369 Так объясняет и блаж. Августин. Твор. ч. 6, Киев, 1887. О граде Божием, кн. XIX, гл. 19, стр. 155–156. 384 Beveregii sive Pandectae canonum, t. 1, Oxonii, 1672. Ad can. Apostol. 68 и след. p. 44 и др. 385 Suidae. Lexicon, t. 1, pars poster., edit. Bernhardi, Halis et Brunsvigae 1852, sub. voc. επσκοπος, col. 454; cp. Ausgewaehlte Kainoed. d. Aristoph. Kock, Berlin, 1864. «ρνιθες», σελ. 176, 1021 примеч. 411 Sancti Ambrosii. Med. Opera, t. II, Parisiis, 1690. Appendix. Comment. in Epist. ad Ephesios, col. 241: “Apostoli episcopi sunt». 413 Rothe. Die Anfange der christl. Kirche und ihrer Verfassung. S. 153–154, 1 Band. Wittenberg, 1851. 414 Ibid. S. 160–161. Pressense. Geschichte d. drei erst. Jahrhundertc der Christi. Kirche, 2 Th., S. 154–155. Leipzig, 1863. 422 См. Постановления Апостольские, русск. перев. И. Н. Казань, 1864. Кн. III, гл. 15, стр. 116–117. 444 Hatch. Die Gesellschaftsverfassung d. chrismi. Kirchen irn Alterthum, немецк. перев Harnack’a, Gissen, 1883. S. 115. 471 Altercatio luciferiani et orthodoxi. Oper. pars 2. t. IV, Paris. 1706, col. 295.; русск. пер. твор. т. IV, стр. 72 – 73; Hatch, cit. op. S. 117, Bemerk. 8. 472 Древний писатель, истолковавший под именем Амвросия Медиол. все Павловы послания, признавая, что в апостольские времена крещение совершалось и мирянами, смотрит на это явление, как на вызванное внешними причинами. Так, в толковании на Еф. 4:11 , он говорит: «сначала все учили и все крестили, в какой бы день и в какое бы время это не случилось. Ибо Филипп не искал времени или дня, чтобы крестить евнуха, а Павел и Сила не разбирали времени, чтобы крестить темничного стража с его семейством; и Петр не имел диаконов и не искал дня, когда крестил Корнилия со всем его домом и не сам крестил, а велел крестить братиям, которые пришли с ним к Корнилию из Ионнии. Таким образом, чтобы возрастал и умножался народ, вначале всем было дозволено и учить, и крестить, и объяснять писания в церкви» (Comment, in Epism. ad Ephes. cit. op., col. 241). Здесь прямо высказывается мысль, что, лишь благодаря множеству желавших принять крещение, в апостольское время дозволено было совершать крещение диаконам и мирянам. Но это причина внешняя, а не внутренняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1929 году в Рождество он совершил в своей квартире богослужение, облачился во все облачения и пел так, что во всем доме было слышно. Посторонних у него не было, кроме одной женщины, которая к нему приез­жа­ла из Херсона – жена священника, она ему привезла облачение и про­дук­ты... Из местного населения деревни Киеват у него масса знакомых, к которым он приглашается на именины и в случае оказания медицинской помощи, так как у него масса разных лекарств. Что он там говорил, я не знаю. Но он со всем местным населением сжился, так что не раз говорил мне, что ему здесь хорошо и он чувствует себя как дома. Когда приходят посылки, а они к нему поступают часто, он всегда дает детям подарки. В частности, манной и другой крупы он давал мне и другим, так как зимой крупы в магазине не было». Следователи вызвали для допроса заключенных тюрьмы; один из них показал: «За время нахождения в камере вместе с арестованным Прокопием Титовым и Амвросием Полянским 15 августа сего года они среди арестованных не стесняясь вели антисовесткие разговоры, выражающиеся в том, что Титов говорил: все законы, изданные ВЦИКом, коммунисты не считают себя обязанными