В 1800 году в ответ на просьбу отпустить деньги на ремонт монастырских зданий Новгородский митрополит Гавриил распорядился сломать церкви Гавриила, Введения, Ефимия и некоторые другие замечательные памятники. К счастью, намечавшиеся разрушения были осуществлены лишь в малой степени за недостаточностью средств. И все же с конца XVIII до середины XIX века многие древние здания сломали, а другие нещадно переделали. Но, несмотря на все искажения, замечательный архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря и сейчас производит незабываемое впечатление суровой простотой своих башен и благородной изысканностью архитектуры храмов. С начала и особенно с середины прошлого века древности Кириллова монастыря начали привлекать любителей старины и стали предметом изучения. Некоторые из исследователей, такие как кирилловские архимандриты Варлаам и Иаков, были напрямую связаны с монастырем. Окончил свою жизнь в Кириллове и похоронен там один из первых историков русской церкви Пензенский архиепископ Амвросий (Орнатский) , опубликовавший ценнейшие документы по истории монастыря. Особую научную ценность имеет посвященный монастырю капитальный труд Н. К. Никольского , вышедший в двух томах (1 выпуск – в 1897 году, II выпуск – в 1910 году). После упразднения монастыря в 1924 году в нем организовали историко-краеведческий музей, позднее преобразованный в историко-художественный, а в 1968 году объявленный заповедником. В 1919 году были начаты реставрационные работы, которыми долгое время руководил архитектор В. В. Данилов, первым начавший архитектурно-археологическое изучение кирилловских памятников. Новый этап реставрационных работ отсчитывается от 1957 года. С тех пор реставрация в Кириллове идет непрерывно. Работы ведутся комплексно, наряду с самими зданиями реставрируются стенопись и находящиеся в церквах иконостасы. На территорию монастыря перевезены в целях сохранения два деревянных сооружения, из которых особую ценность имеет церковь села Бородавы (1485),один из древнейших сохранившихся памятников русского деревянного зодчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1 день Октября того же 1814 года, открыта Академия Московская, а вскоре и 9 Семинарий, 30 уездных и столько же приходских училищ Округа сего, да 5 Семинарий Санкт-Петербургского Округа. В обоих же Округах всего открыто с 1809 по 1815 год 15 Семинарий, 61 уездное и 100 приходских училищ; а в 1815 году, Января 9, открыт Цензурный Комитет Московской Академии. К стр. 512 98 . Ректоры Префекты 41. ИАКИНФ Лагановский … и находится доныне. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский … и находится доныне. Прибавление: Прибавление: 41. ИАКИНФ Лагановский в 1813 году переведён в Курский Богородицкий Знаменский монастырь. 31. МЕФОДИЙ Пишнячевский, в 1809 году, Ноября от 24, Указом Святейшего Синода вытребован в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию для преподавания наук, и был в оной Ректором и Профессором. Ныне Епископ Старорусский. 32. ИОАСАФ Мохов, Соборный Иеромонах. В 1810 году, Ноября 10, определён из учителей Философии с оставлением при этой должности. 42. ИОАСАФ Мохов. В Феврале 1814 года определён из Префектов. В том же году, Февраля 15, произведён в Архимандрита Киево-братского монастыря. 33. МЕЛЕТИЙ Носков, Соборный Иеромонах, в 1814 году, из учителей Высшего Красноречия. Префекты 35. МОИСЕЙ Платонов … и находится доныне. 42. СЕРГЕЙ Платонов … с 1804 года доныне. Прибавление: Прибавление: 35. МОИСЕЙ Близнецов-Платонов. В Феврале хиротонисан в Епископа Пензенского; ныне – Нижегородский. 42. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов. В 1800 году определён Ректором. 36. СЕРГЕЙ Крылов-Платонов в 1808 году, Апреля 20, из Префектов и Архимандритов Лужецкого монастыря; в 1810 году переведён Ректором же в Александро-Невскую Академию. Ныне епископ Костромской. 43. ГЕННАДИЙ II Шумов, в 1808 году, из Проповедников Академии и Игуменов Знаменского монастыря, и вскоре произведён в Архимандрита Крестовоздвиженского монастыря. В 1811 году, Октября 21, скончался. 