Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской 6 . То же было и в прочих уездах. 16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским 7 ; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского. Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Государь, узнав подробно о жизни этого архиерея, впоследствии повелел Святейшему Синоду назначить его на покой, а на его место назначить другого епископа» . В примечаниях к этим воспоминаниям описаны еще некоторые подробности необычного поведения епископа Амвросия по отношению к светским властям в его епархии: «Почтенный лейб-хирург Д.К. Тарасов рассказывает в своих воспоминаниях об одном чудаке Пензенском архиерее. Этот чудак был, как сообщил нам А.И. В-ч, не кто иной, как известный ученый Амвросий (Орнатский). Амвросий составил, как некоторые думают, при содействии знаменитого Евгения (Болховитинова), “Историю Российской иерархии”. Этот обширный труд до сих пор составляет необходимое подспорье во всех изысканиях в области истории Русской Церкви. В 1820-х годах он был архиереем в Пензе и здесь оставил по себе память многими странными выходками. Вот один из передаваемых о нем анекдотов. Пред приездом в Пензу императора Александра Павловича в 1824 году губернатор Лубяновский и корпусный командир Сакен прислали к нему: первый – полицмейстера, а второй – адъютанта с просьбой, чтобы преосвященный приказал своим служкам очистить от грязи и сора обширную площадь, лежащую перед архиерейским домом. – Ваш генерал немец, – сказал Амвросий адъютанту Сакена, – а потому и не знает, что русские архиереи не занимаются чисткой улиц и площадей; их дело очищать души. Если хочет генерал, чтобы я его почистил, пусть присылает свою душу. – Но ведь его величество увидит безобразие на площади, – заметил полицмейстер. – Прежде чем увидит император площадь, – ответил преосвященный, – предстанете пред ним вы и губернатор, а безобразнее вас обоих ничего нет в Пензе. Амвросий пробыл на Пензенской кафедре с 9 ноября 1819 года шесть лет, зимою 1825 года в нагольном тулупе и шапке с ушами с небольшой связкой книг отправился на безмолвие в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер в тесном добровольном заключении. О кончине его узнали только потому, что ежедневно даваемая ему в окно кельи просфора осталась нетронутою» .

http://pravoslavie.ru/30861.html

К москвичам, воспитанникам митрополита Платона, петербургский владыка относился по-отечески. Конечно, до талантов того ему было далеко, но архипастырем он был тоже весьма достойным. Думается, именно у митрополита Амвросия учился свт. Иннокентий мастерству управления епархией: в течение четырех лет он был членом духовной консистории, то есть непосредственно занимался делами Петербургской митрополии, вникая в решения, принимаемые митрополитом по текущим вопросам. Владыка Амвросий очень четко обозначал свою позицию по отношению к западным веяниям. Молва приписывала удаление владыки Амвросия из Петербурга интригам президента Библейского общества и обер-прокурора Синода князя Голицына. Нашелся и внешний предлог. Святитель Филарет описывает ситуацию так: «Митрополит Амвросий стал проситься на покой вследствие неудовольствия императора Александра на то, что он устроил себе ризницу, обшитую горностаем из покрова, бывшего на гробе царской дочери. Император, узнав, что митрополит в таком облачении ходил 6 января (1818 г.) на воду, приказал сказать, что горностай присвоен только лицам царской фамилии и что митрополиту он это прощает только по его старости. Этот случай огорчил Амвросия, и он подал в отставку» 14 . Впрочем, современные исследователи полагают, что основную роль в удалении Амвросия сыграл не Голицын, а Аракчеев, который еще в 1813 г. поддерживал «партию Феофилакта», следовательно, давно добивался отстранения Петербургского митрополита 15 . В итоге, 26 марта 1818 г. по собственному прошению владыка Амвросий был уволен от управления Санкт-Петербургской епархией, оставшись только Новгородским митрополитом; 6 мая выехал в Новгород, а 21 мая скончался. Отпевал его епископ Старорусский Амвросий (Орнатский) , будущий преемник святителя Иннокентия на Пензенской кафедре. Свои книги на греческом и латинском языках архипастырь завещал в библиотеку Петербургской семинарии, которой тогда руководил