выполнять; если будешь от них требовать что по закону, то они тебя арестуют, особенно большую роль здесь играет ОГПУ. Он уверял арестованных в числе десяти человек, что советские законы – это просто бумажки, в этом ему никто из арестованных не возражал. Титов говорил, что… такой власти, как в СССР, не знает история… переполнены тюрьмы, Соловки… честным, трудолюбивым народом…» Заключенный Василий Ложкин, из раскулаченных, на допросе сказал: «Епископов Прокопия Титова и Амвросия Полянского, которые находятся в одной с нами камере, я знаю, но никаких разговоров от них я не слышал, так как нахожусь все время на внешних работах. Говорят они иногда что-то, но тихонько между собой, так что трудно понять их разговор. По утрам и вечерам они молятся Богу. Иногда читают книги. Больше ничего не слы­­шал, не знаю». Отвечая на вопросы следователя, архиепископ Прокопий сказал, что «проводимая политика со стороны существующего строя по отношению к религии стесняет церковно-религиозную деятельность, в чрезвычайно тяжелые условия ставит духовенство… я не помню, чтобы кому-либо говорил, что духовенству дают срок ссылки неопределенный, этим желая подчеркнуть, что к нам, духовенству, власти относятся по-иному, нежели к другим. Я лично мог говорить только про себя, так как по общему сложившемуся порядку мне после Соловков дали ссылку, а после ссылки полагается минус. С кем на эту тему говорил, не помню, но возможно, что и с хозяином квартиры.

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Архиепископ Тихон обвинялся в том, что «в 1925 году завербован разведкой одного из кап. государств и переброшен на территорию СССР с заданиями шпионского характера. Собирал материалы шпионского характера о развитии текстильной промышленности в Средней Азии и положении колхозов. В Алма-Ате организовал и возглавил антисоветскую религиозную повстанческую организацию церковников». Архимандрит Аркадий обвинялся в том, что «вел антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию руководителей ВКП(б) и сов. правительства. Пропагандировал идеи монархизма. Террорист, был подготовлен Шараповым для непосредственного совершения террористических актов над руководителями ВКП(б) и сов. правительства». Протоиерей Киприан Соловьев — «ярый монархист, ведет монархическую агитацию среди населения, во время богослужения поминает Царей и Цариц. Совершает тайные богослужения, потихоньку крестит детей, даже взрослых». Обвиняется в том, что «вел монархическую агитацию среди населения и пропаганду против Конституции СССР». Заседанием тройки УНКВД по Алма-Атинской области от 17 октября 1937 года архиепископ Тихон (Шарапов), архимандрит Аркадий (Перепечко), протоиерей Киприан Соловьев приговорены к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 ноября 1937 года. На запрос родственников о проходившем по делу архиепископа Тихона иподиаконе Нигородове Николае Васильевиче в Министерство государственной безопасности дан ответ: «Умер в ссылке в 1941 году». Судьба остальных арестованных в ночь с 18 на 19 августа 1937 года неизвестна. Об упомянутых выше епископах можно добавить следующее. Архиепископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский) с 1923 по 1926 г. находился на Соловках. Был в числе епископов, подписавших в 1926 году «Памятную записку соловецких епископов». Умер в 1934 году от солнечных ожогов и желудочных заболеваний по дороге из Чимкента в отдаленное селение . Из устных рассказов известно, что Владыка, облаченный в черную рясу, ехал по раскаленной солнцем степи на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: «Поп, слезай с верблюда!» Ответа не последовало — Владыка был мертв.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

