Жуковой пустыни мужской упразднённый, находился в Костромской Епархии при реке Салде. До Штатов 1764 года было за ним крестьян только 6 душ; по Штатам же обращён в приходскую церковь . Салолчевская или Солелейская Успенская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находится в Пензенской Епархии за Нижним Ломовым на реке Мокше. Самарский Новомосковский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Сергиевский монастырь См. Сергиев Самарский. Самарский Николаевский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасский монастырь Девичий, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Санаксарский Богородицкий монастырь Мужской общежительный заштатный или Сеноксарская пустынь, находится в Тамбовской Губернии и Епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трёх вёрстах, по дороге, пролегающей из оного города через Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нём строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному виду строений своих и прекрасному местоположению. Сеноксарским назван от окружающих монастырь сенокосов, Санаксарским же зовётся по просторечию. Основан этот монастырь в 7167 (1659) году, по усердию жителя города Темникова, писца Луки Евсюкова, который, желая устроить монастырь в окрестностях города, убедил из одной обители (а которой именно, неизвестно) прийти Игумена Феодосия для основания и учреждения обители. Феодосий по приглашению его пришёл на это место и, пленившись красотой оного, решился остаться тут навсегда, и пособием приобщившейся к нему ещё братии и помянутого Евсюкова, сперва построил часовню, потом начал расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Жители города Темникова и окрестные обыватели, видя добродетельное их житие и умножение братии, в 7177 (1669) году обще с ними просили Святейшего Патриарха Иоасафа всероссийского в дозволении построить на том месте церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и быть тут для монашествующих пустынному монастырю; по сему прошению их того же года, Октября 30 дана от Святейшего Патриарха благословенная грамота, и вскоре по оной храм сооружён, а в 7184 (1676) по прошению оного Игумена Феодосия с братией, по грамоте же Святейшего Патриарха Иоакима освящён, и тогда же к этой пустыни даны земля и лесные угодья, которые в 7193 (1685) году писцом Дмитрием Полочениновым и отмежёван.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Известия по Казанской Епархии» охарактеризовали его в качестве «весьма обстоятельного исторического описания», с. 405] что на тот момент вполне соответствовало истине. Данное издание, по большей части, представляло собой компиляцию доступных Е.А. Малову источников и исследований, объединённых с собранными им сведениями о текущем состоянии монастыря. Среди авторов, книги и статьи которых использовал Е.А. Малов, были: архимандрит Амвросий (А.А. Орнатский) (1778 - 1827/1828), врач, историк и литератор Н.К. Баженов (1804 - 1848), филолог и историк О.П. Бодянский (1808 - 1877), протоиерей Г.С. Дебольский, церковный историк, профессор КДА П.В. Знаменский (1836 - 1917), церковный историк и писатель, профессор К.И. Невоструев (1816 - 1872), архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон (П.И. Любарский) (1738 - 1811) (впоследствии - епископ Тамбовский и Пензенский, архиепископ Астраханский и Кавказский, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический), поэт и литератор, автор «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин (1799 - 1837), казанский историк-краевед и педагог М.С. Рыбушкин (1792 - 1849), профессор Императорского Казанского университета С.М. Шпилевский (1833 - 1907) и др. Особую ценность при этом представляют приведённые Е.А. Маловым подробные (местами - практически «инвентарные») описания монастырских храмов и прочих построек, образов, иконостасов, крестов, священных книг, церковной утвари, надгробных памятников и т.д., информация о настоятельницах, духовенстве, монастырских учреждениях (в частности, о «рукодельной школе»), хозяйстве и штатах, крестных ходах, посещении обители Высочайшими особами и пр. Помимо описания истории и «современного состояния» Казанского Богородицкого женского монастыря, Е.А. Маловым был включён в книгу текст под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани», который представляет собой «интегрированную версию» нескольких его редакций, подготовленную и опубликованную в «Известиях по Казанской Епархии» с. (449) - 465] двумя годами ранее «А.И.» - предположительно архимандритом Иннокентием (И.М. Новгородовым) (1823 - 1868) - ректором КДА, являвшимся в 1867 - 1868 гг. редактором означенного журнала с. 54]. При этом Е.А. Малов отредактировал и дополнил комментарии «А.И.», а также выделил в особый подраздел «Чудеса от чудотворной казанской иконы Божией Матери, записанные после сказания митрополита Гермогена», дополнив их двумя свидетельствами 1875 - 1876 гг., сведения о которых были получены от настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря игумении Анфии (Тюлькиной) с. XVI - XIX].

