В своем определении августиновское Царство Божие более приближается к тому Евангельскому Царству, которое определяется, как владычество Бога, Его царствование, – это последнее определение Евангельского Царства Божия отличается более внешним характером, чем указанное раньше. IV Глава. «Тайны» Царства Божия в учении о нем блаженного Августина. Земное царство. Тайны царства Божия, раскрытые в Евангелии, уясняются и в сочинении блаженного Августина , то есть и в сочинении блаженного Августина, как и в Евангелии, мы находим не только определение сущности, природы Царства Божия, но и раскрытие частных сторон его. Так, по учению блаженного Августина , как и по учению Евангелия, Царство Божие, несомненно, – дар Божий. Не сам человек избавил себя от погибели после грехопадения, а Бог извлек из падшего человечества определенное число праведных для наполнения Царства Своего, и сделал это не по заслугам этих праведников, а только по Своей благодати, любви 146 . От Бога – Царство Его. Правда, дар Божий в учении о Царстве Евангелия и Августина касается разных сторон Царства Божия: по Евангелию – внутренней стороны, настроения, по Августину – внешней, собственно начала, основания царства. Но это последнее происходит в силу одной уже указанной особенности учения о Царстве Божием блаженного Августина , по которой он более останавливается на внешней стороне Царства в ущерб внутренней. Как общество свободно-разумных существ, добрых ангелов и таких же людей Царство Божие разделяется на две части. Одна часть – на небе, ангелы; другая – на земле, люди. 147 Одни, люди, странствуют, подвизаются; другие помогают 148 . При посредстве ангелов дано людям Священное Писание 149 ; ангелы сорадуются людям, содействуют и помогают им приносить себя самих в своих сердцах в жертву Богу. 150 Таковы отношения обеих частей Царства Божия. Как общество только благочестивых людей Царство Божие одно, но периоды его различны. Один период – от начала Царства Божия до конца мира; другой – время будущего века, имеющего наступить после воскресения мертвых, Страшного Суда и кончины мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

3 Блаженный Августин . О Граде Божием. Книга 1, глава 35, страница 59. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994, в четырех томах. Репринт. Киев, 1905–1910. В последующих цитатах мы будем указывать только книгу (римская цифра), главу (арабская цифра) и страницу (арабская цифра) этого издания сочинения блаженного Августина . 13 Светлов П., протоиерей. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания (богословско-апологетическое исследование). Богословский Вестник. 1902. Октябрь. С. 122–123. 14 Трактат о евангельском Царстве Божием мы составили по руководству сочинения А. Иванова и протоиерея Светлова. При этом предпочтение мы отдавали сочинению А. Иванова , как более глубоко исследующему вопрос о Царстве Божием в евангельском понимании его. Считаем нужным сказать еще следующее. Нас могут упрекнуть в том, что мы слишком близко держались текста тех пособий, которые имели под руками, собственно сочинения Иванова. Но мы и не думаем поставлять себе в заслугу самого содержания трактата об евангельском Царстве Божием. Мы уже сказали раньше, что вопрос о Царстве Божием по Евангелию не составляет специального предмета нашего исследования. В этом последнем он имеет только то значение, что благодаря наличию его выдерживается план нашего сочинения; без него же он не был бы выполнен. Потому-то мы и всю задачу нашу в этом случае видели только в передаче, по возможности своими словами, того содержания, какое находили в пособии, и в той мере, в какой это нужно для нашей цели. Некоторые места приводили буквально – это там, где краткость речи автора вызывала это. 39 Язычники, увлеченные неоплатонизмом, считали тело препятствием для спасения; поэтому, с их точки зрения, тела нужно всячески избегать. А христианство учит, что Сын Божий нарочно воспринял человеческое тело, чтобы спасти людей. Так создавалась в умах язычников дилемма относительно христианства, ни понять, ни разрешить которой они не могли и из-за которой нападали на него. 78 Мы увидим впоследствии, что у Царства Божия есть враги, составляющие особое царство, которое блаженный Августин изображает под именем Града земного. Теперь, при изложении истории Царства Божия и характеристики членов его, мы будем излагать вместе и историю царства земного и давать характеристику членам его: в начальном периоде обе истории царств слишком тесно связаны между собой, чтобы разделять их. А в силу этого и