свт. Иннокентий 16 . Митрополит Михаил (Десницкий) С неизменным почтением отзывался святитель Иннокентий в письмах о высокопреосвященном Михаиле, митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском, в 1818–1821 гг. Так, к примеру, в письме к княгине Мещерской от 15 июля 1819 г. он пишет: «В прошедшее воскресение Господь паки удостоил меня отслужить и начать подражание (конечно, слабое и недостойное) Его Высоко-преосвященству, Богом просвещенному и просвещаемому, Михаилу, то есть и многогрешным языком, многогрешный начал беседовать к своей пастве в своем соборе» 17 . Таким образом, святитель Иннокентий, сам – один из признанных проповедников своего времени, собственные обращения к верующим называет слабым подражанием беседам митрополита Михаила. Эти беседы – и в самом деле прекрасные образцы русской проповеди начала XIX столетия, лишенные обычной для тех лет выспренности и пафоса, на-полненные душеполезными мыслями и советами 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Слободской Украинской Епархии мужской заштатный. Находится в Богодуховском уезде между реками Мерчиком и Полшанкой. Монастырь этот название своё имеет по городу Красный Кут или Краснокутск именуемому, а основан Полковником Степаном Штепой, когда же не известно. Соборная церковь в монастыре сем во имя Св. Апостолов Петра и Павла, почему именуется он и Петропавловским. Настоятельство издавна Игуменское; но с 1762 по 1775 годы был один Архимандрит Иезекииль; ныне же Строительство. Земли к монастырю сему принадлежит 2.134 десятины, 108 сажен. Красноостровский Рождественский монастырь Мужской упразднённый. Находился в половине XVIII Столетия в Киевской Епархии, и был приписным к Нежинскому Благовещенскому монастырю. В нём были две церкви: 1) каменная во имя св. Георгия; 2) деревянная на воротах св. Иоанна Предтечи, Рождества его. Краснослободская Починковская Рождественская богадельня Так именовался один из монастырей женских. См. Рождественская богадельня. Краснослободская Ряпкина пустынь См. Ряпкина Краснослободская. Краснослободский Предтечев монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пензенской Епархии в уездном городе Краснослободске и принадлежал к Синодальной области. Краснослободский Спасский или Спасо-Преображенский монастырь Пензенской Епархии заштатный мужской. Находится в 4 вёрстах от города Краснослободска на берегу реки Мокши, основан в 1692 году Иеромонахом Герасимом. Здания в нём были доныне все деревянные следующие: две церкви, из коих Соборная во имя Преображения Господня, кельи и ограда. Ныне же производятся каменные. Настоятельство было Игуменское и Строительское попеременно; а с 1764 года – Строительское. До Духовных Штатов этот монастырь принадлежал к Синодальной области. Краснохолмский или Бежецкий Николаевский Антоньев монастырь Тверской Епархии 2 класса мужской. Находится близ города Красного Холма, на ровном месте при Краснохолмской в Бежецк дороге, облегающей монастырь с восточной и южной сторон, на левом берегу реки Мологи, которая с трёх сторон: восточной, северной к западной обтекает монастырь; расстоянием от Новгорода в 500, от Твери 156, от Бежецка 30, от Краснохолма к северо-востоку в 3 вёрстах. Этот монастырь основан в 1461 году построением деревянной церкви во имя Св. Николая. Первым начальником этой обители был пришедший от Белоезерских стран священноинок и пустынножитель Антоний. Название своё монастырь имеет Краснохолмский по городу Краснохолму, Николаевский по соборной церкви во имя Николая Чудотворца, а Антониев по имени создателя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Девичий 3 класса, находящийся в Губернском городе Пензе. Построен в 1691 и 1693 годах так же, как и прежде описанный иждивением обывателей города Пензы и окрестных мест, и первоначально сооружены в нём две ЦЕРКВИ каменные, из которых: 1) во имя Св. Троицы, по которой монастырь наименован Троицким, перестроена в 1747 году; 2) Преподобного Александра Свирского в 1782 году; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная же; 4) КЕЛЬИ деревянные; 5) ОГРАДЫ часть каменная, а другая – деревянная. Настоятельницами с самого учреждения монастыря и доныне – Игуменьи. Пензенский Яский Владимирский монастырь См. Яский Пензенский Владимирский. Перевисьевская Покровская