Ка­кие бе­се­ды он про­во­дил, я точ­но ска­зать не мо­гу... с при­ез­дом По­лян­ско­го ука­зан­ные вы­ше ли­ца в во­про­сах ре­ли­гии ста­ли про­яв­лять се­бя наи­бо­лее гра­мот­ны­ми. Кро­ме то­го, я сам лич­но ви­дел в до­ме Дьяч­ко­ва у де­ти­шек по­след­не­го тек­сты мо­литв, на­пи­сан­ные на бу­ма­ге ка­ран­да­шом — это то­же, я счи­таю, де­ло По­лян­ско­го, так как сам Дьяч­ков и его же­на негра­мот­ные. Все эти ли­ца креп­ко сто­я­ли про­тив за­кры­тия церк­ви... Кро­ме то­го, все они про­из­во­ди­ли неза­кон­ный сбор де­нег на со­дер­жа­ние церк­ви, за что бы­ли су­ди­мы. Од­на­жды в 1930 го­ду вес­ной, при­мер­но в мае ме­ся­це, По­лян­ский при­хо­дил на ре­ги­стра­цию в Шу­рыш­кар­ский сель­со­вет, где на­чал раз­го­вор на ре­ли­ги­оз­ную те­му сна­ча­ла с сек­ре­та­рем сель­со­ве­та Кар­по­вым... а за­тем вме­шал­ся в их раз­го­вор и я. По­лян­ский нам все­мер­но до­ка­зы­вал, что «Бог есть и су­ще­ству­ет... Он есть, и все за­ви­сит от Него...» Из это­го я де­лаю вы­вод, что ес­ли По­лян­ский в сель­со­ве­те го­во­рит так, то... сре­ди тем­ных зы­рян­ских и ту­зем­ных масс он про­во­дить та­кую ра­бо­ту, ко­неч­но, не стес­ня­ет­ся». Ма­те­ри­а­лов для об­ви­не­ния, од­на­ко, не бы­ло до­ста­точ­но, и к ар­хи­ере­ям в ка­ме­ру под­се­ли­ли осве­до­ми­те­лей, один из ко­то­рых до­нес, буд­то епи­скоп Ам­вро­сий ска­зал, что каж­дый раз, ко­гда его вы­зы­ва­ют на до­прос к упол­но­мо­чен­но­му ОГПУ, ему пред­ла­га­ют стать аген­том ОГПУ. «Но я на та­кую под­лость, — ска­зал вла­ды­ка Ам­вро­сий, — ни­ко­гда не пой­ду». Вы­зван­ный на до­прос, епи­скоп на­сто­ял на том, чтобы пи­сать по­ка­за­ния соб­ствен­но­руч­но. Он вы­со­ко це­нил сло­во, а тем бо­лее сло­во ар­хи­ерея, и не же­лал, чтобы в его текст вно­си­лись из­ме­не­ния без­бож­ни­ком-сле­до­ва­те­лем. Вла­ды­ка пи­сал: «Свой арест и вы­сыл­ку с Укра­и­ны я объ­яс­няю тем, что не по­шел в об­нов­лен­че­скую ор­га­ни­за­цию, как пред­ла­гал мне то­гдаш­ний ар­хи­епи­скоп По­доль­ской епар­хии Пи­мен.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Понимаемое в этом смысле Царство Божие есть высшее благо для людей, потому что оно соединяет их с Источником всяческих благ. Только блага эти – чисто духовные, это – лицезрение Бога, сыновство Ему (заповеди блаженства). Что же касается низших материальных благ – пищи, одежды и других, то забота о них в Царстве Божием всецело, как сказали, возлагается на Бога, Отца Небесного. Людям нечего заботиться о том, что им есть, что пить, во что одеваться. Их дело – искать прежде всего Царствие Божие, а то все само собою приложится им ( Мф. 6, 31–34 ). «Доказательство тому – забота Бога о каждом творении в природе ( Мф. 6, 28–30 )». Он о всем промышляет, всем управляет, над всем господствует. С этой стороны Его Царство можно определить и как владычество Бога, Его царствование. Ближайшим, главным и преимущественным образом это владычество Бога простирается на души людей, потому что душа составляет главный предмет любвеобильной деятельности Бога по отношению к миру. Но отсюда, как из главного центра, владычество Бога простирается, как к перифериям, на частные и общественные отношения людей, на целые народы, на все человечество и наконец на всю внешнюю природу, которая также не лишена участия в благах Царства Божия ( Мф. 6, 28–30 ; ср. Рим. 8, 19–22 ). Это последнее (то есть Царство Божие) «всеми обладает» ( Пс. 102, 19 ; ср. Мф. 28, 18 ; 1Кор. 15, 28 ). 13 Но если по внешним размерам своим владычество Бога всеобъемлюще, то по характеру, принципу своему оно совершенно не похоже на царства мирские. Царство Божие «не от мира сего» ( Ин. 18, 36 ). Оно – не деспотия, не проявление физической силы, а Отчей любви с одной стороны и свободного, полного детской любви послушания с другой. «Ни господства, ни насилия не терпит Царство Божие… Основной закон его – не страсть к господству, а общее всем и каждому самоотверженное служение, как и Сам Основатель его пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить ( Мк. 10, 45 ; Мф. 20, 25–28 ). Так Царство Божие имеет свою организацию, но именно свою, ничуть не похожую на организацию каждого царства земного. «Его сфера и область – свобода и совесть; оно зиждется только в душах, а потому исключает всякую правовую, принудительную организацию». 14 II Глава. Название Царства Божия в учении о нем блаженного Августина

