Чтобы уяснить смысл этого славословия, должно сначала определить, кого прославляет Апостол: Сына ли Божия или Святую Троицу, и почему он здесь представляет царя веков в этих, а не других чертах. Амвросиаст относит славословие к Богу Отцу 1212 , а Златоуст 1213 и Феодорит 1214 – к Св. Троице. Весьма естественно думать, что Апостол, сказав о великой милости, явленной Спасителем роду человеческому, возносится духом к Св. Троице; его взору представляется святейшая любовь Бога Отца, Который предает Сына, милосердие Сына, Который принимает на Себя всю тяжесть проклятия и Своей всепрощающей любовью превращает на кресте гнев Бога в благословение, кару – в благодать, спасающую грешника, человеколюбие Св. Духа, Который сообщает нам дары духовной жизни; таким образом, он воссылает хвалу и благодарение всей Троице. «Указав, – пишет Феодорит, – на Иисуса Христа, как Подателя благ, и желая научить, что все это устроено по благоволению Отца и при содействии Божия Духа, от единого Лица перешел Апостол к общему естеству и вознес песнопение Троице, и, умолчав о Лицах, песнословит Божие естество» 1215 . На вопрос, почему Апостол в славословии перечисляет, именно, эти свойства Божии, т. е., φθρτ, ορτ, μν θε, древние церковные толкователи не дают ответа, или, точнее, они не касаются этого вопроса. – Из примеров древних славословий видно, что, славословящие, не столько прославляли силу и могущество Божие, сколько Его милосердие и правду, и другие свойства, в которых проявляется Божественная любовь и святость. Апостол не говорит об этих свойствах в своем славословии, ибо они вытекают сами собой из учения о спасении человека заслугами Ходатая, и на них с особенной силой указывается при изложении действия благодати в спасении грешника. Св. Павел поименовывает такие, именно, свойства, которые показывают силу и величие Божие и верность в исполнении Его предначертаний. И это, вот почему. Выше, Апостол показал милосердную волю Божию о спасении грешника, теперь же, переносясь мыслью к славному, независимому, неподлежащему никакому изменению Существу Божию, но все, своей премудростью направляющему к исполнению своих святейших намерений, он открывает, что эта воля о спасении грешника будет приведена в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Особенного примечания достойно, что, хотя вопрос фарисеями предложен был только об обязанности к Кесарю и, хотя сей вопрос, указанием на кинсон и заповедью: воздадите Кесарева Кесареви, разрешался достаточно и непобедимо: Господь, однако, сим не удовлетворился, но простер Свой ответ за передел вопроса, и, непосредственно, присовокупил другую заповедь: и Божия Богови, означая сим союз обеих заповедей и неполноту первой без последней. Подобно сему, и в других случаях, слово Божие обязанность к царю, непосредственно, соединяет с обязанностью к Богу. Так говорит ветхозаветный мудрец: бойся Бога, сыне, и царя 1393 . Так и Ап. Петр: Бога бойтеся, царя чтите 1394 . Без сомневия, не погрешит тот, кто и в земных делах следовать будет мановению небесному. Для чего слово Божие представляет нам мысль о царе, в непосредственной близости с Мыслью о Боге? – Без сомнения, для того, чтобы сии мысли были дружны и неразлучны в нашем сердце, и в нашей деятельности, и, чтобы мысль небесная была опорой земной. Благоговение и любовь к царю нашему, природны нам: но мысль о Царе царствующих, всего вернее дает сим чувствованиям полную силу, совершенную чистоту, незыблемую твердость и прямоту действия. При свете мысли о Боге, мы исполняем обязанности подданных и подвластных, скажу словами Апостола: в простоте сердца; не перед очима точию работающе, яко человекоугодницы, но якоже ради Христовы творяще волю Божию от души, с благоразумием служаще якоже Господу, а не яко человеком» 1395 . Каким образом, спрашивает Гофман, христианское благочестие и чистота могут зависеть от того успеха, какой имеют власти при исполнении своих обязанностей? 