37. СИМЕОН Крылов, в 1810 году, Января 10, из Наместников Троице-Сергиевой Лавры. В 1811 году, Февраля 16, пожалован Орденом Св. Анны 2 класса, Июня 10 – Членом Московской Синодальной Конторы; 1813 года Июня 17 – Орденом Св. Владимира 3 степени. В Августе 1814 года переведён в Донской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В середине 19 в. церковно-исторические кафедры академий разделили на 4 отдельных кафедры: библейской истории, общецерковной истории, истории Русской Церкви и новой истории западных Церквей. В 1869 г. история Церкви была включена в учебные планы историко-филологических факультетов светских учебных заведений. Уже в первой четверти века церковно-историческая наука обрела под собой твердую почву благодаря тому, что в основу исторических исследований авторы стали полагать самостоятельный анализ рукописных исследований. Крупнейший историк начала столетия митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) родился в 1767 г. в Воронеже, получил образование в Московской духовной академии. Хиротонисанный во епископа Старорусского в 1804 г., он занимал впоследствии Вологодскую, Калужскую, Псковскую, а с 1822 г. – Киевскую кафедру. Скончался в 1837 г. Митрополит Евгений был преданным науке ученым, история и археология были любимыми предметами его занятий. Во всех городах, где ему пришлось служить, он тщательно изучал местные архивы и библиотеки, собирал и издавал археографические памятники. Результатом его тщательных текстологических, археологических изысканий стали «История княжества Псковского с историей псковской иерархии», «Описание Воронежской губернии», «Исторические сведения о Вологодской иерархии и о пермских, вологодских и устюжских архиереях», «Описание монастырей Вологодского края», «Описание Киево-Софийского собора с историей киевской иерархии», «Жизнеописание епископа Тихона Воронежского» и еще целый ряд исторических исследований по различным темам. Чрезвычайно ценными справочными пособиями, не утратившими значения в настоящее время, являются два его библиографических словаря: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви» (1818) и «Словарь светских писателей», изданный посмертно в 1840 г. Самый значительный труд митрополита Евгения «История российской иерархии» в шести частях вышел под именем архимандрита Амвросия (Орнатского) , позже епископа Пензенского. Отец Амвросий был только помощником митрополита Евгения в составлении этого труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В частности: о вселенских, поместных, собственно русских и вне России по делам русской Церкви бывших соборах и о русских святых и о святых, почивающих в Киевских пещерах. – Об отличиях и преимуществах в церковных облачениях, священнослужении и выходах духовных особ, в частности: о чиноположении со времени русских патриархов, о преимуществах и отличиях монастырей и духовных лиц, жалованных им от гражданского и духовного начальства. Ведомость о числе русских мужских и женских монастырей, о числе монашествующих в них, священноцерковнослужителей, соборов и церквей за 1825 г. История Грузинской иерархии, ее монастырей и церквей до 1825 года. 18 – О русских духовных школах. Краткий хронологический обзор их вместе с краткою историею духовного просвещения с указанием всех касающихся духовных школ указов и постановлений. Краткая история духовных академий со списками ректоров и префектов, первоклассных духовных семинарий-Новгородской и Троице-Сергиевой Лавры и Харьковского Коллегиума с такими же списками. – Ведомость о числе православных церквей, кроме монастырских и домовых, по всем епархиям за 1805 г. При перечислении епископов здесь по большей части приведены некоторые хронологические данные: год хиротонии, перемен по епархиальной службе и кончины. T. II. (вторая часть «Истории»). Общее введение в историю русских монастырей: о начале и размножении русских монастырей, о монастырских имениях, уставах и учреждениях, о различии и преимуществах монастырей и их начальства, о степенях русских монастырей в разное время (в хронологическом порядке), о количестве монастырей до издания Духовных Штатов 1764 г. и списки монастырей, вошедших в эти Штаты и упраздненных ими. – Описание Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской лавр и ставропигиальных монастырей 1 и 2 класса и упраздненных или обращенных в архиерейские дома или в классные епархиальные монастыри. T. III. Список всех русских монастырей: лавр, ставропигиальных и епархиальных монастырей, штатных и заштатных, но еще существовавших в начале нынешнего столетия.