пустынь Мужская, упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Грязовицком уезде от Вологды к югу в 50 вёрстах. Когда и кем строена – не известно, а названа Перевисьевской по близ бывшему через реку перевозу, а Покровской по первоначальной Покровской церкви. После построена там и другая холодная церковь  – во имя Рождества Христова. В этой обители строения все были деревянные, а настоятельство – Строительское. Крестьян имелось 24 души. По упразднению церковь её обращена в приходскую селения, именуемого Перевисье, и определён Священник с причтом. Передольский Покровский Новгородский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезде в Передольском погосте, при реке Луче; в переписи 1628 года означен этот монастырь с церковью деревянной во имя Покрова Божьей Матери. По Штатам 1764 года обращена она в приходскую, и состоит ныне в Санкт-Петербургской Епархии в Лугском уезде. Перекомский или Перекопский Николаевский монастырь Ныне Розважский Перекомский Новгородской Епархии заштатный мужской монастырь. Находится в Новгородском уезде на западном берегу озера Ильменя близ речки Веренды, расстоянием от Новгорода к югу в 25 вёрстах. Первоначально построен он был ближе к озеру на устье речки Веренды, впадающей в оное от нынешнего к югу на 3 версты, Преп. Ефремом, (см. Верендовский Николаевский) а на то место, где теперь существует, перенесён в начале XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Вяземский Предтечев. Предтечев Донецкий монастырь См. Донецкий Предтечев. Предтечев Железноборовский монастырь См. Железноборовский Предтечев. Предтечев Краснослободский монастырь См. Краснослободский Предтечев. Прибавление из VI тома Предтечев Московский монастырь Мужской. Находился в столичном городе Москве под бором, от Кремля к востоку, за Москвой рекой, и существовал в 1415 году (см. Никоновская Летопись, ч. V, стр. 56). Предтечев Пензенский монастырь См. Пензенский Предтечев. Предтечев Псковский монастырь См. Псковский Предтечев. Предтечев Росткин монастырь Предтечев Росткин или Росткинский Новгородский монастырь . Основан в 1406 году. См. Иоаннопредтечев Новгородский и Росткин Предтечев. Предтечев Свияжский монастырь См. Иоаннопредтечев Свияжский. Предтечев Сумский монастырь См. Сумский Предтечев. Предтечев Трегуляев монастырь См. Трегуляев Предтечев. Предтечев Тульский монастырь Мужской. Находится в Губернском городе Туле, на берегу реки Упы. До Штатов 1764 года было крестьян за этим монастырём 1.111 душ, по Штатам же положен в 3 классе степенью 73, а в 1799 году при учреждении Тульской Епархии обращён в Архиерейский дом. Здания в нём все каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Похвалы Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) Архиерейский ДОМ с церковью Св. Николая Чудотворца; 4) ОГРАДА. Прибавление из VI тома Предтечев Тульский монастырь. С 1799 года кафедральный. Находится в Губернской городе Туле, на правом берегу реки Упы, близ Успенского Собора. До 1799 года в этом монастыре были зданияе каменные следующие: 1) посреди монастыря – церковь о 3 главах во имя Похвалы Божьей Матери, с приделом Св. Николая; 2) близ оной к северу церковь во имя Одигитрии Смоленской о 5 главах. При ней был придел во имя Преп. Марона, но около 1786 года, при Игумене Николае разрушен упавшей колокольней. Церковь эта разобрана в 1800 году; иконостас из неё перенесён в вышеописанную, а вместо придела устроена церковь при Архиерейских кельях, во имя св. Николая; 3) у въезжих западных ворот, на левой от города стороне, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи небольшая. Она за ветхостью разобрана, и начата строением вновь при Архимандрите Галактионе. Но вскоре (около 1800 года) разобрана и уничтожена. В настоящее время здания имеются каменные следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

