Наименование " Христородица " применительно к Пресвятой Деве не должно быть отвергнуто лишь на том основании, что им пользовался еретик Несторий. Выражения: " Христа родила еси " , " Христос рождается " , " Христа рождшая " и им подобные постоянно встречаются в православном гимнографическом наследии. Поэтому принимать это наименование как заведомо ложное, посредством которого в принципе не может быть выражено православное учение о Божией Матери, было бы ошибкой. Пресвятая Дева родила Христа, поэтому Ее можно назвать " Христородицей " , но при условии православного исповедания Самого Христа. Ошибка Нестория заключалась в том, что он искажал христологическое учение, в результате чего Христос для него не был Богом во плоти, но простым человеком, в которого вселился Бог. Соответственно понималось Несторием и имя " Христородица " . Им он обозначал родившую обычного человека, в котором, как в храме, обитал Бог Слово. Имя " Христородица " не вошло в догматическое предание Церкви прежде всего потому, что было скомпрометировано еретиком Несторием. К тому же, это наименование может быть отнесено не только к Божией Матери, но, как замечает митр. Макарий (Булгаков), и к др. матерям, носившим во чреве Божественных помазанников (греч. cristoi). " ...Имя Христа-помазанника,- пишет он,- принадлежит не одному Еммануилу, родившемуся от Девы, но и людям, получившим помазание от Духа Святого (Пс. 104. 15; 1 Цар 10. 10; 16. 13; и др.), даже всем христианам (1 Ин 2. 20-27; Деян 10. 44-46). Следовательно, тот не погрешил бы, кто захотел бы сказать, что и матери людей, получивших помазание в утробе матерней,- христородицы. Между тем как Пресвятая Дева Мария родила Христа, не человека только, помазанного от Духа Святого, но Христа - Бога нашего " (Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 86). Приснодевство. Пресвятая Дева Мария является Приснодевой (греч. Aeiparthenos - " всегда Девой " ). Это означает, что Она была Девой до рождения от Нее Иисуса Христа, во время Его рождения и осталась Девой после рождения, не познав мужа в течение всей своей жизни. Размышляя о девственном состоянии Богородицы, некоторые из отцов Церкви образ " чистого Рождества " Божественного Младенца усматривают в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. " Второе рождение,- пишет свт. Амвросий Медиоланский,- было от Непорочной Марии потому, что первое по Божеству было непорочно, чтобы таким образом Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. Т. е. как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария " (Амвросий Медиоланский, свт. Слово на Рождество Христово//ХЧ. 1846. Ч. 4. С. 350-351).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» с. 204]. Преподобный старец Амвросий Оптинский писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» с. 106]. Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам. По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах. ЛИТЕРАТУРА 1. Амвросий Оптинский, преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. 2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. 3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993. 4. Димитрий Ростовский, свят. Жития святых. Октябрь. 1993. 5. Журнал Московской Патриархии. 2004, 2. 6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857. 7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980. 8. Митрофан, монах. Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992. 9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992. 10. Никодим (Милаш), епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977. 12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984. 13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908. 14. Феофан Затворник, свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891. 15. Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/01/o_...

