДУШИЕ И ОТЧАЯНИЕ – ОТ ГОРДЕЛИВОСТИ, ПО НАВЕТАМ ВРАЖИИМ Смущение и недоумение – до малодушия и отчаяния. Причина всему этому – горделивость твоя, и неразумие твое, и неведение духовной брани. Враг всегда так делает: где человеку может быть духовная польза через отношение духовное, тут он старается сделать препятствие, внушая неразумеющему скверные помыслы и тому подобные движения, и делает все это по злобной зависти своей к пользе человеческой. Тебе следовало разумевать кознь вражию и покаянно объяснять это смирением, а иногда презирать, стремясь к предлежащему делу, а ты смущаешься до малодушия, утешая тем врага. Умужествись о Господе. 352. ИСПРАВЛЕНИЕ БЫВАЕТ НЕ БЕЗ ТРУДА Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало благого исправления, которое бывает не без труда и понуждения в терпении со смирением. Но унывать не должно, и не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно, с Божией помощью. 353. БЕЗМОЛВИЕ ТЕЛЕСНОЕ И БЕЗМОЛВИЕ ДУХОВНОЕ, И КАК ОНИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Если все сказанное будем только прилагать к нам самим, зазирая себя в недостатках своих, то получим от сего великую пользу и возвеселим Ангела своего Хранителя и святителя Евмения. 355. ОСТАВЛЯЮЩИЕ МОНАШЕСТВО УПОДОБЛЯЮТСЯ ИУДЕ ПРЕДАТЕЛЮ Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть малодушие твое, что никто из человек не имеет права дозволять кому бы то ни было оставить воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что воспринявшие монашество и оставившие оное уподобляются Иуде предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временные неудобства, и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику. 356. НАДО БЫТЬ ТВЕРЖЕ Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть – и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть, и получить милость Божию. Господь тебя да простит! 357. В НОВОЙ КЕЛЬЕ ЖЕЛАЕТ ОБНОВЛЕНИЯ ДУШЕВНОГО И ТЕЛЕСНОГО Поздравляю тебя с новосельем. Сердечно желаю тебе, по возможности, успокоительного жития, елико возможно есть в юдоли сей плачевной, в ней же плачевным житием со смирением достигаем радости неизменной и нескончаемой, юже да сподобит нас Всеблагий Господь получити терпением и долготерпением; так как и праведным многи скорби, и грешным многи раны и уязвления, то кроме смиренного претерпевания переносить все это неудобно. Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою и веру, и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей, и молитвенного келейного правила, и, прежде сего, хождения на церковные службы, со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении сестер и матерей благопокорным и благоприличным обращением, и подобающим поклонением, памятуя Евангельское слово: якоже хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им ( Мф. 7:12 ). Просто – в новой келье желаю тебе обновления духовного и успокоения душевного. Так ли это будет, – уведомь меня. 358. ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ С НЕГОДОВАНИЕМ НА ДРУГИХ НЕПОЛЕЗНО

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Впредь будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. «Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах», – говорит Варсонофий Великий. Пишешь еще, что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать Акафист великомученице Варваре; а теперь, при чтении других Акафистов, не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игумении N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности. Также пишешь, что когда-то видела сон, будто бы шестнадцатилетняя Девица необыкновенной красоты держала на руках Своих Младенца, также красоты неизъяснимой, и хотела со второго этажа подать тебе Младенца, чтобы ты подержала Его на руках. Как ты ни простирала руки кверху, и сама вся вытягивалась на ногах, но не могла взять этого Младенца; так и проснулась. Думаю, что сон этот может означать то, что Божия Матерь хотела тебе показать, что прилежащие к постоянной молитве, кроме чтения псалмов, Акафистов и тропарей, и особенно молитве Иисусовой, носят Христа Спасителя не только в объятиях, но и в сердце. 408. О МОЛИТВЕ VICYCOBOЙ – УСТНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную; а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)»; а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устной и умной. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более тридцати лет. Она говорила о себе: «Я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто подобен Тебе». Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части «Добротолюбия» у Каллиста Игнатия, и затем 43-ю главу «О прилоге и изменении»; также в 4-й части «Добротолюбия» кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Слава и благодарение Господу, что всесильного ради ходатайства и молитвенного предстательства Владычицы нашей Пресвятой Девы Богородицы мрачные твои помыслы хотя несколько прояснились. Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно; а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие, и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: «Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, – это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло». Отчасти ты сама испытала это, собственным опытом, потому будь осторожна и рассудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны: но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты, по неопытности и неосторожности, принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую. Посидеть дома, в обители, и в своей келье нынешний год, и никуда не отлучаться советую и я тебе. Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых Ангелом Хранителем, данным нам при Крещении. Не вотще древними отцами говорится: «Сиди в келье твоей, и та всему тя научит». Особенно же прилично это сидение человеку слабому силами, как телесными, так и душевными. Тут уже странствия и труды телесные неуместны и не вовремя. Старики и старухи в детское училище уже не ходят, так как это неприлично, да и неблаговременно, ради ослабевшей их памяти и сил телесных. Старым и слабым прилично смиряться и готовить себя искренним покаянием ко исходу в вечность. 244. ДИАВОЛ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН САМ ДОБРОВОЛЬНО НЕ СОГЛАСИТСЯ ПРЕЖДЕ НА КАКОЙ-ЛИБО ГРЕХ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Повторяю, понудь себя к смирению и терпению перед начальницей, сознавая вины свои, а если безвинно, то и еще полезнее потерпеть. 281. ВНЕШНИМИ НЕУДОБСТВАМИ ДУША ОЧИЩАЕТСЯ. ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО Письмо твое получил, в котором объясняешь свою скорбь касательно неимения своей кельи и касательно неудобств жить в чужих кельях в многолюдстве. С одной стороны, справедливо: так, в такой тесноте, как ты живешь, действительно жить неудобно, но с другой стороны, скорбь твою, до изнеможения душевного, нельзя ни одобрить, ни назвать правою. Если мы желаем наследовать Царствие Того, Который во время земной жизни не имел где главы подклонити, то основательно ли поступаем, малодушествуя до изнеможения касательно внешних неудобств. Тогда как ими-то и через них-то очищается грешная душа наша как в горниле. Хотя я лично тебе говорил, как много ты себя повредила неразсудным желанием, но и теперь замечаю, что ты доселе доверяешься руководству влекущего желания, по-видимому, мнимо благого, но все-таки неразсудного и противоречащего отеческим писаниям, в которых говорится, что желающий уединенной жизни наперед должен обучиться среди людей терпению, смирению, незлобию и долготерпению от поношений и уничижений и от неудобств, и прибавлено, что иначе не бывает. Святой Лествичник говорит, что безмолвие тела есть благочиние чувств внешних, а безмолвие души есть благочиние помыслов. Этому безмолвию и старайся обучаться. Сестрам, где ты живешь, можешь сказать так: если вы желаете, чтобы я у вас жила, то побольше молчите и без крайней надобности не рассказывайте разных россказней, и не делайте неуместных вопросов. Будем лучше помолчаливее жить, внимая каждая своей совести со страхом Божиим. Если же иначе, то я долго не могу у вас пробыть. К матери-казначее будь почтительна, но при случае говори откровенно, что ты безтолкова и перед начальственными лицами можешь только путаться. Просто откланивайся только. Наконец, пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: «Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши». 282. ОТ БЛИЖНЕГО ЖИВОТ И СМЕРТЬ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Также презирай и лукавые внушения вражии: «Не пиши об этом старцу, да не явишися тщеславна, и он может говорить, что ты велика, и будет тебя ставить в пример другим». В какой пример? Разве в пример путанице? Кто путается, тому потщеславиться нечем, и особенно некстати то мнение, что путающийся твердо стоит, и навык великому деланию. Великая путаница – делание не великое. Пока довольно с тебя. Сам Господь да вразумит тебя на все душеполезное и спасительное, и Пречистая Его Матерь да защитит от злых и коварных козней вражиих. 