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

Находясь на покое, преосвященный Амвросий не забывал о бедняках. Послушник записывал имена и просьбы всех приходящих к нему за помощью и вместе с продуктами оставлял на столе архипастыря, который делал заметки на обороте кому сколько дать и оставлял деньги. По его кончине в малой келье, куда при его жизни никто не входил, были найдены: стул, связанный веревками, заменявший ему постель, и костыль, служивший опорой во время постоянного бдения. «Каким-то обстоятельным, сосредоточенным в себе светом, какой-то могучей, непреклонной правдой влечет к себе память этого крепкого борца церковной истины». Труды: История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. – М., Синод, тип., 1807–1815. Описание Антониева Новгородского монастыря. – М., 1810. Описание Кириллова Белозерского монастыря. – М., 1811. Литература: Савваитов П. И. Преосвященный Амвросий Орнатский , епископ Пензенский и Саратовский. Биографический и библиографический очерк. – 2-е изд. – СПб., 1869. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 т. – М., 1836, т. 1. – С. 38. Сборник Отделения русского языка и словесности (II отделения) Императорской Академии наук: в 101 т. – СПб., 1872–1928, т. 5, вып. 1. – С. 22–23. Записки неизвестного. Жизнь пройти не поле перейти//Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, т. 24; см. также//Русский вестник. – 1881, сентябрь. Поселянин Е.. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. – 1-е изд. – СПб., 1900. – С. 40–46. Поселянин Е. Последние обстоятельства жизни Амвросия Орнатского во время пребывания его в монастыре. – М., 1847. – С. 1–9. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В.В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

См. Предтечев Царицынский. Царицынский Троицкий монастырь Мужской упразднённый, находился в городе Царицыне, бывшем Астраханской, а ныне Пензенской Епархии. Цилибинская Архангельская пустынь Была Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Яренском уезде от города Яренска в 28 вёрстах вниз по течению реки Вычегды на левом берегу оной, где ныне находится Цилибской погост. Близ нынешней приходской церкви сего погоста стояла упомянутая пустынь, или просто, церковь Архистратига Михаила; под коей в пещере жил Иеромонах Преподобный Димитрий, основатель этой церкви и там скончался. А по кончине его через несколько лет над гробом его поставлена часовня, которая ныне от приходской церкви в восьми саженях к северу. Две древние Иконы, изображающие сего Преподобного, находятся одна пред гробницей к востоку, а другая на самой гробнице. О жизни его и времени жития никаких сведений не находится кроме устных преданий и одной записки в церковном Синодике, из которой явствует, что созданная над ним часовня и гробница, существовали и память сего Преподобного почиталась ещё до 7173 (1666) года. Можно полагать, что этот Преподобный был из числа Устьвымских Пермской Епархии проповедников Христианских, обращавших в веру Христову Зырян, по реке Вычегде живших. Цывецкая Николаевская пустынь Мужская, вовсе упразднённая при Штатах 1764 года, находилась в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде, от Вологды к северу в 150 вёрстах, на реке Цывце, от которой и название получила. Когда и кем основана, неизвестно, а начальство было Строительское. Цивильский Вознесенский монастырь Мужской упразднённый, находился в Казанской Епархии в уездном городе Цивильске. Цивильский Тихвинский монастырь Казанской Епархии заштатный мужской, находится при уездном городе Цивильске, между реками большим и малым Цивилем, болотом и лугом Стрелецким. Построен в 7183 (1675) году по Указу Государя Царя Алексея Михайловича иждивением Цивильских помещиков и городских жителей по следующему обстоятельству: когда в 7179 (1670) году в Октябре месяце напали на город Цивильск бунтовщики казаки под предводительством Стеньки Разина, то от состоящего в том городе в Соборной церкви образа Пресвятой Богородицы Тихвинская некой оного города вдове именем Улиане Васильевой в ту ночь, в которую от казаков было на город нападение, было видение и объявление, дабы люди, осаждённые в городе, сидели крепко, и что, де, за предстательством Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