ОГПУ про­дер­жа­ло его в за­клю­че­нии де­сять дней. По­сле осво­бож­де­ния он слу­жил в раз­ных хра­мах Моск­вы, все­гда на бо­го­слу­же­ни­ях про­по­ве­дуя. В 1925 го­ду епи­скоп Ам­вро­сий был на­зна­чен управ­ля­ю­щим Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии, но вы­ехать в нее не успел. В кон­це но­яб­ря 1925 го­да в Москве бы­ли аре­сто­ва­ны все ар­хи­ереи, ко­то­рые ока­зы­ва­ли по­мощь Пат­ри­ар­ше­му Ме­сто­блю­сти­те­лю в управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Вме­сте с ни­ми был аре­сто­ван и епи­скоп Ам­вро­сий. След­ствие ве­ли Туч­ков и Ка­зан­ский. Пер­вый про­то­кол до­про­са был за­пи­сан через пол­ме­ся­ца, 16 де­каб­ря 1925 го­да. — В ка­кой церк­ви или мо­на­сты­ре вы пре­иму­ще­ствен­но слу­жи­те? — спро­сил сле­до­ва­тель. — В Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. — Ко­го из епи­ско­пов, жи­ву­щих в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре или близ него и слу­жа­щих в нем, вы зна­е­те? — Епи­ско­пов Да­мас­ки­на, Пар­фе­ния, Гер­ма­на, Иоаса­фа; ар­хи­епи­ско­пов Па­хо­мия и Про­ко­пия. Все они к то­му вре­ме­ни бы­ли аре­сто­ва­ны вме­сте с епи­ско­пом Ам­вро­си­ем и си­де­ли во внут­рен­ней тюрь­ме ОГПУ или в Бу­тыр­ской тюрь­ме. Вто­рой про­то­кол до­про­са был со­став­лен на Сре­те­ние, 15 фев­ра­ля. Сле­до­ва­тель, ос­но­вы­ва­ясь на по­ка­за­ни­ях осве­до­ми­те­лей, спра­ши­вал епи­ско­па о про­из­но­си­мых им в церк­вях про­по­ве­дях. Вла­ды­ка от­ве­тил: «Я в сво­их про­по­ве­дях го­во­рю на чи­сто цер­ков­ные и нрав­ствен­ные те­мы, из­бе­гая вся­ких об­ще­ствен­ных мо­мен­тов. Про­по­ве­дей спе­ци­аль­но на те­му «Бо­гом ца­рие цар­ству­ют» я не го­во­рил, но тек­ста это­го в сво­их про­по­ве­дях ка­сал­ся. Тол­ко­вал я его так, что все на зем­ле со­вер­ша­ет­ся по во­ле Бо­жи­ей и ес­ли бы­ва­ют, как в жиз­ни от­дель­ных лю­дей, так и на­ро­дов, бед­ствия и несча­стья, то это толь­ко есть на­ка­за­ние Бо­га за гре­хи для их вра­зум­ле­ния. В ка­че­стве та­ких на­ка­за­ний для на­ро­дов ука­зы­вал на по­сле­ре­во­лю­ци­он­ный го­лод, не ука­зы­вая, од­на­ко, ни дат, ни са­мых яв­ле­ний, огра­ни­чи­ва­ясь та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как «недо­ста­ток про­пи­та­ния», «об­щая нуж­да»; соб­ствен­но, в об­щем смыс­ле о «тя­же­лых жиз­нен­ных ис­пы­та­ни­ях».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Не раз под­ни­мал­ся во­прос о хи­ро­то­нии ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия в сан епи­ско­па, но очень це­нив­ший бла­го­че­сти­во­го свя­щен­но­и­но­ка и рев­ност­но­го тру­же­ни­ка на по­при­ще под­го­тов­ки юно­шей к цер­ков­но­му слу­же­нию мит­ро­по­лит Фла­виан каж­дый раз в та­ких слу­ча­ях го­во­рил: «Он мне ну­жен». Сам мит­ро­по­лит Фла­виан был мис­си­о­не­ром, по­движ­ни­ком, че­ло­ве­ком, от­ли­чав­шим­ся ис­клю­чи­тель­ным ми­ло­сер­ди­ем: он ни­ко­му не от­ка­зы­вал в ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи. В Ки­е­ве у него бы­ли на­зна­че­ны опре­де­лен­ные дни для при­е­ма бед­ных, и к нему с утра сте­кал­ся на­род для по­лу­че­ния щед­рых по­жерт­во­ва­ний. Бу­дучи сам бла­го­че­сти­вым, он це­нил бла­го­че­стие и в