Но каков этот Царь? Каковы Его свойства, определяющие характер Его царствования? В этом отношении Он – Царь всемогущий 54 , премудрый 55 , всеведущий 56 , справедливый 57 , но более всего и в особенности всеблагой. Это – всеобъемлющее свойство Его, пред которым как бы отступают на задний план все остальные. Бог по отношению к Своему царству есть не только воплощение любви, а самая любовь и источник любви. Ею запечатлены все Его действия по отношению к Своим подданным и даже ко врагам, не признающим Его Царем, более того – отрицающим самое бытие Его. Он именно «благой Бог» 58 , как называет Его блаженный Августин . Он и виновник и источник полного счастья 59 , вечных и временных 60 благ. Он и сотворил все по Своей любви, благости 61 и сотворил все прекрасным 62 . Он о всем промышляет, все заботливо охраняет, не исключая даже перышка птицы, цветка, травы и листочка 63 . В частности, Бог одарил ангелов разумом, доброй волей, чистою любовью и благодатью, чрез то дал им возможность познавать вещи, себя самих, а главное, Его Самого и в Нем и от Него бесконечно блаженствовать 64 . Он произвел весь человеческий род от одного человека и одной четы, желая всех людей объединить в любви и чрез это сделать жизнь их легкой, радостной, счастливой 65 . Он и человека, как и ангелов, одарил и разумной душой, и доброй волей, словом, теми же способностями, при помощи которых он так же может познавать истину, Бога Царя своего и чрез то быть блаженным и бессмертным 66 . Создавши человека по образу Своему, Он поселил его в раю, отдал в его власть всю прекрасную вселенную со всем обилием материальных благ ее, окружил полным счастьем 67 . Вся дальнейшая история человечества представляет одну сплошную цепь Божественных благодеяний ему. В частности, история избранного еврейского народа сначала до конца есть именно непрерывный ряд таких благодеяний 68 . Но самое главное и сильное проявление любви Царя Господа не только к верным подданным Своим, а ко врагам – это то, что Господь не отверг человека, когда этот последний отверг своего Благодетеля, нарушил волю Его, имевшую в виду воспитание человека, растлил свою сильную, здоровую природу, ввел зло и смерть в мировую жизнь, расстроил порядок и всей внешней природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Дальнейшие девять глав первой части содержат две главные мысли и потому разделяются на две мелкие части. Одни язычники почитали своих богов потому, что ожидали от них временных благ. В первых четырех главах из девяти, то есть со 2-й по 5-ю включительно, блаженный Августин опровергает это заблуждение язычества. Другие язычники говорили, что богов надо почитать ради вечной жизни. В остальных пяти главах из девяти, с 6-й по 10-ю включительно, блаженный Августин доказывает несостоятельность этой мысли язычников. Вторая главная часть разделяется на три мелкие части: первая – главы с 11-й по 14-ю – происхождение обоих городов; вторая – главы с 15-й по 18-ю – продолжение их и, наконец, третья – главы с 19-й по 22-ю – конечные судьбы того и другого. Теперь можно было бы приступить к самому изложению учения блаженного Августина о Царстве Божием. Но прежде чем сделать это, мы считаем полезным изложить новозаветное учение о Царстве Божием. Думаем, что от этого наше сочинение немало выиграет в своей полноте и ясности. По учению самого блаженного Августина вещи через сравнение яснее выставляются перед нами в своих отличительных особенностях 3 . А в изложении новозаветного учения мы и будем иметь другую «вещь», с которой можем сравнить учение блаженного Августина . Выигрывает и полнота сочинения, потому что не только изложено будет учение блаженного Августина о Царстве Божием, но и само собою ясно будет отношение его (учения) к евангельскому учению о том же предмете. Кроме того, если бы мы не стали излагать евангельского учения о Царстве Божием, то в этом случае нам пришлось бы в особой главе давать полную оценку учения блаженного Августина. А при нашем плане попутно можно давать, правда, не вполне, но, во всяком случае, в значительной степени эту оценку воззрений блаженного Августина. При наличии в нашем труде новозаветного учения мы уже самим изложением воззрений блаженного Августина дадим возможность читателю видеть сходство и отличие последних от первого и достоинство их (воззрений).