Но обратимся опять к возницам навозным и к хозяевам этого неудобного товара. Чтобы дело очищения нив душевных шло как следует, для сего требуется быть внимательным как хозяевам, так и возницам. Первые должны внимательно осмотреть неудобный свой запас и искренно объявить оный возницам; а сии должны внимательно рассмотреть и искренно объявить, как и куда свезти этот запас, чтобы он не остался незахваченным и неснесённым в море милосердия Божия во время духовного водополия. До зде – образное толкование. Но объяснение простое и прямое действительнее и полезнее, которого и следует держаться, особенно вам, по вашему душевному настроению. Бог есть существо простое; и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Всё же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения. 3 ноября [...] 73. ДОСТОИНСТВО МОЛИТВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕЕ КОНЦОМ У блаженного Каллиста Патриарха в главе 14 сказано: «Аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания, или молитвы, и не прельщайся. Сея бо конец, возлюбленне, умиление есть всегдашнее, сокрушение сердца, любы ко ближнему. Сопротивное же явственно есть: помысл похоти, шептание клеветы, ненависть ко ближнему, и елика сим подобна («Добротолюбие», часть 2, глава 14). А у смиренного Никиты во 2-й сотнице, в главе 21, сказано следующее: «На очищаемыя ныне души обыче некако дух похоти и ярости находити. Киим образом; да плоды истрясет Духа Святаго тяготеюща в них. А зане и радость свободы разлияние некое делает в таковых душах, вся на пользу устрояющая премудрость к себе присно хотящи своима даровании влещи их мысль, и пребывати тем в смиренномудрии непоколебимым, да не многою свободою и богатством дарований на инех вознесутся, или возмнятся своею силою и разумом великую стяжати сию палату мира: дает сим место духовом нападати на ня в сопряжении ея: да страхом уязвляеми падения, в своем стоят хранении блаженнаго смиренномудрия, и да уразумевше, яко плоти и крови привязани суть, взыщут естественне своего стражбища, в немже безвредны могут сохранитися силою духа» («Добротолюбие», часть 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чём-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать. 13 декабря 1884 г. 61. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ ЮРОДИВОГО О ВОРОЖБЕ И ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ Письмо твое и послание юродивого получил и читал. Правду блаженный сей написал, что не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться. К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл. Кто яму копал, тот вместе с ворами в тюрьму попал. Предсказание верное. Эта тюрьма и научит нас настоящему уму-разуму и невольно смирит; а когда смиримся, тогда и вознесет нас. У Господа Бога милости много, хощет всем спастись и в разум истины придти (Ср.: 1Тим.2:4 ). О себе же самой пишешь, что ты постоянно более желаешь достигнуть внутреннего христианства. И держись этого, памятуя всегда евангельское слово: «Царствие Божие внутрь вас» ( Лк.17:21 ); и паки: «Аще внутренняя сткляницы будут чисты, тогда и внешняя будут чисты» (Ср.: Мф.23:26 ). Очищается же внутреннее наше исполнением заповедей Божиих, и терпением, и смирением, и искренним раскаянием, чего ежедневно требуем, или требуется от нас. 14 февраля 1886 г. 62. КАК ОТНОСИТЬСЯ К ПОКРАЖЕ В последнем письме пишешь, что к прежним скорбям прибавилось у тебя новое горе. Неизвестно, как пропала безымянная акция. Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано тебе за какой-нибудь грех . Подобные искушения посылаются за непристойные мысли о ближних. В утешение свое помышляй, что пропавшая сумма вменится тебе выше милостыни и благотворения. Когда человек делает какое-либо благотворение или милость, то невольно, незаметно окрадается тщеславием; при пропаже же какой-либо суммы тщеславию места нисколько нет; отстраняется оно скорбным, неприятным чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Но довольно и того, что уже многие оценили вашу ретивую ревность касательно справедливого отстаивания своих прав пред властями. И сидящие теперь в остроге за самоуправство