мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Это было время, когда Господь укреплял в духе сокрушенного недугами старца Амвросия, – духовные силы его так очевидно проявлялись, что мало кто думал о его немощах. Он был в Оптиной светильник, светяй и горяй (ср.: Ин.5:35 )... Люди к нему не сразу пошли. Отец Макарий, видя его скрытые от других дары, начал передавать ему некоторых своих духовных чад. Иноки еще мало обращались к отцу Амвросию. Но вот он принял великое наследство от покойных своих наставников, а затем от года к году росли людские потоки, текшие к его скитскому домику. Он родился 23 ноября 1812 года в селе Липовицы Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича Гренкова (мать его звали Марфой Николаевной). Дед его был священником храма и благочинным. Младенца назвали Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского. День рождения младенца пришелся на день памяти этого святого князя, защитника нашего Отечества. А шли попразднственные дни Введения во храм Приснодевы Марии, отдание праздника совершено было 25 числа. Богородица как бы встретила пришедшего в мир будущего оптинского монаха-старца, уготовала ему витальницу во Введенской пустыни, убогую, но дорогую для многих и многих тысяч православных людей. Двенадцати лет он стал учеником первого класса Тамбовского духовного училища, которое окончил первым по успеваемости учеником. В июле 1830 года он был принят в семинарию. И здесь учился хорошо. Один его соученик вспоминал: «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писаному, лучше всех» 272 . В июле 1836 года Александр Гренков окончил курс. За год до этого он перенес тяжелую болезнь. Была минута, когда ему стало так плохо, что он дал обещание Господу идти в монастырь, если встанет от этой болезни здрав. Господь воздвиг его от одра болезни, но в обитель он пришел только через четыре года. Была внутренняя борьба – с самим собой, так как мир оставался для юноши еще очень заманчивым. Полтора года он занимал место домашнего учителя у одного помещика. А 7 марта 1838-го заступил на должность педагога-наставника в первый класс Липецкого духовного училища. Затем стал преподавателем греческого языка в одном из старших классов. В свободное время он, имея общительный характер, любил поговорить и пошутить с товарищами-учителями. Но данный им Господу обет беспокоил его совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

III. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) в монастыре до пострижения в монашество (1839–1843) Когда в 1839 году прибыл в Оптину пустынь Александр Михайлович , то увидел здесь старчество в полном его расцвете. Главным старцем был о. Леонид, имевший тогда уже с лишним 70 лет. Отец Макарий был только как бы его ближайшим помощником. Вся братия, уже вполне успокоившаяся от волнений и сомнений, которыми раздиралась ранее по поводу старчества 114 , теперь положительно благоговели пред старцем. Внешние, мирские посетители стекались к старцу в несметном количестве из различных местностей; он всех принимал с любовью и отпускал с назиданием. Старца считали прямо за святого человека. Поднявшееся с самого начала 1839 года косвенное гонение на старца со стороны Тульского преосвященного Дамаскина 115 только ещё более, как будет видно ниже, способствовало его прославлению. Дело в том, что духовник Белёвского (Тульской губернии) женского монастыря, священник о. Г. 116 , начал усиленно распространять ложные слухи о том, что несколько монахинь и послушниц монастыря во главе с некоей старицей Анфией 117 , особенно часто посещавшие Оптинского старца о. Леонида, заразились от него новою ересью; распространял он страшные хулы и порицания и на самого старца. Молва об еретичестве о. Леонида и белёвских монахинь начала распространяться весьма быстро. Об этом узнал Тульский преосвященный Дамаскин и немедленно вызвал и о. Г. и Белёвскую игумению 118 к себе на допрос. Священник о. Г. не усумнился и пред Владыкой повторить своё показание. Старицу Анфию отдали на испытание и увещание игуменье Тульского Успенского монастыря, матери Клавдии 119 . Матерь Клавдия, наслышавшись о какой-то ереси и боясь, как бы самой не подпасть гневу Владыки, принялась за дело с полным усердием. Она начала сильно бранить старца и называть его масоном. На это Анфия заметила, что она не знает, что такое за слово масон. –А что, он давал вам читать свои книги? – спросила м. Клавдия. Да, – отвечала Анфия, – я и теперь читаю, по его наставлению, книгу Аввы Дорофея , которая, по словам старцев, есть азбука монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