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) «Слова и речи» СПб., 1891, С. 76. Барсов Н., проф. Лекции по Гомилетике, читанные студентам Духовной Академии в 1885—86 учебном году. СПб., 1886 г., с. 8 (рукопись). Так, в 10й главе Типикона указывается, какие святоотеческие поучения необходимо прочитывать за богослужением в течение церковного года, а в Требнике митр. Петра Могилы даны образцы поучений при совершении св. Таинств и треб. Св. Иоанн Златоуст в 32й беседе на книгу Бытия именует Церковь духовным училищем, а св. Афанасий Великий в «Слове о воплощении» называет храм вселенской гимназией (Амфитеатров Я. Чтения о церковной словесности или Гомилетика. Киев, 1846, с. 14). Фаворов Н., прот. Руководство к церковному собеседованию или Гомилетика. Киев, 1897, с. 11. Булгаков Г., сс. 9—10. Юрьевский. А., свящ. Гомилетика, с. 46. Булгаков. Г., с.18. Св. Амвросий еп. Медиоланский. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. Киев, 1875, с. 178. Культура Византии. «Наука», М., 1989, с.379. Блаж. Августин. Христианская наука, с. 250. Там же, с. 250. Юрьевский А., свящ. Гомилетика, с. 39–40. Светлов П., прот. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т. 1, Киев, 1914, с. 178. Светлов П., прот. с.179. Блаж. Августин, с. 330. Там же, с. 244. Духовный регламент. Регулы о проповедниках слова Божия. М., 1904, с. 68. Готовясь к проповедническому служению кандидат священства должен иметь ввиду не только подготовку к церковно-богослужебной проповеди, но и овладение необходимыми знаниями для ведения бесед полемического характера, участия в религиозных диспутах. Последние берут начало с эпохи Вселенских соборов. Религиозные диспуты имели место и в более близкие нам времена: в XVII в. на юго-западе нашей страны православные пастыри отстаивали чистоту веры в борьбе с католичеством (Белоцерковский собор 1663 г.); в 20х годах XX столетия устраивались диспуты верующих с неверующими; и, наконец, в конце 90х годов XX в. православным пастырям вновь пришлось вести борьбу с католической экспансией на Украине. В подобных диспутах главное для православного проповедника — интеллектуальная подготовка, умение вести устную полемику с оппонентом. Свт. Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в таких спорах. Хотя бы сам он оставался в безопасности, не потерпев никакого вреда от противников, но множество простых людей, находящихся под его руководством, когда увидят, что вождь их побежден и не может ничего сказать противникам, будет винить в. этом поражении не его слабость, а нетвердость самого учения; по неопытности одного много людей подвергнется крайней гибели» (свт. Иоанн Златоуст. т. 1, СПб. 1898, с. 461).

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Святитель Феофил Антиохийский (епископ Макарий (Булгаков) , т. 2, с. 107). Не напрасно жена создана не из той же персти, из которой образован Адам, но из ребра самого Адама: да знаем, что в муже и жене одна телесная природа, что один источник человеческого рода, и потому не двое от начала сотворены – муж и жена, и не две жены, но прежде муж, а потом от него жена. Святитель Амвросии Медиоланский (епископ Макарий (Булгаков) , т. 2, с. 207). Ибо в начале Адам, будучи создан из земли и приняв дыхание, оживотворен в шестой день (а не в пятый, как думают некоторые, начато его сотворение, в шестой же приведено к окончанию, ибо мнение утверждающих это ошибочно). Святитель Епифаний Кипрский . Творения, ч. 1, М., 1863, с. 25. Поведано Божественным откровением, что первый человек создан Богом из ничего, создан в красоте духовного изящества, создан бессмертным, чуждым зла. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 98 ). Целесообразность творения Если бы все произошло случайно, без разумной причины, то все и образовалось бы как попало – без плана, без порядка. Но на Деле мы видим иное: все в мире удивительно упорядочено и Устроено. А это неизбежно заставляет предположить, что мир Устроен Существом, обладающим высочайшим разумом, то есть Богом. Святитель Афанасий Великий (епископ Макарий (Булгаков) , с. 11). Мир, как произведение Живого, Премудрого Бога, полон жизни: везде и во всем жизнь и премудрость, во всем видим выражение мысли – как в целом, так и во всех частях. Это – настоящая книга, из которой можно, хотя и не так ясно, как из Откровения, учиться богопознанию. Протоиерей Иоанн Сергиев. т. 1, М., 1894, с. 282. ...