К москвичам, воспитанникам митрополита Платона, петербургский владыка относился по-отечески. Конечно, до талантов того ему было далеко, но архипастырем он был тоже весьма достойным. Думается, именно у митрополита Амвросия учился свт. Иннокентий мастерству управления епархией: в течение четырех лет он был членом духовной консистории, то есть непосредственно занимался делами Петербургской митрополии, вникая в решения, принимаемые митрополитом по текущим вопросам. Владыка Амвросий очень четко обозначал свою позицию по отношению к западным веяниям. Молва приписывала удаление владыки Амвросия из Петербурга интригам президента Библейского общества и обер-прокурора Синода князя Голицына. Нашелся и внешний предлог. Святитель Филарет описывает ситуацию так: «Митрополит Амвросий стал проситься на покой вследствие неудовольствия императора Александра на то, что он устроил себе ризницу, обшитую горностаем из покрова, бывшего на гробе царской дочери. Император, узнав, что митрополит в таком облачении ходил 6 января (1818 г.) на воду, приказал сказать, что горностай присвоен только лицам царской фамилии и что митрополиту он это прощает только по его старости. Этот случай огорчил Амвросия, и он подал в отставку» 14 . Впрочем, современные исследователи полагают, что основную роль в удалении Амвросия сыграл не Голицын, а Аракчеев, который еще в 1813 г. поддерживал «партию Феофилакта», следовательно, давно добивался отстранения Петербургского митрополита 15 . В итоге, 26 марта 1818 г. по собственному прошению владыка Амвросий был уволен от управления Санкт-Петербургской епархией, оставшись только Новгородским митрополитом; 6 мая выехал в Новгород, а 21 мая скончался. Отпевал его епископ Старорусский Амвросий (Орнатский) , будущий преемник святителя Иннокентия на Пензенской кафедре. Свои книги на греческом и латинском языках архипастырь завещал в библиотеку Петербургской семинарии, которой тогда руководил свт. Иннокентий 16 . Митрополит Михаил (Десницкий) С неизменным почтением отзывался святитель Иннокентий в письмах о высокопреосвященном Михаиле, митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском, в 1818–1821 гг. Так, к примеру, в письме к княгине Мещерской от 15 июля 1819 г. он пишет: «В прошедшее воскресение Господь паки удостоил меня отслужить и начать подражание (конечно, слабое и недостойное) Его Высоко-преосвященству, Богом просвещенному и просвещаемому, Михаилу, то есть и многогрешным языком, многогрешный начал беседовать к своей пастве в своем соборе» 17 . Таким образом, святитель Иннокентий, сам – один из признанных проповедников своего времени, собственные обращения к верующим называет слабым подражанием беседам митрополита Михаила. Эти беседы – и в самом деле прекрасные образцы русской проповеди начала XIX столетия, лишенные обычной для тех лет выспренности и пафоса, на-полненные душеполезными мыслями и советами 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