схиархимандрит Иоанн (Маслов) Содержание Часть I. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия... 1. Детство, годы учебы, преподавательская деятельность    Великий русский старец иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Федорович, был сельским дьячком. Мать, Марфа Николаевна, занималась воспитанием своих детей, которых в семье было восемь. Родители были людьми глубоко религиозными и благочестивыми. О матери своей старец всегда говорил, что она была святой жизни. Хотя Александр рос весёлым и резвым мальчиком, всё воспитание его проходило в строго религиозном направлении. Юному отроку старались привить любовь к чтению слова Божия, которое было основой всей жизни этой благочестивой семьи. Каждый праздник отец брал его с собой в церковь, где он вместе с родителем читал и пел на клиросе.    Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 г. он поступил в Тамбовскую Духовную Семинарию. И в училище, и в Семинарии благодаря природной одарённости Александр Гренков учился очень хорошо. Больше всего Александр любил Священное Писание, богословские, исторические и словесные науки. Не подлежит сомнению, что собственно богословские науки, духовно-нравственное чтение, а также богослужение особенно были дороги сердцу благочестивого юноши. Именно в это время и были заложены основные начатки того глубокого знания слова Божия и свято-отеческих творений, которым так отличался старец в своей последующей жизни.    В Семинарии Александр благодаря своему живому и доброму характеру пользовался большой любовью среди однокурсников. Но, будучи весёлым и остроумным юношей, он всегда сохранял нравственную чистоту и скромность, внутреннюю собранность духа и глубокое религиозное чувство. Даровитый юноша любил музыку, поэзию и даже пытался писать стихи.    Кто мог предположить, смотря на этого юношу, мечтавшего о поступлении на военную службу, что его ждал монастырь? Он сам говорил: «В монастырь я не думал никогда идти... впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре». Но мысли человеческие не те, что мысли Божии. «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23). За год до окончания курса Семинарии Александр очень серьезно заболел. «Все отчаялись в моем выздоровлении,— рассказывал он впоследствии,— мало надеялся и я сам. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: „Прощай, Божий свет!“». И тут же Александр дал обещание Господу, что в случае выздоровления он непременно пойдёт в монастырь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

Преподобный Амвросий (1812–1891) В Оптину пустынь будущий великий старец преподобный Амвросий (Гренков) был направлен старцем Иларионом Троекуровским, который сказал: «Ступай в Оптину и будешь опытным». Отец Амвросий был келейником старца Макария и ближайшим его учеником. Как человек образованный, отец Амвросий принял большое участие в важном деле, предпринятом преподобным Макарием, – в переводе на русский язык и издании творений древних великих пустынножителей о монашеской жизни. Уже с самого поступления в скит выделялся отец Амвросий своей приветливостью. Постепенно вырабатывалась в нем та высота духа, та сила любви, которую он посвятил на помощь людскому горю и страданию, когда сделался старцем. Тихо, без потрясения, по смерти старца Макария паства его перешла к преподобному Амвросию. Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастья, благословляемого Богом, и стараться доставить им это счастье,– было его жизнью и его дыханием. И в этом потоке любви, который буквально обливал всякого, приходившего к отцу Амвросию, была такая сила, что она чувствовалась без слов, без действий. К нему довольно было только подойти, чтобы почувствовать, как сильно он любит, и, вместе с этим, в ответ на его чувство открывалось сердце приходившего, рождалось полное доверие и самая тесная близость. Каким образом возникали такие отношения – это тайна отца Амвросия. Он слушал, сидя или полулежа на своей низенькой кроватке, все понимал еще лучше, чем тот, кто рассказывал. Собеседник знал, что в эти минуты старец весь вошел в его жизнь и заботится о нем больше, чем он сам. А могло быть так потому, что свое собственное существо отец Амвросий позабыл, оставил, отрекся от него и на место