241. НЕ ДОЛЖНО ПОД ПРЕДЛОГОМ СТРАХА БЫТЬ ИЗБРАННОЙ В НАЧАЛЬНИЦЫ, ДУМАТЬ О ПЕРЕХОДЕ В ДРУГОЕ МЕСТО Пишешь, что у тебя опять возродилось желание перейти в Арзамас. Считай это желание за искушение вражие, так как оно внушается тебе как бы с насилием. Если бы на это была (или будет) воля Божия, то это может устроиться само собою. У Господа Бога всяких средств много. По воле же вражией ни в каком случае действовать не должно, ни под какими благовидными предлогами. Враг тебя устрашает тем, что будто тебя в К. могут сделать начальницей. На подобные внушения старинные люди отвечали так: «Бабушка сказала надвое: либо сделают, либо нет». И скорее последнее, потому что у нас с тобою нет начальнических достоинств. И это внушение просто вражие наругание, которым он, вместе с этим, и смущает тебя. Хотя и бывают такие случаи, что людей, путающихся на молитве или в молитвенном подвиге, Промысл Божий иногда устраивает на начальство для того, чтобы привести их в правильное и непрелестное положение; но делом Промысла Божия, Который все устрояет ко благу и к пользе нашей духовной, не должно устрашать себя, а оставлять это на всеблагую волю Господню, с верой и преданностью покоряясь мановению Божественного о нас Провидения и, между прочим, строго исследуя свой помысл и ухищрения вражии, – не скрывается ли тут тонкий какой-либо тщеславный помысл, который должно всячески отвергать, потому что тщеславие, грубое и тонкое, всячески приносит вред человеку. Враг, по-видимому, устрашает тебя начальством; но если как должно рассмотреть это устрашение, то и окажется явно вражие ухищрение, которым тонко он путает тебя, чтобы породить в душе твоей желание к начальству. Так и считай: это устрашение, и старайся презреть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Не льстила его и семейная жизнь в священном сане. При таком душевном настроении постигла его болезнь, во время которой, уповая получить скорое выздоровление, он дал было слово посвятить себя на служение Богу в иноческом звании, однако же по выздоровлении стал откладывать исполнение своего слова. Повторившаяся болезнь породила в нем решимость идти к старцам подвижникам. Ближайший к Липецку современный старец был о. Иларион, в селе Троекурове. Старец дал совет Александру Михайловичу «идти прямо в Оптину», и прибавил: «можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде». Александр Михайлович сделал решительный шаг в жизни, оставил свою службу, отправился прямо в Оптину Пустынь и уже из Пустыни послал объяснение Тамбовскому Епископу Арсению, в котором испрашивал себе прощение за самовольное оставление учительской должности. Прощение вместе с архипастырским благословением Александр Михайлович получил вскоре. Студент богословия, знакомый с пятью языками: французским, греческим, еврейским, татарским и славянским, глубоко-просвещенный светом Христовой истины А. М. право рассудил, что сперва надобно творить, чтобы потом учить ( Ин.13:17 ), отрекся от своей воли и попечений о себе, предал себя водительству полуграмотных, но опытных и прозорливых старцев, исполнявших заповеди Божии самым делом, чтобы достигнуть истинного познания писаний и достигнуть того видения, которое открывается по деянии. В монастырских записях значится, что Александр Мих. Гренков определен в число братии 2 Апреля 1840 года, пострижен в мантию 29 Ноября 1842 года, с наречением Амвросием, рукоположен в Иеродиакона 4 февраля 1843 года. Уже при поступлении в обитель о. Амвросий имел слабое здоровье и, будучи Иеродиаконом, служил весьма редко. Во время же поездки в Калугу 7 Декабря 1845 года, для рукоположения в иеромонаха (9 Декабря) он, возвращаясь в Оптину, перетерпел сильную вьюгу и холод, и окончательно расстроил свое здоровье, почему указом Калужской Консистории 29 Марта 1843 г. на основании положения Св. Синода, оставлен за штатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЖИЗНЬ ОКОЛО МОНАСТЫРЯ. ОБРАЩЕНИЕ К УГАДЧИЦЕ – ГРЕХ. НЕ СЛЕДУЕТ НОСИТЬ КРЕСТ С МОЩАМИ НА СЕБЕ Письмо ваше от 1 октября получил, из которого видно, что вы очень пропитаны иностранными языками; многие обороты речи у вас сбиваются на иностранный строй. Да и в таблицу записывать грехи переняли вы, должно быть, у гернгутеров-немцев и американцев. Да у них цель этих табличек совсем другая – видеть свое исправление, питая свое самомнение и возношение и величаясь мнимой святостью. Цель же православных при исполнении заповедей Божиих совсем иная – видеть свои недостатки, познавать свою немощь и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину. Смирение же, и при неисправности человека, очень ему помогает, как это показывает Сам Господь в Евангелии через притчу о фарисее и мытаре. И в другом месте, убеждая нас ко смирению, Господь сказал: «Аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Ср.: Лк. 17: 10 ). Когда так должно смиряться исполняющим заповеди Божии, то кольми паче потребно и необходимо нарушающим заповеди Божии. Итак, советую вам оставить выставленную в письме табличку и записывать просто те грехи, которым по немощи будете подвергаться; тогда и не увидите белых и