сво­их со­труд­ни­ках. 22 ок­тяб­ря 1918 го­да ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Вин­ниц­ко­го, ви­ка­рия Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии. В 1922 го­ду он был пе­ре­ме­щен на ка­фед­ру Ка­ме­нец-По­доль­скую и Брац­лав­скую, но здесь ему при­шлось слу­жить недол­го. По­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны на Укра­ине и об­ра­зо­ва­ния об­нов­лен­че­ства со­вет­ские вла­сти по­ве­ли бес­по­щад­ную борь­бу с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Об­нов­лен­че­ский ар­хи­епи­скоп Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии Пи­мен (Пе­гов) пред­ло­жил епи­ско­пу Ам­вро­сию всту­пить в об­нов­лен­че­скую ор­га­ни­за­цию. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся, о чем об­нов­лен­цы со­об­щи­ли в ОГПУ, и епи­скоп был аре­сто­ван. Его об­ви­ни­ли в том, что он буд­то бы укры­вал быв­ших офи­це­ров цар­ской ар­мии через ру­ко­по­ло­же­ние их в сан свя­щен­ни­ка. Об­ви­не­ние не со­от­вет­ство­ва­ло дей­стви­тель­но­сти, так как лю­ди, о ко­то­рых шла речь, дав­но уво­ли­лись с во­ен­ной служ­бы и слу­жи­ли учи­те­ля­ми. Из­брав в со­вет­ских усло­ви­ях крест­ный путь свя­щен­но­слу­жи­те­ля, они вы­дер­жа­ли эк­за­мен для при­ня­тия са­на и бы­ли ру­ко­по­ло­же­ны епи­ско­пом Ам­вро­си­ем. В 1923 го­ду епи­скоп Ам­вро­сий был вы­слан за пре­де­лы Укра­и­ны и по­се­лил­ся в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

И вла­ды­ка ре­шил по это­му по­во­ду объ­яс­нить­ся. На сле­ду­ю­щий день по­сле до­про­са он через сек­ре­та­ря тю­рем­но­го от­де­ла ОГПУ пе­ре­дал за­яв­ле­ние для сле­до­ва­те­ля. Он пи­сал: «По по­во­ду до­про­са 29 мар­та счи­таю нуж­ным за­явить сле­ду­ю­щее. Для ме­ня Цер­ковь есть ре­ли­ги­оз­ный со­юз и, как вся­кий со­юз, она име­ет свои за­ко­ны и пра­ви­ла. Бо­лее то­го, Цер­ковь есть Бо­же­ствен­ное уста­нов­ле­ние, име­ю­щее в ос­но­ве сво­ей жиз­ни Бо­же­ствен­ные пра­ви­ла, вы­ра­жен­ные Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и со­став­лен­ны­ми на ос­но­ва­нии по­след­не­го ка­но­на­ми Все­лен­ских и По­мест­ных Со­бо­ров. И вся­кий, кто хо­чет при­над­ле­жать к Церк­ви, дол­жен ис­пол­нять ее пра­ви­ла и за­ко­ны; в про­тив­ном слу­чае он от­па­да­ет от Церк­ви, хо­тя бы внешне и при­над­ле­жал к ней. Тем бо­лее свя­щен­но­слу­жи­тель дол­жен ис­пол­нять за­ко­ны и пра­ви­ла Церк­ви. Я по­лю­бил ду­хов­ную жизнь, стал слу­жи­те­лем Церк­ви и впредь хо­чу при­над­ле­жать к ней; по­это­му ста­ра­юсь ис­пол­нять за­ко­ны и пра­ви­ла Церк­ви и на все яв­ле­ния цер­ков­ной жиз­ни смот­рю толь­ко с точ­ки зре­ния цер­ков­ных пра­вил и уста­нов­ле­ний, а не с ка­кой-ли­бо дру­гой точ­ки зре­ния, на­при­мер по­ли­ти­че­ской. К при­ме­ру, — я не при­знаю об­нов­лен­че­ства толь­ко по­то­му, что оно на­ру­ши­ло цер­ков­ные за­ко­ны (са­мо­чин­ные, же­на­тые ар­хи­ереи и про­чее). Пат­ри­ар­ше­ство я при­знаю толь­ко по­то­му, что оно, а не Си­нод, — ка­но­ни­че­ское уста­нов­ле­ние, как это и су­ще­ству­ет в Во­сточ­ных Церк­вах. Что ка­са­ет­ся по­ли­ти­ки, то я к ней ни­ко­гда не стре­мил­ся и не стрем­люсь, — ду­ша моя не ле­жит к ней. И в преж­нее вре­мя я ею не за­ни­мал­ся и ни в ка­ких ор­га­ни­за­ци­ях и об­ще­ствах не участ­во­вал; и те­перь, при со­вет­ской вла­сти, по­ли­ти­ки я не ка­сал­ся и не ка­са­юсь, ни к ка­ким ор­га­ни­за­ци­ям и об­ще­ствам не при­над­ле­жал и не при­над­ле­жу, ни в ка­ких по­ли­ти­че­ских