Инзарский или Инсарский Богородицкий Одигитриевский монастырь Девичий. Находился в Пензенской Епархии в уездном городе Инсаре и принадлежал к Синодальной области. Иннокентиев Спасо-Преображенский монастырь Упразднённый при Штатах 1764 года Вологодской Епархии мужской. Находился в Грязовецком уезде на реке Еде или Годе, впадающей в реку Пежу. От Вологды отстоял он к юго-востоку в 5и вёрстах, а от Грязовца в 12. Строения в нём все были деревянные, а настоятельство Игуменское. Крестьян было за монастырём сим 428 душ. По упразднении церковь монастырская обращена в приходскую окружных селений, и определён священник с причтом. Этот монастырь основан был около половины, или вероятнее, в конце XV века Преподобным Иннокентием, от имени коего он и название получил. Сей Преподобный был из фамилии Бояр Охлебининых и сродник Хворостининых, а по пострижению в Кириллове Белоезерском монастыре был учеником Преподобного Нила Сорского, с которым и путешествовал по восточным Святым местам, жил несколько лет в Афонских и некоторых Константинопольских монастырях, а напоследок с ним возвратился паки в Кириллов Белоезерский монастырь;·потом когда Преподобный Нил отошёл в пустынь на Сору реку, то с ним же жил несколько времени в той пустыни и этот ученик его. Но наконец, Преподобный Нил отпустил его и послал в Вологодский тогдашний уезд на реку Нурму, предсказав ему: «Бог тя имать прославити тамо, и твоя обитель будет обща, а моя пустынь будет, как при животе моем, такожде и по смерти моей, и братия по единому имут жити в кельях своих». Преподобный Иннокентий, достигши реки Нурмы, избрал в 10 вёрстах от оной пустое место на упомянутой речке Еде, и основал там общежительный по уставу учителя своего монастырь, в котором и преставился в 6999/1491 году, Марта 1. Мощи его почивают там под спудом под бывшей монастырской Благовещенской церковью. Перед кончиной оставил он братии своей следующее завещание: «Се аз убогий инок Иннокентий написал есмя сий завет, аще кому повелит Бог жити в пустыни нашей, прежде всех о сем молю вас, Господа ради, поминайте меня грешного во святых молитвах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К стр. 94 68 . Прибавление: 9 . АВГУСТИН Виноградский, в 1806 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1812 году, Июля 14, – Св. Александра Невского. С 1811 года Июня 16 поручено было ему управление дел Епаршеских Московской Митрополии. В 1812 году, Декабря 28, Высочайше повелено: «по случаю кончины Преосвященного Митрополита Платона, впредь до назначения местного Архиерея, продолжать управлять Епархией Московской и проч.» В 1814 году, Августа 30, пожалован Архиепископом Дмитровским, управляющим Митрополией Московской, Троице-Сергиевой Лавры Архимандритом и Членом Святейшего Синода. К стр. 107 69 . Прибавление: 21 . АНАСТАСИЙ Братановский в 1805 году был присутствующим в Святейшем Синоде, в 1806 году, Декабря 7, наименован Членом оного, но 9 числа того же месяца скончался. 22 . СИЛЬВЕСТР Лебединский, в 1807 году, Января 25, переведён из Епископов Полтавских Архиепископом. В 1808 году, Января 10, по прошению его уволен на покой с пенсией в Глуховский Петропавловский монастырь; но на пути своём из Астрахани в Острогожском уезде, в слободе Ровеньках, заболев, через три дня, 5 Ноября, скончался. Погребён в оной слободе Ровеньках Воронежской Семинарии Ректором Архимандритом Афанасием. 23 . ГАИЙ Токаов, в 1808 году, Января 10, переведён из Пензенских Епископов Архиепископом. К. стр. 129 70 . Прибавление: 21 . ИРИНЕЙ Клементьевский, в 1814 году, Августа 30, уволен от Синода и от Епархии с пенсией. 22 . МЕФОДИЙ Смирнов, переведён из Тверских в 1814 году, Августа 30. Глава VI. Епархия РЯЗАНСКАЯ К стр. 134 71 . Прибавление: 50 . АМВРОСИЙ Яковлев-Орлин, в 1809 году, Января 26 скончался, погребён 2 Февраля Амвросием, Епископом Тульским и Белевским. 