Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Орнатский Андрей Антонович; 1778 г., погост Чудь Череповецкого у. Новгородской губ.- 26.12.1827, Кириллов Белозерский мон-рь), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский Амвросий (Орнатский), еп. Пензенский и Саратовский. Род. в семье диакона Рождественской ц. Череповецкого у. С нояб. 1788 по 1792 г. учился в Кирилло-Белозерском ДУ, затем - в Александро-Невской ДС, переименованной в 1797 г. в академию, к-рую окончил в 1800 г. Назначен преподавателем, в 1802 г.- инспектором, в 1804 г.- префектом Новгородской ДС. 16 июля 1805 г. принял постриг, 23 июля того же года рукоположен во иеромонаха, 14 авг. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 9 февр. 1808 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Антония Римлянина новгородского мон-ря , ректором Новгородской ДС. В сент. 1811 г. переведен настоятелем в Юрьев новгородский муж. мон-рь с оставлением в должности ректора. 27 марта 1812 г. назначен настоятелем Новоспасского московского мон-ря . Награжден св. Анны орденом 2-й степени за самоотверженные труды по восстановлению московских мон-рей, пострадавших от разорения и пожара во время оккупации Москвы франц. войсками (см. Отечественная война 1812 г. ). 12 марта 1816 г. А. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 9 нояб. 1819 г. переведен на самостоятельную Пензенскую и Саратовскую кафедру. В Пензенской епархии требовал от подведомственного духовенства сугубого пастырского и аскетического подвижничества, вступал в конфликты с губернскими властями. Неоднократно обращался с религиозно-нравственными обличениями к местным чиновникам, с наставительным словом к посетившему Пензу имп. Александру I Павловичу . В янв. 1825 г. А. подал в Святейший Правительствующий Синод прошение об увольнении на покой для подготовки к переизданию многотомной «Истории Российской иерархии». По удовлетворении прошения в сент. 1825 г. поселился в Кирилловом Белозерском мон-ре , где вел аскетический образ жизни: пребывал в полузатворе в маленькой келье - нередко даже келейник не видел его неделями, скудную пищу вкушал не чаще одного раза в день, сам исполнял для себя все черные работы, не прибегая к услугам келейника. Заочно, через келейника, передавал обильную милостыню нищим из своей архиерейской пенсии. Скончался после тяжелой болезни. Погребен 31 дек. 1827 г. на паперти Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/114396.html

Старый Ковыляй. Ковыляйский Троицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ковылянский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) женский монастырь был обязан своим появлением благотворительной деятельности княжны Надежды Даниловны Бибарсовой, представительницы старинного знатного татарского рода, принявшего православие в кон. XVII в. Русское с. Ковыляй Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне Старый Ковыляй Темниковского р-на)  сложилось в кон. XVI – нач. XVII в. как часть первой засечной черты. До Смуты село было вольным, но затем, в результате пожалований поместий служилым мурзам,  верстанным по Темникову и Кадому, попало в крепость к татарским помещикам, несшим охрану сначала Темниковской, а потом и Саранской засеки. Крестившиеся владельцы Ковыляяя (Бибарсовы, Кугушевы, Девлеткильдеевы) превратились в русских князей, некрестившиеся со временем переселились. Деревянная Никольская церковь появилась в Ковыляе до 1614, а в 1699 прихожане срубили себе новый храм, во имя Рождества Христова. Кн. Н. Д. Бибарсова на средства брата Я. Д. Бибарсова построила новую каменную Рождественскую церковь с приделами Николая Угодника, Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. 18 сентября 1826 церковь освятил епископ Пензенский Амвросий (Орнатский). Этот храм стал колыбелью монастыря. Вокруг нго собралась первая группа мирских черниц. Официальным устроителем богадельни выступил князь Я. Д. Бибарсов, как старший в семье и основной владелец села, на самом деле этим занималась Н. Д. Бибарсова, решившая основать обитель и получившая на это благословение старца-затворника Сканова монастыря Якова Михайловича Баранова и прп. Серафима Саровского. Первый вариант общины возник в виде богадельни, но цель ставилась иная: приют-больница должна была перерасти в полноценный монастырь, устроенный по старческим канонам. В 1833, со смертью брата, Н. Д. Бибарсова стала полновластной владелицей Ковыляя. В дальнейшем она употребила все свое наследство на обустройство монастыря. Помещица построила возле приходской церкви первое келейное здание. В 1834 основательница поселила во флигеле первых 12 сестер, в основном девиц и вдов из ближних сел. Руководительнией общины стала по благословению старца Якова Агафья Васильева. В 1842-47 кн. Бибарсова усиленно занималась укреплением материальной стороны обители, передала богадельне дом, две дес. усадебной земли, четыре дес. пашни за околицей. Одновременно уточнялся  устав, ориентированные правила лучшего богадельного учреждении страны – женского странноприимного Аносинского дома под Москвой.

