Феодор I, епископ Тверской В 1330 году хиротонисан во епископа Тверского во Владимире-Волынском митрополитом Феогностом (1353; память 14/27 марта). О деятельности его в епархии сведений почти не сохранилось. В 1339 году епископ Феодор был вынужден удалиться в Псков, чтобы укрыться от гнева татар, которые требовали выдачи им Тверского князя Александра Михайловича, как участника в выступлении против татарского насилия. Покидая Тверь, епископ Феодор вынужден был отдать большой соборный колокол, которым славилась Тверь, князьям Константину и Василию Михайловичам, которые, как бы в знак своей зависимости, должны были отослать его в Москву. В том же 1339 году (28 октября) князь Александр Михайлович вместе с сыном Феодором были мученически убиты в Орде. Они были обезглавлены, а тела их «розняли по составам». Истерзанные останки несчастных князей были привезены в Россию. Епископ Феодор вместе с Ростовским епископом Гавриилом (1356) ездил до Переяславля встречать их тела. Митрополит Феогност совершил их отпевание во Владимире, а затем было совершено погребение в Спасском соборе в Твери, рядом с великими князьями Тверскими Михаилом и Димитрием. Преосвященный Феодор скончался в 1342 году (по Н.Д., в 1341 году). Погребён в Спасском соборе в Твери. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. Амвросий (Орнатский) . архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 135. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 18421843, т. 4, стр. 267, 268. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 441. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414 Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 41. Тверской патерик. Казань. 1907, стр. 87. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 25, стр. 318. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. M., 1994–1997, т. 3, стр. 28. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Через два месяца, 15 января 1878 года, в Петербурге сонмом русских архипастырей во главе с митрополитами Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, Киевским и Галицким Филофеем, Московским Иннокентием, архиепис­копами — Литовским Макарием, Варшавским Леонтием и другими епископами архимандрит Амвросий был хиро­тонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии 17 . Для преосвященного Амвросия открылось еще более широкое поле деятельности. После смерти митрополита Ин­нокентия (1879) и до прибытия в Москву новоназначен­ного митрополита Макария (Булгакова), преосвященный Амвросий управлял Московской епархией. Он был стар­шим викарием Московским до самой кончины митрополи­та Макария (Булгакова) (1882), а в дальнейшем занял самостоятельную Харьковскую кафедру 18 . Столичное общество с сожалением прощалось с пре­освященным Амвросием. Профессор И. Н. Корсунский пи­сал, что проводы показали, “как тонко понимала и высоко ценила Москва своего энергичного церковно-общественного деятеля и талантливого проповедника” 19 . 26 октября 1882 года преосвященный Амвросий в по­следний раз служил литургию в Богоявленском монастыре и произнес прощальное слово на тему “Мир оставляю вам, мир даю вам” 20 . Итогом московского периода проповедничества Владыки было издание второго сборника его избранных проповедей. Прибытие преосвященного Амвро­сия в Харьков 30 октября 1882 года вылилось в большое церковное празднество, в котором приняли участие харь­ковское духовенство во главе с викарием Харьковской епархии Преосвященным епископом Вениамином, админи­страция духовных школ, члены консистории и множество народа. Преосвященный Амвросий вступил на кафедру Харь­ковских архиереев в 62-летнем возрасте, но был полон ду­ховных сил. “Проповеди его харьковского периода, — пишет один из биографов святителя, — имеют темы опять новые, сравнительно с прежними, но не менее прежних важные и глубоко поучительные для современного общества. В них также затрагиваются самые живые струны общественной жизни, самые тонкие и неуловимые для обыкновенного, заурядного взгляда черты духовного склада и характера современного общества” 21 . Преосвященный Амвросий развивает на новом месте разностороннюю церковно-общественную деятельность по управлению епархией: он благоговейно совершает богослужения, проповедует Слово Божие, вводит единообразие в церковном пении, ориентируясь на московскую традицию.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

Замечательный учитель Церкви, свт. Феофан Затворник дает то же свидетельство, что ангел-хранитель даруется верным лишь с купели крещения:  «Под этим видимым охранением есть невидимое:  ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения.  Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем», «Господь руководил ходящих в незлобии и смиренно предающих Ему сердца свои!  Еще при купели крещения Он приставил к нам ангела-хранителя, который и будет идти с нами чрез весь путь жизни , пока за гробом предаст на суд Господу. Сей-то ангел-хранитель и возбуждает в нас часто благие намерения и внятно говорит сердцу, что когда должно нам делать. Внимать сему гласу в простоте сердца есть непременная наша обязанность» (Свт. Феофан, затворник Вышенский . Путь ко спасению; свт. Феофан. В день святого Александра Невского С какими мыслями приходить на праздники святых и что износить от них?). Это положение находим в поучениях Оптинских Старцев:  «Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых  ангелом-хранителем, данным нам при крещении » (Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим Письмо 243). Важно отметить, что в фундаментальных догматических системах очевидным образом выражено единство по данному вопросу. Преосв. Макарий Булгаков аргументируя это положение выдержками из святых отцов древней Церкви, пишет:  «Держась слов псалмопевца об ангеле Господнем, опол­чающемся только окрест боящихся Бога ( Пс.33:8 ), также слов Спасителя, что ангелы именно малых, верующих в Него, видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), наконец изречения святого Апостола о ниспослании ангелов к хотящим наследовать спасение ( Евр.1:14 ), знаменитейшие из учителей Церкви за­ключали, что  ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним христианам, и следовательно, дается с тех пор, как только они становятся христианами, т.е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию» (Преосв. Макарий Булгаков Православно-догматическое Богословие. §108. Ангелы-хранители частных лиц).