этого изгнанного «я» поставил своего ближнего и перенес на него, но в сильнейшей степени, всю ту нежность, которую люди тратят на себя. У преподобного Амвросия можно было искать разрешения всех вопросов. Ему поверяли как самые заветные тайны внутренней жизни, так и денежные дела, торговые предприятия, всякое жизненное намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Амвросия Оптинского Житие преподобного Амвросия Оптинского Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Амвросия Оптинского День памяти: 23 октября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Житие преподобного Амвросия Оптинского Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Жизнеописание преподобного Амвросия Оптинского 546 Великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Перед рождением младенца к деду его, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница была переведена в баню. 23 ноября в доме отца Федора была большая суматоха, – и в доме был народ, и перед домом толпился народ. Старец шутливо приговаривал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу». У причетника Михаила Федоровича было восемь человек детей: четыре сына и четыре дочери; Александр был шестым. В детстве он был весьма бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени учился читать по славянскому букварю, часослову и псалтири. Каждый праздник вместе с отцом пел и читал на клиросе. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь учеба давалась ему легко. Как вспоминал впоследствии его товарищ по семинарии: «Тут, бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки; он же (Саша Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать, – точно как по писаному, лучше всех». В последнем классе семинарии он перенес опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного юношеского веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. В июле 1836 года Александр Гренков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в духовную академию, ни в священники. Он как будто чувствовал в душе своей особое призвание и не спешил пристроить себя к определенному положению, как бы ожидая зова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старое Шамордино. Казанская Амвросиевская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1884. Ссылки:     Адрес: 249706, Россия, Калужская область, Козельский район, с. Старое Шамордино, Казанская Свято-Амвросиевская пустынь Координаты: 54.160059, 35.868803 Проезд:1. На личном автомобиле из Калуги в сторону Козельска. В населенном пункте Каменка поворачиваем направо по указателю " Шамордино " и дальше, никуда не сворачивая, доезжаем до монастыря. 2. Из Калуги от автовокзала или из Москвы (от метро Теплый Стан " ) автобусами, идущими на Козельск, Сосенский, Ульяновск и Хвастовичи до остановки " Каменка " возле поворота на Шамордино. Далее пешком 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь была основана в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. Она находится в живописнейшей местности в 12 км от Оптиной пустыни. Старец Амвросий (Гренков, 1812-1891) был " душой " монастыря. Все здесь начиналось и делалось по его благословению. Он входил во все дела, указывал места построек, непрестанно заботился о духовном окормлении сестер. Последние месяцы своей жизни старец также провел в Шамордине, здесь он и скончался, а молитвенным покровительством не оставляет обитель и поныне. С самого начала существования обители старец Амвросий, как чадолюбивый отец, собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. Первой настоятельницей Шамординской общины была духовная дочь старца Амвросия - схимонахиня София (Астафьева, 1845-1888). Человек удивительной доброты, истинного благочестия, глубокого ума, она была достойной ученицей старца. Он называл ее своей " правой рукой " . Под ее руководством начиналось создание общины. Матушка всю себя отдавала этому служению, не щадя ни сил, ни здоровья. Она скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около 3-х лет. Для сестер она была настоящей матерью. После ее кончины старец Амвросий говорил, что она свята.