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Теперь нам остается сделать несколько дополнительных замечаний об учении блаженного Августина о Царствии Божием и рассмотреть существующие в современной русской богословской литературе воззрения на это учение. Сочинение блаженного Августина «О Граде Божием» обращает на себя наше внимание со стороны своих внутренних качеств особенно ясностью, раздельностью изложения мыслей. Все сочинение распадается на книги, каждая книга – на главы; вначале каждой книги, каждой главы – заглавие, указывающее их содержание. Нередко можно встретить такие пояснения: в предыдущей книге или в предыдущих главах мы сказали то-то и для того-то. А теперь будем говорить о том-то и с такой-то целью. Или: мы обещались говорить о том-то, теперь и изложим это. И далее действительно излагает. 240 Таким образом разъяснен ход мыслей во всем сочинении. Обращает на себя внимание широта учения блаженного Августина о Царстве Божием. Со стороны временной пространственности он не ограничивает Царства Божия одним каким-либо периодом, например периодом будущего века или новозаветного Царства Благодати. Нет, по его учению Царство Божие началось с начала времен, продолжается через все века до будущего века, а, вступив в этот последний, будет существовать вечно. Бог в сочинении блаженного Августина – именно Царь веков. Со стороны местной пространственности нет такого уголка земли в собственном смысле и в мире человеческих сердец, куда бы ни простиралась власть Бога-Царя. Он, по учению блаженного Августина , всем управляет; все совершается по Его законам, Его воле, так сказать, с Его ведома. Правда, не везде одинаково проявляется Его царственная власть – в темной области сатаны Он только терпеливо попускает злую деятельность и извлекает из нее возможное добро, но все же и эта злая деятельность дьявола и ангелов его – в Его власти, происходит с Его ведома. В отношении состава Царство Божие в учении блаженного Августина обнимает собой не один только человеческий род, а и ангелов, и не один только мир свободно-разумных существ, а и неразумную тварь и всю одушевленную и неодушевленную природу. Все произошло от Него, поэтому все – добро зело, а в силу этой природной доброты своей, все – Царство Божие. Правда, блаженный Августин почти все внимание отдает миру разумных существ, хотя делает это по требованию обстоятельств… но не желает показать тем, что ограничивает Царство Божие только миром разумных существ. Правда еще и то, что блаженный Августин целое, особое, так называемое у него земное царство выделяет из состава Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Две причины могли быть: одна – это боги наказывают своих почитателей за допущение христианства, не признающего богов; другая – это Бог христианский карает язычников за их вражду к христианам. Но язычники не могли допустить второй причины, потому что вместе с ними подверглись бедствиям разорения и христиане. Остается одно – Рим пал по вине христиан. И вот посыпались обличения на этих последних. Все восстало на Христа и христианство . Обличениям, хулам, клеветам, порицаниям, насмешкам, кажется, не предвиделось и конца. Положение христианства было опасно. Прежде язычество нападало на отдельные пункты христианского вероучения и обсуждало их спокойно. Теперь оно со всей силою, с раздражением обрушилось на все христианство в