«Тогдашние издатели – пишет Мартынов – студенческими переводами не брезговали, зная по опыту, что они дешевле всяких других. Случалось и так, что перевод делал студент за какую-нибудь ничтожную плату, а на заглавном листке выставлялось имя какого-нибудь известного уж российского Клопштока».–Студенты упражняемы были также в составлении и сказывании проповедей. Мартынов в своих записках замечает, что в этом роде их произведений заметны были два главные тона: одни старались писать цветно, плодовито, блистательно, другие – просто, коротко, глубокомысленно. В произношении также господствовали два тона: одни подражали театральному, следуя Яковлеву; другие ближе подходили в произношении проповедей к обыкновенному разговору». Первое можно объяснить всеобщим увлечением того времени в пользу внешнего блеска – в сочинениях и их произношении точно так же, как во всем прочем: лучшие и знаменитейшие наши проповедники брали за образец для себя декламацию Дмитревского и Яковлева. В семинарии этот тон поддерживаем был уроками и собственным примером Анастаса Братановского, изъяснявшего воспитанникам теорию церковного проповедничества, и преемника его по кафедре – Сперанского. Михаил Михайлович любил блестящий, даже несколько изысканный слог; но, увлекая своих слушателей к подражанию, он не мог передать им своего вкуса, который предохранял его от надутой высокопарности. Библиотека получила значительное приращение после соединения здешней семинарии с Новгородской; потому что большая часть книг Новгородской библиотеки, образовавшейся из частных библиотек преосвященных Новгородских Феофана Прокоповича , Амвросия Юшкевича, Стеофана Калиновского и друг., отделена и перевезена в здешнюю семинарию. Иннокентий Полянский, Воронежский архиепископ, разделив свою библиотеку между некоторыми семинариями, часть ее отказал здешней Академии. В ней было около 4000 Управление семинарии и списки наставников Главная семинария состояла под непосредственным надзором м. Гавриила и во всех бумагах называлась семинарией Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Выражением καιρος δοις 2389 Апостол желает означить, что время будущего явления Христа скрыто от человеческого разумения ( Деян. 1:7 ), что человеческое любопытство не должно касаться этого предмета ( 1Сол. 5:1 и след.), что явление Христа зависит от власти Отца Небесного, и что совершится оно в надлежащее время, т. е., когда особенно будет требовать того слава Божия и благо человечества ( Исх. 60:22 ). При истолковании дальнейших слов, наперед решим следующие вопросы: 1) обозначенные здесь свойства Божества – μακριος, μνος δυνστης, βασιλες etc. – Самому ли Христу приписывает Апостол, или Богу Отцу? 2) почему Апостол изображает, именно, эти свойства, а не другие, и какое каждое из представленных свойств имеет значение, и какую цель, в отношении к предыдущей речи? Златоуст, отвечая на первый вопрос, говорит: «без сомнения здесь сказано о Сыне» (стр. 202). Амвросиаст думает, что свойства, обозначенные словами: μακριος, μνος δυνστης, μνος χων θανασαν, относятся к Богу Отцу и Сыну, а свойство – φς οκν πρσιτον – к одному Богу Отцу 2390 . Но не будет несправедливостью, если все приведенные слова Апостола отнесем к Божию существу без различия лиц, на том же самом основании, как и славословие I гл. 17 ст. 2391 Ответ на второй вопрос сам собою последует из нижеследующего толкования. – Главная цель апостольского наставления состоит в том, чтобы укрепить Тимофея в постоянном исповедании христианского учения. Но христианское исповедание не только не обещает исповеднику никаких выгод в жизни земной, но еще подвергает его ненависти мира ( Ин. 15:18 ), заставляет переносить различные искушения ( Ин. 16:2 ). И эти искушения являются тем опаснее, что служители