характеристика членов обоих царств излагается совместно. Кроме того, впоследствии нам пришлось бы излагать историю царства земного и делать характеристику членов его. А теперь, в связи с историей Царства Божия и характеристикой членов его, делать это удобнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Введение Предварительные сведения о сочинении блаженного Августина «О Граде Божием» – исторические обстоятельства появления сочинения, его значение, цель,задача, план, разделение содержания. Источники и пособия при написании нашего сочинения Думаем, излишне излагать замечательную, редкостную биографию блаженного Августина : для правильного понимания его учения о Царстве Божием, а стало быть, и для нашей работы, факты его личной жизни не имеют непосредственного значения. А всякий, интересующийся его жизнью, может познакомиться с ней и в его собственной «Исповеди», и не в одной книжке разных авторов, кратко или более полно излагающих обстоятельства жизни великого Иппонского святителя. Мы прямо займемся самим сочинением его «О Граде Божием» и сообщим несколько предварительных сведений о нем. Здесь мы узнаем исторические обстоятельства появления сочинения, его значение, цель, задачу, план и тому подобное. А это все прольет немалый свет на понимание самого учения блаженного Августина о Царстве Божием. Чтобы выяснить исторические обстоятельства появления указанного сочинения блаженного Августина , значение его в борьбе с язычеством, для этого надо по возможности во всей полноте рассмотреть исторические обстоятельства и состояние борьбы христианства и язычества в период, предшествовавший его появлению. Но так как эта последняя работа 1 сделана еще раньше нас, то ввиду избежания ненужных повторений мы считаем возможным не излагать во всей полноте, а только кратко наметить те положения, которые могли бы с достаточной ясностью указать обстоятельства появления и значение Августинова сочинения. Положения эти следующие. Когда появилось христианство , язычество волей-неволей должно было так или иначе отнестись к нему. Сначала оно не обратило внимания на него, считая его одной из иудейских сект. Но ближайшее знакомство с христианством показало язычникам, что пренебрегать им нельзя: тенденции его слишком велики, а главное – сродны, в частности, римским язычникам (а их-то отношения к христианству нам и интересны).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Феодорит). «Возгордившись же, впадет он в сети диавола, ибо сатана, воспользовавшись случаем его возгордения, низвергнет его в пропасть» ( Амвросиаст , Сравн. Гал. 6:3 ; Лк. 14:11 ). 96 О диаконах даются наставления еще более снисходительные. От них особенно требуется молчаливость, благонадежность в хранении тайн, чтобы они не пили много вина, не были склонны к корыстолюбию. И они не должны быть из новообращенных, и их должно испытывать в нравственной годности к служению в церкви. По изъяснению св. И. Златоуста, не двоязычным значит: не лукавым, не хитрым; «ибо ничто столько не делает человека бесчестным, как лукавство; и ничто не приносит столько вреда Церкви, как хитрость». «Не вину многу внимающим» – Апостол заповедал диаконам, быть может, потому, что они заведовали вообще хозяйственною частью, в том числе и вином, а также и всякими приношениями, в том числе и денежными, почему Апостол заповедует им быть не скверно-стяжателями, под которыми блаж. Феофилакт разумеет тех, «кои не отказываются ни от какой выгоды, откуда бы она не приходила». «Принимая здесь скверно-стяжателя за скупого любостяжателя и сребролюбца,» говорит он, «быть может, Апостол намекает на скупое раздаяние диаконами церковных богатств и присвоение их себе». Достойно внимания еще следующее замечание св. И. Златоуста: «Смотри, он (Апостол) и здесь говорит: не новокрещенну. Ибо выражение: и сии да искушаются прежде, то же значит, что сказанное им о епископах». «Таким образом, Апостол требует осторожности избрания лиц на церковные должности, требует, чтобы не было сомнения в действительном присутствии у избираемого тех качеств, какие нужны. Такое именно испытание практиковалось в апостольское время, как видно из факта избрания семи диаконов» (см. П. Полянского, стр. 395). 