его внутреннем значении, как на причину падения Рима, обратилось на все пункты его, «осуждая и порицая их, как несогласные будто бы ни со здравым смыслом, ни с условиями государственной и общественной жизни», в то же время «и противопоставляя им свои собственные рациональные и мистические доктрины» 2 . Почитание римских богов – причина величия и славы империи; христианство, богохульно отрицающее тех богов, – причина падения Рима. Вот та главная тема, около которой вращались все обвинения против христианства. Нужны были защитники последнего. Но тогдашнее духовенство отличалось только невежеством, неразрывно связанным с ним суеверием, роскошью, богатством, жадностью, в силу всего этого нечистой жизнью и даже нетвердостью в самой вере своей. Такие представители христианства, конечно, не могли быть защитниками его. И только один, но зато великий человек должен был вынести на своих плечах всю тяжесть обвинений христианства со стороны язычества, защиты первого и опровержения последнего. Мы разумеем блаженного Августина Иппонского. В своем сочинении «О Граде Божием» он показал язычникам, что христианство не только не противоречит здравому смыслу, но оно-то именно и отвечает запросам его, оно-то именно особенно и благодетельно для частной и общественной, государственной жизни людей; что христианство не только не было причиной падения империи, но еще Христос благодетельствовал римским язычникам; напротив, язычество-то и есть ложь, обман, суеверие, несообразное со здравым смыслом, оно-то именно и вело римских граждан к физическому и духовному растлению, а римскую империю к разрушению.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

106 Таково и потомство его. Авель города не строил: он – странник и пришлец на земле; город святых – Град Божий, на небе. Они, святые, хотя и рождаются на земле, но имеют здесь временное пребывание, хотя и пользуются благами земли, но не привязываются к ним сердцем; их отечество и единственно желанное благо там, где они воцарятся со своим Господом и Царем его и будут царствовать без конца. 107 Сообщается еще о Каине, что он убил брата своего Авеля. Он сделал это потому, что привязан был к благам земли, одержим страстью к господству, гордостью и завистью. В жертве Господу он отдал давно принадлежащее Ему, а себя оставил себе самому. Таково и потомство его. Напротив, Авель, как гражданин Небесного Царства, и все члены последнего всё направляют к Богу, и самыми благами земными они пользуются так, чтобы через них наслаждаться Богом. 108 Сыном Каина, а стало быть и новым гражданином земного Царства, был Енох. А так как первый представитель Царства Божия Авель был убит, то Господь дал Адаму вместо Авеля другого сына, Сифа, и последнему – сына Еноса. На этих потомках первых представителей градов яснее стали сказываться отличительные качества последних. Но так как общий характер настроенности, жизни и деятельности членов обоих градов остается все тот же, а его общий характер мы, думаем, достаточно обрисовали, то в этом месте мы опускаем характеристику потомков: новых-то черт не прибавляется, а только яснее раскрываются прежние, уже указанные, и поэтому дальше будем излагать историю Царства Божия только для показания ее самой и членов Царства Божия, по-прежнему в связи с царством земным. От Сифа, как первого по смерти Авеля представителя Царства Божия, и Каина, как представителя царства земного, то и другое идет путем отдельных генераций. Число их до потопа в потомстве Каина – одиннадцать (число, означающее грех , нарушение закона), в потомстве Сифа – двенадцать (число священное) 109 . Потопом, за полное забвение Бога в потомстве Сифа 110 , было уничтожено все человечество, кроме слабых остатков Царства Божия в семействе Ноя, и животных, взятых им с собою в ковчег 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Дальнейшая история царства земного