слова, с одной стороны, должны быть свидетелями истины перед правителями и царями ( Мф. 10:17–18 ), а с другой – самый ум человека, полный гадательных и несовершенных познаний ( 1Кор. 13:9, 12 ), удобно скользит и уклоняется в заблуждение. Для поддержания твердости служителя слова, в борьбе с этими внешними и внутренними препятствиями, Апостол возводит мысль его к будущему явлению Христа (ст. 14), и, тем самым, во 1-х, внушает ему заботу об отчете, который он должен будет отдать Господу, а во 2-х – показывает, что есть предел, которым должны кончиться все его подвиги. В последнем отношении, Апостол считает нужным указать на бесконечное блаженство Божие ( μακριος) и через это показать, что все подвиги христианского учителя, понесенные во славу Бога, бесконечно блаженного, будут вознаграждены вечным блаженством 2392 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

После речи о поведении вдовиц, вообще, Апостол (в следующем стихе) говорит о необходимости содержать вдов, имеющим оных. Ст. 8. ε δ τις τν δων κα μλιστα οκεων ο προνοε τν πστιν ρνηται κα στιν πστου χερων – Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. В приведенных словах, Апостол обличает тех, кто нерадеет о своих домашних. Лица, составляющие, в данном случае, предмет попечения 2237 , суть οκεων – те, которые живут в одном доме, и δων – все родные, живущие вне дома 2238 . Тем, которые нерадят о присных, Апостол не грозит наказанием, но раскрывает их внутреннюю жизнь и показывает, что она, во 1-х, противна духу Христову, а во 2-х – человеческим чувствам, «в силу порядка природы» – замечает Августин 2239 . Первое содержится в словах – τν πστιν ρνηται. «Как отвергся веры? – спрашивает Златоуст. – Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит. 1:16 ). Между тем, что заповедует Бог, в Которого веруем? Не презирать тех, которые связаны с нами родством. Каким же образом может веровать, отрицающий сие?... Бог для того и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу. Поэтому, если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры? Ибо, не в том состоит вера, чтобы веровать только исповеданием, но нужно еще являть праведные дела» 2240 . Кроме того, нерадение о присных предполагает совершенное отсутствие любви. «Каким образом может любить посторонних тот, кто презирает людей одного с собою рода?» – вопрошает Златоуст 2241 . А без любви не может быть истинного христианства. Но, иногда, не пекущийся о родных, любит кого-либо постороннего. На это Златоуст замечает: «разве не называют все тщеславием то, когда кто-либо, благодетельствуя чужим, презирает и не щадит своих?» 2242 . Что, не пекущийся о родных, поступает против чувств человеческих, – таких чувств, которые побуждают к заботе о присных уже ради одной естественной сопринадлежности, – это Апостол выражает словами – στιν πστου χερων. Говоря это, Апостол хочет сказать, что, не пекущийся о родных, не имеет даже и тех нравственных, чисто человеческих качеств, которые, по естественному закону, имеют и неверующие. «Неверный, – говорит Златоуст, – если и презирает чужих, то, по крайней мере, не презирает близких себе» 2243 . По мнению Амвросиаста , христианин, нерадящий о присных, потому хуже неверного, что последний, если и преступает закон, то по неведению, а первый, зная, согрешает 2244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Такой же смысл имеет περ и в разбираемом месте, так как περεπλενασεν сопоставляется с πρτερον ντα βλσφημον κα δικτην κα βριστν, что отмечает частица δ; Апостол выражает, таким образом, через περεπλενασεν ту мысль, что ему явлена чрезмерно великая благодать, которая превзошла его прежнюю вражду. Златоуст находит, что слово περεπλενασεν, через δ, противополагается слову λεθην. «Я не был наказан, потому что