1813. Ч. 70. 13. С. 16-28), «О древностях вологодских и зырянских» (Там же. Ч. 71. 17. С. 27-47) и др. Е. был инициатором написания и по сути соавтором изданной в Москве в 1807-1815 гг. Пензенским еп. Амвросием (Орнатским) «Истории Российской иерархии» (6 томов в 7 книгах, 7-й т. не опубл.). Материалы для этого труда Е. начал собирать в кон. XVIII в. в Воронеже, на рубеже XVIII и XIX вв. продолжил в С.-Петербурге, с 1804 г.- в Новгороде, где и привлек к этой работе префекта Новгородской семинарии свящ. Амвросия. С 1813 г. Е. разрабатывал эту тему в Калуге, где его помощником стал В. Г. Анастасевич, впосл. выдающийся библиограф. Большая археографическая работа была проделана в епархиальных и монастырских архивах (особенно следует выделить период пребывания Е. на Вологодской кафедре, когда он с целью поиска исторических документов посетил все мон-ри своей епархии). Многое было им позаимствовано из рукописных (в 1812 сгоревших в Москве) «Записок по истории Российской иерархии» Бантыш-Каменского. Над внесением поправок и дополнений в «Историю...» и подготовкой ее нового издания Е. продолжал трудиться до конца своих дней. Написанное Е. в этот же период «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-Российской Церкви» посвящено апологии монашества, нередко подвергавшегося нападкам со стороны светского общества. В 1812 г. Е. представил в Российскую академию текстологическое исследование церковнослав. перевода Свящ. Писания, однако отмеченные автором разночтения в слав. списках стали причиной цензурного запрета на публикацию сочинения. Евгений (Боловитинов), митр. Киевский и Галицкий. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) Евгений (Боловитинов), митр. Киевский и Галицкий. 2-я четв. XIX в. (ГИМ) В Пскове Е., продолжая интенсивную исследовательскую деятельность, заложил основу местного краеведения трудами по истории Изборска (Летопись древнего славенорус. княжеского г. Изборска//Отеч. зап. 1825. Ч. 22. 61. С. 189-250; отд. изд.: СПб., 1825), 6 мон-рей Псковской епархии (Описание Благовещенской Никандровой пуст.

http://pravenc.ru/text/186969.html

Всеми этими мерами Амвросий настолько исправил свою епархию, что она стала неузнаваема. Явились хорошие проповедники, явились священники, которые строгостью к прихожанам хотели подражать самому Амвросию. Большое внимание обратил также Амвросий на отделку и украшение кафедрального собора, и благолепие своего священнослужения. Он достроил и отделал внутри кафедральный собор (снаружи собор по недостатку средств оставался неотделанным), завел богатую ризницу и исправил архиерейский дом. Будучи крайне скромным и нетребовательным в своей домашней жизни, Амвросий при священнослужении (а служил он очень часто) любил большой блеск, богатое облачение, обилие освещения, многочисленность духовенства. Поэтому священнослужение его отличалось торжественностью и великолепием и представляло собою замечательное зрелище. «Особенною торжественностью отличались всенощные. Обширный кафедральный собор освещался тогда тысячей свечей и паникадил, что при темноте ночи производило большой эффект. Сам архиерей, величественный и важный, в богатых ризах, окруженный сонмом с внешним благоговением и внутренним страхом взиравших на него священников и диаконов, казался более ветхозаветным первосвященником, чем простым епископом. Любопытную и торжественную картину представляли тогда выходы архиерея из алтаря, напр. для каждения. Амвросия всегда сопровождала тогда целая толпа диаконов. Из них одни шли попарно впереди его с большими зажженными свечами, другие поддерживали его вели под руки, третий ряд диаконов шел позади архиерея и замыкал собою шествие. Окруженный сонмом диаконов, архиерей твердой поступью шел и медленно-важно кадил св. иконам и народу. В церкви все безмолвствовало как в могиле, хотя бы тут были тысячи народа: в храме слышались только пение клира, шаги архиерея, тонкий звон колокольчиков архиерейского саккоса и чтение соответствующих молитв» 6 . При всем этом священнослужения Амвросия были всегда крайне продолжительны. Продолжительность их увеличивалась от проповедей, которыми Амвросий всегда сопровождал свои священнослужения, и которые точно так же всегда были продолжительны. Проповеди Амвросия всегда имели своим предметом пороки и недостатки общества, которые подвергались здесь всегда самому суровому и беспощадному осуждению. Даже невинные с светской точки зрения удовольствия и развлечения