51 . ФЕОФИЛАКТ Русанов, в 1809 году, Марта 5, переведён из Калужских Архиепископов. В 1812 году, Августа 30, пожалован Орденом Святого Александра Невского. В 1813 году, Апреля 4, пожалован ему алмазный крест для ношения на клобуке, и того же года, Ноября 11 от присутствия в Святейшем Синоде уволен в Епархию. К стр. 142 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Как место заключения Кириллов использовался до второй половины XIX века, но среди его узников известных исторических лиц уже не было. За стенами обители с молитвами и тревогой за судьбу отечества следили за сменами лжегосударей на московском престоле, а соседний Горицкий монастырь, находившийся под покровительством Кирилловской обители, принимал под свой кров непосредственных участников происходившей в столице исторической драмы: будущего русского царя Михаила Федоровича, царевну Ксению Годунову, царицу Марию Нагую. После своего наивысшего расцвета в эпоху Ивана Грозного монастырь больше не достиг подобной славы. К 1917 году в нем оставалось лишь 7 монахов и 10 послушников. В 1924 году монастырь был закрыт, а на его территории размещен Кирилловский краеведческий музей, преобразованный в 1968 году в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. С 1998г. музей с филиалами включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В последнее время музей соседствует с монастырем. В Ивановский монастырь вновь пришли иноки. Проводятся богослужения в церкви Кирилла Белозерского. После закрытия в 1924 году Кирилловского монастыря и остальных обителей Северной Фиваиды в этих святых местах началось жестокое гонение на верующих. Монахов ссылали в тюрьмы и расстреливали, горицких и ферапонтовских монахинь топили баржами, но именно в этих условиях Господом были явлены великие подвижники благочестия и столпы Православия, благодаря которым через их учеников истинные ревнители православной веры сохранились до наших дней. Среди них – кирилловские новомученики и исповедники, ныне представленные к канонизации, последние кирилловские епископы Варсонофий и Тихон и старец Федор. С начала и особенно с середины прошлого века древности Кириллова монастыря начали привлекать любителей старины и стали предметом изучения. Некоторые из исследователей, такие как кирилловские архимандриты Варлаам и Иаков, были напрямую связаны с монастырем. Окончил свою жизнь в Кириллове и похоронен там один из первых историков русской церкви Пензенский архиепископ Амвросий (Орнатский), опубликовавший ценнейшие документы по истории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00500

Киевского Евгения Болховитинова по истории русск. церкви» гл. 1, стр. 42–89 и отчасти далее. Любопытно в этом предисловии одно место, указывающее на условия, при которых нашим историкам и палеографам приходилось заниматься разборкою древних рукописей. От 7-го марта 1838 г. Строев пишет: «На прошлой неделе окончился семимесячный труд мой в Государственном Архиве старых дел над собранием старинных актов... Нередко ревматическая боль в суставах рук заставляла меня покидать сии (зимою) нестерпимо холодные бумаги; вековая пыль их, сильно вредя зрению, истребила пару почти нового платья; наконец, препятствия побеждены постоянным усилием.» (Предислов. стр. VII). Если в таком состоянии находились бумаги в важных казенных учреждениях, то что же сказать о других! Высокопреосвящ. Евгений в 1821 г. писал П. И. Кеппену: «В Новгороде, под кровлею Софийского собора, вы найдете необозримую кучу гниющих бумаг, но я опытом дознал, что их от гнилости вони и пыли нельзя разворачивать ниˆна два часа» («Евгениевск. Сборник“ вып. 1-й (Сиб., 1871) стр. 26). Кстати приведен и рассказ Евгения о первом посещении им Новгородского Юрьева монастыря в бытность его епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии. О своем