помилован. Но, разве это только я получил, разве милосердие простиралось только до того, что я не понес наказания. Нет, оно простиралось до того, что я получил другие многие и великие благодеяния... Потому-то Апостол и говорит: приумножися благодать, выражая ту мысль, что дары сии превзошли переделы милосердия» 1156 . Частицу δ, в смысле противоположения περεπλενασε предыдущему λεθην, из новейших толкователей, принимает еп. Феофан. «Апостол хочет сказать, что не только не наказан за свои хулы и гонения, а помилован, но, сверх того, еще преизобильно облагодатствован» 1157 . Μετ πστεως κα γπης τς ν Χριστ ησο. Μετ с род. означает и сосуществование одного предмета с другим 1158 и орудие, посредством которого что-нибудь производится 1159 . Некоторые толкователи, принимая последнее значение предлога, слова μετ πστεως κα γπης переводят «по мере веры и любви». Поэтому, весь стих имеет такой смысл: благодать по той мере изливалась на меня, в какой сердце мое имело веру и любовь ко Христу. Так объясняет это место Феодорит 1160 , а за ним Корнелий а-Лянид 1161 . По мнению других – Амвросиаста 1162 , Розенмюллера 1163 , Флятта 1164 , Мейера 1165 , Апостол говорит, что избыток благодати открылся в вере его (Апостола) в Евангелие и в любви, которая начала пламенеть в нем с момента обращения его ко Христу. Иначе, Апостол указывает на изменения, которые он ощутил в себе при своем обращении, – вера и любовь суть, как бы, спутники благодати. Что касается первого толкования, то нельзя не признать, что вера и любовь суть условие, без которого благодать не может действовать на человека 1166 и, что по мере веры открывается божественная сила в чудесных действиях на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1685 Феодорит. Толк. на 1 Тим., 687; ср. Феофилакта. Comment. In Ер. ad Tim. p. 764. – Внешность должна служить, именно, обнаружением внутренних достоинств епископа. Славянский перевод, вероятно, и хотел выразить эту мысль, употребляя два выражения: благоговеен, честен, которые указывают и на внешнее поведение, и на внутренние качества. 1703 Бесед. на 1Тим., стр. 133. Выражение μ ασχροκερδ, принятое в text. receptus, должно опустить на основании кодексов sADFGKLP. многих минускульных, sah., cop., syr., aeth., Or., Constit., Снг., Euthal., Theodor., Tert., Ambros. и др. 1740 Ad Oceanum, de unius uxoris viro, t. IV, pars 2, col. 653, русск. перев., ч. 2, Киев 1879, стр. 248, cp. Григорий Богосл. Твор., ч. 2, изд. 3, М. 1889, слово 21, стр. 148. 1760 Тишендорф опускает местоимение ατν, стоящее в text. гесерт. после δει δ, так как нет этого местоимения в код. sAF gr GH. 17. g. 1761 Μαρτυρα означает не письменное доказательство, но просто отзыв, показание, выраженное на словах. 1783 1Мак. 11:58 . Это место замечательно тем, что русский перевод его не соответствует греческому тексту и славянскому переводу. В русском читаем: и послал (Антиох, внук Антиоха Епифана, см. 1Мак. 10:1 и 11:39) ему (Ионафану) золотые сосуды и домашнюю утварь и дал ему право пить из золотых сосудов и носить порфиру и золотую пряжку. В подлиннике же и славянском, вместо «домашнюю утварь» стоит «διακνа, служение». Едва ли русское чтение можно признать правильным. Употребление золотых сосудов, ношение порфиры и золотой пряжки было принадлежностью царского звания (см. также 1Мак. 10:89 ). Поэтому, облеченный в порфиру и пряжку, являлся царем и, конечно, должен быть окружен целым штатом служителей, со званием царедворцев. Вероятно, Антиох и прислал Ионафану, вместе с золотыми сосудами, порфирой и пряжкой несколько человек царедворцев, что и было обозначено общим διακνа. 1784 65 раз, сравнительно с 27 разами переводов другими словами. Тготт. Concord., t. II, index hebraeus, p. 129. 1800 Стром. кн. 6, гл. 13, столб. 