представляется в следующем виде. В период после потопа до Авраама следы обоих царств, сказали мы, не ясны. Но на этом неясном фоне в истории царства земного резко выделяется одно замечательное событие, и свидетельствующее о бытии царства земного, и характеризующее членов его. Разумеем столпотворение вавилонское. Гигант Нимрод (Неврод), потомок нечестивого Хама и сын Хуса, в своей надменности и горделивом отрицании Бога с своими родичами восстал против Него и постройкой башни до небес захотел обессмертить свое имя на земле. Но Бог смирил гордыню земного повелителя, смешал языки строителей, так что они, не понимая друг друга, разошлись по разным странам, образовав таким образом много народов, говорящих на разных языках 186 . Из всех царств, возникших из этих народов, главное значение приобрели два: на Востоке Ассирийское, на Западе Римское – древний Вавилон и новый, или первый и второй. Остальные царства, мелкие, могут быть рассматриваемы как добавления к двум главным 187 . Когда родился Авраам, в это время у ассириян царствовал второй царь Нин, сын первого царя Бела, у сикионян – тоже второй царь Европс, сын первого царя Эгиалея. А когда Авраам получил обетование о происхождении от него великого потомства и благословении всех народов, в это время у ассириян был уже четвертый царь – Нин, или Ниний, сын Нина и Семирамиды, у сикионян -Телксион. Телксиона первого произвели в бога и почитали жертвоприношениями и играми за то, что все время его царствования протекло в мире и счастье. 188 В период царствования Телксиона же у Авраама родился сын Исаак. У ассириян был в то время пятый царь Аралий. Год смерти Авраама совпадает со временем седьмых царей: у ассириян – Ксеркса старшего, или Баллея, у Сикионян – Фуриака, или Фуримаха, которому, как и Телксиону, приносили жертвы, как богу. Время рождения внуков Авраама, детей Исаака, Исава и Иакова есть вместе с тем и время возникновения царства аргоссцев с первым царем Инахом. Благословения Божии, данные Аврааму, повторены были Исааку, а впоследствии Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

И не только не отверг Господь такого человека, но в конце истории еврейского народа (по исполнении времен) послал к нему Своего Единородного Сына, Который смирился ради него до того, что воспринял на Себя его слабую плоть, принес Себя в жертву за его непослушание, потерпел позорную смерть через распятие на кресте, этой смертью освободил его от власти демонов, очистил его ум, душу и тело, сообщил благодать, возвращающую к Богу 69 . Правда, Бог наказал человека смертью . Но эту самую кару греха, по Своему чудному и великому милосердию, Он обратил в орудие оправдания, так что «смерть, которая… противоположна жизни, сделалась средством для достижения жизни» 70 . Вообще Бог зло, введенное в мир человеком и извратившее его жизнь, обращает к добру, грех – к праведности 71 . Как бы в завершение всех благодеяний и полного излияния любви на Своих детей-подданных Царь Господь в будущем веке уготовал для них жизнь такую, в которой плоть их не будет испытывать ни болезней, ни тления, вкусит блаженство, не будет больше подвергаться скорбям, омрачению 72 . История Царства Божия начинается еще в небесных сферах. Прежде создания видимого мира Бог сотворил мир невидимый, ангелов 79 . Вот первые наследники Царства Божия. Все они сотворены были добрыми; все были одинаково ангелами света, обладателями умственной и нравственной чистоты, участниками божественной мудрости, и все наслаждались блаженною жизнью 80 . Но природа их не была тождественна с природой Бога. Природа Бога проста и неизменяема. У Него субстанция и свойство – одно и то же. У твари, стало быть и у ангелов, природа не проста и изменяема. Только Бог – единственное простое и неизменяемое благо 81 . В силу этой изменяемости природы ангелов произошло то, что часть их не устояла в истине 82 . Для всех