-Описание всех епархиальных монастырей и пустыней, штатных и заштатных, существующих и упраздненных в алфавитном порядке – от Абалацкого Знаменского Тобольской епархии монастыря до Густынского Святотроицкого Полтавск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Грамота сия подтверждена: а) в 7125/1617 году, Июня 24, Г. Ц. Михаилом Феодоровичем; б) в 7132/1324 году, Января 25, им же, Г. Царём и Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем, и в) в 7155/1647 году, Мая 5, Г. Ц. Алексеем Михайловичем. Грамоты V и IV В 1624 году, Января 26, и в 1643 году, Сентября 30, от Государя Царя Михаила Феодоровича на вотчины и рыбные ловли. Грамоты VII и VIII В 1653 году, Августа 1, и в 1672 году, Мая 31, от Государя Царя Алексея Михайловича (подобного содержания). Грамота IX В 1684 году, Июня 11, о невзимании с монастырских крестьян поледной и покупной рыбы. Грамота X В 1690 году, Мая 26, о платеже стрелецкого хлеба в Новгороде на известный срок. Грамота XI В том же году и месяце, 28 дня о возвращении в монастырь денег, взысканных с излишних дворов для жалованья военным людям. Со всех сих грамот копии имеются в монастыре Клопском. Примечание: О монастыре сем в 1815 году напечатано особое Историческое сведение под названием Описание Клопского Троицкого монастыря и проч. Клюсовский Спасский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Черниговской Епархии в Стародубском полку за местечком Горском близ Польши, при селе Клюсове, по которому и название своё имеет. Этот монастырь построен был на низменном, песчаном месте, на острове именуемом Красный и окружаем был реками с восточной стороны Стругом, с южной Сновой, с западной Цатой. Ключевская пустынь Упразднённая, находящаяся Пензенской Епархии в Алатырском уезде. Достойна примечания тем, что при оной бывает в день Казанской Божьей Матери ярмарка, на которую приезжают купцы из разных городов. Ключевская Якутского Спасского монастыря пустынь Находилась на полуострове Камчатке близ речки Ключевки, впадающей в Камчатку. Строения бывшее в этой пустыни разорено в одно время с бывшим там острогом; потом было одно только зимовье с кладовым амбаром. Монастырские служители приезжали туда на время для пашни земли под ячмень, и под другие огородные овощи: ибо в том месте родится преизрядный ячмень и превеликая репа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

До учреждения Духовных 1764 года Штатов было за ним 57 душ крестьян и 51 десятина пахотной земли; настоятельство же Строительницкое и состоял в ведении Новгородского Радоговицкого девичьего монастыря. Ныне уже и следов оного не видно. Ильинский Новосильский монастырь Упразднённый в 1764 году девичий. Находился в Крутицкой, ныне Тульской Епархии в уездном городе Новосили. При оставшейся от монастыря сего церкви во имя Св. Пророка Илии ежегодно бывает ярмарка 20 Июля. Ильинский Опоцкий монастырь Упразднённый ещё до Штатов 1764 года. См. Опоцкий Ильинский. Добавление из VI тома Ильинский Псковский Монастырь Находился близ Губернского города Пскова. В нём до 1612 года квартировали Шведы, а после выжгли и опустошили оный. Ильинский Пусторжевский Псковский монастырь Упразднённый мужской. Находился близ города Пскова. В 1617 году квартировали в нём шведы и литва и совсем оный разорили и выжгли. Ильинский Саранский монастырь Пензенской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Саранске. Построен в 1722 году, а в 1775 году по Именному Высочайшему Указу переименован Петровским. См. Петровский Саранский. Здания в нём: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Апостол Петра и Павла с приделами: а) Св. Пророка Илии, и б) Св. Иоанна Предтечи; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) КЕЛЬИ каменные. Ильинский Свирский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Олонецком уезде на берегу реки Свири, расстоянием от города Олонца в 15, от Новгорода в 320 вёрстах. До Духовных 1764 года Штатов был приписан к Александро-Свирскому монастырю. Ильинский Слуцкий монастырь Минской Епархии второго класса девичий. Находится внутри уездного города Слуцка. О построении монастыря сего сведений не имеется, но из древних записок видно, что оный в 1515 году был мужской, а потом уже обращён в девичий, и до 1795 года состоял на своём содержании, а в том году по Именному Высочайшему Указу положен во 2 классе. Здания все деревянные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ Соборная в честь Входа Господня в Иерусалим с приделами: а) с правой стороны во имя Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Евгений написал для нее много статей, а именно: 1) «Всеобщее хронологическое обозрение учреждения и распространения российских духовных училищ» (Т. 1-й стр. 401–457), 2) «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-российской Церкви» (т. 2-й стр. III–CXLIX), 3) Обстоятельное «Описание Китайского Пекинского монастыря» (там же стр. 439–500), 4) Описание всех монастырей вологодской и воронежской епархий и 5) некоторые мелкие статьи (под некоторыми из них поставлена буква Е). Остальное в большинстве принадлежит Амвросию. Таким образом, на основании известных доселе точных данных, можно со всей справедливостью сказать, что «История российской иерархии» была написана при совместном участии обоих преосвященных составителей при руководстве высокопреосвященного Евгения. Некоторое участие в составлении «Истории» принимал, доставлением материалов и, по всей вероятности, составлением «Списка (хронологического) всех монастырей» (т. 6-й стр. 1096–1148) и В.