http://azbyka.ru/est-li-u-nehristian-ang...

След., Церковь эта уклонилась от истины, когда с XIII века начала отделять совершение Миропомазания от Крещения, и ныне учит в своем Катихизисе, что миропомазывать крещенных младенцев должно не раньше, как по достижении ими отроческого возраста, т. с между 7-ю я 12-ю годами их жизни, для того, чтобы они могли приступить к этому таинству с полным сознанием и с достаточными сведениями в основных истинах веры 1104 . Но если следовать такому умствованию, то следовало бы и крещение младенцев отлагать до того же сознательного возраста. И, однакож, сама римская Церковь крестит младенцев по вере и обетам за них восприемников их и родителей: от чего же она лишает младенцев в продолжение нескольких лет даров Св. Духа, необходимых для укрепления в жизни духовной? 1006 Тертулл. de Bapt. c. VII. VIII; Киприан. Epist. ad Jan. LXX; ad Jubaian. LXXIII; Амврос. de Myst. c. VII; Златоуст. на Деян. бесед. 1, n. 5; Собор. лаодик прав. 48. 1012 Sacramentum Spiritus, Тертулл. de praescr. haeret, c. XXXV; Илар in Matth. comment. c. IV, n. 27. 1014 Βεβαιωσις, Constit. Apostol. III, 17. Confirmatio, Амврос. de init. c. VII; JIeb. вел. epist. ad Nicet. c. VII. 1021 Дион. Ареопаг. о церк. иерарх. VII, 4. 5; Кир. иерус. поуч. тайновод. III, 6. 7; Златоуст. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23; Амврос. de his, qui initiantur, c. 7; Феодорит. на 2 Коринф. гл. 1, ст. 23. 1022 Αλλ· στι τατης ομοταγς τερα τελεσουργα, Μρου τελετν αυτν ο καθηγεμονες μν νομζουσι. О церк. иерарх. гл. IV, 1. 1027 Ungi quoque necesse est eum, qui baptizatur, ut accepto chrismate, id est unctione, esse unctus Dei et habere in se gratiam Christi possit. Epist. ad Jannuar. LXX. 1029 ... Quod nune quoque apud nos geritur, ut, qui in ecclesia baptizantur, praepositis ecclesiae offerantur, et par nostram orationem et manus impositionem Spiritum Sanctum consequantur, et signaculo Dominico consummentur. Epist. LXXIII. 1031 Нельзя здесь умолчать и о свидетельстве Постановлений апостольских, где говорится: μετ τουτο βαπτσας αυτν ( ερευς) ν τω νματι του Πατρος και του ιου και του γιου Πνεματος, χριστω μυρω.... Lib. VII, c. 43; Cfr. III, c. 16, VII, c. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

преподобный Амвросий Оптинский В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов. В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря. “Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, — пишет богослов С. Н. Булгаков, — старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений... Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь... Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть — на бедных”... При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.     О СУПРУЖЕСТВЕ Счастье основано на страхе Божием Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой... Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1308...

