− А в Соловецком монастыре есть Бог ? − последовал от Амвросия вопрос. − Бог-то есть везде, да Вам будет худо. − Нет, там всё моё счастье, где есть Бог . Мне нужен Он один, а от Него меня никто не удалит. Вскоре епископ Амвросий написал прошение об увольнении на покой. Прошение было удовлетворено. Местом последнего пребывания он избрал Кирилло-Белозерский монастырь. − Я желаю там окончить свою жизнь, где начал её и своё воспитание, − выразился он, вспомнив годы учебы в Кирилло-Белозерском училище. В монастырь он отправился в одной монашеской одежде, прикрытой нагольным тулупом, и в простой шапке с ушами. В дорогу взял ямщика с простыми деревенскими санями, погрузив на них только небольшой сундук с книгами и бумагами. Продвигаясь по тракту на Кириллов, он проследил взглядом новую чудовскую колокольню, но в родительский приход не завернул. (И по настоящее время колокольня видна с дороги в напоминание о епископе Амвросии). В монастыре владыка Амвросий поселился в одной из четырёх комнат, которые ему предоставили. В этих покоях когда-то проживал патриарх Никон 44 . В его келью никто никогда до самой его смерти не входил. В первое время в монастыре его посещали разные родственники; он внёс за своих родителей большой денежный вклад в Филиппо-Ирапскую пустынь Череповского уезда, куда они поселились. Принимал участие и в судьбе племянников − учеников духовного училища, находившегося на территории монастыря, проявляя к ним нежную заботу. Амвросий болел летучим ревматизмом, но никогда не прибегал к лечению и не высказывал жалоб, но аскетический образ жизни в монастыре сломил его. Его прах упокоили в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. У стены, с правой стороны от входа, и в наше время видна квадратная плита, вмонтированная в стену, с надписью: « На сем месте положен бывший Пензенский Епископ Амвросий, скончался 27 декабря 1827 года». Рядом на полу установлено позднее металлическое надгробие, обнесённое оградой. В его верхней части изображён Голгофский крест, а ниже читаются слова: «Некрология. Амвросий Орнатский епископ Пензенский, сопричислен к ордену Св. Анны 2 степени, член Московского общества истории и древностей Российских. Родился в Новгородской губернии в Череповецком уезде 1778. Далее – следуют уже знакомые вехи этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше). В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским. В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше). В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским. В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов. В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря. В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше). В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше). В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше). В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими. В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими. В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими. В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Девичий 3 класса, находящийся в Губернском городе Пензе. Построен в 1691 и 1693 годах так же, как и прежде описанный иждивением обывателей города Пензы и окрестных мест, и первоначально сооружены в нём две ЦЕРКВИ каменные, из которых: 1) во имя Св. Троицы, по которой монастырь наименован Троицким, перестроена в 1747 году; 2) Преподобного Александра Свирского в 1782 году; 3) КОЛОКОЛЬНЯ каменная же; 4) КЕЛЬИ деревянные; 5) ОГРАДЫ часть каменная, а другая – деревянная. Настоятельницами с самого учреждения монастыря и доныне – Игуменьи. Пензенский Яский Владимирский монастырь См. Яский Пензенский Владимирский. Перевисьевская Покровская пустынь Мужская, упразднённая при Штатах 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Грязовицком уезде от Вологды к югу в 50 вёрстах. Когда и кем строена – не известно, а названа Перевисьевской по близ бывшему через реку перевозу, а Покровской по первоначальной Покровской церкви. После построена там и другая холодная церковь  – во имя Рождества Христова. В этой обители строения все были деревянные, а настоятельство – Строительское. Крестьян имелось 24 души. По упразднению церковь её обращена в приходскую селения, именуемого Перевисье, и определён Священник с причтом. Передольский Покровский Новгородский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Новгородской Епархии и уезде в Передольском погосте, при реке Луче; в переписи 1628 года означен этот монастырь с церковью деревянной во имя Покрова Божьей Матери. По Штатам 1764 года обращена она в приходскую, и состоит ныне в Санкт-Петербургской Епархии в Лугском уезде. Перекомский или Перекопский Николаевский монастырь Ныне Розважский Перекомский Новгородской Епархии заштатный мужской