них общим благом было повиновение воле Божией и причастие Божественных совершенств. Но некоторые из ангелов перевели взоры от Бога на себя самих, на свои совершенства, их сочли источником своего блаженства, в гордости отпали от общего всем блага – Бога, и сделались виновниками зла 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Святые ангелы и добродетельные люди составляют именно одно царство, а не два потому, что моральная природа тех и других такова, что между ними возможно взаимное общение и единство. Высшее благо добрых ангелов и добродетельных людей одно и то же – это тесное единение их с Богом при посредстве любви Божией, разлитой в них действием Святого Духа. У добрых ангелов и таких же людей одни принципы жизни, одна цель деятельности, одинаковые стремления, чувства, расположения, одинаковый характер деятельности. В силу этой-то общности и настроения святые ангелы и святые люди и образуют одно Царство Божие, одну живую жертву и живой храм Бога. 88 Бог создал первоначально одного человека, «не для того, конечно, чтобы оставить его одиноким без человеческого общества, но чтобы тем самым сильнее возбудить в нем стремление к общественному единству и к узам согласия, как скоро люди соединены между собой не только сходством природы, но и связями родства». После мужа Бог сотворил жену, и по тем же самым побуждениям не так, как мужа, а извлек ее из него, для того «чтобы весь род человеческий распространился от одного человека» 89 . В этой-то первозданной чете и получают свое начало два царства на земле, составляющие продолжение тех же царств на небе, точнее две другие части двух великих царств, в большей части состоящих из ангелов добрых и злых. Как и ангелы, первозданные люди сотворены были с чистой природой – мыслящей, разумной душой и доброй волей 90 . Поселенные в раю 91 , они не были возмущаемы ни страстями души, ни неудобствами тела и были совершенно блаженны 92 . Однако ж они сотворены были не так, как ангелы, чтобы, согрешив, не могли умереть, но так, чтобы следствием их повиновения были ангельское бессмертие и блаженная вечность, а следствием неповиновения – смерть, как праведное наказание 93 . Их воля была такого свойства, что могла изменить свое естественное направление и из доброй сделаться злою. Так это действительно и случилось. Качество воли определяется любовью. Воля хороша, когда любовь обращена к Богу; воля дурна, извращена, когда любовь домогается обладать предметом любви 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

В учении блаженного Августина о Царстве Божием прежде всего видим разные названия Царства Божия. Самое употребительное из них то, которое стоит и в заглавии сочинения – «Град Божий» 15 . Кажется, слишком понятно, почему блаженный Августин так назвал свое сочинение, посвященное изображению Царства Божия. Стоит только вспомнить, в какой сфере, под какими влияниями воспитывался блаженный Августин , какое получил образование, для кого писал свое сочинение и чему противополагал в последнем Царство Божие. Воспитанный на римских науках, из которых собственно науку-то представляли юридические науки, он и писал для римлян же. А для них государство было все. Ближе и дороже государства древний римлянин не знал ничего. Для него, государства, он жертвовал своей личной, семейной жизнью, женою и детьми, своим имуществом и даже себя самого отдавал в рабы государству. 