Через два месяца, 15 января 1878 года, в Петербурге сонмом русских архипастырей во главе с митрополитами Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, Киевским и Галицким Филофеем, Московским Иннокентием, архиепископами – Литовским Макарием, Варшавским Леонтием и другими епископами архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии 17 . Для преосвященного Амвросия открылось еще более широкое поле деятельности. После смерти митрополита Иннокентия (1879) и до прибытия в Москву новоназначенного митрополита Макария (Булгакова) , преосвященный Амвросий управлял Московской епархией. Он был старшим викарием Московским до самой кончины митрополита Макария (Булгакова) (1882), а в дальнейшем занял самостоятельную Харьковскую кафедру 18 . Столичное общество с сожалением прощалось с преосвященным Амвросием. Профессор И. Н. Корсунский писал, что проводы показали, «как тонко понимала и высоко ценила Москва своего энергичного церковно-общественного деятеля и талантливого проповедника” 19 . 26 октября 1882 года преосвященный Амвросий в последний раз служил литургию в Богоявленском монастыре и произнес прощальное слово на тему «Мир оставляю вам, мир даю вам” 20 . Итогом московского периода проповедничества Владыки было издание второго сборника его избранных проповедей. Прибытие преосвященного Амвросия в Харьков 30 октября 1882 года вылилось в большое церковное празднество, в котором приняли участие харьковское духовенство во главе с викарием Харьковской епархии Преосвященным епископом Вениамином, администрация духовных школ, члены консистории и множество народа. Преосвященный Амвросий вступил на кафедру Харьковских архиереев в 62-летнем возрасте, но был полон духовных сил. «Проповеди его харьковского периода, – пишет один из биографов святителя, – имеют темы опять новые, сравнительно с прежними, но не менее прежних важные и глубоко поучительные для современного общества. В них также затрагиваются самые живые струны общественной жизни, самые тонкие и неуловимые для обыкновенного, заурядного взгляда черты духовного склада и характера современного общества” 21 . Преосвященный Амвросий развивает на новом месте разностороннюю церковно-общественную деятельность по управлению епархией: он благоговейно совершает богослужения, проповедует Слово Божие, вводит единообразие в церковном пении, ориентируясь на московскую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 36, 94. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. И, июль. – С. 29–34. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 1. – С. 193–200. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 73. Карамзин H. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843, т. 4. – С. 206, 207, 253, 256; примеч. С. 360, 373. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 34. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 138. Зверинский В. В. Материалы для Историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897, т. 2, 1161. – С. 327. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913, ср. 1406. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 93. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 157. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 206, 247. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 39, 382, 410. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1862. – С. 47–48. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т., 2 т. доп. – М., 1903–1911, 1908, 1916; доп. т. 2, 1916. – С. 433 434, пр. 1. – С. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1001 Никон. л. 7, 130. По писцовой книге 1687 г., каменный храм, где «лежат Муром­ские чудотворцы кн. Петр и кн. Феврония», строен был царем Иоанном Васильевичем, «образ Муромских чудотворцев на золоте», обложенный серебром и каменьями, – приношение того же царя (Владимирский сборник. Материалы для статистики). 1004 Собр. л. 1, 186. 2, 19. Догадка, будто старец Мартин разумел Пинского князя Ярослава Георгиевича, известного в 1184 г. (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. II, прим. 415. Т. III, прим. 64) вовсе не «всего естественнее» (Мака­рий (Булгаков), митр. История Русской церкви. Т. 3). Напротив вовсе непримирима со временем епископа Иоакима, тогда как Ярослав Юрьевич с 1148/1149 г. князь Туровский и епископ Иоаким 1144–1147 г. точно современники в Турове. 1005 «Слово о Мартине мнисе», помещенное в прологе Румянцева XV в. 321 под 27 июня, напечатано у преосвящ. Макария ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской Церкви. Т. 3). Здесь в вариантах напечатан и другой текст, из Макариевской минеи; но последний текст во многом переделан против древнего. Русский перевод следует первому тексту. 