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Глава 10. Старец иеросхимонах Амвросий (1812–1891) Старец иеросхимонах Амвросий родился 23-го ноября 1812 года, в с. Большой Липовице Тамбовской губ. и того же уезда, от пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во св. крещении Александром в честь благоверного В. К. Александра Невского, память которого пришлась в самый день рождения младенца. Имя это носил и благословенный царь Александр Павлович и, ввиду того, что в это самое время происходило отступление из России Наполеоновской армии, причинившей столько разрушений и горя, есть основание думать, что в этот день  многострадальная Русь особо праздновала день  святого, тезоименного царю Благословенному. Среди крестьян с. Липовицы наблюдалось большое праздничное движение. Перед рождением младенца, к деду его, священнику этого села, съехалось много гостей. Родительница была переведена в баню. 23 ноября в доме о. Феодора была большая суматоха, и в доме был народ и перед домом толпился народ. Старец шутливо приговаривал: «Как на людях я родился, так все на людях и живу». У причетника Михаила Федоровича всех детей было восемь человек, четыре сына и четыре дочери; Александр Михайлович был шестым из них. В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. Он предан был детским забавам, так сказать, всем своим существом; и потому в доме ему не сиделось. Поручала ему иногда мать покачать колыбель одного из младших детей своих. Мальчик обыкновенно садился за скучную для него работу, но лишь до тех пор, пока мать, занятая домашними делами, не упускала его из виду. Тогда осторожно пробирался он к окну, также осторожно открывал его, и мгновенно исчезал из комнаты, чтобы порезвиться со своими сверстниками. Рассказывал еще сам Старец и еще о некоторых своих детских проказах: как однажды он было полез под крышу за голубями, но упал и ободрал себе спину; между тем никому из домашних не посмел сказать об этом, боясь еще наказания за шалость. А в другой раз, несмотря на замечание матери, не переставал стегать у себя на дворе одну смирную лошадку, которая, выйдя из терпения, поранила его копытом в голову. Понятно, что за подобное поведение Александра не любили в семье. К нему не имели особенного расположения ни дед, ни бабка, ни даже родная мать, которая более всего любила старшего своего сына Николая и младшего Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем 7 мин., 23.10.2015 Церковь прославила огромное количество святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Наверное, сколько звезд на небе, столько и святых у Господа. При этом большое число подвижников трудились в монастырях. Их православная традиция называет преподобными — то есть теми, кто максимально возможным для человека образом уподобился Богу и ангелам. Практически все известные русские обители подарили миру святых. Исключением не стала и Оптина Пустынь, которая принесла свой благодатный плод в лице целого сонма старцев — Льва, Макария, Никона, Анатолия, Нектария... Даже одни только их имена перечислять можно довольно долго. Все они угодили Богу своим праведным житием, все прославлены Церковью. Но самой яркой звездой этой плеяды, несомненно, является батюшка Амвросий (Гренков). Сейчас мы знаем этого человека как великого подвижника земли Русской, чью святость, Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью. Но всего этого могло бы и не быть. Дело в том, что на путь монашеского делания будущий святой стал только после долгих лет борьбы с малодушием, сомнениями и привязанностью к миру. Он родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова, отец которого был священником. Впоследствии старец вспоминал: — В тот день, когда я должен был родиться, мою мать отвели в баню, а народу собралось-то! Все хотели в тот день узнать, кто ж родиться у благочинного (моего деда). Народ был и во дворе и за двором. Как родился я на людях, так и живу. При Крещении мальчика назвали Александром — в честь князя Александра Невского. С самого раннего детства будущий проповедник рос в атмосфере строгого благочестия, в окружении трех братьев и четырех сестер. Как только Саша подрос, отец стал брать его на литургию. В храме любимым местом мальчика сделался клирос, где он весьма быстро научился петь и читать. В более поздних рассказах, родившихся среди богомольцев, юный внук благочинного предстает едва ли не совершенным монахом, но этот образ далек от реальности — Саша рос обычным ребенком, смышленым, с весёлым характером. Не был он и образцом послушания и усидчивости. Однако в целом добрая обстановка в семье благодатно подействовала на отрока.

http://foma.ru/zvezda-na-nebosvode-bozhe...

В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010