97 Продолжая говорить о диаконах, Апостол касается и их по Церкви сослужительниц (диаконисс) и жен, советуя им быть не клеветницами, а диаконам, как епископам и пресвитерам, единоженами и хорошо ведущими дом свой и воспитание детей, причем поощряет их достижением высших степеней иерархии и вообще совершенства о Христе Иисусе, обещавшем служащему Ему: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» ( Ин. 12:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Оптинский игумен Марк вспоминал, что старец Амвросий принимал всех, не делая различия в зависимости от положения человека в обществе: «К согрешающим, но чистосердечно кающимся и исправляющимся был снисходителен безмерно. Он не различал богатого и убогого, достойного и недостойного, по примеру Господа... лишь бы заблудших возвратить на путь истины и привлечь к страху Божию. Никогда не порицал он чужих согрешений, и не терпел он клеветы, не разбирая лиц». Митрополит Евлогий (Георгиевский), с юности неоднократно бывавший у старца Амвросия и благословлённый им на принятие монашества, так описывал старца: «Не высокими поучениями, не прописями отвлечённой морали назидал и ободрял он людей – меткая загадка, притча, которая оставалась в памяти темой для размышления, шутка, крепкое народное словцо... – вот были средства его воздействия на души. Выйдет, бывало, в белом подряснике с кожаным поясом, в шапочке – мягкой камилавочке, – все бросаются к нему. Тут и барыни, и монахи, и бабы... Подчас бабам приходилось стоять позади – где ж им в первые ряды пробиться! – а старец, бывало, прямо в толпу – и к ним, сквозь тесноту палочкой дорогу себе прокладывает... Поговорит, пошутит, – смотришь, все оживятся, повеселеют. Всегда был весёлый, всегда с улыбкой. А то сядет на табуреточку у крыльца, выслушивает всевозможные просьбы, вопросы и недоумения. И с какими только житейскими делами, даже пустяками, к нему не приходили! Каких только ответов и советов ему не доводилось давать! Спрашивают его и о замужестве, и о детях, и можно ли после ранней обедни чай пить? И где в хате лучше печку поставить? Он участливо спросит: “А какая у тебя хата-то?” А потом скажет: “Ну, поставь печку там-то...”» Отца Амвросия часто спрашивали: как жить? Старец отвечал прибауткой: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение», а иногда говорил серьёзнее: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, – чуть только одной точкой касаться земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сумме, какая отпускалась 3299 на отца Павла 3300 , наведу справки и переговорю с кем следует. Жаль, что пропущено время. Надлежало бы поднять вопрос о переводе ее в год его кончины. Ежели отказываетесь от секретарства; кого на это дело имеете в виду? 3301 По вниманию к Вашему предстательству за Полянска- —530— го 3302 , он уволен от учительства в Звенигороде, и сделан смотрителем духовного училища (в Жировицах). М. Сергий 23 декабря (1896 г.?) 51. † 13 сентября (1897 г.?) Любезнейший Николай Иванович ! Статью возвращаю. 3303 В ней ничего нет сомнительного, и напечатать ее можно. Я никого из миссионеров не приглашала и никому не поручал писать ответы на раскольнические вопросы. Кроме тех книжек «Правды» 3304 , который Вы мне давали 3305 , я не видал, и вопросов, обращенных ко мне, не знаю. С Максимовым 3306 хотя виделся, но ничего о раскольнической газете с ним не говорил. А говорили с ним о Кузнецов 3307 , и поручал —531— ему уведомить Вас, что из Гуслицкой суммы ежегодно будет выдаваемо этому миссионеру по шестисот рублей. Теперь слышу, что он тяжко заболел. Радуюсь, что Вы живете «привольно». Запаситесь здоровьем. М. Сергий 52. † Любезнейший Николай Иванович ! Корректуру возвращаю. О ней заговорил со мной сам Константин Петрович. Он за лучшее почел статью не пропускать, а снестись по сему к генерал-губернатору. Я с своей стороны просил его сообщить мне, какие будут последствие этого сношения. 3308 —532— Воспользовавшись этим, я спросил его, хорошо ли то, что газеты светские возвещают о перенесении мощей митрополита Амвросия 3309 ; а Братское Слово по этому предмету, —533— который однако же близко его касается совсем молчит. Тогда он сознался, что Вы писали ему; но также предпочел обратиться к генерал-губернатору, прося его о обуздании тех двух лиц, которые стараются осуществить эту затею. Он прибавил, что писал в Австрии и к послу, и к консулам, чтобы они с своей стороны предостерегли австрийское правительство, от содействия скандальному предприятию. В заключение я спросил: может ли Субботин что-либо печатать по этому предмету? – Он воскликнул: «Сделайте одолжение. Пусть печатает, не стесняясь».