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Образовалась, таким образом, два общества ангелов: добрых, чистых, святых – и злых, нечистых и грешных. Это-то разделение ангельского мира и есть начало двух Градов, двух царств – Божия и дьявольского, с противоположными принципами жизни, противоположными настроением и самой деятельностью членов их: «одни постоянно пребывают в общем для всех Благе, которым служит для них Сам Бог , и в Его вечности, истине и любви; другие, более услаждаясь своею властью, как будто бы сами они служили для себя своим благом, уклонились от общего всем Блага, дающего блаженство, к собственному и, обладая тщеславной надменностью вместо высочайшей вечности, пустым лукавством вместо несомненной истины, стремлением к разделению вместо нераздельной любви, сделались гордыми, лживыми, завистливыми» 84 . Вследствие этого одни не перестали и не перестают быть блаженными, другие несчастны: «одно (общество) наслаждается Богом, другое напыщено гордостью; одно, которому говорится: поклонитесь перед Ним все Ангелы Его ( Пс. 96, 7 ), другое, князь которого говорит: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне ( Мф. 4, 9 ); одно, пылающее святою любовью к Богу, другое, курящееся нечистою любовью к собственному величию; первое из них, соответственно тому, как написано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ; 1Пет. 5, 5 ), обитает на небеси небес, а другое, низвергнутое оттуда, мятется в этом низшем воздушном небе; первое в светлом благочестии наслаждается покоем, а другое волнуется мрачными страстями; первое по мановению Божию смиренно является на помощь и праведно отомщает, а другое горит страстью порабощать и вредить; первое – слуга Божией благости, чтобы помогать по желанию, а другое обуздывается могуществом Божиим, чтобы не вредило столько, сколько желает вредить; первое посмевается второму ввиду того, что против своей воли оно (второе) приносит пользу своими преследованиями, а последнее завидует первому, собирающему в отечество своих странников» 85 . Продолжением Царства Божия, горе состоящего из святых ангелов 86 , этой лучшей части Града Божия, никогда не странствовавшей на чужбине 87 , служит род благочестивых людей – менее совершенная часть Царства Божия, до времени странствующая вдали от отечества и пока только стремящаяся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Итак, правильно понимая сущность Царства Божия, блаженный Августин подробно раскрывает преимущественно внешнюю сторону его только по требованию настроения и умственного состояния язычников-римлян. А в этом сказывается здравый ум писателя, который, понимая полную истину, обращает ее той или другой стороной к своим читателям смотря по тому, какую они могут или какую нужно им воспринять. Всякое царство, состоя из подданных и царя, объединяющего их своей волей, получает характер от качества и настроенности как царя, так и подданных. Особенно это можно сказать относительно Царства Божия: если в человеческом царстве царь не всегда может непосредственно видеть каждый уголок своего царства и, стало быть, простирать на него свое влияние, если в состав членов царства человеческого могут входить, и действительно входят не сочувствующие и даже прямо отрицающие взгляды и идеи царя, то Небесный Царь назирает всю подсолнечную и все направляет к добрым, Своим, так сказать, заветным целям, и, как увидим, Царство Его состоит только из любящих Его, стремящихся к Нему и поставляющих целью своей жизни исполнение воли Его. Отсюда, определить характер, природу, сущность царства можно путем характеристики царя и подданных его. В отношении учения блаженного Августина мы так и сделаем. Это представляется нам тем более возможным, что на первом плане грандиозной картины Царства Божия, написанной блаженным Августином , как бы в небе виден именно Царь, величественно простирающий Свои объятия бесконечной любви над Своим Царством; вокруг Него ангелы, как бы парящие в облаках и направляющиеся к Нему, как своему центру. Внизу – подданные, отвечающие на любовь любовью же к своему Царю и в этой любви, как дети, доверчиво устремляющие к Нему взоры и руки свои. То есть в своем сочинении «О Граде Божием» блаженный Августин именно и дает характеристику Царя Града и граждан его, ясно определяя тем и характер самого Царства. А. Царь Царства Божия и Его свойства. Уже из самого понятия «Царство Божие» ясно, что Царь этого Царства – Господь. Но у блаженного Августина Он прямо и называется 42 и изображается Царем Своего Царства. В противоположность Юпитеру, которого язычники-римляне считали царем богом, но который в действительности не был таковым, Он – истинный Царь веков 43 , истинный Царь царствующих и Господь господствующих ( Откр. 19, 16 ) 44 . Все в мире как произошло от Него 