1396 В этом вопросе обнаруживается непонимание христианской жизни и познание того, что он уже решен церковными писателями. «Неудачи в победах, – говорит Амвросиаст , – мятеж и плен не хранят чистоты и благочестия. Ибо, как быть благочестивым тому, кто нуждается в одежде? и как сохранит чистоту тот, кто не в своей власти?» 1397 Напротив, когда «власти всюду имеют успех, – тогда мы наслаждаемся тишиною, и в мире исполняем закон благочестия» 1398 , или: «наслаждаясь внешним миром, мы мирствуем и в душе» 1399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Между тем, они утверждают, что, без исполнения некоторых определений в законе, спастись нельзя. О чем же это утверждают? спрашивает Феофилакт и, вместе с Златоустом 1008 и Амвросиастом 1009 , отвечает: «может быть, об очищениях и других внешних обрядах, соблюдавшихся по закону» 1010 . Очевидно, означенные отцы намекают на то, что Ефесские лжеучители относились к Моисееву закону так же, или почти так же, как фарисействовавшие иудео-христиане, которых обличал св. Павел в посланиях к Римлянам и Галатам. В следующем двухчленном предложении, Апостол дает оценку этим законоучителям; 1) μ νοοντες μτε λγουσιν и 2) μτε περ τνων διαβεβαιονται. Первое предложение само по себе ясно, но второе толкуется различно. Маттиес 1011 , Визингер 1012 , отчасти, Гофман 1013 и др. находят различие между двумя предложениями в том, что первое содержит характеристику самых речей лжеучителей, а второе относится к предмету этих речей, к предметам учения. Так, например, Маттиес говорит: «между тем, как выражение λγουσιν обнимает субъективные мнения, περ τνων διαβεβαιονται, напротив, намекает на объекты или предметы, о которых говорили лжеучители» 1014 . Против такого толкования, де-Ветте замечает, что оно основывается на грамматической ошибке, так как во втором предложении местоимение τνων относится не к тому, что составляет объект утверждения, а к самым утверждениям. Таким образом, у де-Ветте получается следующий перевод: «что они (лжеучители) говорят и утверждают то, что сами не разумеют». В пользу своего мнения, де-Ветте ссылается на Тит. 3:8 : περ τοτων βολομα σε διαβεβαιοσθαι 1015 . Но это место ничего по доказывает. Здесь περ τοτων не составляет объекта к διαβεβαιοσθαι, – оно относится, как видно из связи речи, к, сказанному в предыдущих стихах, о спасении людей благодатью Божией. Если принять, что διαβεβαιοσθαι 1016 значит говорить о чем-либо с силой, убедительно, то различие мыслей в выражениях μτε λγουσιν и μτε περ τνων διαβεβαιονται, ясно. С одной стороны, св. Павел обличает лжеучителей в их неведении существа закона, а с другой, – в том, что они, как таковые, высказывают непонятные, даже для их самих, мнения. Чтобы это обличение лжеучителей не могло подвергнуть подозрению самый закон и отнять у него полезные действия, которые он оказывает на человека, чтобы не могло ослабить доверенность к самому Апостолу, особенно, во мнении тех, которые были привязаны к закону и, чтобы, наконец, не привело в недоумение и тех, которые, хотя и не внимали словам лжеучителей, но и еще не вполне понимали настоящее значение закона, св. Павел, в дальнейших словах, выражает уважение к закону: καλς νμος. – Чтобы, затем, обличенные законоучители, не могли в свое оправдание укорить Апостола в незнании закона, он говорит: οδαμεν. О законе и об отношении к нему праведных и грешных