вы­ступ­ле­ни­ях не участ­во­вал и не участ­вую и пре­ступ­ле­ний про­тив со­вет­ской вла­сти не со­вер­шал». Прео­свя­щен­ный Ам­вро­сий был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния и от­прав­лен вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским Про­ко­пи­ем (Ти­то­вым) в Со­ло­вец­кий конц­ла­герь. 30 но­яб­ря 1928 го­да ар­хи­ере­ям бы­ло объ­яв­ле­но, что по­сле ла­ге­ря они ссы­ла­ют­ся на три го­да в Ураль­скую об­ласть. В ссыл­ку через Ека­те­рин­бург и То­больск они еха­ли вме­сте. 7 ап­ре­ля, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, они при­бы­ли в То­боль­ский изо­ля­тор, от­ку­да их в тот же день осво­бо­ди­ли. Но сво­бо­да ока­за­лась крат­ко­сроч­ной, уже 9 ап­ре­ля их вновь аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли в То­боль­скую тюрь­му, в ко­то­рой они про­бы­ли пол­то­ра ме­ся­ца. С на­ча­лом су­до­ход­ства пер­вым же па­ро­хо­дом они бы­ли до­став­ле­ны в го­род Об­дорск. Через ме­сяц вла­ды­ка Ам­вро­сий был от­прав­лен от­сю­да в неболь­шую се­ло Шу­рыш­ка­ры, где он про­был до 5 июля 1931 го­да, ко­гда был воз­вра­щен в Об­дорск.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

По­сле ве­чер­ней мо­лит­вы, несмот­ря на неод­но­крат­ные пре­ду­пре­жде­ния со сто­ро­ны рек­то­ра и ин­спек­то­ра, бес­по­ряд­ки бы­ли про­дол­же­ны осо­бен­но гру­бо в сви­сте, шу­ме, оскор­би­тель­ных вы­кри­ки­ва­ни­ях, про­дол­жав­ших­ся непре­рыв­но око­ло двух ча­сов. Ог­ни в ко­ри­до­ре, где все это про­ис­хо­ди­ло, бы­ли по­ту­ше­ны. По­яви­лись на сце­ну — пле­ва­тель­ни­ца, круг от лам­пы, кус­ки шту­ка­тур­ки, а в кон­це все­го и класс­ные дос­ки. Явив­ша­я­ся к рек­то­ру де­пу­та­ция ча­сов в 12 но­чи за­яви­ла та­кие тре­бо­ва­ния: 1) бо­лее гу­ман­ные от­но­ше­ния ин­спек­ции к уче­ни­кам; 2) пе­ре­смотр бал­лов по по­ве­де­нию и по­прав­ка чет­ве­рок на пя­тер­ки; 3) воз­вра­ще­ние уво­лен­ных вос­пи­тан­ни­ков и 4) непри­кос­но­вен­ность лич­но­сти де­пу­та­тов. Тре­бо­ва­ния не бы­ли при­ня­ты. На дру­гой день свист воз­об­но­вил­ся пе­ред уро­ка­ми; слыш­ны бы­ли от­дель­ные свист­ки и вы­кри­ки­ва­ния и меж­ду уро­ка­ми, про­тек­ши­ми в об­щем по­ряд­ке». 30 мар­та со­сто­я­лось экс­трен­ное за­се­да­ние пе­да­го­ги­че­ско­го со­бра­ния, ко­то­рое по­ста­но­ви­ло пре­кра­тить за­ня­тия и рас­пу­стить уче­ни­ков по до­мам. Несмот­ря на по­доб­но­го ро­да без­от­рад­ные яв­ле­ния, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, на­сколь­ко дух вре­ме­ни про­ник в сре­ду цер­ков­ной мо­ло­де­жи, отец Ам­вро­сий де­я­тель­но вы­сту­пал в де­ле вспо­мо­ще­ство­ва­ния ма­те­ри­аль­но необес­пе­чен­ным сту­ден­там и со­сто­ял по­сто­ян­ным чле­ном Об­ще­ства вспо­мо­ще­ство­ва­ния нуж­да­ю­щим­ся вос­пи­тан­ни­кам Ки­е­во-По­доль­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, так­же пред­се­да­те­лем со­ве­та Пет­ро­пав­лов­ско­го по­пе­чи­тель­ства о недо­ста­точ­ных вос­пи­тан­ни­ках Ки­ев­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1915 го­ду за усерд­ное слу­же­ние на епар­хи­аль­ных по­слу­ша­ни­ях ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий был на­граж­ден ор­де­ном Свя­то­го Вла­ди­ми­ра 3-й сте­пе­ни. Ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем и сми­ре­ни­ем и был лю­бим как уче­ни­ка­ми се­ми­на­рии, так и свя­щен­но­на­ча­ли­ем в ли­це мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го Фла­ви­а­на (Го­ро­дец­ко­го).