приезде Евгений предупредил монастырское начальство. Ехать в монастырь можно было двумя дорогами: верхней, более проезжей, но скучной, и нижней, по берегу Волхова, менее проезжей и удобной, но зато более интересной. Евгений, вопреки ожиданиям монастырского начальства, избрал последнюю. Недалеко от монастыря он встретил ехавший оттуда к Волхову в сопровождении инока воз. Евгений поинтересовался узнать, что находится в едущем к реке возу, и получил в ответ, что в возу разный сор и хлам, который неудобно просто бросить в навоз, а нужно свалить в реку. Евгений еще больше заинтересовался таинственным возом и, подойдя к нему и приказав приподнять покрывавшую его рогожу, увидал изорванные книги и отдельные книжные листы и приказал иноку вернуться с возом назад в монастырь. Там, пересмотрев часть находившегося в возу, он нашел немало кожаных книг и тетрадей, из которых некоторые оказались драгоценными остатками древности, даже XI века, спасшимися таким образом от истребления благодаря лишь чистой случайности! (Сборн. стат. чит. в Отдел. рус. яз. и словесн. Акад. Наук т. V вып. 1 стр. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Кто составлял тогда описание Костромских монастырей, – неизвестно кроме одного Костромского Богоявленского монастыря, тогда описанного тамошним архимандритом, ректором семинарии, Порфирием Нарольским. Все таковые сведения, доставленные Святейшему Синоду от епархиальных архиереев, почти слово в слово поместил Амвросий Орнатский , епископ Пензенский и Саратовский, в Истории Российской иерархии, напечатанной в Синодальной Московской типографии с 1807 по 1815 год, присовокупив только о бывших в новейшее время переменах в иерархии. Но учёные в этом труде скоро заметили недостатки. Почтеннейший историограф Н. М. Карамзин в Истории Государства Российского с сожалением отозвался, что Российская церковь доселе не имеет верной иерархической истории. Вы- сокопреосвященнейший Евгений, митрополит Киевский, исполненный учёной ревности, исвравил ошибки первого издания и издал ту историю в Киеве 1827 г. После того этот второй Нестор отечественной истории деятельно продолжал заниматься иерархию, но по причине преклонных лет, обременённый недугам старости, перед кончиною представив свои исследования, составленным вновь после того издания, просил Святейший Синод, чтобы дело исправления Истории Российской иерархии поручить особой комиссии, в которую тогда и были определены, 1835 г., Московских ставропигиальных монастырей архимандриты: Донского – Феофан, члев Московской Синодальной конторы, и Новоспасского – Аполлос. Около 1841 года они составили I том Истории Иерархии и переписали уже набело, но почему не представили свой труд Святейшему Синоду не известно. В марте 1842 года и моя убогая лепта принята в общую сокровищницу, именно замечания на иерархический каталог Никодима Селлия, представленные тогда обер-прокурору Святейшего Синода графу Николаю Александровичу Протасову. Его сиятельство поручил оные предварительно рассмотреть состоящему за обер-прокурорским столом, камергеру А. Н. Муравьеву. Андрей Николаевич» по рассмотрении в рапорте доложил, что „исследования о Истории Российской Иерархии священника Диева заслуживают особенного внимания по глубоким сведениям, какие показал Диев в сем предмете, не имея почти никаких средств, своему по известному для подобных учёных изысканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Лишь для одного семейства сделал исключение суровый подвижник. Это было семейство сосланного в Кирилло- Белозерский монастырь полковника Дубовицкого. Амвросий принимал Дубовицкого, подолгу и откровенно беседовал с ним; 11 принимал даже его малолетних детей, разговаривал с ними, поил их чаем, дарил просфоры и даже няне их давал наставления о том, как ухаживать за детьми и беречь их, в особенности от