Г. Анастасевич. 16 В литературе же, согласно своему заглавию, «История российской иерархии» известна с именем Амвросия. В предуведомлении к первому тому «Истории» излагаются причины, вызвавшие ее появление на свет, цель составления ее, ее значение и план. «История иерархии или преемства священноначальников, так начинается предуведомление, есть существенная часть истории церковной и может даже почитаться такою же для оной основою, какой служит хронологический порядок династий и владетелей для истории гражданской.» Выяснив затем важность и необходимость такого труда, автор предуведомления указывает на то, что церкви всех других исповеданий, а наипаче европейских держав, кроме лишь России, давно уже имеют каждая по нескольку даже историй своего священноначалия. Вслед за этим перечисляются предшествовавшие «Истории российской иерархии» опыты составления ее, из которых особенное внимание обращается на рукописную историю русской иерархии (De rossorum hierarchia, libri V) Никодима Селлия (вошедшую, как уже было упомянуто, в «Историю российской иерархии», и указывается на их неполноту и недостаточность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

еп. T. IV. Продолжение описания монастырей – от Давидовой Вознесенской пустыни Московск. еп. до Кенского Преображенского монастыря. T. V. Продолжение описания монастырей – от Лаврашевского Белорусского монастыря до Рябкиной Краснослободской пустыни Пензенской еп. T. VI, кн. 1. Продолжение описания монастырей – от Савостьяновой пустыни Ярославской еп. до Ущеской пустыни. T. VI, кн. 2. Окончание описания – от Филипповской Знаменской пустыни до Ипатского Костромского монастыря. – Прибавление к разным частям «Истории российской иерархии». – Ведомость о количестве крестьян за архиерейскими кафедрами и монастырями и о том, сколько каждая кафедра или монастырь платит в экономию деньгами и хлебом ежегодно (1744),-Хронологический список (по столетиям) всех монастырей как существующих, так и упраздненных. Составители «Истории русской иерархии» – преосвященные Евгений и Амвросий предполагали издать и седьмой том ее, где должны были быть помещены уставы российских монастыреначальников 19 , и она уже начала было печататься, но по неизвестным причинам не была докончена. Отпечатано было только 20 листов в четвертку (319 стр.), где помещено шесть уставов. Один из экземпляров седьмого тома находится в Румянцевском музее под 1419 по каталогу рукописей и книг Ундольского. Предполагалось также присоединить к «Истории» «росписи чиновные, хронологические и алфавитные», а для 2-го издания первой части еще и синхронистические таблицы 20 , но предположения эти не были осуществлены. Напечатаны лишь: в начале 3-го тома «Истории» именной (стр. 1–55) и во 2-й книге 6-го тома хронологический (стр. 1096–1148) списки всех русских монастырей. При описании монастырей, в особенности больших, во второй части «Истории» помещаются: летопись важнейших событий монастырей, списки настоятелей (при описании лавр и более значительных монастырей) и сведения о средствах к содержанию монастырей с перечислением принадлежащих им вотчин, причем в изобилии приводятся данные монастырям жалованные и иные древние грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Здания в нём находятся все деревянные кроме двух церквей каменных. До Штатов 1764 года принадлежал этот монастырь к Синодальной области; по Штатам же оставлен на своём содержании с Настоятельством Строительским, которое продолжалось до 1798 года. В этом же 1789 году, Апреля 27, по Именному Высочайшему Указу, состоявшемуся на докладе Святейшего Синода, включён в число третьеклассных с переведением в него штата из состоявшего в Новгородской Епархии в Кирилловском уезде третьеклассного Ферапонтова монастыря с обращением сего последнего в приходскую церковь , и в том же 1798 году, на основании