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рассмотренном выражении, Апостол не только призывает Тимофея к проповеданию истины, но и сообщает ему о результатах этой деятельности. Поступая так, Тимофей будет добрым служителем Иисуса Христа 2032 , т. е. сам сохранит себя в видимой Церкви, и других, сохранит нерушимым видимое Христово общество (κκλησα). Это вытекает из понятия δελφος и δικονος. То и другое указывает на видимое общество, на известные отношения людей друг к другу и ко Христу. Затем, поступая так, т. е., внушая истинную веру, Тимофей будет питаться словами веры и добрым учением, и будет пребывать в благочестии 2033 . Нельзя не заметить, что здесь Апостол излагает свои мысли в том же порядке, как и при определении дома Божия: говорит о видимых отношениях верующих 2034 , истине веры 2035 и о благочестии 2036 . В частности, выражением καλς σ δικονος Χριστο ησο 2037 Апостол напоминает Тимофею об обязанности, которая лежит на нем, как служителе делу Христа, истинного света 2038 , верного свидетеля истины 2039 и самой Истины 2040 . Вместе с этим, Апостол возводит мысль Тимофея к обетованию, которое дано верным слугам Христовым 2041 . Он хочет сказать, что Тимофей, по своему званию и обязанностям, должен проповедовать истинную веру и оберегать верующих от всяких лжеучений, и что за эту деятельность он получит награду, обещанную слугам Христовым. Так объясняет рассматриваемое выражение Амвросиаст 2042 . " Εντρεφμενος τος λγοις τς πστεως. Настоящее причастие ντρεφμενος 2043 употреблено здесь, по замечанию Бенгеля 2044 , в смысле прошедшем – воспитанный, вскормленный и, в то же время, указывает на постоянное воспитание 2045 . Тимофей воспитан словами веры – λγοις τς πστεως. Эти слова внушены ему с юных лет, с возрастом вкоренились в душе его, и получили преобладающее влияние в жизни его. Таким образом, λγοις τς πστεως всегда служили и служат для Тимофея воспитательным и образовательным средством. Λγοι, в настоящем месте, могут означать умозрительное учение веры, т. е. истины христианского верования; они (λγοι) указывают здесь прямо на тайну благочестия 2046 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ст. 20. τος μαρτνοντας νπιον πντων λεγχε να κα ο λοιπο φβον χωσιν – согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Некоторые комментаторы 2273 полагают, что речь Апостола о пресвитерах окончилась 19 стихом, и потому, под τος μαρτνοντας разумеют не пресвитеров, а, вообще, всех членов церкви. Основанием такого понимания служит некоторая грамматическая разность между 19 и 20 стихами. В 19 стихе употреблено единственное число – κατ πρεσβυτρου κατηγοραν, тогда как в 20 – множественное – τος μαρτνοντας. Но, по некоторым спискам, напр., AD, стих начинается частицей δ, которая, несомненно, как думает и Гольтцман 2274 , показывает, что предыдущая речь продолжается. Кроме этого, при объяснении слова μαρτνοντας, нужно иметь в виду не два стиха – 19 и 20, а шесть – с 17 по 22. В этих стихах речь идет, исключительно, о пресвитерах, что явствует, как из внутренней связи этих стихов, так и из толкования их Златоустом, Феодоритом, Амвросиастом и др. μαρτνοντας, таким образом, должно принимать за противоположность – ο καλς προεσττες. μαρτνοντες – пресвитеры, по своей жизни и деятельности стоящие на дурной дороге, или, по значению в Св. Писании, μαρτνοντες, открытые грешники 2275 и даже, хвалящиеся грехом ( Ис. 3:9 ). Согрешающих пресвитеров, Тимофей должен обличать – λγχειν. λγχειν, на языке Св. Писания, означает уличить, открывать несправедливые поступки 2276 и подвергать наказанию для исправления 2277 . Обоим значениям соответствует еврейское , которое 70, большей частью и переводят через λγχειν 2278 . , от , что значит уличать, укорять 2279 , наказывать, карать ( 2Цар. 7:14 ); таковые значения этому слову приписывает и Гезениус 2280 . Златоуст, в разбираемом месте, слово λγχειν принимает в значении наказывать 2281 . Можно принимать λγχειν и в том, и другом значении; иногда, для согрешающего, достаточно словесного обличения, а иногда потребно наказание. То и другое должно совершать в присутствии всех – νπιον πντων. Это выражение относится к λγχειν, а не к μαρτνοντας 2282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ст. 22. χερας ταχως μηδεν πιτθει μηδ κοιννει μαρταις λλοτραις σεαυτν γνν τρει – Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Решим, сперва, вопрос о том, какое разумеется здесь рукоположение. По мнению некоторых толкователей, здесь говорится о том рукоположении, посредством которого еретики 2295 или падшие 2296 вторично принимались в церковное общение. Но это мнение не может быть принято: передостережение от поспешности принимать еретиков и падших, конечно, раскаявшихся, противно духу христианской любви, а потому, и не может быть мыслью великого Апостола. На этом же основании несправедливо и мнение