простуды. Дети эти до того освоились с Амвросием, что сами свободно приходили к нему, стучались и кричали: «отец архиерей, отец архиерей, отворите!» Когда Дубовицкий (в сентябре 1826 г.) получил позволение вернуться и заказал в монастыре напутственную обедню, Амвросий еще до начала службы, с первым ударом колокола, вышел из своих покоев, и направился, несмотря на ненастную и холодную погоду, в церковь , где должно было происходить богослужение, и, хотя в церкви было также очень холодно и сыро, простоял всю литургию и напутственный молебен, а потом в своих покоях простился с Дубовицким и его семейством самым задушевным образом, напутствуя их молитвами и благословениями. Суровое подвижничество совершенно расстроило здоровье Амвросия. От прежней красоты не осталось и следа, сам он походил на мертвеца. Тем не менее, он никому не жаловался на нездоровье и не прибегал ни к каким медицинским средствам. В июле 1827 г. он серьезно заболел и почти не мог принимать пищи, в декабре состояние его здоровья было уже безнадежно. Приглашенный врач не мог уже спасти больного. 25-го декабря, в праздник Рождества Христова, преосвящ. Амвросий пригласил к себе иеромонаха со св. дарами, с глубоким сокрушением исповедался и причастился св. тайн, а на другой день, 26 декабря, в 4 ч. пополудни, его нашли уже бездыханным. Он лежал на своей постели, лицо его было обращено к иконам, правая рука была сложена для крестного знамения. При кончине его никого не было. Погребен преосвящ. Амвросий был в холодном Успенском соборе монастыря. 12 Так как проповеди преосвящ. Амвросия не были напечатаны, то он известен в литературе только как составитель « Истории российской иерархии». Уже давно установлено и в настоящее время не подлежит никакому сомнению, что в составлении «Истории» большое участие принимал и высокопреосвященный митрополит Евгений. Неодинаково только определяется степень этого участия. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Мелетий (Леонтович), архиеп. харьковский (†1835 года), нетленно почивающий в гробу (†1840). Евфимий (Беликов), еп. саратовский (†1863). Михаил (Добров), еп. оренбургский (правивший в 1831-35 годы). Антоний (Амфитеатров), архиеп. казанский, воспитанный своим праведным дядей митр. Филаретом киевским (†1879). Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский (†1850). В 1827 г. затворником на покое в Кирилло-Белозерском мон. преставился еп. пензенский Амвросий (Орнатский). Все они отличались особой праведностью и глубоко почитались. Херсонская и таврическая епархии возглавлялись с 1848 г. выдающимся иерархом, архиеп. Иннокентием (Борисовым), до этого правившим вологодской и харьковской епархиями. Род. в 1800 г. сын священника орловской епархии, он окончил первым Киевскую Академию; рано развился в нем дар проповедничества. Педагогическая деятельность его началась в петербургской семинарии; был он потом инспектором и профессором Петербургской Академии, сумевши оживить своими статьями и проповедями журнал " Христианское чтение " . Преподавал он богословие основное, догматическое, нравственное, пастырское, обличительное. Будучи доктором богословия, он назначен был ректором родной Киевской Академии. " И здесь его гений сразу приподнял внутреннюю жизнь академии. В ней началась небывалая умственная деятельность и то десятилетие, в течение которого во главе ее стоял Иннокентий, справедливо может быть названо самым блестящим периодом ее истории... Повсюду оставил он по себе добрую славу мудрого администратора, неутомимого проповедника и просветителя. Особенно любил он вновь устраивать монастыри, строить и украшать церкви; много заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. Много хорошего сделал он (в Одессе) для славян и греков " . ( " Прав. Бог. Эн " .). Он поддерживал оживленную переписку с очень многими архиереями и был в близких отношениях с современными ему четырьмя обер-прокурорами. Архипастырское мужество проявил владыка во время крымской кампании, посетив Одессу и Севастополь во время его осады.