заставят других быть осторожнее – не делать подобного. Вы спрашиваете меня, не послать ли министру добавление о возмутительном запросе (по какому случаю был арестован на семь дней староста, допустивший или не удержавший мужиков от самоуправства?). Ежели доселе не уяснилось и не обозначилось, что главному виновнику, поддерживающему беспорядки, доселе нет никакого запрещения или слуха о перемене, то не мешает послать добавление к прежней докладной записке о явном поддерживании беспорядков известным лицом. Если бы кто нашелся могущий довести до сведения министра юстиции о таких судах, то это много бы помогло правому делу. Да и по Божию Суду неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: «Солга неправда себе» ( Пс.26:12 ). Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. Каин родился прежде Авеля, и Исав – прежде Иакова; но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: «Правда Божия, яко горы Божии» (Ср.: Пс.35:7 ), и правда человеческая видна не как горы, но как холмики. Помоги вам, Господи, подвизаться. [...] 1887 г. 208. ВСЕГДА НАДО, С ПОМОЩЬЮ БОЖИЕЙ, ДЕРЖАТЬСЯ ПРАВОЙ СТОРОНЫ Пишете, что наконец и губернатора уволили в отставку. Значит, что ваше, с помощью Божией, хоть не скоро, а взяло верх. Спрашиваете, как вам обходиться с новым губернатором, который отдал вам визит и просидел у вас дольше, чем вы у него? Вы объясните ему бывшие обстоятельства при прежнем правлении, не указывая прямо на губернатора бывшего, и скажите, что «при бывшем правлении» становых били мужики и это оставалось безнаказанным и равно как и то, что самоуправники косили чужие луга и проч. Ежели он, по вашим словам, действительно дельный человек, то, думаю, вашему взгляду на вещи противодействовать не будет. Впрочем, он прежде должен всматриваться во всё и во всех и тогда уже действовать. Как бы то ни было, а вы всегда держались правой стороны с помощью Божией и продолжайте держаться оной, только поискуснее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛИПЕЦКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Здание бывшего Липецкого духовного училища Липецкое Питиримовское духовное училище (недейств.) Липецкое духовное училище было основано в 1829 году. Его торжественное открытие состоялось 10 сентября того же года. Училище существовало за счёт взносов церквей 12 благочиннических округов Тамбовской епархии : четырёх — Липецкого уезда, четырёх — Лебедянского и четырёх — Усманского. Обучались в нём большей частью дети священно- и церковнослужителей этих уездов. В 1830 году в училище преподавали следующие предметы: чистописание, грамматику российскую, грамматику славянскую, арифметику, пространный катехизис, священную историю, географию, латинский, греческий язык, церковный устав и нотное пение. В XX в. к этим предметам добавились краткая русская история церковная и гражданская, природоведение и черчение. С марта 1838 по октябрь 1839 годах в училище преподавал после окончания семинарии Александр Михайлович Гренков (1812-1891) - будущий знаменитый оптинский старец Амвросий . Первоначально духовное училище вместе с приходским располагалось в наёмном доме. В 1836 году было приобретено здание на ул. Дворянской для размещения в нём училищно-бурсачного дома на 100 учащихся. В 1858 году протоиереем Березнеговским на ремонт обветшавшего помещения были составлены чертежи и сметы на сумму 2 037 руб. 90 копеек серебром. Сумма немалая: в то время на содержание домов Липецкого духовного училища отпускалось по 157 рублей в год. Синод разрешил выделить средства на ремонт из «строительного капитала». В 1861 году смотрителем училища Иваном Аменицким работы по ремонту здания были завершены, но из-за болезни и смерти последнего, отчёт не был подготовлен, и переписка по этому поводу продолжалась до 1876 г., когда смотрителем училища был уже А. Покровский . В 1875 году почётный блюститель по хозяйственной части Липецкого духовного училища надворный советник Пётр Аввакумович Трунцевский и его супруга Софья Николаевна решили пожертвовать училищу свой большой каменный двухэтажный дом на Лебедянской улице под устройство в нем общежития для своекоштных воспитанников.