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Отсюда, Рим с язычеством естественно должен был пасть – только Град Божий вечно стоит. В него-то и нужно переселиться, в нем-то только и можно жить. Таковы исторические происхождение и значение и ближайший повод появления сочинения блаженного Августина «О Граде Божием». Уже из сказанного ясно видна главная цель труда великого святителя – это защитить христианство и опровергнуть язычество, показать славу Града Божия через противоположение его граду земному. Отсюда же ясна и задача блаженного Августина – изложение доктрин язычества с критическим разбором их и выяснение исторического значения и догматического содержания христианства, или иначе – описание Града Божия в его прошедшем, настоящем и будущем состояниях, а параллельно – и града земного, в целях сравнения их и прославления Града Божия, так как всякая вещь через сравнение с другой уясняется гораздо лучше, чем рассматриваемая только сама по себе. Из этого же, в свою очередь, прямо определяется план и разделение содержания сочинения блаженного Августина . Вполне естественно, что блаженный Августин первую часть своего сочинения посвящает разбору и опровержению язычества, как оно выразилось в доктринах лучших и известнейших представителей его – Платона, Апулея, Варрона и других; во второй излагает свои положительные воззрения на христианство с опровержением возражений язычников против него и параллельно с этим – исторические судьбы всех народов вне христианства, точнее, вне жизни с истинным Богом, и характеристику их. Таким образом сочинение блаженного Августина «О Граде Божием» разделяется на две главные части: первая – отрицательная, обнимает первые десять книг, вторая – положительная, последние двенадцать. Каждая из этих главных частей разделяется на мелкие части. Первая книга первой части может быть рассматриваема, как введение ко всему сочинению. Здесь блаженный Августин разбирает возражения язычников против христианства, вызванные непосредственно фактом разрушения Рима (христианство – вина падения государства; обесчещение христианок и другое).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Но как же, скажут, люди, мечтающие о золотом веке, о будущем Царстве Божием, не замечают уже существующего? Отчего это происходит? Ответ ясный – оттого, что те люди полагают Царство Божие совсем не в том, в чем оно действительно заключается. Они мечтают о всеобщем братстве, равенстве, о таких временах, когда не будет на земле ни богатых ни бедных, ни высших ни низших, когда будут устранены все препятствия к наслаждению жизнью и всякий будет пользоваться благами ее, насколько может. На самом же деле Царство Божие вовсе не в материальном наслаждении благами жизни, а в живом, постоянном общении с Царем Царства – Богом, Источником всякого блаженства, в вере в Него, в любви к Нему и проистекающих отсюда успокоении и радости в Нем. Оно, стало быть, духовное Царство, а не та или иная организация внешних порядков. Достигается оно не пассивным непротивлением злу насилием, не естественным прогрессом человечества, не внешней, а особенно насильственной переменой экономических и политических порядков страны, а подвигами добродетельной жизни, исполнением при помощи Божией благодати заповедей Его, словом, духовным трудом над собой самим в частных ли то или общественных отношениях с людьми. А уравнения классов, уничтожения сословий, равномерного распределения богатств и