Сколько чудодейственного и изумительного заключает каждый предмет, сотворенный Богом! Как из ничего простерто небо, поднятое на высоте? Как воссияло солнце и созданы луна и звезды? Из какого первообразного вещества взята земля, созданная из ничего? Из каких пород иссечены горы? Откуда состав всего мира, произведенный Богом из ничего? Святитель Епифаний Кипрский . Творения, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Первый, по мнению прот. Булгакова, заговорил о безгрешности Марии преп. Ефрем Сирин . Однако, в приводимой в доказательство этого выдержке из его творений ничего не говорится о безгрешности Девы Марии. «Ты, Господи, и Матерь Твоя, Вы единственные совершенно святые во всяком отношении, ибо в Тебе, Господи, нет пятна и у Матери Твоей нет порока». Святость и отсутствие порока еще не означают, как дальше будет показано, отсутствия грехов. Также не говорится о безгрешности там, где сравниваются Мария и Ева. Хотя Мария и стоит неизмеримо выше Евы, которая ввела смерть в человечество, тогда как Мария родила жизнь, но преп. Ефрем, называя Ее невинной, непорочной, все же не называет Ее безгрешной. Он даже прямо там говорит, что Мария нуждалась в очищении. «Вселися в Нее Свет, омыл Ея ум, чистыми сделал Ея помыслы, уцеломудрил попечение Ея, освятил девство Ея» («Мария и Ева», «Похв. песнь Б. М.»). Еще определеннее выразил эту мысль преп. Ефрем в другом месте («Слово на еретик. о рождении Господа»). «Он очистил и Деву и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым, и потом утроба, став чистою, зачинает Его. Очистил Деву при Ея непорочности; почему и родившись оставил девой». Таким образом преп. Ефрем считал, что при всей непорочности Девы, у Нее было нечто, что нужно было очистить. У безгрешного нечего очищать. Но, может быть, Дева была безгрешною после воплощения Слова? И этого нельзя найти у преп. Ефрема. Он говорит только, что «осияваемая благодатию, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (там же). Но грехи бывают не только вольные – есть и невольные. Мы часто грешим и против нашего желания, по слабости немощной природы. Таковы грехи сомнения, маловерия и подобные. Их не отрицает нигде преп. Ефрем и обращаясь к Богу лишь Ему говорит: «Ты безгрешен» (там же). Так же неудачны ссылки прот. Булгакова на св. Амвросия Медиоланского . Выдержка из его толкования на 118 псалом – неправильный перевод. В латинском тексте (Migne) стоит: «Virgo per gratiam ab omni integra labe peccati», т.е. «Дева благодатию свободна» не «от всякого греха», как это приведено у прот. Булгакова, а «от всякого греховного падения» или «от греховного пятна». Что Пречистая Дева была чужда греховных падений и безнравственных поступков – составляет всеобщее православное верование, но этим не утверждается совершенная безгрешность Ее. Здесь говорится только о целомудрии и неповрежденном девстве Ее «ut incorrupte sit virgo», а не о том, что Она совсем не имела никаких грехов. «Solus enim Deus sine peccato est», – говорит св. Амвросий как раз перед этим, не называя Богородицы безгрешной ни здесь, ни в другом месте, где перечисляет добродетели Ее, на которое также ссылается автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Филарет Дроздов 1821–1867. Архп. до 1826. Иннокентий Вениаминов 1868–1879. Макарий Булгаков 1879–1882. Иоанникий Руднев 1882–1891. Леонтий Лебединский 1891–1893. Сергий Ляпидевский 1893–1898. Владимир Богоявленский 1898. Дмитровское викариатство, учр. в 1788 г. Епископы, (в Москве): Серапион Александрийский 1788–1799. Серафим Глаголевский 1799–1804. Августин Виноградский 1804–1818. Лаврентий Бакшевский 1819–1820. Афанасий Телятьев 1821–1824. Кирилл Богословский-Платонов 1824–1827. Иннокентий Сельнокринов 1827–1831. Николай Соколов 1831–1834. Исидор Никольский 1834–1837. Виталий Щепетев 1837–1842. Иосиф Богословский 1842–1849. Филофей