45 , так и содержится в бытии Его силою 46 . Все в Его власти 47 ; Он всем управляет 48 . Он дает царство и власть, кому, когда и насколько нужно 49 . От него – быстрый и медленный исход войн 50 , победа и поражение 51 ; от Него – блага временные и вечные 52 ; от Бога-Царя – полное счастье 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Из династии Энея только двенадцатый царь Авентин был причислен к богам. После него не возвели в бога ни одного царя, кроме Ромула, основателя Рима. 204 Преемник Ромула Нума измыслил так много богов, что для него самого не достало места на небе, сам он не причислен был к богам; вообще за время до и после Ромула оставлен был обычай возводить в богов умерших людей, и если возводили, то только из лести, а не вследствие заблуждения. Однако умерших людей, прежде возведенных в богов, не переставали почитать за таковых, даже увеличили соблазн изобретением идолов, которых предки не знали. Так демоны обольщали людей, заставляя их и выдумывать несуществующих богов, и услаждать себя, под видом угождения этим ложным богам, преступным представлением на сцене баснословных злодеяний последних. 205 В период отдельного существования царств Иудейского и Израильского в этих последних славились пророки, у греков мудрецы и сивиллы. Так при Ромуле жили Фалес Милетский и сивилла Эритрейская, предсказавшая пришествие Христа Спасителя. При приемнике Ромула Нуме, жила сивилла Самосская. В это время у евреев, при царе Манассии, пророчествовал Исаия пророк. 206 При царях: еврейском Седекии, у римлян – Тарквинии Древнем, еврейский народ отведен был в плен в Вавилон, Иерусалим и храм Соломонов были разрушены. В это и последующее время плена вавилонского жили мудрецы: Питтак Мителенский, Солон Афинский, Хилон Лакедемонский; физики: Анаксимандр, Анаксимен и другие. По истечении семидесяти лет, при Дарии, царе Персидском кончился вавилонский плен евреев, и они возвратились на родину. В это же время и римляне, по изгнании Тарквиния Гордого, освободились от монархической власти. 207 Таковы цари царства земного. Это не иные кто, как люди, умершие и возведенные в богов людьми же, добровольными почитателями таких богов. Но эти боги – только подставные цари царства земного. Неужели в самом деле мертвые люди, хотя бы и цари, могут управлять жизнью живых людей, как боги? Правда, римляне-язычники представляли себе именно так. Но они находились в обольщении от демонов. Эти последние – вот действительные цари и боги земного царства. Они действительно влияют на жизнь людей, в частности влияли на римлян-язычников, пользуясь для обольщения их именем их же исторических царей, ими же самими возведенных по смерти в богов. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Стерций или Стеркуций, впоследствии Сатурн, по смерти был сделан богом земледелия за то, что научил людей удобрять землю скотским навозом. Воздавались божеские почести и сыну его Пику, бывшему превосходным авгуром 200 и военачальником, и сыну Пика Фавну, второму царю лаврентян 201 . Число богов пополнилось и героями разрушения Трои, события, подавшего повод к обширному мифическому творчеству и совершившегося при царях: лаврентском Латине, от имени которого и самое царство стало называться Латинским, афинском Менесфее, сикионском Полифиде, ассирийском Тавтане. К числу богов был присоединен некто Диомед, около храма которого, на острове его имени жили будто бы удивительные птицы, благодетельствовавшие грекам и не любившие чужестранцев. У евреев в период разрушения Трои был судьею Лабдон. Самсону и первосвященнику Илии современниками были цари: первому у афинян и ассириян – те же, у латинян – Эней, сын Латина, у сикионян – Пелазг; второму у латинян – четвертый царь Сильвий, сын Энея, у ассириян двадцать девятый царь Оней, у афинян – шестнадцатый, Мелант. При этих царях погибло царство Сикионское, существовавшее 959 лет. За этот период были причислены к богам: Эней, потому что после смерти нигде не нашли его; первый сабинский царь Санк, или Санкт, и Афинский Кодр за то, что пожертвовал своей жизнью для спасения отечества во время войны. 