http://sobory.ru/article/?object=17593

епископ Амвросий (Орнатский) (1778–07.01.1828) История Русской Православной Церкви епископ Амвросий (Орнатский) Епископ Пензенский и Саратовский, церковный историк, в разное время был настоятелем нескольких монастырей, кавалер ордена Святой Анны II степени. Биография В миру Андрей Антипович Орнатский. Родился в селе Чуди в семье дьякона Антипа Григорьева и Акулины Макаровой, дочери дьякона из села Носовского. Фамилию Орнатский получил первым в роду (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось бесфамильным) при окончании семинарии или академии. Впоследствии он «передаст» свою фамилию ставшим священниками двоюродным племянникам (по матери): Платону Иосифовичу (деду Философа и Иоанна Орнатских), Иоанну Михайловичу (деду епископа Семиреченского Пимена и Василия Белоликова) и их братьям. В 1792 окончил Кирилловское духовное училище, затем — Александро-Невскую академию (1800), после чего стал преподавателем Новгородской духовной семинарии. 16 июля 1805 Андрей постригся в монашество, приняв имя Амвросия. С 1808 — архимандрит, настоятель новгородского Антониева монастыря и ректор Новгородской семинарии. С 11 сентября 1811 года — настоятель новгородского Юрьева монастыря, с оставлением ректором семинарии. В марте 1812 назначен настоятелем московского Новоспасского монастыря и одновременно председателем комитета духовной цензуры. В начале 1813 Синод возложил на о. Амвросия ответственную работу по «возобновлению московских монастырей, поврежденных французами». Награждён орденом святой Анны II степени (1814). Между всеми этими важными делами о. Амвросий продолжал научную работу — писал и публиковал «Историю российской иерархии». Последняя, седьмая книга вышла в 1815. 9 ноября 1819 года был назначен епископом Пензенским и Саратовским, но 11 января 1825 подал прошение об отставке «с дозволением иметь […] пребывание в Кирилло-Белозерском […] монастыре». По увольнении ему была назначена пенсия «для безбедного содержания и в пособие к изданию возложенной на него Св. Синодом книги» по 2000 рублей в год. 26 декабря 1827 (7 января 1828) преосвященный Амвросий скончался и погребён в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пензенская Учреждена 16 октября 1799 года Саратовская и Пензенская Кафедра в Пензе Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Моздокский, викарий Астраханской епархии c 16.10.1799 по 4.12.1803 переименован еп. Пензенский и Саратовский Пензенская и Саратовская С 4 декабря 1803 года Гаий (Такаов) епископ, бывший еп. Саратовский и Пензенский, викарий Астраханской епархии с 4.12.1803 по 10.12.1808 Архиеп. Астраханский и Моздокский Моисей (Близнецов-Платонов) епископ, рукоположен с 25.03.1808 по 28.05.1811 еп. Нижегородский и Арзамасский Афанасий (Корчанов) епископ, рукоположен с 15.09.1811 по 8.02.1819 на покое; † 14.12.1825 Иннокентий (Смирнов) епископ, свт., рукоположен с 22.03.1819 † 10.10.1819 Амвросий (Орнатский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 9.11.1819 по 4.09.1825 на покое; † 26.12.1827 Ириней (Нестерович) епископ, рукоположен с 31.01.1826 по 3.10.1828 переименован еп. Пензенский и Саранский Пензенская и Саранская С 3 октября 1828 года Ириней (Нестерович) епископ, бывший еп. Пензенский и Саратовский с 3.10.1828 по 26.07.1830 архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Иоанн (Доброзраков) епископ, рукоположен с 17.08.1830 по 19.01.1835 еп. Нижегородский и Арзамасский Амвросий (Морев) епископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 19.01.1835 † 15.10.1854 Варлаам (Успенский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 4.12.1854 архиепископ с 22.04.1860 по 7.10.1862 архиеп. Тобольский и Сибирский Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 9.11.1862 по 21.08.1868 еп. Пермский и Верхотурский Григорий (Медиоланский) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 21.08.1868 † 24.04.1881 Антоний (Николаевский) епископ, бывший еп. Енисейский и Красноярский с 15.05.1881 † 15.04.1889 Василий (Левитов) епископ, бывший еп. Тобольский и Сибирский с 22.04.1889 по 12.07.1890 на покое; † 12.02.1892 Митрофан (Невский) епископ, бывший еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургский епархии с 12.07.1890 по 13.11.1893 еп. Астраханский и Енотаевский † 23.05.1899 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вследствие таких постоянный перемен в епархиальном управлении пределы епархий были перепутаны до крайности, и ближайшие церкви состояли под ведением разных архиереев. Город Краснослободск с определением в Тамбов епископа Пахомия вошел в состав Тамбовской епархии, но некоторые села Краснослободского уезда, как-то: Куликово, Ямская слобода, Уреи, Рыбкино, состояли под ведением нижегородского епархиального начальства, а одно из краснослободских сел, Каменный Брод, числилось во Владимирской епархии. Город Наровчат по назначении в Тамбов Пахомия приписан был к Тамбовской епархии, но наровчатский Сканов монастырь был в зависимости от Нижегородских епископов. Из сел Наровчатского уезда некоторые тоже состояли в Нижегородской епархии. В 1764 г. из всех сел Пензенского уезда одна Бекетовка была в ведении Нижегородского епархиального начальства, прочие же села этого уезда принадлежали к епархии Тамбовской 6 . То же было и в прочих уездах. 16 октября 1799 г. учреждена была самостоятельная Саратовская епархия, причем епископу ее назначено было пребывание в Пензе, а именоваться положено Саратовским и Пензенским 7 ; но в 1803 г. последовало изменение: епархия стала называться Пензенскою, а епископы ее – Пензенскими и Саратовскими. 12 ноября 1828 г. произошло разделение этой епархии на две: на Пензенскую и Саратовскую, причем первая осталась в тех пределах, в каких мы видим ее и теперь. С этого времени Пензенскому епископу усвоен был титул Пензенского и Саранского. Начиная со времени учреждения в Пензе архиерейской кафедры до вступления на эту кафедру настоящего Владыки, Преосвященнейшего Павла, Пенза имела 14 архипастырей, которые управляли епархиею в таком порядке: Гаий Такаов – с 1799 г. по 1808-й, Моисей Близнецов-Платонов – с 1808 по 1811-й, Афанасий Корчанов – с 1811 по 1819-й, Иннокентий Смирнов – с 1819-м, Амвросий Орнатский – с 1819 по 1825-й, Ириней Нестерович – с 1825 по 1830-й, Иоанн Доброзраков – с 1830 по 1835-й, Амвросий Морев – с 1835 по 1854-й, Варлаам Успенский – с 1855 по 1862-й, Антоний Смолин – с 1862 по 1868-й, Григорий Медиоланский – с 1868 по 1881-й, Антоний Николаевский – с 1881 по 1889-й, Василий Левитов – с 1889 по 1890-й, Митрофан Невский – с 1890 по 1893-й. Таким образом, дольше всех пребывали на кафедре Пензенской Амвросий Морев и Григорий Медиоланский, а меньше всех – Иннокентий Смирнов (его управление епархией продолжалось менее полугода: 21 июня 1819 г. Иннокентий прибыл в Пензу, а 10 октября того же года скончался). Первый из архипастырей стал именоваться Пензенским и Саранским Ириней Нестерович. Один из Пензенских владык, Варлаам Успенский, носил титул архиепископа (с 1860 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Само собою, разумеется, что при таком характере Амвросия отношения