http://drevo-info.ru/articles/13672532.h...

На днях раскрыл я книгу «Добротолюбие» и открылось мне место из 77-й главы Каллиста и Игнатия, в которой они говорят: «яко подобает быти кротку сердцем по всяцей нужде (то есть несмотря ни на какие причины к возмущению); якоже хотяй научитися добре стреляти не без знамения лук напрягает (а цель поставляет); тако хотяй научитися безмолвствовати, яко знамение (или цель) да имать еже присно кротку быти сердцем... Не довлеет к добродетели обучение (в подвигах), но подобает и кротку быти со обучением». Далее, в главе 79-й, какое-либо уклонение от кротости названо уклонением от цели духовной жизни. Слова преподобных сих согласуют со словами Самого Господа, глаголющего:научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем,и далее. И:блажени кротцы: яко тии наследят землю,сиречь сердце, плодоносящее благодатию на тридесять, и шестьдесят, и сто, по чину новоначальных средних и совершенных; никакоже ни в чесом смущая, или смущаяся, аще где не о благочестии будет слово. 110. НАСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ Собирался я написать вам порознь, но едва могу написать и общее письмо, кое-какое. При наступлении Святой Четыредесятницы вы обе просите прощения, каждая изъясняя свои немощи, душевные и телесные, какие вас тревожили в продолжение прошедшего лета. Господь да простит вам прошедшее, и да утвердит вас в будущем, как изречено согрешившей пречистыми Его устами; ни Аз тя осуждаю, иди, и к тому не согрешай! И нам бы Господь помог и укрепил нас воздержаться особенно от немощи самолюбия, которое более всего портит наше дело и препятствует душевному исправлению. Как для мирских корень всему злу сребролюбие, так для монашествующих корень всему злу самолюбие, которого Господь и повелевает прежде всего отрещися: иже хощет по Мне идти да отвержется себе. Самолюбие наше примешивается и противодействует каждому доброму делу, и портит и растлевает оное; особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу. Блаженный Каллист патриарх в главах о молитве говорит так: «Аще хощеши уразумети, како подобает молитися, взирай на конец внимания и молитвы, и не прельщайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Если Сам Законоположник, Сын Божий, Царь Ангелов и Архангелов, понес заплевания и всякий вид уничижения, то мы, мнящиеся достигать соцарствования с Ним, каким путем хотим идти? Да не прельщаем себя, да не обманываем! Апостол говорит: а иже Христовы суть, плоть распята свою со страстьми и похотьми ( Гал. 5: 24 ). Прости, сестра, что так резко написалось. Желал было я всячески смягчить слово мое к тебе, но, видно, мушку как ни ставь нежно и прилежно, она всячески должна показать свою силу, всячески сделает нарыв и причинит боль; но за это, по извлечении злокачественных мокрот, сделает и облегчение, и когда заживет больное место, человек ощутит и успокоение. Господь даровал тебе естественный разум, притом ты читаешь слово Божие и святоотеческие писания; сама можешь поверить и проверить, согласны ли слова мои с истиной Евангельской, с учением христианским, с обязанностью монашеской, словом, согласны ли с делом спасения нашего? 125. ОБ ИСПОЛНЕНИИ ВОЛИ СТАРЦА ОТЦА МАКАРИЯ Возлюбленный о Господе брат отец П. Нам с тобой, видно, одно искушение: или долго не писать, или писать вместе. 6-го октября послал тебе письмо, и от тебя получил от 5-го; в твоем письме получил подлинное письмо твоего приятеля, а в другом конверте – ответ ему на оное. Сперва хотел было отдать ему это письмо, но потом рассудил – лучше не отдавать, потому что дело спутано усиленной передачей с собственным прибавлением. Когда твой дружелюбный человек был в вашей стороне, ты после долго не писал об этом, а написав, не сказал ни слова о том, какое впечатление он произвел на главного попечителя и печальника о вашем монастыре. К этому же, дошел до нас слух, что не заметно, чтобы он понравился этому попечителю. Я так и передал ему просто, что ты ни слова не пишешь, а слух есть, что не заметно. А уже он написал тебе прямо, что будто бы не понравился; а ты еще усилил, что оклеветали, да наклеветали. Вот и вышли мы все монахи дельные: целую кучу клевет набрали, да наприбавляли, да других переклепали; а мним о себе, что мы угнетенные страдальцы, обиженные, оскорбленные, на самом же деле не меньше фарисея всех уничижаем донельзя, и уничижаем по одним догадкам и подозрениям, забывая слова Писания ( Авв. 2: 15 ): Горе напаяющему подруга своего питием мутным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!.. Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждой веселия одея нас; и глаголет к нам чрез апостола ( 1Фес. 5: 16 ): Всегда радуйтеся... О всем благодарите: сия бо есть воля Божия. Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся. На днях я получил письмо от одной простой горожанки, которая о себе пишет так: «Я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!» Я знаю, что в вашей общине живут девушки хороших правил, нет ли и у них этого греха? И если есть, то хоть бы сознавались в оном, как эта простая девица. 152. ДОБРОЕ НАМЕРЕНИЕ В ДОБРО ВМЕНЯЕТСЯ Послал я к тебе к сырной неделе (или масленице) рассказ «Краснобай», но так как почта опаздывает, то думаю, что рассказ этот получили вы на первой неделе Великого поста, и потому дело это вышло очень некстати. Прошу прощения за неуместное и неблаговременное угощение. Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагий Господь доброе намерение его вменяет ему в самое дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в Святом Евангелии: без Мене не можете творити ничесоже, и паки: невозможная от человек, возможна вся от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Как вы объяснили мне об этом деле, не скрою и я пред вами своего грешного мнения. Советовал бы я вам, во-первых, иметь в виду то, чтобы здание для училища избрано было там, где можно устроить вход снаружи, а не через гостиницу. Во-вторых, не избирать для обучения детей сестер молодых, а в случае недостатка наставниц лучше нанимать кого-либо из городских лиц женского пола, чтобы приходили в училище учить и опять уходили. Для этого можно найти в городе таких, из женского пола, которые могут согласиться, и за умеренную цену, нужды ради; время бо сие нуждно есть, и требует многих расходов, а денег везде мало. В-третьих, чтобы ни под каким предлогом не брать учителей мужского пола, как это делают в некоторых женских училищах. В вашем училище высокие науки не требуются, а первоначальному обучению могут научить и лица женского пола. Разве только для Закона Божия можно приглашать в некоторые дни пожилого священника. Вот, я высказал вам свое грешное и скудоумное мнение, а вы сами изберите то, что найдете более полезным и пригодным к делу. 136. О ПОКОРНОСТИ ДУХОВНОЙ МАТЕРИ От матери (духовной) тебе уклониться совсем нельзя, так как ты связана с ней пострижением. Ходи к ней со смирением, как бы тебя ни принимала, хоть по временам, однако можешь объяснить при удобном случае, что роптали все вместе (не перечисляя кто), а виновата осталась ты одна, потому что не желала выставить других. Если бы старица спросила, – кто, то отвечай со смирением, что теперь уже это поздно, и ни к чему хорошему не поведет, а лишь к большей путанице, и к большему немирствию; пусть буду я виновата одна, а другие как знают... Ходи, и спрашивай. Скажет: как знаешь, – и делай, как разумеешь. А все-таки спрашивай. Может быть, иногда и скажут прямо. Знай, что смирение все преодолевает и все может изгладить и уравнять, как свидетельствуют об этом единогласно духоносные отцы. Старайся иметь страх Божий и действовать по совести. Тогда силен Господь известить сердце возстающих. Хотя мы пред людьми, может быть, и правы в чем-нибудь, но когда не правы пред Богом, то должны без самооправдания переносить всякое злострадание, всякое неудобство и всякое утеснение, никого из людей не обвиняя в этом, но принимая все скорби, как посланные от руки Божией к очищению грехов наших, к исправлению нашему, и больше всего к смирению возносительного мудрования нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Поэтому повторяю тебе, чтобы ходила ты к матери со смирением, хоть по временам; со смирением говори ей, что нужно; со смирением принимай сказанное тебе от нее, как бы сказано ни было. Смирение и страх Божий всякие неудобства препобеждают, хоть бы и больше тех, которые ты высказала. 