громились Амвросием как тяжкие грехи: все, что не было добродетельно, было преступно и угрожало страшным гневом Божиим. Содержанию проповедей соответствовал громкий и суровый, иногда почти громовый, голос проповедника при медленном и отчетливом произношении. Добавим к этому, что проповеди свои, за исключением одной (говоренной при освящении кафедрального собора), Амвросий всегда говорил экспромтом. Суровое и гневное слово Амвросия напоминало собою грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. При продолжительности службы и строгости архиерея к молящимся собор иногда бывал почти пуст, но Амвросий как бы не замечал этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

На место же его поставлен в Игумена Филофей, бывший потом Епископ Пермский, Но по 8 летах и сам Преподобный Мартиниан возвратился на прежнее своё пребывание в Ферапонтов монастырь на покой и по усиленному прошению Игумена и братии принял на себя Строительскую должность в оном и отправлял оную до самого изнеможения своего от старости; ибо он более 70 лет проводил в монашеском чине и скончался 85 с лишком лет. Перед кончиной же Пр. Мартиниана, случившейся в 6991/1483 году, Января 12, в Воскресенье, этот монастырь весь выгорел. Но потом тщанием Настоятелей, иждивением же доброхотнодателей паки устроен. До Штатов 1764 года было за этим монастырём крестьян 210 душ, а по Штатам положен в 3 классе степенью 100 и последним, с Настоятельством Игуменским. В 1798 году, Апреля 27, он упразднён и обращён в приходскую церковь , штат же оного переведён в Пензенский заштатный Спасо–Преображенский монастырь. Здания, от этого монастыря оставшиеся и доныне существующие, все весьма ветхи, крыты тёсом и есть следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы с папертью и с двумя главами каменная, при ней придел во имя Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы каменная об одной главе; при ней трапеза, паперть, ризничная палата и келарская келья, на погребах; 3) между соборными церквями – КОЛОКОЛЬНЯ каменная одноглавая шатровая с боевыми Русскими часами, шатёр и глава обиты чешуёй; на колокольне 11 больших и малых колоколов, из коих в большом веса 112 пудов 39 фунтов. От этой колокольни к обеим церквям переходы крытые; 4) ЦЕРКОВЬ каменная, во имя Пр. Мартиниана Белоезерского, где и мощи его почивают под спудом; 5) над Святыми воротами – ЦЕРКОВЬ с двумя приделами: а) во имя Богоявления Господня, б) Преподобного Ферапонта Белоезерского; 6) по правую сторону Святых ворот – КЕЛЬЯ каменная с чуланом и сенями; 7) каменная КЛАДОВАЯ ПАЛАТА о двух этажах; 8) по левую сторону Святых ворот – большие каменные ПАЛАТЫ, в которых Жительство имел Никон, Патриарх Московский, сосланный туда на заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Почивший имел большую семью. Ясно, что приходилось ему тяжело, когда дети подросли и потребовались расходы на их образование. Он деятельно следил за образованием детей, внимательно расспрашивал о ходе преподавания наук в училище и семинарии, при этом прямо поражал нас, семинаристов, твердым знанием наук семинарского курса. Древние языки, например, он знал куда лучше нашего!.. Готовя своих детей к пастырскому служению, он старался возможно раньше приучить детей к участию в богослужении, побуждал детей к неленостному посещению богослужения заставлял читать и петь на клиросе, говорить проповеди . Знанием церковного устава, молитвословий и песнопений Октоиха мы все обязаны его заботливости. Выросший в сиротстве в деревне, он не чуждался труда, даже черного. Приятно было видеть отца Захарию, окруженного многочисленной семьей на работе во время уборки сена и хлеба. И радовалось его родительское сердце, что пример его трудолюбия внедрял в детях уважение к труду. Сил своих он не жалел, лишь бы воспитать своих детей в духе церковности, вдохнуть им религиозное чувство, внушить уважение к духовному званию и любовь к труду...» 