между ним и пензенским обществом и его представителями сразу уже стали натянутыми, а с течением времени обострились до последней степени. Целая бездна отделяла его от светского общества Пензы, и скоро Амвросий совершенно разошелся с ним. Во время богослужения он не терпел никаких вольностей, ни каких беспорядков: все присутствовавшие в храме, к какому бы классу общества они ни принадлежали, должны были стоять неподвижно и не позволять себе ни разговоров. ни переходов с места на место, ни иных каких либо вольностей: резкий и всенародный выговор архиерея тотчас же полагал конец всякому такому нарушению благочиния в храме 5 . С губернскою властью Амвросий вскоре же разошелся окончательно и бесповоротно. Губернская власть позволяла себе иногда притеснения в отношении к духовному ведомству, а Амвросий слишком близко принимал к сердцу интересы церкви и духовенства и отстаивал их с обычной своей энергией. Притом же губернатором в Пензе был в то время человек (Лубяновский) далеко не стоявший на высоте своего звания, и Амвросий с своей обычной резкостью не стеснялся в своих проповедях всенародно критиковать действия губернатора, даже в его присутствии дошло до того, что губернатор перестал посещать архиерея, старался встречаться с ним как можно реже и даже в собор являлся только в высокоторжественные дни, да и там старался стать так, чтобы не попасть под взоры архиерея. Разумеется, губернатор не мог простить Амвросию всего этого и, не будучи в состоянии бороться с ним в открытой борьбе, так как действия Амвросия в существе всегда были законны и справедливы, тогда как губернатор знал за собою не мало грехов, повел против него подпольную борьбу, действуя против него доносами, интригами и разными досаждениями ему. Амвросий же, хотя и знал это, никогда не прибегал ни к каким тайным, а тем более незаконным средствам, а вел всегда борьбу с губернатором открыто, так что сочувствие всех непредубежденных людей в Пензе невольно склонялось на сторону Амвросия, несмотря на всю резкость большей части его поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Современники преосвященного Амвросия отмечали его сильный и  своеобразный характер, который вполне соответствовал внешнему облику. Высокий рост, сухощавое телосложение, бледное лицо с большими, темными, глубоко посаженными глазами , небольшая, почти черного цвета борода –   вот его портрет. При порывах гнева  глаза Амвросия вспыхивали и зажигались огнем, а голос его становился более чем строгим, даже суровым, и заставлял человека, к которому он был обращен,  вздрагивать.  Все движения Амвросия и особенно поступь отличались медлительностью, что при его внешней  представительности внушало к нему невольное уважение окружавших. Недаром уже в зрелом возрасте он получил второе, после школьного «Чудского», прозвище «Грозный». В 1825 году, будучи епископом пензенским и саратовским, о. Амвросий принимает решение оставить все свои земные дела и  удалиться в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы посвятить свою жизнь строгому подвижничеству. В прошении на имя Священного Синода он пишет: «Св. Синодом,  согласно собственному желанию моему, возложена на меня священнейшая обязанность приготовить ко второму изданию «Историю Российской Иерархии» по собранным  дополнительным сведениям. Сколь не священна сия обязанность и для меня на вожделенна, но при управлении епархиею, мне вверенною, не имею я ни времени, ни сил к  благовременному и достодолжному  исполнению святейшей воли Св.