Успенский 1849–1853. Алексий Ржаницын 1853–1857. Евгений Сахаров-Платонов 1857–1858. Порфирий Соколовский 1858–1859. Леонид Краснопевков 1859–1876. Никодим Белокуров 1876–1877. Игнатий Рождественский 1877–1878. Амвросий Ключарев 1878–1882. Алексий Лавров-Платонов 1883–1885. Мисаил Крылов 1885–1889. Виссарион Нечаев 1889–1891. Александр Светлаков 1892–1894. Нестор Метаниев 1894–1901. Трифон кн. Туркестанов 1901. Можайское викариатство 34 Епископы (в Москве): Савва Тихомиров 1862–1866. Игнатий Рождественский 1866–1877. Амвросий Ключарев 1878. Алексий Лавров-Платонов 1878–1883. Михаил Крылов 1883–1885, Александр Светлаков 1885–1892. Тихон Никандров 1892–1899. Парфений Левицкий 1899–1904. Серафим Голубятников 1904–1908. Василий Преображенский 1908. Серпуховское викариат., учр. в 1904 г. Епископы (в Москве): Никон Рождественский 1904–1906. Анастасий Грибановский 1906. Волоколамское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в Троице-Сергиевой Лавре): Христофор Смирнов 1887–1890. (C 13 дек. 1890 г. было вакантно). Арсений Стадницкий 1899–1903. Евдоким Пещерский 1903–1909. Феодор Поздеевский 1909. Нижегородская, учр. в 1672 г. Кафедра в Нижнем-Новгороде Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686. Павел 1686–1696. Трифилий Инихов 1697–1699. Исаия 1699–1708. Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719. Епископы Нижегородскге и Алатырские (до 1799 г.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   В 1918 г. в возрасте 75-ти лет по своему прошению «из-за преклонных лет и по слабости здоровья» был уволен на покой и переехал в горячо любимую им Глинскую пустынь. Здесь, как писал сам о. Феодосий, он «пользовался радушным гостеприимством и вниманием настоятеля, а также родственной любовью Глинской братии» .    10 февраля 1921 г. он подал прошение настоятелю архимандриту Нектарию, в котором писал: «С юных лет я имею к сей святой обители Глинской особенное влечение и душевное расположение, и еще в 1863 г. я полагал здесь начало монастырской жизни, почему и желал бы дожить в оной последние дни моей жизни. А поэтому обращаюсь к Вашему Высокопреподобию и к старшей братии с мой покорнейшей просьбой принять меня на всегдашнее жительство в сию Глинскую рустынь...» .    22 марта 1921 г. архимандрит Феодосий был зачислен в состав братии Глинской пустыни Более поздние сведения о нем не сохранились. Литература    Ведомость мужским и женским монастырям и общинам за 1901 г. СПб., 1902. С. 71. Архивные документы    Прошение архимандрита Феодосия настоятеля Николаевского Одрина монастыря о переводе его в Глинскую пустынь. 1921 г.//ГАКО, ф. 750, оп. 2л, д. 1974. НАСЕЛЬНИК АМВРОСИЙ, ВПОСЛЕДСТВИИ АРХИМАНДРИТ, НАМЕСТНИК ПОЧАЕВСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЛАВРЫ И КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ УСПЕНСКОЙ ЛАВРЫ    Архимандрит Амвросий (в миру Алексей Булгаков) был сыном причетника Курской епархии. После окончания курса в Курском духовном училище, в 1864 году он поступил в Глинскую пустынь. Шесть лет подвизался здесь молодой инок (по всей вероятности, послушание он проходил при больнице обители, т. к. впоследствии стал широко известен как искусный врач). Именно здесь в душе его был заложен тот нравственный фундамент, благодаря которому он не только сам неуклонно шел по спасительному пути, но и других вел за собой, а также оказался способным ревностно исполнять то ответственное служение, которое впоследствии ему было вверено.    В 1870 году о. Амвросий был перемещен в Свияжский монастырь Казанской епархии. В 1875 году рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем этого монастыря, в 1879 году определен экономом Казанского архиерейского дома. В новой должности о. Амвросий был для всех примером. Архиепископ Казанский Палладий высоко ценил его. Это особенно проявилось при выборе настоятеля Михаило-Архангельского Черемисского монастыря . Черемисский монастырь по своему исключительному положению, как монастырь инородческий, требовал себе и настоятеля исключительного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Советы супругам и родителям Выдержки