пустых клеток, которые, бросаясь в глаза, будут побуждать к зловредному самомнению, да и не всегда справедливо. Например, у вас клетка о сребролюбии вся чистая, а между тем в письме есть два места, в которых говорится, что вас смущает ложь прислуги и рабочих и бросающееся вам в глаза их намерение обманывать вас, и будто бы от среды окружающих вас вы невольно увлекаетесь и раздражаетесь гневом. Хотя иногда и случается вам чувствовать тишину, и этой тишине нельзя еще верить по сличению и сравнению с другими случаями. Лучше просто, без клеток, сознаться, что мы еще очень неисправны, и должны исправлять испорченное дело смирением и посильным покаянием, сознаваясь искренно, что раздражение наше гневом происходит из внутренней нашей среды, а не из внешней.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Утешает нас апостол, говоря: «Верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие» (Ср.: 1Кор. 10: 13 ). Укрепляйте себя сей надеждой и не удивляйтесь, что вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадные чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который против укоризн и порицаний и унижений фарисея не оправдывался ни словом, ни мыслью. О! Дабы и мне усвоилась молитва сия. 119. О ТОСКЕ На днях видел я во сне покойного батюшку отца Макария, и он наскоро приказал мне приготовить письмо против тоски. И во сне, и проснувшись думал я об этом. Тоска, по свидетельству Марка Подвижника , есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений. Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обстоятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся. Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска) и не оскудевает ли в вас вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: «Верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но со искушением сотворит и избытие» (Ср.: 1Кор. 10: 13 ), то есть избавление от скорби и искушения. Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям. В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма св. Златоуста к Олимпиаде. (Книжка в хорошем русском переводе.) При внимательном чтении этих писем, вы увидите, что, во-первых, печаль и тоска бывает смешанная, происходящая по ухищрению вражию, от мнимоблагих причин; во-вторых, увидите, как зловредна и душевредна такая печаль, что угодник Божий, вопреки общему обычаю святых, вынужден был хвалить и ублажать свою ученицу, чтобы каким бы то ни было образом разогнать мрак душевредной печали и похитить оную из сетей коварного врага, и для сего употребил труд усиленный, несмотря на свое заточение и крайнюю болезнь телесную и другие неудобства. Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

N. всегда стремилась к монашеской жизни и желала быть истинной монахиней. А лукавый враг и тут нашел повод искушать ее и навести мрак душевный, толкуя, что при настоятельстве нельзя быть истинной монахиней; потому что нельзя будто бы исполнять всего того, что предписывается исполнять монахине. Смотри, какой лукавый коварник! Толкует, что будто бы настоятельство мешает монашеству, когда много примеров доказывают противное. Ведь и настоятельствование – дело монашеское. 1 января 1883 г. 50. ВСЯКОГО СВОЯ СОВЕСТЬ, А НЕ ЧУЖАЯ ОСУЖДАЕТ ИЛИ ОПРАВДЫВАЕТ Мы как рыбы безгласные. До третьей недели поста никак не удосужились написать тебе, хотя и много раз собирался писать: то немощен, то устал, то недосужно было, то неожиданные посетители помешали. Вот так время и проходило. Не раз собирался я написать общее письмо сёстрам N., да всё не удавалось. Недосуг увеличился и оттого, что пожелали устроить придел во имя святителя Амвросия и благоверного князя Александра Невского. Устроить как-нибудь будет нехорошо, а устроить хорошо будет стоить немалых расходов. А кроме того, из старого неудобно устраивать новое хорошее. Вот архитектор приходит и толкует так и сяк, а через это отнимает у меня время, а затем приходит рядчик и подрядчик. Вот тут и сбывается старинная поговорка: толкуй больной с подлекарем. Кроме же всего этого и пищеварительные органы ослабели и требуют разного угождения, да еще безвременно и не по должному порядку. Вот тут думай и рассуждай и пригадывай, как и что. Не без причины повторяется пословица: у кого что болит, о том он и говорит. О твоем обычном продолжающемся мудрствовании теперь говорить не буду. А, пожалуй, скажу одно, что нельзя верить тому, как и что толкуют неопытные. Всякого своя совесть, а не чужая оправдывает и осуждает. Имеем апостольскую заповедь, глаголющую: «Темже прежде времене ничтоже судите, дóндеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога» ( 1Кор. 4: 5 ), а не от людей и не по суду людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010