14) ИОАННИКИЙ Гаврилов, в 1788 году произведён из Иеромонахов и Лавры Троицы Сергиевой казначеев. Он с того времени через 24 года находится доныне, будучи присутствующим Московской Консистории и над церквями Московскими благочинным. Ему в 1801 году, Сентября 15 пожалован алмазный крест на золотой цепи. Петровский Николаевский монастырь Мужской заштатный Пензенской Епархии. Находится близ города Петровска при реке Медведице. Здания в этом монастыре все кроме ограды все каменные. Примечательнейшие же из оных есть: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя святого Николая; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ ; 3) колокольня. Настоятельство в нём было до Штатов 1764 года Игуменское, а с того времени доныне – Строительское. Петровский Покровский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в Астраханской Губернии и Епархии, а ныне Епархии Пензенской, Губернии Саратовской, близ крепости уездного города Петровска при реке Медведице. Здания в нём были все каменные, обнесённые оградой каменной же. Петровский Покровский монастырь Девичий другой, упразднённый. Находился в Ярославской Епархии в уездном городе Петровске и принадлежал к Синодальной области. Петровский Ростовский, что на Поле, монастырь Мужской Ярославской Епархии, оставленный на своём содержании. Состоит при озере, именуемом Неро, на месте ровном и низком, с полуденной и восточной сторон окружён обывательскими домами, а с северной и западной – полем, расстоянием от города к юго-западу в 3, от Богоявленского Авраамиева к югу в полуверсте с небольшим. Построен в начале XIII столетия 155 Преподобным Петром, Ордынским Царевичем, Ростовским Чудотворцем, почему и называется монастырь Петровским; а в котором точно году начало оного монастыря последовало – сведений не имеется. В настоящее время здания в этом монастыре примечательнейшие есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Апостолов Петра и Павла с приделом Преп. Петра, Царевича Ордынского 156 , коего и мощи тут имеются под спудом. Построена при Игнатии, Епископе Ростовском; 2) в верхнем этаже келий настоятельских – тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Похвалы Пресвятой Богородицы; обе покрыты тёсом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

17. АНДРЕЙ Прокопович. С 1794 по 1801 год. 12. АНДРЕЙ Прокопович, Харьковского кафедрального Покровского собора Протоиерей, Богословия учитель и Кавалер. С 1801 года и доныне. Ведомость о числе Православных церквей по всем Российским Епархиям, кроме монастырских и домовых, учинённая в 1805 году. Число церквей В МОСКВЕ, в ведомстве Конторы Святейшего Синода В ENAPXIЯX КИЕВСКОЙ НОВГОРОДСКОЙ по Губернии Новгородской по Губернии Олонецкой Итого: МОСКОВСКОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ по Губернии С.-Петербургской по Губернии Эстляндской по Губернии Финляндской Итого: КАЗАНСКОЙ по Губернии Казанской по Губернии Симбирской по Губернии Астраханской по Уральску Итого: АСТРАХАНСКОЙ по Губернии Астраханской по Губернии Кавказской Итого: ТОБОЛЬСКОЙ по Губернии Тобольской по Губернии Томской Итого: ЯРОСЛАВСКОЙ ПСКОВСКОЙ по Губернии Псковской по Губернии Лифляндской по Губернии Курляндской Итого: РЯЗАНСКОЙ ТВЕРСКОЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ по Губернии Екатеринославской по Губернии Херсонской по Губернии Таврической Итого: по Губернии Могилёвской по Губернии Витебской Итого: ЧЕРНИГОВСКОЙ МИНСКОЙ по Губернии Минской по Губернии Виленской по Губернии Гроденской Итого: ПОДОЛЬСКОЙ КАЛУЖСКОЙ СМОЛЕНСКОЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ КУРСКОЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ВОЛОГОДСКОЙ ТУЛЬСКОЙ ВЯТСКОЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ИРКУТСКОЙ КОСТРОМСКОЙ ТАМБОВСКОЙ ОРЛОВСКОЙ ВОЛЫНСКОЙ-ЖИТОМИРСКОЙ ПОЛТАВСКОЙ ПЕРМСКОЙ ПЕНЗЕНСКОЙ по Губернии Пензенской по Губернии Саратовской Итого: СЛОБОДСКОЙ-УКРАИНСКОЙ ОРЕНБУРГСКОЙ Итого всех церквей: 26.747 14 Единственный остаток письменности, бывшей у Славяно-Руссов до обращения их в Христианскую веру, суть трактаты Олега и Игоря с Греками. Но в них приметен слог Греческий, удержанный Нестором в переводе на Русской, или, как Татищев замечает, на тогдашний Болгарский язык. Прочие доныне известные остатки письменности наших предков все позже начала Христианской веры у Славяно-Руссов. 19 Matth. Strykowsky Chronico-Lithvano-Moscoviticum, изданный на Польском языке в Кёнисберге в 1582 году в лист. 34 См. Письмо Царя Иоанна Васильевича к Гурию, Архиепископу Казанскому, напечатанное при Судебнике, изъяснённом от Татищева.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из миссионерских публикаций примечательны статьи, посвященные местной истории старообрядчества, напр. «О начале раскола в пределах Пензенской епархии» (1871. 