монастырь. Находится в Новгородском уезде на западном берегу озера Ильменя близ речки Веренды, расстоянием от Новгорода к югу в 25 вёрстах. Первоначально построен он был ближе к озеру на устье речки Веренды, впадающей в оное от нынешнего к югу на 3 версты, Преп. Ефремом, (см. Верендовский Николаевский) а на то место, где теперь существует, перенесён в начале XVIII столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Доктор Василий Орнатский точно знал о родственной причастности семьи к епископу Пензенскому Амвросию: «В Кирилловском Духовном училище, − записал он в памятке для своих детей, – отец пользовался большой материальной поддержкой находившегося тогда на покое в Кирилло-Белозерском монастыре бывшего епископа Пензенского Амвросия Орнатского , известного автора многотомной «Истории русской иерархии», своего родственника, выдающаяся личность коего была в своё время предметом особых исследований». Степень этого родства он, к сожалению, не указал, но о тесных родственных узах с ним знал и его старший брат Матвей. На руках потомков Матвея Ивановича хранится открытка-репродукция с исторического полотна, на которой помечено: «Прадед архиепископ Амвросий провожает императора Александра I из Пензенского собора» 37 . Матвей Иванович упоминал в записках, что отец поступил в Кирилловское училище с фамилией «Бальзаминов», но за большие успехи в учении епископ Амвросий наградил его своей фамилией. Архивные документы позволили точно обозначить степень родства двух русских епископов. В данных за 1790 год по Чудскому погосту Череповского уезда, откуда преосвященный Амвросий был родом, указано: «Дьякон Антипа Григорьев, 39 лет, попов сын. Определён во дьякона в 1778 году. В подушный оклад не положен. У него сын Андрей, 12 лет» 38 . У преосвященного Амвросия, в миру − Андрея, родных братьев и сестёр не было, но имелись двоюродные по сестре отца. Они и дали многочисленную амвросиеву родню, «осаждавшую епископа в монастыре», о которой упоминают биографы. Дед епископа Пимена пользовался заботой, любовью и материальной поддержкой преосвященного Амвросия как сын-сирота двоюродного брата по матери – рано скончавшегося священника Михаила. Не только умница и первый ученик Кирилловского училища, кроткий как ангел Ваня Бальзаминов, но и другие сыновья Михаила Петровича, и сыновья его брата Иосифа Петровича 39 стали в семинарии Орнатскими − по имени двоюродного дяди, кирилло-белозерского епископа-отшельника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Слободской Украинской Епархии мужской заштатный. Находится в Богодуховском уезде между реками Мерчиком и Полшанкой. Монастырь этот название своё имеет по городу Красный Кут или Краснокутск именуемому, а основан Полковником Степаном Штепой, когда же не известно. Соборная церковь в монастыре сем во имя Св. Апостолов Петра и Павла, почему именуется он и Петропавловским. Настоятельство издавна Игуменское; но с 1762 по 1775 годы был один Архимандрит Иезекииль; ныне же Строительство. Земли к монастырю сему принадлежит 2.134 десятины, 108 сажен. Красноостровский Рождественский монастырь Мужской упразднённый. Находился в половине XVIII Столетия в Киевской Епархии, и был приписным к Нежинскому Благовещенскому монастырю. В нём были две церкви: 1) каменная во имя св. Георгия; 2) деревянная на воротах св. Иоанна Предтечи, Рождества его. Краснослободская Починковская Рождественская богадельня Так именовался один из монастырей женских. См. Рождественская богадельня. Краснослободская Ряпкина пустынь См. Ряпкина Краснослободская. Краснослободский Предтечев монастырь Мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пензенской Епархии в уездном городе Краснослободске и принадлежал к Синодальной области. Краснослободский Спасский или Спасо-Преображенский монастырь Пензенской Епархии заштатный мужской. Находится в 4 вёрстах от города Краснослободска на берегу реки Мокши, основан в 1692 году Иеромонахом Герасимом. Здания в нём были доныне все деревянные следующие: две церкви, из коих Соборная во имя Преображения Господня, кельи и ограда. Ныне же производятся каменные. Настоятельство было Игуменское и Строительское попеременно; а с 1764 года – Строительское. До Духовных Штатов этот монастырь принадлежал к Синодальной области. Краснохолмский или Бежецкий Николаевский Антоньев монастырь Тверской Епархии 2 класса мужской. Находится близ города Красного Холма, на ровном месте при Краснохолмской в Бежецк дороге, облегающей монастырь с восточной и южной сторон, на левом берегу реки Мологи, которая с трёх сторон: восточной, северной к западной обтекает монастырь; расстоянием от Новгорода в 500, от Твери 156, от Бежецка 30, от Краснохолма к северо-востоку в 3 вёрстах. Этот монастырь основан в 1461 году построением деревянной церкви во имя Св. Николая. Первым