202 С Саула и Самуила, начавших времена царей у евреев, начинается у латинян ряд царей Сильвиев из династии Энея. При Давиде афиняне по смерти Кодра заменили монархию республикой. Во времена Соломона латиняне построили Альбу, почему цари их стали называться не латинскими, а албанскими. После Соломона, при сыне его Ровоаме, произошло разделение еврейского царства на два. 203 Почти в это же время на Востоке прекратило свое существование царство Ассирийское; владычество перешло к мидянам; на Западе нарождался Рим, при Проке и преемнике его Амулии родились близнецы – основатели Рима. Самое же основание Рима падает на 718 год жизни евреев в земле Обетованной, когда были у них царями: у иудеев Ахаз, или Езекия, у Израильтян Озия – современники первому римскому царю Ромулу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Относительно последних двух несомненно известно, что они были люди и удостоены были божеского почитания за то, что облагодетельствовали людей, улучшив удобства их жизни. 194 В самое последнее время царствования Кекропса Афинского, основателя Афин 195 , при царях: Аскатаде ассирийском и Марафе сикионском, Триопасе Аргосском, Моисей вывел еврейский народ из Египта. Преемник Моисея Иисус Навин умер при восемнадцатом царе ассирийском Аминте, при шестнадцатом сикионском Кораке, десятом аргосском Данае и четвертом афинском Эрихфоние 196 . В период времени от исхода евреев из Египта до смерти Иисуса Навина были установлены празднества в память потопа Девкалионова; в честь Дионисия, изобретателя виноградоделия; Аполлона Дельфийского, – заметим в скобках: установить игры в честь Аполлона Дельфийского подал мысль его же оракул; Минервы, открывшей способ добывать деревянное масло, и другие. Между прочим в играх выставлялись преступления богов, и разыгрыванием этих преступлений почитатели таких богов хотели умилостивить их 197 . Период судей был в царстве земном периодом особенно обильных сочинительств всяких басен и мифов о богах, например о Триптолеме, Минотавре, Центавре, Фриксе и сестре его Гелле, Горгоне и многих, многих других. Сказания эти чисто вымышленного характера и нецеломудренны; составлены поэтами-теологами, из которых особенно славились Орфей, Музей и Лин. 198 Боги представляются в этих сказаниях совершающими всякого рода преступления: ссоры, прелюбодеяния и многие другие, каких стыдятся даже люди. Богам нравилось, что их преступления разыгрывались на сцене. Люди мирились с ложью гнусных, постыдных игр, так как боялись не разыгрывать их, опасаясь тем вызвать гнев богов. 199 Мы увидим, кто в действительности были эти боги. Времена пророчицы Деворры совпадали с концом царства Аргосского и началом Микенского с первым царем Агамемноном, и Лаврентского в Италии с первым царем Пиком, сыном Сатурна, раньше называвшегося Стерцеем или Стеркуцием. У ассириян в это время был двадцать третьим царем Лампар.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Много в настоящее время радетелей человечества. Все они имеют то общее между собой, что представляют будущий золотой век на земле грубо чувственным, материальным. Царство Божие, по их представлениям, будет заключаться в том, что люди будут беспрепятственно наслаждаться благами этой земной жизни в той мере, в какой каждый сможет и сумеет. В отношении же средств осуществления Царства Божия можно отметить несколько направлений в нашей русской литературе. Так, Л.Н. Толстой со своими последователями единственным условием основания на земле Царства Божия поставляет свое непротивление злу насилием в связи с другими заповедями своего евангелия. «Прогрессисты» всю надежду наступления на земле золотого века возлагают на естественный прогресс человечества, всех сторон его жизни. Марксисты видят верное средство к обеспечению на земле лучшего будущего в переустройстве экономических условий жизни народа. Наконец так называемые социал-демократы – в перемене общественных, государственных порядков страны, все равно мирным ли то или насильственным путем. В отношении всех этих направлений всякое исследование вопроса о Царстве Божием по творениям отцов и учителей Церкви может иметь то значение, что покажет представителям их (направлений), как понимают Царство Божие отцы и учители Церкви, какие средства в зависимости от этого могут быть для осуществления его (Царства Божия) на земле и в какой мере возможно оно (Царство Божие) на земле, а всем этим покажет, правильно ли понимают Царство Божие современные искатели его, верные ли средства предлагают для основания его на земле и в зависимости от этого могут ли они ожидать его на этой последней, или мечты их так и останутся мечтами. Мы предлагаем вниманию дорогих соотечественников посильное рассмотрение учения о Царстве Божием блаженного Августина , епископа Иппонского, как оно изложено им в его сочинении «О Граде Божием». Предлагаем учение именно блаженного Августина потому, что его учение преимущественно пред всеми учителями Церкви имеет законченный вид: из всех отцов и учителей