12. С. 353-364) и «История раскола в Пензенской епархии» (1873. 17-21; 1875. 3-6) прот. И. Бурлуцкого; «Секта бегунов» С. А. Пономарёва (1886. 6. С. 1-22); «Список раскольнических толков, существующих в Пензенской епархии, с обозначением характерных особенностей каждого из них и с указанием мест нахождения в пределах епархии» прот. С. В. Магнусова (1913. 22. С. 912-916); статьи о сектах, написанные на местном материале, напр. «Скопческая ересь» прот. И. Бурлуцкого (1876. 23. С. 4-19; 1877. 1. С. 7-24), «Пашковщина (по поводу появления пашковской пропаганды в пределах Пензенской епархии)» Пономарёва (1887. 8. С. 1-13), а также о миссии среди иноверцев, напр. «На службе миссии: деятельность инородческого миссионера среди татар» свящ. Василия Каменского (1913. 13-18, 20). Мн. биографические публикации и юбилейные статьи были посвящены церковным общероссийскими деятелям, напр. «Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея Руси» прот. А. М-ского (1913. 10. 320-338, 11. С. 381-392), но наибольший интерес представляют публикации о местных деятелях. Серию биографий «Пензенские иерархи» начал прот. И. Бурлуцкий, написавший статьи о епископах Гаии (Такаове) (1866. 17. С. 577-588; 19. С. 649-654), Моисее (Близнецове-Платонове) (1867. 11. С. 336-355) и Афанасии (Корчанове) (1867. 13. С. 404-409). В последующие годы были опубликованы материалы для биографии архиеп. Иринея (Нестеровича) (1869. 19-23; 1870. 2), еп. Амвросия (Орнатского) (1890. 13. С. 1-15; 14. С. 1-14; 15. С. 1-15; 16. С. 1-15), еп. Григория (Медиоланского) (1881. 16. С. 23-28), архиеп. Варлаама (Успенского) (1881. 7. С. 17-19; 12. С. 25-31; 20. С. 11-20), которому посвящено и обстоятельное исследование «Варлаам, архиепископ Пензенский» С. А. Артоболевского (1908. 1-3, 7/8, 9, 12-14, 17-22, 24; 1909. 1; 1910. 1-4, 8, 10-13, 17, 18; 1911. 3-6, 9, 11, 18, 19, 22).

http://pravenc.ru/text/2579944.html

− А в Соловецком монастыре есть Бог ? − последовал от Амвросия вопрос. − Бог-то есть везде, да Вам будет худо. − Нет, там всё моё счастье, где есть Бог . Мне нужен Он один, а от Него меня никто не удалит. Вскоре епископ Амвросий написал прошение об увольнении на покой. Прошение было удовлетворено. Местом последнего пребывания он избрал Кирилло-Белозерский монастырь. − Я желаю там окончить свою жизнь, где начал её и своё воспитание, − выразился он, вспомнив годы учебы в Кирилло-Белозерском училище. В монастырь он отправился в одной монашеской одежде, прикрытой нагольным тулупом, и в простой шапке с ушами. В дорогу взял ямщика с простыми деревенскими санями, погрузив на них только небольшой сундук с книгами и бумагами. Продвигаясь по тракту на Кириллов, он проследил взглядом новую чудовскую колокольню, но в родительский приход не завернул. (И по настоящее время колокольня видна с дороги в напоминание о епископе Амвросии). В монастыре владыка Амвросий поселился в одной из четырёх комнат, которые ему предоставили. В этих покоях когда-то проживал патриарх Никон 44 . В его келью никто никогда до самой его смерти не входил. В первое время в монастыре его посещали разные родственники; он внёс за своих родителей большой денежный вклад в Филиппо-Ирапскую пустынь Череповского уезда, куда они поселились. Принимал участие и в судьбе племянников − учеников духовного училища, находившегося на территории монастыря, проявляя к ним нежную заботу. Амвросий болел летучим ревматизмом, но никогда не прибегал к лечению и не высказывал жалоб, но аскетический образ жизни в монастыре сломил его. Его прах упокоили в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. У стены, с правой стороны от входа, и в наше время видна квадратная плита, вмонтированная в стену, с надписью: « На сем месте положен бывший Пензенский Епископ Амвросий, скончался 27 декабря 1827 года». Рядом на полу установлено позднее металлическое надгробие, обнесённое оградой. В его верхней части изображён Голгофский крест, а ниже читаются слова: «Некрология. Амвросий Орнатский епископ Пензенский, сопричислен к ордену Св. Анны 2 степени, член Московского общества истории и древностей Российских. Родился в Новгородской губернии в Череповецком уезде 1778. Далее – следуют уже знакомые вехи этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010