проистекающего отсюда пользования каждым в свою меру благами жизни может и не быть. Напротив, внешняя жизнь членов Царства Божия здесь, на земле – время странствования и соединенных с ним неудобств и урезок себя в удовлетворении материальных потребностей, а подчас и время прямо страданий, скорбей. Полное успокоение, ничем не омрачаемое блаженство наступит для членов Царства Божия только в будущем периоде его, когда оно откроется во всей своей славе, когда уничтожится последний враг – смерть, и будет Бог всяческая во всех. Так, радетели человеческого благополучия на земле! «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). Так говорит один из самых видных деятелей по устроению Царства Божия на земле. Если кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом ( Мк. 10, 44 ). Это сказал Сам Верховный Основатель и Царь Царства, Господь. Не личное, собственное наслаждение, а самоотречение, отвержение себя – принцип жизни и деятельности в Царстве Божием. На этом принципе строится Царство Божие. Без него тщетны надежды, несбыточны сладкие мечты.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Так как новозаветное учение о Царстве Божием не составляет специального предмета нашего исследования, то поэтому мы изложим только существенное содержание этого учения и притом по возможности кратко, однако же так, чтобы и в этом кратком очерке дано было ясное и полное представление о Царстве Божием, как учит о нем Новый Завет . Для нас не важны вопросы о том, оба ли наименования Царства Божия («Царство Божие» и «Царство Небесное») принадлежат Иисусу Христу или нет, и почему евангелист Матфей остановился по преимуществу на наименовании «Царство Небесное», а другие – на названии «Царство Божие». Для нашей задачи достаточно знать, что оба эти наименования Царства Божия совершенно тождественны по своему смыслу, означают одно и то же Царство Божие, которое и пришел основать Господь Иисус Христос . Существенно важен и интересен другой вопрос – каково это Царство Божие, основанное Христом, какова сущность, природа его, словом, как понимать его. Все содержание новозаветного благовестия полностью выражается в идее Царства Божия. Говорят, идея Царства Божия главнейшая, центральная, основная в ряду всех евангельских идей. Это неправильно. Она – синтез всех евангельских идей, общие рамы, в которых умещаются эти идеи: священные писатели, когда хотят обозначить всю евангельскую проповедь , то называют ее учением о Царстве Божием, или Евангелием Царствия ( Мк. 1, 14 ; Лк. 4, 43; 9, 11 ; Мф. 24, 14 ; Деян. 1, 3 ). 4 В виду этой сложности евангельской идеи Царства Божия понятие о последнем может быть составлено только синтетическим путем, путем выбора из изречений Христа о Его Царстве отличительных черт этого Царства и присоединения их к общему понятию о Царстве Божием, добываемому из анализа понятия царства вообще. Итак, прежде всего, каково то общее понятие о Царстве Божием, непосредственно получающееся из анализа понятия царства вообще? Существенная и отличительная черта всякого царства – это объединение всех членов его под единой главой – царем. Иисус Христос не раз указывал на эту отличительную черту царства вообще (см. Мк. 3, 24 ; Мф. 12, 26 ). Перенося эту существенную черту царства вообще на Царство Божие, мы получаем определение последнего – Царство Божие есть единение членов его под единой и в единой главе – Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010