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Такие результаты мифов и генеалогий должны были обратить на себя внимание Апостола, как нарушители любви. На это Апостол даже и намекает, тотчас, после того, как сказал о мифах и генеалогиях 368 . Наклонность к вымыслам и мифическим рассказам могла подрывать авторитет Св. Писания, особенно, только начавшего тогда образовываться, новозаветного. Эта наклонность могла развиться до чудовищных размеров, до страсти все переделывать и все переиначивать, а это могло натолкнуть на неверие Св. Писанию и извратить истинную веру. И на это свойство мифов и генеалогий Апостол намекает, говоря, что мифы и генеалогии извращают веру. – Это еще не все. Если обратим внимание на эклектизм века апостольского, на его составные части, то найдем, что в него могли входить и родословные, и фантастические ветхозаветные рассказы. Выше было сказано, что Филон пользовался родословными пятикнижия, для составления особой этики, а Керинф, повествование о синайском законодательстве, в искаженном виде внес в свою систему. Из этого факта легко видеть, что и родословные и ветхозаветные повествования были некоторым материалом для построения нехристианских систем, систем, передвестниц гностицизма. Мифы и генеалогии, в смысле св. Златоуста и Иеронима, Августина и Амвросиаста , в смыле родословных и ветхозаветных фантастических рассказов, давали материал для неправильного учения. Мифы и генеалогии, в смысле св. Иринея н Тертуллиана , в смысле зародышей гностического учения, были ψευδωνμου γνσεως’ом. Зародыши гностицизма давали известную, свойственную им, окраску иудейским родословным и фантастическим рассказам из ветхозаветной истории и ветхозаветную историю начинали уже переделывать на особый лад, ее исказили в гностическом направлении. Занятия мифами и генеалогиями – вообще, некоторый иудейский элемент и зародыши гностицизма – соединялись в одно, и составляли одно лжеучение. Это прямо видно из Пастырских посланий. 1Тим. 1:6–7 относятся к тем, которые θλοντες εναι νομοδιδσκαλοι. Нельзя думать, чтобы здесь разумелись исключительно иудаисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Предположение, что Ап. Павел, обличая учения – мифы и генеалогии, имел, в частности, и систему Керинфа, не может казаться совсем невероятным. Последователь Симона Волхва, Менандр, и ученики этого последнего Сатурнин и Василид были известные христианские гностики. Упоминаемые Апостолом во 2 послании к Тимофею Именей и Филит, по всей вероятности, были склонны к гностицизму . Принимая во внимание существование сильного гностического направления уже в первые времена христианства, нам остается согласиться с Иринеем и Тертуллианом , что, под мифами и генеалогиями, Апостол разумел зародыши гностического направления, другими словами Μθοι и γενεαλογα есть, именно, ψευδωνμου γνσεως. Мифами и генеалогиями Ап. Павел имел полное право назвать гностические учения о происхождении мира, людей, душ человеческих. По своему значению, все эти учения походили на обыкновенные языческие мифы о ложных богах. По методу, в каком они излагались, и по содержанию, они походили на исчисление родов 367 . Толкования о таковых мифах и генеалогиях могли быть бесконечными, и производить длинные нескончаемые споры. Но, соглашаясь с взглядом Иринея и Тертуллиана , мы, однако, не имеем причины отвергнуть взгляды Златоуста с Иеронимом и Августина с Амвросиастом . Нам кажется, что есть основание признать все три взгляда. Мθοι и γενεαλογα, в смысле Златоуста и Иеронима, и по толкованию Августина и Амвросиаста , должны были обратить на себя внимание Апостола. Как исчисление родословых, так и рассказы вымышленных событий были противны христианскому духу. Исчисление родословных, с намерением показать свое преимущество в царстве Мессии, было противно христианской братской любви, и между христианами могло производить споры, вроде того, какой произошел между учениками Христа. Христиане-иудеи могли кичиться своим родом, христиане-язычники могли презирать своих братьев за это их кичение и гордиться тем, что они понимают закон Христов лучше, чем иудеи. Все это вносило расстройство в единое христианское общество и нарушало в нем любовь и единение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Что разумел св. Климент, говоря: μαρτυρσας πι των ηγουμνων? Одни ученые думают, что этим выражением св. Климент хотел обозначить то, что Ап. Павел скончался в конце царствования Нерона, когда Римом управляли префекты, именно, в 67–68 гг. Другие делают попытки отвергнуть эту мысль. Эти последние слова μαρτυρσας πι των ηγουμνων понимают не в том смысле, в каком должно. Μαρτυρσας они переводят не в смысле замучен, а в смысле исповедал (веру) и доказывают, что μαρτυρσας, в смысле мученической кончины, употребляется только после Климента. Такая мысль высказана Блекком 153 . Последний указывает на следующее место из послания св. Игнатия Богоносца к Ефесянам: προδς στε τν εις Θεν αναιρομενων Παλον σμμυσται, το γιασμνου, το μ ε μ а ρ τ υ ρ η μ ν ο υ 154 .– «Вы переходная ступень из числа тех, которые умерщвляются ради Бога, вы сотаинники Павла освященного, засвидетельствованного». – Возможно, что до св. Климента μαρτυρσας не употреблялось в смысле мученичества; но у Климента это слово должно быть понимаемо не в смысле только устного свидетельства веры, а и в смысле деятельного мученического свидетельства. Ведь и об Ап. Петре в разбираемом нами месте послания св. Климента сказано μαρτυρσας и, несомненно, что в данном случае это слово употреблено в значении мученической смерти. Отрицающие вторые римские узы Ап. Павла под словом τν ηγουμνων разумеют то, что св. Павел в первое свое заключение в Риме перед римскими судьями исповедал веру и отвергают, что здесь находится определенное указание на смерть Апостола во время управления префектов государством, когда Нерон перед своею смертью отправился на олимпийские игры в 67 – 68 гг. – Но такое мнение признать невозможно. сΗγουμνων стоит с определенным членом и, следовательно, употреблено в буквальном значении – стоящие во главе, управляющие. Если бы св. Климент хотел указать на римский суд, то он употребил бы более ясное и обычное название римской судебной власти. Свидетельство фрагмента Муратория В заключение, рассмотрим еще одно свидетельство, именно, – фрагмента Муратория. Этот фрагмент открыт в древнейшей Амвросиевой библиотеке. Его