начальником этой обители был пришедший от Белоезерских стран священноинок и пустынножитель Антоний. Название своё монастырь имеет Краснохолмский по городу Краснохолму, Николаевский по соборной церкви во имя Николая Чудотворца, а Антониев по имени создателя своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Вяземский Предтечев. Предтечев Донецкий монастырь См. Донецкий Предтечев. Предтечев Железноборовский монастырь См. Железноборовский Предтечев. Предтечев Краснослободский монастырь См. Краснослободский Предтечев. Прибавление из VI тома Предтечев Московский монастырь Мужской. Находился в столичном городе Москве под бором, от Кремля к востоку, за Москвой рекой, и существовал в 1415 году (см. Никоновская Летопись, ч. V, стр. 56). Предтечев Пензенский монастырь См. Пензенский Предтечев. Предтечев Псковский монастырь См. Псковский Предтечев. Предтечев Росткин монастырь Предтечев Росткин или Росткинский Новгородский монастырь . Основан в 1406 году. См. Иоаннопредтечев Новгородский и Росткин Предтечев. Предтечев Свияжский монастырь См. Иоаннопредтечев Свияжский. Предтечев Сумский монастырь См. Сумский Предтечев. Предтечев Трегуляев монастырь См. Трегуляев Предтечев. Предтечев Тульский монастырь Мужской. Находится в Губернском городе Туле, на берегу реки Упы. До Штатов 1764 года было крестьян за этим монастырём 1.111 душ, по Штатам же положен в 3 классе степенью 73, а в 1799 году при учреждении Тульской Епархии обращён в Архиерейский дом. Здания в нём все каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Похвалы Пресвятой Богородицы; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) Архиерейский ДОМ с церковью Св. Николая Чудотворца; 4) ОГРАДА. Прибавление из VI тома Предтечев Тульский монастырь. С 1799 года кафедральный. Находится в Губернской городе Туле, на правом берегу реки Упы, близ Успенского Собора. До 1799 года в этом монастыре были зданияе каменные следующие: 1) посреди монастыря – церковь о 3 главах во имя Похвалы Божьей Матери, с приделом Св. Николая; 2) близ оной к северу церковь во имя Одигитрии Смоленской о 5 главах. При ней был придел во имя Преп. Марона, но около 1786 года, при Игумене Николае разрушен упавшей колокольней. Церковь эта разобрана в 1800 году; иконостас из неё перенесён в вышеописанную, а вместо придела устроена церковь при Архиерейских кельях, во имя св. Николая; 3) у въезжих западных ворот, на левой от города стороне, церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи небольшая. Она за ветхостью разобрана, и начата строением вновь при Архимандрите Галактионе. Но вскоре (около 1800 года) разобрана и уничтожена. В настоящее время здания имеются каменные следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Государь, узнав подробно о жизни этого архиерея, впоследствии повелел Святейшему Синоду назначить его на покой, а на его место назначить другого епископа» . В примечаниях к этим воспоминаниям описаны еще некоторые подробности необычного поведения епископа Амвросия по отношению к светским властям в его епархии: «Почтенный лейб-хирург Д.К. Тарасов рассказывает в своих воспоминаниях об одном чудаке Пензенском архиерее. Этот чудак был, как сообщил нам А.И. В-ч, не кто иной, как известный ученый Амвросий (Орнатский). Амвросий составил, как некоторые думают, при содействии знаменитого Евгения (Болховитинова), “Историю Российской иерархии”. Этот обширный труд до сих пор составляет необходимое подспорье во всех изысканиях в области истории Русской Церкви. В 1820-х годах он был архиереем в Пензе и здесь оставил по себе память многими странными выходками. Вот один из передаваемых о нем анекдотов. Пред приездом в Пензу императора Александра Павловича в 1824 году губернатор Лубяновский и корпусный командир Сакен прислали к нему: первый – полицмейстера, а второй – адъютанта с просьбой, чтобы преосвященный приказал своим служкам очистить от грязи и сора обширную площадь, лежащую перед архиерейским домом. – Ваш генерал немец, – сказал Амвросий адъютанту Сакена, – а потому и не знает, что русские архиереи не занимаются чисткой улиц и площадей; их дело очищать души. Если хочет генерал, чтобы я его почистил, пусть присылает свою душу. – Но ведь его величество увидит безобразие на площади, – заметил полицмейстер. – Прежде чем увидит император площадь, – ответил преосвященный, – предстанете пред ним вы и губернатор, а безобразнее вас обоих ничего нет в Пензе. Амвросий пробыл на Пензенской кафедре с 9 ноября 1819 года шесть лет, зимою 1825 года в нагольном тулупе и шапке с ушами с небольшой связкой книг отправился на безмолвие в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер в тесном добровольном заключении. О кончине его узнали только потому, что ежедневно даваемая ему в окно кельи просфора осталась нетронутою» .