Церкви только блаженный Августин написал специальный трактат о Царстве Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Впоследствии уполномоченным ОГПУ были переведены Полянский — в Шурышкары, а Титов — в деревню Киеват, где продолжали ту же самую деятельность, оказывая вредное влияние на окружающие их темные массы, в результате чего лица, находящиеся с ними в наиболее тесных связях, стали активно выступать против проводимых мероприятий советской власти, как например против закрытия церкви, против коллективизации, распространения займов и так далее. Допрошенные в качестве обвиняемых, Полянский и Титов в вышеизложенных преступлениях виновными себя не признали и ведение антисоветской агитации категорически отрицают, но принимая во внимание, что факты наличия таковой подтверждаются свидетельскими показаниями», ОГПУ постановило направить материалы дела»в Тройку ПП ОГПУ по Уралу для внесудебного рассмотрения». После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года. Епископ Амвросий был отправлен в ссылку в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. Здесь в это время жило много ссыльных монахинь из России, и в частности из Марфо–Мариинской обители. Епископа Амвросия приняла одна из послушниц обители, Евфросиния Журило. В ОГПУ владыке сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где определено место жительства. Путь туда проходил по узкой и опасной дороге, на иных участках вдоль ущелья, и бывали случаи, когда верблюды срывались с тропинки и падали в пропасть. Послушница Евфросиния пошла к начальнику ОГПУ, чтобы упросить его не посылать архиерея в столь далекое и опасное путешествие, оставить его в городе, но тот отказал. Вечером владыка беседовал с монахинями и послушницами Марфо–Мариинской обители. Утром они стали собирать вещи и готовить епископа к отъезду: собрали все необходимое, достали телегу, уложили в нее вещи и дали письма к знакомому ссыльному доктору из Санкт–Петербурга и к ссыльным монахиням. Владыку усадили в телегу и со слезами на глазах простились с исповедником. Дорогой епископа обожгло солнцем, и он едва доехал до места ссылки. По приезде он сразу попал в больницу; однако состояние его здоровья оказалось настолько тяжелым, что, несмотря на все усилия врача и сестер, владыка через неделю скончался.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Слово ντλυτρον у 70 совсем не встречается 1451 , а в Новом Завете только в объясняемом стихе. Судя по близкому родству этого слова с λτρον 1452 , легко понять, что через ντλυτρον, Апостол обозначает искупительную смерть Господа. Он хочет сказать, что человечество находилось в плену у власти тьмы 1453 , что оно не могло освободиться из него само собой, а нуждалось в выкупе, который Христос и принес. Этот выкуп есть Сам Он – δος αυτν, т. е., Его жизнь – τν ψυχν ατο 1454 . Как в предыдущем стихе, логическое ударение стоит не на имени Χριστς ησος, а на слове νθρωπος, так и в настоящем месте не на выражении δος αυτν ντλυτρον, а на слове πρ πντων. Сила речи заключается, именно, в том, что Христос через пролитие собственной крови, крови человека, купил спасение (σωτηρα). Эта кровь пролита для блага всех людей, без различия и исключения – πρ πντων. Согласно с этим, и дальнейшая вставка – τ μαρτριον καιρος δοις – имеет в виду яснее выразить ту же мысль, – мысль, что спасительное ходатайство Христа простирается на всех. Связь выражения τ μαρτριον καιρος δοις с предыдущим, правильно объясняет вариант: ο 1455 τ μαρτριον καιρος δοις δθη. Такое чтение встречаем в списках clar. Boern. harl., у Ambros. Недостаток слов τ μαρτριον в списке А. нужно рассматривать, замечает Мейер, как ошибку переписчика 1456 . Некоторые толкователи объясняют слово μαρτριον в отношении к ντλυτρον и получается такой смысл: Христос предал Себя за всех, а что это так, – Он дал, в свое время, свидетельство. Св. Златоуст находит это свидетельство в страдании 1457 , а Амвросиаст – в воскресении 1458 . Другие 1459 принимают τ μαρτριον в смысле своевременной проповеди о Христе, искупившем всех. Если принять во внимание, что учение о всеобщем спасении называется тайной, сокрытой от веков и родов и открытой только ныне 1460 , то это объяснение можно считать довольно основательным. При этом объяснении, μαρτριον, в связи с следующим стихом, получит такой смысл: Христос передал Себя на смерть за всех людей, и об этом-то, в подобающее время, возвещается всему миру 1461 , и для этого возвещения избирается Ап. Павел великим проповедником 1462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010