724 и след. Амвросий Медиол. О должностях св.-служителей Ц. Христовой, изд. Поспелова, Киев, 1875, стр. 3 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Здесь снова Апостол обращается к Тимофею с наставлениями и говорит о побуждениях к исполнению этих наставлений. πεχε σεαυτ, – этими словами предписывается тщательно наблюдать за собственной жизнью, за образом своих действий, за чувствами и намерениями так, чтобы ни действия, ни чувства и намерения не уклонялись от евангельского духа 2190 . κα τ διδασκαλ – значит углубляться в христианское учение, благоговейно размышлять о крестном пути спасения и не позволять себе ни малейшего уклонения от истины евангельской, от крестной мудрости 2191 . πμενε ατος – Этими словами Апостол требует постоянного и неопустительного исполнения, предписанных им, правил. ατος – здесь не мужской род, как думает Бенгель 2192 , а средний. Как такое, ατος относится к τοτοις и τατα 15 ст. и к, данным в 12 и след. Стихах, наставлениям. Плод, рождающийся от исполнения этих предписаний, есть спасение самого Тимофея и слушающих его – τοτο γρ ποιν κα σεαυτν σσεις κα τος κοοντς 2193 σου. Только сокровище спасительной благодати совсем не таково, как земное богатство. Последнее, если собирается для себя, бесполезно для других; если собирается для других; для себя не остается ничего, кроме нищеты. В деле же спасения – иначе. Кто печется о спасении себя, тот полезен и для спасения других; он усугубляет в себе самом благодать спасения в той мере, в какой заботится о спасении других. – «Тогда пастырь принесет пользу пасомым, когда видны его добрые дела, – говорит Амвросиаст , – тогда, слушающие, убеждаясь, что это есть плод доброго учения, не могут не получить пользы от учения. Ибо то, что предлагается в слове учения, всегда сознается истинным и приемлется со страхом и благоговением, если видно, что все то благоговейно соблюдается тем, кто учит» 2194 . Глава пятая. Пасомые Вступление 1Тим. 5–6:1–19 . Изложив общие основные начала пастырской деятельности, Апостол в следующих двух главах говорит о пасомых, именно, о тех пасомых, которые, благодаря своему церковному и общественному положению, нуждались в особых апостольских попечениях. К таковым принадлежали пресвитеры, вдовы, рабы и люди богатые.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Равно и то: Спаситель молится за учеников, Он просит Отца Небесного сохранить их от зла 1424 , дабы утвердить их в истине слова, так как они посылаются в мир, наполненный зла и соблазна. Но Господь посылает в мир учеников, чтобы они спасли его своею проповедью 1425 , да уверует, да познает мир, что Ты послал Меня 1426 . Христос посылает Апостолов во всю вселенную 1427 , повелевает проповедовать всей твари 1428 , молится, чтобы весь мир уразумел из апостольской проповеди Его Божественное послание. Следовательно, молясь об учениках, Спаситель молится о всем мире, и, молясь о мире и благоденствии учеников, этим самым, испрашивает у Бога Отца средства для спасения всего мира, всех людей. Покидая мир, Спаситель желает оставить здесь надежные силы для спасения всех людей. Именно этот самый смысл имеет эта, по-видимому, частная молитва Спасителя; она ясно выражает Его желание спасения всему человечеству. Если мы соединим молитву Спасителя в саду Гефсиманском и день пятидесятницы, то поймем и силу, и глубину молитвы Спасителя о Своих учениках: Христос молится, чтобы ученики Его были таковыми, каковыми они стали по сошествии на них Св. Духа. Итак, воля Божия, относительно спасения, простирается на всех, потому и молитва христианина должна обнимать всех. «Подражай Господу, – говорит св. Златоуст; – если Он желает того, чтобы все спаслись, то и ты желай того же; а, если желаешь, молись, ибо это – обязанность таковых» 1429 (т. е. желающих