составление приписывается пресвитеру Каию, жившему в конце II века 155 . Его появление некоторые полагают никак не позже 170 г. 156 Сохранился фрагмент не вполне; следы времени на нем ясно заметны и ученым пришлось в некоторых местах восстанавливать текст снова. На каком языке составлен подлинный текст фрагмента, точно не известно и не определено. Гофман думает, что первоначальный текст фрагмента был греческий 157 , Креднер – африканско-народный 158 . По Гофману, фрагмент составлен, однако, в Риме, где многие владели греческим языком 159 . Во всяком случае, все ученые признают достоверным, что редакция Мураториева отрывка – латинский перевод и, притом, перевод с грубыми орфографическими ошибками. Для определения смысла фрагмента ученым пришлось очищать текст от ошибок. При этом, конечно, не обошлось без разногласий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Его до­клад, а так­же до­клад быв­ше­го то­гда то­ва­ри­ща пред­се­да­те­ля Выс­ше­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния об­нов­лен­че­ско­го я ви­дел по­сле аре­ста в мест­ном ОГПУ, на ос­но­ва­нии та­ко­вых до­кла­дов мне пред­ла­га­лись во­про­сы. На ос­но­ва­нии это­го фак­та и дру­гих у ме­ня скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что об­нов­лен­че­ская ор­га­ни­за­ция на­хо­дит­ся в по­ло­же­нии бла­го­при­ят­ство­ва­ния со сто­ро­ны вла­сти срав­ни­тель­но со ста­ро­цер­ков­ни­че­ством. Что ка­са­ет­ся мо­ти­вов и ос­но­ва­ний та­ко­го бла­го­при­ят­ству­ю­ще­го от­но­ше­ния ор­га­нов вла­сти к об­нов­лен­че­ской ор­га­ни­за­ции, то, по-мо­е­му, не мне ре­шать этот во­прос; это — де­ло ор­га­нов вла­сти. Пред­по­ло­жи­тель­но я мо­гу ска­зать, что, ве­ро­ят­но, по­то­му та­кое от­но­ше­ние, что об­нов­лен­че­ская ор­га­ни­за­ция ока­зы­ва­ет­ся под­хо­дя­щей, а мо­жет быть, и по­лез­ной для ор­га­нов вла­сти, ес­ли при­нять во вни­ма­ние до­кла­ды об­нов­лен­че­ских де­я­те­лей, ко­то­рые я ви­дел в ОГПУ, а так­же и то, что об­нов­лен­цы на­ру­ша­ют цер­ков­ные за­ко­ны и пра­ви­ла, стро­ят цер­ков­ную жизнь по сво­е­му про­из­во­лу, про­из­во­дят раз­де­ле­ния в цер­ков­ной жиз­ни, что мо­жет быть бла­го­при­ят­ным для ор­га­нов вла­сти, ста­вя­щей сво­ей за­да­чей борь­бу с ве­рой и Цер­ко­вью...» В сен­тяб­ре 1931 го­да «де­ло» ар­хи­епи­ско­па бы­ло за­кон­че­но. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии упол­но­мо­чен­ный Ямаль­ско­го от­де­ла ОГПУ на­пи­сал: «В Ямаль­ский Окруж­ной от­дел ОГПУ по­сту­пи­ли све­де­ния, что адми­ни­стра­тив­но-ссыль­ные епи­ско­пы По­лян­ский и Ти­тов, на­хо­дясь в ссыл­ке в се­ле Му­жи в 1929 го­ду, устра­и­ва­ли с мест­ным зы­рян­ским и ту­зем­ным остяк­ским на­се­ле­ни­ем ши­ро­кие свя­зи... на поч­ве ве­де­ния бе­сед на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, при­да­вая им ан­ти­со­вет­ский уклон... со­вер­ша­ли неза­кон­ные в до­мах бо­го­слу­же­ния, а так­же про­во­ди­ли яв­но ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Впо­след­ствии упол­но­мо­чен­ным ОГПУ бы­ли пе­ре­ве­де­ны По­лян­ский — в Шу­рыш­ка­ры, а Ти­тов — в де­рев­ню Ки­е­ват, где про­дол­жа­ли ту же са­мую де­я­тель­ность, ока­зы­вая вред­ное вли­я­ние на окру­жа­ю­щие их тем­ные мас­сы, в ре­зуль­та­те че­го ли­ца, на­хо­дя­щи­е­ся с ни­ми в наи­бо­лее тес­ных свя­зях, ста­ли ак­тив­но вы­сту­пать про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти, как на­при­мер про­тив за­кры­тия церк­ви, про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции, рас­про­стра­не­ния зай­мов и так да­лее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