http://pravoslavie.ru/30861.html

Сам епископ Пензенский Амвросий 40 начинал жизнь с фамилией, данной ему по имени прихода, в котором служил отец −Чудский 41 . Орнатским он вышел из Александро-Невской семинарии в 1800 году. Даже в скупом сколке, каковым следует признать наш очерк жизни преосвященного Амвросия, личность его производит сильное впечатление ярко выраженным своеобразием, сильной волей и внутренней свободой. Современникам он запомнился как человек высокого роста, русоволосый, с сухощавым телосложением. Бледное красивое лицо окаймляла небольшая тёмного цвета борода. Замечательны были его глаза: большие, тёмные и глубоко запавшие, в которых просвечивался высокий ум и большая энергия. В гневе глаза Амвросия вспыхивали и зажигались огнём. Амвросий обладал громким, сильным голосом. Движения и походка отличались медлительностью; говорил он мало, с длинными паузами. В Александро-Невской духовной семинарии он обратил на себя внимание петербургского архиепископа Амвросия (Подобедова) 42 . По его протекции получил место преподавателя в Новгородской духовной семинарии. О выдающемся благочестии Орнатского в тот период свидетельствовал известный архимандрит Фотий. Через три года он уже архимандрит, настоятель новгородского Антониева монастыря. В ту пору он сблизился с учёным монахом, викарием Старорусским Евгением (Болховитиновым) и по его совету взялся за обширный труд – составление истории российской иерархии. Сделанное в этой области вписало его имя в отечественную историческую науку В 1812 году архимандрит Амвросий поднялся на очередную ступень карьеры по духовному ведомству. Его назначили настоятелем ставропигиального Новоспасского монастыря в Москве, одновременно он возглавил комитет московской духовной цензуры. Во время французского нашествия ему поручили эвакуацию церковных ценностей из Москвы в Вологду. Задание он выполнил успешно, а по возвращении в Москву энергично восстанавливал жизнь московских монастырей, за что был удостоен ордена св. Анны II степени. Годы, о которых идёт речь, оказались для архимандрита Амвросия наиболее плодотворными в научном отношении. В этот период он составил и издал шесть томов истории иерархии и был избран в почётные члены Общества истории и древностей российских при Императорском Московском университете. В 1816 году новоспасский архимандрит стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Тем же вы, вручённые в паству его, Архимандрита Иустина, не будьте отметники, но послушники Христовы, да обрящете от Него милость в день судный; он же, Архимандрит Иустин долженствует проповедать слово Господне всем православным Христианам, дабы жили, по заповедям Божьим, мирских же всякого чина и возраста людей он Архимандрит в духовность к себе да не приемлет. Известного же ради свидетельства, как от Нас благословен, и чинно на степень Архимандричества возведён и рукоположен, вручена ему эта Наша писаная настольная грамота, рукой Нашей подписанная и печатью утверждённая. Да всяк, взявший и прочитавший настольную эту грамоту, свидетельствующую его Архимандричество, имеет его Архимандрита честным, и по закону Божьему и Святых Отцов учению во всём да слушает его. Написано в Нашей Архиерейской кафедре, и дано в Москве в Нашей, что на Крутицах, Соборной кафедральной церкви Успения Пресвятой Богородицы лета от мироздания 7267, от Рождества же Христова 1759, Июня 28 дня. На подлинной грамоте вверху надписано так: Иларион, Епископ Сарский и Подонский. Смиренный Амвросий, милостью Божьей Епископ Сарский и Подонский и Архимандрит Воскресенский Новоиерусалимский. К этой грамоте приложена печать красного воска с благословляющей рукой, на шёлковом шнуре. В 1707 году, Октября 1 дня, Преосвященный Амвросий, Архиепископ Крутицкий, дозволил Архимандриту Симеону носить мантию со скрижалями; но после этого Архимандрита Настоятелями были Игумены до 1798 года, с которого доныне на основании Указа 1797 года паки Архимандриты. Монастырь этот состоит в третьем классе степенью 52. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь См. Валаамский Спасо-Преображенский. Спасо-Преображенский Казанский монастырь См. Преображенский Казанский. Спасо-Преображенский Краснослободский монастырь См. Краснослободский Преображенский. Спасо-Преображенский Пензенский монастырь 3 класса мужской, находящийся в Губернском городе Пензе между городской стеной и рекой Пензой, построен в 1689 году по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича и по благословению Иоакима, Патриарха Всероссийского, по желанию и прошению города Пензы и окрестных дворян и посадских людей собственным их иждивением.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010