18 . Принято считать, что в России перед революцией духовная среда была рассадником безверия и революционных идей, что дети духовенства особенно решительно отметали образ жизни отцов вместе с их верой. Перед нами же встает пример прочной преемственности и в вере, и в пастырстве, и в человеческих свойствах. Отцу, понуждавшему сыновей к амвонному слову, принадлежит немалая заслуга в том, что епископ Пимен обладал выдающимся даром оратора и проповедника. Служебные характеристики владыки Пимена неизменно отмечают его трудолюбие, инициативность и даровитость – и это тоже добрый посев отца Захарии. Мать епископа Пимена Мария Ивановна (в девичестве Орнатская) была дочерью священника Богоявленской церкви села Новая Ерга, отстоявшей от Васильевского на несколько верст. Молодой отец Захария начинал здесь свое пастырское служение. Фамилия Орнатские церковного происхождения (от латинского – риза, покров). Она известна в Русской Церкви с начала XIX века. Ее носил настоятель Антониева монастыря архимандрит Амвросий – ректор Новгородской Духовной Семинарии, впоследствии архиепископ Пензенский 19 , перу которого в соавторстве с митрополитом Евгением (Болховитиновым) принадлежала известная многотомная «История российской иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Все особенности характера Амвросия с наибольшею резкостью сказались во время пребывания в Пензе Императора Александра 1 – в 1824 г. О намерении Государя посетить Пензу стало известно здесь еще за год, и все в Пензе немедленно же стало приготовляться к его приему. Только Амвросий, глубоко оскорбленный интригами губернатора 7 ничего не предпринимал и даже не хотел, несмотря на просьбы губернатора, очистить от грязи и сора площадь, лежавшую пред архиерейским домом. Ко времени приезда Государя Пенза наполнилась множеством высокопоставленных лиц, которые стараниями губернатора уже были предубеждены против Амвросия, чтобы в свою очередь предупредить против него и самого Государя. Амвросий, впрочем, и сам давал к этому поводы. Так, когда в Пензе скоропостижно скончался генерал-майор Леонтьев, человек знатного происхождения, заслуженный, любимый всеми военными и лично известный самому Государю, и его хотели отпевать в кафедральном соборе, Амвросий наотрез отказал в этом. Но все просьбы и даже требования главнокомандующего Сакена и на угрозы его жаловаться Государю, Амвросий отвечал, что в соборах по церковным правилам можно отпевать только архиереев и что анатомированное тело Леонтьева, из которого вынуто св. причастие, принятое, им перед смертью , набитое сеном, представляет собою вдобавок уже не тело христианина, а чучело. Этот поступок Амвросия окончательно восстановил против него всех высших военных. Наступил, наконец, день прибытия Государя в Цензу – 29 августа. Главнокомандующий, губернатор и все высшие военные и гражданские чины собрались в соборе и, когда пришло известие о приближение Государя к Пензе, вышли для встречи его к главным западным дверям собора. Вышел из алтаря с полным крестным ходом и многочисленным духовенством и архиерей, но, ко всеобщему изумлению направился не к западным, а к южным боковым дверям собора. Это, очевидно, сделано было Амвросием потому, что южные двери были гораздо ближе к той улице, с которой должен был подъехать Государь и, кроме того, подъезд здесь был устроен гораздо параднее главного западного подъезда. На просьбы властей перейти к западным дверям Амвросий коротко и сухо ответил, что распоряжения в соборе принадлежат ему как архиерею. Власти тоже не пожелали уступить, и таким образом встречающие разделились на две группы. Государь, конечно, подъехал к тем дверям, у которых развевались церковные хоругви, и был встречен одним духовенством, без властей. Амвросий встретил Государя краткою и сильною речью, громко повторяя: «осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010