1006 Повесть о блаж. Мартине из пролога 27 июня перенесена в повествование о чудесах св. князей, помещенное в минее под 2 мая. Так видим ее и в минее св. Ди­митрия под 2 мая. 1007 Сведения о блаж. Серапионе извлеченные из рукописи в статье: «Кожеозерский монастырь», помещенной в «Московских ведомостях» (1852. 83). 1008 О Ельякше см.: Никон. л. 7, 235. Туртасово или Турчасов погост в грамоте 1549 г. (Акты исторические. Т.1) и в грамоте 1536 г. (Акты, собранные Археографи­ческою экспедициею. Т. 1). 1011 Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. В 1582 г. в Ксенофонтовой пустыни были два храма, из них один каменный, – в 6 келлиях на­стоятель с 5 братьями, а 8 келлий пустые (Неволин К.А. О пятинах и погостах). По От- енскому списку святцев, «прп. Ксенофонт, ученик прп. Варлаама Хутынского, строи­тель Троицкого монастыря, иже на Робьи реке от Новгорода 16 поприщ, преставился в л. 6770 (1262) июня в 28 день; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тихон, архиепископ Казанский и Свияжский (Хворостин Тимофей Иванович) Год и место рождения неизвестны. В 1572 году игумен Николо-Угрешского монастыря Московской епархии. В этом же году присутствовал в Москве на Соборе о четвёртом браке царя Uoahha IV и подписался под разрешительной грамотой. В 1573 году – игумен Успенского Иосифо-Волоколамского монастыря. 5 июля 1575 года хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского с возведением в сан архиепископа. Скончался 14 июня (по Н.Д., 11 июня) 1576 года. Погребён в Троицком Казанском монастыре. 15 ноября 1700 года тело его перенесено в соборный храм. Имя его без обозначения года внесено в Синодик Николо-Угрешского монастыря. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской Иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 98; т. 6, стр. 977. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб,. 1877, стр. 182, 205, 287. Д.Б. Угреша: Исторический очерк. М. 1875. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей, Киев, 1913, стр. 1401. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 49. Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря/ Пимен (Благово) . М. 1872, стр. 5, 24, 98, 110, 121. Древняя российская вивлиофика. содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. Изд. 2. М. 1788–1791, т. 8, стр. 108. Известия по Казанской епархии. 1885, 17, стр. 574–575. Известия по Казанской епархии. 1907, 42, стр. 1310. Православный собеседник. Казань. 1901, январь, стр. 12. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского . СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 702. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1138. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб; М. 1896–1913, т. 20, стр. 592. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 208, 216. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Св. Иоанн Златоуст. Беседы на кн. Бытия, с. 64. Св. Амвросий Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой, Киев, 1875, с. 178. Блаж. Августин, с. 344. Там же, с. 347. Там же, с. 349. В русском переводе: «для своей души бесполезен». Блаж. Августин, сс. 344–345. Там же, сс. 345–346. Там же, с. 346. Святой Исидор Пелусиот, Творения, ч. 1,1859, с. 404. Раннехристианские отцы Церкви, Брюссель, 1978, с. 107. Тареев М. По вопросам Гомилетики, ТСЛ, 1903, с. 50. Булгаков Г. Теория православно-христианской пастырской проповеди. Курск, 1916, с. 59. Причина наименования благодатного действия проповедей «помазанием» скрывается в его подобии с действием елея, помазание которым составляет его символ. Свойство елея — орошать и проникать, смягчать и подкреплять. Подобным образом, посредством благодатного действия проповеди, все внутри человека сухое орошается, грубое смягчается и растворяется, болезненное врачуется, изнемогающее подкрепляется, оскудевающее и недостающее восполняется (Странник, 1892, декабрь, с. 473). Настольная книга священнослужителя, т. 2, М., 1978, с. 383. Чепик М. Опыт полного курса Гомилетики. М., 1893, с. 69. Святой Исидор Пелусиот, Творения, ч. 2, М., 1859, с. 234. Барсов Н., проф. История первобытной христианской проповеди (до IV века). Спб., 1885, с. 45. Булгаков Г., с. 16. Настольная книга священнослужителя, т. 2, М., 1978, с. 167. В гомилетической литературе встречаются и более тщательные исследования данной темы. Так, профессор Н. И. Барсов указывает, что ближайшей целью церковной проповеди является научение (теоретическое) и наставление (практическое — для жизни) слушателей в истинах веры, что принято обозначать одним словом «назидание». Поэтому цель всякой христианской проповеди заключается в назидании членов Церкви Христовой. Назидание обнимает собой всего человека, касается всей полноты его духовных сил: разума, чувства воли. (Н. И. Барсов. Лекции…, сс. 189–190). Певницкий. Церковное красноречие, с. 93. Н. И. Барсов. История…, с. 117.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010