молиться). Но воля Божия о спасении всех людей, хотя и непреложна 1430 , однако, и не насилует воли человеческой. В акте спасения участвуют две силы – Божеская и человеческая. Бог хочет спасения всем людям, но человек не спасется, если сам не пожелает спастись 1431 . «Бог не так хочет спасения, – рассуждает Амвросиаст , – чтобы спасаемы были и нежелающие, но хочет им спасения, если только сами они пожелают того. Он, как никого не лишает спасения, так никого и не принуждает к нему. Врач объявляет обществу, что он готов всех врачевать, однако, врачует только тех, которые ищут его помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ежели отказываетесь от секретарства, кого на это дело имеете в виду 202 ? По вниманию к Вашему предстательству за Полянского 203 , он уволен от учительства в Звенигороде, и сделан смотрителем духовного училища (в Жировицах). М. Сергий. 23 декабря (1896 г.?) 51. † 13 сентября (1897 г.?) Любезнейший Николай Иванович ! Статью возвращаю 204 . В ней ничего нет сомнительного, и напечатать ее можно. Я никого из миссионеров не приглашал и никому не поручал писать ответы на раскольнические вопросы. Кроме тех книжек «Правды» 205 , которые Вы мне давали 206 , я не видал, и вопросов, обращенных ко мне, не знаю. С Максимовым 207 хотя виделся, но ничего о раскольнической газете с ним не говорил. А говорил с ни о Кузнецове 208 , и поручал ему уведомить Вас, что из Гуслицкой суммы ежегодно будет выдаваемо этому миссионеру по шестисот рублей. Теперь слышу, что он тяжко заболел. Радуюсь, что Вы живете «привольно». Запаситесь здоровьем. М. Сергий. 52. † Любезнейший Николай Иванович ! Корректуру возвращаю. О ней заговорил со мной сам Константин Петрович. Он за лучшее почел статью не пропускать, а снестись по сему к генерал-губернатору. Я с своей стороны просил его сообщить мне, какие будут последствия этого сношения 209 . Воспользовавшись этим, я спросил его, хорошо ли то, что газеты светские возвещают о перенесении мощей митрополита Амвросия 210 ; а Братское Слово по этому предмету, который однако же близко его касается, совсем молчит. Тогда он сознался, что Вы писали ему, но также предпочел обратиться к генерал-губернатору, прося его о обуздании тех двух лиц, которые стараются осуществить эту затею. Он прибавил, что писал в Австрию и к послу, и к консулам, чтобы они с своей стороны предостерегли австрийское правительство от содействия скандальному предприятию. В заключение я спросил: может ли Субботин что-либо печатать по этому предмету? – Он воскликнул: «Сделайте одолжение. Пусть печатает не стесняясь». Товарищ тех же мыслей, и сам хотел писать к Вам. В начале февраля Викентий 211 должен быть в часовне. Предъявите ему мое предписание; а о субсидии объяснитесь с Войтом 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Что ка­са­ет­ся мо­е­го от­но­ше­ния к ре­во­лю­ции, то я сво­их мыс­лей и убеж­де­ний по это­му во­про­су в про­по­ве­дях не вы­ска­зы­вал. Я лич­но счи­таю ре­во­лю­цию Бо­жьим су­дом для всех клас­сов рус­ско­го на­ро­да за все его про­шлое. По­вто­ряю, что кон­крет­но я ни­ко­гда по­ли­ти­че­ских со­бы­тий не ка­сал­ся и не да­вал по­во­дов по­ни­мать ме­ня и мой взгляд на ре­во­лю­цию не так, как я уже ска­зал. Но мо­жет быть, ме­ня имен­но так, без вся­ко­го по­во­да с мо­ей сто­ро­ны, и по­ни­ма­ли, а мо­жет быть, и не по­ни­ма­ли, я не знаю». Сле­ду­ю­щий до­прос со­сто­ял­ся через пол­то­ра ме­ся­ца, 29 мар­та. К это­му вре­ме­ни Туч­ков и 6-й от­дел ОГПУ уже вы­ра­бо­та­ли свое суж­де­ние, ре­шив, что жив­шие в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре ар­хи­ереи есть неле­галь­ный Си­нод мит­ро­по­ли­та Пет­ра, и по­то­му вся­кая встре­ча этих ар­хи­ере­ев в мо­на­сты­ре и вся­кая их бе­се­да с об­суж­де­ни­ем цер­ков­ных