16 Ни одна область жизни, ни одна наука не была для него так интересна и понятна, как жизнь государства и наука, касающаяся этой жизни. При таком увлечении государством римлян легче и вернее всего можно было заинтересовать на почве именно государственных понятий и отношений. Потому блаженному Августину и естественно было назвать свое сочинение именно «Град Божий», а не другим каким-либо именем. «Вечный город Рим» был своего рода богом для римлян. Но вот обожаемое государство пало. И опять весьма естественно предложить вниманию римлян иное, в собственном смысле вечное государство, действительно вечный Град в противоположность их мнимо вечному Риму. В своем сочинении блаженный Августин не раз обращается к государственной, юридической терминологии, желая приблизить свое учение о Царстве Божием к пониманию своих сограждан. Так он называет Царство Божие государством 17 , народом 18 , республикой 19 . Горнее, небесное Царство Божие изображается у него как «своего рода сенат (curia)» 20 , в котором заседают «небесные Власти» 21 , определяющие судьбы человеческие. Град Божий описывается с тех сторон, с которых он более всего понятен для римлян. «Вышний Град несравненно знатнее» славного Рима; в нем (вышнем Граде) победа – истина, достоинство – святость. 22 В нем «не будет особой нужды обогащать общественную казну на счет частного достояния»: там общим сокровищем будет истина 23 . В нем отпущение грехов, привлекающее к нему граждан, похоже на «известное ромуловское право убежища, собравшее во имя безнаказанности всякого рода преступлений массу народа, построившего Рим» 24 . А сам он по своему внешнему положению, в период странствования на земле, – «стан святых», постоянно воинствующий против врагов своих. 25

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Из представленного выяснения содержания первых по времени бесед Спасителя, касающихся Царства Божия, становится ясным, какое единение людей с Богом разумеется в учении Христа под именем того Царства. Если понятием «Царство Божие» непосредственно дается мысль о Боге как Царе, объединяющем всех людей Своей волей, то из предыдущего ясно, что этот Царь относится к людям, как любящий Отец, заботящийся об удовлетворении всех их нужд и потребностей, а люди к Нему – как любящие дети, во всем повинующиеся своему Отцу, всецело предавшие себя Его благой воле. Отсюда, «Царство Божие есть союз любящих детей под главенством Отца – Бога» 7 . Такая именно мысль дается и в молитве Господней, и в заповедях блаженства, и других изречениях Христа, где людям предлагается оставить заботы о житейских делах и искать Царства Божия потому, что Бог – любящий Отец наш; Он доставит нам все, необходимое для жизни 8 . Так вместо прежнего сухого, формального мы получили живое, много говорящее сердцу определение Царства Божия: Бог , любящий Отец, – Царь; люди, любящие дети, – подданные. «В последующем втором цикле Своих бесед, когда Господь говорил притчами из жизни природы, иносказательным языком, Он посвящает Своих слушателей в тайны возвещаемого Им Царствия ( Мф. 13, 11 ; Мк. 4, 11 ; Лк. 8, 10 ). Оказывается, что у Царствия Божия есть враги, могущие задержать его дело, – это дьявол и человеческое легкомыслие, суетность и нерадение. Поэтому не только «слово Царствия», подобно семени, различно принимается всякой душой и в иной остается без плода, в других приносит более или менее обильный плод (притча о сеятеле), но в зависимости от этого и само Царствие Небесное должно расти на земле; подобно зерну горчичному, оно только путем долгого роста разовьется в могучее дерево; оно есть внутренний, незаметный, хотя и все изменяющий процесс в отдельной ли то душе или в жизни всего человечества, подобный процессу брожения (притча о закваске). Царство Божие растет и спеет на земле, как пшеница на поле, включая в себя вместе с добрыми ростками и злые плевелы (притча о плевелах). Оно подобно неводу, влекущему годную и негодную добычу. И в таком положении дело Царствия останется до окончания века сего, когда добро выделится от зла окончательно. До того же времени, хотя Царство Божие и приблизилось и скоро откроется в силе своей ( Мк. 9, 1 ), оно не есть нечто готовое и совершенное, не есть цельный дар Божий, а нечто уготовляемое, совершающееся и совершенствующееся ( Лк. 17, 20–21 )». 9

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010