30 июля 1931 го­да епи­скоп Ам­вро­сий и ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий вновь бы­ли аре­сто­ва­ны. Под­лин­ной при­чи­ной аре­ста яви­лась нена­вист­ная без­бож­ным вла­стям глу­бо­кая ве­ра свя­ти­те­лей, их неже­ла­ние ид­ти на ком­про­мис­сы, сам об­раз жиз­ни, ко­то­рый они ве­ли в глу­хой ссыл­ке; раз­дра­жа­ло, что ар­хи­ереи осме­ли­лись слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в ссыл­ке, хо­тя на служ­бах при­сут­ство­ва­ло все­го несколь­ко че­ло­век, раз­дра­жа­ло и то, что свя­ти­те­ли пе­ре­пи­сы­ва­лись с на­хо­див­шим­ся на край­нем се­ве­ре Пат­ри­ар­шим Ме­сто­блю­сти­те­лем мит­ро­по­ли­том Пет­ром. Ре­ше­ние об их аре­сте бы­ло при­ня­то в Москве, и по­то­му до­про­сы сви­де­те­лей и по­иск об­ви­не­ний на­ча­лись уже по­сле аре­ста. Дочь цер­ков­но­го ста­ро­сты Ан­то­ни­на Ро­че­ва по­ка­за­ла: «В про­шлом го­ду, ко­гда по­шли раз­го­во­ры сре­ди на­се­ле­ния, что за­кро­ют цер­ковь, По­лян­ский мо­ей ма­те­ри и мо­е­му от­цу го­во­рил: «Со­би­ра­ют­ся вас за­крыть, осквер­нить цер­ковь, да­вать за­кры­вать ее не на­до, ина­че все бу­де­те без­бож­ни­ка­ми, и вас Бог на­ка­жет. Ес­ли не со­гла­си­тесь, цер­ковь на­силь­ствен­но не за­кро­ют». Я на со­бра­нии вы­сту­пи­ла за то, чтобы цер­ковь не да­вать. Я го­во­ри­ла по­то­му, что бо­я­лась быть без­бож­ни­цей. Так­же вы­сту­пил про­тив за­кры­тия церк­ви и мой отец — цер­ков­ный ста­ро­ста. Отец... вел ра­бо­ту за остав­ле­ние церк­ви, со­би­рал день­ги, и в ре­зуль­та­те его при­су­ди­ли к штра­фу в сто пять­де­сят руб­лей. Ко­гда отец по­лу­чил при­го­вор су­да, По­лян­ский при­хо­дил к нам и го­во­рил: «Вас мест­ная власть осу­ди­ла невер­но, по­да­вай­те жа­ло­бу, вас оправ­да­ют». Он го­во­рил: «В га­зе­тах пи­шут, что то­ва­ров не бу­дет, а хлеб и бу­дет, но он бу­дет до­ро­гой. На­до вам по­сте­пен­но за­го­тов­лять, а то при­дет­ся го­ло­дать. Все идет к худ­ше­му. Рань­ше жи­лось луч­ше, сей­час нет ни­че­го, все­го мень­ше и мень­ше...» По­лян­ский устра­и­вал бо­го­слу­же­ния, на ко­то­рых бы­ва­ли жен­щи­ны-зы­рян­ки. Я ви­де­ла у него на мо­лит­ве на Пас­ху Ма­рию Дьяч­ко­ву и ста­ри­ка ссыль­но­го Те­рен­тия Жу­пи­ко­ва».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

— При­зна­е­те ли вы его за за­кон­но­го ар­хи­ерея?» Ар­хи­епи­скоп Се­ра­фим от­ве­тил, что при­зна­ет, но он со­гла­сен, что ре­ше­ние это­го во­про­са неод­но­знач­но. «А для ме­ня и, на­вер­ное, для дру­гих здесь при­сут­ству­ю­щих Ев­до­ким во­все не Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший мит­ро­по­лит, а быв­ший ар­хи­епи­скоп, по­то­му что он при­со­еди­нил­ся к от­ще­пен­цам (са­мо­зва­но­му ду­хо­вен­ству, от­ко­лов­ше­му­ся от Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и, по его идео­ло­гии, от Церк­ви Хри­сто­вой). Са­ми по­су­ди­те, кто у них бы­ли пер­вы­ми вер­ши­те­ля­ми дел? Быв­ший ар­хи­епи­скоп Ан­то­нин, со­сто­я­щий на по­кое в За­и­ко­но­спас­ском мо­на­сты­ре. Он из лич­ных сче­тов по­шел про­тив Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, а к нему при­мкну­ли и про­чие из ду­хо­вен­ства с тем­ным про­шлым. Ан­то­нин ока­зал­ся бо­го­хуль­ни­ком. Он, как нам из­вест­но, идет про­тив по­чи­та­ния угод­ни­ков