Гутера, который утверждает, что в разбираемом месте разумеется известный знак сообщения благоволения. Это мнение у Гутера, кроме того, недостаточно обосновано. Не может здесь разуметься и руковозложение, совершаемое над крещаемыми. В таком случае, Тимофей должен быть бы предупрежден от поспешного совершения крещения. В данном стихе говорится о рукоположении во пресвитера, что утверждают св. отцы и другие толкователи. Так, св. Златоуст говорит: «здесь присовокупил (Ап. Павел) то, что было всего более благовременно, что преимущественно содействует устроению Церкви – именно, о рукоположенных. Что значит скоро? – спрашивает св. отец, и отвечает: – не по первом, не по втором, не по третьем испытании, но, неоднократно рассмотрев, и тщательно исследовав, так как это дело небезопасное» 2297 . Блаж. Феодорит, приведши слова Апостола: рук ни на кого не возлагай поспешно, замечает: «надлежит исследовать, прежде, жизнь рукополагаемого, а потом призвать на него благодать Духа» 2298 . «Епископ, – пишет преосв. Макарий, – имеет право рукополагать во священника и прочие чины церковные на основании слова Божия ( 1Тим. 5:22 ; Тит. 1:5 )» 2299 . Μηδ κοιννει μαρταις λλοτραις – и не делайся участником в чужих грехах. Само по себе κοιννει μαρταις λλοτραις, может означать или участие в греховном деянии других, или в принятии наказания за грех их ( Откр. 18:4 ). Но то и другое значение почти не имеет различия. Участие в грехе влечет общность в наказании. Епископ, от невнимания или поспешности поставляющий недостойного в пресвитера, отвечает за грехи, которыми последний очернил себя. «За грехи, которые он соделал, и ты подвергнешься наказанию, – говорит Златоуст. – Ты подвергнешься наказанию за соделанные им, как прежние, так и будущие грехи. Ибо неблаговременно отпустив ему прежние грехи, ты сделаешься виновником и в тех, которые он совершил в последствии времени, – именно, будешь причиной сих последних, потому что вверил ему начальство, а в прежних, – потому что не дал ему оплакивать их и придти в состояние сокрушения» 2300 . Ту же мысль, в данном случае, высказывает и Амвросиаст 2301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Итак, учение лжеучителей и не имело точно определенного смысла, и не было выработанной еретической системой. Что же, в таком случае, представляло из себя лжеучение, называемое Апостолом мифами и генеалогиями, или, вообще, ложным знанием? За разрешением поставленного вопроса обратимся к церковным писателям и истории, не упуская из вида и всего сказанного выше. Древние церковные писатели дают три взгляда или ответа на содержание генеалогий. По первому – Ап. Павел генеалогиями называл иудейские родословные. Лжеучители, обличаемые им, были иудеи, может быть, и принявшие христианство, но занимавшиеся своими родословными, и ими доказывавшие свое происхождение от Авраама, и свои права и преимущества в царстве Мессии, и через это старавшиеся приобрести первенствующее значение среди христианского общества. Так объясняют св. Златоуст 311 и блаж. Иероним 312 . По второму взгляду, еретики, которых Апостол имеет в виду, занимались вымышленными иудейскими преданиями и фантастическими сказаниями о своих предках, увенчивали их ореолом святости и рассказывали о ветхозаветных лицах и событиях вымышленные чудесные истории. Такое объяснение генеалогий дают бл. Августин 313 и Амвросиаст 314 . По третьему взгляду, обличаемые Апостолом еретики были первые гностики, которые, хотя не имели еще определенного выработанного учения, но начинали великое гностическое движение и учили об эманации духов. По этому взгляду, под генеалогиями, Апостол разумеет зародыши гностического учения об эманации духов и борется, именно, с зародышами гностицизма, который уже начал свою историческую жизнь в его время. Такой взгляд на генеалогии высказали св. Ириней 315 и Тертуллиан 316 . Какой взгляд имеет за собою более данных и более твердое основание? Или все три взгляда могут быть признаны правильными? История показывает, что во времена Апостолов были и такие иудеи, которые постоянно носились со своими родословными и такие, которые занимались вымышленными рассказами из ветхозаветной истории. Очень возможно даже, что были и такие, которые в одно и то же время занимались обоими этими упражнениями. Это легко видеть из того, что слишком усердно заниматься родословными своих предков можно только при преувеличенном значении самих предков. Хронологические даты своих предков легко совмещаются с увенчанием их ореолом особой святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010