Синода. Посему, дабы за коснение и оставление  без действия дела, для церкви и Отечества полезного и уважительного, (...) признаю я за необходимое испросить у Вашего святейшества увольнения себе (....) с дозволением иметь мне пребывание в Кирилло-Белозерском монастыре». Синод просьбу удовлетворил. Строгая подвижническая жизнь так повлияла на здоровье Амвросия, что через два года он скончался. В Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря в стене вмонтирована квадратная плита с надписью: «На семъ месте положенъ Бывший Пензенский Епископъ Амвросий, скончавшийся 27– го декабря 1827-го». На полу лежит металлическое прямоугольное  надгробие с изображением Голгофского креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При еп. Амвросии (Орнатском ; 1819-1825) продолжалось строительство Спасского кафедрального собора, в 1821 г. епископ освятил во имя Всемилостивого Спаса главный престол на 2-м этаже собора. Архиерей стремился единолично решать вопросы управления епархией, поэтому значение консистории в период его пребывания на Пензенской кафедре снизилось. Еп. Ириней (Нестерович ; 1826-1830, впосл. архиепископ) активно боролся со старообрядчеством, способствовал переходу старообрядцев в единоверие . Епископ обязал священников после литургии разъяснять прихожанам основы Православия (смысл Символа веры, заповедей), а также обучать их молитвам. 12 нояб. 1828 г. из Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия (см. ст. Саратовская и Вольская епархия ), вслед. чего архиерей получил титул «Пензенский и Саранский». Еп. Иоанн (Доброзраков ; 1830-1835) особо заботился об уровне образования духовенства, в частности обязал всех священно- и церковнослужителей отдавать своих сыновей в духовные учебные заведения. Архиерей штрафовал непригодных к служению клириков, отправлял их за штат либо добивался исключения из духовного звания. По указу имп. Николая I Павловича от 10 мая 1831 г. о «разборе» духовенства (2ПСЗ. Т. 6. Отд. 1. С. 359-363. 4563) многие бывшие клирики оказались на военной службе. Еп. Иоанн предоставил средства для содержания их детей в уч-щах. При еп. Амвросии (Мореве; 1835-1854) в 1850-1851 гг. худож. К. А. Макаровым и его учениками (в т. ч. сыном - И. К. Макаровым) расписан Спасский кафедральный собор. В 1854 г. еп. Амвросий скончался и был погребен в соборе рядом с еп. свт. Иннокентием (Смирновым). При архиеп. Варлааме (Успенском; 1854-1862, до 22 апр. 1860 в сане епископа) в 1856-1857 гг. было капитально перестроено примыкавшее к архиерейскому дому здание духовной консистории, крестовая Воскресенская ц. перенесена с 3-го этажа архиерейского дома в новопостроенную 2-этажную пристройку (освящена 23 нояб. 1857). Архиеп. Варлаам лично объехал большинство приходов епархии; число последних увеличилось с 699 в 1854 г. до 774 в 1862 г.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

17 апр. 1758 г. И. был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. 24 мая того же года состоялась хиротония. В кон. мая И. вступил в управление Юрьевым новгородским монастырем . Служил в сане архиерея лишь 1 год, умер 29 апр. 1759 г. Иером. Амвросий (Орнатский ; впосл. епископ Пензенский) и вслед за ним ряд др. авторов приводят др. дату кончины И.- 6 июня 1758 г. (ИРИ. 1807. Ч. 1. С. 86), но проф. И. А. Чистович отрицает ее достоверность ( Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 82). И. был погребен на паперти Георгиевского собора Юрьева мон-ря на правой стороне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 175; Оп. 27. Д. 84; Оп. 28. Д. 259; Ф. 1341. Д. 1552. Л. 80-100. Соч.: Слово в день Вознесения Господня. М., 1742; [«Доношения» в Синод от 18 февр. 1745 г. и 29 марта 1749 г.]//Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 139-149. Лит.: Известие о Камчатской духовной миссии//Сибирский вестн. 1822. Ч. 17. Кн. 3. Отд. 1. С. 88-93; Смирнов С. К., прот. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 201, 233-234; Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. СПб., 1857. Петропавловск-Камчатский, 2000р. С. 30-45; он же. Назначение вторичной миссии в Камчатку. Выезд архим. Хотунцевского из Москвы. Прибытие миссии Хотунцевского в Охотск//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 47. С. 531-538; 49. С. 557-561; 51. С. 589-593; 1869. 22. С. 279-285; он же. Назначение в Камчатку духовной миссии в 1742 г.//Там же. 1874. 30. С. 395-404; 32. С. 416-425; 41. С. 536-540; 43. С. 555-566; 49. С. 656-662; 1875. 1. С. 1-6; 2. С. 13-21; 7. С. 74-76; 8. С. 82-92; 10. С. 115-120; 15. С. 197-202; 21. С. 292-298; 24. С. 327-337; 25. С. 347-352; 40. С. 358-362; 40. С. 547-552; 41. С. 559-563; 42. С. 569-574; 44. С. 600-604; Попов Н. А. Придворные проповеди в царствование Елисаветы Петровны//Летопись рус. лит-ры и древности. М., 1859.

http://pravenc.ru/text/578110.html

Епископ Переяславский Сильвестр (Лебединский) написал “Приточник Евангельский” и духовно-нравственное сочинение “Нетленная пища”. По пастырскому богословию владыка Парфений (Сопковский), еп. Смоленский, написал “О должностях пресвитеров”. По литургике – “Новая скрижаль” владыки Вениамина (Румовского). Он же сочинил “Священную историю” для малолетних детей, на русском, греческом, латинском и французском языках. Владыка Дамаскин (Семенов-Руднев) написал на немецком языке сокращенную летопись древней Руси по Нестору, издал лекции архиеп. Феофана с дополнениями. В 1785 году он написал труд “Библиотека российская или сведения о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших”. Он перевел на латинский язык “Православное учение” митроп. Платона, издал его сочинения в 9 томах (1779), сочинения Ломоносова в трех томах (1778). Как филолог выдвинулся протоиерей московского Архангельского собора Петр Алексеев. Он составил “Церковно-славянский словарь”. Кроме того – “Словарь еретиков и раскольников”. Как на выдающихся проповедников архиеп. Филарет указывает на владык Феофана (Прокоповича) , Гедеона (Криновского), Георгия (Конисского) , Анастасия (Братановского), митрополита Платона (Левшина) . Для усиления церковной проповеди Синод и епархиальные власти распорядились завести в соборах обязательное очередное чтение проповедей ученым духовенством и определенное количество их в году. Для неученых Синод издал два сборника готовых проповедей на воскресные и праздничные дни (1775) и на каждый день года (1781). В 1756 году был издан пересмотренный труд святителя Димитрия “Четьи Минеи” и также пересмотренный “Печерский Патерик”. Прот. Мансветов издал “Училище благочестия” – примеры из житий святых, описанные языком живым и ясным, и полезные для всех возрастов христианских. По истории Русской Церкви в 1805 году издана “Краткая Церковная Российская история” митрополита Московского Платона. В 1807–16 гг. напечатана “История Российской иерархии” в шести частях, составленная ректором Новгородской семинарии Амвросием (Орнатским) , будущим епископом Пензенским, совместно с епископом Вологодским Евгением (Болоховитиновым). Считается, что эта работа дала основание всем последующим трудам по русской церковной истории. Владыка Евгений – автор многих других церковно-исторических работ:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010