Бо­жи­их, при­зна­ет толь­ко Свя­тую Тро­и­цу и свя­щен­ные со­бы­тия из жиз­ни Хри­ста и Бо­го­ма­те­ри, ико­но­стас он на­зы­ва­ет ненуж­ной пе­ре­го­род­кой, ко­то­рую по­ра, по его сло­вам, сло­мать. Епи­скоп Лео­нид нам ма­ло из­ве­стен, но он, несо­мнен­но, под­куп­лен, дабы рас­ша­ты­вать ка­но­ни­че­ские устои свя­то­го Пра­во­сла­вия. Вве­ден­ский, быв­ший пет­ро­град­ский свя­щен­ник, а ныне же­на­тый ар­хи­ерей, чуть ли не из ев­ре­ев. Свя­щен­ник Бо­яр­ский вы­ска­зал­ся ко­щун­ствен­но на их неза­кон­ном Со­бо­ре про­тив по­чи­та­ния свя­тых мо­щей. Вот эти опо­ро­чен­ные ли­ца и вос­ста­ли про­тив Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и свя­то­го Пра­во­сла­вия. Вот к ним и при­со­еди­нил­ся ар­хи­епи­скоп Ев­до­ким и тем са­мым от­ка­зал­ся от Церк­ви Хри­сто­вой, а по­то­му он не мо­жет быть за­кон­ным ар­хи­ере­ем». По­сле об­суж­де­ния во­про­са о при­ми­ре­нии и объ­еди­не­нии с об­нов­лен­ца­ми со­сто­я­лось за­кры­тое го­ло­со­ва­ние, на ко­то­ром боль­шин­ство ар­хи­ере­ев вы­ска­за­лось про­тив по­доб­но­го ша­га. Через год епи­скоп Ам­вро­сий сно­ва был аре­сто­ван.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Те­рен­тий Жу­пи­ков, жив­ший в од­ном до­ме с епи­ско­пом, бу­дучи вы­зван в ОГПУ, по­ка­зал: «В се­ле Шу­рыш­ка­ры он (епи­скоп Ам­вро­сий) об­жил­ся, все у него зна­ко­мые, близ­ко по­зна­ко­мил­ся с зы­ря­на­ми и остя­ка­ми. Он бы­ва­ет в до­мах у каж­до­го зы­ря­ни­на, неко­то­рые за­хо­дят и к нему, ча­сто бы­ва­ют у него остя­ки, ко­то­рые снаб­жа­ют его ры­бой, жи­ром и дру­гим, в чем он ощу­ща­ет на­доб­ность. Бе­сед с ни­ми он не вел, так как они вза­им­но один дру­го­го не по­ни­ма­ют, но он с ни­ми бы­ва­ет лю­бе­зен. Мне и мо­е­му то­ва­ри­щу Сер­ги­ен­ко го­во­рил: «Сей­час на­ста­ло вре­мя го­не­ния на Цер­ковь, ве­ру­ю­щих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Сей­час власть вы­сы­ла­ет на­род за то, что они ве­ру­ю­щие и не хо­тят за­кры­вать церк­вей, не хо­тят быть без­бож­ни­ка­ми. Ведь вез­де церк­ви за­кры­ва­ют­ся на­силь­но, под дав­ле­ни­ем вла­сти, а раз церк­ви за­кро­ют, яс­но, на­род бу­дет неве­ру­ю­щий. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей вы­сы­ла­ют за то, что они слу­жат Церк­ви, дру­гих пре­ступ­ле­ний нет. Вот вы­сла­ли ме­ня, за что, не знаю, так же не зна­ют и дру­гие, за что их вы­сла­ли. Вот аре­сто­ва­ли в Хер­соне од­ну зна­ко­мую мне ста­руш­ку. Ви­ди­мо за то, что она ве­ру­ю­щая и по­сы­ла­ла мне по­сыл­ки». Он ме­ня и Сер­ги­ен­ко спра­ши­вал, за что мы со­сла­ны и с ка­ко­го го­да на­хо­дим­ся в ссыл­ке. Я ему ска­зал, что я был аре­сто­ван в ян­ва­ре 1930 го­да и на­прав­лен в ссыл­ку вме­сте с од­но­сель­ча­ни­ном. Он на это мне ска­зал: «Вас вы­сла­ли в свя­зи с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей, на­вер­но, на­род в кол­хоз не шел; чтобы осталь­ных при­пуг­нуть, взя­ли вас аре­сто­ва­ли, а остав­ши­е­ся по­шли в кол­хоз». Он нам ча­сто до­ка­зы­вал ис­тин­ность Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ру­гал все­гда сек­тан­тов, что они шар­ла­та­ны и об­ман­щи­ки». Зав­хоз орг­бю­ро ОКРИКа Ко­нев по­ка­зал: «Епи­скоп По­лян­ский по при­бы­тии его в се­ло Шу­рыш­ка­ры имел тес­ную связь с Ре­че­вым и Дьяч­ко­вым... Связь их за­клю­ча­лась в том, что По­лян­ский ча­стень­ко по­се­щал их квар­ти­ры, и они так­же к нему хо­ди­ли.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010