137. ПРЕЛЕСТЬ – ОТ СКРЫТНОСТИ И САМОЧИНИЯ Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера, подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругатися над созданием Твоим, которое Ты искупил честной Твоею Кровию». Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась; да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь. 138. ЯВНОМУ ЗАТВОРУ ДОЛЖНО ПРЕДПОЧИТАТЬ УЕДИНЕНИЕ ПО НЕМОЩИ В последнем письме вашем к отцу К. писали вы о себе так: «При скудости сил, болезненности ног и слабости зрения едва брожу до храма Божия и, кажется, скоро вынужден буду отказаться от чреды священнослужения и сидеть безмолвно в келье, знать единого Бога, размышлять о дивных судьбах Его, и приготовляться, по мере сил, к непостыдной и неизбежной смерти. Скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть, да разумею». Вот вы сами, наконец, высказали то, что я хотел вам написать в ответ на последнее письмо ваше ко мне, в котором выражали желание и решимость сесть в открытый затвор, тогда как Евангельским учением истязуется от нас делание тайное. А во-вторых, и не всегда мы можем соответствовать провозглашенному затвору житием нашим, по высказанной выше немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Получив от Л. известие, что N Владыка приехал в N, я ожидал дальнейших известий о приезде его в N и об освящении N храма. И вот вчера вечером, 18 сентября, получил от Л. уведомление, что освящение вашего храма совершилось благополучно и торжественно. Поздравляю всех обитателей N с этой великой радостью и с давно ожидаемым утешением духовным. Только очень жаль, что ты, матушка, встречала это торжество с болью в голове и с болезнью в ноге, а батюшка отец N от зубной боли не только не мог служить, но и не явился ко Владыке; хотя это, с одной стороны, и печально, а с другой, может быть и полезно: смиреннее будем и этого случая скоро не забудем... Слава и благодарение Господу, что начавшееся возгорание трапезной скоро было погашено. Дай Бог, чтобы и всякое другое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори-гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого разсмешения. Если батюшка N от зубной боли не мог служить, то кто же у вас теперь служит литургии в новоосвященной церкви? По церковному положению, в первое время по освящении престола, по крайней мере, должно быть отслужено на нем не менее сорока литургий. 162. БОЛЕЗНИ НАЧАЛЬНИКАМ ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЕТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ СНИСХОДИЛИ К НЕМОЩАМ ПОДЧИНЕННЫХ Л. пишет (от 1 октября), что здоровье твое доселе не поправляется. Что делать; хотя начальственному лицу неудобно быть больным, ради неудобства к управлению, но Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее. Он вся премудростию сотворил и творит. Попустил Господь первоверховным апостолам, одному отречение, а другому неосмотрительную ревность гонения, чтобы после они снисходительны были к немощным духом. Так, думаю, и теперь попущает Господь болезнь начальственным лицам, чтобы снисходили к подчиненным немощствующим и болезненным. А то здоровые телом начальники часто не верят подчиненным, когда они ему объясняют какую-либо немощь телесную или болезнь. Не вотще святой Давид глаголет в псалмах: проидохом сквозь огнь и воду и извел ны еси в покой. Кроме известных обстоятельств мученических, и болезнь телесная часто как огнем жжет болезнующее тело и как водой поливает обильной испариной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010