во­про­сов есть не что иное, как об­суж­де­ние на­сущ­ных цер­ков­ных во­про­сов Си­но­дом. На во­прос о том, не бы­ли ли встре­чи ар­хи­ере­ев за­се­да­ни­я­ми Си­но­да при Пат­ри­ар­шем Ме­сто­блю­сти­те­ле, епи­скоп Ам­вро­сий от­ве­тил: «У нас в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре бы­ли бе­се­ды по тем или иным во­про­сам цер­ков­но­го ха­рак­те­ра в по­ряд­ке вы­яс­не­ния мне­ний, но все вы­но­сив­ши­е­ся из об­суж­де­ния мне­ния не но­си­ли обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра ни для ко­го. Во­про­сов та­ких... бы­ло по­ря­доч­но, и упом­нить их все труд­но». Воз­вра­тив­шись по­сле до­про­са в ка­ме­ру, епи­скоп стал вспо­ми­нать по­дроб­но­сти до­про­са, и в част­но­сти то, с ка­ким при­стра­сти­ем и же­ла­ни­ем пе­ре­тол­ко­вать и ис­ка­зить смысл каж­до­го сло­ва до­пра­ши­ва­ли его сле­до­ва­те­ли, стре­мясь при­дать цер­ков­ным ре­ше­ни­ям и дей­стви­ям по­ли­ти­че­ский ха­рак­тер. То, что в гла­зах епи­ско­па бы­ло чи­сто цер­ков­ным дей­стви­ем, вы­нуж­ден­ным цер­ков­ны­ми ка­но­на­ми, со­став­лен­ны­ми и за­пи­сан­ны­ми сот­ни лет на­зад, ко­гда о со­вет­ской вла­сти не бы­ло и по­ми­на, в устах сле­до­ва­те­ля при­об­ре­та­ло зна­че­ние дей­ствия по­ли­ти­че­ско­го, с да­ле­ко иду­щи­ми по­след­стви­я­ми.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

До­про­шен­ные в ка­че­стве об­ви­ня­е­мых, По­лян­ский и Ти­тов в вы­ше­из­ло­жен­ных пре­ступ­ле­ни­ях ви­нов­ны­ми се­бя не при­зна­ли и ве­де­ние ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ка­те­го­ри­че­ски от­ри­ца­ют, но при­ни­мая во вни­ма­ние, что фак­ты на­ли­чия та­ко­вой под­твер­жда­ют­ся сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми», ОГПУ по­ста­но­ви­ло на­пра­вить ма­те­ри­а­лы де­ла «в Трой­ку ПП ОГПУ по Ура­лу для вне­су­деб­но­го рас­смот­ре­ния». По­сле окон­ча­ния след­ствия ар­хи­ереи бы­ли от­прав­ле­ны в То­боль­скую тюрь­му. 14 де­каб­ря 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Ам­вро­сия и ар­хи­епи­ско­па Про­ко­пия к ссыл­ке в Ка­зах­стан на три го­да. Епи­скоп Ам­вро­сий был от­прав­лен в ссыл­ку в го­род Тур­ке­стан, ку­да при­был в на­ча­ле сен­тяб­ря 1932 го­да. Здесь в это вре­мя жи­ло мно­го ссыль­ных мо­на­хинь из Рос­сии, и в част­но­сти из Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Епи­ско­па Ам­вро­сия при­ня­ла од­на из по­слуш­ниц оби­те­ли, Ев­фро­си­ния Жу­ри­ло. В ОГПУ вла­ды­ке ска­за­ли, что он дол­жен бу­дет от­пра­вить­ся за сто два­дцать ки­ло­мет­ров, через пу­сты­ню, в неболь­шое се­ло Сузак, где опре­де­ле­но ме­сто жи­тель­ства. Путь ту­да про­хо­дил по уз­кой и опас­ной до­ро­ге, на иных участ­ках вдоль уще­лья, и бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда вер­блю­ды сры­ва­лись с тро­пин­ки и па­да­ли в про­пасть. По­слуш­ни­ца Ев­фро­си­ния по­шла к на­чаль­ни­ку ОГПУ, чтобы упро­сить его не по­сы­лать ар­хи­ерея в столь да­ле­кое и опас­ное пу­те­ше­ствие, оста­вить его в го­ро­де, но тот от­ка­зал. Ве­че­ром вла­ды­ка бе­се­до­вал с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Утром они ста­ли со­би­рать ве­щи и го­то­вить епи­ско­па к отъ­ез­ду: со­бра­ли все необ­хо­ди­мое, до­ста­ли те­ле­гу, уло­жи­ли в нее ве­щи и да­ли пись­ма к зна­ко­мо­му ссыль­но­му док­то­ру из Санкт-Пе­тер­бур­га и к ссыль­ным мо­на­хи­ням. Вла­ды­ку уса­ди­ли в те­ле­гу и со сле­за­ми на гла­зах про­сти­лись с ис­по­вед­ни­ком. До­ро­гой епи­ско­па обо­жгло солн­цем, и он ед­ва до­е­хал до ме­ста ссыл­ки. По при­ез­де он сра­зу по­пал в боль­ни­цу; од­на­ко со­сто­я­ние его здо­ро­вья ока­за­лось на­столь­ко тя­же­лым, что, несмот­ря на все уси­лия вра­ча и се­стер, вла­ды­ка через неде­лю скон­чал­ся. При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010