Указа 1797 года в сем Пензенском Спасо-Преображенском монастыре учреждена Архимандрия. В 1802 году, Декабря 17, по определению Святейшего Синода, Архимандритам этого монастыря дозволено носить мантию камлотовую с зелёными бархатными скрижалями, если они будут исправлять должность Ректора и Богословия учителя при Семинарии. Спасо-Преображенский Самарский монастырь 2 класса Вологодской Епархии находится от города Вологды к северо-востоку в 5 вёрстах, при большой Архангелогородской и Белоезерской дороге, на левом берегу реки Вологды, которая подтекает под него излучиной. Название своё этот монастырь имеет по Соборной Спасской церкви и по сенокосной луке, или по излучине реки, при коей он стоит, а с другой стороны окружён он большой слободой состоящей из бывших монастырских служителей и составляющей ныне особенный посад с приходской церковью. Обители этой начало положил в XIV веке Преподобный Димитрий, уроженец Переславля Залесского и постриженец Переславского же Богородицкого что на Горицах, монастыря. Сперва он основал в отечестве своём близ того же города у озера монастырь Николаевский, существующий ещё и ныне (см. Николаевский Переславский), и будучи там Игуменом, часто ходил для собеседования к Преподобному Сергию Радонежскому и был в уважении у Великого Князя Димитрия Иоанновича, у коего и детей от купели воспринимал. Потом, оставив Переславскую свою обитель и тамошнюю братию, пришёл в пределы Вологодские и сперва поселился при реках Леже и Великой, в нынешнем Грязовецком уезде, на пустом месте и поставил церковь Воскресения Христова, которая и ныне там обретается; а, наконец, перешёл ближе к городу Вологде и, избрав нынешнее монастырское место, в 6879 (1371) году построил с помощью доброхотных подаятелей деревянную церковь Спаса происхождения честных древ на 1 число Августа, и около оной монастырь деревянный же, на устроение коего присылал ему подаяние и Великий Князь Димитрий Иоаннович.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Известного же ради свидетельства, яко чинноправильно сей Настоятель на степень Архимандричества сего нами произведён и утверждён, вручена ему сия Наша настольная грамота, рукой нашей подписанная и печатью запечатанная в Богоспасаемом граде Тамбове, лета мироздания 7269, воплощения же Божия Слова 1761 месяца Сентября в … день» Индикта 9. На подлинной грамоте собственноручно подписано так: Божьей милостью смиренный Пахомий, Епископ Тамбовский и Пензенский. За монастырём сим было крестьян 42 души, а по Штату 1764 года о Духовных имениях положен монастырь сей в 3 классе с Настоятельством Игуменским, которое продолжалось до 1798 года, в котором, на основании Высочайшего 1797 года Указа, учреждена паки Архимандрия 3 класса. При сем монастыре в Троицын день ежегодно бывает ярмарка, продолжающаяся два дня. Козмин монастырь Владимирской Епархии, 3 класса мужской. Находится в Юрьевском Польском уезде, расстоянием от Губернского города Владимира в 40 вёрстах, на реке Яхроме. Основание оному монастырю положено в исходе XV столетия Преп. Космой, Игуменом Яхромским, от чего монастырь и Козминым называется. На построение находящейся ныне в монастыре соборной каменной во имя Успения Пресв. Богоматери церкви в 1657 году от Государя Царя Алексея Михайловича пожаловано денег 300 рублей, да 100 пудов железа. В этой церкви почивают под спудом мощи Преп. Космы, основателя этой обители. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим 1.237 душ крестьян и Настоятельство Игуменское. По Штатам же положен он в 3 классе с тем же Настоятельством. При монастыре сем ежегодно бывает ярмарка Августа 15 дня. Козмодемьянский Новгородский монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился близ Новгорода к восточной стороне в Антоновском заполье на Суходоле. О построении монастыря сего сведений никаких не имеется, кроме того, что в 1536 году устроена тут церковь деревянная во имя Св. Космы и Дамиана. В 1616 году были здесь две церкви: одна означенная, деревянная, а другая каменная во имя Преп. Димитрия Прилуцкого. Грамотой Государя Царя Алексея Михайловича от Мая 1662 года, этот монастырь приписан к Отенскому, за которым и доныне числится. Строений же, кроме деревянной ветхой и впусте стоящей церкви, никаких нет. К монастырю сему принадлежит земли 18 десятин, 1.584 сажени. Козмодемьянский Псковский монастырь Мужской. Упоминается в XVI столетии. См. Великолуцкий Троицкий. Козмодемьянский Спасский Старо-Русский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010