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Митрополит Евгений горячо любил родину, и эта любовь побудила его посвятить всю жизнь свою на изучение памятников родной старины. С какой любовью Евгений занимался отысканием и исследованием русских древностей свидетельствует следующий случай. Прибыв в Новгород, он задумал осмотреть древний новгородский Юрьев монастырь. Начальство монастыря, узнав о намерении Евгения посетить обитель, позаботилось привести в порядок некоторые из монастырских помещений. Был нагружен воз со всяким хламом и отправлен с монахом к реке. Подъезжая к монастырю, Евгений встретил этот воз, спросил монаха, что он везёт, и, узнав, что он везёт старый хлам, чтобы бросить его в реку, подошёл к возу и открыл рогожу. Под рогожей он увидал порванные книжки и книжные листы. Евгений велел вернуть воз в монастырь, стал перебирать спасённый им хлам и нашёл в нём драгоценные остатки древности. Плодом ревностного изучения отечественной древности были многочисленные труды Евгения по русской истории. Самым важным трудом его считается «Словарь о бывших в России писателях духовного и светского чина» Этот Словарь послужил основанием для последующих исследований по части нашей отечественной письменности. Евгений вместе с пензенским епископом Амвросием Орнатским занимался составлением истории российской иерархии. Это драгоценный сборник разнообразных сведений по истории нашей отечественной Церкви. После Евгения остались исследования о древностях тех мест, где ему приходилось проходить своё архипастырское служение: новгородских, вологодских, псковских и киевских. Своими многочисленными и весьма ценными историческими трудами Евгений приобрёл себе широкую известность в учёном мире и пользовался особенным уважением современников. Во вторую половину XIX века наша духовная письменность обогатилась замечательными трудами по истории нашей отечественной Церкви двух наших учёных архипастырей – Филарета, архиепископа черниговского и Макария, митрополита московского. Филарет Гумилевский , воспитанник Московской духовной академии, служивший в ней в должности бакалавра церковной истории, инспектора и ректора, занимал епископские кафедры в Риге, Харькове и Чернигове. Скончался от холеры 9-го Августа 1866 года в Конотопе. Он написал «Историю русской Церкви» в 5-ти частях. В этом труде Филарета впервые явилось учёное, многостороннее, цельное и систематическое изложение истории отечественной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Многие из угодников Божиих проходили здесь, в монастыре, подвиг иночества, как-то: Савватий Соловецкий, постриженный самим Преп. Кириллом, около 1396 года; Мартиниан Белоезерский, также ученик св. Кирилла; Александр Ошевенский, вступивший здесь в иночество в 1453 году. Иннокентий Вологодский также в XV веке; Корнилий Комельский, постриженный около 1459 года; a Кассиан Вологодский, живший в числе братии еще при жизни Препод. Кирилла, был здесь, с 1445, и игуменом. Обитель эта, в прежние времена, служила и местом заточения для некоторых лиц, в истории известных: в 1499 г. здесь пострижен неволею в иночество князь Василий Иванович Патрикеев-Косой, подпавший гневу в. к. Uoahha III ; здесь содержался под стражею 5 лет лишенный сана своего, Патриарх Никон ; здесь погребен знаменитый воин, князь Иван Петрович Шуйский, удавленный по повелению Бориса Годунова; здесь жил, с 1611, гонимый в междуцарствие, любимец царя Иоанна Васильевича, казанский царь Симеон Бекбулатович, который при царе Михаиле переведен отсюда в московский Симонов монастырь; здесь пострижен неволею в иночество, во время стрелецких бунтов, Кирилл Полуехтович