из писем преподобного Антония Оптинского о семье. Антоний Оптинский затрагивал самые разные вопросы по этой теме: обязанности крестных родителей, скорбя матери о неверии сына, воспитание детей и даже выбор невесты. Преподобный Амвросий Оптинский СОВЕТЫ СУПРУГАМ И РОДИТЕЛЯМ   В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов. В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, — пишет богослов С. Н. Булгаков, — старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений… Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть — на бедных»… При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.   О СУПРУЖЕСТВЕ Счастье основано на страхе Божием Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой… Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Преосвященный Амвросий ценил и уважал подвижников-монахов, покровительствовал монастырям. По прибытии своем в Молдавию он посетил Нямецкий монастырь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем знаменитого старца Паисия Величковского (память 15/28 ноября). При жизни архиепископ Амвросий прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти – нетлением останков. Труды: Краткое руководство к оратории российской. – М., 1778, 1791. Три надгробных слова над князем Потемкиным Г. А., из которых «Последнее целование». – Яссы, 1791, М., 1791 и//Северная пчела. – 1848. 208. Перевод с французского: Мильтон Дж. Потерянный рай. – М., 1780, 1785, 1802. Кроме того имелись в рукописях в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии и в архиве Святейшего Синода многие его проповеди, Толкование на книгу пророка Иезекииля, Сравнение истин христианства с началами магометанской религии и др. Литература: Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловс кий. – Нижний Новгород, 1907. – С. 548. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 495. Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 189–198. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб.. 1827. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 148. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 675–676.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества/Составлено по прежним жизнеописаниям и новым источникам прот. С. Четвериковым. Изд. Козельской Оптиной пустыни. [Б. м.], 1912. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. СПб., 1900. Русский общежительный скит Св. Пророка Илии на Афоне. 4-е изд. Одесса, 1913. Святой Преподобный Серафим Саровский чудотворец: Его жизнь и подвиги, с приложением наставлений для монашествующих. Одесса, 1903. Сергей Александрович Рачинский: (Память 25 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 302–326. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1908. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908. То же. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. Старцы о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский //Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 452–620. Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский : Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. 5. Курская губерния (область). Курская, Белогорская (Белгородская), Сумская епархии. История монастырей и церквей Адрес-календарь или Общий штат Курской губернии на 1853 г. Курск, 1853. Анатолий (Ключаров), архимандрит Рыльский. Материалы для истории Курской епархии: (Окончание)//Курские епархиальные ведомости. 1885. 14. С. 699–717. [Рецензия]: Харланов И., свящ. Примечание к статье о. архимандрита Анатолия (Ключарова) «Материалы для истории Курской епархии»//Курские епархиальные ведомости. 1889. 19 С. 329–333. Архимандрит Анатолий: (Некролог)//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 728–730. Булгаков Г. Белгородские торжества церковного прославления св. Иоасафа: 1-я гл. Отчета Курского Знаменского Богородичного Братства. Курск, 1912. Ведомость общего прихода и расхода сумм по содержанию госпиталя монастырей Курской епархии с 19-го августа 1915 года по 1-е января 1918 года//Курские епархиальные ведомости. 1918. 10. С. 221–222.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010