Нарышкин, родной дед Петра Великого. Вместе с тем в Кирилловском монастыре провели, в тихом пристанище, остаток жизни: боярин и родственник царя Uoahha IV , Иван (Большой) Васильевич Шереметев, принявший здесь иночество с именем Ионы, и преосвященный Амвросий (Орнатский) , епископ Пензенский и Саратовский; они здесь и погребены. Обителью управляли сначала игумены, а 1649 учреждена архимандрия. При монастыре бывает в год три ярмарки: 9 июня, 15 августа и 24 ноября. ИВЕРСКИЙ-СВЯТООЗЕРСКИЙ, муж. 1 класса, близ уездного города Валдая, на одном из островов Валдайского озера, названного, по построении обители, святым; находится под управлением архимандрита. Когда, в 1648 году, из Афонской горы привезен был в Россию список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери, то Никон, хиротонисанный в тот год из Архимандритов Новоспаского монастыря в митрополита Новгородской епархии, предпринял устроить обитель, подобную Иверской Афонской Лавре, и избрал для сего остров Валдайского озера, где и основал, в 1652 году, нынешний монастырь, в котором находится шесть церквей: 1) Соб. Успения Богородицы; в ней почивают мощи св. Иоанна Боровицкого, перенесенные сюда Никоном, 1652, из Боровицкого Духова монастыря; тут же сохраняется половина деревянной колоды, в которой мощи эти, 1452, приплыли по реке Мсте, к месту нынешнего Духова мон.; по левую сторону Царских врат, в иконостасе, поставлен помянутый образ Иверской Божией Матери, которому празднество совершается 12 февраля. 2) Богоявления Господня. 3) Сошествия Св. Духа. 4) Иакова Боровицкого, больничная. 5) Филиппа Митрополита Московского, над св. вратами. 6) Архистратига Михаила, над другими вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мужская, упразднённая. Находилась в Пензенской Епархии в уездном городе Краснослободске и принадлежала к Синодальной области. 175 Он описан в III части Истории Российской Иерархии на стр. 297–298, PDF стр. 298. Абзац начало «Арсеньев но здесь помещается дополнение к тому. 177 Но из других архивных бумаг видно, что эта церковь не была освящена ещё и в 1732 году: ибо Строитель Иоиль в прошении своём на имя Преосв. Феофана прописывал (22 Сентября1732 года): на месте сгоревшей церкви построена над гробом Пр. Арсения часовня каменная, которой весьма возможно быть церковью и проч. 178 Церковь эта сооружена первоначально в XIII столетии, и в 1299 во время пожара, истребившего всю торговую сторону, сгорела. В 1445 году заложена новая каменная на старом основании. В 1510 году Московским гостем Иоанном Сырковым перестроена. Церковь эта о трёх этажах. В первом, самом нижнем, – погреба и кладовые; во втором в 1722 году, по благословению Преосв. Феодосия, Архиепископа Новгородского, устроена церковь во имя Рождества Божьей Матери, тёплая вместо деревянной во имя Рождества Христова, в 1722 году сгоревшей, и священнослужение в оной отправляемо было Иеромонахами Юрьева монастыря; после же пожара 1745 года упразднена и обращена в кладовые. В верхнем этаже – церковь главная во имя Св. Жён Мироносиц с двумя приделами: а) во имя Сретения Господня, который освящён в 1539 году, а упразднён после 1745 года; б) во имя Св. Апостола и Евангелиста Матфея. Упразднён этот придел после 1723 года. Над папертью церковной до пожара 1722 года была колокольня каменная с 4 колоколами, которая упразднена, в 1725 году выстроены вместо оной комнаты и доныне существующие. Церковь Мироносицкая хотя была и внутри Арсеньева монастыря, но при ней был особый штат из белого духовенства, которое имело дома свои, также внутри монастыря; уже в 1745 году, по представлению Юрьевского Архимандрита Павла приписана к Юрьеву монастырю, за которым и доныне состоит. Но церковь в нижнем этаже ещё с 1722 года, как выше сказано, была монастырской тёплой трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010